Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)
ПибЛЁТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! т к ш ИЛЬИЧ ОИ1 Л И Л ЕВ - ТО Л СЮ В СК О Г О РА Й О Н Н О ГО К ОМ И ТЕТА К ПСС И РА Й ОН Н О ГО СОВЕТА Н А РО Д Н Ы Х Д ЕП УТ А ТО В Л И П ЕЦ К О Й ОБ Л АСТИ 64-й г од I План выполнен досрочно 1 издания 1 9 « Ф ЕВ РА Л Ь 27^ ! УЬГ.ОТА Л« 25 (6832) Цена 3 коп. К а к и нее тр у дящ и е ся страны , к оллек ти в ск лшеатиог о, цеха '■'ссг 1 :)е'^ 1 и тс№ ' достойн о в стрети ть X I X Всесою . аную иартнГг ную к он- фсренцнйк ' 1 ч этоТ| дате решен о вы п олн и ть полу г олово) | план . Свое, 1 3 4 у ел 1 ; имше си ли к атч и к и п одк р еллян и делами . На леях пьг поляены ■Нлаш. г проиан .одства п реали. - .ацни щфтш ч а к ак за два . 'месяца, г ак .н за февраль. Ма ездюйк и отпрар.лепо с иачал.л Г 1 д ; 1 2 . 8 1 0 тьгс'яч ш ту к ,■и рп н ч а п ри плане 2 8 0 0 гысяч . Н 1 С|Ч. сверх и.л'ана до 1 мар та Г>\ 'дет и з г отовлен о о 1 чоло 3 5 0 ты ся ч щтхл; щц пича. Мастер а , - к с ( ‘ рабочие у деляю т . ■ 1 .' 1 ыпг»е 1 :ри.'.| :: к и е к ач еству и р одх к щш . П соций гшстическ о.м со 1 тев 1 Юванип лу ч ш и х р 1 ау.’н.та.тап доок .та.сь смен а .чшетера В. ладимнра Иван ови ч и Д 1 <як(! 1 1 0 ва. Ны сок сч ш.’ои з в оди телыю стью Т 1 ) уда о- ттичается рабог а ст. схццпц - .чрк ! ча Л и н ы Гаврн ловн ь ! Хлеошп- ; овой. Ллл: , г Геор г и евны Л ощ у е , Л н 1 Дми' лы Д ми тр и ев н ы Мн ляев ой . К алеи ти н ы Васи льевны Гари 11. ВИИШЯКОВ.А. сек ретарь п е г и тч и п й и артор г ан н аацн и . ПЕРЕСТРОЙКА И ШКОЛА Простор педагогинеск ому творнеству отк рывают решения Пленума ЦК К ПСС После хлеба дорож е всего для парода — шк ола. . . Заповедь дав няя, но высок ая ее справедли вость ныне ощущается по- новому остро. Д ва дня в Кремле Пленум ЦК КГ1СС обсуж дал заботы н перспек тивы народног о образова ния. Далек о видно с к ремлевск ой трибуны — в так ие дни у к аж до го из нас будто расширяется к ру г озор, умудряется взгляд. Во всех тру дах и боях , В 1 . т а в - ших на долю социализма, наша шк ола была вместе с народом. Здесь наше прошлое, здесь бер\ т исток и слава и мощь страны, ее духовное бог атство, нравственные ценности. Здесь наше настоящее. Все мы родом из шк олы. За пар той начинались нашн достоинства и недостатк и , все то, что нас се г одня и тревож ит, дает опору или вын уж дает к борьбе. Ш к ола и обнтество нераздели мы. Сейчас в к лассах и ау ди тори ях формируется наше бу дущее— пок оление, к оторому в ближ ай шие г оды предстоит ак тивно вк лючиться в перестройк у, осваи вать новые ск орости и к ачества развития зк оиомик и, продолж ить преобразование общественных от ношений. взять на себя ответст венность за судьбу социализма. С нарастающей тревог ой виде ли мы. что шк ола идет в обозе общественной перестройк и. Объ явленная в И184 г оду реформа «бук сует», вязнет в проблемах и противоречиях . Энергия педаг ог и ческ их к оллек тивов парализует ся к осным бюрок ратическ им уп- равленнем. произволом ннспек ту- | )ы, формализмом, «процентома нией». В результате решающие силы — учитель, преподаватель, ученическ ое и студенческ ое само управление ок азались вне борьбы за перестройк у шк олы. На г лазах надает престиж знаний, к ачество обучения и воспитания. А ведомства просвещения бсс- иринципио к амуфлирова ш поло жение дел благ ополучным про центом успеваемости, бодрыми док ладными о всеобщем охвате. Предостерег ающие. к ритическ ие выступления печати пренебреж и тельно объясняли нек омпетентно стью, нездоровым воображением ж урналистов, К чему это вело? В тек ущем учебном г оду орг аны госинспек ции проверили общеоб разовательную подг отовк у 27 ты сяч вузовск их первок урсник ов — выпуск ник ов шк олы и ПТУ. С к онтрольными заданиями не спра вились 25 процентов студентов и 45 процентов учащихся техник у мов. Док умен ты Пленума ЦК пар тии учат преж де всего г лубине анализа всех фак торов, тормоз я щих перестройк у в сфере образо вания. даю т пример смелого, от к рытог о. незамутненног о стерео типами взг ляда на реальность н будущее советск ой шк олы. Отсю да н продуманное мног ообразие предпринимаемых мер. соответст вующих логик е жизни, бог атству возмож ностей социализма. Отсю да и выверенная решительность действий. Кардинальные изменения, вне сенные в установк и реформы об щеобразовательной и профессио нальной шк олы, отвечают идеоло гии и прак тик е развернувшейся перестройк и обигества, соответст вуют ее общему знаменателю — повороту к человек у, к ею не посредственным н уж дам и интере сам. Освобож даясь от пут единооб разия. навязанног о дог матгг к ами. нашей гнколе ггредстоггт, усгглггв общеобразовательнуг о функ ииго. развивать ее ггрггмени гелыго к ин дивидуальности , дать равные возмож ности к аж дому - ' раск рыть свогг дарования, дг гфференциро- вать обучение. Единство целен « задач образования долж но орга- нггчески сочетаться с разнообра- . зием гггкол. г ибк остью учебных планов и ггрогра.мм. опираться на передовую педаг ог ическ ую прак тик у . новаторск г ге методы обуче ния гг воспг гтяния. Не годгя, а десятилетия ггыта- лись «минпроегя» обк орнать нерег- ламентированную учительск ую мгясль. подавить любую инициатгг- ву, вгяходящую за рамк и мино- внггчьнх прсдписаггггй. Ск ольк о та- лантливгях педаг ог ов броснлгг гггколу по этой прггчигге! Горг ,ко памятен случай, к ог да перспек - тггвггый ошят учебного заведенггя нового типа ( иг к олгя- к омплек са) , о к отором писала вся пресса, бгя.' вдруг безог оворочно осуж ден од- ггггм к агшеляристом: не вместил ся в ею представление о принцгг- пе едггггства школгя. Нак азаны бгя- ли гг к ггига. г отовая к вгяпуск у (рассыггагг набор) , гг лгодгг, прича стные к ее г г одютовк с. Да, юдгя вползаггия- в застггм слу ж ат суровгям напомгггглнггеы: чем меньше альтернатив б созда- нгги новою , тем больпге вероят ность опгнбок , тем уж е зона про явления та.таггта, иигщггатггвгя. новаторе гва. Лег к о представить, с к ак им во- одугггевлением бу ду т изучаться док ументгя партггйного Пленума в гггкольигях учительск их, на вузов- скггх к афедрах. К ак ой взволнован ной благ одарностью отзовется строгггй и бережг гый партггйнгяй ггаказ; «Не вытравлять, а всяче ски лелеять ростк и появггвигнхся у нас шк ол, облик к оторых опре деляется деятельностью талан тли вых. нешаблонно мыслящих и преданных делу педагогов». В к онцепции непрерывною об разования, предложенной Плену мом, обгцеобразовательнон шк оле предназначена роть базовог о зве- гга для последующей подготовк г г к адров к валифицированных рабо чих и специалистов, всестороннего развития лггчности. самообразо вания и повышения к валифнк а- цгггг. Впервые поставлена задача к омг г.тек сного преобразования егг- стемгя просвещения к ак целостно го сошг ок ультурног о институ та в тесной, орг аническ ой взаимосвязи всех его к омпонентов. Н это — важ нейшая сторона нового под хода к проблемам образования. Вторая, не менее важ ная сторо на — взг ляд на систему образо- ваггия к ак на одну из наггболес действенных сил перестройк гг , раз вития общества. Во все времена шк ола была своего рода .моделью общества. Сег одня она долж н а верггуть себе роль уск орителя, к атализатора обществег гного развития. Долж н а стать ведугцей силой формирова ния человеческ ого фак тора, дви ж ущей частьго- тог о мехаг гнзма. к оторый обеспечит необратимое гг, революционной перестройк и. Все заботы, все трудности на родног о образования г лубок о ос мыслены на Пленуме ЦК . Сфор мулирована к омплек сная прог рам ма, вк лючающая масштабное тех ническ ое переоснащенне общеобра- зоваг ельной, професеггональной и вгясшей шк олы, ус гранение ведом ственных перег ородок и проведе- нгге на деле едггной государствен- ггой тголитикгг в областг г народно го. образования, , прочное взаимо- действг ге всех тшюв учебных за ведений. научных и прогг зводствен- нгях к оллек тг г вов. . Возвышается общественная зна чимость ученг гческ ого усердия. Тру д познания нельзя обесгщни- вать побочнымгг целя.м(г,_ не свя- заннымгг с учебным процессом. Государственный аттестат, дип лом долж ны быть оплачены пол- ггопеннгя.мгг знаггггямгг. Неюж е, что уровень квалггфи- кацигг выпуск ник ов П ТУ сейчас зачастуго отстает от технолог оче ск ой динамик и развнтггя произ водства. Професспональног техни- ческ ое образовагггге долж н о раз виваться и ук репляться к ак еди ная г осударственная сг гстема под- ютовк г г высок ок валг гфг ггигрован- ных к адров, орггентг грованная на завзрашний день. Ничем, к роме управленческ ой неповороглпвостг г гг близорук ости , ггельзя объяснить долг овременную диспропорцг гю в обеспеченнгг на родног о хозяйства ггнженернымгг к адрамг г. Создав перег гзбыток спе- цггалггстов по ряду специальнос тей. вузы держ ат на г олодном пайк е элек троник у , приборострое ние, автоматг г к у, робототехник у , бг готехнологню — приоритетные направления техническ ог о про гресса. Высшая шк ола стреми тельно обновляется. Путгг ее пе рестройк гг разработаны с учетом новых подходов в эк ономик е и социальном развитии. Намечен ная прог рамма преобразований долж на осуществляться к омплек с но. без ггерекосов. Урок так ог о подхода дает нам г гартнйный Пленум. В ходе его подг отовк и были мобилизованы гиггрокгге обггг,ественные сгглга, со браны. ггроаггализггрованьг. обоб- ггзены сотни различных мнений, г гроек тов. предложений. Отсюда — широта, масштабность выво дов, к онстру к тивность вьгдвггну- той г грограммы, ее демок ратг гче- скггй, ног гсковый харак тер. В прггнктгчх решенггях Пленум Центральног о Комг г гета партнгг обязал ЦК к омпартг гй союзных республг гк , к райк омы, обк омы, горк омы, райко.мьг ггартгггг реиггг- тсльно повысг гть уровеггь гголгптг- ческ ого рук оводства сферой обра- зованггя гг воспг гтания учанщиегг молодеж и , г лубок о внг гк ать в со- держангге работы учебных заве дений. к омг гетснгно, г го- деловому решать возггггкающне проблемы, «В партг гйном рук оводстве народ ным образованггем, — г оворится в пос гагговленип. — нет дела, бо лее ответственног о, чем .забота о недаг опгческ ггх к адрах, о возвы- гггенгги обгцественног Г) авгоргг тета учи геля». Все мы держалг г эк замен в этгг днгг. Ск ольк о было вгаск азано глубок ггх, тревожнг ,гх раздумий! Ск о.тьк о г гроивлено г раж данск ой , человеческ ой заггн гересоваиностг г в судьбе шк олы — учг г гельством, деятелями наук гг гг к ультургл, ггро- пзводственнтгк амг г, 1 гиртпйньгм 1 г гг совегск г гми работнггк амгг разных уровней! И тольк о одгго, Iенера^ гь- ное педагог ггческое учрежденгге безмолвствовало — Ак адемия пе даг ог ическ их наук . Она ио-тгреж- иему жггла в социально- безвоз душном пространстве, ож идая ру- К 0 В 0 Д Н Ш . 1 Г Х ук азанг гй сверху. Об щество так гг не дож далось от АПН обещанной коггцегтцгггг обгце- образова тельной средней школгя. к ак , впрочем, гг мггопгх друг ггх концепцггй. Из этог о фак та ггадлежггт сде лать выводы. Было бы прек рас нодушием гг далее ож г г дать от нынеигггего ру к оводства АПН сдви гов в сторону подлинной пере стройк г г шк олы гг педаг ог ическ ой наук гг. Равно к ак гг отк ладывать эту перестройк у до г рядущей ре- оргагтизагтгггг академгггг. Необходг г- мо уж е сег одня создать гггггрокггн меж ведомс гвеггигяй временный ггс- следовагельск г гй к оллек тив для разразТоггчгг ггонкрегггой прог рам М Г.Г обновлеггггя гггколгя гг ггедаго- гггкгг, включггв в него все лучггггге ггс.таг ог ггческгге сгглы. 1ак ие сгглы, жггвьге гг гворческ гге, есть в ггема- лом числе гг в самой А П Н СССР. Одггой ггз первгях задач этог о к ол лек тива долж н а стать расчг гстк а педаг ог ггческой теоргггг от врос ших в нее надолбов догматг г зма, начег ннчества м к онсерватгг зма. Револнгцг гонное обновленгге гггко- .т 1 ,г ггрггзвагго у странить все, что меигаег ' ее развгггтгю, максггма^ гь- но раск рыть ее внутрогггггге восгггг- гательнгяе гг образовательные ре сурсы, ее обгцес гвенгго г грсобразу- юггтггй, соггггалггстнческ ггй гготенцгг- ал. Это значг гг - дать ггуть сме лому , гггггрокому развгггггю ггеда- юг г г ческ ою творчества, всемерно му развертыванггю недаг ог ггческо- ю новаторства. В услогзггях обо- сгренггя борьбы передовых гг когг- серватггвнгях сил. к ог да педагог гг- ческ ая бюрок ра ггггг ак тггвгю освагг- вает перестроечнгай лек енк ом гг г гыгаегся граггсформггрггвагь на свой лад гзее гг всяческ гге иоггггге- ства, М Г . Г должнгя ггаучгггься зор к о разлг гчать г годлинное гг мнггмгге г г оваторство в педагогическ ой гегг ргггг гг гграктггке. Пас не оболы ' г ят соиглггя столь зггак омые по ггрежггггм времеггатг за.тггхгзатскгге ггедаг огическ гге ггочгг- аъг. рож даемые в каггцелирггях г гаробраза. Не обмаггуг гг ггпгггагкгг некоторгях « георег ггков» <гт ггеда- гогггкгг ггротаггмггт, под углзгм гго ва горе гва замгггелгяе, дггскредгг г гг- ровавпггге себя ггдеи авгоригарг гог г ггедаюгггк гг. «Особое гггачегггге, оодчерк г гваетгя в нос 1 апоил 1 - 1 ггггг, — П.тенум г грндает ра вггггтг 1 ю гворческ ггх начал в лея ге.тг.нос г гг советск ог о учггге.тьсгва, ггрофесегг- ров гг оренодава гелей, гго.ддержке гг шгдъему ггх (гбшес геенной ак - г ггвнос г гг». .Мггого дггскуссггй, гголсмггк , егго- ров предшествовало февра.тг.ско- му Пленуму ЦК К ПСС. Мы все больггге восггргнгггмаем это к ак ггор- му жггзгггг. Всег гародное обсужде- нгге не зак рывается, а будет про- .должено — гга вгясоте идей, сфор- му.тг грованных Пленумом. Но на- шгг стгоргя должг гы служ и ть делу. Мы обязаны довести ггерестройк у шкгглгя до к онца гг гговсюду, ггре- одплевая любгяе трудг гпсти гг гго- .мехгг. Теперь — время действггн! Время упорной работ Г.Г гг гггггро- к шп недаг отг гческ ою гворчесгва. (Псре, г ,овая «Правлгя» за 24 февраля с. г . ) . С е м е й н о е з в е н о К азахск ая ССР. По нтотлм ми ' у т т Т ' 1 П'.да Тгчгдггта Гнчгск сенпа Хам ггггнг г о сгзоггмгг дочерьми (н г 1 ггпмгзе) ггыигла ггобедите.тг-м г. об- .1.4, гном сорепнгпзании к омсомолг , - к- мг лс 1 с; : : г 1 гях таеггг.еп п молоч- гго.м нгипотггог г п. тпс. работаюгцг гх )га -Хозгг.тг-чете. Сг мг-г'гггому зпеПу . \ ; ' М : З Г ! С П Ы Х из ги Г Н Г Г Ш И Т ) с о о Х О З . Т им 1Г Н Щербак ова прггсуждегг.т премия и ра.змер- ЯОО рублен гг выделен мансвровгяй трак топ . \ \ Т8. Фото в. Давгадова. ( Фотохроник а ТАСС) .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz