Путь Ильича. 1990 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1990 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ ИЛЬИЧАМ - НАШИ ИНТЕРВЬЮ. СТРОИТЬ , НЕ РАЗРУШАЯ... В последнее время в цент­ ральной прессе только и раз­ говоров, что о предстоящем переходе на рыночную эконо­ мику и о связанных с этим многочисленных проблемах. Что думают об этом рядовые хозяйственники на местах, ко­ торым придется на практике реализовывать реформу в сель­ скохозяйственном секторе? Об этом и разговор нашего кор­ респондента с председателем колхоза «Красный путиловец» А. М. Звягиным. — Александ}) Михайлович, как вы считаете,' удержится ли Ваш колхоз в условиях рынка или обанкротится? — Как известно, с колхозов и совхозов государство списало долги. С нас «сняли» 2,5 мил­ лиона рублей. Но это практиче­ ски никак не отразилось на фи­ нансовом положении хозяйства. Для нас важны те деньги, ко­ торые работают, а не лежат мертвым капиталом. В текущем году сильно по­ тратились. Одной техники ку­ пили на 250 тысяч рублей. «Дон-1500», кукурузоубороч­ ный комбайн. А пожадничали бы, часть урожая в поле бы оставили. Немало денег ушло на приобретение минеральных удобрений. Вносили на поля и в запасе осталось. Без него нельзя, снабжение-то ухудша­ ется с каждым днем. По предварительным подсче­ там, рентабельность хозяйства нынче выше прошлогодней. Прибыли больше получаем как в растениеводстве, так и в жи­ вотноводстве. В банке ссуду не берем, обходимся своими сред­ ствами. Правда, их на все не хватает, слишком много запу­ щенных участков. Вот сейчас есть возможность закупить не­ сколько щитовых домов, на них требуется 40 тысяч руб­ лей. А на счету у нас где-то около 36 тысяч. Вскоре ожи­ дается прибавка от реализации сахарной свеклы, молока и мя­ са. Дома обязательно надо брать, ведь жилья не хватает. — При рынке предусматри­ ваются прямые связи с пред- прнятиями-партнерами, как по­ ставщиками, так и потребителя­ ми. Когда и как Вы собирае­ тесь их налаживать? — С потребителя.ми, думаю, будет проще. На нашу продук­ цию пока спрос высок и вряд ли скоро снизится. В ней край­ не заинтересованы молзавод, мясокомбинат, предприятия хлебопекарной промышленнос­ ти. Впрочем, и тут нужны пре­ образования. Скажем, иногда трудно сдать зерно. Что касается снабжения, то централизованная система уже исчерпала свои возможности. С большим трудом можно добить­ ся получения каких-либо мате­ риалов по так называемым фондам распределения. Судите сами. В этом году по центра­ лизованным поставкам мы по­ лучили лишь 15 тонн цемента, 100 кубо.метров леса и... три ящика гвоздей. Ма.чо получали кирпича. При нашем объеме строительства .многие объекты при таком снабжении остались бы «замороженными». Вот и при.ходнтся уже не первый год посылать своих «гонцов», чтобы добыть тот или иной материал. Правда, подчас подобные «коммерчес­ кие» связи похожи на перво­ бытную торговлю. На предпри­ ятиях мало интересуются день­ гами, это как само собой разу­ меющееся. Спрашивают: мо­ жешь ли дать взамен, напри­ мер, зерно? Хозяйственник, как правило, оказывается в безвы­ ходном положении. Спросите у любого руководителя хозяйства. Сколько сил отбирает «достава­ ние» шифера, кирпича, леса, цемента, плитки, труб и еще бог весть каких материалов. Еще надо успевать своими де­ лами заниматься. Срочно н^'Ж- ны организации-посредники, 'ко­ торые бы все эти хлопоты взя­ ли на себя и освободили бы нас от них. — В парламенте России ре­ шается вопрос о передаче зе.м- ли в частную собственность тем, кто ее обрабатывает. Как Вы к этому относитесь? — Что и говорить, за свое каждый болеет больше, чем за общественное. Пробовали ведь и коллективный подряд, и арен­ ду'. а эффекта мало. Все не то, что в личном хозяйстве. Возь­ мем среднесуточный удой мо­ лока от коровы в нашем кол­ хозе. Это где-то около восьми килограммов. А с подворья меньше 15 килограм.мов не сдают, причем еще и себе ос­ тавляют. А бычки? Разве хоть какой-нибудь хозяин сдаст быч­ ка тощей или хотя бы средней упитанности? В колхозе же все бывает... Вот везде слышишь: надо развивать фермерство, уже и союз, слышал, такой создали. Что-то у нас желающих отде­ литься не видно. В чем дело? С одной стороны, боятся люди: ну, как опять на старое повер­ нут. Насколько я знаю из прес­ сы, за годы Советской власти в сельском хозяйстве страны проводилось 29 реорганизаций. Устали крестьяне от этих «эк­ спериментов», не верят в них. Ведь всегда не столько строи­ ли новое, сколько разрушали старое. ■у нас сейчас сложилось та­ кое положение, что подчас не пой.мешь: то ли сельчанин — фермер, то ли — колхозник. И вот почему. Огороды в селе по 60 соток. На большей их части сажают картофель, на ос­ тальной сеют траву на сено, кормовую свеклу для скота. Даже приблизительный подсчет показывает, что доходы, полу­ чаемые с крепкого подворья, превышают сумму, заработан­ ную в колхозе. Иногда замечаю: придет кто- то утром на работу, а у него уж спина в мыле — «напахал­ ся», видать, вдосталь у себя во дворе. Какая от него отдача на производстве, е.му бы до первого кустика, отдохнуть. Такой, .может, был бы прекра-- сным фермером, но нет усло­ вий для этого. Ну, взяла, предположим, се.мья несколько гектаров зе.м- ли, скот. Возникает множест­ во вопросов: где брать технику, семена, удобрения, гербициды и многое другое? Ко.му и как сдавать продукцию? За голову схватишься. Вот и не рискует никто, тянут волынку в кол­ хозе. Не все, конечно, многим колхозника.м плохо работать просто совесть не позволяет. — С переходом к рыночным отношениям, очевидно, придет­ ся более активно искать допол­ нительные источники доходов... — Да, конечно, и над этим надо крепко подумать. Многое нужно менять в организации труда. Видимо, необходимость заставит ликвидировать твер­ дые Оклады у специалистов и руководителей, включая пред­ седателя колхоза. Оплата долж­ на полностью зависеть от ре­ зультатов деятельности подраз­ делений. Не избежать нам, видимо, н возрождения мелких перераба­ тывающих цехов. Что-то можно было бы уже сейчас пробовать наладить, но вот незадача — нет никакюй информации: где, что и по какой цене можно при­ обрести. Это еще одно под­ тверждение того, что для ус­ пешного функционирования экономики нужны развитые ры­ ночные инфраструктуры. В частности, в сельском хозяйст­ ве посреднические коллективы, будь они кооперативные шш частные. должны зани.мать большой сектор. Без заинтере­ сованных, компетентных по­ мощников нам не обойтись. Беседу вел П. Юрьев. 3 ноября 1990 г. * 132 (7251) * 2 Для газификации Только добрые отзывы можно слышать в колхозе имени XX партсъезда о шофере «Агротранса» Александре Иванови­ че Медведеве. Большую часть лета н по сей день он работа­ ет в этом хозяйстве. Александр Иванович участвовал в уборке урожая и пере­ вез более 1.000 центнеров зерна от комбайнов на ток. В пос­ леднее время он доставляет ггукурузную массу к месту сило­ сования. Фото Н. Николаева. с е л Липецк. Жилье на селе с • годня создается со всеми к о '^ мунальными удобствами. Н е ­ часто сдача в эксплуатацию до­ мов задерживается из-за не­ хватки газовых труб. «Липец­ кая панорама» уже сообщала о то.м, что на НЛМК по инициа­ тиве новаторов налажено про­ изводство труб диаметром 34 и 78 миллн.метров. В августе их выпущено более сорока кило­ метров, и большая часть отпра­ влена сельски.м газовикам. Это помогло заметно поднять тем­ пы прокладки магистралей го­ лубого топлива. На днях с Новолппецкого ме­ таллургического комбината при­ шла новая добрая весть. Здесь принимаются меры к дальней­ шему увеличению выпу'ска столь ценной продукции. Требу­ ется заменить установку тока высокой частоты на более .мощ­ ную. Правда, для этого при­ дется временно остановить стан. Но зато после замены по­ высится надежность работы аг­ регата, качество сварки труб. Перед отправкой потребителю они обязательно про.ходят гнд- роиспытания под давлением в 75 атмосфер. Вьтуск недобро­ качественной прод^ттции полно­ стью исключен. (ЛП). ТРИБУНА хо зяйственника Трудно жить бесправному Сейчас повсюду .и много го­ ворят о всех грехах и прома­ хах административно-командной системы и откровенно предают ее анафеме за кризисное со­ стояние нашей экономики. Но, наверное, не ошибусь, если скажу, что- ни в одной отрасли народного хозяйства эта систе­ ма так наглядно и мощно не проявляет себя, как на желез­ нодорожном транспорте. Тут почти все вопросы, независимо от их значимости, решаются чуть ли не на уровне минист­ ра. А уж без отделения дороги и шагу шагнуть не моги. Вот и остаются руководители са­ мых низовых транспортных подразделений по сути дела бесправными. Уже несколько месяцев наш коллектив пункта контрольно­ го технического обслуживания вагонов не справляется с ос­ новным измернтеле.м своей ра­ боты — по пропуску грузовых вагонов, хотя раньше мы его значительно перекрывали. В результате же этого невыпол­ нения у рабочих значительно снизилась премиальная оплата труда, что заметно ударило по бюджету семей вагонников. А ведь коллектив остался прюжний, если не считать двух —трех пришедших вместо пен­ сионеров новичков. Все дело в том, что весной и особенно летом резко снизил­ ся грузопоток через наш же­ лезнодорожный узел. Это преж­ де всего последствия продол­ жительной блокады на Закав­ казской железной дороге, заба­ стовок грузинских транспорт­ ников, частых сбоев в работе шахтеров Донбасса и т. д. Возникает вопрос: как мож­ но пропустить заданное на ме­ сяц количетво вагонов, если они не проходят через нашу станцию? Знают о такой пара­ доксальной ситуации в Елец­ ком отделении и в управлении Юго-Восточной железной доро­ ги, но помочь ниче.м не могут. Скорректировать план по за­ данным ,показателя.м вправе только .министерство. И там прекрасно знают о создавшем­ ся положении, именно туда, в высший наш штаб, в первую очередь поступает информация о массовых сбоях в продвиже­ нии вагонов. А вот своевремен­ ные и кардинальные меры при­ нять не торопятся. В резуль­ тате же внакладе остаются ря­ довые рабочие, расплачиваясь своим заработком за неразво- р о т л и в о с т ь в ы с ш и х э ш е л о н о в власти. Недаром в некоторых желез­ нодорожных предприятиях уже в нынешнем году имеет место большая текучесть кадров. Правда, нашего ПКТО она не коснулась. Сказывается преж­ де всего привязанность людей к своему предприятию, многие вагонники отдали ему десятки лет жизни. Среди них такие ветераны, как Н. Е. Костин, Д. А. Коновалов, Н. А. Юш- кин и многие другие. А за ни­ ми прочно вживается в коллек­ тив и молодежь. Например хо­ тя и недавно у нас рабо'пмог В. В. Какалин и В. М. Анто­ нов, а уже зарокомендозали (с.бп с самой положи а'лыий стороны. По мере сил и возможностей мы стараемся улучшить усло­ вия труда, помочь в решении жилищной проблемы. Сейчас капитально ремонтируем душе­ вую комнату и отопление в производственном помещении. Оказываем помощь рабочим в доставке топлива на зиму. Вместе с общественными ор­ ганизациями добились от ру­ ководства вагонного депо Елец выделения денежных средств на строительство собственного жилья. Сейчас готовим к сдаче второй двухквартирный дом. Заложен фундамент и до окон выложены стены третьего. Хло­ пот со строительство.м много, кто возводил дома хозяйствен­ ным способом, тот знает. Но конечная цель — жилье для своих рабочих— помогает пре­ одолевать все трудности. Однако и тут не покидают сомнения: останутся ли дома собственностью вагонников? Де­ ло в том, что недавно освобо­ дилась квартира в доме, кото­ рый построен вагонниками де­ сятки лет назад. Мы офор.чили все необходимые документы на вселение в нее в порядке оче­ редности одного ра^чего. Но профко.м вагонного депо затеял непонятную волокиту и под всяческими предлогами затяги­ вает решение вопроса. И опять выходит, что собственной квар­ тирой мы не вправе распоря­ диться. Въевшаяся десятилетиями привычка давить силой власти на нижестоящие предприятия доходит иной раз до абсурда. Все, наверное, помнят, что в ночь с 22 на 23 октября слу­ чился мороз. Хотя он был и не такой уж крепкий, но на про­ мывочном отделении вагонов прихватило водяной насос. Что­ бы совсем не вывести его из строя, мы решили, согласовав предварительно вопрос с на- чальнико.м депо Ю. И. Антиш- киным, законсервировать про­ мывку на зимнее хранение, сли­ ли всю воду. Н что же? Буквально через неделю начальник вагонного отдела отделения дороги С. П. Зубарев безапелляционно при­ казал немедленно возобновить промывку вагонов. Несколько минут спустя такая же коман­ да последовала от заместителя начальника отделения дороги Мальцева. А буквально за час до этих телефонных перегово­ ров по радио передали прогноз погоды и предупредили, что в предстоящую ночь ожидается мороз. Как я ни убеждал вышесто­ ящее начальство, что нельзя этого делать, что это может вывести из строя оборудование промывки, все было напрасно. 11 делалось такое насилие под благовидным предлогом: нуж­ ны промытые вагоны под са­ хар. А на парке у нас и был-то всего один такой вагон, его с успехом могли бы промыть и на сахарном заводе. Даже в мелких вопросах ино­ гда не добьешься справедливо­ сти. Взять, к примеру, обеспе­ ченность спецодеждой. Надо пря.мо сказать, что не все здесь в порядке. В прошлом году на­ шим работникам давали на зи­ му крытые полушубки. А в нынешнем отказали. Почему? А неизвестно, никто не может объяснить эту нелепость. В то же время приемосдат­ чикам поездов станции такая спецовка выдается. А ведь они гораздо меньше наших осмотр­ щиков вагонов находятся зимой под открыты.м небом. Вот и добейся справедливости в ко­ мандно-административной си­ стеме. Так вот живешь и работаешь под команду сверху. И не взду­ май ее обсуждать, а тем более не выполнить. О какой-то ини­ циативе, предприимчивости и говорить не приходится. По.может ли нам переход к рынку? Поживем, как говорят, увидим. С. ТАМОНОВ, старший мастер ПКТО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz