Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ И Л Ь И Ч А > _____ Н А Ш К О Л Ь Н Ы Е Т Е М Ы В середине октября в Ельце проходил всесоюзный семинар учителей начальных классов железнодорожных школ страны. Его участники собрались из са мых разных -мест — из Астра ханской н Т.Ч)менской областей, Гьрасноярского края и с Байка ло-Амурской .магистрали, союз ных и автоно.мных республик. Сю.минар длился пять дней, в один из которых его слушатели знакомились с опытом работы учителей начальных 'классов с])едией школы 42 имени Л. Н. Толстого. Прежде всего наши гости по бывали в .музее Льва Николае вича Толстого. Остальное вре- .мя оин отдали школе; посети ли учебные кабинеты, обстоя тельно знако.мнлнсь с оформле-^ ннс.м школы и други-ми сторо нами ее деятельности. Следует отметить, что приез ду гостей не предшествовала, как .что обычно бывает, специ альная подготовка. То есть в начальных классах шел обыч ный учебный день. Но тут нужно упомянуть об одном обстоятельстве. В нынеш нем году от.мечается 125-летие азбуки Л. И. Толстого. Лишь не.многие знают об истории ее появления. Когда Леи Никола евич открыл в Ясной Поляне школу для крес'п.янских детей, то его поразила примитивность учебных и наглядных пособий для начинающих школьников. Вот это и побудило его создать для школы простую I доступ ную азбуку. На .что е.му потребовался не один год. И в 1866 году она вышла м свет. Нужно сказать, что основы ее сохранены в пер воначальном виде н в последу- Ю 1 ЦИХ изданиях азбуки вплоть до наших дней. Азбуку Толсто го .можно безо всякого преуве личения назвать азбукой жиз ни. Л. Н. Толсто!! каждую букву алфавита сопровождал собствен ными рисунками, словами, в которых она наиболее часто 2 ноября 1991 г. * 132 (7407) * 2 Дети чтут великого писателя употреблялась. С .чтой же целью писал к 1 Ш.Л 1 небольшие поучи тельные рассказы, басенки п т.д. А учитель может найти в его азбуке методические советы по преподаванию гра.млатикн, обучению детей правильному и гра.мотному чтению. Более того, в ней даже заложены азы ариф метики. По.чт(!му-то толстовская азбука оказалась такой долго жительницей. Сами учащиеся школы поста рались полнее раскрыть участ- ника.м се.минара такие те.мы, как «Жизнь и деятельность Л. П. Толстого». «Толстой и дети», «Детская литература и Толстой»- Члены школьного клуба «Зе леная палочка», руководит ко торым учительница русского языка и литературы Серафи.ма Фсдотьевна Дьяконова, в до.чод- чНвой и увлекательной форме рассказали гостям о Ясно-По- лянской школе, которую осно вал Лев Николаевич, о самой усадьбе Толстых. <-Зе.ленопалоч- иики;> сделали это так искусно, что участники семинара, делясь своими выводами, с восхищени- е.м говорили, что у них созда лось такое впечатление, будто они сами побывали в Ясной По ляне, в топ школе, побродили по аллеям векового парка, по сидели в заду.мчивостн на его скамейках. Удивили участников семина ра своим глубоким знанием аз буки Толстого, его детских про- нзпедепий. основных Нех из ншз- ии и творчества великого .мыс- -лителя учащиеся <А > класса в.месте со своей учительиицс4| Зинаидой Ивановной Тол.чаче- вой. Они с детской непосредст венностью и в то же время с определенной искусностью про демонстрировали свою любовь и глубокое почтение к Толстому. Интересно было построение са.мого, можно сказать, показа тельного урока. Все третьеклас сники разбились на пять групп. Они изображали собой «мура вейники». Может возникнуть вопрос; почему именно мура вейники?, Те, кто хотя бы не.мно- го знако.м с тпорчестБо.м Льва Николаевича для детей, знают II ПОМНЯТ, что ОН ДОВОЛЬНО час то использовал в своих расска зах, баснях трудолюбивые, друж ные н слаженные ;чуравышые семьи, которые всегда к рабо те и всегда готовы постоять за себя. Этим са.мым писатель как бы с ранних лет прививал де- тя.м любовь к труду, дружбе и в то же вре.мя учил их свобо- ■Долюбию и независимости. Вот почему третьеклассники по ре- ко.мендации С. Ф. Дьяконовой и остановн.ли свой выбор на этом иносказательном образе. Каждый «.муравейник» имел свою задачу, которая .хранилась в глубокой тайне, и никто из остальных ребят о ней ничего не знал. Например, первый из них самостоятельно подготовил загадки из азбуки Толстого. А они довольно трудные и слож ные, но, как правило, пресле дующие воспитательные и нра воучительные цели. Остальные участники Должны были отга дать их. Ч.зены второго «муравейни ка» читали отрывки из 1 )асска- зов, басен писателя, а други.м необходимо -было назвать по .этим отрывкам само произведе ние. Третьи произносили пого ворки и пословицы, по Которым нужно было ответить, в каких произведениях использовал их Л. Н. Толстой. Наиболее сложной была зада ча у четвертого «.муравейника-». Его участники инсценировали отрывки из детских рассказов I некоторые небольшие басен ки писателя. По этн.м сцеинчес- ки.м картинкам нужно было опять-таки определить название произведения. А вот пятая группа подгото вила одну из игр, которые но .множестве приду.мывал и ис пользовал Лев Николаевич для своих ясно-по.тянских школьни ков. Но этим «.Муравейника.м» подготовили своеобразны!! экза мен члены клуба «Зеленая па лочка». Они вручили каждому из них по два рисунка, взятые из тех, что были отобраны на недавно состоявшемся в школе конкурсе юных художников но произведениям Толстого. И но этим рнсунка.м участника.м не- обходп-мо было назвать, к ка кому из них подготовлены эти иллюстрации. Надо сказать, что все это про исходило в такой непосредствен ной форме и натуральной обста новке. что сами участники се минара непроизвольно (разуме ется. .между собой и неза.метно для детей) нриннлп участие в этом увлекательном и в то же вре.мя глубоко познавательном уроке. П-рп.мечателен и такой штрих. Начало и конец урока соП])овождался музыкой вальса, которую написал са.м Толстой. Мало кто знает, что .'1ев Нико лаевич был Оольши.м мелома ном. увлекался музыкой, са.м хорошо музицировал и сочинял даже .небольшие музыкальные цроизведення. Наши члены клуба разыскали один из валь- сч)в, созданных им. и записа ли его на пленку. В семье Льва Никалайви(Ча вечррамн все собирались в гостиной, и каждьп) занп.мался свон.м лш- би-мым дело.м. У них стало традицией; перед иачалЬм этих зшгятий звучала музыка именно .этого вальса. Все «.муравейники» показали отличные знания по азбуке Тол стого, его произведений для де тей. Трудно кого-либо из них было выделить. Но ■псс-таки по бедителем заслун^онно был при знан четверть!!! «муравейник->. Все.м пришлись по дупю их бесхитростные, но с детской не посредственностью исполненные инсценировки. А в этой группе были заняты Таия Гришина, Ро ма Костром!!!!, Оля Ми.чяева, Вика Кузовлева, Сережа Сизых и Катя Коростелева. Л за все.м эти.м стоит огромный труд их наставницы '3, И. Тол.мачевой. По призианнк' самих участии ков се.минара, посещение нашей школы 1 Жтавнло у них глубокое впечатление и дало и.м много полезного в пре.дстоящей прак тической работе со своими на чальными классами. В книге отзывов они ;^аш 1 сал 1 ! слова благодарности и восхищения по становкой работы по использо ванию в школе величайшего пе дагогического наследия Л. Н. Толстого. Хочется дословно при вести этот отзыв; «Огромное спасибо за благоговейную па мять Льва Пшеолаевича Толсто го. В школе чувствуется дух и атмосфера толстовской мысли. С И! 1 тересо.м посмотрели школу и.чени Толстого. Надолго запом ннтся посещение вашей школы. Успехов вам, юные толстовцы»». Безо всякого преувеличения мо :!»!!0 сказать, что огромный труд, не жалея сил и вре.менн, отдает пропаганде п внедрению .этого наследия наша учительни ца Серафима Федотьевна Дья конова. В пропаганде толстовс- ■кого наследия самое активное участие приин.мают члены клу ба «Зеленая палочка- Юля Чернова, Галя Пономарева, Ю ля Кузина, Таня Жпляева, Лена Долгих, Таня Цыганова и другие. Сейчас н.'И'иы клуба заняты деятельной подготовко)! ко вто рому слету учащихся школ, но сящ'их имя Л. Н. Толстого, ко торый состоится летом будуще го года в Ясной Поляне. А по том через три года, то есть в 1 9 9 5 году, тако!! слет пройдет в наше!! п1Коле. Т. С Ы С О Е В А , заместитель директора школы по воспитательной работе. В исполкоме поссовета Недавно состоялось очеред ное заседание исполко.ма пос совета. на котором был рас смотрен вопрос «О состоянии учета граждан в улучшении жилищных условий н мерах по со(5люяеиню законодате.ль- ства при распределении жилья в коллективах электромехани ческого и силикатного цехов». Было отмечено, что учет очередности иа жилье ■на дан ных иредириятнях ведется на основании поданных заявлений. Заведены книги региуграции иуищающихся в 1 Толученин и.’ш расширении жилплощади. В.месте с те.м выявлен ряд педостатков. Так. списки оче редников ежегодно не иере- сматриваются и не представ ляются в исиатаом поссовета. Руководителями предприя тий не назначены ответствен ные лица зв ведение д-ел< 1 - производс’тва, эти.м аанн.мают- ся председатели профсоюэнььх ко.митетов. В учетных книгах отсутствуют акты проверок ЖИЛ1ШШЫ?; услоВ1!й заявите лей. :цп'П!е докуменпы, В целя.ч недопущения нару шений жилищного зако'Н'ода- тельства. нспазком обязал ру- ководит!»лей п-редприятин уси- сипь контроль за состоянием учета очередности на кварти ры. Необходимо ежегодно с 1 января до 1 апреля прово дить перерегистрацию очеред ников. вывешивать их списки на ВИДНО!! -! 1 есте. В ближш!- шее время назначить ответст- ве.!!НЫ-х Щ! делоп(ро!шводс1во ЛИЦ, актнвнз1!1ювать работу ж илищио -бьггов ьи комисс и(5, За нсполяение.м этих решений со стороны исиалко.ма будет устажов-зеи контроль. На.мечены и другие меры, которые И031ЮЛЯТ полнее соб людать жилищное закенода- тельство. История Красной площади продолжается... Наша центральная площадь, Сердцевина Мос-К!вы, превра тившаяся за многие века из первоначально -торговой в арену .многих ва'жных собы тий русской нс-тории. С пер вых после\революционных лет стала местом проведения, де монстраций трудящихся сто лицы, военных парадов, .мае. совых торжеств. По брусчатке Красной площади цокали ко пыта лошадей командармов и грохотали танки и ракеты. Слышала площадь и ликую щие крики демонстрапДов. ког да иоядлялись на трибуне Мавзолея народные вожди. Сейчас, среди споров о луч шем месте захоронения Ле нина, 1 - течение.м вре.менн ста ло видно, что в револи'Ц ионные двадцатые, исиоизьзуя искрен- шою скорбь народа, правите . 1 Ы-ТШ 1 позаботилось о созда нии одной из самых грандиоз ных .-дагенд нашего вре.чени. Фигура вождя из «простого как правда» человека П1>евра- щалась в коммуннстиче-сюш тотем. Ведь по замыслам спе циальной ко-миссии. создавал ся не обычный !!адгробнь!й .монумент, а «».монумент-три буна, зовущий к жизни и борь бе»... В те годы неко-му было вы сказать мысль, что усыпаль ница и трибуна несовмести-мы Странно вспо.мнить. как руко водители г-осударст«а. почти тельно возложив венки к под- Н'-жию Мавжчзея п отстояв подобающую «минуту .мо.тча- !шя», нодни.чались на не.- и прнн 1 !мали букеты от прина- Р’Гженнык пионер г. Те.м не менее Мавзолей Ленина всегда бы.т местом массового покло- нешим н наиболее посещае мым ! 1 амятннком -Мсюквы. Но обе сгориш Мавзолея разки'щаетея небольшое, но... ьла.дбище, официально нмепу- т емое реватюционным ненро- п-оле.м, начало которому было положено в семнадцатом брат скими .могилами защитников нов.м! власти. Предпмагалось захоронение на красном пого сте героев революции. Но вре мя смешало первоначальные замыслы. Сейчас это место успокоеш 1 я не только героев й вождей революции. но и жертв катастроф. Здесь .можно сжидеть ряде.!, могилы мини стра черной металлургии н палача-прокур.>ра тридцатых. Что же. ;’то история... Ни Б одной стране .мира пет цен '))альй< 01 ; ;‘лощадп столи цы столь :»щадбишеобрааной Но пока никого это нс смуща- , Считалось, что не трево жат умерших жзики демонст рантов, грохот танковых гусе ниц и радостные призывы по радио. Сейчас неизвестно, состоит ся ли военный парад на Кра слои площади. Останется л «1 Мавзолей В И Ленина и кто в.зойдс'т на него и будущем. История Красной площади про л.азяшется.,. На снимках; немного оста лось у Мавзо.зея от пышнос ти официальных венков; парад войск Красной .Ур.мип 7 ноября 1922 года; защитницы Ильича. Фото В. Христофорова. (Фотохроника Т-\СС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz