Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ И Л Ь И Ч А » 5 октября 1991 г. * № 120 (7395) * 2 ЕДИНОЖДЫ И НА ВСЮ ЖИЗНЬ Каждый житель села Тро­ ицкого — и стар ,и млад — при встрече с В. А. Самохи­ ной низко раскланивается. Да это и немудрено. Она учила детей тех. кому сейчас за .^'шестьдесят. А ко.му под пять- *; десят, садшм давала первые уроки грамоты и жизни. Через год Валентина Алек- сеевна будет отмечать трид- цатипятилетие своей педагоги- Ш ческой практики. И все время в одной и той же школе — Троицкой начальной: первые .■ пять лет работала рядовой ^^учительницей, а остальные го- чЖ*ДЬ 1 — ее бесс.менной заведую­ щей. Одной только ей известно, сколько пережито за это вре­ мя треволнений, стрессов. Каждый родитель по себе зна­ ет. что и со своими-то двумя- тремя детьлш не вот легко управиться. А если их еже­ дневно, исключая летние ме»- сяцы на твоем попечении не­ сколько десятков, да не своих. А вот со словом — «не- свои» — Валентина Алексеев­ на решительно не согласна. Каждого ученика она считает именно своим, отдает ему всю душу и любовь. Именно лю- ^вь к детям, безграничная и неугасающая, 'и привела ее на педагогическую стезю. Как ни гру’дна и ни сложна учитель­ ская доля, со всеми ее пери­ петиями и отнюдь не радуж­ ными нюанса.ми, Валентина Алексеевна ни разу не выска­ зала н намека сожаления о единожды и на всю жизнь из­ бранной профессии. Имя В. А. Самохиной ш и ­ роко известно в педагогичес­ ких коллективах района. Опыт ее работы распространяется в других школах. О мно гом го­ ворит и тот факт, что Вален­ тина Алексеевна является ру­ ководителем районного мето- днчесьюго объединения учите­ лей начальных классов. У ж издавна повелось, что учитель начальных классов— профессионал, так сказать, широкого профиля. Он дает детям не только первоначаль­ ные азы знаний, но и учит их музыке, рисованию. приоб­ щает к труду. В Троицкой на­ чальной трудовое воопитание поставлено многопланово и раз­ нообразно. в чем, разумеется, заслуга, прежде всего, Вален­ тины Алексеевны. Добрыми с.човамн отзывают­ ся в колхозе «Родина» о меха­ низаторах А. В. Сазонове, В. А. Булавкине. Ю. П. Гудкове, до­ ярке В. Г1. Умрнхпной и мно­ гих других. А заслужили они это высокопроизводительным трудом. Кстати. теперь уже дети этих выпускников учат­ ся у В. -А. Самохиной. А труд самой Валентины Алексеевны отмечен тре.мя трудовыми медалямас Почти двадцать лет назад она была награждена знаком «Отличник народного п р о с в ещ е н и я » . а десять лет спустя ей было при­ своено почетное звание «За­ служенный учитель школы РСФСР». С. С Е С Л А В И Н С К И М . На снимке: В. А. Са.мохи на (слева) с учительницей сво­ ей школы, бывшей ее выпувк- ницей Е. В. Сазоновой. Фото в. Синева. Когда заходишь в мастерс­ кую по обслуживающ,ему тру­ ду средней школы № 42 и.ме- ни Л. Н. Толстого, создается впечатление, будто попал на выставку прикладного народ­ ного творчества. Все стены плотно увешаны в 1 . 1 шивкамп, швейными изделиями, другими поделками. В< 1 т па черно.м фоне ярко алеют, словно жи­ вые, розы. .А рядо.м — бело­ снежные с иг1>иво выгнутыми шеями головы трех лошадей. Впечатляют тонкостью п ажур­ ностью иснолнення плетения в стиле .мак|)а.ме. Точно в ма- газинно!! вптрнне красуются детские платыща с изящно н ра:ншобра. 1 нч отделанными во­ ротничками и нояска.ми. С>т обилия :>Т 01 { краооты .ГЦЮСТв глаза разбегак.'тся. И все это, - говорит хо: 1 Я(' 1 ка кабнтега, учительни­ ца школы но труду Л. И. За- гу.менникова. -- сделано ру- ка.мн наших девочек. Разуме ется. со.чдается такое не за одни и не за два урока. Не нуяшо только видеть, сколько радости испытывает каждая ученица, шнда изделие пол­ ностью готово. Действительно )шчто так не д<,)рого для чело­ века, как творчество рук сво­ их. Но и это далеко не все. Многое из того, что изготов­ лено руками школьниц. не смогло уместиться на стенах ,мастерско11. И Лариса Иванов­ на ставит на стол бсольшой к о ­ роб. который туго набит раз- личны.ми изделиями. Тут и салфетки, и скатерти, и детс­ кие фартучки. и юбочки, н .многое д р у го е . На каждой ве­ щице у 1 токество вышивок с ннгрокой га.м.мсч! расцветюк н оттенков. Все.ми цвета.ми ра­ дуги перелниается в руках учительницы скатерть, изготов­ ленная рука:ми бывших деся­ тиклассниц Тани Машковой и Ирины ИлакснноГг Наверняка, эта скатерть придется по ду­ ше самой взыскательной домо хозяйке. Глаз не оторвать от детской наволочки с чудесны- .ми цветами, вышитыми Таней Митрофанов! !Й. С види.мым уд!!3.-,етворени- е.м и неподде.льной гордостью ■оворит Лариса Ивановна о, каждол! изделип, своих быв­ ших и нынешних воспитанни­ цах, которые их изготовили. И ни разу слово.м не обмол­ вилась о ым. какой огромный ее личный труд вложен в это детское творчество. Даже по­ путные вопросы, касающн-еся ее повседневной' кропотлдаой работы, она старается оста­ вить без отв“^а. Тут сказы­ вается не только скро.мность педагота, но и нежелание че.м- то выделить себя. При разго­ воре она посшянно старалась подчеркнуть, что во всем уви­ денном заслуга шкюльниц. и только их. — Занятия по обслужива- юще.му труду, — рассказы­ вает Л. Н, Загуменникова, мы ведем в.месте с учительни­ цей Людашлой Алексеевной Шибиной. Программа у нас свободная. М ы видим свою за­ дачу в том, чтобы научить девочек стать в будущем хо- роши.ми домо.хозяйка.ми, уме­ ющими делать по дому, если не все. то во всяком случае многое и са.мое необходимое. Обучать девочек домоводст­ ву начинают в школе с пятого класса. Что греха таить, мно- 1 ие из них благодаря «забот- Л1ШЫ.М* .лшмам и бабушкам к это.му В1>емеии да'же нитку в пшлку не мог\’Т вздеть. По­ этому понятно, сколько учи­ телю потребуется вложить тру­ да, терпения, чтобы к оконч'а- в школу. Но и случайностью такое не назовешь. Двадцап*ь три года назад окончила она эту самую 42-ю школу, где теперь преподает. Дальше учиться не представи­ лось возможности, хотя и очень хотелось. Как активную и способную участницу худо­ жественной салюдеятельност», ее направили на работу заве- д\’ющей Зна.менским сельсюш клубом. Жила на частной квар­ тире. потому что домой в по- селои часто не наездишься. Даже на выходные дни не вот- то выберешься — сообщение с райцентром было никудыш­ ное. Такая вот жизнь, навер­ ное. и приучила ее к самосто- них немало было выпускников 42-й. Следовательно, она при­ обрела определенные педагоги­ ческие навыки. Известны бы­ ли также ее уважительное и доброжелательное отношение к людям, добросовестность и исполнительность в работе, тактичность и интеллигентность'. Лариса Ивановна охотно согласилась на переход в дру­ гую сфер^' деятельности, хо­ тя, что греха таить, и теряла в материальном отношении. Зарплата учителя, кому это не известно, по сравнению с другими профессиями мизер­ ная и продолжает оставаться таковой. Но, как говорится, не хлебом единым жив человек. ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ.. ниш школы каждая выпускни­ ца уме.ла сшить для себя пла­ тье или халат, переделать по своей фигуре кт’плеиные не по размеру пальто или кос тюм. изгот<!Вить красивые и : 1 легантные скатерти, салфет­ ки. и т. д. Не лишним для будущих мам будет приобре- тенн( 1 е в школе у.менне по­ шить детские платьица, блуз­ ки. фартучки. К тому же они могут самостоятельно, не об ра 1 даясь к профессноиалам, скроить хотя бы простое швей­ ное изделие из любого лште- риала. на любой фасон и любо­ го раз.мера. Н1Х)ме Т(жо, тут учат дево­ чек н кулннарно.му искусст­ ву. и опять-таки начиная с пятого класса. Лариса Ива новна рассказывает; Начинаем с самого про­ стого. Первонача.тьно обуча­ ем девочек, налршмер. как приготовить бутерброды. По­ том они под наши-м руковод­ ством и по заданной рецепту- 1 >е са.мн готовят салаты, ви­ негреты. другие холодные за­ куски. Ну. и- конечно, любая до.мо.хозяйка должна у.меть приготовить вкусные и пита­ тельные первые и вторые блю­ да. различные деликатесы, владеть ;екретами.- консер­ вирования плодов и овощей и т. д. Надо сказать, что де­ вочки охотно учатся приеме* кулинарии. Приходится просто уднв- :штьси, каким широким диа­ пазоном знаний н у.мений дол­ жен обладать преподаватель по так называемому обс.т%’ж 1 г- вающему труду. К то.му же" надо иметь очень терпеливый' характер, настойчивость и в: нужной мере взыскательность. Но прежде всего надо любить- детей, отдавать и.м все. что» знаешь. Все эти качества при сущи Л. Н Загу.менниковой Не сразу жизненные путн- дорожки привели Ларису Ива­ новну уже в зрелом возрасте ятельности, заставила понево­ ле все делать самой. К ра^те относилась со всей серьезностью и ответствен­ ностью. В клубе заметно ожи­ вилась салюдеятельностъ, в нем часто устраивались раз­ личные увлекательные меро­ приятия и большей частью с детьми и для детей. Но подобная двойственность — ни до.ма. ни в селе — ее все-таки не устраивала. А че­ рез год в наше.м поселке на­ чал действовать цех Москов­ ского швейного объединения ■!Сокод». Лариса одной ио первых поступила сюда. Быст­ ро освоила специальность швеи-мотористки и вскоре ста­ ла работать самостоятельно. Спустя год. убедилась, что работа и профессия ее вполне .мстраиваюг, поэтому и по­ ступила учиться в Московс­ кий Всесоюзный заочный инс­ титут текстильной и легкой промышленности. Многие зна­ ют, а не.мало и таких, кто на собственном опыте убедился, как нелегко сочетать работу и учебу. Но Лариса преодолела эти трудности, и через шесть лет получила Д 1 П 1 Л 0 М инженера- технолога швейней промыш­ ленности. И по служебной ле- стн 1 ще поднималась вверх; ее назначили мастером, а за год до окончания института— старшим мастером. Казалось, жизнь пошла по избранной 'колее. Работа по душе, заработок приличный, уважение в коллективе, своя дружная семья — что еще на­ до? Но в 1987 году произо­ шел неожиданный зигзаг: Ла­ рису Ивановну пригласили в школу преподавател€.м по труду. Предложение не было слу­ чайным. В силу своего поло- жеш 1 Я в цехе ’ Загуменнико- вой приходилось обучать но-» внчков швейному, делу. Среди и она не сожалеет о свершив­ шемся. Л. И. Загуменникова легко и быстро нашла взаимопони­ мание и с педколлективом и со школьниками. Она сумела увлечь своих. воспитанниц преподаваемой ею дисципли­ ной. Они с увлечением пости­ гают «секреты» домоводст­ ва. От старших и более опыт­ ных товарищей по работе мож­ но усльпнать немало добрых и похвальных слов в адрес Ла­ рисы Ивановны!. И невольно припаминается старая муд­ рость: не место красит чело­ века. а человек — место. Все бы хорошо, да одоле­ вают Ларису Ивановну проб­ лемы. И на первый взгляд, ка­ залось бы, не так уж и слож­ ные. а в нашей действитель­ ности — неразрешимые. А все пото.му. что только в ис­ тертых лозунгах провозглаша­ ется «все лучшее — детям». а в жизни о них не очень-то- пекутся и помнят. Как научить шкатьниц вы­ шиванию, иск>'сству макра.че и ришелье если днем с огнем в торговле не найдешь для этого ниток? Как научить шить платья, халаты и другие из­ делия. 'если обьшновенные си­ тец и сатин попали в разряд дефицита? Раньше, когда с этим было попроще, девочки из до.ма пргаосили куски ма­ терии, нитки. Но теперь и до­ ма ничего этого нет. Будь иначе, родители не пожалели бы их для нужного и полезно­ го дела. А разве это нормально, ес­ ли в мастерской имеется все­ го три швейных машинки? Вот девочки и стоят в очере­ ди в ожидании поработать на них. Дирекция школы неоднократ­ но делала заявки в райпо, чтобы ей выделяли все необ­ ходимые для занятий по об­ служивающему труду мате­ риалы. в том числе и швей­ ные машинки. Но не тут-то было; там остались глухи к этим просьбам. Средняя школа № 42 про­ должает оставаться у район­ ных властей на положении инородного тела; дескать, же­ лезнодорожная. Вот ее и обхо дят во всем и вся, а вспоми нают лишь при уборке карто­ феля и в пору Других горячих сельхозкампаний. И никто не заду.мается над тем, что в ней обучаются процентов 80 детей тех. кто никакого отно­ шения к транспорту не и.мевт. в том числе и дети работни ков райпо и других районных служб. Сугубо к теоретическим пО' знаниям стали ц!ревращать занятия ПО ну^шнарии. Как, Лапример, девочки могут при­ готовить те же бутерброды, ес­ ли в их распоряжении, кроме хлеба и батонов. нет других компонентов, а именно; кол­ басы, сыра. масла и т. д.? Приобрести'капусту для при ^ готовления щей или борща и то стало пробле.мой. А какой стол у самой обыкновешой хозяйки может быть без вто рых блюд; гуляша, рагу, биф­ штекса? Не обойтись русской кухне и без каши. Но для практических занятий нет ни мяса, ни круп. Рады бы шкг 1 - льницы принести все необхо ди.мое из дома, но и у себя их нет. Или такой факт. Занятия по труду проводятся в небольшой комнатке школьного интерната. Приходится только удивляться умению и находчивости пре­ подавателей Л. И. Загумешш- ковой и Л. А. Шибиной и 1 таких условиях проводить пол­ ноценные и насыщенные 1 Ю содержанию уроки. Проблемы, проблемы, проб­ лемы... Сколько их у нашик учителей в том числе и у ‘Ларисы Ивановны. Но и в этих условиях она добивается хо­ роших успехов. Работы ее вос­ питанниц неоднократно демон­ стрировались на различных выставках и награждались приза.ми, грамота.ми и други- лги знаками отличия. Для ил­ люстрации только 0 Д 1 Ю при­ мер. В прошлом году на вы­ ставке в Воронеже в которой участвовали все школы Юго- Восточной магистрали, левтол- стовцы были удостоены денеж­ ной прю.мин. Завтра — День учителя. С чувс*гвом испатненного долга встречает его Л. И. Загумен­ никова. Но до полного удов­ летворения, как она сама счи­ тает. еще далеко. Да это и по­ нятно’. Труд педагога хэ|ракг терен тем, что он неисчерпа­ ем по своей глубине, емкостн и масштабности. Пожелаем же Ларисе Ивановне и всем •« коллегам всяческих успехов в их тяжелом, но в высшей сте­ пени благородном и самом не­ обходимом людям труде. С. М И Х А И Л О В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz