Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧА» ПО ПИСЬМАМ ч и т а т е л е й 22 января 1991 г. * № В (7284) * 3 В СООТВЕТСТВИИ С УСЛОВИЯМИ Уже становится привычным, когда по окснчании очередного года в редакцию (и в другие инстанции) начинают поступать жалобы от сельчан на якобы несправедливое распределение премий по итога.м года. Вот и сейчас у нас несколько подоб ных писем. Ниже приводим од но из них; «Дорогая редакция! Просим ваю помочь нам разобраться с премиальными в конце года. Мы, доярки Ильинского отделе ния, надоили от каждой коро вы за год по 4.052 килограм ма молока, а за это налг нет таких премиальных, ка;к в дру гих хозяйствах. Мы читаем газеты и даже удивляемся: за надой 3.300 ки- логра.ммов — премия 600 руб лей, за 3.700 килограммов — до 1.000 р^-блей. А почему у нас все по-другому, иди .мы живем в другой стране?» Действительно, ильинские животяс'воды добились наивыс шей в районе продуктивности коров. В совхозе имени М. Горького, на который они ссы лаются в письме (правда, не называл конкретно хозяйство), с такими резушьтатами можно было отхватить пре.мию не ме нее 1.000 рублей и натурюпла- ту. Все это согласно условиям соревнования, которые там дей ствуют на первый год. Но финансовые вов.можности хозяйств далеко не одинаковые. Исходя из этого, и высчитыва ется сумма, идущая на .мате риальное поощрение. В совхо зе « Астапавский» она скром нее. Однако, как считает глав ный экономист Н, М. Клей.ме- нова, администрация сделаща все. чтобы не обидеть доярок. — У нас они зарабатывают не.илохо, — говорит Наталья Михайловна. — Взять Л. И. Ветчинкину. Среднемесячный заработск у нее составил 297 рублей. Еще ей полага,лась 13-я зарплата в 749 рублей и доплата за стаж в 500 рублей. В качестве пре.мии бригада полуЧ'Ила 1.590 рублей, кроме этого, выплачивались преаш- альные за каждый месяц и квартал. Все в соответствии с условиями соревнования. Зай 1 етим, что доярки при водят в при.мер хозяйство," где действительно высокие премии. И обижаются, что у них не так; « А почему у нас по-другому или мы живем в др>той стра не?» Но неужели они не зна ют, что системы поощрения очень отличаются друг от дру га не только в соседних хо зяйствах, но порюй и в сосед них бригадах. Скажем, в колхозе имени Кирюва вообще нет премий по итогам работы за год, а толь ко по итогам за зимне-стойло- вый и пастбищный периоды (в учет не берем .месячные и квар тальные прюмии, они ири.меня- ются везде). А в колхозе «За веты Ильича» по условиям со- ревно'вания дояркам-трюхтысяч- тгицам выплачивается в конце года 200 рублей. Теперь обратимся к другим факторам. В Ильинке каждая из доярок обслуживает по 20 коров, тогда как среднее число их в гр>тшах по району 35, а в колхозе «Родина» и того больше — 50. К тому же по ловина ИЛЬИНСКИХ коров — черно-пестрой породы, от ко торых отдача намного больше, че.м от си.мменталок. Обобщив все эти данные, приходишь к выводу, что с доярками обош лись справедливо. Наше время всеобщих дефи цитов внесло ь-оррективы и в разработку условий соревнова ния. Нынче не так прхельщают высокие денежные пре.мии, как возможность приобрести ту или иную вещь. Вот и стали появ ляться в них пункты, наподо бие следующи.х; «Занявшим призовое место присуждается право на внеочередное приоб ретение холодильника». Призом может служить так же стиральная или швейная .ма шина, мебельный гарнитур, пы лесос, телевизор и так далее. В одних случаях его передови ку продают за наличные день ги, в дрких — товар оплачи вает хозяйство Но суть не в этом. Главное, что стимул в виде дефицита стал на.много вессаше амотреться в глазах сельчан. Наверное, поэтому и разногласий больше при его распределении. В газете № 152 от 20 де кабря 1990 года было опубли- коваио писымо .меха.низатора совхоза «Мирный» В. Минина, где он сетовал на несправедли вое, по его .мнению, распреде ление стиральной .чаигины, хо лодильника и пылесоса среди полеводов. Зайдя в магазин села Сви- щевкн, он увидел на этих това рах табличку; «Для продажи передовика.м сельскохозяйст венного производства». Согла ситесь, довольно расплывчатое понятие. Ведь только на убор ке зерновых определено девять призовых мест. И вроде бы все они и.меют право на товар по- Бышенисго спроса. Отсюда все и началось. Из совхоза «Мирный» вскоре при шло еще одно пись.мо. В не_м, в частности, говорится, что «...слишком .много привилегий одному человеку за год», имея в виду механизатора В. В. Мерзликнна. И перечисляют их; «Благоустроенная квартира (хотя есть свой дом), гарнитур «Кухня», гарнитур «Спальня», холодильник «ЗН Л » , ковер». Мы уже сообща.ли, что В. В. Мерзликин на косовице зерно вых занял первое место не то лько во внутрихозяйственном соревновании, но и в районном. за что получил право на прн- обрютение и легковой автома шины. Но даже столь весомые трудовые заслуги не спасают его от упреков, намеков на име ющийся где-то «блат». Как же отрегулировать рас пределение призов? Может быть, на этот счет существует какой-то закон? С таки.ми воп росами мы обратились к про курору района и получили краткий, но исчерпывающий ответ; «Порядок н условия пре мирования по итогам за год определяются только са.мнмн условиями соревнсвания». Кажется, в совхозе начина ют осознавать это. Сначала бы ли предложения разыгрывать дефицитные товары среди пре тендентов на них, как это де лается во многих коллективах поселка. Но вот в последние дни стало известно, что созда на специальная рабочая комис сия, которая и будет занимать ся распределением. Методы урегулирования кон фликтов в коллективах могут быть разны.мн. Однако, видима, не стоит забывать о главном документе — условиях сорев нования. Ведь как бывает. Зачитают в той или иной бригаде бу.ма- гу, составленную в конторе, а люди к сути не прислушивают ся, слепо голосуют за утверж дение. Дескать, до конца года еще далеко, заработаешь ли еще эту премию? А в конце его начинают искать правых и виноватых. С большим запозда нием выясняют. что условия соревнования расплывчаты, не конкретны, а то и новее нере альны. Сейчас начало нового года. В хозяйствах района идет под готовка условий соревнавэния на будущий сезон. Хотелось, чтобы к этому важно.му делу рабочие совхозов и колхозники отнеслись со всей серьезностью Это поможет в дальнейше.м из бежать конфликтов н разно гласий. П. ЮРЬЕВ В соревневанни сператорсв .машинного доения колхоза «За веты Ильича» Валентина Ива новна Коровкина заняла пятое место. Надой молока от ко:ро- вы ее грешны составил 2.918 инлограммО(В. Доярка не со- ■всем довольна таким результа том своей работы в прош.чом году, но уверена, что в новом году превзойдет трехтыся-чный рубеж. Коровы у нее молодые, вторым отелом, от них можно добиться высокой продй’ктнв- ности. На снимке: В, И. Коровкина. Фото М. Николаева. Родное Черноземье Тербуны. Прощла первая в районе фютовыставка под наз. ваннем «Родное Черноземье». Она вызвала огромный ште- рес. Мн 01 Г 01 ч 1 исленные посети- те.пи познакомились почти с сотней интересных фоторабот, многие из которых отличаются несомненным мастерством. Признание получили, .напри.мер, фотоэтюды «Улыбки детей», «Поздняя осень» Э. Боева. Понравились снимки и других авторов, которые сумели убе дительно показать неповтори- -мую красоту нашего края, пло ды труда его людей. (ЛП). НАШЕ НАСЛЕДИЕ «Ежели в .моих мыслях о на- ро(щнс|м образеванни навдется хоть .малая доля истины, кото рая войдет в сознание челове чества и послужит основанием дальнейшему развитию новых, сообразных В(рамея 1 'и идей об разования. я, не увлекаясь са молюбием, знаю, что большей доле того, что я сделаю, я бу ду обязан не своей лич 1 юсти, но то.му обществу, в которо-м я должен был действовать», — писал Л. Н. Толстой. Писатель оставил уникальное педагогическое наследие: ста тьи, пись.ма, дневник Яснопо лянской школы, «Азбуку», «Нсв>то азбуку», русские книги для чтения. В наше В!ре.мя, вре мя преобразований в социаль ной и духовной жизни общест ва, педагогические поиски Л. Толстого при 1 вле,кают актуаль ностью постановки проблем об^мения, воспитания подраста ющего поколения, демократи зации народного образования. Идею создания новой школы и воспитания творческой летнос- ти великий писатель считал нэиважнейшей, а занятия пе дагогикой — са.мьш радост ным и счастливым временем своей жизни. Возможность предоставить детям из народа полноценное образова-аше, достойное чело(- века нравственное развитие он связывал с прогрессом своей Родины и Человечества. Же лание научить детей творчески мыслить, формировать их ду ховные по^ебности и нравст венные качества, «спасти то нущих» будущих «Пушкиных, Остротрадских, Филаретов, Ло- МС .Н0С0ВЫХ», которые «кишат в каждой школе», ставило Л. Н. Толстого перед загадкой: поче му существовавшая шкала не помогала этому? И|нтенснвиая педагогическая работа Л. Н. Толстого нача лась с 1859 года, спустя 10 лет после первых занятий с Л. Н. Толстой —педагог 'Ырестьянскими детьоги в Яс ной Поляне. Важнейшей зада чей шкалы Л. Н. Талстой счи тал воспитание творческой лич ности ребенка. «Если ученик в шкале, — ^называл он, — не на>'чится са.м ничего тво рить, то и в жизни он всегда будет талько подражать копи ровать. так как .мало таких, ■которые бы, на>"чившись копи ровать. умели сделать самосто ятельное приложение этих све дений». Яснопалянская шк-ала], став педагогической лабораторией по изучению передав<й'о опыта творчества учителей и учащих ся, их методов обучения, далж- на была, по .мнению Талстого, показать эффективность его нового подхода. Он бьш уве рен, что учебная деятельность детей, ее содержание определя ют общее психологическое раз витие личности и возникнове ние так назьшае.чых высших способностей — "воображения, творчества, соображения», ко торым Лев Никалаеаич прида вал решающее значение во всей познавательной личност ной сфере ребенка. С целью глубже познако миться с постановкой народно го образования в странах За падной Европы, учебной и методической литературой, Тал стой едет в Гер.манию, Фран цию, ^льгию , Англию, Ита лию. Однако после поездки он делает для себя вьшод: народ ное образование и педагогиче ская наука в России далжна раэЕтгеаться своим путем. С 4 февра.ля 1862 года Л. Н. Толстой начинает изда вать ежемесячный жу'рнал «Я с ная Поляна». Статьи в жур 1 на- ле раскрывали цели и задачи, содержание обучения в народ ной школе. Обращаясь к учи- телядц он говорил о необходи мости формирования творческо го мышления и нравственного сознания учащихся уже на пер- ваначально.м этэ'пе обугаеяия, дели-лся мыслями о целесооб разности приумать учащихся к сад 1 сстоятельности при актив ной по.мощи учителя. Педагогическая деятельность писателя высоко оценивалась тами, кто посещал Ясноналян- скую школу и наблюдал за занятиядш ученшдов. Учитель Тульской гимназии Е. Марков писал: «Мы следили за изуми тельными успехами его школь ников, среди которых иные бойкие мальч*утанЬ 1 , оторван ные прямо от бороны или от стада овец, всего через несколь ко месяцев учения уже могли свободно писать довольно гра- •мотные сочинения... Этими поч ти невероятны.ми результатами Яснополянская школа была обязана... исключителыно обая тельному таланту препедава- ния и внутрение.му жизненно му огню Льва Никалаевича, который непебедимо захваты вал и поднимал с собой в вы соту и ширь ежмый вялый ум, самое невпечатлительное серд- цег. В работах периода 1860—62 годов Толстой пытается отве тить на ряд важных вопрюсов педагогики: опреде.тнть цели и задачи обучения и воспитания, разработать содержание образо вания, основать новый, свобод ный тип общения между у'чи- телями и учащи.мися. Толстой надеялся, что буду’щее поколе ние поймет II оценит истинный смысл его педагогических идей. В мае 1875 года вышла в свет -5Новая азбука». Ее мож но было использовать при раз личных способах обучения гра- .моте; с.лухово.м, звуковам, бук- вослагательнсм н даже так на- зываемо.м методе целых слов. Эта «Азбука» получила миро вую известность. В первой половине 70-х годов, активно заии.маясь педа гогической деятельностью. Тол стой преподает в Яснополянс кой школе, как член училищ ного совета Крапнвинской зем ской управы добивается при бавки оплаты труда учителей в открытых крестьянских школах, заботится о снабжении школ учебниками, хрестоматия.мн, грифельпььми досками, каран дашами, перьями, пропися.мн и т. д. Как показала разверн>-в- шаяся в печати дискуссия, сов ременники не поняли новизны предложений Льва Николаеви ча, насколько непохожи были они на привычные стандартные подходы. На примере обучения и вос питания крестьянских детей, учащихся Яснополянской шко лы, Л. Толстой показал, что нх творческие и нравственные возможности раскрываются то лько тогда, когда они стано вятся участниками педагогичес кого процесса в обстановке не принужденности и сотрудниче ства, эмоциональной привлека тельности. Он был уверен, что эти дети способны усвоить н понять все то, что необходимо знать образованному человеку, ставить и посильно решать сло жные жизненные вопросы и проблемы. Деятельность Льва Николае вича Толстого на поприще на родного образования являла пример гражданского мужества и пат.риотиз.ма. Подняв свей го лос в защиту полноценного об разования детей из народа, пи сатель считал, что путь раз вития творческих способностей и высоконравственного созна ния человека приведет к взаи- .мопониманню всех людей на планете Л. Н Толстого по справед ливости .можно считать одним из первых русских педагогов, положивши.х начало экспери ментальной работе в условиях повседневных школьных заня. тий. Толстой указывал, что но вая школа может быть создана только тогда, когда учителя от кажутся «от старого взгляда •на шкалу, как на дисциплини рованную роту солдат, которой нынче командует один, завтра друтой поручик». Бережное отношение к де -1 тям, простота и доброта в об щении, создавали ситуации, когда, казалось бы, безнадеж но забитые дети пробуждались к знания.м, начинали верить в себя. Вот что писал Толстой о ведуще.м качестве преподавате ля: «...Если учитель соединя ет в себе любовь к делу и уче- ■никам, он— совершенный учи тель». Совре.менная эпоха, решаю, щая проблемы духовно нравс твенного человека, не .может не обратиться к авторитету Л Н. Толстого, который еще в 60-х годах XIX века обосно вал необходн.мость именно та кого понимания сущности чело века и блестяще доказал все му .миру, каких поразительных успехов в обучении и воспита нии простых крестьянских ре бятишек можно добиться, если создать благоприятные условия для развития и формирования творческих сил и способностей учащихся н учителей, Р. КРЫЛОВА. заведутощая филиалом музея Л. Н. Толстого на станции Лев Толстой. От редакции: Данная статья под рубрикой «Наше наследие» — начало интересного и полез ного разговора о писателе, из вестном и уважае.мом во всем ■мире. Научные сотрудники фи лиала музея Л. Н. Талстого го товят к печати статьи о членах се.мьи. родственниках и близ ких людях Льва Николаевича Толстого.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz