Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ И Л Ь И Ч А » 5 октября 1991 г. * № 120 (7395) * 2 ЕДИНОЖДЫ И НА ВСЮ ЖИЗНЬ Каждый житель села Тро ицкого — и стар ,и млад — при встрече с В. А. Самохи ной низко раскланивается. Да это и немудрено. Она учила детей тех. кому сейчас за .^'шестьдесят. А ко.му под пять- *; десят, садшм давала первые уроки грамоты и жизни. Через год Валентина Алек- сеевна будет отмечать трид- цатипятилетие своей педагоги- Ш ческой практики. И все время в одной и той же школе — Троицкой начальной: первые .■ пять лет работала рядовой ^^учительницей, а остальные го- чЖ*ДЬ 1 — ее бесс.менной заведую щей. Одной только ей известно, сколько пережито за это вре мя треволнений, стрессов. Каждый родитель по себе зна ет. что и со своими-то двумя- тремя детьлш не вот легко управиться. А если их еже дневно, исключая летние ме»- сяцы на твоем попечении не сколько десятков, да не своих. А вот со словом — «не- свои» — Валентина Алексеев на решительно не согласна. Каждого ученика она считает именно своим, отдает ему всю душу и любовь. Именно лю- ^вь к детям, безграничная и неугасающая, 'и привела ее на педагогическую стезю. Как ни гру’дна и ни сложна учитель ская доля, со всеми ее пери петиями и отнюдь не радуж ными нюанса.ми, Валентина Алексеевна ни разу не выска зала н намека сожаления о единожды и на всю жизнь из бранной профессии. Имя В. А. Самохиной ш и роко известно в педагогичес ких коллективах района. Опыт ее работы распространяется в других школах. О мно гом го ворит и тот факт, что Вален тина Алексеевна является ру ководителем районного мето- днчесьюго объединения учите лей начальных классов. У ж издавна повелось, что учитель начальных классов— профессионал, так сказать, широкого профиля. Он дает детям не только первоначаль ные азы знаний, но и учит их музыке, рисованию. приоб щает к труду. В Троицкой на чальной трудовое воопитание поставлено многопланово и раз нообразно. в чем, разумеется, заслуга, прежде всего, Вален тины Алексеевны. Добрыми с.човамн отзывают ся в колхозе «Родина» о меха низаторах А. В. Сазонове, В. А. Булавкине. Ю. П. Гудкове, до ярке В. Г1. Умрнхпной и мно гих других. А заслужили они это высокопроизводительным трудом. Кстати. теперь уже дети этих выпускников учат ся у В. -А. Самохиной. А труд самой Валентины Алексеевны отмечен тре.мя трудовыми медалямас Почти двадцать лет назад она была награждена знаком «Отличник народного п р о с в ещ е н и я » . а десять лет спустя ей было при своено почетное звание «За служенный учитель школы РСФСР». С. С Е С Л А В И Н С К И М . На снимке: В. А. Са.мохи на (слева) с учительницей сво ей школы, бывшей ее выпувк- ницей Е. В. Сазоновой. Фото в. Синева. Когда заходишь в мастерс кую по обслуживающ,ему тру ду средней школы № 42 и.ме- ни Л. Н. Толстого, создается впечатление, будто попал на выставку прикладного народ ного творчества. Все стены плотно увешаны в 1 . 1 шивкамп, швейными изделиями, другими поделками. В< 1 т па черно.м фоне ярко алеют, словно жи вые, розы. .А рядо.м — бело снежные с иг1>иво выгнутыми шеями головы трех лошадей. Впечатляют тонкостью п ажур ностью иснолнення плетения в стиле .мак|)а.ме. Точно в ма- газинно!! вптрнне красуются детские платыща с изящно н ра:ншобра. 1 нч отделанными во ротничками и нояска.ми. С>т обилия :>Т 01 { краооты .ГЦЮСТв глаза разбегак.'тся. И все это, - говорит хо: 1 Я(' 1 ка кабнтега, учительни ца школы но труду Л. И. За- гу.менникова. -- сделано ру- ка.мн наших девочек. Разуме ется. со.чдается такое не за одни и не за два урока. Не нуяшо только видеть, сколько радости испытывает каждая ученица, шнда изделие пол ностью готово. Действительно )шчто так не д<,)рого для чело века, как творчество рук сво их. Но и это далеко не все. Многое из того, что изготов лено руками школьниц. не смогло уместиться на стенах ,мастерско11. И Лариса Иванов на ставит на стол бсольшой к о роб. который туго набит раз- личны.ми изделиями. Тут и салфетки, и скатерти, и детс кие фартучки. и юбочки, н .многое д р у го е . На каждой ве щице у 1 токество вышивок с ннгрокой га.м.мсч! расцветюк н оттенков. Все.ми цвета.ми ра дуги перелниается в руках учительницы скатерть, изготов ленная рука:ми бывших деся тиклассниц Тани Машковой и Ирины ИлакснноГг Наверняка, эта скатерть придется по ду ше самой взыскательной домо хозяйке. Глаз не оторвать от детской наволочки с чудесны- .ми цветами, вышитыми Таней Митрофанов! !Й. С види.мым уд!!3.-,етворени- е.м и неподде.льной гордостью ■оворит Лариса Ивановна о, каждол! изделип, своих быв ших и нынешних воспитанни цах, которые их изготовили. И ни разу слово.м не обмол вилась о ым. какой огромный ее личный труд вложен в это детское творчество. Даже по путные вопросы, касающн-еся ее повседневной' кропотлдаой работы, она старается оста вить без отв“^а. Тут сказы вается не только скро.мность педагота, но и нежелание че.м- то выделить себя. При разго воре она посшянно старалась подчеркнуть, что во всем уви денном заслуга шкюльниц. и только их. — Занятия по обслужива- юще.му труду, — рассказы вает Л. Н, Загуменникова, мы ведем в.месте с учительни цей Людашлой Алексеевной Шибиной. Программа у нас свободная. М ы видим свою за дачу в том, чтобы научить девочек стать в будущем хо- роши.ми домо.хозяйка.ми, уме ющими делать по дому, если не все. то во всяком случае многое и са.мое необходимое. Обучать девочек домоводст ву начинают в школе с пятого класса. Что греха таить, мно- 1 ие из них благодаря «забот- Л1ШЫ.М* .лшмам и бабушкам к это.му В1>емеии да'же нитку в пшлку не мог\’Т вздеть. По этому понятно, сколько учи телю потребуется вложить тру да, терпения, чтобы к оконч'а- в школу. Но и случайностью такое не назовешь. Двадцап*ь три года назад окончила она эту самую 42-ю школу, где теперь преподает. Дальше учиться не представи лось возможности, хотя и очень хотелось. Как активную и способную участницу худо жественной салюдеятельност», ее направили на работу заве- д\’ющей Зна.менским сельсюш клубом. Жила на частной квар тире. потому что домой в по- селои часто не наездишься. Даже на выходные дни не вот- то выберешься — сообщение с райцентром было никудыш ное. Такая вот жизнь, навер ное. и приучила ее к самосто- них немало было выпускников 42-й. Следовательно, она при обрела определенные педагоги ческие навыки. Известны бы ли также ее уважительное и доброжелательное отношение к людям, добросовестность и исполнительность в работе, тактичность и интеллигентность'. Лариса Ивановна охотно согласилась на переход в дру гую сфер^' деятельности, хо тя, что греха таить, и теряла в материальном отношении. Зарплата учителя, кому это не известно, по сравнению с другими профессиями мизер ная и продолжает оставаться таковой. Но, как говорится, не хлебом единым жив человек. ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ.. ниш школы каждая выпускни ца уме.ла сшить для себя пла тье или халат, переделать по своей фигуре кт’плеиные не по размеру пальто или кос тюм. изгот<!Вить красивые и : 1 легантные скатерти, салфет ки. и т. д. Не лишним для будущих мам будет приобре- тенн( 1 е в школе у.менне по шить детские платьица, блуз ки. фартучки. К тому же они могут самостоятельно, не об ра 1 даясь к профессноиалам, скроить хотя бы простое швей ное изделие из любого лште- риала. на любой фасон и любо го раз.мера. Н1Х)ме Т(жо, тут учат дево чек н кулннарно.му искусст ву. и опять-таки начиная с пятого класса. Лариса Ива новна рассказывает; Начинаем с самого про стого. Первонача.тьно обуча ем девочек, налршмер. как приготовить бутерброды. По том они под наши-м руковод ством и по заданной рецепту- 1 >е са.мн готовят салаты, ви негреты. другие холодные за куски. Ну. и- конечно, любая до.мо.хозяйка должна у.меть приготовить вкусные и пита тельные первые и вторые блю да. различные деликатесы, владеть ;екретами.- консер вирования плодов и овощей и т. д. Надо сказать, что де вочки охотно учатся приеме* кулинарии. Приходится просто уднв- :штьси, каким широким диа пазоном знаний н у.мений дол жен обладать преподаватель по так называемому обс.т%’ж 1 г- вающему труду. К то.му же" надо иметь очень терпеливый' характер, настойчивость и в: нужной мере взыскательность. Но прежде всего надо любить- детей, отдавать и.м все. что» знаешь. Все эти качества при сущи Л. Н Загу.менниковой Не сразу жизненные путн- дорожки привели Ларису Ива новну уже в зрелом возрасте ятельности, заставила понево ле все делать самой. К ра^те относилась со всей серьезностью и ответствен ностью. В клубе заметно ожи вилась салюдеятельностъ, в нем часто устраивались раз личные увлекательные меро приятия и большей частью с детьми и для детей. Но подобная двойственность — ни до.ма. ни в селе — ее все-таки не устраивала. А че рез год в наше.м поселке на чал действовать цех Москов ского швейного объединения ■!Сокод». Лариса одной ио первых поступила сюда. Быст ро освоила специальность швеи-мотористки и вскоре ста ла работать самостоятельно. Спустя год. убедилась, что работа и профессия ее вполне .мстраиваюг, поэтому и по ступила учиться в Московс кий Всесоюзный заочный инс титут текстильной и легкой промышленности. Многие зна ют, а не.мало и таких, кто на собственном опыте убедился, как нелегко сочетать работу и учебу. Но Лариса преодолела эти трудности, и через шесть лет получила Д 1 П 1 Л 0 М инженера- технолога швейней промыш ленности. И по служебной ле- стн 1 ще поднималась вверх; ее назначили мастером, а за год до окончания института— старшим мастером. Казалось, жизнь пошла по избранной 'колее. Работа по душе, заработок приличный, уважение в коллективе, своя дружная семья — что еще на до? Но в 1987 году произо шел неожиданный зигзаг: Ла рису Ивановну пригласили в школу преподавател€.м по труду. Предложение не было слу чайным. В силу своего поло- жеш 1 Я в цехе ’ Загуменнико- вой приходилось обучать но-» внчков швейному, делу. Среди и она не сожалеет о свершив шемся. Л. И. Загуменникова легко и быстро нашла взаимопони мание и с педколлективом и со школьниками. Она сумела увлечь своих. воспитанниц преподаваемой ею дисципли ной. Они с увлечением пости гают «секреты» домоводст ва. От старших и более опыт ных товарищей по работе мож но усльпнать немало добрых и похвальных слов в адрес Ла рисы Ивановны!. И невольно припаминается старая муд рость: не место красит чело века. а человек — место. Все бы хорошо, да одоле вают Ларису Ивановну проб лемы. И на первый взгляд, ка залось бы, не так уж и слож ные. а в нашей действитель ности — неразрешимые. А все пото.му. что только в ис тертых лозунгах провозглаша ется «все лучшее — детям». а в жизни о них не очень-то- пекутся и помнят. Как научить шкатьниц вы шиванию, иск>'сству макра.че и ришелье если днем с огнем в торговле не найдешь для этого ниток? Как научить шить платья, халаты и другие из делия. 'если обьшновенные си тец и сатин попали в разряд дефицита? Раньше, когда с этим было попроще, девочки из до.ма пргаосили куски ма терии, нитки. Но теперь и до ма ничего этого нет. Будь иначе, родители не пожалели бы их для нужного и полезно го дела. А разве это нормально, ес ли в мастерской имеется все го три швейных машинки? Вот девочки и стоят в очере ди в ожидании поработать на них. Дирекция школы неоднократ но делала заявки в райпо, чтобы ей выделяли все необ ходимые для занятий по об служивающему труду мате риалы. в том числе и швей ные машинки. Но не тут-то было; там остались глухи к этим просьбам. Средняя школа № 42 про должает оставаться у район ных властей на положении инородного тела; дескать, же лезнодорожная. Вот ее и обхо дят во всем и вся, а вспоми нают лишь при уборке карто феля и в пору Других горячих сельхозкампаний. И никто не заду.мается над тем, что в ней обучаются процентов 80 детей тех. кто никакого отно шения к транспорту не и.мевт. в том числе и дети работни ков райпо и других районных служб. Сугубо к теоретическим пО' знаниям стали ц!ревращать занятия ПО ну^шнарии. Как, Лапример, девочки могут при готовить те же бутерброды, ес ли в их распоряжении, кроме хлеба и батонов. нет других компонентов, а именно; кол басы, сыра. масла и т. д.? Приобрести'капусту для при ^ готовления щей или борща и то стало пробле.мой. А какой стол у самой обыкновешой хозяйки может быть без вто рых блюд; гуляша, рагу, биф штекса? Не обойтись русской кухне и без каши. Но для практических занятий нет ни мяса, ни круп. Рады бы шкг 1 - льницы принести все необхо ди.мое из дома, но и у себя их нет. Или такой факт. Занятия по труду проводятся в небольшой комнатке школьного интерната. Приходится только удивляться умению и находчивости пре подавателей Л. И. Загумешш- ковой и Л. А. Шибиной и 1 таких условиях проводить пол ноценные и насыщенные 1 Ю содержанию уроки. Проблемы, проблемы, проб лемы... Сколько их у нашик учителей в том числе и у ‘Ларисы Ивановны. Но и в этих условиях она добивается хо роших успехов. Работы ее вос питанниц неоднократно демон стрировались на различных выставках и награждались приза.ми, грамота.ми и други- лги знаками отличия. Для ил люстрации только 0 Д 1 Ю при мер. В прошлом году на вы ставке в Воронеже в которой участвовали все школы Юго- Восточной магистрали, левтол- стовцы были удостоены денеж ной прю.мин. Завтра — День учителя. С чувс*гвом испатненного долга встречает его Л. И. Загумен никова. Но до полного удов летворения, как она сама счи тает. еще далеко. Да это и по нятно’. Труд педагога хэ|ракг терен тем, что он неисчерпа ем по своей глубине, емкостн и масштабности. Пожелаем же Ларисе Ивановне и всем •« коллегам всяческих успехов в их тяжелом, но в высшей сте пени благородном и самом не обходимом людям труде. С. М И Х А И Л О В .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz