Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧА» г - ' ^ 4а октября 1991 г. * № 126 (7401) * 3 НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕМЫ А РАСХОДЫ РАСТУТ О дальнейшей судьбе кол хозов и совхозов ньшче много говорит. Одни считают, чгго прежние структуры не ’смо гут работать в условиях ры ночной экономики и надо, мол, отдать всю землю и тех- ник>' фермерам. Другие уве рены, что при умелом хозяй ствовании и коллективная фор- *-ма может быть вполне кон курентноспособна. Все эти вопросы, несомнен но. волнуют тружеиикСв та кого хозяйства нашего района, как совхоз «Мирный». О его текущиьс делах и перспекти вах развития пошел разговор нашего корреспондента с глав ным бухгалтером хозяйства Э. В. Пономаревой. — Самый к'лавный вопрос, Эльвира Э^силтьевна: не ожи-^ дает ли совхоз банкротство? — Совхоз^ как известно, образовался в 1989 году. Пер вый год работы принес убыт ки. Этого, впрочем, и следо вало ожидать. Дело в том, что «наследство» нам доста лось неважное. Иэношекный парк сельскахвзяйотвенной техники, запущенное молочное поголовье, крайне слабая про изводственная и социальная база. В состав хозяйства во шли полувымершие села Ва- рятшю и Карповка, да и в Свищевке людей не густо от сюда острая кадровая п^жб^ Лема на всех участках. Нам была оказана безвоз мездная государствейнал по мощь как вновь образованно му совхозу в размере 800 ты- -• сяч рублей. не так мно го, как кажется на первый взгляд. Но все же эти деньги гфиогли построить несколько квартир н частично осл'абнть жилищную проблему. А вот на приобретение техники при шлось брать догГолнительную ссуду в банке. Нам вьвде.тилн 600 тысяч рублей с рассроч кой выплаты в 15 лет. На се- год > 1 ЯШ н ш 1 день 250 тьюяч рублей уже погашены. Итоги работы прошлого года показали, что пока банкротство нам не грозит. За этот период получено 413 тысяч рублей при были. Рентабельность в сред нем по хозяйству составила 46 процентов. Неплохие результа ты получены и в нынешнем го ду. Можно сказать, что совхоз на полном хозрасчете. Развитие идет за счет собственных средстн, задержек с выдачей ра бочим зарплаты не бывает. — Но все же это развитие происходит не столь быстро, как того хотелось... — Действительно, по нынеш ним временам получаемая при быль еще .мала.'Не по дням, а по часам растет расходная сто рона. Одно повышение тариф ных ставок чего стоит. А тут еще цены на технику, оборудо вание. энергетические ресурсы, услуги. Они явно не соответст вуют уровню закупочных цен на сельхозпродукцию. Э то при знают .многие, об этом часто пишут в прессе, но ничего не меняется. Происходит лишь видн.мость перемен в ценовой политике. Судите са.ми. С нового года по высились цены на продукцию. Так, средняя реализационная цена килограмма молока состав ляет 71 копейку, .мяса — пять рублей. Однако в то же время отменили 80-процентную дота цию как низкорентабельно.му хозяйству, а также получаемые в конце года так называемые дифференцированные надбавки в размере 50 процентов. В ито ге все осталось как прежде. Расходных статей много, при чем далеко не все они оправда ны с точки зрения здравого смысла. Это отчисления в вы шестоящие организации, в пен сионный фонд. 'В последний, на пример, мы выплатили 90 ты сяч рублей, а «вернулось» к нам 66 тысяч. 24 тысячи руб лей. как говори тся , канули в неизвестность. А сейчас вот еще прибави лись расходы. Необходимо один процент доходов отчислять не давно созданной в районе служ бе занятости. — Почему бы вам не внед рить некоторые формы хозяй ствования типа аренды, хорошо зарекомендовавшие себя во мно гих местах? — Аренда, как известно, предусматривает большую до лю ответственности, отдачи в труде. У нас, честно говоря, к этому не привыкли. Ведь это ненормально, когми у земле дельцев устанавливается норма тивный рабочий день, исчисля ющийся определенным време нем. Всегда основным регуля тором работы крестьянина слу жили погодные условия и све товой день. Вот почему необхо димо время, чтобы .мышление людей изменилось в соответст вии с требованиями времени. Все это верно. Тем не .ме. нее коллективу хозяйства, его адхганистрации и особенно спе циалистам следует больше за ниматься воцросами, овязаг^г ными с укреплением дисцип лины, у.мёньшением рас.ходов на обслуживание техники. Од- нам словом, беречь каждьй рубль. Записал П. Юрьев. Счастливый случай На В Д Н Х С С С Р в павильоне «Растениеводство» фермеру из деревни Морозове Олен 1 шского района Тверской области Валерию Александровичу Карзаеву бы.т: торжествеяно вручен трактор «Беларусь», причем, бесплатно. Спонсорами крестья нина стали Росагробиржа, фирма «Инфоброк» и внешнеэко номическое акционерное общество «Трактороэкслорт*. Счаст ливый случай улыбнулся молодому си.мпатнчному парню. Тем не менее было бы куда лучше, если бы наши фермеры .могли свободно сами покупать ту технику, которая и.м нужна. На снимке: фермер В. Карзаев. Фото С. Калачева. (Фотохроника ТАСС). Ростовская область. Извест ное в стране йроизводствен- ное объединение «Таганрогский комбайновый завод» начало со бирать для нужд арендаторов (фермеров) зерноуборочный комбайн КЗС-3, пропускной способностью три килогра.мма хлебной массы в секунду. Палевые испытания новой машины подтверди.ли ее высо кою эксп.луатационную надеж ность. Она легко ремонтиру ется благодаря удобному рас положению деталей и узл’ов. К нача-лу будущего года КЗС-3 будет запущен в серийное про изводство. На снимке: комбайн для арендаторов КЗС-3. Фото О. Недери. (Фотохроника ТАСС). Большие проблемы маленькой школы Так уж по.лучилосъ, что резкая фраза, услышанная од нажды от одной нз учитель ниц. прочно запа.ла в память. Ше.л урок в сельской школе. В коридоре отчетливо было слышно все, о че.м говорила учительница с учениками. Прн- алушнваясь к ответам ребят, я пыталась угадать, кто за две рью — учащиеся второго или третьего 'класса. Угадать ■по- мог.ла учителыннца, начавшая отчитывать одного из мальчи шек: «Второклассник, а фа милню свою написать все не научишься». Несколько минут спустя она вдруг бросила раз драженно како.му-то, плохо читавшему, ученику; « И чи- тать-то не умеют. Ну есть же дебилы!» Признаюсь, фраза эта про сто потряала, тем более, что учительница, сказавшая ее, оказалась на вид вполне 1 гн- теллнгентной женщиной. Не хотелось ю'мать, что подобные высказывания в адрес детей— из-ва невосп'итанности. да’хов- ной бедности педагога.’ Скорее всего, сорвалась просто жен щина, ведь она как и все мы нынче, из.мотана вконец жиз- ненны.мн трудностя.мн, вечны ми проблемами. У педагогов, поверьте, ггх очень и очень .много. Показать, как живет сельс кая школа, какие проблемы у педагогов, в чем они нужда ются,. .мы решили на примере Октябрьской начал'ьной. За не- бо.тьшн.м различие.м, проблемы у сельских школ в основном одинаковы. Начальной шкоюй, о кото рой пойдет рассказ, заведует Любовь Капитоновна Морозо ва. одновре.менно являющаяся преподавателем. В нынешнем ГОД 5 ' учит Любовь Капитоновна первоклассников-шестнлеток, но в.месте с ни.ми в классе учатся и девятилегНие девочки — трудно сказать, почему, но в шкапу отдали их родители то лько с вось.чи лет. затем не которые оставались на второй год. и теперь получается, что один и тот же .материал перво го класса осваивают и шести летние, н девятилетние. -Л. ведь даже из-за возраста дети долж ны быть в разных классах. Но отдельных по.мещений нет, в .маленькой школе всего три классных ко.мнаты. да крошеч ная учительская, в которой мы н беседовали с учителями. Несмотря на то, что с пер вого взгляда и классы, и учи тельская производят неплохое впечатление своей чистотой, ка- ки.ч-то даже уюто.м. — проб- .пе.м в шкапе хоть отбавляй. Во-первых, всех трех учи тельниц волнует то, что сов хоз, можно сказать, почти не уде.пяет шкапе внимания. Еще в прошлом годх’ обещали открыть новое здание, с теплы ми туалетами, игровой и клас- ной ко.мнатами — для шести леток. Но. как это у нас приня то, обещания остались обеща ниями Сельсовет не имеет не- об.ходимых средств, совхоз во обще не вникает — стоит не= достроенное здание сиротли во. издали выде.пяясь белиз ной стен да заляпанными по белкой окнами. А ведь и дел- то осталось садгая малость: сделать потолок н обить пол в маленькой пристройке. Сюда пару мастеров, и за день — • другой все было бЬ1 готово. Правда, заведу'ющая школой к диреытору совхоза за .масте^ рами пока не обращалась, так как ее заранеё убедили, что директор не поможет — все силы, .мол, бросил на подго товку к зн.ме коровников.. А Любовь Капитоновна вол нуется. Ведь дети же, о них идет речь. Дети совхозных ра бочих, будущее села. Неужто будущее окажется таким ка ким оказывается нынешнер от ношение к нему — безразлич ным? Заведующую искренне вол нует все; и то. что в школе, как встарь, все еще крашеные уг рюмой зеленой краской пане- -пи, и то. что ре.монт хотя и был-то к’ос.метическнм. сделан кое-как, а все потому, что у сельсовета мало денег, и то, что в школьно.м коридоре сып- -пется с потолка штукап^'риа. А ведь та.м проводятся уроки физкультуры. Да-да, в коридо ре. больше -негде. На улице уже стало довольно холодно, а ни зала, ни даже спортпло щадки у школы нет. Сельские дети обделены многи.м, они, в отличие от го родских. ни в кинотеатрах не бывают, ни на интересных эк скурсиях. Был бы .хоть какой автобус, учителя с удовольст вием побывали бы с деть.ми и в Липецко.м цирке, и много че го интересного показали бы ребятишкав!. Любовь Капито новна всго.минает, ч)го когда работала в школе жена быв шего директора совхоза Джа- наева. она .могла вре.мя от вре мени попросить у хозяйства для этих целей автобус. А сей час кто же его даст... Нужно, ох. как нужно побывать в шко ле директору совхоза В. И. Белозерову. Свои дети вырос ли, но ведь нынешние непо седливые девчонки и .ма.тьчиш- кн тоже не чужие, родители их трудятся в совхозе. Не .меньше беспокоит педаго гов и здоровье учеников. Хотя здесь трудно что-либо сделать. Учительница Н. Ф. Осипова считает, что ребятишки ослаб ленные. с плохой па.мятью. Ведь .многие нз них подолгу не ви дят конфет, не хватает сахара. И если ме.ханически удается и.м что-то заучить, то вскоре это выпадает из памяти. Сейчас идет разговор о переходе на пятидневку, но учителя убежде ны. что детям это будет очень трудно. Ведь у«ке на четверто.м уроке многие из них жалуются на головную боль. Раньше в школах проводи лись детские медицинские ос мотры, приезжали врачи из рай онной поликлиники. Сейчас и этого нет. В августе, перед на чалом учебного года, так и не смогли проверить у детей слух I зрение по той причине, что врачи находились в отпусках. Одна из причин слабости у детей, их неважного здоровья, способностей часто кроется в пьянстве родителей. И речь уже идет не только об отцах, нарав не с нн.ми пьют и матери. Так что плохое здоровье зачастую бывает заложено с рождения. Да плюс экология, а вместе с ней наши экономические труд ности. Конечно, все это здоро во сказывается на детях, созда ет трудности в работе учителей. Но’на этом проблемы не ис черпываются. Трудно живется и самим учителя.м. Например, молодая учительница Галина Борисовна Селезнева но имеет своей квартиры, хотя у нее в семье двое детей. Совхоз не спешит позаботиться о молодом учителе. А трудности с приобретение.м продуктов? Как правило, мно гие продукты продают в сель ском магазине до обеда. А учи теля в это время на уроках. Детей не бросишь, с половины урока не уйдешь стоять в оче реди. Казалось бы, о снабже нии учителей должен позабо титься сельсовет, но его работ ники отделались на сессии об щими словами, согласившись, что помочь, конечно, нужно. Од нако сессия прошла, а на деле все осталось по-старому. Не ахти какая п зарплата у педагогов. По нынешни.м цена.м прожить на нее нелегко. У Ни ны Филипповны — два класса, ежедневно ей приходится про верять по 28 тетрадей, а за ме сяц примерно 632. Доплату же за это она получает всего 7 рублей 50 копеек, хотя на про верки тратит массу времени. Посетовали учителя и на тру дности с приобретением книг, как художественных, так и ме тодической литературы. Напри- •мер. в течение нескольких лет учителя не могут подписаться ни на одно издание. ...Любовь Капитоновна в ыш ла из школы вместе со мной. Показала рукой в сторону сто явшего неподалеку сарая. Там они вынуждены хранить школь ную .мебель, а она в сарае от сыревает. так как нет ни окош ка, ни вытяжной трубы. И здесь тоже нужна помощь сов хоза. нужны мужские руки. Вот такие проблемы в Ок тябрьской начальной школе. К сожалению, многие из них свой ственны и другим школам. Ко нечно. можно посочувствовать учителям, и обязательно нужно постараться, чтобы школьные проблемы стали минимальными. А для этого необходи.мо более внимательно относиться и к школе, н к людя.м, работающим в ней. Н. Л Е М О В А .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz