Путь Ильича. 1989 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧА» / сентября —День знаний __________________ _ ВЫСОКАЯ ЧЕСТЬ в преддверии каждого праз дника принято подводить ито. ги сделанного. Не является ис ключением и День учителя. Указом Президиума Верховно го Совета СССР от 15 июня 1984 года первое сентября бы ло объявлено всенародным пра здником — Днем знаний. Ус тановленный ранее ежегодный праздник День учителя в пер вое воскресенье октября по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года впервые празднует ся первого сентября в День знаний. Это праздник педагога и на ставника - производственника, классного руководителя и руко водителя базового предприятия, пионервожатого и комсорга — всех, кто причастен к решению общенародной, общепартийной задачи—формированию поколе ния, которое достойно понесет в XXI век идеалы справедли вости и добра. 22 школы, СПТУ, 17 дош кольных учреждений функци онируют в нашем районе, 382 педагога и воспитателя зани маются обучением и воспитани ем подрастающего поколения. Из них двое — заведующая Троицкой начальной школой В. А. Самохина и преподава тель СПТУ-15 Е. Ф. Хаустов имеют звание «Заслуженный учитель СССР». Два учителя достойно носят звание «Учи тель-методист», девять —«Ста рший учитель», 36 учителей являются отличниками просве щения РСФСР и СССР, четы ре — награждены за свой не легкий учительский труд орде нами и медалями. С большим уважением и лю бовью относятся к учительни це Лев-Толстовской средней школы В. И. Больных и шко. лышки, и их родители. Ее труд по праву отмечен высокой на градой — орденом Трудового Красного Знамени. Немало среди работников на родного образования настоящих мастеров педагогического тру да; учителя-методисты В. П. Челюканова и М. Е. Мухортых! старшие учителя А. Д. Пантю- ш’ин, В. Е. Грушин, Н. Н. Бо- боедова, воспитатели-методи сты Н. И. Архипкина, Т. В. Шуваева. Постоянный творчес! кий поиск, желание работать лучще, качественнее присущи учителям В. Д. Новиковой, В. И. Клочкову, Н. М Ерма ковой, Р . П. Юровой, В. В. Бе левичу, Н. Н. Артюх, воспи тателям дошкольных учрежде ний В. М. Ауловой, А. Л. Л а зутиной, Ы. А. Черниковой. В канун Дня учителя было присвоено звание «Старший учитель» И. С. Жаворонковой и Н. В. Ауловой. Они преданы своей профессии, трудятся ув леченно. В них столько тепло ты, отзывчивости, такта, всех тех профессиональных и чело веческих качеств, которые в своем единстве являют образ истинного созидателя личности. Ценными подарками и медалью «Ветеран труда» за заслуги в обучении и коммунистическом воспитании учащихся и много летний добросовестный труд награждены В. П. Яковле'ва и В. С. Огнева. Много теплых слов можно сказать о ветеранах педагоги, ческого труда М. М. Матюни ной, А. Д. Парамоновой, И. Г. Ковешникове, Г. Т. Морозовой, В. П. Черняевой, И. Н. Пого- нине. Слова особой благодарности хочется высказать в адрес тех, кто ушел на заслуженный от дых, оставаясь людьми уважа емыми и в своем коллективе, и среди бывших учеников. Это А. Ф. Тушева, Т. А. Кузовле. ва, А. И. Кузовлева, Н. Я. Не- стифорова, С. А. Тарасов. В первые сентябрьские дни празднует свое 50-летие сред няя школа № 42 имени Л. Н. Толстого. Эта школа известна своими многолетними традици ями. Из ее стен вышло уже 3 .852 выпускника. Многие из них вспоминают свою школу с любовью, вспоминают любимых учителей, которые не жалели ни сил, ни времени, чтобы вы росли мы добрыми, вниматель ными к людям, достойно шли по жизни. Они передали нам знания, частицу своего сердца и потому навсегда запечатле лись Б памяти Б . И. Кузовкин, А. Ф. Баранова,' М. Г. Заце пина, А. В. и Д. И. Ряховские, Л. А. и М. С. Полежаевы, А. П. Алабина, Н. П. Сунду- кова, Е. В. Крысанова. Советское учительство соста вляет могучую интеллектуаль ную силу общества. Партия опирается на учителей в ре шении многих народнохозяйст венных, культурных, социаль ных н политических задач. 12 учителей района — депутаты местных Советов. 23 — про пагандисты. Есть, разумеется, недостатки и упущения и в деятельности педагогических коллективов. В ряде школ недостаточная учебно-материальная база, есть упущения в учебно-воспи тательной работе. Но учитель ские коллективы полны реши мости настойчиво трудиться над повышением качества уче бно-воспитательного процесса, претворением в жизнь идей школьной реформы. Учительство района встреча ет свой профессиональный пра здник, намечая новые рубежи своей деятельности. Успехов вам в вашем благородном де ле по воспитанию подрастаю щего поколения! С праздни ком, дорогие учителя! В. ПОТАПОВА, заведующая отделом народного образования райисполкома. ------------------------------- 31 августа 1989 г. * № 105 (7068) * 2 Научить понимать пре кра сное А ПРОБЛЕМ НЕМАЛО На августовской конферен ции учителей .много говорилось о перестройке школы, о новых методах воспитания, о многом насущном, наболевшем. Хоте лось бы и .мне высказать то. что давно наболело. II родители, и учителя хо тели бы видеть подрастающее поколение не только грамот ным, но и здоровым, физичес ки сильным. А путь к здоро вью возможен только через физическую культуру и спорт. Однако физкультура в районе находится пока на задворках. О ней редко вспоминают, з а были руководители предприя тий, сов.хозов, колхозов, проф союзные работники. II в док ладе заведующей отделом на родного образования В. В. По таповой совсем мало было ска зано о начальной военной под готовке, чуть-чуть о физкуль туре в школе, ничего — о про блемах. А их не так уж мало. Оценка по физкультуре вхо дит в аттестат, но отношение к этому предмету в школе, мя гко говоря, несерьезное — мо жно урок отменить, можно и заменить. Особенно в началь ных классах. Во многих шко лах нет спортивных залов, они пло.хо обеспечиваются спортив ным инвентарем. Со следующего года во мно гих технику.мах и институтах страны предполагается ввести экза.мен по физической культу ре. Нелегко, наверное, придет ся тогда выпускннка.м нашего района. В этом году, напри мер, ребята, поступая в Липе цкий педагогический институт на спортивный факультет, 'не могли сдать нормы' по плава нию. Такое же положение бы ло с участниками военных сбо ров. А все потому, что в шко лах обучением плаванию ни кто не зани.мается. А ведь вы.ход есть. Прекрас ные условия для занятий пла ванием имеет спорткомплекс.. Почему бы поселковы.м школам не использовать эту возмож ность? Учитывая, что в сель ских школах .мало спортивных залов. Мы могли бы предос тавлять и им возможность в воскресные дни использовать- спорткомплекс для проведения спортивно-.массовой работы, обучения детей плаванию. Ежегодно проводятся в рай оне спартакиада коллективов школ, соревнования по различ ным видам спорта. Однако в них принимают участие мало коллективов, основная масса школьников остается за бор том. особенно по игровым ви дам — волейболу, баскетболу, настольно.му теннису. Не до конца проду.мано положение о круглогодичной спартакиаде. Я назвал лишь некоторые из проблем, мешающие привлечь как можно больше школьников к систе.матическнм занятиям физкультурой и спортом. Их, конечно, больше. Учителя физ культуры пытаются их решать. Но не все от них зависит Ю. ПУСТЫНИН, директор ДЮСШ .Хэ 42. На снимке: энтузиасты физ культуры и спорта (слева на право): ветеран педагогическо го труда Н. Д. Шуваев, моло ды е учителя и тренеры А. А. Архнпкин, С. К. Вишняков (учитель труда), В. А. Кузне цов, В. Е. Сдобников и Е. Ю. Матюнин. Фото Б , Лыкова. Какие бы изменения не проис ходили в нашем обществе — эконо.мического или политичес кого характера — важно, что бы члены его были хорошо вос питанными и образованными. Причем образованность их не должна ограничиваться лишь сум.мой полученных в школе знаний по отдельным предме там, человеку еще со школьной скамьи должна быть привита потребность к самообразованию на протяжении всей жизни Нашему выпуску 1968 года повезло—учителя привили нам вкус к са.мообразованню, научи ли добывать знания самостоя тельно. Большое спасибо за это первой учительнице Валентине Сергеевне Деминой, классным руководителям В. Ф. Казари ной, Н. П. Сундуковой, учите лям А. В. Ряховской, В. В. Ма рковой, М. Р. Гришиной и другим. Для меня это обернулось воз можностью работать в картин ной галерее, открытой в нашем районе в мае 1987 года. Сегод ня в экспозиции представлены живопись, графика, декоратив но-прикладное искусство, скуль птура — всего 191 единица эк спонатов. З а два года работы галерею посетили 7 .877 чело век, из них 4 .095 детей. В чис ле посетителей и левтолстовцы, и туристы из различных горо дов нашей страны, и зарубеж ные делегации. В книге отзы вов много добрых слов о созда телях галереи, о ее экспозиции. Картинную галерею посетили большинство учащихся шко.ч района, кроме Загрядчинской и Орловской восьмилетннх. Прав да, не все учащиеся, а отдель ные классы. Очень хотелось, чтобы у нас побывали все шко льники, потому что одной из главных наших задач является научить подрастающее поколе ние любить, ценить и понимать прекрасное в искусстве. Стре миться к этой цели — значит осуществлять эстетическое вос питание, которое способствует развитию гармоничной личнос ти. Решаем мы эту задачу сов местно с библиотекой через ут ренники «Образ Ленина в изоб разительном искусстве», «Ис кусство и религия». «День па мяти Ленина», «Зимний пей заж» и другие. Кроме того, для детей проводятся не только об зорные, но и тематические эк скурсии по портретам, пейза жам, графике. -Хотелось бы поделиться не- которы.ми своими наблюдения ми, появившимися в ходе рабо ты с детьми. Многие наши дети пока глухи к изобразительным вида.м искусства. Неохотно при. -ХОДЯТ с классом, вяло смотрят. В процессе контакта с ними не чувствуется отдачи. Возможно, одна нз причин этого - нехват ка знаний о живописи. Но важ но и то, с каким настроением при.ходят школьники в картин ную галерею. Чаще всего их приводят сюда после уроков в школе, уставших и голодных, когда они не могут сосредото читься, что-то увидеть, понять, поработать. Им лишь бы побы стрее пробежаться по залам и уйти домой. Эффект от таких походов равен кулю. Многих детей учителя приводят в кон це учебного года в мае. Чувст вуется. что им нужно выпол нить пункт воспитательного пла на о посещении галереи. Совсем иначе работают со свои.ми ученика.ми и самостоя тельно, и совместно с нами 5 "чи- теля средней школы № 42 н.ме- ни Л. Н. Толстого Б. В. Ши- бин и С. Ф. Дьяконова. Они и детей готовят к посещению га лереи, и сами готовятся, и мы готови.чся к встрече с ними. Да и при.ходят они к нам в вы ходные дни нарядные, какие-то праздничные. Очень хотелось бы иметь об ратную связь со школой. В хо де экскурсий я обращалась к учащимся младшего школьного возраста и их учителям с пред- ложешгем написать на уроке или самостоятельно небольшое сочинение о понравившейся картине, наиболее интересные передать нам. Они пр!ггоднлись бы для дальнейшей работы. Но пока ни одного сочинения мы не получили. Откликнулись только воспитанники районного ясли-сада, которые подарили нам свои рисунки на тему посе щения нашей галереи. Восприятие живописи рассчи тано на наличие у наших посе тителей определенных знаний. ' Поэтому с января 1990 года мы плашфуем проведение за нятий для младших школьни ков «Путешествие в мир прекра. сного». Это даст возможность постепенно, шаг за шагом нау чить детей понимать особый язык изобразительного искусст ва, Сделать занятия эмоцио нально-насыщенными нам по может Архангельский музей изобразительного искусства, имеющий богатый опыт работы с детьми, куда мы обратились за помощью. При картинной галерее в мае прошлого года создана изосту дия. Два раза в неделю по два часа ведет в ней занятия с деть ми учительница Лев-Толстов- ской средней школы Татьяна Анатольевна Хрущева. Юные художники, занимающиеся в двух группах, нередко испы тывают «творческие муки», ког да на бумаге получается со всем не то, что подсказывало воображение. Но это не беда, ведь младшие ребята с каран дашом в руках не столько учат ся рисовать, сколько наблюдать, замечать окружающую их кра соту. Но есть и первые успехи. По ступила в Липецкое художест венное училище. Вика Копцева, которая занималась в изосту дии у Т. А. Хрущевой. Высоки^ оценивает способности Т. А. Хрущевой, считая, что изосту дии повезло с преподавателем, заслуженный художник РСФСР Н, А. Сысоев, который был одним из организаторов нашей картинной галереи. Помещение картинной гале реи можно было бы использо вать для приема детей в октяб рята и пионеры, сделав эти со бытия яркн.ми и запоминающи мися. Совместно с музыкальной школой планируем провести не делю музыки, с музее.м Л. Н. Толстого — вечер «Толстой в нзобразительно.м искусстве». Организация и нроведёние выставок са.чодеятельиых ху- • дожников, утренников, из>'че- ние специальной литературы идет параллельно с освоением экспозиции галереи. С этой целью мы ведем переписку с областными правлениями Сою за художников РСФСР, собира ем биографические сведения, работаем над пополнением на шей коллекции. В последнее время нам подарили 16 работ, — пять живописных и один надцать графических. Букваль но на днях шесть графических работ мы получили от народ ного художника Карельской АССР Георгия Адамовича Стройка. Они будут выставле. ны в самое ближайшее время. Пополнение галереи идет пока только дарственным путем, в перспективе же надо искать средства на приобретение кар> тин. Художники не .могут по стоянно делать подарки, ведь картины — их зарплата. Стоит подумать над созданием фонда с добровольными пожертвова ниями на счет галереи для при обретения новых экспонатов. Хочется пожелать всем учи- теля.м успехов в налаживании совместной с картинной галере ей работы, направленной на эс тетическое воспитание детей Н. ЛЕВИНА, экскурсовод народной картинной галереи имени 70-летия Октября.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz