Путь Ильича. 1989 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1989 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ ИЛЬИЧА» / сентября —День знаний __________________ _ ВЫСОКАЯ ЧЕСТЬ в преддверии каждого праз­ дника принято подводить ито. ги сделанного. Не является ис­ ключением и День учителя. Указом Президиума Верховно­ го Совета СССР от 15 июня 1984 года первое сентября бы­ ло объявлено всенародным пра­ здником — Днем знаний. Ус­ тановленный ранее ежегодный праздник День учителя в пер­ вое воскресенье октября по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года впервые празднует­ ся первого сентября в День знаний. Это праздник педагога и на­ ставника - производственника, классного руководителя и руко­ водителя базового предприятия, пионервожатого и комсорга — всех, кто причастен к решению общенародной, общепартийной задачи—формированию поколе­ ния, которое достойно понесет в XXI век идеалы справедли­ вости и добра. 22 школы, СПТУ, 17 дош­ кольных учреждений функци­ онируют в нашем районе, 382 педагога и воспитателя зани­ маются обучением и воспитани­ ем подрастающего поколения. Из них двое — заведующая Троицкой начальной школой В. А. Самохина и преподава­ тель СПТУ-15 Е. Ф. Хаустов имеют звание «Заслуженный учитель СССР». Два учителя достойно носят звание «Учи­ тель-методист», девять —«Ста­ рший учитель», 36 учителей являются отличниками просве­ щения РСФСР и СССР, четы­ ре — награждены за свой не­ легкий учительский труд орде­ нами и медалями. С большим уважением и лю­ бовью относятся к учительни­ це Лев-Толстовской средней школы В. И. Больных и шко. лышки, и их родители. Ее труд по праву отмечен высокой на­ градой — орденом Трудового Красного Знамени. Немало среди работников на­ родного образования настоящих мастеров педагогического тру ­ да; учителя-методисты В. П. Челюканова и М. Е. Мухортых! старшие учителя А. Д. Пантю- ш’ин, В. Е. Грушин, Н. Н. Бо- боедова, воспитатели-методи­ сты Н. И. Архипкина, Т. В. Шуваева. Постоянный творчес! кий поиск, желание работать лучще, качественнее присущи учителям В. Д. Новиковой, В. И. Клочкову, Н. М Ерма­ ковой, Р . П. Юровой, В. В. Бе­ левичу, Н. Н. Артюх, воспи­ тателям дошкольных учрежде­ ний В. М. Ауловой, А. Л. Л а ­ зутиной, Ы. А. Черниковой. В канун Дня учителя было присвоено звание «Старший учитель» И. С. Жаворонковой и Н. В. Ауловой. Они преданы своей профессии, трудятся ув­ леченно. В них столько тепло­ ты, отзывчивости, такта, всех тех профессиональных и чело­ веческих качеств, которые в своем единстве являют образ истинного созидателя личности. Ценными подарками и медалью «Ветеран труда» за заслуги в обучении и коммунистическом воспитании учащихся и много­ летний добросовестный труд награждены В. П. Яковле'ва и В. С. Огнева. Много теплых слов можно сказать о ветеранах педагоги, ческого труда М. М. Матюни­ ной, А. Д. Парамоновой, И. Г. Ковешникове, Г. Т. Морозовой, В. П. Черняевой, И. Н. Пого- нине. Слова особой благодарности хочется высказать в адрес тех, кто ушел на заслуженный от­ дых, оставаясь людьми уважа­ емыми и в своем коллективе, и среди бывших учеников. Это А. Ф. Тушева, Т. А. Кузовле. ва, А. И. Кузовлева, Н. Я. Не- стифорова, С. А. Тарасов. В первые сентябрьские дни празднует свое 50-летие сред­ няя школа № 42 имени Л. Н. Толстого. Эта школа известна своими многолетними традици­ ями. Из ее стен вышло уже 3 .852 выпускника. Многие из них вспоминают свою школу с любовью, вспоминают любимых учителей, которые не жалели ни сил, ни времени, чтобы вы­ росли мы добрыми, вниматель­ ными к людям, достойно шли по жизни. Они передали нам знания, частицу своего сердца и потому навсегда запечатле­ лись Б памяти Б . И. Кузовкин, А. Ф. Баранова,' М. Г. Заце­ пина, А. В. и Д. И. Ряховские, Л. А. и М. С. Полежаевы, А. П. Алабина, Н. П. Сунду- кова, Е. В. Крысанова. Советское учительство соста­ вляет могучую интеллектуаль­ ную силу общества. Партия опирается на учителей в ре­ шении многих народнохозяйст­ венных, культурных, социаль­ ных н политических задач. 12 учителей района — депутаты местных Советов. 23 — про­ пагандисты. Есть, разумеется, недостатки и упущения и в деятельности педагогических коллективов. В ряде школ недостаточная учебно-материальная база, есть упущения в учебно-воспи­ тательной работе. Но учитель­ ские коллективы полны реши­ мости настойчиво трудиться над повышением качества уче­ бно-воспитательного процесса, претворением в жизнь идей школьной реформы. Учительство района встреча­ ет свой профессиональный пра­ здник, намечая новые рубежи своей деятельности. Успехов вам в вашем благородном де­ ле по воспитанию подрастаю­ щего поколения! С праздни­ ком, дорогие учителя! В. ПОТАПОВА, заведующая отделом народного образования райисполкома. ------------------------------- 31 августа 1989 г. * № 105 (7068) * 2 Научить понимать пре кра сное А ПРОБЛЕМ НЕМАЛО На августовской конферен­ ции учителей .много говорилось о перестройке школы, о новых методах воспитания, о многом насущном, наболевшем. Хоте­ лось бы и .мне высказать то. что давно наболело. II родители, и учителя хо­ тели бы видеть подрастающее поколение не только грамот­ ным, но и здоровым, физичес­ ки сильным. А путь к здоро­ вью возможен только через физическую культуру и спорт. Однако физкультура в районе находится пока на задворках. О ней редко вспоминают, з а ­ были руководители предприя­ тий, сов.хозов, колхозов, проф­ союзные работники. II в док­ ладе заведующей отделом на­ родного образования В. В. По­ таповой совсем мало было ска­ зано о начальной военной под­ готовке, чуть-чуть о физкуль­ туре в школе, ничего — о про­ блемах. А их не так уж мало. Оценка по физкультуре вхо­ дит в аттестат, но отношение к этому предмету в школе, мя­ гко говоря, несерьезное — мо­ жно урок отменить, можно и заменить. Особенно в началь­ ных классах. Во многих шко­ лах нет спортивных залов, они пло.хо обеспечиваются спортив­ ным инвентарем. Со следующего года во мно­ гих технику.мах и институтах страны предполагается ввести экза.мен по физической культу­ ре. Нелегко, наверное, придет­ ся тогда выпускннка.м нашего района. В этом году, напри­ мер, ребята, поступая в Липе­ цкий педагогический институт на спортивный факультет, 'не могли сдать нормы' по плава­ нию. Такое же положение бы­ ло с участниками военных сбо­ ров. А все потому, что в шко­ лах обучением плаванию ни­ кто не зани.мается. А ведь вы.ход есть. Прекрас­ ные условия для занятий пла­ ванием имеет спорткомплекс.. Почему бы поселковы.м школам не использовать эту возмож­ ность? Учитывая, что в сель­ ских школах .мало спортивных залов. Мы могли бы предос­ тавлять и им возможность в воскресные дни использовать- спорткомплекс для проведения спортивно-.массовой работы, обучения детей плаванию. Ежегодно проводятся в рай­ оне спартакиада коллективов школ, соревнования по различ­ ным видам спорта. Однако в них принимают участие мало коллективов, основная масса школьников остается за бор­ том. особенно по игровым ви­ дам — волейболу, баскетболу, настольно.му теннису. Не до конца проду.мано положение о круглогодичной спартакиаде. Я назвал лишь некоторые из проблем, мешающие привлечь как можно больше школьников к систе.матическнм занятиям физкультурой и спортом. Их, конечно, больше. Учителя физ­ культуры пытаются их решать. Но не все от них зависит Ю. ПУСТЫНИН, директор ДЮСШ .Хэ 42. На снимке: энтузиасты физ­ культуры и спорта (слева на­ право): ветеран педагогическо­ го труда Н. Д. Шуваев, моло­ ды е учителя и тренеры А. А. Архнпкин, С. К. Вишняков (учитель труда), В. А. Кузне­ цов, В. Е. Сдобников и Е. Ю. Матюнин. Фото Б , Лыкова. Какие бы изменения не проис­ ходили в нашем обществе — эконо.мического или политичес­ кого характера — важно, что­ бы члены его были хорошо вос­ питанными и образованными. Причем образованность их не должна ограничиваться лишь сум.мой полученных в школе знаний по отдельным предме­ там, человеку еще со школьной скамьи должна быть привита потребность к самообразованию на протяжении всей жизни Нашему выпуску 1968 года повезло—учителя привили нам вкус к са.мообразованню, научи­ ли добывать знания самостоя­ тельно. Большое спасибо за это первой учительнице Валентине Сергеевне Деминой, классным руководителям В. Ф. Казари­ ной, Н. П. Сундуковой, учите­ лям А. В. Ряховской, В. В. Ма­ рковой, М. Р. Гришиной и другим. Для меня это обернулось воз­ можностью работать в картин­ ной галерее, открытой в нашем районе в мае 1987 года. Сегод­ ня в экспозиции представлены живопись, графика, декоратив­ но-прикладное искусство, скуль­ птура — всего 191 единица эк­ спонатов. З а два года работы галерею посетили 7 .877 чело­ век, из них 4 .095 детей. В чис­ ле посетителей и левтолстовцы, и туристы из различных горо­ дов нашей страны, и зарубеж­ ные делегации. В книге отзы­ вов много добрых слов о созда­ телях галереи, о ее экспозиции. Картинную галерею посетили большинство учащихся шко.ч района, кроме Загрядчинской и Орловской восьмилетннх. Прав­ да, не все учащиеся, а отдель­ ные классы. Очень хотелось, чтобы у нас побывали все шко­ льники, потому что одной из главных наших задач является научить подрастающее поколе­ ние любить, ценить и понимать прекрасное в искусстве. Стре­ миться к этой цели — значит осуществлять эстетическое вос­ питание, которое способствует развитию гармоничной личнос­ ти. Решаем мы эту задачу сов­ местно с библиотекой через ут­ ренники «Образ Ленина в изоб­ разительном искусстве», «Ис­ кусство и религия». «День па­ мяти Ленина», «Зимний пей­ заж» и другие. Кроме того, для детей проводятся не только об­ зорные, но и тематические эк­ скурсии по портретам, пейза­ жам, графике. -Хотелось бы поделиться не- которы.ми своими наблюдения­ ми, появившимися в ходе рабо­ ты с детьми. Многие наши дети пока глухи к изобразительным вида.м искусства. Неохотно при. -ХОДЯТ с классом, вяло смотрят. В процессе контакта с ними не чувствуется отдачи. Возможно, одна нз причин этого - нехват­ ка знаний о живописи. Но важ­ но и то, с каким настроением при.ходят школьники в картин­ ную галерею. Чаще всего их приводят сюда после уроков в школе, уставших и голодных, когда они не могут сосредото­ читься, что-то увидеть, понять, поработать. Им лишь бы побы­ стрее пробежаться по залам и уйти домой. Эффект от таких походов равен кулю. Многих детей учителя приводят в кон­ це учебного года в мае. Чувст­ вуется. что им нужно выпол­ нить пункт воспитательного пла­ на о посещении галереи. Совсем иначе работают со свои.ми ученика.ми и самостоя­ тельно, и совместно с нами 5 "чи- теля средней школы № 42 н.ме- ни Л. Н. Толстого Б. В. Ши- бин и С. Ф. Дьяконова. Они и детей готовят к посещению га­ лереи, и сами готовятся, и мы готови.чся к встрече с ними. Да и при.ходят они к нам в вы­ ходные дни нарядные, какие-то праздничные. Очень хотелось бы иметь об­ ратную связь со школой. В хо­ де экскурсий я обращалась к учащимся младшего школьного возраста и их учителям с пред- ложешгем написать на уроке или самостоятельно небольшое сочинение о понравившейся картине, наиболее интересные передать нам. Они пр!ггоднлись бы для дальнейшей работы. Но пока ни одного сочинения мы не получили. Откликнулись только воспитанники районного ясли-сада, которые подарили нам свои рисунки на тему посе­ щения нашей галереи. Восприятие живописи рассчи­ тано на наличие у наших посе­ тителей определенных знаний. ' Поэтому с января 1990 года мы плашфуем проведение за ­ нятий для младших школьни­ ков «Путешествие в мир прекра. сного». Это даст возможность постепенно, шаг за шагом нау­ чить детей понимать особый язык изобразительного искусст­ ва, Сделать занятия эмоцио­ нально-насыщенными нам по­ может Архангельский музей изобразительного искусства, имеющий богатый опыт работы с детьми, куда мы обратились за помощью. При картинной галерее в мае прошлого года создана изосту­ дия. Два раза в неделю по два часа ведет в ней занятия с деть­ ми учительница Лев-Толстов- ской средней школы Татьяна Анатольевна Хрущева. Юные художники, занимающиеся в двух группах, нередко испы­ тывают «творческие муки», ког­ да на бумаге получается со­ всем не то, что подсказывало воображение. Но это не беда, ведь младшие ребята с каран­ дашом в руках не столько учат­ ся рисовать, сколько наблюдать, замечать окружающую их кра­ соту. Но есть и первые успехи. По­ ступила в Липецкое художест­ венное училище. Вика Копцева, которая занималась в изосту­ дии у Т. А. Хрущевой. Высоки^ оценивает способности Т. А. Хрущевой, считая, что изосту­ дии повезло с преподавателем, заслуженный художник РСФСР Н, А. Сысоев, который был одним из организаторов нашей картинной галереи. Помещение картинной гале­ реи можно было бы использо­ вать для приема детей в октяб­ рята и пионеры, сделав эти со­ бытия яркн.ми и запоминающи­ мися. Совместно с музыкальной школой планируем провести не­ делю музыки, с музее.м Л. Н. Толстого — вечер «Толстой в нзобразительно.м искусстве». Организация и нроведёние выставок са.чодеятельиых ху- • дожников, утренников, из>'че- ние специальной литературы идет параллельно с освоением экспозиции галереи. С этой целью мы ведем переписку с областными правлениями Сою­ за художников РСФСР, собира­ ем биографические сведения, работаем над пополнением на­ шей коллекции. В последнее время нам подарили 16 работ, — пять живописных и один­ надцать графических. Букваль­ но на днях шесть графических работ мы получили от народ­ ного художника Карельской АССР Георгия Адамовича Стройка. Они будут выставле. ны в самое ближайшее время. Пополнение галереи идет пока только дарственным путем, в перспективе же надо искать средства на приобретение кар> тин. Художники не .могут по стоянно делать подарки, ведь картины — их зарплата. Стоит подумать над созданием фонда с добровольными пожертвова­ ниями на счет галереи для при­ обретения новых экспонатов. Хочется пожелать всем учи- теля.м успехов в налаживании совместной с картинной галере­ ей работы, направленной на эс­ тетическое воспитание детей Н. ЛЕВИНА, экскурсовод народной картинной галереи имени 70-летия Октября.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz