Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ ИЛЬИЧА»^ '1 3 февраля 1988 г. * № 19 (6826) * х о з я й с т в о — ЛИЧНОЕ, ЗАБОТА ОБЩАЯ ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИТИЮ ПОДВОРИЙ в прошлом году с личных по­ дворий сельчан, расположенных на территории Троицкого сель­ ского Совета, поступило 225 тонн молока, что на 85 тонн больше намеченного. По 1.703 килограмма от коровы сдали колхозники государству. Мяса закуплено около 20 тонн, что тоже больше, чем планирова­ лось. Судя по цифрам, неплохо ра­ ботает «частный» сектор. Од­ нако резервы его далеко не ис­ черпаны. В сельсовете числит­ ся 386 дворов, а крупный ро­ гатый скот держат лишь 170. Каждая вторая семья не име­ ет животных. И прибавка за 1987 год ничтож.ная — на две- три головы. С нового года все личные .хо­ зяйства стали своего рода про­ изводственными цехами колхо­ зов «Заветы Ильича» и «Ро­ дина». Там ведут учет продук­ ции, рассчитываются с владель­ цами скота, обеспечивают их кормами, транспортом. Все сданное молоко и мясо засчи­ тывается в план реализации.., колхозам. Это, конечно, не освобожда­ ет исполком сельсовета от за­ бот по развитию приусадебных хозяйств. Его члены стремятся устранить причины, мешающие росту численности скота в по­ дворьях. С людьми неоднократ­ но проводились беседы на эту тему. Многие не прочь обза­ вестись скотиной, но сдержгаа- ет нехватка кормов. Для пасть­ бы личного скота выделена не­ большая балка, там травы мно­ го не возьмешь. С сельчанами в прошлом го­ ду заключались договора. Но ни тот, ни другой колхоз не выполнил своих обязательств по поставке кормов. Труднее было пенсионерам; работающий колхозник выпишет себе и зер­ нофуража. и соломы привезет, а и.м, как обычно, все в пос­ леднюю очередь. Но справедливости ради на­ до сказать, что колхозы са.ми бедствуют с кормами, достатка большого нет. Зато всегда по­ могают в приобретении живот­ ных. Так, в прошлом году кол­ хоз «Родина» на 30 процентов за.менил коров у жителей села Троицкого на более продуктив­ ных. Без волокиты выделяется транспорт для сдачи скота. Недостаточно активно дейст­ вуют работники заготконторы. А прошлой весной установили порядок — не принимать скот весом меньше четырех центне­ ров. В подворьях к тому вре­ мени запасы кор.мов кончились, вот и везли они бычков в Чап- лыгинскнй район. Правда, в этом году такого нет. К личным подворьям необ­ ходимо переменить отношение. Их надо ставить на полное кор- .мовое «довольствие», больше выделять пастбищ. На таких условиях никто не откажется завести скот, а хозяйства за счет этого поправят свое поло­ жение в животноводстве. Думается, стоит подумать о моральном и материальном воз­ награждении лучших сдатчиков продукции .личных подворий. Нужно вносить такой пункт в договора. Н. БЕСПАЛОВА, секретарь испо.лкома Троицкого сельсовета. ПО НАШЕЙ ОБЛАСТИ Лазерный вместо гранозаш Животноводческий комплекс колхоза «Родина» ие блещет про­ изводственными показателями. Большая нагрузка на операторов машинного доения, в то время как механизация не на высоком уровне. Однако если бы все животно­ воды при существующих услови­ ях трудились так. как доярка П. Н. Лобанова, производство молока в колхозе заметно бы возросло. Судите сами; в эти дни Пелагея Николаевна надаивает от каждой коровы по 5 килограм­ мов за сутки, тогда как в целом по хозяйству надой составляет 3,7 килограмма. «Секрет» П. Н. Лобановой — старательность, трудолюбие. За долголетний безупречный труд она награждена медалями «За трудовую доблесть» н «Ветеран труда». Ее портрет на районной Галерее трудовой славы. На снимке: П. Н. Лобанова. Фото А. Гавриловой. Хлевное. Полеводы совхоза Елец-Лозовский» влшсто тра­ диционного протравливания се- мя-.ч яровых зерновых культур гранозаном стали пршменять приобрете1шую недавно лазер­ ную установку «Львов-1». Обеззараилшание посевного .материала с по.мощыо лазерно­ го луча — .метод экологически чистый. Да и эффект значитель­ но выше прежней обработки. Например, споры плесневых и грибковых заболеваний уничто­ жаются пол-ностью. Но не только обеззараживает но. Он способствует повьш. всхожести семян. Лучева, работка посевного мате] позволяет ускорить созрев ячменя, овса, яровой пшег н других культур не мен чем на неделю, что очень но для ускорения жатвы. Освоил лазерную устан ч«.Львов-1» и работает «а С0ВХ031Ш1Й электрик И. Д. плюев. Цех шираотреба на заводе Грязи. Отлично потрудились в истекшем году рабочие и спе­ циалисты участка по выпуску товаров народного потребления кулыиваторного завода. Сверх доведенного годового плана и принятых социалистических обя­ зательств культиваторщнки вы­ пустили много съелшнков уни­ версальных д.тя автомобилей, граблей и мотыг бытовых, нож­ ниц хозяйственных и других товаров, пользующихся спрс у иаселения. Чтобы лучше удовлетво] заявки торговли, культиват щики на.метнли в нынеш году значительно расши! ассортимент и увеличить пуск ширпотреба. По пре, жению коллектива участок шеио преобразовать в цех выпуску товаров народного треОления. Б сельском кафе нСеляночка" Липецкий район. Любимым местом отдыха для жителей сел Крутогорье и Пады стало кафе «Селяночка». Недавно труженики колхоза имени Дзер­ жинского чествовали здесь пе­ редовиков своего коллектива. Вечер :)тот -назывался «Хвала рукам, что пахнут хлебом». На нем в непринужденной обста­ новке рассказывалось, о дости­ жениях лучших земледельцев хозяйства. Много теплых слов было сказано в адрес тракто­ ристов И. В. Есипова и И. С. I Торшнпа, комбайнеров В. Н. Лунева и А. В. Салова, шофе­ ров Н. Н. Загорского н С. Н. Овчинникова, многих дру1 Участники художествен самодеятельности В. А. Са нов, Вера Евсина, Людм; Мншакнна и супруги Смоль ковы исполнили песни в че передовиков. А ансамбль нар ных инструментов «Ложка! порадовал исполнением ме днй на темы русских народи песен «Барыня» и «На горе калина^. Всем было весело, хотя столах — ни грамма спирт; го, а только соки, безалкого. ные коктейли, душистый ча (ЛП) ТРИБУНА УЧИТЕЛЯ Я хочу рассказать на при­ мере своего класса, как соблю­ даются демократические прин­ ципы во взаимоотношениях ме­ жду учителями и учащимися Топовской средней школы. На протяжении шести лет являюсь я классным руководителем в этом классе, столько же лет работаю в школе. А пришла я в школу, когда мои мальчики н девочки учи­ лись в пятом классе. Дружба у нас завязалась сразу. Они часто при.ходили ко мне в го­ сти, на день рождения дочки. Мы пнлн чай, играли. Все вме­ сте ходили в лес, пекли там картошку, играли в бадминтон и в мяч. И многим мальчишкам и девчонкам хотелось тогда стать учителями. Когда ребята достигли ком­ сомольского возраста, работать с ними оказалось гораздо труд­ нее. В какой-то момент я вдруг почувствовала, что они теряют ко мне интерес, что не могу увлечь их по-прежнему. Надо было что-то делать, и я пред­ ложила ребятам пойти в поход с ночевкой в лес. Они сразу согласились, стали готовиться к этому: учились разбивать палатку, выбирали место, куда пойти. А когда закончились за- лятня в восьмом классе, мы отправились в путь. Не обош­ лось и без трудностей. Одну девочку не пустили родители, было очень жаль ее, но что поделаешь — на то их право. В нашем классе три мальчика, а в поход пошли только два. Не стану подробно расска­ зывать о том походе, но на эк­ заменах за восьмой класс из предложенных для сочинений тем мои восьмиклассники все. как один, выбрали одну — «За что я люблю свой родной край». Чувствовалось, что на содер­ жание их сочинений немалое влияние оказали впечатления от похода, запомнившегося, я думаю, на всю жизнь и им. и мне. В начале девятого класса де­ мократия в моих с классом от­ ношениях неожиданно сошла на нет. А причиной тому были ЗАСЛУЖИТЬ ДОЕВРИЕ УЧЕНИКОВ путевки в Анапу. Учащимся было предоставлено право са­ мим решать, кого брать в по­ ездку. Каждый класс делал это по-своему. В десятом, на­ пример, бросали жребий. Мои девятиклассники не захотели бросать жребий и спросили у меня, как нм поступить. На­ верное, это было моей ошиб­ кой, но я вмешалась в этот процесс. В наше.м классе было пять «.хорошисток» и одна от­ личница — наша гордость, ни одно школьное мероприятие без них не обходилось. И бы­ ло бы жаль, если бы по жре­ бию поехал, например, Юрий Терехов (лодырь и прогульщик, который стоит на учете в ми­ лиции), а кто-нибудь из этих девочек остался. Поэтому я предложила ребятам взять этих девочек, а остальные три пу­ тевки распределить по их ус- мЬтренню. Они согласились. В результате один мальчик не попал в разряд счастливчи­ ков. Н тут выяснилось, что ро­ дители не признают никакой, демократии в школе, что уче-' никам, по их м-ненню, нельзя доверять такое ответственное дело. Все это было высказано .мне в присутствии учащи.хся. Я заступалась за них и за учи­ телей. как могла. При этом поняла, как много значит для детей авторитет их родителей. Он превысил авторитет учите­ ля. С того дня отношения меж­ ду нами испортились. Ученики стали неузнаваемыми — они старались не смотреть в глаза мне, не хотели ничего делать для школы. Весь • прошлый учебный год я пыталась наладить наши от­ ношения. Беседовала с ними, собирала родительское собра­ ние. не ничего не помогало. И плакала, и злилась сама на себя... А сейчас я хожу счастливая. Оказалось, что мои старания не были напрасными. Оба но­ вогодних праздника (у нас в школе их бывает два — утром и вечером) провели мои уче­ ники, .МОП десятиклассники. Участвовали все без исключе­ ния. и что еще очень важно — почти все было по их инициа­ тиве. И так все здорово у них получилось, что этот Новый год "стал для .меня настоящим праздннколц На демократических принци­ пах у нас проводятся и выбо­ ры классного актива, и комсо­ мольские собрания. Я только присутствую на них. иногда вношу кое-какие предложения, подсказываю, в основном же все решают они сами. Само­ стоятельность учащихся—боль­ шое дело. Мы. учителя, еще не стали сегодня другими, но стремимся к это.му, пото.му что этого тре­ бует время. Как и рабочие, крестьяне, все трудящиеся стра­ ны, ;ны всем сердцем поддер- Ж1шаем призыв партии: больше социализма, больше де.мокра- тнн. В обществе и в школе. Потому, что школа — место, где демократические принципы взаимоотношений — между ад- .мнннстрацией школы и учите­ лями, .между учителями и уча­ щимися — необходимы. Это фундамент, на котором строит­ ся вся школьная жизнь. Сегодняшняя школа — трево­ га и забота общества. И не слу­ чайно поэтому перестройка ее работы станет предметом обсуж­ дения на очередном Плен\т«е ЦК КПСС. Читая в газетах о том, что ;щейчас мы яснее, чем раньше, видим суть ленинской концепции социализма; демокра­ тия, гу.манизм, человек», мы, учителя, понимаем, что касает­ ся это и педагогической науки, и педагогической практики. Демократизм между учите­ лями и учениками нашей шко­ лы родился не только в резуль­ тате перестройки. Педколлек­ тив никогда не возвышался над ученическим коллективом. Клас­ сные руководители всегда стре­ мились к равенству во зваимо- отношеннях с ребятами. Это сразу бросилось мне в глаза, когда я начала работать, в шко­ ле. Меня это удивило, но я бы­ ла рада, что почала в такой коллектив. О подобных взаимо­ отношениях учителей и учени­ ков .мечтала все студенческие годы. В школе, в которой учи­ лась, нас с учителями разде­ ляла пропасть. Ученики чувст­ вовали ее постоянно. На сов­ хозных полях учителя никогда не работали в,месте с на.ми, лишь следили за -нашей рабо- Т01Ц делали замечания, как сто­ ронние наблюдатели. В Топовской школе по-дру­ гому. Тут одинаково работают все: и учителя, и ученики. Именно во время сельхозработ появляется у учителей возмож­ ность для более близкого об­ щения с учащимися. Причем общения такого не получится, если один стоит, а другой ра­ ботает. Неработающий учитель будет лишь отвлекать ученика.® А во вре.мя коллективной ра­ боты, например, на обрезке свеклы, .можем обсудить с ре- бята.ми н кинофильм, н какую- то пробле.му. просто поговорить о том, что интересует. И своим личным отношение.м к выпол­ няемой работе учитель вполне может зажечь ученика: попро­ буй постой, когда учитель тру­ дится в поте лица. Дети все видят и прекрасно понимают, когда учитель им доверяет и, конечно же. сами будут доверять тако.му учите­ лю. Сила педагога — в дове­ рии детей к нему, без этого доверия он ничего не может. Сегодня проблема доверия учеников к школе, проблема завоевания такого доверия, быть .может, самая важная и для школы, и для общества. Шко­ ла. вызывающая доверие уче- •ников, укрепляет их веру во взрослых, а, следовательно, и в дорогие всем нам ценности. В одной из своих статей писа­ тель Соловейчик пишет: «Если звено «доверие детей» выпада­ ет, если школа тпебурт цд имея на то права, не васлуж доверия учеников, не получ; детского .мандата на требог тельность, то она подрыва веру детей в нашу жизнь, ст новнтся рассадником невери цинизма, преступности». Тан что получается: снача; завоюй доверие и лишь поте требуй. Если ребенок доверж учителю, он подчиняется е) указания.м легко. А дети, кс правило, доверяют только т кому учителю, который справе, ливее, порядочнее, который л у ше учит. Значит, доверие уч( ника по.может нам завоеват истинная де.мократня. Но и тут немало проблем вопросов. Истинная демократи — это что? Когда учащиеся гс ворят все в глаза учителю, ко1 да делают, что хотят, или гра ницы ее все же существуют Как не переступить предель допустимого? Да и существую ли вообще эти пределы? Ну жен ли классному руководите ЛЮ авторитет, чтобы руково дить детьми и воспитывать их', Как достичь этого авторитета'| Демократизм во взаимоотноше ниях между учителями и уче- иика.ми — это исходная пози­ ция или результат воспитатель­ ных воздействий со стороны классных руководителей и учи­ телей? И все-таки мне кажется, что педколлектив Топовской сред­ ней школы на верно.м пути. У нас на общешкольных собра­ ниях и линейках все могут вы­ сказать свои мысли, предложе- •ния и замечания — и учителя, и ученики. Правда, еще не всегда от ребят .можно услы­ шать претензии, просьбы к учи­ телям или администрации. А иногда наши ученики просто перекладывают на учительские плечи то. что могли бы еде- латц сами. Но не все получа­ ется сразу. Стараемся соблю­ дать во всем демократические принципы. Работаем, убежда- е.м, воспитываем в своих уче­ никах чувство свободы слова и действий, чувство взрослости, учи.м демократии. Е. РЕПНИКОВА, учительница Топовской

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz