Путь Ильича. 1989 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ И Л ЬИ Ч А » 29 августа 1989 г. * № 104 (7067) * 2 ШКОЛА НА П УТИ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ С августовской конференции работников народного обра зо вания ----------------------------------------- Как уже сообщалось, 24 августа в районном Доме культуры состоялась августовская конференция работников народного образования. С докладом «О работе органов народного образования и педагогических кол.тективов школ по осуществлению реформь! общеобразовательной и профессиональной школы и задачах на новый 19 8 9— 1990 учебный год» выступила заведующая отделом народного образования райисполкома В, В. Потапова. Прошедший учебный год, сказала докладчик, был насы щен событиями, имевшими бо льшое значение для перестрой ки школы. В феврале 1988 г. состоялся Пленум ЦК КПСС по вопросам образования, в де кабре был проведен съезд р а ботников народного образова ния, на которых были сфор мулированы основные страте гические положения, ставшие ведущими ориентирами в . р а з витии школы в целом и каж дого учебного предмета в от дельности. При этом, отмети ла Валентина Васильевна, осо бо была выделена роль учите ля. Он должен глубоко знать свой предмет, владеть разно образными методическими сред ствами, иметь основательную психолого-педагогическую по дготовку, быть человеком твор ческим и ищущим. С широкой демократизаци ей жизни связаны заметные пе ремены, которые коснулись и школ района; выборы директо ра, создание советов школ, право учащихся на выбор эк замена. Основными показате лями работы школы становят ся не отдельные мероприятия и успеваемость учащихся. Се годня очень важно, каков мо рально-психологический кли мат в школе, с полной ли от дачей трудится каждый педа гог, насколько профессиональ ны его знания, пользуется ли он уважением и доверием уча щихся, любят ли дети свою школу, с каким настроением идут на уроки. Немало профессионально но вого появилось в жизни ШКО ЛЫ за последние год—два. Пе решли на пятидневную рабо чую неделю учащиеся начальных классов Лев-Толс. товской средней школы. Суб бота для них — день экскур сий, занятий по интересам. С введением пятидневки учителя начальных классов получают возможность дополнительно заниматься с темн детьми, ро дители которых в субботу р а ботают. Кроме того, не отры ваются от семьи младшие школьники. Сначала топовскне школьни ки просто помогали совхозу на животноводческой ферме. 1е- перь Же при школе заканчива ется строительство свое)) .ми крофермы, осенью учащиеся собираются взять на откорм бычков. Для учителей это, ко нечно, лишняя обуза (да и строили мнкроферму они сами), зато для ребят — настоящее дело, результаты которого они воочию увидят. Задумались о настоящем тру довом воспитании >шащнхся и педагоги Первомайской сред ней школы. Если в поселковых школах на протяжении десят ков лет только идет разговор о строительстве теплиц, в этой школе сами учителя строят не большую тепличку, чтобы з а нять учащихся реальньш де лом и зимой. В то же время на пути повышения качества среднего образования пока больших ус пехов в школах района нет. Большие размеры приобрел р а зрыв между оценками в атте стате и фактическим уровнем подготовки большинства уча щихся. Свыщ,е 50 процентов выпускников, поступавших в высшие учебные заведения этим летом, не выдержали эк заменов по химии, истории, рус скому языку и литературе. В первую очередь это относится к выпускникам средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого, Золотушинской и Митягинской. Из 25 выпускников, имеющих в аттестате о среднем образо вании «4-> и «5», направлен ных в педагогические институ ты области, поступили лишь девять. Во время проводимой в на чале каждого учебного года проверки качества знаний уча щихся, прибывших в ОПТУ-15 из школ района, выясняется, что многие не обладают даже элементарными знаниями по .математике, физике, русскому языку , химии. Ни один ученик десятого класса не справился с заданиями по математике, физике, химии во время рай онных олимпиад, проходивших в декабре. Неудовлетворитель ные знания выявила и район ная оли.мпиада по краеведе нию: многие школьники не знают родной край, передови ков производства, историю се ла, где родились, земляков — Героев Советского Союза. Говоря о воспитании, В. В. Потапова от.метила, что в нем наблюдаются формализм и ш а блон: слабо организована вне классная работа, принижена роль и самостоятельность ком сомольских организаций, не проводится индивидуальная р а бота с детьми и их родителя ми. И как результат этого — нарушения учащимися мораль ных норм и принципов, рост числа правонарушений и прес туплений (особенно в средней школе -Уо 42 имени Л. Н. Тол стого и СПТУ-15). Состояние .материально-тех нической базы определяет ус пех учебного процесса. Но про возгласив гуманный лозунг «Дети — наша общая забота», мало кто оказывает школе ре альную каждодневную помощь. Как-то постепенно общая з а бота стала ничейной. Есть еще в наших школах печное отоп ление, ни в одной восьмилет- ней нет спортивного зала , не во всех есть учебные мастер ские, столовые, не хватает ме бели, оборудования, не говоря уже о ко.мпьютерах. К тому же не очень-то признают руко водители .хозяйств учителей за своих. Далеко не все ^шителя живут в нормальных кварти рах. Если у специалистов сель ского .хозяйства, как правило, особняки, учителям приходит ся довольствоваться минималь ным или вообще жить на час тных квартирах. Трудности с ремонтом жилья, плохое обес печение продуктами, невозмож ность подписаться на издания .художественной литературы . С перестройкой, введением .хозрасчета школе стало еще .х\тке. .Хозяйствам невыгодно помогать школе. Н у сельс ких Советов нет нештатного фонда. Есть в .хозяйствах день ги, которые они могли бы вы делить школе на ремонт или строительство. Но... строите лям не заплатишь, перечисле нием ничего не купишь. Сейчас в районе не хватает 15 учителей, в отдельных шко лах работают неспециалисты, практиканты. Есть нужда в пе дагогах — соответственно дол жна быть о них н забота. Далее докладчик рассказала о работе отдела народного об разования, его методического кабинета, о том, как прошел очередной этап аттестации р а ботников народного образова ния. Говоря о состоянии до школьного воспитания в райо не, она от.метнла слабую .ма териальную базу отдельных де тских садов, отсутствие систе мы в осуществлении воспита тельно-образовательного про цесса, недостатки в организа ции детского питания, медицин ского обслуживания дошколь ников Среди реальных путей об новления школы, в которой се годня все еще господствует ав торитарная педагогика, доклад чик назвала демократизацию управления и гу.маннзацию жи зни школы в первую очередь через педагогику сотрудничес тва, укрепление содружества семьи, школы и обществен ности. Администрациям школ, учи- телям-предметннка.м, сказала В. В. Потапова, предоставля ется свобода в организации учебно-воспитательного про цесса и в возможности выбора предмета для углубленного изучения. Изменения сложив шихся взглядов на ученика, как объекта воспитания, пере стройка Ьтношений «ученик— учитель» предполагают повы шение внимания к активным формам обучения, ролевым иг рам, семинарам, дискуссиям, конференцня.м, усиление роли итогово-тематического контро ля, дифференцированный под- .ход в обучении. Успех в перестройке школы — в руках каждого из нас, сказала она в заключение. Лю бые проблемы решаются, если их решать, а не ждать, когда это сделает кто-то другой. На до определить свои пути и во зможности, внести посильный вклад в общее дело, добиться первых сдвнго^ в намеченном направлении. Это залог буду щих пере.мен. О путях де.мократнзации уп равления школой рассказала участникам конференции дире ктор Лев-Толстовской средней школы В. В. Миляева. Здесь стало традицией приглашать на педагогические советы шко лы учащихся, родителей, пред ставителей базовых предприя тий. решать многие школьные дела сообща. Вот уже несколь ко лет педколлектив внедряет в практику работы пси.холого- педагогнческую службу. А в новом >шебном году школа бе рет направление на эстетичес кое воспитание учащихся. Пер вый шаг уже, сделан — обо рудован кабинет эстетики. ' Все чаще в.место традицион ных уроков, сказала В. В. Ми ляева, учителя школы прово дят уроки-исследования, уроки- блоки. деловые игры, парные опросы, уроки-конференции. Однако процесс обучения и во спитания учащихся в школе проходит не всегда гладко, что зависит от .многих причин. В. В. Миляева предложила выделить в районе сель.хозте- хннки {вопрос этот поднимает ся далеко не впервые) ко.мна- ту для занятий с учащимися в вечернее время. Заявила, что в связи с тем, что на протя жении ряда лет для учащих ся школы не оборудуются со ответствующим образом на подшефных предприятиях р а бочие места, часы, отведенные на производительный труд ста ршеклассников, будут исполь зованы для проведения с ними факультативов. Или необходи мо открыть в районе УПК. Учительница русского языка и литературы Доыачевской сре дней школы М. Е. Мухортых, используя примеры из своей педагогической практики, эмо ционально доказала,' как иеоб- .ходима сегодня гуманизация об разования. Надо быть более терпимы.мн, говорила она, обра щаясь ко все.ч и каждому нз сидящих в зале, уметь прощать своим ученика^м те недостатки, которые мы снисходительно про- щае.м себе и взрослым. Надо любить всех дете)) — и сообра зительных, понимающих учите ля с полуслова, и трудных, которым приходится объяснять одно и то же много раз. Об опыте работы с учениче ским и родительскн.м коллекти вами рассказала участникам конференции заведующая Тро. нцкой начальной школой В. А. Самохина. — Учителя начальных клас сов стоят у истоков формиро вания человеческой личности и убеждены, что школе необходим союз едпно.мышлешшков из учи телей и детей, родителей и об щественности — руководителей хозяйств, работников отдела на родного образования и партий ных руководителей В Троицкой начальной школе сложилась доверительная, доб рожелательная обстановка. А удалось добиться этого благо даря часто проводимым вне классным мероприятиям. День работников сельского хозяйства — дети выступают в Троицком Доме культуры, праздник пер вой борозды — в поле, 8 Мар та — на молочном комплексе. Приче.м привлекаются к учас тию в этих мероприятиях все дети, с учетом способностей. Бывают родители и на уро ках, хоть и не так часто. Ви дят, как учитель не просто да ет урок, а старается развить индивидуальные особенности каждого ученика через игровые моменты, музыкальные паузы, минуты тишины, игру. По мнению В. А. Самохиной, самым больны.м место.м для учителей начальных классов сельских школ является необ- ходи.мость заниматься с двумя класса.ми одновременно. Млад шие школьники, особенно шес тилетки, еще не могут работать самостоятельно более пяти ми нут, а за этот отрезок вре.мени трудно успеть объяснить мате риал второму классу. — Наш пришкольный учас ток часто называют в числе лучших, — сказала учительни ца биологии Топовской средней школы В. А. Бельмесова. — Это заслуга всего коллектива— и ученического, и учительского. Работать на не.ч' приходится все.ч и круглый год, иногда да же до .мозолей. Особенно труд но бывает лето.ч, когда у шко- льникюв есть возможность по работать в сов.хозе и получить за это деньги. При.ходнтся убе ждать, проводить беседы о том, что работа на пршпкольном уч; 1 ст 1 ;е важнее, потому что в школьпо 1 '| столовой благодаря этому овощи бывают круглый год. Па школьном участке, а также возле домов многих то- повцеп растет более 40 видов цветов. Председатель колхоза *Крас ный путиловец» А. М. Звягин не только перечислил те напра вления, в каких у колхоза и школы наладилась прочная связь, но и назвал ряд еще не решенных проблем. Это недо статочно целенаправленно про водимая профориентационная работа учителями и снециалис- тами хозяйства, отсутствие отве чающих требованиям времени условий для работы на молоч нотоварной ферме, не доведен ный до конца вопрос с закреп лением за школьной ученичес- К 0 11 бригадой участка земли, необ.ходимого для осуществле ния полного севооборота. О том, почему не всегда уда ется передать школам здоро вых детей, рассказала в своем выступлении заведующая ясли- садом «Колосок» Т. С Забабу- рнна. О совместной работе шко лы и партийной организации колхоза имени Ленина по тру- дово.чу воспитанию н профори ентации учащихся говорил сек ретарь партбюро этого колхоза И, В. Архнпкнн. Ряд пробле.м, выразив свое мнение о причинах их нераз- решенности, стоящих перед коллективом СПТУЛ5, назвал п])еподаватель училища Л. П. Некрылов. Это и нехватка по.че- щений для учебных классов и постановки сельхозмашин, и от сутствие спортзала и нормаль ных земель под учебное хозяй ство, и укоренившаяся практи ка перевода кадров педагогов и воспитателей училища на р а боту в другие отрасли. Приняли участие в работе конференции и выступили на ней, а также ответили на з а данные работника.чи народного образования вопросы секре тарь обкома КПСС А. И. Зо лотарев, заместитель заведую щего областным управлением народного образования В. Н. Меркулова и старший препода ватель Елецкого государствен ного педагогического института С. В. Иванников. В работе конференции при няли участие первый секре тарь РК КПСС Ф. И. Жнляев и секретарь РК КПСС ~Ч. М. Кузнецова. На сни.мке: (слева направо) участники конференции дирек тор Астаповской восьмилетней школы В П. Черняева, учите льница математики Знаменской -средней школы В. С. Тырнова, учительница русского языка и литературы Кузовлевской во сьмилетней школы О И Шты- ркова и директор Топовской средней школы С. Ф. Ке- рн.мов. Фото Б Лыкова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz