Путь Ильича. 1989 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1989 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ ИЛЬИЧА» .14 января 1989 г. * № 7 (6970) * 2 Н а днях в райкоме КПСС со­ стоялся семинар, посвящен­ ный подготовке к выборам на­ родных депутатов СССР. На се.минаре присутствовали секре­ тари партийных организаций, председатели исполкомов сельс­ ких Советов, многие агитаторы и политинформаторы, работники идеологических служб района. В выступлениях секретаря райкома КПСС Л. М. Кузнецо­ вой, секретаря исполкома рай­ совета народных деп\'татов Г. А. Осетровой говорилось о том, что предстоящие выборы, особенно подготовка к ним — серьезный экзамен 'для идеоло­ гических работников, местных Советов народных депутатов. Законодательные акты, приня­ тые внеочередной сессией Вер­ ховного Совета СССР двенадца­ того созыва, внесли очень много нового в проведение выборов высшего органа власти страны. В своем выступлении Г. А. Осетрова подробно рассказала об основных положениях Зако­ на СССР «О выборах народных депутатов СССР», подчеркнула, что до каждого избирателя рай­ она необходимо донести эти по­ ложения, показать, как много предусматривает Закон. Выборы — серьезный экзамен ЗАМЕТКИ С СЕМИНАРА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Подробно она остановилась на одно.м из принципиальных новшеств Закона — избрании одной трети народных депута­ тов СССР от общественных ор­ ганизаций. Через общественные организации, как и через терри­ ториальное и национально-тер­ риториальное образование, в ор­ ганах власти будут представле­ ны все советские граждане. Как-то после одного из со­ вещаний в разговоре с опыт- ны.м советски.м работником выяснилось, что он совер­ шенно не представляет порядка выдвижения кандидатов от об­ щественных организаций. Он сказал, что выбирать их долж­ ны на одном из избирательных округов. Думается, за этим не только невни.мание к сообще- ния.м, а привычка ждать, когда все разъяснят, «разжуют», как говорят в учебных заведениях. А ведь со дня сообщения о проведении выборов и опубли­ кования Закона о них прошло почти полтора месяца. Поздно­ вато собрали совещание? Но на­ до ли было ждать его, чтобы развернуть агитационную рабо­ ту? Конечно, нет. С людьми не­ обходимо работать не от кам­ пании до кампании, а посто­ янно. Каждый коммунист —идеоло­ гический боец. Таково требова­ ние партии. Но получается, что и секретарь парткома или парт­ бюро словно забывает об этой своей обязанности. Трудно? Да, нелегко. Легче сетовать на то, что не собрались люди на лек­ цию. что агитировать за Совет­ скую власть не нужно, что все читают газеты, смотрят телеви­ дение. Читают, смотрят, а вот мно­ гого не знают. Может быть, по- то.му, что смотрят больше не политические беседы, а кино­ фильмы, читают в газетах лишь спортивные новости или статьи о том. как где-то кого-то осво­ бодили от работы. Что же, это интересно и необходимо. Но также надо систематически по­ полнять общественно-политичес­ кие знания. Пополнять, чтобы нести их людям. Нет необходн.мости спорить, что агитатор н лектор нужны. Следует агитировать и за Со­ ветскую власть, и за арендный и семейный подряд. В недавне.м выступлении М. С. Горбачева перед деятелями науки и куль­ туры говорилось о том, что предстоит сделать по пере­ стройке в экономическо.м, со- цнально.м, воспитательном ас­ пектах. В частности, он отметил, что революционные перемены, на которые нацелена перестрой­ ка, невоз.можны без революции в общественно.м сознании, в психологии, мышлении людей. Не надо много говорить о ме­ сте идеологической, массово-по­ литической работы. Но нельзя еще раз не сказать, что первич­ ные парторганизации бессистем­ но ведут эту работу. И на семи­ наре говорилось о необходимос­ ти улучшения идеологической деятельности парторганизации. Именно они призваны обеспе­ чить повседневное руководство работой агитаторов, их регуляр­ ное инструктпрованне и инфор­ мирование по актуальным воп­ росам. Заведующий идеологическим отделом'райкома КПСС В. И. Бражников рассказал, как орга­ низовать работу агитпункта. Там должны дежурить агитато­ ры. проводиться беседы, другие мероприятия. Следует позаботи­ ться об оформлении наглядной агитации, иметь различную ли­ тературу по советской избирате­ льной системе. Необходимо вес­ ти работу по -месту жительства. Очень многое призваны сделать работники культпросветучреж- деннй. На семинаре выступил заве­ дующий организационным от­ делом райкома КПСС В, И. Во­ допьянов. Он обратил внимание актива на то, чтобы ни одно критическое за.мечанне, предло­ жение избирателей^ не осталось без внимания. По всем предло­ жениям необходимо принять ме­ ры. Итоги семинара подвела секретарь райкома КПСС Л. М. Кузнецова . Хорошо поработал в минувшем году коллектив ДРСУ. Он вы­ полнил большой объем ремонтных работ на дорогах района. Улуч­ шено качество ремонта и строи­ тельства. Дорожники не забыва­ ют об экономии. Бережливость — характерная черта п механизатора Владимира Федотовича Коровкйма, которого вы видите на снимке. За его пле­ чами — десятки лет работы на тракторе. Поэтому опыт вместе со старательностью, трудолюбием способствует тому, что В. Ф. Ко­ ровкин является одним нз луч­ ших рабочих в коллективе до­ рожников. В настоящее время Владимир Федотович работает на бульдозе­ ре. Занимается н погрузкой щеб­ ня, и расчисткой дорог от снеж­ ных заносов. Коммунист В. Ф. Коровкин ак­ тивно участвует в работе первич­ ной партийной организации Фото А. Гавриловой. Семинар пропагандистов в прошедшую среду состоял­ ся очередной семинар пропаган­ дистов. Его участники с интере­ сом прослушали лекцию «Вне­ шнеполитическая деятельность КПСС II Советского государст­ ва на современном этапе». Ее прочитал лектор областной ор­ ганизации общества «Знание» С. К. Фурлов. Он рассказал об ирано-иракских отношениях, о сотрудничестве между СССР н Китаем, коснулся ряда других цробле:\ 1 , связанных с развити­ ем внешней политики страны, ответил на вопросы присутству­ ющих. Перейти к конкретным действиям в ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ — МАТЕРИАЛЫ ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА Затем пропагандисты занима­ лись по секция.м. На встречу за «круглым сто­ лом», которая состоялась в прошедший понедельник в Зна­ менской средней школе, были приглашены директор и секре­ тарь парторганизации совхоза «Знаменский» А. Г. Макаров и В. П. Шестаков, председатель Знаменского сельского Совета Н. А. Чистоклетов, члены шко­ льного родительского комитета А. II. Нестеров, Ю. С. Копы­ лов, Н. В. Чичерова, секретарь школьной комсомольской орга­ низации Л. Брижик, методист отдела народного образования райисполкома Н. Н. Крылова, инструктор райкома КПСС Ю. А. Гордеев. Во встрече при­ нял участие второй секретарь райкома КПСС А. А. Залыгаев. Очень интересны.м и полез­ ным для всех получился раз­ говор. Таким было мнение большинства из тех, кто в нем принял учабтие. Сначала директор школы Э. С. Шестакова напомнила со­ бравшимся отдельные положе­ ния нз доклада председателя Государственного комитета СССР по народному образова­ нию Г. А. Ягодина «Чтрез гу­ манизацию и демократизацию к новому качеству образоЕ.чния». нз выступлений других делега­ тов съезда. 11.1 .ходу с чем-то согласилась, но некогорым во­ просам чыгказала свое мнекие. Затам пригласила учителей и приглашенных высказать свои точки зрения на ту нли иную проблему, а их в работе шко­ лы существует немало. Обсуждение проходило сле­ дующим образом: называлась проблема, и каждый мог выс­ казать по ней свое .мнение. Первой по проблеме «Личность учителя н престиж ^щительско- го труда» взяла слово учитель истории Л. Н. Осетрова. Учи­ тель был назван на съезде цен­ тральной фигурой перестройки школы. Среди качеств, которы­ ми он должен обладать, назы­ вались: глубокое знание своего предмета, владение разнообраз- ны.мн методически.мн средства- .мн, эрудиция, культура, жаж­ да знаний, стремление к твор­ честву. Но для осуществления революционных пере-мен в дея­ тельности школы очень важно еще, чтобы учительский труд был престижным, чтобы >’чн- тель имел чувство собственно­ го достоинства н был бы уве­ рен в себе. Однако отношение к учите­ лю, наблюдавшееся в послед­ ние десятилетия, привело к то­ му, что он потерял свое лицо. В подтверждение этого своего вывода Людмила Николаевна вспомнила учителей, на кото­ рых в годы ее учебы многие ученики хотели быть похожи­ ми. А сегодня, сказала она, некоторых из них уже нельзя назвать людьми принципиаль­ ными, раскрепощенными, стоя­ щими над обстоятельствами. Поэтому очень хотелось бы, чтобы учителям уделялось как можно больше внимания. Дополнили выступление Л. Н. Осетровой Э. С. Шеста­ кова и В. В. Тушова, которые отметили, что учителя, как ни­ кто другой, нуждаются в пер­ воочередном обеспечении худо­ жественной литературой и пу­ тевками в санатории и до,.ш от- ' дыха, что сегодня, к сожале­ нию, относится к нерешенным проблемам. По мнению А. А. Залыгае- ва. авторитет учителя стал па­ дать еще и потому, что в от­ дельных педколлективах сло­ жился нездоровый микроклимат, немало среди педагогов учите­ лей, которых иначе, чем уроко- дателями, не назовешь, много учительской энергии и времени уходит па выяснение отноше­ ний в то время, как пришколь­ ные участки зарастают бурья­ ном, для ремонта школ за ог­ ромные деньги привлекаются бригады со стороны, а дети в это время не знают, чем им за­ няться... Н. В. 4:1 ерова высктз:'та претензии к учителям за то, что мало бывают они вместе со школьниками во внеучебное время. Ни разу не видела учи­ телей на катке, сказала она. Заливает каток совершенно по­ сторонний школе человек, хотя посещают его, как правило, только школьники. Разгорелся спор. Учителя пытались доказать, что в ор­ ганизации свободного времени детей и подростков ил 1 долж­ ны помогать не только общест­ венные организации, но и ро­ дители. Общее мнение по дан­ ной ситуации высказала дирек­ тор школы: «Действительно, и родители, и комсомольцы сов­ хоза должны помогать школе организовывать свободное вре­ мя детей, но и учителя не ос­ вобождаются от этого». Различными были мнения собравшихся и о педагогике сотрудничества. Завуч школы Е. А. Савосина выступила за решительный отказ от жестких схем организации жизни ребен­ ка. подростка в школе. В ос­ нове взаимоотношений 5 ’чнтеля и учеников должны быть толь­ ко человеческие, добрые и гу­ манные качества. Главный смысл кропотливой ежедневной образовательной и воспитатель­ ной деятельности учителя — развивающаяся личность. Од­ нако прозвучало и противопо­ ложное мнение, выразившееся в необходимости подчинения учащихся во время урока тре- бования.м учителя. О том, что мешает заинтере­ совать школьников учением, почему выходит еще из стен школы «брак», очень эмоцио­ нально говорила учитель химии и биологии В. В. Тушова. Она внесла ряд предложений. Для облегчения работы в начальных классах учителям надо заранее готовить детей к поступлению в школу, занимаясь с дошколь­ никами в отведенные для это'й цели дни. Снизить загружен­ ность школьников, давая им на уроках общедоступные знания. А с темн, кто пожелает ■изу­ чать тот или иной предмет бо­ лее углубленно, заниматься в дополнительное время. В атте­ стате об окончании средней школы отмечать, какие пред­ меты выпускник изучал углуб­ ленно, по каким имеет общие понятия. Для более точного оп­ ределения качества знаний вме­ сто посещений уроков директо­ ром и завучем проводить конт­ рольные работы. Чтобы повысить качество знаний учащихся начальных классов, сказала учитель на­ чальных классов А. Д. Парамо­ нова, необходимо разъединить классы. Затем участники «круглого стола» высказали свои мнения по вопросу о роли оценки в учебно-воспитательном процес­ се. А. Д. Парамонова: «Оценка н>’жна, так как ученик хочет знать результат своего труда, родители — способности своих детей». Ю. С. Копылов: «Дети долж­ ны получать оценки с самых первых дней учебы в школе. Но в начальных классах, я счи­ таю, нужно ставить только по­ ложительные оценки». А. П. Нестеров: «Считаю, что двойки надо ставить, если ре­ бенок того заслуживает». И. В. Чичерова: «Учителя должны научить родителей пра­ вильно воспринимать оценки своих детей». Наиболее острые споры раз­ горелись вокруг вопроса о тру­ довом обучении и воспитании школьников, особенно об обще­ ственно полезном труде старше­ классников. Старшеклассники во время часов, отведенных на общест­ венно полезный труд, занима­ ются, как выяснилось, сборкой борон. А на выделенных сов­ хозом школе 20 гектарах зем­ ли никакие работы не ведутся: удобрения не вывезены, не за­ культивированы. не произведе­ но снегозадержание. Есть труд­ ности и в овладении юношами практическими навыками вож­ дения трактора, так как тех­ нику из-за отсутсвия гаража | Я (по словам учителя -руда В. В. Осетрова) приходится только заводить с У.00 до 15.00. То есть, заканчивая школу, юноши фактически не получают ника­ кой специальности. Для изменения создавшегося положения было внесено не­ сколько интересных предложе­ ний. Например, выращивать на выделенном школе участке се­ мена люцерны, что II выгодно, II полезно, так как ребята бу­ дут, наконец, заняты настоя­ щим трудом. Еще сложнее, как выясни­ лось, обстоит дело с организа­ цией общественно полезного труда у девушек. Каждую пят­ ницу им приходится работать ’ на ферме, как ц взрослым, с раннего утра до позднего ве­ чера, полностью заменяя на этот день нескольких доярок. Для доярок это единственная ^ возможность получить выход- ■ ной день. А вот для девочек... Рассказывая о том, какие тя­ желые мешки с комбикормом им приходится таскать, как об­ мораживаются руки при разда­ че свеклы, Л. Брижик даже по выдержала — заплакала. Нет на ферме условий для занятий девушек общественно полезным трудом. Да и непо­ нятно, зачем им работать весь день, если по учебной програм­ ме они должны только знать устройство доильного аппарат! и уметь и.м пользоваться? Рас- с.матривались разные вариан­ ты решения этого вопроса. В конце встречи рассказал о планах совхоза на ближайшие годы и ответил на вопросы пе­ дагогов и родителей директор совхоза «Знаменский» А. Г. Ма­ каров. Он сказал, что совхоз окажет школе помощь в строи­ тельстве тира, в ремонте (сна­ ружи) школьного здания. При поступлении будут выделены стройматериалы и на строи­ тельство гаража для школьной техники. В ближайшие дни бу­ дет положительно решен также вопрос с квартирой для моло­ дой учительницы. Остаются пока открытыми вопросы о строительстве тепли­ цы, предоставлении учителям от совхоза путевок в дома от­ дыха и санатории, о сроках тур­ поездки школьников за счет совхоза во время весенних ка­ никул. Отчет с «круглого стола» хо­ чется закончить словами', кото­ рые сказала, подводя итоги встречи, Э. С. Шестакова: «Хо­ телось бы верить, что от тю - рализма мнений мы, не откла­ дывая, перейдем к конкрепшш действиям». С. михо .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz