Путь Ильича. 1990 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧА» 5 мая 1990 г. * № 54 (7173) * 3 Э К О Л О Г И Ч Е С К И Й ВЕСТНИК КАКУЮ ВОДУ П ЬЙ )^ А В Т ОМ О Б И Л Ь - ИСТОЧНИК загрязнения Наряду с энергией солнца вода является необходимым ис точником существования жизни на Земле, это одно из уникаль-. иых веществ в природе. От ка чества потребляемой воды за висит здоровье людей. Причем качества как химического, так и бактериологического. Дисба ланс содерн^ания йода и фтора в воде вызывает повышенную заболеваемость населения кари есом зубов, недостаток йода — одна из причин гипертрофии щитовидной железы, а избыток фтора вызывает флюороз. Наличие в воде болезнетвор ных микроорганизмов, токсиче ских веществ не менее опасно для человеческого организма, чем названные естественные особенности состава воды. А поэтому районная санэпидстан ция ведет постоянный лабора торный контроль за качеством воды. Все население района поль зуется водой из подземных во доисточников — артезианских скважин, которые питает Лебе дянский водоносный горизонт. Но химическому составу вода этого горизонта имеет некото рые особенности, в ней, напри мер, мало фтора — 0,2—0,05 миллиграмма на литр вместо 1 — 0,8 милллиграмма на литр по норме. Норма определяется физиологическими потребностя ми человека. Содержание йода в воде достаточное, по наличию нитратов, которым сейчас уде- ' ^ 1 яется особое внимание, вода вполне доброкачественная, так пак солей азотной кислоты со держится от 2 до 28 мнлли- гра.ммов на литр при допусти мом количестве по ГОСТу 45 миллиграммов на литр. Однако надо от.метить, что из года в год содержание нитра тов медленно, но растет. Это связано с загрязнением почвы стоками от животноводческих ферм, находящихся в зоне фор мирования водоносного гори зонта. К сожалению, при стро ительстве животноводческих ферм и комплексов многие го ды не уделяли должного вни мания это.му вопросу. Бактериологическое качестве воды в водоносном горизонте нашего района — отличное. Со держание микроорганизмов в единице объема исчисляется всего единицами, реже десят ками, но, несмотря на это, к населению зачастую поступает вода крайне низкого качества. Так, в 1989 году за период с января по апрель из 242 проб воды, отобранных из сети, 15,2 процента не отвечали ГОСТу «Вода питьевая» по бактерио логическим показателям. За тот Же период нынешнего года из 167 проб 22,1 процента не отвечают необ.ходи.мым требо ваниям. Загрязнение воды происходит по пути из водоносного гори зонта к населению. Начинается оно зачастую уже в скважине, так как большинство скважин района имеют негерметичные устья, и внутрь скважин попа дает паводковая вода, грязь из шахты или павильона, в кото ром находится оголовок сква жины, это наиболее вероятно в случае, когда оголовок распо ложен на уровне земли или ни же. Такие скважины уходят в прошлое — за последние годы в районе затомпонировано 13 скважин, не отвечавших сани тарно-техническим требовани ям, проведен ремонт 66 сква жин. Казалось бы, это можно лишь приветствовать, но улучшение качества воды по этой причине произошло лишь в колхозах «Красный путнловец» и имени Кирова. В остальных хозяйст вах причиной загрязнения во ды являются порывы водопро водной сети, а также колонки, не отвечающие санитарным тре бованиям. Порывы в сети — один из распространенных источников загрязнения, своевременно по рывы не устраняются, качест во ремонта низкое. К тому же в хозяйствах района нет спе циализированных ремонтных бригад. На всех водопроводах имеются неисправные колонки, которые своевременно не от ключают от сетей, не удаляют и длительно не ремонтируют, так как колонка нынче — де фицит. Смотровые колодцы колонок во многих местах не очищают от грязи и воды, не содержат в су.хом состоянии. Часто мож но видеть аккуратную изго родь у колонки, а за ней раз рушенную отмостку, отсутствие отлива для воды и поврежден ную плиту перекрытия над ко лодцем, полным грязной воды. А ведь эта вода при включе нии колонки поступает в нее, а при выключении попадает в водопроводную сеть. Руководителям хозяйств надо больше внимания уделять водопроводным сетям к водо заборным сооружениям, поддер живать их в исправном состоя нии. Пора бы позаботиться об оборудованных площадках для мытья техники. Сейчас ее пока моют и заправляют у башен Рожковского, которые являются напорными резервуарами для воды. Из года в год ухудшается техническое состояние водопро водов, а, значит, падает качест во воды. Наихудшее качество воды по бактериологическим по казателям в начале 1990 года было в селе Золотухе, где в тот период 15 человек заболе ли вирусным гепатитом. Устра нили порывы, продезинфициро вали водопроводную сеть —- случаи заболеваний больше не регистрировались. Вот нагляд ный пример важности обеспе чения населения доброкачест венной водой. Л. МИНИНА, и. о, главного врача санэпидстанции. ТЕЧЕТ АММИАК... Звонки раздавались один за другим. Жители улицы Октяб рьской с тревогой говорили о том, что запах аммиака бук вально не дает дышать и что подобное происходит не впер вые. В чем же дело? А дело в том, что емкости для хранения аммиачной воды в государст венном предприятии «-Агро- промхимня» находятся в непо средственной близости с дома ми. Видимо работники - этого предприятия забывают иногда о том, что рядом живут люди, в то.м числе старики и дети. При чем забывают именно тогда, когда начинается перекачка 30-процентного раствора амми ака из железнодорожной цис терны в стационарную ем кость. Вот здесь-то все и -начи нается... 15 апреля вышла из строя перекачивающая помпа, и ядо витая ягидкость, интенсивно нс- ,,^ряясь. быстро распространи лась ко всей округе. Если в та кой момент ветер дует в сторо ну жтглых домов, то здесь до беды недалеко. Около этой з.1ополучной пом пы я застал двух слесарей — В. А. Захарова и В. Г. Тамбов- цева. занимавшихся ее ремон том. Спросил, что же произош ло. — Салышк пробило, да и вообще этот насос не пригоден к работе в таких условиях. должны быть специальные. Кро:ме того, цистерны, в кото рые перекачивается а.ммиак. давно уже устарели и .могут в любой .мо.мент преподнести -^сюрприз». Нет здесь на случай утечки а.ммиачной воды и специаль ных улавливающих шахт. «Са ми о себе Не .може.м позаботить ся», — верно заметил один из рабочих. И словно бы подтвер ждая свои слова, голыми рука ми без противогаза стал завин чивать отверствие. из которого ручейком вытекал 30-процент ный раствор аммиака... На территории предприятия встретил руководителей В. В. Внзяева и А. А. Полежаева. На вопрос, когда же. наконец, прекратится такое варварское отношение к людям, какие ме ры собираются предпринять в <Агропромх 1 %мии по переносу базы хранения и разгрузки аммиачной воды в другое мес то. мне пространно ответили, что. Мол, вопрос с переносом базы мы сами решить не мо жем. Нет денег, стройматериа лов, железнодорожных шпал и т. д., что вопрос этот, дескать, не они должны решать, а свер ху... А ведь было предложение, которое, по моему мнению, за служивает внимания: опреде лить для предприятия режим 22 апреля у нас в стране впервые отмечался праздник — День Землн. Все средства массовой инфор.мацин посвяти ли этому событию свои мате риалы, в которььх указывались наиболее серьезные источники загрязнешш окружающей сре ды, на которые в первую оче редь следует обратить внима ние. К числу таких источников относится н автомобильный транспорт. Неблагополучное положение в с.мысле отрицательного влия ния автотранспорта на эколо гию сложилось н в нашем рай оне. Первый фактор опасности ^ это выхлопные газы. Сле дует помнить, что у нас ис пользуется топливо с примеся ми соединений свинца, поэтому требования к регулировке дви гателей должны быть самые строгие. Однако на практике это ма ло кого волнует. Достаточно сказать, что прибор, показыва ющий количество токсичных ве ществ в выхлопных газах — газоанализатор, кроме госавто- инспекцни, имеется только на предприятии «Агротранс». Один на весь район. Но не лишним было бы его и.меть в каждом хозяйстве, а также во втором по численности авто парка предприятии поселка — «Лгропро.мXи.\ши». Со стороны инспекции прини- ■мзются необходимые меры по борьбе с загрязнением воздуш ной среды. Так. ни один авто- •мобиль не пройдет техосмотр, если концентрация вредных веществ в вы.члопе его превы шает допустимый уровень. К примеру, за последние не сколько месяцев мы проверили на токсичность 482 автомобиля и у 133 из них этот уровень был завышен. Владельца.м был дан срок для устранения не исправностей топивной систе мы. При ПОВТОРН 011 проверке выявили пять человек, которые несмотря на предупреждение, по-прежне.му ездили, отравляя воздух обильными выхлопны.мн газа.ми. На них пришлось пе редать материал а администра тивную комиссию ))айнсполко- ма. Другая проблема — мойка машин. В поселке нет ни одной площадки для мытья техники. Для этой цели мало-мальски приспособленные места имеют ся лишь в совхозах имени Л. Толстого. «Знаменский» и «Аг- ротрансе». В большинстве же случаев тракторы и машины моют либо на машинных дво рах, либо рядом с прудами. Особенно неблагополучно дело обстоит в колхозе «Заветы Ильича». Там потоки воды, смешанные с маслом и топли вом, загрязняют пруды. По весне после того, как сойдут паводковые воды, почти На каждом пруду можно на блюдать поверх воды широкие радужные круги, что прямо показывает на наличие в ней нефтепродуктов. Как попадают они на поля? Очень просто — из неисправных систем трак торов. Ведь нередко бывает так: постоит трактор на одном месте с полчаса, а под ним об разуется целая лунш солярки. В период весенного сева и уборочной в тракторах п авто машинах при.чоднтся часто ме нять масло. Куда же девают «отработку»? По правилам, ее должны сливать в отдельную емкость и отправлять на пере работку. Но это делается от случая к случаю. Нередко мас ло попросту выливают куда- нибудь па землю. Большие претензии приходит ся предъявлять и к руководст ву <■Агропро.мхимпи--'. Там до сих пор не оборудована пло щадка для промывки емкостей, нх моют где придется. Не соб- .чюдается-технология при пере возке сыпучих .минеральных удобрений, в результате чего много их теряется по дороге. Допускаются потерн даже при транспортировке удобрений в полиэтиленовых мешках. В по гону за тонно-километрами их Нагружают больше пологкенио- го, отчего часть теряется по пути. Следует такн;е обратить внимание на более тщатальную гер.метизацию емкостей для жи.ткого аммиака. Необходимо исключать даже небольшие утечки этого ядовитого вещест ва. В. КРЫЛОВ, инспектор ГАИ РОВД. работы, то есть при определен ном направлении ветра работы по разгрузке жидкого аммиака прекращать. Но. как сказали мне в «Агропромхимин*. и этот вопрос не так-то просто решить. -А. А. Полежаев счи тает, что нужно уменьшить по ток поступающей аммиачной воды в район. Ведь только за последние три—четыре года количество ам.миака увеличи лось в несколь.чо раз. Но. ока зывается, и у.меньшенне этого опасного грузопотока зависит опять-таки не от «Агропром- хи.м;::: а от каких-то вышесто ящих. не у нас в районе нахс'- дящнхея, организаций. Слушая все эти сетования на кого-то. Все больше убе;к- дался в том. что в \течке ам миака виновные допустившие нарушения санитарных правил применения, хранения и тран спортировки .минеральных удоб рений. Руководствуясь положением о государственном санитарном надзоре в СССР, санэпидстан ция с 16 апреля 1990 года впредь до устранения наруше ний «Санитарных правил при менения. хранения и транспор тировки минеральных ‘ удобре ний:' запретила перекачку ра створа аммиака. Для хранения аммиачной воды использовать только емкости складов за жи лой зоной поселка. П. КУЗОВЛЕВ. госинспектор районного ко.чнтета по охране природы. С этим автомобилем все в порядке. Га:юанализатор, с помо щью которого инспектор дорожно-патрульной службы ГАИ Николай Пантюшнн проверял содержание вредных примесей в отработанных газа.х, не зафиксировал отклонений от нормы. Но сл^-чается и другое, когда легковой автомобиль или огром ный грузовик, оставляют позади себя загрязненный вредными веществами воздух, дышать которы.ми вынуждены все мы. Можно ли избежать загрязнения атмосферы вредными ве ществами, содержащимися в отработанных газах автомобилей? Можно. И никаких затрат на это не требуется. Нужно лишь Иметь на предприятиях газоанализаторы, чтобы проверять ав томобиль не только во время техосмотров, но и перед каждым рейсом. А водителям личных автомобилей .следить за исправ ностью карбюратора. Фото А, Гавриловой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz