Путь Ильича. 1989 г. (п. Лев-Толстой)
и|лЕо «ЯП!ГЬ ИЛЬИЧА» (Р -^ с ) Н<~Р^ 16 мая 1989 г. * № 59 (7 0 2 2 ) .* 3 ПРОБЛЕМЫ РАСТЕНИЕВОДСТВА КАМЕНЬ НА ПАШНЕ На прошлс 1 1 неделе стояла су хая погода и земледельцы Котов ского. отделения совхоза нмёни М. Горького не сидели без дела Шел сев кук 'рузы , велось боро нование посевов гороха, на па ровое поле выво.зился навоз, там ж е ходил трактор со сцепом культиваторов. Словом, обычная для этоЛ поры . работа. Лишь депствия одного звена на первьи! взгляд .могли показаться стран ными. Но полю медленно шел трактор с тележкг.|/ 1 , рядом с ним — два ’человека, которые время от вре.мени подбирали что-то с •земли и бросали в кузов. Это звено было специально послано для окультуривания поле 1 1 . Подбирать 1 ;амни — работа не П 1 )естижиая, но 0 )гень ‘ нужная. Много накопилось на полях- раз ных посторонних предметов. Ежедневно их набирали по две тележ(ш, потом весь этот .хлам сваливали в одном из глубоких логов. .Заодно очищали и посад ки. Попада.тись камни, которые вручную поднять было невоз можно. поэтому пришлось вызы вать погрузчик. Каждым год подбираем ка.мни па свекловпчтах полях, а их все не убавляется, — говорит .механизатор Н. Морковин, — Откуда они только бе))утся? Чтобы это выяснить, не надо быть опытным экспертом. На по лях в избытке разбросаны скре бки от павозоудаляющнх тран спортеров, резиновые патрубки от мехдойкн, обрезки водопро водных труб, обломки кирпичей ^ от кормушек, досок. Все это яв но говорит о том. что большая часть мусора попадает туда с фермы вместе с навозом. 1 {амень на пашне — проблема более серьезная, чем может ка заться. У какого механизатора не замирало сердце при виде на борозде огролшого валуна. «Вы- де|.’жит или нет агрегат очеред ную зуботй'ч.'-цу — невольно приходит е.-«у .чыс.'ш в такие мо менты. Не ьсе!да , к сожа.'.енпю, выдерживает техника, поэто.му большинство трактористов не рискуют: .".ибо объезжают пре граду, либо, остановив агрегат, вручную перекатывают ка.мень в сторону, к он остается лежать, угронгая другим агрегатам. Так как же добиться того, что бы все поля окончательно очис тить от посторонних предметов? Очевидно, что подбирать нх нужно, однако .это всего-навсего по.т,\ меры. Чтобы предотвратить дальнейшее засорение пашни, необходимо исключить возмож ность попадания всякого хлама на нее. ^ се дело в то.м, что в качест ве органики не заинтересованы жнвотноЕОды, и не только Котовской фер.мы. При сущест вующей в хозяйствах района це ховой системе, они продают на воз полевода.м, но цена за него одна, независимо от того, как приготовлено удобрение и сколь ко в нем ка.мней п других посто ронних предметов. Органика ос тается по-прежнему дефицитной н поэтому полеводы особенно не придираются; бери, что дают, а то и того не будет. Ничуть не заинтересованы в качестве органики и работники 1 Юоператива «.Чемлехимпром». У них главный показатель — объем. Вот п гонят они на поля с территорий ферм все. что по падет в ковш лшхлопаты. Осенью прошлого года группа агрохими ков занималась в Котовском от делении вывозкой навоза. В.мес- "те с ним они вывезли на паровое поле огролшьп ' 1 кусок ж елезобе тона. который сейчас не зйают как убрать оттуда. Спрашивает ся; разве не видели его механи затор. грузивший навоз, плп шо фер, перевознЕшин его? Видели, конечно, но не отбросили в сто рону. Проблема те.м более обостря ется с развптне.м арендных от ношений! на селе. ■Хороший хо зяин. а таковы.м по крайней .ме ре должен являться арендатор, не потерпит, ч^обы на его поле ва.чялся разный хлам' Пока арендные звенья терпе.'шво про должают своими силами очищать поля, затрачивая на это средст ва из своего фонда. Но долго так продолжаться не может. Не исключено, что в одно прекрас ное время они потребуют либо оплатить ИЯ рас.ходы, либо ио- став.лять качественные 0 ])ганнче- ские удобрения. В последнее время на ф ер мах района стали активно ис пользовать соло.менпую подстил ку, которая идет потом на при готовление компостов. Однако в этом нужном деле пло.хо дей ствуют экономические стимулы Подстилка и компосты для жи вотноводов не являются выгод ным занятием, это только до полнительная нагрузка. Что уж тут' говорить о качестве Успешно раз 1 )ешить пробле- •му может только организация специальных подрядных звень ев по -производству органики на каждой ферме. Об этом не раз поднимался вопрос на различ ных районных совещаниях, но. к сожалению, никаких сущест венных изменений пока не про исходит. На местах ссылаются на нехватку людей. Однако производство органики не тре бует привлечения многих лю дей, эти.м могут заниматься жи вотноводы но совместительству с основной профессией. Глав ное здесь — по-настоящему заинтересовать их. П. СЕРГЕЕВ. НА ТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ Семья формирует личность Семья. Именно здесь закла дываются начала начал в ма леньком человеке, только начи нающем познавать окружаю щее. Именно семья оказывает решающее воздействие на весь его внутренний мир. Не случа|'ию по:это.му с каждым годо.м все больше делается у нас в области семейного вос питания. Подчеркивая исклю чительную роль се.мьи в ж и з ни общества, партия намечает широкий круг мер. направлен ных на ее укрепление, на ока зание разносторонней помощи. В.месте с тем партия ука'зываёт на необходимость повышать от ветственность родителей за вос питание детей. Но вырастить, воспитать все сторонне развитого человека не просто; здесь мало только одеть, обуть и накор.мить его. Именно в семье должны с малых Ттет учить ребенка правильно вос принимать окружающее, пра вильно мыслить II умело выска зывать свои мысли. Научившись это.му, ему легче будет об\-чать- ся в школе, да н в жизни с че- ловеко.м, умеющим логично п связно выразить свои мысли, об щаться намного интереснее. Наиболее приемлем для тако го обучения возраст 3 — 4 лет. Иначе его называют возрастом «почеихшек».’ Запас слов у ре бенка быстро увеличивается, он начинает употреблять их в са мых разнообразных грамматиче ских формах II сочетаниях. И ро дители не должны отмахивать ся от бесконечных «почему», а попытаться использовать этот период для обогащения словаря ребенка п развития у него связ ной речи. Здесь не требуется че го-то особенного. Надо исполь зовать ближайшее хжруженпе ре бенка, то, с чем он сталкивается дома, в детском саду, на улице. В словарь детей следует вводить % 1 б только названия предметов, но и на'звания нх деталей, час тей. Вот малыш рассматривает предмет. Спросите его. какой это предмет, п он не только скажет его название, но н признаки. Вопрос «из чего он сделан?» за ставит его назвать материал, по ставив при .'ЭТОМ слова в роди тельном падеже. - Важно не просто знакомить ре бенка с окружающим, но иметь в виду н чисто речевые задачи. Расс.мотрели пред.'меты. назвали их - - закрепите слова в различ ных словесных играх. Вотч на пример. игра «Какое что быва ет?» Взрослый спрашивает, что бывает высоким (широким, у з ким и т. д , ), а ребенок отвечает; дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение; что вьш 1 е — дерево пли человек? Учась сравнивать, обобщать, дети начинают понимать значе ние абстрактного, отвлеченного слова «высота». Для обогащения словарного запаса ребенка, для понимания переносного значения образных слов неоценимо чтение худож е ственной литературы. Родители, читая малышу сказку, рассказ или ст 1 Гхотворенне, должны об ратить его внимание на отдель ные слова и выражения, повто рить их. Только тогда ребенок запомнит 1 ! усвоит их. станет ис пользовать в других речевых си туациях. Необходимо развивать речь малыша, учить пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). К томху же дети любят пересказывать зна комые сказки с несложным сю жетом. При этом вырабатывает ся умение слушать, отвечать на вопросы взрослых, добавлять к рассказу взрослого отдельные слова н целые предложения, помогая ему. Нужно предлагать ребенку повторять за взрослым слова I! целые предложения Можно переходить к пересказу по вопросам, напри.хгер. «кого встретил Колобок?», «Какую пе- сенкх- спел?» п т. д. Очень хорошо помогают ов ладеть умением пересказывать различные зрелища; кукольный театр, мультфильмы. Они эмо ционально настраивают детей, развивают желание передать своп впечатления в рассказе. Очень любят малыши рассмат ривать игрушки, что также по- б^'ждает их к высказыванию. На до предложить ребенку внн.ма- телыю рассмотреть игрушку. Спросить его о ее форме, цвете, величине. А затем уже предло жить самому рассказать об иг рушке. От простой, понятной песенки, сказки, образно н увлекательно рассказанной мамой, от вырази тельно прочитанного сти.хотворе- ния или рассказа за столом, где собралась вся семья. душа ре бенка расцветает н жадно впи тывает впечатления добра и кра соты, оставляющие в ней неиз гладимые. следы. Вспомним, какую роль сыгра ли в духовном II художественном развитии Пушкина рассказы и сказки Арины Родионовны. Или восторженно- благоговейное вос поминание, которое Гете на всю жизнь сохранил от рассказа сво ей .матери. Семья является средой, где беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображе ние ребенка, его вкусы и инте ресы. а ведь все это и является преддверием, фундаменто.хг пра вильной литературной устной и письменно!! речи. В се.мье. из повседневной жиз ни которой не выброшена родная литература, где с любовью от носятся к родному -языку, где обязательно развивается речь ясная, образная, где горячо под держивается и поощряется .Х 1 а- лейшее проявление литератур ных вкусов и исканий, язык ре бенка будет развиваться пра вильно и всесторонне. Л. СЫСА, заведующая детским садом «Теремок». Казахская ССР. Год работа ет на арендном подряде гос- племзавод «Каменский» в Ал ма-Атинской области. Деятель ность в новых условиях хозяй ствования, когда по конечным результатам определяется и уровень заработной платы каж дого "Рабочего, пришлась по ду ше трудовому коллективу. Жи вотноводы расширили зоны об- сл.хживання. Это дало возмож ность высвободить часть работ ников для других отраслей. Сегодня отдельные группы коров дают более 6 0 0 0 . а ре кордистки — по 1 0 0 0 0 кило граммов .молока в год На снимках: доярка комплек са «Береке» Шолпан Каримова (слева) от каждой закреплен ной коровы получила по 5 0 0 0 килограммов молока. В этом не малая заслуга наставников ф ер .мы, где трудится молодая ра ботница. Среди лих и член бю ро* ЦК компартии Каза.хстапа доярка. Валентина Алексеевна Кузьменко (справа). которая свой опыт передаст молоде'/ки; на комплексе «Ак-Булак» на промышленной основе содер жится 8 0 0 дойных корон. (Фотохроника ТАСС) СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА ДОМУ ------- - Будет оказана помощь Как и во многих городах стра ны, области, в ])айопе со.здает- ся отделение социальной помо щи на дому одиноким и нетрудо способным гражданам, подчи ненное отделу социального обе спечения райисполкрма. Отдел соцобеспечения осуществляет оперативное руководство и конт роль .за его работой, оказывает ему органнзацношю-методичес- кую помощь. * Создающееся отделение совме стно с органами здравоохранения п другими организациями будет заниматься выявлением п уче том одиноких престарелых п не трудоспособных граждан, п 1 )ожи- вающих в зоне действия отделе ния и нуждающихся в надо.мном обслуживании. У’ртановлением и поддерживанием связей с трудо выми коллективами, где ранее работали ветераны войны н тру да, инвалиды, с советами ветера нов войны и труда и другими об щественными организациями с целью оказания шефской помо щи одпношш пенсионерам. Содействием ’ в оформлении необходимых доку.ментов для установления стеки или попе чительства, а также для поме щения в до.ма-интернаты или территориальные центры. Предо ставлением непосредственно со циальными работниками отделе ния и предприятиями торговли, общественного питания, комму нального и бытового хо.шйства различных видов услуг одиноким престарелым н нетрудоспособ ным гражданам; доставкой на дом обедов. полуфабрикатов продовольственных и необходи мых промышленных товаров, .медикаментов. Сдачей н доставкой предметов домашнего обихода н вещей в стирку, химчистку, ремонт. Со действием в оказании необходи мой медицинской помощи,’ убор ке жилого помещения. Выполне нием просьб, свя.эанных с пере пиской с родными н друзьями, оплатой коммунальных услуг и выполненне.м других разовых по ручений. Организацией погребе ния у.мершнх одиноких пенсио неров. На надомное обслуживание принимаются одиноко проживаю щие престарелые граждане, ин валиды 1 II И групп II супружес кие пары из числа престарелых и инвалидов, нуждающиеся в по сторонней помощи, не страдаю щие психическими или ипфекци- опиы.ми заболеваниями. Инвали ды Великой Отечественной вой ны. члены семей погибших воен нослужащих, участники войны н пе))соналы 1 ые пенсионеры при нимаются на надомное обслужи вание в нервооче 1 )едном порядке. Зачисление па надомное об служивание осуществляется по 1 )ешснию заведующего отделом социального обеспечения райис полкома на осповашш личного заявления пенсионера н заклю чения медицинского учреждения о иуягдаемости в таком обслужи вании. При оказажш \ с.луг нен- сионеры, получающие пенсию в раз.мере 1 2 0 рублеГ| в месяц и выше, вносят ежемесячно плату в размере 5 цроцентов, получае мой пенецц. В штат отделения социальной помощи вводятся должности со циальных работников из расчета одна должность для обслужива ния на дому 8 — 12 человек. Со циальные работники организуют свою работу по графнка.м. соста- в.тенны.м с учетом пожелания престарелых и инвалидов и ут вержденным заведующим отде- ленпе.м. Дол;кностной оклад со циального работника, установ ленный постановлением Госком труда ■ СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 февраля 1986 г., составляет 90 рублей в месяц. Социальные работники обеспе чиваются специальными хозяйст венными сумками II халатами, инвентарем для уборки помеще ний. Им выдаются проездные би леты, если работа связана с по ездками на рбщественном тран спорте, а также удостоверение, дающее право на внеочередное обслуживание предприятиями торговли, общественного пита ния. Жителям райцентра и района, желающим выполнять обязан ности социальных работников, предлагае.м обращаться в отдел социального обеспечения райис полкома или звонить по телефо ну 2 - 1 1 —65 . Л. ИВАНОВА , заведующая отделением 'социальной помощи на дому.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz