Путь Ильича. 1990 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1990 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ ИЛЬИЧА» с ) ^ , к 45-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ РАЗВЕ ТАКОЕ ЗАБУДЕШЬ? Прочитал в газете статью «А помнишь ли Смоленск?» и решил тоже взяться за перо. Потому что кто там был. тот уже не забудет. 3 июля, вскоре после начала войны, мы, пятеро семнадцати­ летних комсомольцев, .уезжали из села Первомайского на трудо­ вой фронт. Среди нас, парней, была девушка — Маша Долгих. Из Первомайского вначале пое­ хали в Лев Толстой. Молодость есть молодость, несмотря на то, что впереди нас ждали военные дороги, мы пели песни, плясали под гармошку и балалайку. Зато плакали, собирая нам нехитрые веш,ички, матери. Вскоре нас направили на Мос­ кву, оттуда в товарных вагон^ 1 х на запад. Гл^■бокой ночью при­ был наш эшелон в Смоленск. На­ чалась бомбежка, поэтому, оста­ вив по команде вагоны, дальше направились пешком на Минск. Шли мы всю ночь, лишь часов в девять утра нас разместили не­ далеко от какой-то станции. Ус­ талость была смертельная, толь­ ко улеглись, подложив под голо­ вы вещмешки, послышался про­ тивный воющий гул вражеского самолета. Сбросив несколько бомб, самолет удалился. На следующий день мы уже начали рыть через Минское шос­ се противотанковые рвы. Но вражеские самолеты не давали нам покоя, бомбили, расстрелива­ ли из пулеметов. Тогда мы ре­ шили выполнять работу по но­ чам, но немцы с помощью про­ жекторов освещали местность и начинали стрельбу. Это было страшно — работать почти под постоянными обстрелами и бом- бе»«ками. Мы уя«е не знали, что делать А тут еще с продуктами стало совсем плохо. Помню, дали нам соленой рыбы, а воды чистой не было, напились ребята из болота, жнИоты разболелись. Вскоре после этого собра­ лись мы с ребятами и пошли в штаб, чтобы спросить насчет еды Сидевшие там человек пять военных встретили нас недружелюбно, выслушав про­ сьбу, грубо ответили; «Вот за­ втра наделаем из вас котлет и накормим». Не смолчали мы тогда, назвали тех людей фа­ шистами. А возвратившись, рассказали нашим солдатам о 10М. как встретили нас в шта­ бе. Оказалось, что те штабные офицеры специально заставля­ ли нас неправильно копать траншеи. Это поняли солдаты, р.лстолковали, что рвы должны готовиться иначе. Мы делали так, как говорили нам солдаты. Л тех офицеров, о которых мы рассказали, взяли под наблю­ дение Вскоре мы узнали, что псе они задержаны, это были самые настоящие предатели. Долго рыть окопы нам не пришлось, немец шел на Мос­ кву быстро. Самолеты бомби­ ли уже где-то за Смоленском. В одну из ночей к нам в окно постучали военные, приказали быстро собраться, пол>’чить комсомольские билеты и выхо­ дить на Минское шоссе, так как немцы уже недалеко. Но когда мы выбежали на шоссе, то машины по нему шли уже не наши, а немецкие. Было приказано спасаться кто как может. ' Мы бросились в лес, начали пробираться на Москву. Вещи все побросали, шли босые, го­ лодные. В кровь были потерты и изодраны ноги. На четвер­ тый день немецкие самолеты разбили нашу машину на Мин­ ском шоссе, в которой находи- ■^ЙРь продукты. Нам удалось ^габрзть Лапши, сварили ее, на­ елись. И снова двинулись в путь. Не доходя примерно двух километрюв до Ярцева, немцы высадили большой десант. Уже поздно вечером подошли мы к пригороду Ярцева, зашли в один дом. Хозяин прятался в подвале, а мы «заняли* его сарай. Часов двенадцать не- .мецкий десант стрелял, резал связь, ду.мали, что выбраться из такого кошмара нам не удастся: ведь не было с собой даже оружия. Решили комсо­ мольские билеты зарыть в уг­ лу сарая, а сами вооружились кто вилами. Кто лопатой. Ду­ мали, если немец за 11 дет в са­ рай за какой-нибудь живно­ стью, постараемся отнять ору­ жие. Но немцы в сарай не зашли. Полопотали что-то на своем языке и ушли. Обрадовались мы, дождались утра и стали собираться в дорогу. Железная и шоссейная дороги проходил;! одна от другой близко. Едва только выбежали мы туда, как фашистский десант начал силь­ ный обстрел. Наверное, это был для нас счастливый случай — нашей группе удалось пробежать, не­ смотря на то, что совсем ря­ дом с нами рвались снаряды. Уже за городом какой-то шо­ фер На полуторке подобрал нас и на полном ходу проско­ чил по мосту через реку. И буквально через несколько .ми­ нут этот мост взорвался. Вот так мы Добирались до Москвы. В пригороды уже периодичес­ ки залетали немецкие самоле­ ты, бомбили. Летали иногда так низко, что были .хорошо видны лица летчиков. Трудно было сдержать ненависть в такие минуты. Помню. Иван Кузьмин кидал в самолет кам­ ни, пытался попасть в кабину, в окно, из которого выгляды­ вало наглое улыбающееся лицо фашиста. В Москве мы пришли в ЦК ВЛКСМ к товарищу Михайло­ ву. Нас вне очереди отправили с Павелецкого вокзала на Лев Толстой, а в ту ночь, когда мы собирались уезжать, немец­ кие самолеты прорвались н бомбили Москву. \Вспомннае 1 Ш) сейчас обо всем это.м страшно.м кош.маре и думаешь: пусть не приве­ дется нынешнему поколению испытать и пережить такое. Все, о чем я рассказал, бы­ ло только начало.м войны. Шел 1941 год. Потом нам пришлось снова попасть на Смоленщину. В том же 1941 году, мы, 25 комсомольцев из Лев-Толстов- ского района, пошли добро­ вольцами в летную школу, од­ нако учиться там не пришлось. Война становилась все более трудной, жестоко!!, нас пере­ формировали в десантные шко­ лы. За короткое время обучи­ ли стрелять, прыгать с пара­ шютом, н уже в конце декаб­ ря 1941 года наш четвертый корпус с подмосковного аэрод­ рома на самолетах три ночи под­ ряд вывозили в тыл врага. В корпусе было более 10 тысяч человек. Когда нас сбросили под Ржевом в С.моленской об­ ласти, я сразу вспомнил, как недавно приходилось бежать по этим местам. Прямо с воздуха, едва спу­ стившись, мы вступи-ти в бой. Не хвалясь, скажу, что немцам мы тогда действительно дали прикурить. Они планировали уничтожить нас быстро, одна­ ко бригада наша дралась крепко, как и весь корпус. Почти за шесть месяцев непре­ рывных боев во вражеском тылу наиш воины-десантники освободили около 200 населен­ ных пмнктов, уничто;-кили до 15 тысяч немецких солдат и офицеров, много военной тех­ ники противника. К сожалению, в живых нас осталось мало. Мне посчастли­ вилось испытать радость Побе­ ды, вернуться домой, в село Первомайское. И .хотя воевать до конца войны не пришлось из-за ранения, я все-таки гор­ жусь тем. что дрался в соста­ ве своего корпуса. Н. ПОПОВ, инвалид Великой Отечественной войны. •'1 1 4)1 Я ||- | | | | | | | !'?“ г; 1] • ,э 15 марта 1990 г. * № 32 (7151) 3 С т а л богаче прилавок Большинство учителей средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого — женщины. Троих из них вы видите на этом фото- сни.мке — Валентину Сергеевну Городенцеву, Юлию Федоровну Ананьину и Надежду Григорьевну Шабанину. Валентина Сергеевна — учитель труда. Много лет учит она девочек шитью и рукоделию, сама являясь прекрасной маетери- цей на все руки. Юлия Федоровна преподает русский язык и литературу. Для многих ее выпускников и сегодняшних школьников стали эти учебные предметы любимыми. Надежда Григорьевна — математик. Ее главная задача нау­ чить своих учеников безошибочно считать, решать задачи и уравнения, логически мыслить. Фото А. Гавриловой, Програ.мма «С личного под­ ворья — на прилзвок магази­ нов» не Оставила в стороне да­ же самые отда.ченные села Му- хоршпбирского района Буря­ тии. Покупателю здесь предло­ жат несколько сортов колбас, а также л’.ясо, кондитерские из.а,елня, молочные продукты и безалкогольные напитки. Взя­ вшись за дело, местный рай­ потребсоюз только за счет ре­ ализации собственной продук­ ции получил в прошлом году более трех миллионов руб.лой прибыли. Выполняя программу, коо­ ператоры прежде всего опира­ ются на традиционно крепкие крестьянские подворья в се­ лах, где живут пото:\ 1 ки старо- обря.тцев. Практически! весь излишек того, что выращено— от картофеля до бычка, «заби­ рают» кооператоры, умело- .маневрируя различными сти­ мулами. Так, налажена прода­ жа комбикор.мов и молодняка по договорным цена.м, сеноко­ сы II пастбища в первую оче­ редь выделяют пайщикам. Они же — и первые покупатели товаров повышенного спроса. В раР1оне начинает работать сельский .пищекомбинат. Он бу'дет «выдавать •> около мил­ лиона условных банок мясных II овощных консервов. Сокра­ тят цепочку «подворье — при­ лавок» и пять универсальных заготпунктов на центральных усадьбах хозяйств. А. СОТНИКОВ. корр. ТАСС. ПО ПИСЬМУ ЧИТАТЕЛЯ с л у ж е б н ы й т р а н с п о р т Житель райцентра А Н. Вольных в своем письме в ре­ дакцию спрашивает: «Хотелось бы на страницах газеты про­ читать следующие свеления; сколько имеется во всех хо­ зяйствах и оранизациях района легковых автомобилей — спе­ циальных, персональных, слу­ жебных? Во ско.лько обходит­ ся государству в год содержа­ ние этих автомобилей? Кто и как будет решать вопрос о сок­ ращении количества таких ма­ шин в районе? 90 процентов этого вида транспорта используется в личных целях. Неужели руководители не знают, что по поселку совер­ шает несколько рейсов в день автобус, ходят автобусы в се­ ла, существует автобусное со­ общение и с областным цент­ ром, На них можно легко доб­ раться до нужного .места. Есть ли в районе хозяин. Который бы подсчитал ущерб и запрети.! использовать госу- дарственый транспорт? Есть ли в районе руководитель, кото- рьй! бы подходил к этому воп­ росу с позиций интересов го­ сударства. который бы пока­ зал пример и ехал в.месте с нами в село, по поселку, в Ли­ пецк в общем автобусе? > На первый вопрос, поднятый в данном письме, редакции и автору отвечают начальник РОВД А Н. Гусев и старший госавтоинспектор С. А. Ермо­ лов; -На территории Лев-Толстов- ского района за!)егистрировано 18 специальных и 54 служеб­ ных легковых автомобиля. Весь с.тужебный п специальный транспорт регистрир'.ется на основании ли;.шта, отведенного вышестоящими органами для бюджетных организаций, или на основании решения советов трудовых коллективов хозрас­ четных организаций. Ежегодно весь легковой транспорт пред­ приятий и организаций прохо­ дит перерегистрацию в ГАИ, где проверяется соответствие .зиушта, отпущенного на тран­ спорт организаций, и количест­ во фактически используемого транспорта. В случае выявле­ ния траншорта, используемого сверх лимита, его эксплуата­ ция запрещается. Такие слу­ чаи выявлены не были. Контроль за использованием транспорта по назначению осу­ ществляется госавтоннспекцней прежде всего на линии, где проверяется наличие у водите­ ля путевого листа и соотвест- вие маршрута движения с мар­ шрутом. указанным в путево.м листе. Кроме того, согласно плану производится проверка эксплу­ атации транспорта предприя­ тий и хозяйств района. Так, в ходе проверки совхоза имени Л. Толстого было установлено, что специалисты путевые лис­ ты на закрепленный за ними транспорт не получают, тран­ спорт ставят на стоянку около домов. По результатам прювер- ки директору совхоза В. И. Белозерову выписано представ­ ление, ответ на которое, к со­ жалению, он пока не прислал. Намечена повторная проверка указанного хозяйства. За самовольное использова­ ние транспорта в корыстных целях статьей 125 Админист­ ративного кодекса РСФСР пре­ дусмотрена ответственность в отношении должностных лиц — штраф до 200 рублей, в от­ ношении водителей - штраф до 100 рублей или лишение прав управления на срок до одного года. За два месяца 1990 года за нарушение статьи 125 Административного кодек­ са РСФСР районной госавто- инспекцией задержано шестеро водителей, должностных лиц среди задержанных не было». На второй и третий вопросы автора письма дала пояснения инспектор финансового отдела райисполкома Л. И. Беженец. Она сообщила- что средний го­ довой расход на один служеб­ ный легковой автомобиль (амортизационные отчисления, топливо, проведение ремонта, другие эксплуатационные рас­ ходы и прочие Затраты) без учета заработной платы води­ теля составляет две тысячи рублей. Что касается вопроса о сок- кращвыии кояичмтва специ­ альных и служебных автомо­ билей, по этому поводу 23 ян­ варя 1988 года вышло поста­ новление Совета Министров СССР Л’о 96 «Об упорядоче­ нии использования служебных легковых автомобилей». В нем говорится, что, начиная с 1 ию­ ля 1988 года, затраты на при­ обретение автомобилей для служебных поездок, расходы на их содержание осуществ­ лять за счет средств фонда со­ циального развития или друго­ го фонда аналогичного назна­ чения. Повышается роль тру­ довых коллективов в определе­ нии расходов на содержание легкового авто.мобильного тран­ спорта и осуществлении конт­ роля за рациональным его ис­ пользованием. Предлагается осуществлять поэтапный пере­ ход на обслуживание учрежде­ ний, предприятий и организа­ ций легковыми автомобилями для служебных поездок по вы­ зовам из предприятий автомо­ бильного транспорта общего пользования. Предлагаемые в постановле­ нии изменения на.мечаются с целью повышения экономичес­ кой заинтересованности и от­ ветственности хозрасчетных предприятий (объединений) и организаций, более эффектив­ ного использования средств, направляемых на приобретение и содержание служебных лег­ ковых автомобилей. В нашем районе количество служебных легковых автомоби­ лей и расходы На нх содержа­ ние за ряд лет не меняются. И.меются решения трудовых коллективов о количестве и размерах средств, направляе­ мых на содержание служебного транспорта. Фактическое коли­ чество служебных легковых ав­ томобилей в бюджетных органи­ зациях соответствует установ­ ленному лимиту. Из-за отсут­ ствия в районе специализиро­ ванного предприятия (автоко­ лонны) легковых автомобилей Нет возможности для перехода на обслуживание учреждений, предприятий (объединений) и организаций легковыми авто­ мобилями для служебных поез­ док по вызовам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz