Путь Ильича. 1989 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1989 г. (п. Лев-Толстой)

и|лЕо «ЯП!ГЬ ИЛЬИЧА» (Р -^ с ) Н<~Р^ 16 мая 1989 г. * № 59 (7 0 2 2 ) .* 3 ПРОБЛЕМЫ РАСТЕНИЕВОДСТВА КАМЕНЬ НА ПАШНЕ На прошлс 1 1 неделе стояла су ­ хая погода и земледельцы Котов­ ского. отделения совхоза нмёни М. Горького не сидели без дела Шел сев кук 'рузы , велось боро­ нование посевов гороха, на па­ ровое поле выво.зился навоз, там ж е ходил трактор со сцепом культиваторов. Словом, обычная для этоЛ поры . работа. Лишь депствия одного звена на первьи! взгляд .могли показаться стран­ ными. Но полю медленно шел трактор с тележкг.|/ 1 , рядом с ним — два ’человека, которые время от вре.мени подбирали что-то с •земли и бросали в кузов. Это звено было специально послано для окультуривания поле 1 1 . Подбирать 1 ;амни — работа не П 1 )естижиая, но 0 )гень ‘ нужная. Много накопилось на полях- раз­ ных посторонних предметов. Ежедневно их набирали по две тележ(ш, потом весь этот .хлам сваливали в одном из глубоких логов. .Заодно очищали и посад­ ки. Попада.тись камни, которые вручную поднять было невоз­ можно. поэтому пришлось вызы­ вать погрузчик. Каждым год подбираем ка.мни па свекловпчтах полях, а их все не убавляется, — говорит .механизатор Н. Морковин, — Откуда они только бе))утся? Чтобы это выяснить, не надо быть опытным экспертом. На по­ лях в избытке разбросаны скре­ бки от павозоудаляющнх тран­ спортеров, резиновые патрубки от мехдойкн, обрезки водопро­ водных труб, обломки кирпичей ^ от кормушек, досок. Все это яв­ но говорит о том. что большая часть мусора попадает туда с фермы вместе с навозом. 1 {амень на пашне — проблема более серьезная, чем может ка­ заться. У какого механизатора не замирало сердце при виде на борозде огролшого валуна. «Вы- де|.’жит или нет агрегат очеред­ ную зуботй'ч.'-цу — невольно приходит е.-«у .чыс.'ш в такие мо­ менты. Не ьсе!да , к сожа.'.енпю, выдерживает техника, поэто.му большинство трактористов не рискуют: .".ибо объезжают пре­ граду, либо, остановив агрегат, вручную перекатывают ка.мень в сторону, к он остается лежать, угронгая другим агрегатам. Так как же добиться того, что­ бы все поля окончательно очис­ тить от посторонних предметов? Очевидно, что подбирать нх нужно, однако .это всего-навсего по.т,\ меры. Чтобы предотвратить дальнейшее засорение пашни, необходимо исключить возмож­ ность попадания всякого хлама на нее. ^ се дело в то.м, что в качест­ ве органики не заинтересованы жнвотноЕОды, и не только Котовской фер.мы. При сущест­ вующей в хозяйствах района це­ ховой системе, они продают на­ воз полевода.м, но цена за него одна, независимо от того, как приготовлено удобрение и сколь­ ко в нем ка.мней п других посто­ ронних предметов. Органика ос­ тается по-прежнему дефицитной н поэтому полеводы особенно не придираются; бери, что дают, а то и того не будет. Ничуть не заинтересованы в качестве органики и работники 1 Юоператива «.Чемлехимпром». У них главный показатель — объем. Вот п гонят они на поля с территорий ферм все. что по­ падет в ковш лшхлопаты. Осенью прошлого года группа агрохими­ ков занималась в Котовском от­ делении вывозкой навоза. В.мес- "те с ним они вывезли на паровое поле огролшьп ' 1 кусок ж елезобе­ тона. который сейчас не зйают как убрать оттуда. Спрашивает­ ся; разве не видели его механи­ затор. грузивший навоз, плп шо­ фер, перевознЕшин его? Видели, конечно, но не отбросили в сто­ рону. Проблема те.м более обостря­ ется с развптне.м арендных от­ ношений! на селе. ■Хороший хо­ зяин. а таковы.м по крайней .ме­ ре должен являться арендатор, не потерпит, ч^обы на его поле ва.чялся разный хлам' Пока арендные звенья терпе.'шво про­ должают своими силами очищать поля, затрачивая на это средст­ ва из своего фонда. Но долго так продолжаться не может. Не исключено, что в одно прекрас­ ное время они потребуют либо оплатить ИЯ рас.ходы, либо ио- став.лять качественные 0 ])ганнче- ские удобрения. В последнее время на ф ер ­ мах района стали активно ис­ пользовать соло.менпую подстил­ ку, которая идет потом на при­ готовление компостов. Однако в этом нужном деле пло.хо дей­ ствуют экономические стимулы Подстилка и компосты для жи ­ вотноводов не являются выгод­ ным занятием, это только до ­ полнительная нагрузка. Что уж тут' говорить о качестве Успешно раз 1 )ешить пробле- •му может только организация специальных подрядных звень­ ев по -производству органики на каждой ферме. Об этом не раз поднимался вопрос на различ­ ных районных совещаниях, но. к сожалению, никаких сущест­ венных изменений пока не про­ исходит. На местах ссылаются на нехватку людей. Однако производство органики не тре­ бует привлечения многих лю­ дей, эти.м могут заниматься жи­ вотноводы но совместительству с основной профессией. Глав­ ное здесь — по-настоящему заинтересовать их. П. СЕРГЕЕВ. НА ТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ Семья формирует личность Семья. Именно здесь закла­ дываются начала начал в ма­ леньком человеке, только начи­ нающем познавать окружаю­ щее. Именно семья оказывает решающее воздействие на весь его внутренний мир. Не случа|'ию по:это.му с каждым годо.м все больше делается у нас в области семейного вос­ питания. Подчеркивая исклю­ чительную роль се.мьи в ж и з­ ни общества, партия намечает широкий круг мер. направлен­ ных на ее укрепление, на ока­ зание разносторонней помощи. В.месте с тем партия ука'зываёт на необходимость повышать от­ ветственность родителей за вос­ питание детей. Но вырастить, воспитать все­ сторонне развитого человека не просто; здесь мало только одеть, обуть и накор.мить его. Именно в семье должны с малых Ттет учить ребенка правильно вос­ принимать окружающее, пра­ вильно мыслить II умело выска­ зывать свои мысли. Научившись это.му, ему легче будет об\-чать- ся в школе, да н в жизни с че- ловеко.м, умеющим логично п связно выразить свои мысли, об­ щаться намного интереснее. Наиболее приемлем для тако­ го обучения возраст 3 — 4 лет. Иначе его называют возрастом «почеихшек».’ Запас слов у ре­ бенка быстро увеличивается, он начинает употреблять их в са­ мых разнообразных грамматиче­ ских формах II сочетаниях. И ро­ дители не должны отмахивать­ ся от бесконечных «почему», а попытаться использовать этот период для обогащения словаря ребенка п развития у него связ­ ной речи. Здесь не требуется че­ го-то особенного. Надо исполь­ зовать ближайшее хжруженпе ре­ бенка, то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. В словарь детей следует вводить % 1 б только названия предметов, но и на'звания нх деталей, час­ тей. Вот малыш рассматривает предмет. Спросите его. какой это предмет, п он не только скажет его название, но н признаки. Вопрос «из чего он сделан?» за ­ ставит его назвать материал, по­ ставив при .'ЭТОМ слова в роди­ тельном падеже. - Важно не просто знакомить ре­ бенка с окружающим, но иметь в виду н чисто речевые задачи. Расс.мотрели пред.'меты. назвали их - - закрепите слова в различ­ ных словесных играх. Вотч на­ пример. игра «Какое что быва­ ет?» Взрослый спрашивает, что бывает высоким (широким, у з ­ ким и т. д , ), а ребенок отвечает; дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение; что вьш 1 е — дерево пли человек? Учась сравнивать, обобщать, дети начинают понимать значе­ ние абстрактного, отвлеченного слова «высота». Для обогащения словарного запаса ребенка, для понимания переносного значения образных слов неоценимо чтение худож е­ ственной литературы. Родители, читая малышу сказку, рассказ или ст 1 Гхотворенне, должны об­ ратить его внимание на отдель­ ные слова и выражения, повто­ рить их. Только тогда ребенок запомнит 1 ! усвоит их. станет ис­ пользовать в других речевых си­ туациях. Необходимо развивать речь малыша, учить пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). К томху же дети любят пересказывать зна­ комые сказки с несложным сю­ жетом. При этом вырабатывает­ ся умение слушать, отвечать на вопросы взрослых, добавлять к рассказу взрослого отдельные слова н целые предложения, помогая ему. Нужно предлагать ребенку повторять за взрослым слова I! целые предложения Можно переходить к пересказу по вопросам, напри.хгер. «кого встретил Колобок?», «Какую пе- сенкх- спел?» п т. д. Очень хорошо помогают ов­ ладеть умением пересказывать различные зрелища; кукольный театр, мультфильмы. Они эмо­ ционально настраивают детей, развивают желание передать своп впечатления в рассказе. Очень любят малыши рассмат­ ривать игрушки, что также по- б^'ждает их к высказыванию. На­ до предложить ребенку внн.ма- телыю рассмотреть игрушку. Спросить его о ее форме, цвете, величине. А затем уже предло­ жить самому рассказать об иг­ рушке. От простой, понятной песенки, сказки, образно н увлекательно рассказанной мамой, от вырази­ тельно прочитанного сти.хотворе- ния или рассказа за столом, где собралась вся семья. душа ре­ бенка расцветает н жадно впи­ тывает впечатления добра и кра­ соты, оставляющие в ней неиз­ гладимые. следы. Вспомним, какую роль сыгра­ ли в духовном II художественном развитии Пушкина рассказы и сказки Арины Родионовны. Или восторженно- благоговейное вос­ поминание, которое Гете на всю жизнь сохранил от рассказа сво­ ей .матери. Семья является средой, где беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображе­ ние ребенка, его вкусы и инте­ ресы. а ведь все это и является преддверием, фундаменто.хг пра­ вильной литературной устной и письменно!! речи. В се.мье. из повседневной жиз­ ни которой не выброшена родная литература, где с любовью от­ носятся к родному -языку, где обязательно развивается речь ясная, образная, где горячо под­ держивается и поощряется .Х 1 а- лейшее проявление литератур­ ных вкусов и исканий, язык ре­ бенка будет развиваться пра­ вильно и всесторонне. Л. СЫСА, заведующая детским садом «Теремок». Казахская ССР. Год работа­ ет на арендном подряде гос- племзавод «Каменский» в Ал ­ ма-Атинской области. Деятель­ ность в новых условиях хозяй­ ствования, когда по конечным результатам определяется и уровень заработной платы каж­ дого "Рабочего, пришлась по ду ­ ше трудовому коллективу. Жи­ вотноводы расширили зоны об- сл.хживання. Это дало возмож­ ность высвободить часть работ­ ников для других отраслей. Сегодня отдельные группы коров дают более 6 0 0 0 . а ре­ кордистки — по 1 0 0 0 0 кило­ граммов .молока в год На снимках: доярка комплек­ са «Береке» Шолпан Каримова (слева) от каждой закреплен­ ной коровы получила по 5 0 0 0 килограммов молока. В этом не­ малая заслуга наставников ф ер ­ .мы, где трудится молодая ра­ ботница. Среди лих и член бю­ ро* ЦК компартии Каза.хстапа доярка. Валентина Алексеевна Кузьменко (справа). которая свой опыт передаст молоде'/ки; на комплексе «Ак-Булак» на промышленной основе содер­ жится 8 0 0 дойных корон. (Фотохроника ТАСС) СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА ДОМУ ------- - Будет оказана помощь Как и во многих городах стра­ ны, области, в ])айопе со.здает- ся отделение социальной помо­ щи на дому одиноким и нетрудо­ способным гражданам, подчи­ ненное отделу социального обе­ спечения райисполкрма. Отдел соцобеспечения осуществляет оперативное руководство и конт­ роль .за его работой, оказывает ему органнзацношю-методичес- кую помощь. * Создающееся отделение совме­ стно с органами здравоохранения п другими организациями будет заниматься выявлением п уче­ том одиноких престарелых п не­ трудоспособных граждан, п 1 )ожи- вающих в зоне действия отделе­ ния и нуждающихся в надо.мном обслуживании. У’ртановлением и поддерживанием связей с трудо­ выми коллективами, где ранее работали ветераны войны н тру­ да, инвалиды, с советами ветера­ нов войны и труда и другими об­ щественными организациями с целью оказания шефской помо­ щи одпношш пенсионерам. Содействием ’ в оформлении необходимых доку.ментов для установления стеки или попе­ чительства, а также для поме­ щения в до.ма-интернаты или территориальные центры. Предо­ ставлением непосредственно со­ циальными работниками отделе­ ния и предприятиями торговли, общественного питания, комму­ нального и бытового хо.шйства различных видов услуг одиноким престарелым н нетрудоспособ­ ным гражданам; доставкой на дом обедов. полуфабрикатов продовольственных и необходи­ мых промышленных товаров, .медикаментов. Сдачей н доставкой предметов домашнего обихода н вещей в стирку, химчистку, ремонт. Со­ действием в оказании необходи­ мой медицинской помощи,’ убор­ ке жилого помещения. Выполне­ нием просьб, свя.эанных с пере­ пиской с родными н друзьями, оплатой коммунальных услуг и выполненне.м других разовых по­ ручений. Организацией погребе­ ния у.мершнх одиноких пенсио­ неров. На надомное обслуживание принимаются одиноко проживаю­ щие престарелые граждане, ин­ валиды 1 II И групп II супружес­ кие пары из числа престарелых и инвалидов, нуждающиеся в по­ сторонней помощи, не страдаю­ щие психическими или ипфекци- опиы.ми заболеваниями. Инвали­ ды Великой Отечественной вой­ ны. члены семей погибших воен­ нослужащих, участники войны н пе))соналы 1 ые пенсионеры при­ нимаются на надомное обслужи­ вание в нервооче 1 )едном порядке. Зачисление па надомное об­ служивание осуществляется по 1 )ешснию заведующего отделом социального обеспечения райис­ полкома на осповашш личного заявления пенсионера н заклю­ чения медицинского учреждения о иуягдаемости в таком обслужи­ вании. При оказажш \ с.луг нен- сионеры, получающие пенсию в раз.мере 1 2 0 рублеГ| в месяц и выше, вносят ежемесячно плату в размере 5 цроцентов, получае­ мой пенецц. В штат отделения социальной помощи вводятся должности со­ циальных работников из расчета одна должность для обслужива­ ния на дому 8 — 12 человек. Со­ циальные работники организуют свою работу по графнка.м. соста- в.тенны.м с учетом пожелания престарелых и инвалидов и ут­ вержденным заведующим отде- ленпе.м. Дол;кностной оклад со­ циального работника, установ­ ленный постановлением Госком­ труда ■ СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 февраля 1986 г., составляет 90 рублей в месяц. Социальные работники обеспе­ чиваются специальными хозяйст­ венными сумками II халатами, инвентарем для уборки помеще­ ний. Им выдаются проездные би­ леты, если работа связана с по­ ездками на рбщественном тран­ спорте, а также удостоверение, дающее право на внеочередное обслуживание предприятиями торговли, общественного пита­ ния. Жителям райцентра и района, желающим выполнять обязан­ ности социальных работников, предлагае.м обращаться в отдел социального обеспечения райис­ полкома или звонить по телефо­ ну 2 - 1 1 —65 . Л. ИВАНОВА , заведующая отделением 'социальной помощи на дому.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz