Путь Ильича. 1991 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧА » _ СЕМЬЯ В УСЛОВИЯХ 28 мая 1991 г. № 64 (7339) * 2 ПЕРЕХОДА РЫНКУ Квартиру, в которой живут сейчас Любовь Петровна и Сер гей Иванович Исаевы, получи ли пять лег назад. Цредоста- вато ее предлриятие, где Сер гей Иванович работает автс- грейдеристом. Казалось, радо сти Не будет предела. Подрас тали д|вое детишек, Любовь Петровна ждала третьего. И просторная тре)скомнатная квар тира была как не-льзя кстати. Да и в жизни все вроде бы .менялось к л>’чше.му, вселяло надежду: в стране начиналась перестройка. Не беда, что квартира нуж далась в основательной отдел ке: в то время приобрести стро ительные .материалы, краски было не так трудно, а благо устраивали ее сами, без по сторонней помощи. Необходи мая мебель была, пото-м уда лось купить еще кое какие ве щи. Все хсрощо было в этом до ме, живи да радуйся, расти детей. Добрые взаи.мостноше- ния между родителями отража лись и на детях: старшая Оля радовала не только отличной учебой в шкО'Ле, но и трога тельной заботой о младшей се стренке. И сейчас, по словам Любови Петровны, у Оли. те перь уже восьмиклассницы, прекрасно идут дела в школе, а дома она — лучшая мамина помощница. Вскоре в семье Исаевых по явился третий ребенок — сын Женечка. Была середина вось мидесятых... По-'Преж 1 нему '.мно- го говорилось о перестройке, но .уже стало настораживать то, что особых улучшений не на ступало, все реальное тонуло во всеобщей говорильне. Те.м нс ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА менее здесь, в .маленьком по селке. каких-то пере.мен к худ- ше.му пока не ощущалось. Не смотря на то, что тогда Любовь Петровна находилась в дек- ретно.м отпуске, се.мья не бед ствовала. Около трехсот руб лей зарабатывал муж, «набе гали» различные выплаты на детей, хорошее подспорье дава ло хозяйство: Исаевы держали немного кур, поросенка, на пя ти •сотках в поле сажали кар тофель. К тему Же бабушка — ма.ма Любови Петровны — жила в деревне, имела свою кдрову. так что молоко для Детей бы ло всегда хорошее. Правда, приходилось часто ездить в деревню, тю у Исаевых есть .мо тоцикл с коляской. — ' Успели вовремя, когда еще не было подорожания, и ■гараж для него построить, — с улыбкой говорит Любовь Пет. ровна. К счастью, успели в те вре мена приобрести Исаевы и сти. ральную .машину, которая для .многодетной се.мьи — одна из сверхнеобходимых вещей. Трудности на семью Исае вых, как и на другие се.мьи. над!вигались постепенно. Еще только шли разговоры о пред стоящем повышении цен, а в ■магазинах расхватывалось все: и продукты, и .одежда, и обувь. Почему-то у.мень|нилась зар плата у мужа. — То ли тарифные ставки уменьшили, то ли еще по ка кой причине, — говорит Лю бовь Петровна. Но только не потому, что ра бочие стали хуже работать. Ви. дела она. -каким ^ттавшим при ходил муж с работы, букваль но валился с ног. Сейчас вроде бы снова на чало положение вьниравляться.' Уже второй .месяц заработки стали выше. Но что они при таких-то ценах! Это если бы нынешняя зарплата Исаевых при ценах трех-четырех.тетней давности, тогда семье было бы очень легко. Первый раз с лозунгом «Все л^-чшее — детям» Любовь Пет ровна столкнулась в апреле, когда зашла в отдел «Детстще товары» купить костю.мйик младшему пятилетнему сыниш ке, на котором буквально «все герит». Простенький костюмчик 32 раамера, в котором ребенок должен был бегать по улице, возиться в песке, с т о и л - 64 р>-бля. Тогда, возвращаясь из магазина, с тревогой заду.ма- лась: как же жить дальше? Хо рошо, что дочке второклассни це заранее купили школьную форму — в запас. Но 'ведь, по- ми.мо формы, сколько еще дет ской одежды потребуется! Ве ли Ю.те ЧТО-ТО остается от старшей Оли, то младше.му все нужно купить, девчоно-чьи платья е.му не наденешь. Уже в нынешнем году, что бы не был для семьи слишком тяжел переход страны к рын ку. решили Исаевы увеличить хозяйство: поми.мо кур, поро сенка, завели еще гусей. Воль- шей ча|Стью гуси находятся на попечении Юли. Вместо пяти соток посадили картофель на пятнадцати. Иначе с тре.мя детьми не выкрутишься. — Конечно, очень • трудно совмещать работу, домашнее хозяйство и воспитание де тей, — призналась Любовь Петровна. Очень трх'дно. Да и В 1 ряд ли управлялась бы она, если бы не помощь старшей Оли. Дне.м она покор.мит и живность, и за. Юлей приглядит, к вечеру за Женей в садик сходит. Любовь Петровна гсворит, что сама удивляется, как при всем этом дочь у.мудряется не получать ничего, кроме пятерок. Способность к учебе Оля, види.мо, унаследовала от отца. В свое вре.мя он тоже хорошо учи.чся, но в силу разных об стоятельств удалось закончить лишь технику'.м. А вот дочь мечтает после школы поступить в юридический институт. Отец ее мечту поддерживает, уверен, что справится Оля и с экзаме нами, и с учебой. Только вот что волнует. Недавно вычитали в одной из газет, что в буду- ще.м, воз.можно, >’чеба в инсти туте будет платной. Пода'вай документы, плати 25 тысяч и все, ты — студент. У Исаевых, как и у бо.тыпикства простых «среднестатистических» семей, таких денег нет. Выходит, учи ться будет не тот, у кого свет лая голова и способности на лицо, а тот, у кого кошелек тол ще? Мож'но себе представить, что за специалисты будут вы пускаться из стен вузов. Все это не на шутку волнует Любовь Петровну. — Страшно поду.мать, что подойдет то воемя. когда дети должны будут выходить в са мостоятельную ве|рослую жизнь, — говорит она. — Ведь даже в семье, где, как говорится, все едят из одного котечлк'а, приходится трудно. Око.чо соро ка рублен составляет плата за коммунальные услуги. А та.м нужно уплатить детям за шко льные завтраки, за пребывание Жени в детском саду. О про- д.уктах и говорить не прихо дится. Свыше двадцати рублей стоит батон вареной колбасы. А .много лш это на се.мью из пяти человек? — Н--Т. хорошо еще, что есть свое хсзяйствэ. — оисва убеж денно говорит Любе.^ь Петров на, — Как ТОЛ 1 КО .могут сво дить концы с концами те- кто живет на одну зарплату? Она с благодарностью расс казывает о предприятии, где работает бухгалтером — швей ном цехе 7. Здесь своим ра ботницам позволяют приобрес ти то верхнюю одежду, то дру гие вещи. По мере воз.можнос. ти профсоюз выделяет дотацию на эти вещи, так что для ра ботниц они обходятся в уме ренную цену. Разговор неза.метно перешел на то. что ожидает всех нас завтра, как скажутся различ ные эксперименты правительст ва на и без того снизившемся благосостоянии народа. — Страшно только за детей, — заключила Любовь Петров на, — .хочется,- 1 конеч 1 ю, наде яться, что когда-нибудь все снова бЬ’дет хорошо, ' 1.10 уж бо льно хрупкая цта надежда. Сей час вот во всех газетах, жур налах .много пишут о предсто ящих выборах. А у меня личнО' нет доверия ни к кому из кан дидатов в Президенты, надоела политика и разговоры о ней. Вот так и живет обычная средняя семья, ежедневно рис куя в период перехода страны к рынку оказаться бессильной перед волной новых проблем, Н. ЛЕМОВА Здесь десять классов пройдено... Последний школьный зво нок... Для вьшускников, И.Х ро дителей и педагогов это всегда праздник, но праздник груст ный: впереди расставание со школой, в которой десять клас- ссв пройдено, расставание с лр^тзьми-однекашниками, с лю- бк.мыми педа-г.^гами. ...Торжественно и празднич но было в прошедшую субботу у здания школы .Х» 42 имени Л. Н Толстого. Первоклассни ки в белых фартучках и стро гих школьных костюмчиках выстрснлись с алыми букета.ми в руках. Напротив — десяти- к.-’.'^теннкн, те, кто станет вы пускниками на следующий год. Торжественную линейку, по- ОЕЯще: ную последнелгу шко льному звонку, открывает ди ректор школы М. С. Сеславин ский. Он говорит о том. какой это волнующий день, волную щий для всех, кому предстоит пр.:щаться со школой. Нлассныг руководители 11 - А » и 11 - Б - классов Б. В. Шибин и И. А. Карих выводят на торжественною ли нейку вьшохкников. Трудно ов- нать в этих повзрослевших пар нях и девушках первоклашек, робко жавшихся к ма.ма.м де сять лет назад. Наступает одна из са.мых торжественных .мин>т празд ника — вьшос школьного зна мени. А Несколько минут спо'стя завуч Г. И. Прохорова зачитывает список учащихся, допо'щенных к выпускным эк заменам. Кстати, последний зво нок в этот день прозвомал не только шля одинкадЦатик.лас- ников. Некоторые выпускники девятых к.лассов пожелали пос ле выпускных экза.менов посту пать в >"чилища и техникумы, так что для них это тоже день проищния со школой. Слово предоставляется учи- те.льнице Л. Е. Тарасовой. У некоторых нынешних выпуск ников она была первой 1 ши- тельницей, научившей их чи тать писать, впервые познако мившей их со школой. Трога тельно и грустно говорит она о то.м, что в памяти у нее сохра нился тот да.лекий первый шко льный день, когда сегодняшние одиннадцатик.лассники впервые переступили порог к.ласса. Сегодня те.м мальчика.м и де вочкам уже н^-жна одежда «дя- дистепиных размеров», как теп ло за.метила, поздравляя выпу- окн; 1 ков, классный руководитель 11 «Б » класса И А. Карих. Ирина Александровна поже.ла- ла одиннадцатиклассникам уда чи в любых, пусть даже са.мых трудных жизненных ситуациях, оставаться настоящими .людьми. От имени родителей вып;^•ск- ников поздравил В. И Водо пьянов. Быть умелы.ми. чест- нымц, дсбры.ми. не забывать родную школу пожелал он вче- рашни.м мальчишкам и девчон кам. Много добрых напутствий звучало на торжественной ли нейке в адрес выпускников. Тепло поблагодарили учителей са.ми выпускники, за их терпе ние, за нелегкий труд, за зна ния. что дали они школьника.м. ...И вот звенит он заливис то, псс.ледний школьный зво нок. Что испытывали в этот момент выпусквтикй!? Надвер ное. и радость, и грусть одно- сре.ченно. Радость оттого, что стоят они на пороге взрос.лой жизни, где предстоит им из разных интересных дорег вы брать одну — свою. Грусть — от расставания с детство.м, друзья.ми, со школой, в кото рою, наверное, будут они при ходить. приезжать, но никогда уже не позовет их на урок звонкий школьный звонок. Первоклассники, то-лько на чавшие школыг>чо жизнь, преподнесли выпускникам цве ты, одиннадцатиклассники вру чили им на память книжки. Яр кие тю.льнаны каждый подарил своему люби.чо.му учите.лю. На снимках: на торжествен, ной линейке. Фото А. Гавриловой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz