Путь Ильича. 1990 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧА» с ) ^ , к 45-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ РАЗВЕ ТАКОЕ ЗАБУДЕШЬ? Прочитал в газете статью «А помнишь ли Смоленск?» и решил тоже взяться за перо. Потому что кто там был. тот уже не забудет. 3 июля, вскоре после начала войны, мы, пятеро семнадцати летних комсомольцев, .уезжали из села Первомайского на трудо вой фронт. Среди нас, парней, была девушка — Маша Долгих. Из Первомайского вначале пое хали в Лев Толстой. Молодость есть молодость, несмотря на то, что впереди нас ждали военные дороги, мы пели песни, плясали под гармошку и балалайку. Зато плакали, собирая нам нехитрые веш,ички, матери. Вскоре нас направили на Мос кву, оттуда в товарных вагон^ 1 х на запад. Гл^■бокой ночью при был наш эшелон в Смоленск. На чалась бомбежка, поэтому, оста вив по команде вагоны, дальше направились пешком на Минск. Шли мы всю ночь, лишь часов в девять утра нас разместили не далеко от какой-то станции. Ус талость была смертельная, толь ко улеглись, подложив под голо вы вещмешки, послышался про тивный воющий гул вражеского самолета. Сбросив несколько бомб, самолет удалился. На следующий день мы уже начали рыть через Минское шос се противотанковые рвы. Но вражеские самолеты не давали нам покоя, бомбили, расстрелива ли из пулеметов. Тогда мы ре шили выполнять работу по но чам, но немцы с помощью про жекторов освещали местность и начинали стрельбу. Это было страшно — работать почти под постоянными обстрелами и бом- бе»«ками. Мы уя«е не знали, что делать А тут еще с продуктами стало совсем плохо. Помню, дали нам соленой рыбы, а воды чистой не было, напились ребята из болота, жнИоты разболелись. Вскоре после этого собра лись мы с ребятами и пошли в штаб, чтобы спросить насчет еды Сидевшие там человек пять военных встретили нас недружелюбно, выслушав про сьбу, грубо ответили; «Вот за втра наделаем из вас котлет и накормим». Не смолчали мы тогда, назвали тех людей фа шистами. А возвратившись, рассказали нашим солдатам о 10М. как встретили нас в шта бе. Оказалось, что те штабные офицеры специально заставля ли нас неправильно копать траншеи. Это поняли солдаты, р.лстолковали, что рвы должны готовиться иначе. Мы делали так, как говорили нам солдаты. Л тех офицеров, о которых мы рассказали, взяли под наблю дение Вскоре мы узнали, что псе они задержаны, это были самые настоящие предатели. Долго рыть окопы нам не пришлось, немец шел на Мос кву быстро. Самолеты бомби ли уже где-то за Смоленском. В одну из ночей к нам в окно постучали военные, приказали быстро собраться, пол>’чить комсомольские билеты и выхо дить на Минское шоссе, так как немцы уже недалеко. Но когда мы выбежали на шоссе, то машины по нему шли уже не наши, а немецкие. Было приказано спасаться кто как может. ' Мы бросились в лес, начали пробираться на Москву. Вещи все побросали, шли босые, го лодные. В кровь были потерты и изодраны ноги. На четвер тый день немецкие самолеты разбили нашу машину на Мин ском шоссе, в которой находи- ■^ЙРь продукты. Нам удалось ^габрзть Лапши, сварили ее, на елись. И снова двинулись в путь. Не доходя примерно двух километрюв до Ярцева, немцы высадили большой десант. Уже поздно вечером подошли мы к пригороду Ярцева, зашли в один дом. Хозяин прятался в подвале, а мы «заняли* его сарай. Часов двенадцать не- .мецкий десант стрелял, резал связь, ду.мали, что выбраться из такого кошмара нам не удастся: ведь не было с собой даже оружия. Решили комсо мольские билеты зарыть в уг лу сарая, а сами вооружились кто вилами. Кто лопатой. Ду мали, если немец за 11 дет в са рай за какой-нибудь живно стью, постараемся отнять ору жие. Но немцы в сарай не зашли. Полопотали что-то на своем языке и ушли. Обрадовались мы, дождались утра и стали собираться в дорогу. Железная и шоссейная дороги проходил;! одна от другой близко. Едва только выбежали мы туда, как фашистский десант начал силь ный обстрел. Наверное, это был для нас счастливый случай — нашей группе удалось пробежать, не смотря на то, что совсем ря дом с нами рвались снаряды. Уже за городом какой-то шо фер На полуторке подобрал нас и на полном ходу проско чил по мосту через реку. И буквально через несколько .ми нут этот мост взорвался. Вот так мы Добирались до Москвы. В пригороды уже периодичес ки залетали немецкие самоле ты, бомбили. Летали иногда так низко, что были .хорошо видны лица летчиков. Трудно было сдержать ненависть в такие минуты. Помню. Иван Кузьмин кидал в самолет кам ни, пытался попасть в кабину, в окно, из которого выгляды вало наглое улыбающееся лицо фашиста. В Москве мы пришли в ЦК ВЛКСМ к товарищу Михайло ву. Нас вне очереди отправили с Павелецкого вокзала на Лев Толстой, а в ту ночь, когда мы собирались уезжать, немец кие самолеты прорвались н бомбили Москву. \Вспомннае 1 Ш) сейчас обо всем это.м страшно.м кош.маре и думаешь: пусть не приве дется нынешнему поколению испытать и пережить такое. Все, о чем я рассказал, бы ло только начало.м войны. Шел 1941 год. Потом нам пришлось снова попасть на Смоленщину. В том же 1941 году, мы, 25 комсомольцев из Лев-Толстов- ского района, пошли добро вольцами в летную школу, од нако учиться там не пришлось. Война становилась все более трудной, жестоко!!, нас пере формировали в десантные шко лы. За короткое время обучи ли стрелять, прыгать с пара шютом, н уже в конце декаб ря 1941 года наш четвертый корпус с подмосковного аэрод рома на самолетах три ночи под ряд вывозили в тыл врага. В корпусе было более 10 тысяч человек. Когда нас сбросили под Ржевом в С.моленской об ласти, я сразу вспомнил, как недавно приходилось бежать по этим местам. Прямо с воздуха, едва спу стившись, мы вступи-ти в бой. Не хвалясь, скажу, что немцам мы тогда действительно дали прикурить. Они планировали уничтожить нас быстро, одна ко бригада наша дралась крепко, как и весь корпус. Почти за шесть месяцев непре рывных боев во вражеском тылу наиш воины-десантники освободили около 200 населен ных пмнктов, уничто;-кили до 15 тысяч немецких солдат и офицеров, много военной тех ники противника. К сожалению, в живых нас осталось мало. Мне посчастли вилось испытать радость Побе ды, вернуться домой, в село Первомайское. И .хотя воевать до конца войны не пришлось из-за ранения, я все-таки гор жусь тем. что дрался в соста ве своего корпуса. Н. ПОПОВ, инвалид Великой Отечественной войны. •'1 1 4)1 Я ||- | | | | | | | !'?“ г; 1] • ,э 15 марта 1990 г. * № 32 (7151) 3 С т а л богаче прилавок Большинство учителей средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого — женщины. Троих из них вы видите на этом фото- сни.мке — Валентину Сергеевну Городенцеву, Юлию Федоровну Ананьину и Надежду Григорьевну Шабанину. Валентина Сергеевна — учитель труда. Много лет учит она девочек шитью и рукоделию, сама являясь прекрасной маетери- цей на все руки. Юлия Федоровна преподает русский язык и литературу. Для многих ее выпускников и сегодняшних школьников стали эти учебные предметы любимыми. Надежда Григорьевна — математик. Ее главная задача нау чить своих учеников безошибочно считать, решать задачи и уравнения, логически мыслить. Фото А. Гавриловой, Програ.мма «С личного под ворья — на прилзвок магази нов» не Оставила в стороне да же самые отда.ченные села Му- хоршпбирского района Буря тии. Покупателю здесь предло жат несколько сортов колбас, а также л’.ясо, кондитерские из.а,елня, молочные продукты и безалкогольные напитки. Взя вшись за дело, местный рай потребсоюз только за счет ре ализации собственной продук ции получил в прошлом году более трех миллионов руб.лой прибыли. Выполняя программу, коо ператоры прежде всего опира ются на традиционно крепкие крестьянские подворья в се лах, где живут пото:\ 1 ки старо- обря.тцев. Практически! весь излишек того, что выращено— от картофеля до бычка, «заби рают» кооператоры, умело- .маневрируя различными сти мулами. Так, налажена прода жа комбикор.мов и молодняка по договорным цена.м, сеноко сы II пастбища в первую оче редь выделяют пайщикам. Они же — и первые покупатели товаров повышенного спроса. В раР1оне начинает работать сельский .пищекомбинат. Он бу'дет «выдавать •> около мил лиона условных банок мясных II овощных консервов. Сокра тят цепочку «подворье — при лавок» и пять универсальных заготпунктов на центральных усадьбах хозяйств. А. СОТНИКОВ. корр. ТАСС. ПО ПИСЬМУ ЧИТАТЕЛЯ с л у ж е б н ы й т р а н с п о р т Житель райцентра А Н. Вольных в своем письме в ре дакцию спрашивает: «Хотелось бы на страницах газеты про читать следующие свеления; сколько имеется во всех хо зяйствах и оранизациях района легковых автомобилей — спе циальных, персональных, слу жебных? Во ско.лько обходит ся государству в год содержа ние этих автомобилей? Кто и как будет решать вопрос о сок ращении количества таких ма шин в районе? 90 процентов этого вида транспорта используется в личных целях. Неужели руководители не знают, что по поселку совер шает несколько рейсов в день автобус, ходят автобусы в се ла, существует автобусное со общение и с областным цент ром, На них можно легко доб раться до нужного .места. Есть ли в районе хозяин. Который бы подсчитал ущерб и запрети.! использовать госу- дарственый транспорт? Есть ли в районе руководитель, кото- рьй! бы подходил к этому воп росу с позиций интересов го сударства. который бы пока зал пример и ехал в.месте с нами в село, по поселку, в Ли пецк в общем автобусе? > На первый вопрос, поднятый в данном письме, редакции и автору отвечают начальник РОВД А Н. Гусев и старший госавтоинспектор С. А. Ермо лов; -На территории Лев-Толстов- ского района за!)егистрировано 18 специальных и 54 служеб ных легковых автомобиля. Весь с.тужебный п специальный транспорт регистрир'.ется на основании ли;.шта, отведенного вышестоящими органами для бюджетных организаций, или на основании решения советов трудовых коллективов хозрас четных организаций. Ежегодно весь легковой транспорт пред приятий и организаций прохо дит перерегистрацию в ГАИ, где проверяется соответствие .зиушта, отпущенного на тран спорт организаций, и количест во фактически используемого транспорта. В случае выявле ния траншорта, используемого сверх лимита, его эксплуата ция запрещается. Такие слу чаи выявлены не были. Контроль за использованием транспорта по назначению осу ществляется госавтоннспекцней прежде всего на линии, где проверяется наличие у водите ля путевого листа и соотвест- вие маршрута движения с мар шрутом. указанным в путево.м листе. Кроме того, согласно плану производится проверка эксплу атации транспорта предприя тий и хозяйств района. Так, в ходе проверки совхоза имени Л. Толстого было установлено, что специалисты путевые лис ты на закрепленный за ними транспорт не получают, тран спорт ставят на стоянку около домов. По результатам прювер- ки директору совхоза В. И. Белозерову выписано представ ление, ответ на которое, к со жалению, он пока не прислал. Намечена повторная проверка указанного хозяйства. За самовольное использова ние транспорта в корыстных целях статьей 125 Админист ративного кодекса РСФСР пре дусмотрена ответственность в отношении должностных лиц — штраф до 200 рублей, в от ношении водителей - штраф до 100 рублей или лишение прав управления на срок до одного года. За два месяца 1990 года за нарушение статьи 125 Административного кодек са РСФСР районной госавто- инспекцией задержано шестеро водителей, должностных лиц среди задержанных не было». На второй и третий вопросы автора письма дала пояснения инспектор финансового отдела райисполкома Л. И. Беженец. Она сообщила- что средний го довой расход на один служеб ный легковой автомобиль (амортизационные отчисления, топливо, проведение ремонта, другие эксплуатационные рас ходы и прочие Затраты) без учета заработной платы води теля составляет две тысячи рублей. Что касается вопроса о сок- кращвыии кояичмтва специ альных и служебных автомо билей, по этому поводу 23 ян варя 1988 года вышло поста новление Совета Министров СССР Л’о 96 «Об упорядоче нии использования служебных легковых автомобилей». В нем говорится, что, начиная с 1 ию ля 1988 года, затраты на при обретение автомобилей для служебных поездок, расходы на их содержание осуществ лять за счет средств фонда со циального развития или друго го фонда аналогичного назна чения. Повышается роль тру довых коллективов в определе нии расходов на содержание легкового авто.мобильного тран спорта и осуществлении конт роля за рациональным его ис пользованием. Предлагается осуществлять поэтапный пере ход на обслуживание учрежде ний, предприятий и организа ций легковыми автомобилями для служебных поездок по вы зовам из предприятий автомо бильного транспорта общего пользования. Предлагаемые в постановле нии изменения на.мечаются с целью повышения экономичес кой заинтересованности и от ветственности хозрасчетных предприятий (объединений) и организаций, более эффектив ного использования средств, направляемых на приобретение и содержание служебных лег ковых автомобилей. В нашем районе количество служебных легковых автомоби лей и расходы На нх содержа ние за ряд лет не меняются. И.меются решения трудовых коллективов о количестве и размерах средств, направляе мых на содержание служебного транспорта. Фактическое коли чество служебных легковых ав томобилей в бюджетных органи зациях соответствует установ ленному лимиту. Из-за отсут ствия в районе специализиро ванного предприятия (автоко лонны) легковых автомобилей Нет возможности для перехода на обслуживание учреждений, предприятий (объединений) и организаций легковыми авто мобилями для служебных поез док по вызовам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz