Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ ИЛЬИЧА» ПО ПИСЬМАМ ч и т а т е л е й 22 января 1991 г. * № В (7284) * 3 В СООТВЕТСТВИИ С УСЛОВИЯМИ Уже становится привычным, когда по окснчании очередного года в редакцию (и в другие инстанции) начинают поступать жалобы от сельчан на якобы несправедливое распределение премий по итога.м года. Вот и сейчас у нас несколько подоб­ ных писем. Ниже приводим од­ но из них; «Дорогая редакция! Просим ваю помочь нам разобраться с премиальными в конце года. Мы, доярки Ильинского отделе­ ния, надоили от каждой коро­ вы за год по 4.052 килограм­ ма молока, а за это налг нет таких премиальных, ка;к в дру­ гих хозяйствах. Мы читаем газеты и даже удивляемся: за надой 3.300 ки- логра.ммов — премия 600 руб­ лей, за 3.700 килограммов — до 1.000 р^-блей. А почему у нас все по-другому, иди .мы живем в другой стране?» Действительно, ильинские животяс'воды добились наивыс­ шей в районе продуктивности коров. В совхозе имени М. Горького, на который они ссы­ лаются в письме (правда, не называл конкретно хозяйство), с такими резушьтатами можно было отхватить пре.мию не ме­ нее 1.000 рублей и натурюпла- ту. Все это согласно условиям соревнования, которые там дей­ ствуют на первый год. Но финансовые вов.можности хозяйств далеко не одинаковые. Исходя из этого, и высчитыва­ ется сумма, идущая на .мате­ риальное поощрение. В совхо­ зе « Астапавский» она скром­ нее. Однако, как считает глав­ ный экономист Н, М. Клей.ме- нова, администрация сделаща все. чтобы не обидеть доярок. — У нас они зарабатывают не.илохо, — говорит Наталья Михайловна. — Взять Л. И. Ветчинкину. Среднемесячный заработск у нее составил 297 рублей. Еще ей полага,лась 13-я зарплата в 749 рублей и доплата за стаж в 500 рублей. В качестве пре.мии бригада полуЧ'Ила 1.590 рублей, кроме этого, выплачивались преаш- альные за каждый месяц и квартал. Все в соответствии с условиями соревнования. Зай 1 етим, что доярки при­ водят в при.мер хозяйство," где действительно высокие премии. И обижаются, что у них не так; « А почему у нас по-другому или мы живем в др>той стра­ не?» Но неужели они не зна­ ют, что системы поощрения очень отличаются друг от дру­ га не только в соседних хо­ зяйствах, но порюй и в сосед­ них бригадах. Скажем, в колхозе имени Кирюва вообще нет премий по итогам работы за год, а толь­ ко по итогам за зимне-стойло- вый и пастбищный периоды (в учет не берем .месячные и квар­ тальные прюмии, они ири.меня- ются везде). А в колхозе «За ­ веты Ильича» по условиям со- ревно'вания дояркам-трюхтысяч- тгицам выплачивается в конце года 200 рублей. Теперь обратимся к другим факторам. В Ильинке каждая из доярок обслуживает по 20 коров, тогда как среднее число их в гр>тшах по району 35, а в колхозе «Родина» и того больше — 50. К тому же по­ ловина ИЛЬИНСКИХ коров — черно-пестрой породы, от ко­ торых отдача намного больше, че.м от си.мменталок. Обобщив все эти данные, приходишь к выводу, что с доярками обош­ лись справедливо. Наше время всеобщих дефи­ цитов внесло ь-оррективы и в разработку условий соревнова­ ния. Нынче не так прхельщают высокие денежные пре.мии, как возможность приобрести ту или иную вещь. Вот и стали появ­ ляться в них пункты, наподо­ бие следующи.х; «Занявшим призовое место присуждается право на внеочередное приоб­ ретение холодильника». Призом может служить так­ же стиральная или швейная .ма­ шина, мебельный гарнитур, пы­ лесос, телевизор и так далее. В одних случаях его передови­ ку продают за наличные день­ ги, в дрких — товар оплачи­ вает хозяйство Но суть не в этом. Главное, что стимул в виде дефицита стал на.много вессаше амотреться в глазах сельчан. Наверное, поэтому и разногласий больше при его распределении. В газете № 152 от 20 де­ кабря 1990 года было опубли- коваио писымо .меха.низатора совхоза «Мирный» В. Минина, где он сетовал на несправедли­ вое, по его .мнению, распреде­ ление стиральной .чаигины, хо­ лодильника и пылесоса среди полеводов. Зайдя в магазин села Сви- щевкн, он увидел на этих това­ рах табличку; «Для продажи передовика.м сельскохозяйст­ венного производства». Согла­ ситесь, довольно расплывчатое понятие. Ведь только на убор­ ке зерновых определено девять призовых мест. И вроде бы все они и.меют право на товар по- Бышенисго спроса. Отсюда все и началось. Из совхоза «Мирный» вскоре при­ шло еще одно пись.мо. В не_м, в частности, говорится, что «...слишком .много привилегий одному человеку за год», имея в виду механизатора В. В. Мерзликнна. И перечисляют их; «Благоустроенная квартира (хотя есть свой дом), гарнитур «Кухня», гарнитур «Спальня», холодильник «ЗН Л » , ковер». Мы уже сообща.ли, что В. В. Мерзликин на косовице зерно­ вых занял первое место не то­ лько во внутрихозяйственном соревновании, но и в районном. за что получил право на прн- обрютение и легковой автома­ шины. Но даже столь весомые трудовые заслуги не спасают его от упреков, намеков на име­ ющийся где-то «блат». Как же отрегулировать рас­ пределение призов? Может быть, на этот счет существует какой-то закон? С таки.ми воп­ росами мы обратились к про­ курору района и получили краткий, но исчерпывающий ответ; «Порядок н условия пре­ мирования по итогам за год определяются только са.мнмн условиями соревнсвания». Кажется, в совхозе начина­ ют осознавать это. Сначала бы­ ли предложения разыгрывать дефицитные товары среди пре­ тендентов на них, как это де­ лается во многих коллективах поселка. Но вот в последние дни стало известно, что созда­ на специальная рабочая комис­ сия, которая и будет занимать­ ся распределением. Методы урегулирования кон­ фликтов в коллективах могут быть разны.мн. Однако, видима, не стоит забывать о главном документе — условиях сорев­ нования. Ведь как бывает. Зачитают в той или иной бригаде бу.ма- гу, составленную в конторе, а люди к сути не прислушивают­ ся, слепо голосуют за утверж­ дение. Дескать, до конца года еще далеко, заработаешь ли еще эту премию? А в конце его начинают искать правых и виноватых. С большим запозда­ нием выясняют. что условия соревнования расплывчаты, не­ конкретны, а то и новее нере­ альны. Сейчас начало нового года. В хозяйствах района идет под­ готовка условий соревнавэния на будущий сезон. Хотелось, чтобы к этому важно.му делу рабочие совхозов и колхозники отнеслись со всей серьезностью Это поможет в дальнейше.м из­ бежать конфликтов н разно­ гласий. П. ЮРЬЕВ В соревневанни сператорсв .машинного доения колхоза «За ­ веты Ильича» Валентина Ива­ новна Коровкина заняла пятое место. Надой молока от ко:ро- вы ее грешны составил 2.918 инлограммО(В. Доярка не со- ■всем довольна таким результа­ том своей работы в прош.чом году, но уверена, что в новом году превзойдет трехтыся-чный рубеж. Коровы у нее молодые, вторым отелом, от них можно добиться высокой продй’ктнв- ности. На снимке: В, И. Коровкина. Фото М. Николаева. Родное Черноземье Тербуны. Прощла первая в районе фютовыставка под наз. ваннем «Родное Черноземье». Она вызвала огромный ште- рес. Мн 01 Г 01 ч 1 исленные посети- те.пи познакомились почти с сотней интересных фоторабот, многие из которых отличаются несомненным мастерством. Признание получили, .напри.мер, фотоэтюды «Улыбки детей», «Поздняя осень» Э. Боева. Понравились снимки и других авторов, которые сумели убе­ дительно показать неповтори- -мую красоту нашего края, пло­ ды труда его людей. (ЛП). НАШЕ НАСЛЕДИЕ «Ежели в .моих мыслях о на- ро(щнс|м образеванни навдется хоть .малая доля истины, кото­ рая войдет в сознание челове­ чества и послужит основанием дальнейшему развитию новых, сообразных В(рамея 1 'и идей об­ разования. я, не увлекаясь са­ молюбием, знаю, что большей доле того, что я сделаю, я бу­ ду обязан не своей лич 1 юсти, но то.му обществу, в которо-м я должен был действовать», — писал Л. Н. Толстой. Писатель оставил уникальное педагогическое наследие: ста­ тьи, пись.ма, дневник Яснопо­ лянской школы, «Азбуку», «Нсв>то азбуку», русские книги для чтения. В наше В!ре.мя, вре­ мя преобразований в социаль­ ной и духовной жизни общест­ ва, педагогические поиски Л. Толстого при 1 вле,кают актуаль­ ностью постановки проблем об^мения, воспитания подраста­ ющего поколения, демократи­ зации народного образования. Идею создания новой школы и воспитания творческой летнос- ти великий писатель считал нэиважнейшей, а занятия пе­ дагогикой — са.мьш радост­ ным и счастливым временем своей жизни. Возможность предоставить детям из народа полноценное образова-аше, достойное чело(- века нравственное развитие он связывал с прогрессом своей Родины и Человечества. Же­ лание научить детей творчески мыслить, формировать их ду­ ховные по^ебности и нравст­ венные качества, «спасти то­ нущих» будущих «Пушкиных, Остротрадских, Филаретов, Ло- МС .Н0С0ВЫХ», которые «кишат в каждой школе», ставило Л. Н. Толстого перед загадкой: поче­ му существовавшая шкала не помогала этому? И|нтенснвиая педагогическая работа Л. Н. Толстого нача­ лась с 1859 года, спустя 10 лет после первых занятий с Л. Н. Толстой —педагог 'Ырестьянскими детьоги в Яс­ ной Поляне. Важнейшей зада­ чей шкалы Л. Н. Талстой счи­ тал воспитание творческой лич­ ности ребенка. «Если ученик в шкале, — ^называл он, — не на>'чится са.м ничего тво­ рить, то и в жизни он всегда будет талько подражать копи­ ровать. так как .мало таких, ■которые бы, на>"чившись копи­ ровать. умели сделать самосто­ ятельное приложение этих све­ дений». Яснопалянская шк-ала], став педагогической лабораторией по изучению передав<й'о опыта творчества учителей и учащих­ ся, их методов обучения, далж- на была, по .мнению Талстого, показать эффективность его нового подхода. Он бьш уве­ рен, что учебная деятельность детей, ее содержание определя­ ют общее психологическое раз­ витие личности и возникнове­ ние так назьшае.чых высших способностей — "воображения, творчества, соображения», ко­ торым Лев Никалаеаич прида­ вал решающее значение во всей познавательной личност­ ной сфере ребенка. С целью глубже познако­ миться с постановкой народно­ го образования в странах За­ падной Европы, учебной и методической литературой, Тал­ стой едет в Гер.манию, Фран­ цию, ^льгию , Англию, Ита­ лию. Однако после поездки он делает для себя вьшод: народ­ ное образование и педагогиче­ ская наука в России далжна раэЕтгеаться своим путем. С 4 февра.ля 1862 года Л. Н. Толстой начинает изда­ вать ежемесячный жу'рнал «Я с ­ ная Поляна». Статьи в жур 1 на- ле раскрывали цели и задачи, содержание обучения в народ­ ной школе. Обращаясь к учи- телядц он говорил о необходи­ мости формирования творческо­ го мышления и нравственного сознания учащихся уже на пер- ваначально.м этэ'пе обугаеяия, дели-лся мыслями о целесооб­ разности приумать учащихся к сад 1 сстоятельности при актив­ ной по.мощи учителя. Педагогическая деятельность писателя высоко оценивалась тами, кто посещал Ясноналян- скую школу и наблюдал за занятиядш ученшдов. Учитель Тульской гимназии Е. Марков писал: «Мы следили за изуми­ тельными успехами его школь­ ников, среди которых иные бойкие мальч*утанЬ 1 , оторван­ ные прямо от бороны или от стада овец, всего через несколь­ ко месяцев учения уже могли свободно писать довольно гра- •мотные сочинения... Этими поч­ ти невероятны.ми результатами Яснополянская школа была обязана... исключителыно обая­ тельному таланту препедава- ния и внутрение.му жизненно­ му огню Льва Никалаевича, который непебедимо захваты­ вал и поднимал с собой в вы­ соту и ширь ежмый вялый ум, самое невпечатлительное серд- цег. В работах периода 1860—62 годов Толстой пытается отве­ тить на ряд важных вопрюсов педагогики: опреде.тнть цели и задачи обучения и воспитания, разработать содержание образо­ вания, основать новый, свобод­ ный тип общения между у'чи- телями и учащи.мися. Толстой надеялся, что буду’щее поколе­ ние поймет II оценит истинный смысл его педагогических идей. В мае 1875 года вышла в свет -5Новая азбука». Ее мож­ но было использовать при раз­ личных способах обучения гра- .моте; с.лухово.м, звуковам, бук- вослагательнсм н даже так на- зываемо.м методе целых слов. Эта «Азбука» получила миро­ вую известность. В первой половине 70-х годов, активно заии.маясь педа­ гогической деятельностью. Тол­ стой преподает в Яснополянс­ кой школе, как член училищ­ ного совета Крапнвинской зем­ ской управы добивается при­ бавки оплаты труда учителей в открытых крестьянских школах, заботится о снабжении школ учебниками, хрестоматия.мн, грифельпььми досками, каран­ дашами, перьями, пропися.мн и т. д. Как показала разверн>-в- шаяся в печати дискуссия, сов­ ременники не поняли новизны предложений Льва Николаеви­ ча, насколько непохожи были они на привычные стандартные подходы. На примере обучения и вос­ питания крестьянских детей, учащихся Яснополянской шко­ лы, Л. Толстой показал, что нх творческие и нравственные возможности раскрываются то­ лько тогда, когда они стано­ вятся участниками педагогичес­ кого процесса в обстановке не­ принужденности и сотрудниче­ ства, эмоциональной привлека­ тельности. Он был уверен, что эти дети способны усвоить н понять все то, что необходимо знать образованному человеку, ставить и посильно решать сло­ жные жизненные вопросы и проблемы. Деятельность Льва Николае­ вича Толстого на поприще на­ родного образования являла пример гражданского мужества и пат.риотиз.ма. Подняв свей го­ лос в защиту полноценного об­ разования детей из народа, пи­ сатель считал, что путь раз­ вития творческих способностей и высоконравственного созна­ ния человека приведет к взаи- .мопониманню всех людей на планете Л. Н Толстого по справед­ ливости .можно считать одним из первых русских педагогов, положивши.х начало экспери­ ментальной работе в условиях повседневных школьных заня. тий. Толстой указывал, что но­ вая школа может быть создана только тогда, когда учителя от­ кажутся «от старого взгляда •на шкалу, как на дисциплини­ рованную роту солдат, которой нынче командует один, завтра друтой поручик». Бережное отношение к де -1 тям, простота и доброта в об­ щении, создавали ситуации, когда, казалось бы, безнадеж­ но забитые дети пробуждались к знания.м, начинали верить в себя. Вот что писал Толстой о ведуще.м качестве преподавате­ ля: «...Если учитель соединя­ ет в себе любовь к делу и уче- ■никам, он— совершенный учи­ тель». Совре.менная эпоха, решаю, щая проблемы духовно нравс­ твенного человека, не .может не обратиться к авторитету Л Н. Толстого, который еще в 60-х годах XIX века обосно­ вал необходн.мость именно та­ кого понимания сущности чело­ века и блестяще доказал все­ му .миру, каких поразительных успехов в обучении и воспита­ нии простых крестьянских ре­ бятишек можно добиться, если создать благоприятные условия для развития и формирования творческих сил и способностей учащихся н учителей, Р. КРЫЛОВА. заведутощая филиалом музея Л. Н. Толстого на станции Лев Толстой. От редакции: Данная статья под рубрикой «Наше наследие» — начало интересного и полез­ ного разговора о писателе, из­ вестном и уважае.мом во всем ■мире. Научные сотрудники фи­ лиала музея Л. Н. Талстого го­ товят к печати статьи о членах се.мьи. родственниках и близ­ ких людях Льва Николаевича Толстого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz