Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ ИЛЬИЧА*. 29 января 1991 г. № 12 (7287) Из опыта работы педколлектива Лев-Толстовекой средней школы Единство обучения и воспитания Педагогический коллектив нашей школы старается решать задачи по об^'чению и воспита­ нию подрастающего поколения в соответствии с требованиями жизни. И учителя, и воспита­ тели стремятся, чтобы учебно- воспитательный прсцесс был сориентирован па всестороннее развитие ученика, формирова­ ние у него активной жизненной позиции на основе глубокого- уважекия личнссти рюбенка, разумной требовательности, подлинной де.мократизации от1 ношений во всех звеньях дет­ ского коллектива, содр^ткества в делах педагогов, учащихся, родителей и общественности. Третий год школа работает над темой «Единство обучения и воспига 1 Ния в учебной и вне­ урочной работе с учащимися*., ■изменяя лишь подтемы. В про- шло.м году школа работала над темой «Дифференциация обу­ чения», в нынешнем — «По ­ вышение качества знаний и уровня воспитанности учащих­ ся на основе совершенствования м,етодов обучения и воспита­ ния». Учителя школы нашли нема­ ло путей, позволивших ицтен- оифицировать учебный про­ цесс, углубить знания учащих­ ся, привить им интерес и на­ выки к самостоятельной рабо­ те со справочной литературой. Это стало воз.можным благо­ даря высоко.му профессиональ­ ному мастерству педагогов шко­ лы. Сегодня в школе работа­ ет 46 учителей и воспитателей. Из них: 40 — с высши.м обра- зование.м. пять — со средне- специальным, одна — заочни­ ца. Одному учителю присвоено зван'не учитель-методист, одно­ му воспитателю — звание вос- питатёль-методист, двум учите­ лям — звания старший учи­ тель. Кроме того, эффективны­ ми методнка.ми проведешгя у'ро- КО'В. новы.ми подходами к про- блема.м обучения и воспитания вооружает учителей школы знакомство с работой передо­ вых учителей страны. Четкое конструирование учеб- , кого материала, выделение спор н опорных сигналов ха­ рактерно для уроков В. Г. Се- ливансва. Учитель во вре.мя урока выделяет из большого объема новой кнфор.мацин глав1ное, акцентирует на не.м внимание учащихся, которые ведут опорные конспекты, Т. В. Шляпина сочетает про­ блемное изложение нового ма­ териала с объяслительно-иллю- стратиБны.м методом. Объеди­ нение материала в блок, дает возможность учителю использо­ вать' больше времени за­ крепление материала, решение практических задач. Второй год работает над ме­ тодикой уроков-практику'мов по русскому языку В. П. Челюка- нова. Учителя активно применяют в старших классах лекционные и се.лшиарские занятия, уроки- зачеты. На высоком научнам уровне, с должной полнотой и глубиной, оисте.лшо излагают .материал лекции. соблюдая принцип доступности обучения, определяя оптимальный объем изучаемого .материала и созда­ вая проблемные ситуации, учи­ теля Л. Г. Гончарова, В. И. Больных, Т. Н. Власова. Н. В. Жданова, О. В. Новикова. Успешно применяют такие формы урока, как «телемосты», Т. Н. Власова, деловая игра — Н. В. ЖданО'ва. Большое значение для по­ вышения качества знаний, уме­ ний и навыков имеет диффе­ ренцированный подход в обу­ чении, использсвание индиви- дучль'ных заданий для слабых и сильных учащихся. В практику учебно-воспита- телбного процесса входят и со­ беседования. Организация ин­ дивидуальных ' контрольных бесед учителя с учащимися способствует более обстоятель- но.му выявлению их знаний. Опрос отдельных учащихся ведется в то вре.мя, когда ос­ новной состав класса занима­ ется повторением учебного ма­ териала и систе.матизацией зна. ний. Повышению качества знаний учащихся способствует также внеклассная работа по пред.ме- ту. В системе ведут предмет­ ные кружки В. Й. Вольных, Н. М. Ер.макова, Л. Г. Гонча­ рова, Н. В, Жданова, В. Г. Селиванов, В. В. Лазутин. Воз.можность ' выявить, как развиваются ученики с высоки- .ми и высши.ми учебны.ми воз­ можностями дают школьные олимпиады. Всегда занимают призовые места в районных оли-мпиадах учащиеся, с ко­ торыми занимаются В. Н. Боль­ ных, М. М. Матюнина, Н. В. Жданова. Прочно вошли в практику ■работы и общественные смот­ ры знаний. Как особая форма организации обучения, они по­ зволяют определить) уровень знаний у отдельных учащихся. Общественные смотры знаний стрюятся на сочетании фрон­ тальных, групповых и индиви­ дуальных форм обучения. Осо­ бенно они важны с воспитатель­ ной точки зрения, так как спла­ чивают коллектив, формируют ответственное отношение к учению. Хорошо проходят об­ щественные с.мотры у таких учителей, как Т. Н. Власова,, Л. Г. Гончарова, Н. М. Ер.ма- кова, В. И. Вольных. Повышению качества знаний учащихся служат также пра­ вильное применение техничес­ ких средств обучения, нагляд­ ных пособий _при проверке до- .машних заданий, при изучении и закреплении нового материа­ ла. Задачу повышения са.мостоя- тельносги учащихся решают учителя, стараясь вовлечь ре­ бят в разнообразные виды де­ ятельности, и совет школы, в который входят учащиеся каж­ дого класса. Совет школы ре­ шает разнообразные задачи ор­ ганизации учебной и воспита­ тельной работы. Много сил отдает педколлек­ тив работе с родителями, ис­ пользуя разнообразные фор.мы; родительские конференции, ве­ чера типа «От всей души», дни открытых дверей, собрания по .мшфорайонам, конференции отцов, конку'рсы на лучшую семью года. Работа школы, всего педкол. лектива обычно оценивается конечным результатом. Итогом учзебно-познавательной дея­ тельности учащихся за учеб­ ный год служат выпу'скные эк­ замены. Учащиеся сдают их успешно. Приемные экзамены в институты и техникумы про­ веряют гот(жность учеников практически при.менять полу­ ченные знания. Так, за пять лёт в учебные заведения (институ­ ты и техникумы) поступили 53 из 162 вьшускшшов' школы, из них в пединституты — 23, в педучилища — 9 человек. Но есть у нас и нерешенные цробле.мы. ]\1ы не выполняем еще роли «школа — центр вос­ питательной работы в микро­ районе», нет комнаты для за­ нятий с подростками. Отдель­ ные учебные кабинеты не от­ вечают совре.мепным требова­ ниям. Нет воз.можности начать углубленное иучение пред,ме- тов. Имеются большие ущуще- ния в воспитательной работе: учащиеся допускают правона­ рушения. Над всем этим и предстоит работать. В. МИЛЯЕВА, директор школы. Состоялся семинар Очередной районный семинар для директорюв и их замести­ телей по учебно-воспитательной работе, проходивший не так давно в Лев-Толстовской сред­ ней школе, представлял собой творческий отчет педколлекти­ ва по те.ме «Ссвершеиствованне фор.м и -методов обучения уча­ щихся в ходе перестройки шко­ лы на совре.менном этапе». Данная средняя школа для проведения подобного семинара была выбрана не случайно. Она является опорной по методиче­ ской работе в районе. В тече­ ние учебного года здесь прово­ дятся консультации для учите­ лей, получивших рекомендации по аттестации, открытые уроки, недели молодого учителя, ра­ ботают методические объедине­ ния учителей начальных клас­ сов. русского языка и литера­ туры. мате.матшсн. классных руководителей. В ходе семинара директора и их за.местители по учебно-во­ спитательной работе могли по­ сетить различные открытые уроки и внеклассные меропри­ ятия. Открытые уроки по .ма­ тематике в день се.мннара про­ водили учителя Л. Г. Гончаро­ ва. Е. В. Стукалова, Н, А. Ба­ лабанова н Н, Г. Полежаева, работу клуба веселых матема­ тиков организовала В. И. Боль­ ных. Учитель русского языка В. П. Челюканова провела урок-практикум в восьмо.м -«Б» классе, а учитель начальных классов Н. П. Карасева — от­ крытый урок по русскому язы­ ку в четвертом «Б » классе. Открытые уроки по др>тпм пред.метам показали: по анг­ лийскому языку — Г. И, Се­ славинская. по физике — ’т. В Шляпина. по географии Т. Н. Власова, по чтению — Т. В. Мачнева, по физкультуре — В. В. Максимов, деловую игру «Этиловый спирт» на уро­ ке хи.мин в десято 1.\1 классе — Н. В. Жданова. Из открытых внеклассных .мероприятий участники семина­ ра пос.мотрелн: инсценировку сказки Ш. Перро «Красная шапочка», подготовленную для учащихся шестых классов Е. В. Прониной, занятие драмкруж­ ка, спектакль С. Маршака «Т е ­ ремок» (руководитель кружна Л. Н. Полянская) и игру «По ­ ле чудес» для учащихся девя­ тых. десятого и одиннадцатого •классов (провела С. Д. Хаки- на). В заключение состоялась яр.марка-распродажа поделок учащи.хся. С отчето.м по те.ме «Совер­ шенствование организационных форм и методов обучения уча­ щихся в учебной и внеклассной работе в ходе перестройки школы на современно.м этапе» выст\тшла директор школы В. В. Миляева. Выступление завуча А. К. Лазутиной назы­ валось « ’результатизность ме­ тодической работы с кадра.ми в школе» Н. ПАНКРАТОВА. заведующая .методическим кабинетс.м отдела народного образования райисполкома. Двадцать шесть лет работа­ ет учителв.м математики в Лев- Толстовской средней школе Валентина Ивановна Больных. Сегодня она — старший учи­ тель. отличите просвещения СССР. награждена орденом Тр.удового Красного Знамени. На снимке; В. П. Больных ведет занятие кружка юных .мате.матиков. Фото А. Гавриловой. Деньги — детдому На ярмарке поделок учащих­ ся школы можно было купить немало интересных и нужных вещей. Здесь были поделки из ■дерева и .металла, сшитые и вя­ заные вещи, сумки. Изготови­ ли эти поделки учащиеся пя­ тых — седьмых классов шко­ лы. Много поделок представи­ ли на яр.марку и учащиеся из гр^чш -продленного дня. Про­ давцы веселой ярма'рки ветре, чали своих покупателей в яр­ ких национальных костюмах. Вырученные во время яр­ марки деньги будут отпра'вле- ны в специальный детский дом города Лебедяни воспитанникам подшефной гр^тшы «Солныш­ ко». Учащиеся школы впервые ездили в этот детский до.м в декабре 1989 года. Именно тогда на сберкнижки каждого из 10 воспитанников группы «Солнышко» были сделаны вклады по 30 рублей, И тради. ция эта будет продолжена. И. МАЧНЕВА, секретарь школьного комитета ко.мсо.мола. Приглашает игра „Поле чудес <4 Необычным было это засе­ дание клуба группы «Риск» — его члены стали участниказга игры «Поле чудес». Игра про­ водилась впервые, и поэтому вызвала повьппенный интерес и у самих учащихся, и у гостей школы. Условия игры бь:ли такими же. как и в популярной теле­ передаче. «П оле », изготовлен­ ное р>жами учащихся, как и в передаче, могло объявить ко­ го-то банкротом. К 1 «му-то уве­ личить количество набранных очков, а могло «выдать» и «пе­ реход хода». Поэтому члены группы «Риск- — }'чащ 1 ;еся старших классов А. Стр^ъ'оз, О Рамашин. Л. Абрамова, Р. Голышев. Г . ' Ерйна, С. Востри­ ков, В. Кузовлев. А. Кузовлез и О Брянкина — еще до чбъ- явлёния начала игры заметно волновались. Когда началась игра, волне­ ние охватило и зрителей. Два­ жды Владимир Кузовлев отга­ дывал подряд три б^жвы и. казалось бы, должен был полу­ чить приз-капитал, но дважды коробочка оказывалась пихтой (деньги были в соседней). Вро­ де везло в щре и Г. Ериной — отгадала сразу две б^жвы. мож­ но было бы и все слово наз­ вать и выйтн в финал... Она же продолжила игру, чтобы отгадать третью букву, и тут выпал «переход .хода.-. Явно не повезло в :пре Олегу Ргма- ип:пу — сделать свей ход ему ■гак ни рану и не удалось. Иг­ равший перед ним Александр Стр\жов назвал правильно и буквы, н все слово. В финал'вышли трое: Гг-лт!- на Ери 1 а, Владимир Кузовлев н Александр Струков. Больше всех баллов заработала Гали­ на. но финальную игру выиг­ рал Александр. Он имел пра­ во выбрать себе призы на 105 баллов, но согласился сыграть в с^тгеригру с ведущей. Риск­ нул — и вьшграл,- так как от­ гадал пословицу «Труд кор.мит, а лень портит\ Спонсоро.м игры выступил сов.хоз и.мепи Л. Н, Толстого, Поэтому реклама и.мела непое-^ редственное отношение к хозяй­ ству: будущих выпускников школы приглаша.ти на житель­ ство и работу в совхоз, обещая что, только работая в совхозе, можно поч^жствовать себя хо- зяино.м на зе.мле, и.меть высо­ кий заработок, слушать по ут­ ра.м соловья... Когда игра закончилась, ве­ дущая объяснила, что у’част- ника.ми следующей игры могут стать все. кто любит и знает русский язык — школьники, ДО.МОХОЗЯЙКН. рабочие, врачи, учителя. Для этого необходимо подать в ко.митет ко.мсо.мола заявку — сувенир, сделанный свои.мн рука.ми, и рассказ-био- графию с ^жазанием своего ув­ лечения. С. ХАКИНА, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz