Путь Ильича. 1990 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1990 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ ИЛЬИЧА» 20 января 1990 * № 9 (7128) Как и в других хозяйствах^ района, в совхозе «Пламя»' идет подготовка к весенне-по-' левым работам. Механизаторы. ; ремонтники мастерской восста­ навливают тракторы, другую селыкохозяЛственную техни­ ку. Еолешую помощь в этом сказывает газоэлектросвар- щпк Сергей Васильевич Маш­ кин, которого вы видите на сни^^ке. Он быстро и качест­ венно выполняет заказы трак­ тористов, комбайнеров. ссарщика много дел не только в период ремонта тех­ ники, пб и в другое время В напряженные дни полевых ра­ бот машинь': нередко выходят из строя прямо в поле II что­ бы ' ни долго не простаивали, С В. Машкин выезжает туда, производит сварочные работы в борозде. Фото А Гавриловой. КУЛЬТУРУ— В МАССЫ УЧИТЕЛЯ УЧАТСЯ Периодически в течение уче­ бного года работники народно” го образования района обмени­ ваются опыто.м обучения и во­ спитания подрастающего по­ коления, знакомятся с послед­ ними направлениями развития современной педагогической на\кн. Происходит это. как правило, во время различных семинаров, открытых уроков, встреч с представителями на­ родного образования области, высших педагогических учеб- Н 1 ДХ заведений. Ряд семинаров для учнтелей- предметииков прошел в декаб- 1 )е 1989 года. Во время мето­ дической недели в Лев-Тол- стовской средней школе состо­ ялись семинары учителей ис­ тории по теме «Изменг|Нне со­ держания исторического обра­ зования как условие гумани­ зации преподавания», учите­ лей химии «Методика пре­ подавания общей химии в одиН|Иадцат()ы классе», учите­ лей географии — «Работа учи­ теля по усовершенствованным нрог))а.ммам". В этой же ипюле был про­ веден семинар директоров по теме ■-•Работа педколлектива школы по спиерии|Иствованню семейного воспитания в усло­ виях демократизации", ил ко­ торый приглашали преподава­ теля Елецкого пединститута Т. П. Селезнев.х. На базе Золотуишнской средней шшолы состоялся се­ минар для завучей по теме «Совершенствование внутри- школьного контроля и руко­ водства с целью повыш'.ччпя качества знаний, умений п на­ выков школьников». Учителя рлхекого языка и литературы, приияшиие .Участие в семГ|На- |)с, проходившем на базе То- новской средней школы, обсу­ дили пе.прос; .■Особенности преподавания русского языка II литературы в сельской .ма­ локомплектном школе». Семи­ нары для учителей трудового обучения и ПВП проходили в Гагаринской и Первомайской средних школах. Во время январс 1 Шх школь­ ных казни,ул были проведены занятия различных секций для директоров школ и классных руководителем вместо тради­ ционных январских совеща­ ний. 3 янва1'я директора школ выезжали в Ламскую сред­ нюю школу Становлялского района, где ознакомились с ОПЫТ!м работы по трудовому обучению. 8 января для руко­ водителей школ были органи­ зованы занятия По граждан­ ской обороне. 9 января онп прослушали лекции по технике безопасности. а 10 января слазали по технике безопасно­ сти экзамен. 9 января классные руково­ дители школ были приглаше­ ны на занятия различных сек­ ций э.'тстнческого, интер­ национального воспитания, по краеведешно. а также секции «Классный руководитель и пи­ онерским отряд». И работе секции по эстети­ ческому воспитанию принима­ ли участие классные руково­ дители девятых — одиннадца­ тых класебз. Проходила она в районной библиотеке, где для учителей была приготовлена выставка книг по эстетическо” му воспитанию. С сообщением об имеющейся в библиотеках района литературе по темати­ ке выступила заведующая от­ делом обслуживания централь­ ной районной библиотеки Т. В. Зубкова. Классные руководители, уча­ ствовавшие в работе секции, посетили народную картинную галерею, изостудию. Выступи­ вшая перед ними преподава” трль Липецкого педннститл-та В. К. Рвачева. рассказала' о направлениях работы по эсте­ тическому воспитанию. Затем была проведена деловая игра «Разнобой». В работе этой секции такнее приняли участие методисты кабинета воспита­ тельном работы Липецкого ин­ ститута усовершенствования учителей Е. М. Акимова и Р. Е. Знаменская. Участникам снкции были даны методичес­ кие рекомендации о формах работы по эстетическому вос­ питанию-. О путях повышения эффек­ тивности интернационал! ного воспитания школьников рас­ сказала учителям иностранно­ го языка директор районного Лома пионеров н школьников Л. М. Суворова. Интернацио­ нальное воспитание школьни­ ков в условиях перестройки, демократизации н гласности играет все более возрастаю­ щую роль. Оно по.могает нм осваивать сложную и проти­ воречивую действительность, находить свое место в ней, вы­ рабатывать Свою позицию. .1. М. Суворова подробно ос­ тановилась на формах работы Клас ,ного руководителя для раеншрения политического кру­ гозора учащихся, рассказала'о том. Как помочь школьникам овладеть культурой индивиду­ альной и коллективной пере­ писки со своими сверстниками из советских республик и >-ча- пщмпся - зарубежных стран. Учителям были розданы раз- рабоц^н о том, как провести пресс-конференцию, политтур- нпр, полнтобзор, полнтбеседу, устный журнал, ярмарку солн- дарности. организовать школу борцов за мир. В работе секции по краеведе­ нию для классных руководите­ лей седьмых—восьмых клас­ сов принимал участие заведую­ щий отделом археологии обла­ стного краеведческого^ музея А, Ю. Клоков. Он познакомил их с направлениями краеведче­ ской работы, показал слайды с запечатлернымн на них истори­ ческими памятниками области, бпльшц.чство из которых раз­ рушены временем и людьми, рассказал о деятельности рес­ таврационного молодежного клуба ■гРусь». Участники сек­ ции наметили мероприятия, которые б.хдут прюводиться в школах района к 100-летню Поселка Лев Толстой. О том, что в районе почти не ведется работа по краеве­ дению. не изучается его исто­ рия и география, а также сел и деревень, грворил на секции учитель Мнтягинской средней школы А. Н. Больных. Далёко не все учащиеся ходят в тур(И- стические походы, редко в ка­ кой Школе можно увидеть гео­ графическую карту своей мест­ ности. познакомиться с исто­ рией села. Рассказывая об опыте крае­ ведческой работы, А. Н. Боль­ ных познакомил учителей с составленными им альбомами ПО краеведению, которые сле­ довало бы иметь всем школам. Первый альбом — о Лев-Тол- стовском районе — состоит из разделов, рассказывающих о наше.м крае в недалеком про­ шлом, о его сегодняшнем дне. Несколько отличается от не­ го другой альбо.м —«Из исто­ рии села Мнтягина». Б нем отражены сведения об истории создания колхоза имени Лени­ на, его партийной организа­ ции. о сельчанах — участни­ ках Беликой Отечественной войны II их наградах, о тех. кто не вернулся с войны, о современном селе и колхозе, передовиках производства. Ма­ териалов. собранных в этом альбоме, достаточно для соз­ дания в школе краеведческого музея. Учащиеся собрали для него не.мало различных экспо­ натов. А. Н. Больных внес предло­ жение об открытии в районе своего краеведческого музея, приурочив это событие к 100- летню Со дня основания по- селга. На секции «Классный руко­ водитель и пионерский отряд», которую провела методист районного Дома пионеров и школьников Л. А. Чернова, шел разговор о процессе об­ новления всей пионерской жизни. Среди главных задач, кото­ рые стоят перед пионерами сегодня — борьба за свою са­ мостоятельность. необходи­ мость коренного изменения ра­ боты пионерской организации. С учето.м этого приняты «Про­ ект обновления деятельности Бессоюзной пионерской органи­ зации и.менн Б. И. Ленина.' и - Проект Устава ' ВПО имени В. И. Ленина». С этими докуме­ нтами и познакомились классные руководители во время работы секции, а также с методцчес- ки.мн программа.мн «Личная книжка пионера» и «Компас пионерского отряда». Послед­ ние предстоит обсудить с пи- нерами и затем принять к действию. Классным руководи- геля.м были предложены фор­ мы раб-оты с пионерами по экологической проблеме, «Про грамме сотрудничества», г также по подготовке к 45-ле­ тию Победы советского народа в Великой Отечественной вой­ не. Н. КРЫЛОВА. н. о. заведующей .методическим кабинето.м отдела народного образования райисполкома. 17 января в районно.м Доме кл’льтуры состоялось собрание культпросветработников. |На ко­ тором были подведены итоги работы культурно - просвети­ тельных учреждений района за 1989 год, приняты социали­ стические обязательства на 1990 год. Большая группа культпросветработников была награждена Почетными грамо­ тами и подарками. В своем докладе заведую­ щая отделом культуры райис­ полкома Н. И. Леденева под­ няла многие проблемы, каса­ ющиеся работы клубов и До­ мов культуры, рассказала об их роли в воспитании людей. Она от.метила, в частности, что стало гораздо больше прово­ диться массовых мероприятий, праздников для сельских тру­ жеников. Это и праздники первой борозды, и юбилейные даты со дня образования кол­ хозов и совхозов, и праздники проводов русской зимы, и дру­ гие. Но нельзя не замечать н недостатков. Во время посев­ ной и уборочной кампаний не­ которых культпросветработни­ ков не увидишь в поле среди людей, хотя их присутствие было бы там необходимо. Как ни печально это констати­ ровать. но многие интересно начатые мероприятия не полу­ чают своего развития, продол­ жения. Именно это мож.но ска­ зать о смотре детской театраль­ ной самодеятельности под де­ визом «Всем детям нужен мир». проводивше,мся в райо­ не в .марте—апреле 1989 года в ра.мках третьего Всесоюзно­ го фестиваля народного твор­ чества. Свободное время советского человека — это большая об­ щественная ценность II то, как оно будет использоваться — бездумно или с максималь­ ной пользой, в большой степе­ ни зависит от учреждений культуры, призванных не то­ лько развлекать, но прежде всего воспитывать. Однако, как было сказано и на собрании, достичь этого на­ ши учреждения культуры по­ ка не могут. В чем же здесь причина? Сразу надо сказать, что нх несколько. Во-первых. это очень Слабая материальная ба­ за культпросве! учреждений. Кроме кино II танцев, они ни­ чего не предлагают. Есть та­ кие руководители хозяйств, которых не интересует поло­ жение дел в культпросветуч- реждениях. По словам днрек- юра Гагаринского сельского Дома культуры Е. М. Ершо­ вой, сельский Совет относится к ДК с пониманием, руковод­ ство же совхоза свое участие в развитии культуры на селе видит лишь в выплате надба­ вок работникам культуры. Пли другой при.мер. Старший библиотекарь Остро - Каменс­ кой библиотеки В, С Холуе- ва отозвалась на собрании о директоре совхоза В. В. Вол­ кове как о понимающем, лю­ бящем книгу человеке, заин­ тересованном в развитии куль- т\ры на селе. Но вот библио­ тека, где работает Холуева. находится, по ее же словам, в ветхом и тесном здании, где негде провести ни одно меро­ приятие. где даже портится книжный фонд. Можно взять нынешний смотр художественной само­ деятельности. Многие коллек­ тивы, выступающие на район­ ной сцене, выполняют все это без души, для «галочки», не имеют красочных костюмов для выступлений. Нет во мно-> гих хозяйствах вокалы 10 - 1 шст- рументальных ансамблей. Но не только слабая мате­ риальная база влияет на ка­ чество работы культпросветуч- реждений. Большую роль здесь играют кадры, а с нами поло- \ жение складывается трудное. Многие работают в клубах н библиотеках, не имея специ­ ального образования, вот по­ тому-то пылятся на полках библиотек Ш1ИГИ, которые дол­ жны бы пользоваться большим спросом у читателей. по той же причине нет в клубах н До­ мах культуры интересных ве­ черов, выставок. какч 1 х-то ма».!. совых мероприятий, на кото­ рые н затрат-то особых не нужно. Разве перевелись в се­ лах гармонисты, плясуны? Пег, конечно. Но ннкто н не пытается устроить праздник русской гармони или какой-то конкурс на лучшую пляску. Многое могли бы сделать для воспитания .молодежи на- иодная картинная галерея, му­ зыкальная школа. Но работ­ ников галереи не увидишь с обзорами в трудовых коллек­ тивах. А у музыка.чьной шко­ лы — своя проблема. Здание ее находится в аварийном со­ стоянии. к тому же оно очень мало для количества учащих­ ся, занимающихся там сегодня. Безусловно, на качеств* культпроезетработы сказыва­ ется не только отсутствие спе­ циального образования у неко­ торых работников, но и обыч­ ный формализм. нежелание утруждать себя организацией II подготовкой вечеров, люби­ тельских клубов Не секрет, что нынче работ­ ники Домов культуры, клубов и библиотек не заду.мываются о том, почему люди не хотят идти в очаги культуры Не за­ думываются II, можно сказать, не особенно стремятся попра­ вить положение. Многие жи­ вут лишь сегодняшним днем, нисколько не заботясь о завт­ рашнем. А ведь кадровый воп­ рос одним днем не решить. Но кадры не только слабо готовятся, из Домов культуры уходят те, кто уже имеет спе­ циальное образование. Только за последние три месяца, как Сказал в своем выступлении директор РДК Н. А. Кузовлев, из Дома культуры ушли че­ тыре специалиста. Как утвер­ ждает директор, ушли они из- за маленькой зарплаты, но ещ« больше нз»за плохого микро­ климата в коллективе. Кстати, об этом говорил в своем выступлении не только директор районного Дома ку­ льтуры, но и Заведующий ав­ токлубом С. В. Петров. Оба отмечали, что обстановка. в коллективе работников Дома культуры нервозная, совершен­ но не располагающая к твор­ ческой работе. Н А. Кузовлев говорил также о том, что ра­ ботников культуры зачастую заставляют заниматься совсем другими делами, не имеющими никакого отношения к нх рабо­ те В его выступлении прозву­ чала критика в адрес заведую­ щей отделом культуры ранис- полко.ма Н И Леденевой, воз­ мущение нехваткой транспорта, использованием имеющегося не по назначению. Чувствовалось, что обстанов­ ка действительно напряженная. Конфликт не только не зати­ хает, но, похоже, и разгорает­ ся. Конечно, в такой атмосфе­ ре хорошей работы не жди. Только вот не разрешит его никто со стороны, не поможет общественность. Уладить сло­ жившуюся ситуацию можно только в свое.м коллективе, каждому принципиально взгля­ нув на себя, на свои действия, отбросив все амбиции Навер­ ное, помочь в этом должен райисполком. Слушая выступавших, нево­ льно подумалось: а ведь это люди, которые должны нести культуру в массы, воспиты­ вать людей, что на сегодняш­ нем этапе особенно необходн- •мо. Как же могут они воспи­ тать кого-то, если сами не мо­ гут найти взаимопонимания Конфликт не помощник де­ лу Пока он продолжается, те­ ряются дни, не проводится ну­ жная работа, тем более пред­ выборная А моральный ущерб и не подсчитать. Н. МИХАЙЛОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz