Путь Ильича. 1990 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1990 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ ИЛЬИЧА» 5 мая 1990 г. * № 54 (7173) * 3 Э К О Л О Г И Ч Е С К И Й ВЕСТНИК КАКУЮ ВОДУ П ЬЙ )^ А В Т ОМ О Б И Л Ь - ИСТОЧНИК загрязнения Наряду с энергией солнца вода является необходимым ис­ точником существования жизни на Земле, это одно из уникаль-. иых веществ в природе. От ка­ чества потребляемой воды за­ висит здоровье людей. Причем качества как химического, так и бактериологического. Дисба­ ланс содерн^ания йода и фтора в воде вызывает повышенную заболеваемость населения кари­ есом зубов, недостаток йода — одна из причин гипертрофии щитовидной железы, а избыток фтора вызывает флюороз. Наличие в воде болезнетвор­ ных микроорганизмов, токсиче­ ских веществ не менее опасно для человеческого организма, чем названные естественные особенности состава воды. А поэтому районная санэпидстан­ ция ведет постоянный лабора­ торный контроль за качеством воды. Все население района поль­ зуется водой из подземных во­ доисточников — артезианских скважин, которые питает Лебе­ дянский водоносный горизонт. Но химическому составу вода этого горизонта имеет некото­ рые особенности, в ней, напри­ мер, мало фтора — 0,2—0,05 миллиграмма на литр вместо 1 — 0,8 милллиграмма на литр по норме. Норма определяется физиологическими потребностя­ ми человека. Содержание йода в воде достаточное, по наличию нитратов, которым сейчас уде- ' ^ 1 яется особое внимание, вода вполне доброкачественная, так пак солей азотной кислоты со­ держится от 2 до 28 мнлли- гра.ммов на литр при допусти­ мом количестве по ГОСТу 45 миллиграммов на литр. Однако надо от.метить, что из года в год содержание нитра­ тов медленно, но растет. Это связано с загрязнением почвы стоками от животноводческих ферм, находящихся в зоне фор­ мирования водоносного гори­ зонта. К сожалению, при стро­ ительстве животноводческих ферм и комплексов многие го­ ды не уделяли должного вни­ мания это.му вопросу. Бактериологическое качестве воды в водоносном горизонте нашего района — отличное. Со­ держание микроорганизмов в единице объема исчисляется всего единицами, реже десят­ ками, но, несмотря на это, к населению зачастую поступает вода крайне низкого качества. Так, в 1989 году за период с января по апрель из 242 проб воды, отобранных из сети, 15,2 процента не отвечали ГОСТу «Вода питьевая» по бактерио­ логическим показателям. За тот Же период нынешнего года из 167 проб 22,1 процента не отвечают необ.ходи.мым требо­ ваниям. Загрязнение воды происходит по пути из водоносного гори­ зонта к населению. Начинается оно зачастую уже в скважине, так как большинство скважин района имеют негерметичные устья, и внутрь скважин попа­ дает паводковая вода, грязь из шахты или павильона, в кото­ ром находится оголовок сква­ жины, это наиболее вероятно в случае, когда оголовок распо­ ложен на уровне земли или ни­ же. Такие скважины уходят в прошлое — за последние годы в районе затомпонировано 13 скважин, не отвечавших сани­ тарно-техническим требовани­ ям, проведен ремонт 66 сква­ жин. Казалось бы, это можно лишь приветствовать, но улучшение качества воды по этой причине произошло лишь в колхозах «Красный путнловец» и имени Кирова. В остальных хозяйст­ вах причиной загрязнения во­ ды являются порывы водопро­ водной сети, а также колонки, не отвечающие санитарным тре­ бованиям. Порывы в сети — один из распространенных источников загрязнения, своевременно по­ рывы не устраняются, качест­ во ремонта низкое. К тому же в хозяйствах района нет спе­ циализированных ремонтных бригад. На всех водопроводах имеются неисправные колонки, которые своевременно не от­ ключают от сетей, не удаляют и длительно не ремонтируют, так как колонка нынче — де­ фицит. Смотровые колодцы колонок во многих местах не очищают от грязи и воды, не содержат в су.хом состоянии. Часто мож­ но видеть аккуратную изго­ родь у колонки, а за ней раз­ рушенную отмостку, отсутствие отлива для воды и поврежден­ ную плиту перекрытия над ко­ лодцем, полным грязной воды. А ведь эта вода при включе­ нии колонки поступает в нее, а при выключении попадает в водопроводную сеть. Руководителям хозяйств надо больше внимания уделять водопроводным сетям к водо­ заборным сооружениям, поддер­ живать их в исправном состоя­ нии. Пора бы позаботиться об оборудованных площадках для мытья техники. Сейчас ее пока моют и заправляют у башен Рожковского, которые являются напорными резервуарами для воды. Из года в год ухудшается техническое состояние водопро­ водов, а, значит, падает качест­ во воды. Наихудшее качество воды по бактериологическим по­ казателям в начале 1990 года было в селе Золотухе, где в тот период 15 человек заболе­ ли вирусным гепатитом. Устра­ нили порывы, продезинфициро­ вали водопроводную сеть —- случаи заболеваний больше не регистрировались. Вот нагляд­ ный пример важности обеспе­ чения населения доброкачест­ венной водой. Л. МИНИНА, и. о, главного врача санэпидстанции. ТЕЧЕТ АММИАК... Звонки раздавались один за другим. Жители улицы Октяб­ рьской с тревогой говорили о том, что запах аммиака бук­ вально не дает дышать и что подобное происходит не впер­ вые. В чем же дело? А дело в том, что емкости для хранения аммиачной воды в государст­ венном предприятии «-Агро- промхимня» находятся в непо­ средственной близости с дома­ ми. Видимо работники - этого предприятия забывают иногда о том, что рядом живут люди, в то.м числе старики и дети. При­ чем забывают именно тогда, когда начинается перекачка 30-процентного раствора амми­ ака из железнодорожной цис­ терны в стационарную ем­ кость. Вот здесь-то все и -начи­ нается... 15 апреля вышла из строя перекачивающая помпа, и ядо­ витая ягидкость, интенсивно нс- ,,^ряясь. быстро распространи­ лась ко всей округе. Если в та­ кой момент ветер дует в сторо­ ну жтглых домов, то здесь до беды недалеко. Около этой з.1ополучной пом­ пы я застал двух слесарей — В. А. Захарова и В. Г. Тамбов- цева. занимавшихся ее ремон­ том. Спросил, что же произош­ ло. — Салышк пробило, да и вообще этот насос не пригоден к работе в таких условиях. должны быть специальные. Кро:ме того, цистерны, в кото­ рые перекачивается а.ммиак. давно уже устарели и .могут в любой .мо.мент преподнести -^сюрприз». Нет здесь на случай утечки а.ммиачной воды и специаль­ ных улавливающих шахт. «Са­ ми о себе Не .може.м позаботить­ ся», — верно заметил один из рабочих. И словно бы подтвер­ ждая свои слова, голыми рука­ ми без противогаза стал завин­ чивать отверствие. из которого ручейком вытекал 30-процент­ ный раствор аммиака... На территории предприятия встретил руководителей В. В. Внзяева и А. А. Полежаева. На вопрос, когда же. наконец, прекратится такое варварское отношение к людям, какие ме­ ры собираются предпринять в <Агропромх 1 %мии по переносу базы хранения и разгрузки аммиачной воды в другое мес­ то. мне пространно ответили, что. Мол, вопрос с переносом базы мы сами решить не мо­ жем. Нет денег, стройматериа­ лов, железнодорожных шпал и т. д., что вопрос этот, дескать, не они должны решать, а свер­ ху... А ведь было предложение, которое, по моему мнению, за­ служивает внимания: опреде­ лить для предприятия режим 22 апреля у нас в стране впервые отмечался праздник — День Землн. Все средства массовой инфор.мацин посвяти­ ли этому событию свои мате­ риалы, в которььх указывались наиболее серьезные источники загрязнешш окружающей сре­ ды, на которые в первую оче­ редь следует обратить внима­ ние. К числу таких источников относится н автомобильный транспорт. Неблагополучное положение в с.мысле отрицательного влия­ ния автотранспорта на эколо­ гию сложилось н в нашем рай­ оне. Первый фактор опасности ^ это выхлопные газы. Сле­ дует помнить, что у нас ис­ пользуется топливо с примеся­ ми соединений свинца, поэтому требования к регулировке дви­ гателей должны быть самые строгие. Однако на практике это ма­ ло кого волнует. Достаточно сказать, что прибор, показыва­ ющий количество токсичных ве­ ществ в выхлопных газах — газоанализатор, кроме госавто- инспекцни, имеется только на предприятии «Агротранс». Один на весь район. Но не лишним было бы его и.меть в каждом хозяйстве, а также во втором по численности авто­ парка предприятии поселка — «Лгропро.мXи.\ши». Со стороны инспекции прини- ■мзются необходимые меры по борьбе с загрязнением воздуш­ ной среды. Так. ни один авто- •мобиль не пройдет техосмотр, если концентрация вредных веществ в вы.члопе его превы­ шает допустимый уровень. К примеру, за последние не­ сколько месяцев мы проверили на токсичность 482 автомобиля и у 133 из них этот уровень был завышен. Владельца.м был дан срок для устранения не­ исправностей топивной систе­ мы. При ПОВТОРН 011 проверке выявили пять человек, которые несмотря на предупреждение, по-прежне.му ездили, отравляя воздух обильными выхлопны.мн газа.ми. На них пришлось пе­ редать материал а администра­ тивную комиссию ))айнсполко- ма. Другая проблема — мойка машин. В поселке нет ни одной площадки для мытья техники. Для этой цели мало-мальски приспособленные места имеют­ ся лишь в совхозах имени Л. Толстого. «Знаменский» и «Аг- ротрансе». В большинстве же случаев тракторы и машины моют либо на машинных дво­ рах, либо рядом с прудами. Особенно неблагополучно дело обстоит в колхозе «Заветы Ильича». Там потоки воды, смешанные с маслом и топли­ вом, загрязняют пруды. По весне после того, как сойдут паводковые воды, почти На каждом пруду можно на­ блюдать поверх воды широкие радужные круги, что прямо показывает на наличие в ней нефтепродуктов. Как попадают они на поля? Очень просто — из неисправных систем трак­ торов. Ведь нередко бывает так: постоит трактор на одном месте с полчаса, а под ним об­ разуется целая лунш солярки. В период весенного сева и уборочной в тракторах п авто­ машинах при.чоднтся часто ме­ нять масло. Куда же девают «отработку»? По правилам, ее должны сливать в отдельную емкость и отправлять на пере­ работку. Но это делается от случая к случаю. Нередко мас­ ло попросту выливают куда- нибудь па землю. Большие претензии приходит­ ся предъявлять и к руководст­ ву <■Агропро.мхимпи--'. Там до сих пор не оборудована пло­ щадка для промывки емкостей, нх моют где придется. Не соб- .чюдается-технология при пере­ возке сыпучих .минеральных удобрений, в результате чего много их теряется по дороге. Допускаются потерн даже при транспортировке удобрений в полиэтиленовых мешках. В по­ гону за тонно-километрами их Нагружают больше пологкенио- го, отчего часть теряется по пути. Следует такн;е обратить внимание на более тщатальную гер.метизацию емкостей для жи.ткого аммиака. Необходимо исключать даже небольшие утечки этого ядовитого вещест­ ва. В. КРЫЛОВ, инспектор ГАИ РОВД. работы, то есть при определен­ ном направлении ветра работы по разгрузке жидкого аммиака прекращать. Но. как сказали мне в «Агропромхимин*. и этот вопрос не так-то просто решить. -А. А. Полежаев счи­ тает, что нужно уменьшить по­ ток поступающей аммиачной воды в район. Ведь только за последние три—четыре года количество ам.миака увеличи­ лось в несколь.чо раз. Но. ока­ зывается, и у.меньшенне этого опасного грузопотока зависит опять-таки не от «Агропром- хи.м;::: а от каких-то вышесто­ ящих. не у нас в районе нахс'- дящнхея, организаций. Слушая все эти сетования на кого-то. Все больше убе;к- дался в том. что в \течке ам­ миака виновные допустившие нарушения санитарных правил применения, хранения и тран­ спортировки .минеральных удоб­ рений. Руководствуясь положением о государственном санитарном надзоре в СССР, санэпидстан­ ция с 16 апреля 1990 года впредь до устранения наруше­ ний «Санитарных правил при­ менения. хранения и транспор­ тировки минеральных ‘ удобре­ ний:' запретила перекачку ра­ створа аммиака. Для хранения аммиачной воды использовать только емкости складов за жи­ лой зоной поселка. П. КУЗОВЛЕВ. госинспектор районного ко.чнтета по охране природы. С этим автомобилем все в порядке. Га:юанализатор, с помо­ щью которого инспектор дорожно-патрульной службы ГАИ Николай Пантюшнн проверял содержание вредных примесей в отработанных газа.х, не зафиксировал отклонений от нормы. Но сл^-чается и другое, когда легковой автомобиль или огром­ ный грузовик, оставляют позади себя загрязненный вредными веществами воздух, дышать которы.ми вынуждены все мы. Можно ли избежать загрязнения атмосферы вредными ве­ ществами, содержащимися в отработанных газах автомобилей? Можно. И никаких затрат на это не требуется. Нужно лишь Иметь на предприятиях газоанализаторы, чтобы проверять ав­ томобиль не только во время техосмотров, но и перед каждым рейсом. А водителям личных автомобилей .следить за исправ­ ностью карбюратора. Фото А, Гавриловой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz