Путь Ильича. 1990 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧАМ - НАШИ ИНТЕРВЬЮ. СТРОИТЬ , НЕ РАЗРУШАЯ... В последнее время в цент ральной прессе только и раз говоров, что о предстоящем переходе на рыночную эконо мику и о связанных с этим многочисленных проблемах. Что думают об этом рядовые хозяйственники на местах, ко торым придется на практике реализовывать реформу в сель скохозяйственном секторе? Об этом и разговор нашего кор респондента с председателем колхоза «Красный путиловец» А. М. Звягиным. — Александ}) Михайлович, как вы считаете,' удержится ли Ваш колхоз в условиях рынка или обанкротится? — Как известно, с колхозов и совхозов государство списало долги. С нас «сняли» 2,5 мил лиона рублей. Но это практиче ски никак не отразилось на фи нансовом положении хозяйства. Для нас важны те деньги, ко торые работают, а не лежат мертвым капиталом. В текущем году сильно по тратились. Одной техники ку пили на 250 тысяч рублей. «Дон-1500», кукурузоубороч ный комбайн. А пожадничали бы, часть урожая в поле бы оставили. Немало денег ушло на приобретение минеральных удобрений. Вносили на поля и в запасе осталось. Без него нельзя, снабжение-то ухудша ется с каждым днем. По предварительным подсче там, рентабельность хозяйства нынче выше прошлогодней. Прибыли больше получаем как в растениеводстве, так и в жи вотноводстве. В банке ссуду не берем, обходимся своими сред ствами. Правда, их на все не хватает, слишком много запу щенных участков. Вот сейчас есть возможность закупить не сколько щитовых домов, на них требуется 40 тысяч руб лей. А на счету у нас где-то около 36 тысяч. Вскоре ожи дается прибавка от реализации сахарной свеклы, молока и мя са. Дома обязательно надо брать, ведь жилья не хватает. — При рынке предусматри ваются прямые связи с пред- прнятиями-партнерами, как по ставщиками, так и потребителя ми. Когда и как Вы собирае тесь их налаживать? — С потребителя.ми, думаю, будет проще. На нашу продук цию пока спрос высок и вряд ли скоро снизится. В ней край не заинтересованы молзавод, мясокомбинат, предприятия хлебопекарной промышленнос ти. Впрочем, и тут нужны пре образования. Скажем, иногда трудно сдать зерно. Что касается снабжения, то централизованная система уже исчерпала свои возможности. С большим трудом можно добить ся получения каких-либо мате риалов по так называемым фондам распределения. Судите сами. В этом году по центра лизованным поставкам мы по лучили лишь 15 тонн цемента, 100 кубо.метров леса и... три ящика гвоздей. Ма.чо получали кирпича. При нашем объеме строительства .многие объекты при таком снабжении остались бы «замороженными». Вот и при.ходнтся уже не первый год посылать своих «гонцов», чтобы добыть тот или иной материал. Правда, подчас подобные «коммерчес кие» связи похожи на перво бытную торговлю. На предпри ятиях мало интересуются день гами, это как само собой разу меющееся. Спрашивают: мо жешь ли дать взамен, напри мер, зерно? Хозяйственник, как правило, оказывается в безвы ходном положении. Спросите у любого руководителя хозяйства. Сколько сил отбирает «достава ние» шифера, кирпича, леса, цемента, плитки, труб и еще бог весть каких материалов. Еще надо успевать своими де лами заниматься. Срочно н^'Ж- ны организации-посредники, 'ко торые бы все эти хлопоты взя ли на себя и освободили бы нас от них. — В парламенте России ре шается вопрос о передаче зе.м- ли в частную собственность тем, кто ее обрабатывает. Как Вы к этому относитесь? — Что и говорить, за свое каждый болеет больше, чем за общественное. Пробовали ведь и коллективный подряд, и арен ду'. а эффекта мало. Все не то, что в личном хозяйстве. Возь мем среднесуточный удой мо лока от коровы в нашем кол хозе. Это где-то около восьми килограммов. А с подворья меньше 15 килограм.мов не сдают, причем еще и себе ос тавляют. А бычки? Разве хоть какой-нибудь хозяин сдаст быч ка тощей или хотя бы средней упитанности? В колхозе же все бывает... Вот везде слышишь: надо развивать фермерство, уже и союз, слышал, такой создали. Что-то у нас желающих отде литься не видно. В чем дело? С одной стороны, боятся люди: ну, как опять на старое повер нут. Насколько я знаю из прес сы, за годы Советской власти в сельском хозяйстве страны проводилось 29 реорганизаций. Устали крестьяне от этих «эк спериментов», не верят в них. Ведь всегда не столько строи ли новое, сколько разрушали старое. ■у нас сейчас сложилось та кое положение, что подчас не пой.мешь: то ли сельчанин — фермер, то ли — колхозник. И вот почему. Огороды в селе по 60 соток. На большей их части сажают картофель, на ос тальной сеют траву на сено, кормовую свеклу для скота. Даже приблизительный подсчет показывает, что доходы, полу чаемые с крепкого подворья, превышают сумму, заработан ную в колхозе. Иногда замечаю: придет кто- то утром на работу, а у него уж спина в мыле — «напахал ся», видать, вдосталь у себя во дворе. Какая от него отдача на производстве, е.му бы до первого кустика, отдохнуть. Такой, .может, был бы прекра-- сным фермером, но нет усло вий для этого. Ну, взяла, предположим, се.мья несколько гектаров зе.м- ли, скот. Возникает множест во вопросов: где брать технику, семена, удобрения, гербициды и многое другое? Ко.му и как сдавать продукцию? За голову схватишься. Вот и не рискует никто, тянут волынку в кол хозе. Не все, конечно, многим колхозника.м плохо работать просто совесть не позволяет. — С переходом к рыночным отношениям, очевидно, придет ся более активно искать допол нительные источники доходов... — Да, конечно, и над этим надо крепко подумать. Многое нужно менять в организации труда. Видимо, необходимость заставит ликвидировать твер дые Оклады у специалистов и руководителей, включая пред седателя колхоза. Оплата долж на полностью зависеть от ре зультатов деятельности подраз делений. Не избежать нам, видимо, н возрождения мелких перераба тывающих цехов. Что-то можно было бы уже сейчас пробовать наладить, но вот незадача — нет никакюй информации: где, что и по какой цене можно при обрести. Это еще одно под тверждение того, что для ус пешного функционирования экономики нужны развитые ры ночные инфраструктуры. В частности, в сельском хозяйст ве посреднические коллективы, будь они кооперативные шш частные. должны зани.мать большой сектор. Без заинтере сованных, компетентных по мощников нам не обойтись. Беседу вел П. Юрьев. 3 ноября 1990 г. * 132 (7251) * 2 Для газификации Только добрые отзывы можно слышать в колхозе имени XX партсъезда о шофере «Агротранса» Александре Иванови че Медведеве. Большую часть лета н по сей день он работа ет в этом хозяйстве. Александр Иванович участвовал в уборке урожая и пере вез более 1.000 центнеров зерна от комбайнов на ток. В пос леднее время он доставляет ггукурузную массу к месту сило сования. Фото Н. Николаева. с е л Липецк. Жилье на селе с • годня создается со всеми к о '^ мунальными удобствами. Н е часто сдача в эксплуатацию до мов задерживается из-за не хватки газовых труб. «Липец кая панорама» уже сообщала о то.м, что на НЛМК по инициа тиве новаторов налажено про изводство труб диаметром 34 и 78 миллн.метров. В августе их выпущено более сорока кило метров, и большая часть отпра влена сельски.м газовикам. Это помогло заметно поднять тем пы прокладки магистралей го лубого топлива. На днях с Новолппецкого ме таллургического комбината при шла новая добрая весть. Здесь принимаются меры к дальней шему увеличению выпу'ска столь ценной продукции. Требу ется заменить установку тока высокой частоты на более .мощ ную. Правда, для этого при дется временно остановить стан. Но зато после замены по высится надежность работы аг регата, качество сварки труб. Перед отправкой потребителю они обязательно про.ходят гнд- роиспытания под давлением в 75 атмосфер. Вьтуск недобро качественной прод^ттции полно стью исключен. (ЛП). ТРИБУНА хо зяйственника Трудно жить бесправному Сейчас повсюду .и много го ворят о всех грехах и прома хах административно-командной системы и откровенно предают ее анафеме за кризисное со стояние нашей экономики. Но, наверное, не ошибусь, если скажу, что- ни в одной отрасли народного хозяйства эта систе ма так наглядно и мощно не проявляет себя, как на желез нодорожном транспорте. Тут почти все вопросы, независимо от их значимости, решаются чуть ли не на уровне минист ра. А уж без отделения дороги и шагу шагнуть не моги. Вот и остаются руководители са мых низовых транспортных подразделений по сути дела бесправными. Уже несколько месяцев наш коллектив пункта контрольно го технического обслуживания вагонов не справляется с ос новным измернтеле.м своей ра боты — по пропуску грузовых вагонов, хотя раньше мы его значительно перекрывали. В результате же этого невыпол нения у рабочих значительно снизилась премиальная оплата труда, что заметно ударило по бюджету семей вагонников. А ведь коллектив остался прюжний, если не считать двух —трех пришедших вместо пен сионеров новичков. Все дело в том, что весной и особенно летом резко снизил ся грузопоток через наш же лезнодорожный узел. Это преж де всего последствия продол жительной блокады на Закав казской железной дороге, заба стовок грузинских транспорт ников, частых сбоев в работе шахтеров Донбасса и т. д. Возникает вопрос: как мож но пропустить заданное на ме сяц количетво вагонов, если они не проходят через нашу станцию? Знают о такой пара доксальной ситуации в Елец ком отделении и в управлении Юго-Восточной железной доро ги, но помочь ниче.м не могут. Скорректировать план по за данным ,показателя.м вправе только .министерство. И там прекрасно знают о создавшем ся положении, именно туда, в высший наш штаб, в первую очередь поступает информация о массовых сбоях в продвиже нии вагонов. А вот своевремен ные и кардинальные меры при нять не торопятся. В резуль тате же внакладе остаются ря довые рабочие, расплачиваясь своим заработком за неразво- р о т л и в о с т ь в ы с ш и х э ш е л о н о в власти. Недаром в некоторых желез нодорожных предприятиях уже в нынешнем году имеет место большая текучесть кадров. Правда, нашего ПКТО она не коснулась. Сказывается преж де всего привязанность людей к своему предприятию, многие вагонники отдали ему десятки лет жизни. Среди них такие ветераны, как Н. Е. Костин, Д. А. Коновалов, Н. А. Юш- кин и многие другие. А за ни ми прочно вживается в коллек тив и молодежь. Например хо тя и недавно у нас рабо'пмог В. В. Какалин и В. М. Анто нов, а уже зарокомендозали (с.бп с самой положи а'лыий стороны. По мере сил и возможностей мы стараемся улучшить усло вия труда, помочь в решении жилищной проблемы. Сейчас капитально ремонтируем душе вую комнату и отопление в производственном помещении. Оказываем помощь рабочим в доставке топлива на зиму. Вместе с общественными ор ганизациями добились от ру ководства вагонного депо Елец выделения денежных средств на строительство собственного жилья. Сейчас готовим к сдаче второй двухквартирный дом. Заложен фундамент и до окон выложены стены третьего. Хло пот со строительство.м много, кто возводил дома хозяйствен ным способом, тот знает. Но конечная цель — жилье для своих рабочих— помогает пре одолевать все трудности. Однако и тут не покидают сомнения: останутся ли дома собственностью вагонников? Де ло в том, что недавно освобо дилась квартира в доме, кото рый построен вагонниками де сятки лет назад. Мы офор.чили все необходимые документы на вселение в нее в порядке оче редности одного ра^чего. Но профко.м вагонного депо затеял непонятную волокиту и под всяческими предлогами затяги вает решение вопроса. И опять выходит, что собственной квар тирой мы не вправе распоря диться. Въевшаяся десятилетиями привычка давить силой власти на нижестоящие предприятия доходит иной раз до абсурда. Все, наверное, помнят, что в ночь с 22 на 23 октября слу чился мороз. Хотя он был и не такой уж крепкий, но на про мывочном отделении вагонов прихватило водяной насос. Что бы совсем не вывести его из строя, мы решили, согласовав предварительно вопрос с на- чальнико.м депо Ю. И. Антиш- киным, законсервировать про мывку на зимнее хранение, сли ли всю воду. Н что же? Буквально через неделю начальник вагонного отдела отделения дороги С. П. Зубарев безапелляционно при казал немедленно возобновить промывку вагонов. Несколько минут спустя такая же коман да последовала от заместителя начальника отделения дороги Мальцева. А буквально за час до этих телефонных перегово ров по радио передали прогноз погоды и предупредили, что в предстоящую ночь ожидается мороз. Как я ни убеждал вышесто ящее начальство, что нельзя этого делать, что это может вывести из строя оборудование промывки, все было напрасно. 11 делалось такое насилие под благовидным предлогом: нуж ны промытые вагоны под са хар. А на парке у нас и был-то всего один такой вагон, его с успехом могли бы промыть и на сахарном заводе. Даже в мелких вопросах ино гда не добьешься справедливо сти. Взять, к примеру, обеспе ченность спецодеждой. Надо пря.мо сказать, что не все здесь в порядке. В прошлом году на шим работникам давали на зи му крытые полушубки. А в нынешнем отказали. Почему? А неизвестно, никто не может объяснить эту нелепость. В то же время приемосдат чикам поездов станции такая спецовка выдается. А ведь они гораздо меньше наших осмотр щиков вагонов находятся зимой под открыты.м небом. Вот и добейся справедливости в ко мандно-административной си стеме. Так вот живешь и работаешь под команду сверху. И не взду май ее обсуждать, а тем более не выполнить. О какой-то ини циативе, предприимчивости и говорить не приходится. По.может ли нам переход к рынку? Поживем, как говорят, увидим. С. ТАМОНОВ, старший мастер ПКТО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz