Путь Ильича. 1990 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧА» 16 июня 1990 г. * № 71 (7190 ) * 3 К 100 -Л ЕТИЮ О Б Р А З О В А Н И Я ПОСЕЛ К А ТАК Б ЫЛО ДО ВОЙНЫ После ок ончания граж дан ск ой войны все железнодорож ные служ бы приступили к вос становлению своих хозяйств и их рек онструк ции. Заменялось старое оборудование на новое в депо, узле связи. Была про ведена рек онструк ция путевого хозяйства в дистанции пути. В депо появились новые, более мощные паровозы. Основны.ми локрмотнва.ми с 1925 по 1940 годы были паровозы серии «щ» (йщук а») и «э». Вес поезда доведен до 1.700 тонн, появи лись первые четырехостпые к рытые вагоны (пульманы) гру.зоподъелшостыо в 50 тоцн. В 1921 году начала давать ток элек тростанция, на которой был установлен новый паровой двигатель мощностью 25 лоша диных сил. Но элек троэнергии в .50 киловатт явно не хватало на освещение депо, станции и других служб. В 1928 году к зданию элек тростанции была сделана пристройк а, в которой установлены еще два двигате ля по 30 киловатт каждый. На станции были построены новые пути, удлинены старые, заменены шпалы и рельсы, ус тановлены механизмы перево да стрелок , введены новые те лефонные и телеграфные аппа раты, проведены новые телег рафно-телефонные линии. До 25 увеличилось в депо колн- ч.ество паровозов. В 20-е годы завершается формирование улиц; имени Льва Толстого, Советской, име ни Пушк ина и Володарск ого, Ок тябрьск ой. Началось строи тельство до.мов на Междунаро дной, Интернациональной, К рас ноармейск ой улицах. Поселок рос. расширяясь к северу. Осо бенно нитеисивное строитель ство индивидуальных домов на чалось в конце 20-х годов, к ог да в 1927 году станция Лев Толстой становится рабочим поселко.м, а в 1928 году посе лок — центром района. За ко ротк ий срок были сформиро ван!,I все районные учрежде ния и служ бы, а для рук ово дящего состава района постро ены деревянные дома на ули це К ом.мунистпческ ой. В 1924— 25 гг . были конфи ск ованы все частные лавк и, мелышцы. На их базе на ули це Л ьва Толстого возник ли шесть кооперативных магази нов. В начале 20-х годов в по селке появилась еще одна снаб женческ ая организация — ОРС, в ведении к оторой были два магазина, столовая и пек арня. К к онцу восстановительного периода (1929 г .) на железно дорожном узле благодаря вы сокой трудовой ак тивности па ровозник ов, вагонник ов, дви женцев, путейцев, связистов значительно улучшились пок а затели в работе. Например, среднесуточный пробег парово за увеличился со 128 до 133 километров. В 30-е годы Б депо паровоз ные оригады соревновались за лучший паровоз, за эк ономию топлива, за вождение тяжело весных поездов, за высокие среднесуточные пробеги лок о мотивов. Д ля подготовк и более к вали фицированных кадров для тран спорта в 1931 году было от к рыто железнодорожное учили ще. Оно готовило в основном слесарей, ток арей, к очегаров, по.мощииков .машиниста парово за. > чнлище просуществовало до 1954 года. Среди составителей поездов станции развернулось соревно- з ание за сок ращение времени фор.мироваиия и расфор.мирова- ния поездов скоростны.м мето- до.м. ' На всех службах узла распространилось стахановско- кривоиосовск ое движение. Пер выми рабочнми-стахановца.ми стали машинисты паровозов А . И. К рротеев, Ф . М. К асья нов, Н, Ф. К уденцов. В 1919 году среди рабочих паровозного депо родилась но вая традиция — проведение к оммунистическ их субботник ов. Тогда безвоз.мездно был отре монтирован паровоз, к оторый сразу же повез эшелон с воен- ны.м грузом на фронт. К оллек тив депо всегда выступал в поддерж к у всех передовых по чинов, являлся иницнаторюм .многих славных дел. Нак ануне Велик ой Отечест венной войны железнодорож ный узел состоял из се.ми служб; депо, дистанции пути, станции, вагонного цеха, узла связи, водоснабжения, элек тро станции. Здесь работало 450 железнодорожник ов. В 1926 году была построе на новая водонапорная башня овальной фор.чы напротив вок зала. Поселок состоял из 18 улиц, на к оторых прон^чвало ок оло 3 .500 человек . Улицы не были благоустроенными, толь ко проезжая часть улиц Льва Толстого, Пушк ина, К оммунис тическ ой н Интернациональной были выложены камнем. Тро туаров не было. На улицах Центральной и Привок зальной и.мелось по три водо'колонкн. Дома освещались тольк о на пя ти из 18 улиц. Здесь по нес к ольк у часов в сутк и горел туск лый свет. Также подава лась и вода — неск ольк о ча сов в сутк и. Поселок был радиофициро ван. Радиоузел находился тог да на улице Ленина. В желез нодорожном к лубе регулярно демонстрировались фильмы, работали к р уж к и художествен ной самодеятельности. При к лу бе имелась профсоюзная биб лиотека, правда, к оличество к ниг в ней не превышало трех тЬюяч экземпляров. Имелась библиотека и при парткабинете железнодорожного узла, но там в основном преобладала поли тическ ая литература. Д ейство вала при узле и техническ ая библиотека' Нак ануне войны отк рылась районная библиоте ка, в к оторой тогда насчитыва лось не более 5.000 к ниг. ь 1 9 3 5 г о д у на у л и ц е им е н и Г о р ь к о г о бы л о т к р ы т п е р в ы й де тсад на 5 0 м ест . Рабо т а л и п о ч та , т и п о г р аф и я , ш е с ть п р о д о в о л ь с т в е н н ы х , два п р ом т о в а р н ы х м а га з и н а , х о з я й с тв е н н ы й и к у л ь т м а г . а т а к ж е две п е к а р н и . Д ва раза в неделю в посел ке проводились большие база ры. Сначала на улице VЧьва Толстого, затем — на террито рии нынешнего стадиона, поз же — на улице, имени Слон- ск ого (бывшая Базарная). Ра ботали три буфета и ресторан. Выли и промышленные пред приятия; молзавод (размещал ся за нынешни.м райвоенкома том), швейная артель имени 8 Марта. На базе церк овно-приходск ой шк олы действовала начальная школа. В середине 30-х годов на ее базе отк рылась семилет ка. В 1938 году был произве ден первый выпуск десятиклас сник ов шк олы № 19, через год — средней шк олы № 42. Хорошо работала железнодо рожная амбулатория. Ф ельдшер А . А . Малинин и медсестры обслуживали не тольк о работ ник ов железнодорожного тран спорта и членов их семей, но и жителей поселка и ок рест ных сел. Был медпунк т в де по. Д ействовал медпунк т в рай оне нынешней железнодорож ной бани. Сюда для приема за болевших левтолстовцев приез жали медработники из Ранен- бурга (ныне Чаплыгин). Молодежь поселка воспиты валась в патрнотическо.м духе. В шк олах II клубе проводились встречи с участник ами граж дан ск ой войны, боев у озера Ха сан, реки Халхин-Гол. Юноши- призывник и и молодые м уж чи ны участвовали в работе раз личных к руж к ов , учились стре лять, преодолевать препятствия, действовать по сигналам воз душной тревоги. С гордостью носили они значк и «Вороши ловск ий стрелок ». ГТО, БГТО . В летнее время при всех шк о лах создавались пионерские ла геря, шк ольник и совершали турпоходы по к раю. Большое воспитательное значение оказы вали на .молодежь подвиги па- панинцев, челюск инцев, летчи к ов Чкалова, Белякова, Бай дук ова, Громова, К аманина, Гризодубовой, Осипенк о и Рас ковой. На первое января 1939 го да на учете в РК К ПСС было всего 312 членов и кандидатов в члены партии. Если сравнить с 1930 годом, когда было 260 человек , выходит, что район ная парторганизация выросла всего на 52 члена. Это объяс няется тем, что за это время было проведено неск ольк о пар тийных чисток , две проверк и и обмен партийных документов. А . БО Л ЬНЫ Х . К урск ая область. Ветеранов Велик сй Отечественной войны И. Н. К онева и Н. Д. Проск у рина 'На снимк е) хорошо зна ю т в селе Свобода Золотухин- ск ого района. Здесь они Роди лись, отсюда в 1943-м у ш л и на фронт. После Победы И. Н. К онев обучал ребят в Свобо- динском техническ ом училище. Н. Д . Проск урин работал ли тейщик ом на заводе в ротном селе. Оба на фронте научились иг рать на гармони. В к оротк ие перерывы между боями они ве селили музык ой своих друзей- фр('Нтовнков. Вернувшись до мой. стали участник ами сельс к ого самодеятельного к оллек ти ва. Почетные жители села Конев н Проск урнн часто бывают в Шк олах З олотухинск ого райо на. Ф ото О. Сизьва. (Ф отохроник а ТАСС ). На этом снп.мке вы видите одну из лучших доярок К отовско го отделения совхоза имени М. Горьк ого Анну Терентьевну Ск оробогатову. Она постоянно борется за повышение продук тивности скота. В прошлом году была в рядах трехтысячннц: от к аждой зак репленной коровы надоила по 3.400 к илограм мов молока. . Д остигнутый рубеж Анна Терентьевна намерена превзойти. Сейчас в ее группе почти пудовые надои. Ф ото А . Гавриловой. Село можно возродить На самой границе Лев-Толс товск ого п Лебедянск ого райо нов разместилось село Сланс- кое. Д обраться до него ие очень-то просто, хотя в сторо не от него недавно пролегла асфальтированная дорога. А в тобусы же сюда не ходят. Мож но, правда, по железной дороге до остановки 1Г го километра. Но и оттуда до Сланского при дется идти кило.метров пять. Безусловно, для молодого человека пройти однажды по так ой дороге — одно удоволь ствие. А для тех, к то соверша ет так ой путь неоднократно, да не только летом, не очень-то приятно. Население Сланск ого, в основном, люди пожилые. Село утопает в зелени. В центре его стоит небольшой стареньк ий домик — магазин, другой такой домик — узел связи. А вот здание к луба хо рошее, просторное, только .ма ло приходит туда людей. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь было 650 дворов. Славилось оно садами. Они и сейчас еще сохранились, но здорово уж е заросли. Сегодняшнее Сланское на считывает не более 50 дворов, в к оторых живет ок оло 130 че ловек . Есть небольшая молоч ная ферма, машинный двор. А можно ли возродить Слан ское, вернуть ему былой вид? Сельчане считают, что можно. Д ля этого надо строить жилье. Но строить надо не так , как много .лет назад. Тогда постро или большой двухэтажный дом. Д обротный, красивый, с трех- и четырехк омнатными к варти рами. Но ок азалось позже, та кой дом для села не нужен. К аждый сельчанин — это хо зяин. У пего корова, поросенок , к уры. П всех их нак ормить нужно, пос.чотреть за ними. А тут попробуй, побегай со вто рого этажа с ведра.ми. В общем, появилось у жителей этого до- ,ма .много пробле.м. Пожили, по- жи.чн, да разошлись кто куда. Нот так и зак ончилась история про «тере.мок» — к ак называ ют этот дом в селе. Сейчас он стоит одиноко, зияя пустыми глазницами окон. Остались от него одни стены. Однако недавно начали его вос станавливать. Жители смотрит на эту «реставрацию» н пожи мают плеча.ми. Отре.монтируют, затратят деньги, а толк у... К о нечно, хорошо, ведь все-таки настали для Сланского време на перемен, .может, и будет се ло расти. Вселилась в сердца сельчан надежда. Наряду с восстанов лением этого дома ведется стро-' ительство асфальтированной до роги к центру села. Площадь у сельского клуба 'заасфальти рована. Хорошая дорога пост роена, а автобусы не ходят. По чему? Ответа на этот вопрос пока нет. Но хочется верить, что дело сдвинется. Еще проблема обеспечения села элек троэнергией. Она час то отк лючается, особенно в ше сти к райних домах. К уда толь ко ни обращались сельчане! Обещают, заверяют, но пере- •мен не видно. Вот так и живет село Слан ское, со свои.ми надеждами, проблемами. И. ПИС К АРЕВ . К огда в кармане миллион Тербуны. По-хозяйск и распо рядились прошлогодней при былью в колхозе «Ленинск ий путь ч Получив миллион 75 тысяч рублей, двести тысяч на правили на погашение к ратк о срочных ссуд. Построили склад запасных частей, шесть ж илых ломов, баню. Сейчас к олхозные строители возводят дом для се.мьи .механизатора В, Золоту хиной. Намечена прокла^ша га зопровода в село Новосильское. Но это тольк о начало. Готовит ся проек т на газифик ацию де ревни Вершина. К этому насе ленному п ун к ту строится сов ременная дорога. Асфальтиро ванное полотно свяжет также центральную усадьбу хозяйства с летним лагерем для скота. В этом году к олхозник и пол ны реши.мости Получить не меньшую прибыль. Львиная доля этих средств будет напра влена на жилищное строитель ство. Сейчас в колхозе очередь на новые к вартиры составляет двадцать две семьи. В ближай шие два года спрос на жилье будет полностью удовлетворен. (Л П ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz