Путь Ильича. 1990 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1990 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ Ш№ИЧА> 24 мая 1990 г. * № 61 (7180) * 2 Кто заменит труженика села? Наряду с другими трудностя­ ми кадровый вопрос является одним из самых острых для хо-, зяйств района. При существую­ щем дефиците рабочей силы, слабой механизации ферм н большой доле ручного труда не­ возможно успешно наращивать темпы выполнения Продоволь­ ственной программы и решать вопросы интенсивного ведения сельского хозяйства. А положение с кадрами в хо­ зяйствах складывается дейст­ вительно тревожное; средний возраст работающих механиза­ торов подходит к 50 годам, а животноводов зашел за 50. Имеющееся в районе ОПТУ не сможет в ближайшие годы сколько-нибудь ощутимо попол­ нить хозяйства кадрами меха­ низаторов. А животноводов, до­ ярок. телятниц училище и во­ все не готовит. Сами же хозяй­ ства этими вопросами практи­ чески не занимаются. Казалось бы, обвинять руководителей в том. что не бывают в школах, не беседуют с учащимися, в большинстве случаев бесс.мыс- ленно: во многих сельских шко­ лах старшеклассников осталось по 5—7 человек. Но и этот ми­ зерный контингент учащихся сельских школ должен являть­ ся, хотя и иебольши.м, но источ­ ником пополнения кадров на селе. Весь вопрос в том, как привить учащимся любовь к труду селянина, правильное от­ ношение к земле, сельскохозяй­ ственной технике и животным. Об этом не раз шел озабочен­ ный разговор на заседаниях правления АПО, где обсужда­ лись вопросы профориентаци­ онной работы с учащимися. Отмечалось, что хозяйствами района в истекшем 1989 году школам была оказана значи­ тельная материальная помощь, в общей сложности на су.мму 150 тысяч рублей (в плане ре­ монта школ, строительства под­ собных помещений, жилья для учителей). Но, к великому сожалению, и это опять звучало в выступ­ лениях руководителей, они ни­ как не могут найти общего язы­ ка с директорами школ, педа­ гогическими коллективами. Хо­ зяйства ставят перед школа.ми порой невыполнимые задачи. Дать землю, выделить технику, а взамен потребовать высочай­ шую урожайность и продуктив­ ность полей, какой нет и в са­ мом хозяйстве. Ну, если нельзя выделить школе, скажем. 50 гектаров земли для обществен­ но полезного тр\ да. потому что это несет ущерб выполнению плана производства зерновых или технических культур, то не­ большой участок в 5—8 гекта­ ров, хотя бы с четырехпольным севооборотом выделить можно. И, конечно же. научить школь­ ников работать с землей. Но пока идут только разго­ воры, и на сегодняшний день ни один руководитель района не сделал серьезного шага к решению этой проб.че.мы. Непонятный, например, оста­ ется на сегодня позиция дирек­ тора совхоза «Знаменский» Н. А. Чистоклетова и некото­ рых других руководителей по отношению к своим школам. Не решен по сей день вопрос и по микроферме при Топовской средней школе совхозом «Пла­ мя». Ферма могла бы стать при.мером общественно полезно­ го труда и профориентационной работы в районе. Но пока меж­ ду директором совхоза «Пла­ мя» Н. И. Николаевым и ди­ ректором Топовской средней школы С. Ф. Керимовым идут разногласия, вопрос профориен­ тационной работы не решается. Думается, что руководители хозяйства должны первыми сде­ лать правильный и окончатель­ ный шаг навстречу школам. Одним из существенных ис­ точников пополнения села люд- ски.ми ресурсами сегодня явля­ ется и прием их со стороны. В этс.м могут по.мочь Липецкий областной центр по трудоуст­ ройству населеш1Я и другие аналогичные организации. Для подбора надлежащих кадров с ними нужно заключить догово­ ры. В настоящее время штабом ЦК ВЛКСМ, ВУКС «Социаль­ но-экономическое переустрой­ ство се.ча Нечерноземной и Чер­ ноземной зоны РСФСР» н Все­ российским центром по трудоустройству Госкомтруда РСФСР создана автоматизиро­ ванная систе.ма «Поиск», позво­ ляющая подбирать кадры как специалистов, так и массовых профессий для сов.хозов. колхо­ зов, предприятий и организа­ ций агропромышленного комп- .чекса н других отраслей. Соз­ дан банк руководителей и глав­ ных специалистов сельского хо­ зяйства. Подбор осуществляется по заявкам хозяйств в течение 6 месяцев. Кроме того, необхо- ди.ма предварительная оплата заяв.ки из расчета 12 рублей за одно указанное вакантное место. Но сделать заявки, заключить договоры — полдела. Для за- прашивае.мых кадров в хозяй­ стве необходимо иметь жилье, чтобы прибывших по направ­ лению людей, можно сразу нее разместить в педготовленных квартирах. К сожалению, в этом вопросе у нас тоже не все в порядке. Есть немало случаев, когда в хозяйства рай­ она приезжают по направле­ нию целые семьи, в которых есть и механизаторы, к медра­ ботники, и животноводы. Эти люди, как правило, в возрасте до 45 лет, у них и.чеются дети, с которыми трудно мыкаться по временным угла.м. И вот из- за отсутствия жилья они уез­ жают в другие места. Обращались в наши хозяйст­ ва и семьи, самостоятельно из- .меняющие место жительства, переезжающие по тем или ины.м обстоятельствам. К со­ жалению, некоторые из них вынуждены были уехать все по той же причине — нет жилья. Конечно, среди приез­ жающих бывают и те, кого на­ зывают «летунами», и те, кто больше любит прикладываться к бутылке, чем работать. Но не­ мало и хороших, работящих людей. Совсем недавно совхоз «До- мачевский» не смог оставить у себя две приехавшие семьи нз-за отсутствия готовых квар­ тир. Такое Же положение в сов­ хозе имени Л. Толстого, колхо­ зах н.мени Ленина. Кирова и других хозяйствах. А ведь возможность ликвиди­ ровать дефицит рабочей силы V хозяйств имеется. Надо лишь сделать все возможное, чтобы приезжающие люди могли ос­ таться в селе жить и работать. Так же. как и кадры массо­ вых профессий, руководители хозяйств могут по заявке зака зать сельскохозяйственные бри­ гады, а также временные стро­ ительные. Все необходимые до­ кументы имеются в отделе кад­ ров АПО, где можно получить дополнительные разъяснения, заполнить имеющиеся заявки. А. ЛЕМОВ. старший инженер по подготовке кадров АПО. Москва. Первенцем нового совместного концерна — запад­ ногерманской фирмы «Мерседес-Бенц» и Голицинского автобу­ сного завода — стал автобус-моноплан, предназначенный для дальних путешествий Салон в зависимости от модификации автобуса (междуна­ родный, междугородный или межрайо 1 шый) вмещает около 60 человек. На «борту» — мннибар-ку.чня, .холодильник, гарде­ роб, аудио- II видеоустановка, химический туалет, потолочный кондиционер... Максимальная скорость автобуса 130 километров, расход топлива на 100 километров 22,3 литра (для сравнения; у «Икаруса» 34 литра). Рассчитан на пятнадцатнлетнюю эксп­ луатацию без ремонта (у «Икаруса - ерюк 8 лет). Уже в буд^тцем году намечено выпустить 60 новых автобу­ сов, а проектная мощность составляет 2500 этих комфорта­ бельных. надежных в эксплуатации, красивых и экологически чистых машин в год. На снимке; первые образцы автобусов для дальних путешес­ твий на базе «Мерседес-Бенц», которые будут собираться на Голицинском автобусном заводе. Фото О. Булдакова. (Фотохроника ТАСС). Его профессия —помогать людям Заслуженным уважением и авторитетом пользуется в на­ шем районе представитель са­ мой гуманной из профессий — медиков — Владимир Анатоль­ евич Сыса. Потому, что рядом с добротой, скромностью и сдержанностью в этом человеке соседствуют такие черты ха­ рактера, как способность пони­ мать чужую боль, как свою. Много лет проработал Вла­ димир Анатольевич хирургом в центральной районной боль­ нице. И не сосчитать, скольких людей он спас, вернул к жиз­ ни и труду, ‘скольким помогли избавиться от недуга его сове­ ты. А когда больше работать хирурго.м по состоянию здо­ ровья он не смог, решил пере­ квалифицироваться на врача- окулиста. Однако, изменив профиль своей работы, врач не изменил своего отношения к ней. Он все так же внимателен и доброжела­ телен по отношению к своим пациентам, как и раньше. Каж­ дого выслушает, каждому по­ старается помочь, не считаясь порой с лпчны.м вре.мепем, если Ч а сы , отведенные для приема больных, закончились. Бывает, что к нему обраща­ ются за советом не только те, кто страдает ухудшением зре­ ния или заболеванием глаз. Врач и в этом случае по воз­ можности старается дать совет. Влади.мнр Анатольевич явля­ ется заместителем главного вра­ ча районной больницы по орга- ннзационно-методической рабо­ те. Избирался председателем профкома ЦРБ. Комминуст, он активно участвует в Работе своей парторганизации. А на районной партконференции В. А. Сыса был избран делега­ том на XVIII областную парт­ конференцию. Фото А. Гавриловой. К 100-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ------------------------------ Поселок до 1917 года Вместе со строительством железнодорожного узла рос н поселок. До 1898 года в нем было всего четыре жилых до­ ма — деревянных, крытых же­ лезом. В одном доме жили пу­ тевые рабочие (ныне линейный отдел милиции). В доме напро­ тив вокзала — рабочие стан­ ции. В третьем доме (ныне фи­ лиал музея Л. Н. ТолЛ'Ого) жил начальник станции, в чет­ вертом (амбулатория) — свя­ зисты. В 1898 году там раз­ местилась амбулатория, где были два фельдшера и малень­ кий земский стационар. В 1900 году было построе­ но здание конторы депо. Там, где сегодня размещается кон­ тора, был одноэтажный дом начальника депо. Второй этаж к нему пристроили несколько позже. В 1902 год^' построены зда­ ния под магазин и столовую. Столовая находилась недалеко от здания начальных классов средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого на территории сквера напротив амбулатории. Магазин «Промтовары» ОРСа до сего дня. находится в том же помещении. Здание продмага ОРСа использовалось под пе­ карню. В 1909 году были пос­ троены двор и мастерские дис­ танции пути. Что касается возникновения улиц в поселке, первой, состо­ ящей из четырех жилых домов, появилась Привокзальная. До 1917 года на этой улице было построено еще несколько домов В 1904—1906 годах построена Центральная улица из шести стандартных двухэтажных до­ мов кирпичной кладки на 100 квартир. В них жили машинис­ ты и помощники машинистов паровозов. В 1911 году вблизи депо появились первые частные жилые дома на улице Льва Тол­ стого, которая тогда называ­ лась Астаповской. До 11/17 го­ да было построено несколько домов на Советской и Пушкин­ ской улицах. Накануне 1917 года в посел­ ке проживало 900 человек, око­ ло 300 из них были рабочие железнодорожного узла. Все железнодорожники и.мели зе- ■мельные участки до 0,5 деся­ тины, а также скот. Пастбища и Земельные участки находи­ лись там, где сейчас улицы Во­ лодарского, 8 Марта, Междуна­ родная. С увеличением числа жите­ лей в поселке стали развивать­ ся мелкая торговля и кустарное производство. Купцы Древлевы построили паровую мельницу, крупорушку, открыли пекарню, мясную лавку. Мануфактурную лавку имел купец Стрельников. Лавочку смешанного типа дер­ жал купец Смирнов. Наряду с кровельным железо.м и гвоз­ дями у него можно было так­ же купить селедку, раститель­ ное масло. Церковь была построена в 1906 году. До революции в по­ селке не было никаких культур­ ных очагов. Современное зда­ ние железнодорожного клуба было построено в 1915 году как барак для беженцев, устре­ мившихся с запада на восток, спасаясь от немцев. В 1917 го­ ду это здание было приспособ­ лено под рабочий клуб. Несмотря на отсутствие в по­ селке культурных очагов, сре­ ди жителей было немало гра­ мотных людей Рабочие депо телеграфисты, служащие кон­ тор читали произведения рус­ ских классиков, были зпако.мы с революционной деятельнос­ тью народников. Было извест­ но также, что отдельные рабо­ чие узла читали запрещенные книги, знали о большевиках и В, И. Ленине. Накануне 1905 года на ста­ нции Астапово возникла соци­ ал-демократическая группа. Ее члены входили в состав соци- ал"-демократической организа­ ции Раненбурга. (г. Чаплыгин). В октябре 1905 года рабо­ чие узла под руководством со­ циал-демократической группы объявили забастовку, требуя повышения заработной платы. Рабочие мастерских депо, стан­ ции, телеграфа, машинисты прекратили работу. До революции в поселке ра­ ботали три начальных школы; церковно-приходская (ныне на­ чальные классы средней шко­ лы № 42 имени Л. Н. Толсто­ го), железнодорожное двухклас­ сное училище (где был интер­ нат) и частная школа по улице Льва Толстого. В этих школах обучалось около 160 ребят. А. БОЛЬБЫХ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz