Путь Ильича. 1990 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1990 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ ИЛЬИЧА» .25 августа 1990 г. * № 102 (7221) * 2 К В ОСПИТАНИЮ — КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД С августовской конференции учителей _ Позавчера состоялась августовская конференция учителей. а нылешпем году она прошла несколько не традиционно. С докладом «Об итогах работы недагогических коллективов уче- бно-восинтательных учреждений района в 1989-1990 учебно.м году и задачах на 1980—1991 учебный год» выступила заве- ^шщ ая отделом народного образования райисполкома В. В. иохаиова. А затем состоялся вечер чествоваиия лучших учи­ телей школ района, работников дошкольных и других детских учреждении. На следующий день состоялись занятия но сек­ циям. зле В начале доклада, нихааова 0 ' 1 .V^е'^нла, что ^ с 1 с 1./10 Оольше виима- ^ укреиле 1 и 1 ю учеб- *.\.»-*г»а1с^'х1с1^1ЬиОИ ОаЗЫ ШКОЛ Н учреждении. За с. Оссои1>_ЫХ Х'-^оЛИС'1Б Н р И О б р е * и 1 цу 1 еииых класса, в г.\_1го»14ги1х среДлИх школах С 11 ир 1 ИВнЫе нлощадки. X. сеихнора начнет раиотать хахАгн^лаи 11 ачальна >1 школа. X-.. Потапова 11 а;]ва: 1 а ру- и^и 1 ^ди' 1 елеа х о з я й с тв , с иоин- пша шо м и вниманием относя- к нуждам ш к о л . Это .• 4 ^ 1 .д 1 ,ода' 1 ель к о л х о з а имени ..^синна а . М. 1риднев, дирек- юра с о в хо з о в . « А с т а п о в с к и й » , чо.инненскии», и.меии М. 1'орь- Кию Ь. Н, 1УДКОВ, И, А. ЧИС- юклетов, ь . а . в о л к о в . ^>.у 1 есте с тем учебне-.матери- аушная база многих школ нуж­ дается в коренном улучшении, '.аК как более йи процентов их ас имеют водопровода, 50 про- цеатов — каиа.чнзацин. Пока имеются лишь семь школьных столовых, девять спортзалов. Из-за отсутствия необходн.мой базы не может перейти на обу­ чение детей шестилетнего воз­ раста тсновская средняя шко­ ла. ие ве-зде созданы надлежа­ щие условия для работы групп продлешюго дня, сегодня о школе, об учителе нуяиш особая забота. В районе недостает более 2и учителей, поэтому выходить из положе­ ния приходится за счет увели­ чения нагрузки, привлечения на раооту пенсионеров, практикан­ тов. Возможность укомплекто­ вать школы кадрами .есть, но нет для них жилья. Только по ЭТ 011 причине шести специалис­ та»!, прнехавши.м из других об­ ластей в течение лета, было от­ казано в работе. Очень остро стоит проблема жилья для учи­ телей в сов.хозах «Домачевс- кии», «Пламя», колхозах име­ ни Кирова, «Уаветы Ильича». Лишь в колхозе «Красный пу- тнловец», ссв.чозах «Гагаринс­ кий», «Знаменский» учителя полностью обеспечены жильем, а- школы этих хозяйств — кад­ рами. Сельская школа нел!ысли.ма без пришкольного участка, без теплицы, овощехранилища. Но до сего времени нет овощехра­ нилищ в Золотушинской ш До- .мачевской средних школах. Ирншкольные участки есть вез­ де, но состояние их оставляет желать лучшего. Серьезные из.менения вносят­ ся нынче в программу трудово­ го обучения и воспитания. Пер­ вейшая задача — включить школы в систе.му новых эконо- ои.ошепии. Которые рз...дс!Ю1^.я па се.'хе. »че1 ,п1сс- пл/1 оршада ааа.доИ шаоло! о . а ю о а о о п Д .1 Я 0 1 р а - О о . 1 „ 1 1 * о о о ! . \ » ,С 1 0 .ц О В Х о о Я Н С Т В О - , , .О ^ ^ .V 1 , * р о ь а п п Я а О Ь О ! О .■ п ,о . 1 0 .> 1 , 1 а о ^ а , . 1 о » 1Ы Ш ^ !СН И Я , О С - и о п а д с Я 4 Ь .1 Ь п о с Г н О р ш а д ы — о Ь О Д » 1С,1^ Д .у Ш К о Л О П 1-1 л о а Я И - ь ^^о .о^ ,о^и о п р о д е . / ! е п Ы - , а а . . . и , , о ю О О Я О а ! . е , 1 Ь о ! ъ а О Г О р О Н . о, пошешпе .и г о д у во все.т сроД п нх шкоЛа.»;, з а н с к лю ч е н и - о.ч д о .и а ч е в с к о и , р а б о тал и лет- ш .с т р у д о вы е 0 1 р я д ы с днев- п ы м 1 !реоыьание .м . ч ащ и е ся об- р а о о та л и -Я) г е к т а р о в з ем ли , в ы р ащ и в а л и о ь ощ и , п р о в о д и ли в ид ( ,в ую п р о п о л к у з е р н о вы х , об- р а о а ты в а л и п о се вы с в е к лы . В о р .п 'а д а х и з в е н ь я х ра б о тали более 2 4 0 у ч ащ и .хся У — 10 к ла ссов . Общая з а к р е п ле н н а я за нн.мн п л ощ а д ь со с та ви ла 2 1 2 г е к т а р о в , тттогли бы ш к о л ь н ы е к о л л е к т и в ы Т о и о в с к о й , З н ам е н ­ с к о й , и ер во .м аи с к ои , с>олоту- ШИНСК 011 ш к о л п е р е й ти на хоз р а с ч е т И а р е н д н ы й п о д р яд . Н о р у к о в о д и т е л и х о з я й с т в . не о к а ­ з ы в аю т д е й с тв е н н о й ’ по.мощи. в о п р о сы , с в я з а н н ы е с работой т р у д о в ы х о тр яд о в ш к о л ь н и к о в , с ч и т аю т с я в торо степ енны .м и , а з а ч а с т ую и х п р о с т о не п р и н и ­ м аю т во в ним ан и е . Н о т и раз ои Баю тся сам .ые б ла ги е нам ер ен ия о г л у х у ю с т е н у р а в н о д уш и я . Б недалеком прошлом всех нас интересовало лишь одно: четверки и пятерки учащихся по основа.м наук. Жизнь убеж­ дает в том, что этого явно не­ достаточно. В районе сущест­ вует острая нехватка рабочих рук, но ни члены бюро райко­ ма партии, ни руководители хо­ зяйств (за редки.м исключени­ ем) не изъявляют желания встретиться с выпускниками школ, побывать в школах хотя бы на праздниках. По этой же причине до сих пор не созданы в отдельных школах советы школ, в кото­ рые должны бы войти не толь­ ко учащиеся, но и учителя, представители хозяйств, мест пых Советов. Положительное о работе школьных советов .мож­ но лишь сказать о школах, на- .ходящихся в поселке. Справедливости ради стоит заметить, что многое в работе советов школ зависит и от ад- .миннстрации учебного заведе­ ния, ее инициативы, • умения контактировать с людьми. Ведь авторитет школы создают в пе­ рвую очередь сами учителя. Культура н высокая нравствен­ ность делают их уважаемы.ми личностями на селе. У нас же порой допускается, что внутрен­ ние раздоры, конфликты стано­ вятся достоянием п учащихся, и родителей, О работе учителей говорят и результаты вступительных экза­ менов в высшие и средние спе­ циальные учебные заведения. Из поступавших в нынешнем году выпускников школ многие не сдали экза.мены по хи.мни и биологии. Из 26 человек, пос­ тупавших в пединституты, всту­ пительные экзамены успешно сдали лишь 11, В какой-то ме­ ре это говорит о формализме в обучении, нетерштом в педаго­ гике. В настоящее время очень большое значение придается физическому воспитанию уча­ щихся, подготовке юношей к службе в армии. На хорошем организационном, теоретичес­ ком и методическом уровне проводят уроки учителя В. В. Максимов, В. В. Лазутин. М. А. Мещеряков. Н. С. Писку­ нов. Учащиеся Лев-Толстовской, Первомайской, средней школы Л у 42 шмени Л. Н. Толстого ак­ тивно участвуют в районных и областных спортивных соревно­ ваниях, добиваются хороших результатов. Проводимая в текущем году комплексная областная провер­ ка показала, что лучше других усвоили материал по начально­ му военному обучению учащи­ еся Лев-Толстовской. Первомай­ ской. Митягинской и Головин- щннской школ. Но много есть и недостатков. Низок уровень внеклассной военно-патриотиче­ ской работы, нет целенаправ­ ленной поисковой. Лишь благо­ даря энтузиасту-краеведу. учи­ телю истории А. Н. Больных созданы музеи в Лев-Толстов­ ской, Золотушинской средних школах, создается он в Митя- гинскон школе. Успех перестройки народного образования закладывается прежде всего учителем. Однооб­ разная, застывшая система обу­ чения упорно не сдает свои по­ зиции. Малокомплектность на­ ших школ не позволяет вводить классы с углубленным изучени­ ем ряда предметов. Но ведь есть поселковые школы. Пед­ коллективы сегодня имеют право не только на выбор ме­ тодов обучения, но и активно влиять па содержание планов. Однако говорить года.ми о пе­ дагогическом творчестве легче, чем реально творить. А как .много значит в усло­ виях перестройки школы само­ образование учителей, периоди­ ческая учеба на курсах, семи­ нарах. Все с этим согласны, но как только дело доходит до конкретного человека, так он выдвинет массу . причин, чтобы не поехать, В, В. Потапова подробно ос­ тановилась на вопросе подго­ товки детей к школе. Она от­ метила, что еще во многих дет­ ских садах сел слаба матери­ альная база. Проводимый ре­ монт не приносит улучшений: делается он не с высоким ка­ чеством, тока красок подбира­ ются .мрачные. В сельских дет­ садах мало пособий, игрушек, недостает посуды. В теплое время Года детям негде гулять — территории детских садов, таких, как в совхозе «Хлебо­ роб». колхозе «Заветы Ильи­ ча», не благоустроены. Слабо ведутся занятия с деть.ми. Контрольные о п р о с ы воспитанников детских садов сел Знаменского, До.мачей. Тро­ ицкого показали слабые знания детей по развитию речи. Дети немногословны, детский сло­ варь их беден, страдает звуко- произношение. Конечно, в шко­ ле с такими детьми будет не­ легко. что скажется и на их ус­ певаемости. Сейчас педагогам предъявля­ ется конкретный заказ — ком­ плексный подход к воспита­ тельной работе. Значит, боль­ ших сил требует работа во вне- учебное время. Не секрет, что во многих школах сейчас боль­ шинство ребят включаются в различные воспитательные ме­ роприятия как пассивные зри­ тели. Вот такая «зрительская» позиция формирует в конечном счете иждивенческий тип лично­ сти. Иной подход к воспитатель­ ной работе обозначился в сред­ ней школе -Хо 42 имени Л. Н. Толстого. Он заключается в кол­ лективной творческой деятель­ ности. На освоение этой мето­ дики была нацелена в нынеш­ нем году методическая служба отдела народного образования райисполкома. Дома пионеров. Многое в становлении под­ ростков зависит от того, как и где проводят они свободное вре.мя. В поселке есть неплохо!) Дом пионеров. Но там занима­ ются в основном младшие шко­ льники. А подростки, тем более трудновоспитуемые, опять вы­ падают у нас из поля зрения. Школы еще не стали центром активной воспитательной рабо­ ты, По-прежнему после уроков дети предоставлены самим се­ бе, не говоря уже о летнем времени. Велика ответственность школы перед обществом. Но она долж­ на подкреп.чяться и ответствен­ ностью общества перед школой, постоянной заботой о ее нуж­ дах. Основные цели и принци­ пы в области образования. !!о- торы.ми должны мы руководст­ воваться, это прежде всего ут­ верждение гуманистического предназначения образования, его первостепенной значимости в экономическо.м. социальном, политическом и духовном оздо­ ровлении общества. Впервые за многие годы на XXVII! съез­ де КПСС была принята ре.эо- люция «О политике КПСС в области образования, науки и Культуры». Останется ли она просто документом или претво­ рится в реальные дела, во мно­ гом Зависит от местных Сове­ тов, базовых предприятий. • • * На конференции группа пре­ подавателей Школ района была награждена Почетны.ми грамо­ тами и ценными подарками. С началом учебного года и наступающим праздником — Днем учителя присутствующи.х поздравил первый секретарь райкома КПСС Ф. И. Жиляев. На сни.мке (слева направо): участники конференции В. А. Мухортых (СПТУ-15). М. Г. Полякова (Лев-Толстовская школа). В. С. Махоткин (Ку- зовлевская школа). О. В. По­ лежаева (Гагаринская школа). Фото А. Гавриловой. Еще в мае нынешнего года обращался в редакцию с пись­ мом житель поселка совхоза имени Л. Толстого П. Т. Най­ денов. Он писал о то.м, что В. С. Ыерзиков. проживающий недалеко от него, вываливает навоз от и.меющейся в хозяйс­ тве скотины за свой забор, пря­ мо на улицу, то есть напротив дома П. Т. Найденова. В пись­ ме говорилось также, что депу­ таты Октябрьского сельсовета, к которым обращался .автор пи­ сьма за помощью, мер так и не приняли. П. Т. Найденов не указал фа­ милии депутатов, к которым об­ ращался, но письмо его мы на­ правили председателю исполко­ ма Октябрьского сельсовета О Т ВЕТ ИЛИ О ТП И СКА? в. М, Сысоеву. Через три с по­ ловиной (!) месяца редакция получила ответ. Председатель сообщал, что «исполком сель­ ского Совета созда.ч ко.миссию, в которую вошли и. о, главного врача районной СЭС Л. В. Ми­ нина. заведующая Октябрьским медпунктом В. А. Янова, пред­ седатель исполкома В. М. Сы­ соев. Установлено, что навоз Мерзиков складирует около своего сарая, нарушений с его стороны нет. Расстояние от са­ рая до дома Найденова 30 .мет­ ров при норме 15*. Этот отв е т был сообщ ен П. Т. Найденову, но вскоре .мы полу­ чили от него еще одно письмо. Петр Терентьевич писал, что от­ вет ко.миссин не соответствует действительности, что все оста­ лось по-прежне.му. Переписка с сельсоветом н нашим читателем : 1 югла тянуть­ ся долго и бесплодно. Решили сами посмотреть на нронсходя- щее. В.месте с П. Т. Найдено­ вым прошли к .месту, где ле­ жит навоз его соседа. Действи­ тельно, складируется он как по­ пало, проще говоря, выбрасы­ вается за высокий забор сарая на улицу. И хотя улица не цен­ тральная, все-таки это место, где играют дети, ходят люди. Мы, правда, не считалй метры до дома Найденова, но ясно од­ но: при жаркой сухой погоде эта навозная куча обязательно станет местом скопления мух. А как отнесутся к этому в санэпидстанции? На наш воп­ рос Л. В. Минина ответила, что са.ма она' в той проверке учас­ тия не прини-мала, была там другая сотрудница. Но врач СЭС тоже считает, что склади­ ровать навоз надо как положе­ но, то есть выкопать для него выгреб или же сделать специ­ альные стеллажи. В. С. Мерзй- кову из санэпидстанции было направлено предписание. Казалось бы, суть вопроса проста. Но чтобы поставить точку, надо было не один день запн.маться всем эти.м редакции. Хотя на месте и.меется тот же сельсовет, депутаты, на бездей­ ствие которых справедливо се­ тует в своих письмах П. Т. Найденов. Навести должный порядок у жилых домов и слу- н.сбных помещений совхоза, а П(ТО.м контролировать его под­ держание — это дело сельсове­ та. У нас же почему-то любят возвести простой вопрос в ранг' проблемы..' Н. МИХАЙЛОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz