Путь Ильича. 1989 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1989 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ И Л ЬИ Ч А » 29 августа 1989 г. * № 104 (7067) * 2 ШКОЛА НА П УТИ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ С августовской конференции работников народного обра зо вания ----------------------------------------- Как уже сообщалось, 24 августа в районном Доме культуры состоялась августовская конференция работников народного образования. С докладом «О работе органов народного образования и педагогических кол.тективов школ по осуществлению реформь! общеобразовательной и профессиональной школы и задачах на новый 19 8 9— 1990 учебный год» выступила заведующая отделом народного образования райисполкома В, В. Потапова. Прошедший учебный год, сказала докладчик, был насы ­ щен событиями, имевшими бо ­ льшое значение для перестрой ­ ки школы. В феврале 1988 г. состоялся Пленум ЦК КПСС по вопросам образования, в де ­ кабре был проведен съезд р а ­ ботников народного образова ­ ния, на которых были сфор ­ мулированы основные страте ­ гические положения, ставшие ведущими ориентирами в . р а з ­ витии школы в целом и каж ­ дого учебного предмета в от­ дельности. При этом, отмети ­ ла Валентина Васильевна, осо­ бо была выделена роль учите ­ ля. Он должен глубоко знать свой предмет, владеть разно ­ образными методическими сред ­ ствами, иметь основательную психолого-педагогическую по­ дготовку, быть человеком твор ­ ческим и ищущим. С широкой демократизаци ­ ей жизни связаны заметные пе ­ ремены, которые коснулись и школ района; выборы директо ­ ра, создание советов школ, право учащихся на выбор эк ­ замена. Основными показате ­ лями работы школы становят ­ ся не отдельные мероприятия и успеваемость учащихся. Се­ годня очень важно, каков мо ­ рально-психологический кли ­ мат в школе, с полной ли от ­ дачей трудится каждый педа ­ гог, насколько профессиональ ­ ны его знания, пользуется ли он уважением и доверием уча ­ щихся, любят ли дети свою школу, с каким настроением идут на уроки. Немало профессионально но ­ вого появилось в жизни ШКО­ ЛЫ за последние год—два. Пе­ решли на пятидневную рабо ­ чую неделю учащиеся начальных классов Лев-Толс. товской средней школы. Суб­ бота для них — день экскур ­ сий, занятий по интересам. С введением пятидневки учителя начальных классов получают возможность дополнительно заниматься с темн детьми, ро ­ дители которых в субботу р а ­ ботают. Кроме того, не отры ­ ваются от семьи младшие школьники. Сначала топовскне школьни ­ ки просто помогали совхозу на животноводческой ферме. 1е- перь Же при школе заканчива ­ ется строительство свое)) .ми­ крофермы, осенью учащиеся собираются взять на откорм бычков. Для учителей это, ко ­ нечно, лишняя обуза (да и строили мнкроферму они сами), зато для ребят — настоящее дело, результаты которого они воочию увидят. Задумались о настоящем тру ­ довом воспитании >шащнхся и педагоги Первомайской сред ­ ней школы. Если в поселковых школах на протяжении десят ­ ков лет только идет разговор о строительстве теплиц, в этой школе сами учителя строят не ­ большую тепличку, чтобы з а ­ нять учащихся реальньш де ­ лом и зимой. В то же время на пути повышения качества среднего образования пока больших ус ­ пехов в школах района нет. Большие размеры приобрел р а ­ зрыв между оценками в атте ­ стате и фактическим уровнем подготовки большинства уча ­ щихся. Свыщ,е 50 процентов выпускников, поступавших в высшие учебные заведения этим летом, не выдержали эк ­ заменов по химии, истории, рус ­ скому языку и литературе. В первую очередь это относится к выпускникам средней школы № 42 имени Л. Н. Толстого, Золотушинской и Митягинской. Из 25 выпускников, имеющих в аттестате о среднем образо ­ вании «4-> и «5», направлен ­ ных в педагогические институ ­ ты области, поступили лишь девять. Во время проводимой в на­ чале каждого учебного года проверки качества знаний уча ­ щихся, прибывших в ОПТУ-15 из школ района, выясняется, что многие не обладают даже элементарными знаниями по .математике, физике, русскому языку , химии. Ни один ученик десятого класса не справился с заданиями по математике, физике, химии во время рай ­ онных олимпиад, проходивших в декабре. Неудовлетворитель ­ ные знания выявила и район ­ ная оли.мпиада по краеведе ­ нию: многие школьники не знают родной край, передови ­ ков производства, историю се ­ ла, где родились, земляков — Героев Советского Союза. Говоря о воспитании, В. В. Потапова от.метила, что в нем наблюдаются формализм и ш а ­ блон: слабо организована вне ­ классная работа, принижена роль и самостоятельность ком­ сомольских организаций, не проводится индивидуальная р а ­ бота с детьми и их родителя ­ ми. И как результат этого — нарушения учащимися мораль ­ ных норм и принципов, рост числа правонарушений и прес ­ туплений (особенно в средней школе -Уо 42 имени Л. Н. Тол ­ стого и СПТУ-15). Состояние .материально-тех ­ нической базы определяет ус ­ пех учебного процесса. Но про­ возгласив гуманный лозунг «Дети — наша общая забота», мало кто оказывает школе ре ­ альную каждодневную помощь. Как-то постепенно общая з а ­ бота стала ничейной. Есть еще в наших школах печное отоп­ ление, ни в одной восьмилет- ней нет спортивного зала , не во всех есть учебные мастер ­ ские, столовые, не хватает ме ­ бели, оборудования, не говоря уже о ко.мпьютерах. К тому же не очень-то признают руко ­ водители .хозяйств учителей за своих. Далеко не все ^шителя живут в нормальных кварти ­ рах. Если у специалистов сель ­ ского .хозяйства, как правило, особняки, учителям приходит ­ ся довольствоваться минималь ­ ным или вообще жить на час ­ тных квартирах. Трудности с ремонтом жилья, плохое обес ­ печение продуктами, невозмож ­ ность подписаться на издания .художественной литературы . С перестройкой, введением .хозрасчета школе стало еще .х\тке. .Хозяйствам невыгодно помогать школе. Н у сельс ­ ких Советов нет нештатного фонда. Есть в .хозяйствах день ­ ги, которые они могли бы вы ­ делить школе на ремонт или строительство. Но... строите ­ лям не заплатишь, перечисле ­ нием ничего не купишь. Сейчас в районе не хватает 15 учителей, в отдельных шко ­ лах работают неспециалисты, практиканты. Есть нужда в пе­ дагогах — соответственно дол ­ жна быть о них н забота. Далее докладчик рассказала о работе отдела народного об­ разования, его методического кабинета, о том, как прошел очередной этап аттестации р а ­ ботников народного образова ­ ния. Говоря о состоянии до­ школьного воспитания в райо ­ не, она от.метнла слабую .ма­ териальную базу отдельных де ­ тских садов, отсутствие систе ­ мы в осуществлении воспита­ тельно-образовательного про ­ цесса, недостатки в организа ­ ции детского питания, медицин ­ ского обслуживания дошколь ­ ников Среди реальных путей об­ новления школы, в которой се ­ годня все еще господствует ав ­ торитарная педагогика, доклад ­ чик назвала демократизацию управления и гу.маннзацию жи ­ зни школы в первую очередь через педагогику сотрудничес ­ тва, укрепление содружества семьи, школы и обществен ­ ности. Администрациям школ, учи- телям-предметннка.м, сказала В. В. Потапова, предоставля ­ ется свобода в организации учебно-воспитательного про­ цесса и в возможности выбора предмета для углубленного изучения. Изменения сложив ­ шихся взглядов на ученика, как объекта воспитания, пере ­ стройка Ьтношений «ученик— учитель» предполагают повы­ шение внимания к активным формам обучения, ролевым иг­ рам, семинарам, дискуссиям, конференцня.м, усиление роли итогово-тематического контро ­ ля, дифференцированный под- .ход в обучении. Успех в перестройке школы — в руках каждого из нас, сказала она в заключение. Лю ­ бые проблемы решаются, если их решать, а не ждать, когда это сделает кто-то другой. На ­ до определить свои пути и во­ зможности, внести посильный вклад в общее дело, добиться первых сдвнго^ в намеченном направлении. Это залог буду ­ щих пере.мен. О путях де.мократнзации уп ­ равления школой рассказала участникам конференции дире ­ ктор Лев-Толстовской средней школы В. В. Миляева. Здесь стало традицией приглашать на педагогические советы шко ­ лы учащихся, родителей, пред ­ ставителей базовых предприя ­ тий. решать многие школьные дела сообща. Вот уже несколь ­ ко лет педколлектив внедряет в практику работы пси.холого- педагогнческую службу. А в новом >шебном году школа бе­ рет направление на эстетичес ­ кое воспитание учащихся. Пер ­ вый шаг уже, сделан — обо­ рудован кабинет эстетики. ' Все чаще в.место традицион ­ ных уроков, сказала В. В. Ми­ ляева, учителя школы прово ­ дят уроки-исследования, уроки- блоки. деловые игры, парные опросы, уроки-конференции. Однако процесс обучения и во­ спитания учащихся в школе проходит не всегда гладко, что зависит от .многих причин. В. В. Миляева предложила выделить в районе сель.хозте- хннки {вопрос этот поднимает ­ ся далеко не впервые) ко.мна- ту для занятий с учащимися в вечернее время. Заявила, что в связи с тем, что на протя ­ жении ряда лет для учащих ­ ся школы не оборудуются со­ ответствующим образом на подшефных предприятиях р а ­ бочие места, часы, отведенные на производительный труд ста ­ ршеклассников, будут исполь ­ зованы для проведения с ними факультативов. Или необходи­ мо открыть в районе УПК. Учительница русского языка и литературы Доыачевской сре ­ дней школы М. Е. Мухортых, используя примеры из своей педагогической практики, эмо ­ ционально доказала,' как иеоб- .ходима сегодня гуманизация об­ разования. Надо быть более терпимы.мн, говорила она, обра ­ щаясь ко все.ч и каждому нз сидящих в зале, уметь прощать своим ученика^м те недостатки, которые мы снисходительно про- щае.м себе и взрослым. Надо любить всех дете)) — и сообра ­ зительных, понимающих учите ­ ля с полуслова, и трудных, которым приходится объяснять одно и то же много раз. Об опыте работы с учениче ­ ским и родительскн.м коллекти ­ вами рассказала участникам конференции заведующая Тро. нцкой начальной школой В. А. Самохина. — Учителя начальных клас ­ сов стоят у истоков формиро ­ вания человеческой личности и убеждены, что школе необходим союз едпно.мышлешшков из учи ­ телей и детей, родителей и об­ щественности — руководителей хозяйств, работников отдела на ­ родного образования и партий ­ ных руководителей В Троицкой начальной школе сложилась доверительная, доб­ рожелательная обстановка. А удалось добиться этого благо ­ даря часто проводимым вне ­ классным мероприятиям. День работников сельского хозяйства — дети выступают в Троицком Доме культуры, праздник пер ­ вой борозды — в поле, 8 Мар ­ та — на молочном комплексе. Приче.м привлекаются к учас ­ тию в этих мероприятиях все дети, с учетом способностей. Бывают родители и на уро ­ ках, хоть и не так часто. Ви ­ дят, как учитель не просто да ­ ет урок, а старается развить индивидуальные особенности каждого ученика через игровые моменты, музыкальные паузы, минуты тишины, игру. По мнению В. А. Самохиной, самым больны.м место.м для учителей начальных классов сельских школ является необ- ходи.мость заниматься с двумя класса.ми одновременно. Млад ­ шие школьники, особенно шес ­ тилетки, еще не могут работать самостоятельно более пяти ми ­ нут, а за этот отрезок вре.мени трудно успеть объяснить мате ­ риал второму классу. — Наш пришкольный учас ­ ток часто называют в числе лучших, — сказала учительни ­ ца биологии Топовской средней школы В. А. Бельмесова. — Это заслуга всего коллектива— и ученического, и учительского. Работать на не.ч' приходится все.ч и круглый год, иногда да ­ же до .мозолей. Особенно труд ­ но бывает лето.ч, когда у шко- льникюв есть возможность по ­ работать в сов.хозе и получить за это деньги. При.ходнтся убе ­ ждать, проводить беседы о том, что работа на пршпкольном уч; 1 ст 1 ;е важнее, потому что в школьпо 1 '| столовой благодаря этому овощи бывают круглый год. Па школьном участке, а также возле домов многих то- повцеп растет более 40 видов цветов. Председатель колхоза *Крас ­ ный путиловец» А. М. Звягин не только перечислил те напра ­ вления, в каких у колхоза и школы наладилась прочная связь, но и назвал ряд еще не решенных проблем. Это недо ­ статочно целенаправленно про ­ водимая профориентационная работа учителями и снециалис- тами хозяйства, отсутствие отве ­ чающих требованиям времени условий для работы на молоч ­ нотоварной ферме, не доведен ­ ный до конца вопрос с закреп ­ лением за школьной ученичес- К 0 11 бригадой участка земли, необ.ходимого для осуществле ­ ния полного севооборота. О том, почему не всегда уда ­ ется передать школам здоро ­ вых детей, рассказала в своем выступлении заведующая ясли- садом «Колосок» Т. С Забабу- рнна. О совместной работе шко ­ лы и партийной организации колхоза имени Ленина по тру- дово.чу воспитанию н профори ­ ентации учащихся говорил сек ­ ретарь партбюро этого колхоза И, В. Архнпкнн. Ряд пробле.м, выразив свое мнение о причинах их нераз- решенности, стоящих перед коллективом СПТУЛ5, назвал п])еподаватель училища Л. П. Некрылов. Это и нехватка по.че- щений для учебных классов и постановки сельхозмашин, и от ­ сутствие спортзала и нормаль ­ ных земель под учебное хозяй ­ ство, и укоренившаяся практи ­ ка перевода кадров педагогов и воспитателей училища на р а ­ боту в другие отрасли. Приняли участие в работе конференции и выступили на ней, а также ответили на з а ­ данные работника.чи народного образования вопросы секре ­ тарь обкома КПСС А. И. Зо ­ лотарев, заместитель заведую ­ щего областным управлением народного образования В. Н. Меркулова и старший препода ­ ватель Елецкого государствен ­ ного педагогического института С. В. Иванников. В работе конференции при ­ няли участие первый секре ­ тарь РК КПСС Ф. И. Жнляев и секретарь РК КПСС ~Ч. М. Кузнецова. На сни.мке: (слева направо) участники конференции дирек ­ тор Астаповской восьмилетней школы В П. Черняева, учите ­ льница математики Знаменской -средней школы В. С. Тырнова, учительница русского языка и литературы Кузовлевской во ­ сьмилетней школы О И Шты- ркова и директор Топовской средней школы С. Ф. Ке- рн.мов. Фото Б Лыкова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz