Путь Ильича. 1989 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧА» .14 января 1989 г. * № 7 (6970) * 2 Н а днях в райкоме КПСС со стоялся семинар, посвящен ный подготовке к выборам на родных депутатов СССР. На се.минаре присутствовали секре тари партийных организаций, председатели исполкомов сельс ких Советов, многие агитаторы и политинформаторы, работники идеологических служб района. В выступлениях секретаря райкома КПСС Л. М. Кузнецо вой, секретаря исполкома рай совета народных деп\'татов Г. А. Осетровой говорилось о том, что предстоящие выборы, особенно подготовка к ним — серьезный экзамен 'для идеоло гических работников, местных Советов народных депутатов. Законодательные акты, приня тые внеочередной сессией Вер ховного Совета СССР двенадца того созыва, внесли очень много нового в проведение выборов высшего органа власти страны. В своем выступлении Г. А. Осетрова подробно рассказала об основных положениях Зако на СССР «О выборах народных депутатов СССР», подчеркнула, что до каждого избирателя рай она необходимо донести эти по ложения, показать, как много предусматривает Закон. Выборы — серьезный экзамен ЗАМЕТКИ С СЕМИНАРА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Подробно она остановилась на одно.м из принципиальных новшеств Закона — избрании одной трети народных депута тов СССР от общественных ор ганизаций. Через общественные организации, как и через терри ториальное и национально-тер риториальное образование, в ор ганах власти будут представле ны все советские граждане. Как-то после одного из со вещаний в разговоре с опыт- ны.м советски.м работником выяснилось, что он совер шенно не представляет порядка выдвижения кандидатов от об щественных организаций. Он сказал, что выбирать их долж ны на одном из избирательных округов. Думается, за этим не только невни.мание к сообще- ния.м, а привычка ждать, когда все разъяснят, «разжуют», как говорят в учебных заведениях. А ведь со дня сообщения о проведении выборов и опубли кования Закона о них прошло почти полтора месяца. Поздно вато собрали совещание? Но на до ли было ждать его, чтобы развернуть агитационную рабо ту? Конечно, нет. С людьми не обходимо работать не от кам пании до кампании, а посто янно. Каждый коммунист —идеоло гический боец. Таково требова ние партии. Но получается, что и секретарь парткома или парт бюро словно забывает об этой своей обязанности. Трудно? Да, нелегко. Легче сетовать на то, что не собрались люди на лек цию. что агитировать за Совет скую власть не нужно, что все читают газеты, смотрят телеви дение. Читают, смотрят, а вот мно гого не знают. Может быть, по- то.му, что смотрят больше не политические беседы, а кино фильмы, читают в газетах лишь спортивные новости или статьи о том. как где-то кого-то осво бодили от работы. Что же, это интересно и необходимо. Но также надо систематически по полнять общественно-политичес кие знания. Пополнять, чтобы нести их людям. Нет необходн.мости спорить, что агитатор н лектор нужны. Следует агитировать и за Со ветскую власть, и за арендный и семейный подряд. В недавне.м выступлении М. С. Горбачева перед деятелями науки и куль туры говорилось о том, что предстоит сделать по пере стройке в экономическо.м, со- цнально.м, воспитательном ас пектах. В частности, он отметил, что революционные перемены, на которые нацелена перестрой ка, невоз.можны без революции в общественно.м сознании, в психологии, мышлении людей. Не надо много говорить о ме сте идеологической, массово-по литической работы. Но нельзя еще раз не сказать, что первич ные парторганизации бессистем но ведут эту работу. И на семи наре говорилось о необходимос ти улучшения идеологической деятельности парторганизации. Именно они призваны обеспе чить повседневное руководство работой агитаторов, их регуляр ное инструктпрованне и инфор мирование по актуальным воп росам. Заведующий идеологическим отделом'райкома КПСС В. И. Бражников рассказал, как орга низовать работу агитпункта. Там должны дежурить агитато ры. проводиться беседы, другие мероприятия. Следует позаботи ться об оформлении наглядной агитации, иметь различную ли тературу по советской избирате льной системе. Необходимо вес ти работу по -месту жительства. Очень многое призваны сделать работники культпросветучреж- деннй. На семинаре выступил заве дующий организационным от делом райкома КПСС В, И. Во допьянов. Он обратил внимание актива на то, чтобы ни одно критическое за.мечанне, предло жение избирателей^ не осталось без внимания. По всем предло жениям необходимо принять ме ры. Итоги семинара подвела секретарь райкома КПСС Л. М. Кузнецова . Хорошо поработал в минувшем году коллектив ДРСУ. Он вы полнил большой объем ремонтных работ на дорогах района. Улуч шено качество ремонта и строи тельства. Дорожники не забыва ют об экономии. Бережливость — характерная черта п механизатора Владимира Федотовича Коровкйма, которого вы видите на снимке. За его пле чами — десятки лет работы на тракторе. Поэтому опыт вместе со старательностью, трудолюбием способствует тому, что В. Ф. Ко ровкин является одним нз луч ших рабочих в коллективе до рожников. В настоящее время Владимир Федотович работает на бульдозе ре. Занимается н погрузкой щеб ня, и расчисткой дорог от снеж ных заносов. Коммунист В. Ф. Коровкин ак тивно участвует в работе первич ной партийной организации Фото А. Гавриловой. Семинар пропагандистов в прошедшую среду состоял ся очередной семинар пропаган дистов. Его участники с интере сом прослушали лекцию «Вне шнеполитическая деятельность КПСС II Советского государст ва на современном этапе». Ее прочитал лектор областной ор ганизации общества «Знание» С. К. Фурлов. Он рассказал об ирано-иракских отношениях, о сотрудничестве между СССР н Китаем, коснулся ряда других цробле:\ 1 , связанных с развити ем внешней политики страны, ответил на вопросы присутству ющих. Перейти к конкретным действиям в ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ — МАТЕРИАЛЫ ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА Затем пропагандисты занима лись по секция.м. На встречу за «круглым сто лом», которая состоялась в прошедший понедельник в Зна менской средней школе, были приглашены директор и секре тарь парторганизации совхоза «Знаменский» А. Г. Макаров и В. П. Шестаков, председатель Знаменского сельского Совета Н. А. Чистоклетов, члены шко льного родительского комитета А. II. Нестеров, Ю. С. Копы лов, Н. В. Чичерова, секретарь школьной комсомольской орга низации Л. Брижик, методист отдела народного образования райисполкома Н. Н. Крылова, инструктор райкома КПСС Ю. А. Гордеев. Во встрече при нял участие второй секретарь райкома КПСС А. А. Залыгаев. Очень интересны.м и полез ным для всех получился раз говор. Таким было мнение большинства из тех, кто в нем принял учабтие. Сначала директор школы Э. С. Шестакова напомнила со бравшимся отдельные положе ния нз доклада председателя Государственного комитета СССР по народному образова нию Г. А. Ягодина «Чтрез гу манизацию и демократизацию к новому качеству образоЕ.чния». нз выступлений других делега тов съезда. 11.1 .ходу с чем-то согласилась, но некогорым во просам чыгказала свое мнекие. Затам пригласила учителей и приглашенных высказать свои точки зрения на ту нли иную проблему, а их в работе шко лы существует немало. Обсуждение проходило сле дующим образом: называлась проблема, и каждый мог выс казать по ней свое .мнение. Первой по проблеме «Личность учителя н престиж ^щительско- го труда» взяла слово учитель истории Л. Н. Осетрова. Учи тель был назван на съезде цен тральной фигурой перестройки школы. Среди качеств, которы ми он должен обладать, назы вались: глубокое знание своего предмета, владение разнообраз- ны.мн методически.мн средства- .мн, эрудиция, культура, жаж да знаний, стремление к твор честву. Но для осуществления революционных пере-мен в дея тельности школы очень важно еще, чтобы учительский труд был престижным, чтобы >’чн- тель имел чувство собственно го достоинства н был бы уве рен в себе. Однако отношение к учите лю, наблюдавшееся в послед ние десятилетия, привело к то му, что он потерял свое лицо. В подтверждение этого своего вывода Людмила Николаевна вспомнила учителей, на кото рых в годы ее учебы многие ученики хотели быть похожи ми. А сегодня, сказала она, некоторых из них уже нельзя назвать людьми принципиаль ными, раскрепощенными, стоя щими над обстоятельствами. Поэтому очень хотелось бы, чтобы учителям уделялось как можно больше внимания. Дополнили выступление Л. Н. Осетровой Э. С. Шеста кова и В. В. Тушова, которые отметили, что учителя, как ни кто другой, нуждаются в пер воочередном обеспечении худо жественной литературой и пу тевками в санатории и до,.ш от- ' дыха, что сегодня, к сожале нию, относится к нерешенным проблемам. По мнению А. А. Залыгае- ва. авторитет учителя стал па дать еще и потому, что в от дельных педколлективах сло жился нездоровый микроклимат, немало среди педагогов учите лей, которых иначе, чем уроко- дателями, не назовешь, много учительской энергии и времени уходит па выяснение отноше ний в то время, как пришколь ные участки зарастают бурья ном, для ремонта школ за ог ромные деньги привлекаются бригады со стороны, а дети в это время не знают, чем им за няться... Н. В. 4:1 ерова высктз:'та претензии к учителям за то, что мало бывают они вместе со школьниками во внеучебное время. Ни разу не видела учи телей на катке, сказала она. Заливает каток совершенно по сторонний школе человек, хотя посещают его, как правило, только школьники. Разгорелся спор. Учителя пытались доказать, что в ор ганизации свободного времени детей и подростков ил 1 долж ны помогать не только общест венные организации, но и ро дители. Общее мнение по дан ной ситуации высказала дирек тор школы: «Действительно, и родители, и комсомольцы сов хоза должны помогать школе организовывать свободное вре мя детей, но и учителя не ос вобождаются от этого». Различными были мнения собравшихся и о педагогике сотрудничества. Завуч школы Е. А. Савосина выступила за решительный отказ от жестких схем организации жизни ребен ка. подростка в школе. В ос нове взаимоотношений 5 ’чнтеля и учеников должны быть толь ко человеческие, добрые и гу манные качества. Главный смысл кропотливой ежедневной образовательной и воспитатель ной деятельности учителя — развивающаяся личность. Од нако прозвучало и противопо ложное мнение, выразившееся в необходимости подчинения учащихся во время урока тре- бования.м учителя. О том, что мешает заинтере совать школьников учением, почему выходит еще из стен школы «брак», очень эмоцио нально говорила учитель химии и биологии В. В. Тушова. Она внесла ряд предложений. Для облегчения работы в начальных классах учителям надо заранее готовить детей к поступлению в школу, занимаясь с дошколь никами в отведенные для это'й цели дни. Снизить загружен ность школьников, давая им на уроках общедоступные знания. А с темн, кто пожелает ■изу чать тот или иной предмет бо лее углубленно, заниматься в дополнительное время. В атте стате об окончании средней школы отмечать, какие пред меты выпускник изучал углуб ленно, по каким имеет общие понятия. Для более точного оп ределения качества знаний вме сто посещений уроков директо ром и завучем проводить конт рольные работы. Чтобы повысить качество знаний учащихся начальных классов, сказала учитель на чальных классов А. Д. Парамо нова, необходимо разъединить классы. Затем участники «круглого стола» высказали свои мнения по вопросу о роли оценки в учебно-воспитательном процес се. А. Д. Парамонова: «Оценка н>’жна, так как ученик хочет знать результат своего труда, родители — способности своих детей». Ю. С. Копылов: «Дети долж ны получать оценки с самых первых дней учебы в школе. Но в начальных классах, я счи таю, нужно ставить только по ложительные оценки». А. П. Нестеров: «Считаю, что двойки надо ставить, если ре бенок того заслуживает». И. В. Чичерова: «Учителя должны научить родителей пра вильно воспринимать оценки своих детей». Наиболее острые споры раз горелись вокруг вопроса о тру довом обучении и воспитании школьников, особенно об обще ственно полезном труде старше классников. Старшеклассники во время часов, отведенных на общест венно полезный труд, занима ются, как выяснилось, сборкой борон. А на выделенных сов хозом школе 20 гектарах зем ли никакие работы не ведутся: удобрения не вывезены, не за культивированы. не произведе но снегозадержание. Есть труд ности и в овладении юношами практическими навыками вож дения трактора, так как тех нику из-за отсутсвия гаража | Я (по словам учителя -руда В. В. Осетрова) приходится только заводить с У.00 до 15.00. То есть, заканчивая школу, юноши фактически не получают ника кой специальности. Для изменения создавшегося положения было внесено не сколько интересных предложе ний. Например, выращивать на выделенном школе участке се мена люцерны, что II выгодно, II полезно, так как ребята бу дут, наконец, заняты настоя щим трудом. Еще сложнее, как выясни лось, обстоит дело с организа цией общественно полезного труда у девушек. Каждую пят ницу им приходится работать ’ на ферме, как ц взрослым, с раннего утра до позднего ве чера, полностью заменяя на этот день нескольких доярок. Для доярок это единственная ^ возможность получить выход- ■ ной день. А вот для девочек... Рассказывая о том, какие тя желые мешки с комбикормом им приходится таскать, как об мораживаются руки при разда че свеклы, Л. Брижик даже по выдержала — заплакала. Нет на ферме условий для занятий девушек общественно полезным трудом. Да и непо нятно, зачем им работать весь день, если по учебной програм ме они должны только знать устройство доильного аппарат! и уметь и.м пользоваться? Рас- с.матривались разные вариан ты решения этого вопроса. В конце встречи рассказал о планах совхоза на ближайшие годы и ответил на вопросы пе дагогов и родителей директор совхоза «Знаменский» А. Г. Ма каров. Он сказал, что совхоз окажет школе помощь в строи тельстве тира, в ремонте (сна ружи) школьного здания. При поступлении будут выделены стройматериалы и на строи тельство гаража для школьной техники. В ближайшие дни бу дет положительно решен также вопрос с квартирой для моло дой учительницы. Остаются пока открытыми вопросы о строительстве тепли цы, предоставлении учителям от совхоза путевок в дома от дыха и санатории, о сроках тур поездки школьников за счет совхоза во время весенних ка никул. Отчет с «круглого стола» хо чется закончить словами', кото рые сказала, подводя итоги встречи, Э. С. Шестакова: «Хо телось бы верить, что от тю - рализма мнений мы, не откла дывая, перейдем к конкрепшш действиям». С. михо .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz