Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ И Л Ь И Ч А > _____ Н А Ш К О Л Ь Н Ы Е Т Е М Ы В середине октября в Ельце проходил всесоюзный семинар учителей начальных классов железнодорожных школ страны. Его участники собрались из са­ мых разных -мест — из Астра­ ханской н Т.Ч)менской областей, Гьрасноярского края и с Байка­ ло-Амурской .магистрали, союз­ ных и автоно.мных республик. Сю.минар длился пять дней, в один из которых его слушатели знакомились с опытом работы учителей начальных 'классов с])едией школы 42 имени Л. Н. Толстого. Прежде всего наши гости по­ бывали в .музее Льва Николае­ вича Толстого. Остальное вре- .мя оин отдали школе; посети­ ли учебные кабинеты, обстоя­ тельно знако.мнлнсь с оформле-^ ннс.м школы и други-ми сторо­ нами ее деятельности. Следует отметить, что приез­ ду гостей не предшествовала, как .что обычно бывает, специ­ альная подготовка. То есть в начальных классах шел обыч­ ный учебный день. Но тут нужно упомянуть об одном обстоятельстве. В нынеш­ нем году от.мечается 125-летие азбуки Л. И. Толстого. Лишь не.многие знают об истории ее появления. Когда Леи Никола­ евич открыл в Ясной Поляне школу для крес'п.янских детей, то его поразила примитивность учебных и наглядных пособий для начинающих школьников. Вот это и побудило его создать для школы простую I доступ­ ную азбуку. На .что е.му потребовался не один год. И в 1866 году она вышла м свет. Нужно сказать, что основы ее сохранены в пер­ воначальном виде н в последу- Ю 1 ЦИХ изданиях азбуки вплоть до наших дней. Азбуку Толсто го .можно безо всякого преуве­ личения назвать азбукой жиз­ ни. Л. Н. Толсто!! каждую букву алфавита сопровождал собствен­ ными рисунками, словами, в которых она наиболее часто 2 ноября 1991 г. * 132 (7407) * 2 Дети чтут великого писателя употреблялась. С .чтой же целью писал к 1 Ш.Л 1 небольшие поучи­ тельные рассказы, басенки п т.д. А учитель может найти в его азбуке методические советы по преподаванию гра.млатикн, обучению детей правильному и гра.мотному чтению. Более того, в ней даже заложены азы ариф­ метики. По.чт(!му-то толстовская азбука оказалась такой долго­ жительницей. Сами учащиеся школы поста­ рались полнее раскрыть участ- ника.м се.минара такие те.мы, как «Жизнь и деятельность Л. П. Толстого». «Толстой и дети», «Детская литература и Толстой»- Члены школьного клуба «Зе­ леная палочка», руководит ко­ торым учительница русского языка и литературы Серафи.ма Фсдотьевна Дьяконова, в до.чод- чНвой и увлекательной форме рассказали гостям о Ясно-По- лянской школе, которую осно­ вал Лев Николаевич, о самой усадьбе Толстых. <-Зе.ленопалоч- иики;> сделали это так искусно, что участники семинара, делясь своими выводами, с восхищени- е.м говорили, что у них созда­ лось такое впечатление, будто они сами побывали в Ясной По­ ляне, в топ школе, побродили по аллеям векового парка, по­ сидели в заду.мчивостн на его скамейках. Удивили участников семина­ ра своим глубоким знанием аз­ буки Толстого, его детских про- нзпедепий. основных Нех из ншз- ии и творчества великого .мыс- -лителя учащиеся <А > класса в.месте со своей учительиицс4| Зинаидой Ивановной Тол.чаче- вой. Они с детской непосредст­ венностью и в то же время с определенной искусностью про демонстрировали свою любовь и глубокое почтение к Толстому. Интересно было построение са.мого, можно сказать, показа тельного урока. Все третьеклас­ сники разбились на пять групп. Они изображали собой «мура­ вейники». Может возникнуть вопрос; почему именно мура­ вейники?, Те, кто хотя бы не.мно- го знако.м с тпорчестБо.м Льва Николаевича для детей, знают II ПОМНЯТ, что ОН ДОВОЛЬНО час­ то использовал в своих расска­ зах, баснях трудолюбивые, друж­ ные н слаженные ;чуравышые семьи, которые всегда к рабо­ те и всегда готовы постоять за себя. Этим са.мым писатель как бы с ранних лет прививал де- тя.м любовь к труду, дружбе и в то же вре.мя учил их свобо- ■Долюбию и независимости. Вот почему третьеклассники по ре- ко.мендации С. Ф. Дьяконовой и остановн.ли свой выбор на этом иносказательном образе. Каждый «.муравейник» имел свою задачу, которая .хранилась в глубокой тайне, и никто из остальных ребят о ней ничего не знал. Например, первый из них самостоятельно подготовил загадки из азбуки Толстого. А они довольно трудные и слож­ ные, но, как правило, пресле­ дующие воспитательные и нра­ воучительные цели. Остальные участники Должны были отга­ дать их. Ч.зены второго «муравейни­ ка» читали отрывки из 1 )асска- зов, басен писателя, а други.м необходимо -было назвать по .этим отрывкам само произведе­ ние. Третьи произносили пого­ ворки и пословицы, по Которым нужно было ответить, в каких произведениях использовал их Л. Н. Толстой. Наиболее сложной была зада­ ча у четвертого «.муравейника-». Его участники инсценировали отрывки из детских рассказов I некоторые небольшие басен ки писателя. По этн.м сцеинчес- ки.м картинкам нужно было опять-таки определить название произведения. А вот пятая группа подгото­ вила одну из игр, которые но .множестве приду.мывал и ис­ пользовал Лев Николаевич для своих ясно-по.тянских школьни­ ков. Но этим «.Муравейника.м» подготовили своеобразны!! экза­ мен члены клуба «Зеленая па­ лочка». Они вручили каждому из них по два рисунка, взятые из тех, что были отобраны на недавно состоявшемся в школе конкурсе юных художников но произведениям Толстого. И но этим рнсунка.м участника.м не- обходп-мо было назвать, к ка­ кому из них подготовлены эти иллюстрации. Надо сказать, что все это про­ исходило в такой непосредствен­ ной форме и натуральной обста­ новке. что сами участники се­ минара непроизвольно (разуме­ ется. .между собой и неза.метно для детей) нриннлп участие в этом увлекательном и в то же вре.мя глубоко познавательном уроке. П-рп.мечателен и такой штрих. Начало и конец урока соП])овождался музыкой вальса, которую написал са.м Толстой. Мало кто знает, что .'1ев Нико­ лаевич был Оольши.м мелома ном. увлекался музыкой, са.м хорошо музицировал и сочинял даже .небольшие музыкальные цроизведення. Наши члены клуба разыскали один из валь- сч)в, созданных им. и записа­ ли его на пленку. В семье Льва Никалайви(Ча вечррамн все собирались в гостиной, и каждьп) занп.мался свон.м лш- би-мым дело.м. У них стало традицией; перед иачалЬм этих зшгятий звучала музыка именно .этого вальса. Все «.муравейники» показали отличные знания по азбуке Тол­ стого, его произведений для де­ тей. Трудно кого-либо из них было выделить. Но ■псс-таки по­ бедителем заслун^онно был при знан четверть!!! «муравейник->. Все.м пришлись по дупю их бесхитростные, но с детской не­ посредственностью исполненные инсценировки. А в этой группе были заняты Таия Гришина, Ро ма Костром!!!!, Оля Ми.чяева, Вика Кузовлева, Сережа Сизых и Катя Коростелева. Л за все.м эти.м стоит огромный труд их наставницы '3, И. Тол.мачевой. По призианнк' самих участии ков се.минара, посещение нашей школы 1 Жтавнло у них глубокое впечатление и дало и.м много полезного в пре.дстоящей прак­ тической работе со своими на­ чальными классами. В книге отзывов они ;^аш 1 сал 1 ! слова благодарности и восхищения по­ становкой работы по использо­ ванию в школе величайшего пе­ дагогического наследия Л. Н. Толстого. Хочется дословно при­ вести этот отзыв; «Огромное спасибо за благоговейную па­ мять Льва Пшеолаевича Толсто­ го. В школе чувствуется дух и атмосфера толстовской мысли. С И! 1 тересо.м посмотрели школу и.чени Толстого. Надолго запом ннтся посещение вашей школы. Успехов вам, юные толстовцы»». Безо всякого преувеличения мо :!»!!0 сказать, что огромный труд, не жалея сил и вре.менн, отдает пропаганде п внедрению .этого наследия наша учительни­ ца Серафима Федотьевна Дья­ конова. В пропаганде толстовс- ■кого наследия самое активное участие приин.мают члены клу­ ба «Зеленая палочка- Юля Чернова, Галя Пономарева, Ю ля Кузина, Таня Жпляева, Лена Долгих, Таня Цыганова и другие. Сейчас н.'И'иы клуба заняты деятельной подготовко)! ко вто рому слету учащихся школ, но сящ'их имя Л. Н. Толстого, ко­ торый состоится летом будуще го года в Ясной Поляне. А по­ том через три года, то есть в 1 9 9 5 году, тако!! слет пройдет в наше!! п1Коле. Т. С Ы С О Е В А , заместитель директора школы по воспитательной работе. В исполкоме поссовета Недавно состоялось очеред­ ное заседание исполко.ма пос­ совета. на котором был рас­ смотрен вопрос «О состоянии учета граждан в улучшении жилищных условий н мерах по со(5люяеиню законодате.ль- ства при распределении жилья в коллективах электромехани­ ческого и силикатного цехов». Было отмечено, что учет очередности иа жилье ■на дан­ ных иредириятнях ведется на основании поданных заявлений. Заведены книги региуграции иуищающихся в 1 Толученин и.’ш расширении жилплощади. В.месте с те.м выявлен ряд педостатков. Так. списки оче­ редников ежегодно не иере- сматриваются и не представ­ ляются в исиатаом поссовета. Руководителями предприя­ тий не назначены ответствен­ ные лица зв ведение д-ел< 1 - производс’тва, эти.м аанн.мают- ся председатели профсоюэнььх ко.митетов. В учетных книгах отсутствуют акты проверок ЖИЛ1ШШЫ?; услоВ1!й заявите­ лей. :цп'П!е докуменпы, В целя.ч недопущения нару­ шений жилищного зако'Н'ода- тельства. нспазком обязал ру- ководит!»лей п-редприятин уси- сипь контроль за состоянием учета очередности на кварти­ ры. Необходимо ежегодно с 1 января до 1 апреля прово­ дить перерегистрацию очеред­ ников. вывешивать их списки на ВИДНО!! -! 1 есте. В ближш!- шее время назначить ответст- ве.!!НЫ-х Щ! делоп(ро!шводс1во ЛИЦ, актнвнз1!1ювать работу ж илищио -бьггов ьи комисс и(5, За нсполяение.м этих решений со стороны исиалко.ма будет устажов-зеи контроль. На.мечены и другие меры, которые И031ЮЛЯТ полнее соб­ людать жилищное закенода- тельство. История Красной площади продолжается... Наша центральная площадь, Сердцевина Мос-К!вы, превра­ тившаяся за многие века из первоначально -торговой в арену .многих ва'жных собы­ тий русской нс-тории. С пер­ вых после\революционных лет стала местом проведения, де­ монстраций трудящихся сто­ лицы, военных парадов, .мае. совых торжеств. По брусчатке Красной площади цокали ко­ пыта лошадей командармов и грохотали танки и ракеты. Слышала площадь и ликую­ щие крики демонстрапДов. ког­ да иоядлялись на трибуне Мавзолея народные вожди. Сейчас, среди споров о луч­ шем месте захоронения Ле­ нина, 1 - течение.м вре.менн ста­ ло видно, что в револи'Ц ионные двадцатые, исиоизьзуя искрен- шою скорбь народа, правите . 1 Ы-ТШ 1 позаботилось о созда­ нии одной из самых грандиоз­ ных .-дагенд нашего вре.чени. Фигура вождя из «простого как правда» человека П1>евра- щалась в коммуннстиче-сюш тотем. Ведь по замыслам спе­ циальной ко-миссии. создавал­ ся не обычный !!адгробнь!й .монумент, а «».монумент-три­ буна, зовущий к жизни и борь­ бе»... В те годы неко-му было вы­ сказать мысль, что усыпаль­ ница и трибуна несовмести-мы Странно вспо.мнить. как руко­ водители г-осударст«а. почти­ тельно возложив венки к под- Н'-жию Мавжчзея п отстояв подобающую «минуту .мо.тча- !шя», нодни.чались на не.- и прнн 1 !мали букеты от прина- Р’Гженнык пионер г. Те.м не менее Мавзолей Ленина всегда бы.т местом массового покло- нешим н наиболее посещае­ мым ! 1 амятннком -Мсюквы. Но обе сгориш Мавзолея разки'щаетея небольшое, но... ьла.дбище, официально нмепу- т емое реватюционным ненро- п-оле.м, начало которому было положено в семнадцатом брат­ скими .могилами защитников нов.м! власти. Предпмагалось захоронение на красном пого­ сте героев революции. Но вре­ мя смешало первоначальные замыслы. Сейчас это место успокоеш 1 я не только героев й вождей революции. но и жертв катастроф. Здесь .можно сжидеть ряде.!, могилы мини­ стра черной металлургии н палача-прокур.>ра тридцатых. Что же. ;’то история... Ни Б одной стране .мира пет цен '))альй< 01 ; ;‘лощадп столи­ цы столь :»щадбишеобрааной Но пока никого это нс смуща- , Считалось, что не трево­ жат умерших жзики демонст­ рантов, грохот танковых гусе­ ниц и радостные призывы по радио. Сейчас неизвестно, состоит­ ся ли военный парад на Кра слои площади. Останется л «1 Мавзолей В И Ленина и кто в.зойдс'т на него и будущем. История Красной площади про л.азяшется.,. На снимках; немного оста­ лось у Мавзо.зея от пышнос­ ти официальных венков; парад войск Красной .Ур.мип 7 ноября 1922 года; защитницы Ильича. Фото В. Христофорова. (Фотохроника Т-\СС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz