Путь Ильича. 1990 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ Ш№ИЧА> 24 мая 1990 г. * № 61 (7180) * 2 Кто заменит труженика села? Наряду с другими трудностя ми кадровый вопрос является одним из самых острых для хо-, зяйств района. При существую щем дефиците рабочей силы, слабой механизации ферм н большой доле ручного труда не возможно успешно наращивать темпы выполнения Продоволь ственной программы и решать вопросы интенсивного ведения сельского хозяйства. А положение с кадрами в хо зяйствах складывается дейст вительно тревожное; средний возраст работающих механиза торов подходит к 50 годам, а животноводов зашел за 50. Имеющееся в районе ОПТУ не сможет в ближайшие годы сколько-нибудь ощутимо попол нить хозяйства кадрами меха низаторов. А животноводов, до ярок. телятниц училище и во все не готовит. Сами же хозяй ства этими вопросами практи чески не занимаются. Казалось бы, обвинять руководителей в том. что не бывают в школах, не беседуют с учащимися, в большинстве случаев бесс.мыс- ленно: во многих сельских шко лах старшеклассников осталось по 5—7 человек. Но и этот ми зерный контингент учащихся сельских школ должен являть ся, хотя и иебольши.м, но источ ником пополнения кадров на селе. Весь вопрос в том, как привить учащимся любовь к труду селянина, правильное от ношение к земле, сельскохозяй ственной технике и животным. Об этом не раз шел озабочен ный разговор на заседаниях правления АПО, где обсужда лись вопросы профориентаци онной работы с учащимися. Отмечалось, что хозяйствами района в истекшем 1989 году школам была оказана значи тельная материальная помощь, в общей сложности на су.мму 150 тысяч рублей (в плане ре монта школ, строительства под собных помещений, жилья для учителей). Но, к великому сожалению, и это опять звучало в выступ лениях руководителей, они ни как не могут найти общего язы ка с директорами школ, педа гогическими коллективами. Хо зяйства ставят перед школа.ми порой невыполнимые задачи. Дать землю, выделить технику, а взамен потребовать высочай шую урожайность и продуктив ность полей, какой нет и в са мом хозяйстве. Ну, если нельзя выделить школе, скажем. 50 гектаров земли для обществен но полезного тр\ да. потому что это несет ущерб выполнению плана производства зерновых или технических культур, то не большой участок в 5—8 гекта ров, хотя бы с четырехпольным севооборотом выделить можно. И, конечно же. научить школь ников работать с землей. Но пока идут только разго воры, и на сегодняшний день ни один руководитель района не сделал серьезного шага к решению этой проб.че.мы. Непонятный, например, оста ется на сегодня позиция дирек тора совхоза «Знаменский» Н. А. Чистоклетова и некото рых других руководителей по отношению к своим школам. Не решен по сей день вопрос и по микроферме при Топовской средней школе совхозом «Пла мя». Ферма могла бы стать при.мером общественно полезно го труда и профориентационной работы в районе. Но пока меж ду директором совхоза «Пла мя» Н. И. Николаевым и ди ректором Топовской средней школы С. Ф. Керимовым идут разногласия, вопрос профориен тационной работы не решается. Думается, что руководители хозяйства должны первыми сде лать правильный и окончатель ный шаг навстречу школам. Одним из существенных ис точников пополнения села люд- ски.ми ресурсами сегодня явля ется и прием их со стороны. В этс.м могут по.мочь Липецкий областной центр по трудоуст ройству населеш1Я и другие аналогичные организации. Для подбора надлежащих кадров с ними нужно заключить догово ры. В настоящее время штабом ЦК ВЛКСМ, ВУКС «Социаль но-экономическое переустрой ство се.ча Нечерноземной и Чер ноземной зоны РСФСР» н Все российским центром по трудоустройству Госкомтруда РСФСР создана автоматизиро ванная систе.ма «Поиск», позво ляющая подбирать кадры как специалистов, так и массовых профессий для сов.хозов. колхо зов, предприятий и организа ций агропромышленного комп- .чекса н других отраслей. Соз дан банк руководителей и глав ных специалистов сельского хо зяйства. Подбор осуществляется по заявкам хозяйств в течение 6 месяцев. Кроме того, необхо- ди.ма предварительная оплата заяв.ки из расчета 12 рублей за одно указанное вакантное место. Но сделать заявки, заключить договоры — полдела. Для за- прашивае.мых кадров в хозяй стве необходимо иметь жилье, чтобы прибывших по направ лению людей, можно сразу нее разместить в педготовленных квартирах. К сожалению, в этом вопросе у нас тоже не все в порядке. Есть немало случаев, когда в хозяйства рай она приезжают по направле нию целые семьи, в которых есть и механизаторы, к медра ботники, и животноводы. Эти люди, как правило, в возрасте до 45 лет, у них и.чеются дети, с которыми трудно мыкаться по временным угла.м. И вот из- за отсутствия жилья они уез жают в другие места. Обращались в наши хозяйст ва и семьи, самостоятельно из- .меняющие место жительства, переезжающие по тем или ины.м обстоятельствам. К со жалению, некоторые из них вынуждены были уехать все по той же причине — нет жилья. Конечно, среди приез жающих бывают и те, кого на зывают «летунами», и те, кто больше любит прикладываться к бутылке, чем работать. Но не мало и хороших, работящих людей. Совсем недавно совхоз «До- мачевский» не смог оставить у себя две приехавшие семьи нз-за отсутствия готовых квар тир. Такое Же положение в сов хозе имени Л. Толстого, колхо зах н.мени Ленина. Кирова и других хозяйствах. А ведь возможность ликвиди ровать дефицит рабочей силы V хозяйств имеется. Надо лишь сделать все возможное, чтобы приезжающие люди могли ос таться в селе жить и работать. Так же. как и кадры массо вых профессий, руководители хозяйств могут по заявке зака зать сельскохозяйственные бри гады, а также временные стро ительные. Все необходимые до кументы имеются в отделе кад ров АПО, где можно получить дополнительные разъяснения, заполнить имеющиеся заявки. А. ЛЕМОВ. старший инженер по подготовке кадров АПО. Москва. Первенцем нового совместного концерна — запад ногерманской фирмы «Мерседес-Бенц» и Голицинского автобу сного завода — стал автобус-моноплан, предназначенный для дальних путешествий Салон в зависимости от модификации автобуса (междуна родный, междугородный или межрайо 1 шый) вмещает около 60 человек. На «борту» — мннибар-ку.чня, .холодильник, гарде роб, аудио- II видеоустановка, химический туалет, потолочный кондиционер... Максимальная скорость автобуса 130 километров, расход топлива на 100 километров 22,3 литра (для сравнения; у «Икаруса» 34 литра). Рассчитан на пятнадцатнлетнюю эксп луатацию без ремонта (у «Икаруса - ерюк 8 лет). Уже в буд^тцем году намечено выпустить 60 новых автобу сов, а проектная мощность составляет 2500 этих комфорта бельных. надежных в эксплуатации, красивых и экологически чистых машин в год. На снимке; первые образцы автобусов для дальних путешес твий на базе «Мерседес-Бенц», которые будут собираться на Голицинском автобусном заводе. Фото О. Булдакова. (Фотохроника ТАСС). Его профессия —помогать людям Заслуженным уважением и авторитетом пользуется в на шем районе представитель са мой гуманной из профессий — медиков — Владимир Анатоль евич Сыса. Потому, что рядом с добротой, скромностью и сдержанностью в этом человеке соседствуют такие черты ха рактера, как способность пони мать чужую боль, как свою. Много лет проработал Вла димир Анатольевич хирургом в центральной районной боль нице. И не сосчитать, скольких людей он спас, вернул к жиз ни и труду, ‘скольким помогли избавиться от недуга его сове ты. А когда больше работать хирурго.м по состоянию здо ровья он не смог, решил пере квалифицироваться на врача- окулиста. Однако, изменив профиль своей работы, врач не изменил своего отношения к ней. Он все так же внимателен и доброжела телен по отношению к своим пациентам, как и раньше. Каж дого выслушает, каждому по старается помочь, не считаясь порой с лпчны.м вре.мепем, если Ч а сы , отведенные для приема больных, закончились. Бывает, что к нему обраща ются за советом не только те, кто страдает ухудшением зре ния или заболеванием глаз. Врач и в этом случае по воз можности старается дать совет. Влади.мнр Анатольевич явля ется заместителем главного вра ча районной больницы по орга- ннзационно-методической рабо те. Избирался председателем профкома ЦРБ. Комминуст, он активно участвует в Работе своей парторганизации. А на районной партконференции В. А. Сыса был избран делега том на XVIII областную парт конференцию. Фото А. Гавриловой. К 100-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ------------------------------ Поселок до 1917 года Вместе со строительством железнодорожного узла рос н поселок. До 1898 года в нем было всего четыре жилых до ма — деревянных, крытых же лезом. В одном доме жили пу тевые рабочие (ныне линейный отдел милиции). В доме напро тив вокзала — рабочие стан ции. В третьем доме (ныне фи лиал музея Л. Н. ТолЛ'Ого) жил начальник станции, в чет вертом (амбулатория) — свя зисты. В 1898 году там раз местилась амбулатория, где были два фельдшера и малень кий земский стационар. В 1900 году было построе но здание конторы депо. Там, где сегодня размещается кон тора, был одноэтажный дом начальника депо. Второй этаж к нему пристроили несколько позже. В 1902 год^' построены зда ния под магазин и столовую. Столовая находилась недалеко от здания начальных классов средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого на территории сквера напротив амбулатории. Магазин «Промтовары» ОРСа до сего дня. находится в том же помещении. Здание продмага ОРСа использовалось под пе карню. В 1909 году были пос троены двор и мастерские дис танции пути. Что касается возникновения улиц в поселке, первой, состо ящей из четырех жилых домов, появилась Привокзальная. До 1917 года на этой улице было построено еще несколько домов В 1904—1906 годах построена Центральная улица из шести стандартных двухэтажных до мов кирпичной кладки на 100 квартир. В них жили машинис ты и помощники машинистов паровозов. В 1911 году вблизи депо появились первые частные жилые дома на улице Льва Тол стого, которая тогда называ лась Астаповской. До 11/17 го да было построено несколько домов на Советской и Пушкин ской улицах. Накануне 1917 года в посел ке проживало 900 человек, око ло 300 из них были рабочие железнодорожного узла. Все железнодорожники и.мели зе- ■мельные участки до 0,5 деся тины, а также скот. Пастбища и Земельные участки находи лись там, где сейчас улицы Во лодарского, 8 Марта, Междуна родная. С увеличением числа жите лей в поселке стали развивать ся мелкая торговля и кустарное производство. Купцы Древлевы построили паровую мельницу, крупорушку, открыли пекарню, мясную лавку. Мануфактурную лавку имел купец Стрельников. Лавочку смешанного типа дер жал купец Смирнов. Наряду с кровельным железо.м и гвоз дями у него можно было так же купить селедку, раститель ное масло. Церковь была построена в 1906 году. До революции в по селке не было никаких культур ных очагов. Современное зда ние железнодорожного клуба было построено в 1915 году как барак для беженцев, устре мившихся с запада на восток, спасаясь от немцев. В 1917 го ду это здание было приспособ лено под рабочий клуб. Несмотря на отсутствие в по селке культурных очагов, сре ди жителей было немало гра мотных людей Рабочие депо телеграфисты, служащие кон тор читали произведения рус ских классиков, были зпако.мы с революционной деятельнос тью народников. Было извест но также, что отдельные рабо чие узла читали запрещенные книги, знали о большевиках и В, И. Ленине. Накануне 1905 года на ста нции Астапово возникла соци ал-демократическая группа. Ее члены входили в состав соци- ал"-демократической организа ции Раненбурга. (г. Чаплыгин). В октябре 1905 года рабо чие узла под руководством со циал-демократической группы объявили забастовку, требуя повышения заработной платы. Рабочие мастерских депо, стан ции, телеграфа, машинисты прекратили работу. До революции в поселке ра ботали три начальных школы; церковно-приходская (ныне на чальные классы средней шко лы № 42 имени Л. Н. Толсто го), железнодорожное двухклас сное училище (где был интер нат) и частная школа по улице Льва Толстого. В этих школах обучалось около 160 ребят. А. БОЛЬБЫХ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz