Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧА»^ '1 3 февраля 1988 г. * № 19 (6826) * х о з я й с т в о — ЛИЧНОЕ, ЗАБОТА ОБЩАЯ ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИТИЮ ПОДВОРИЙ в прошлом году с личных по дворий сельчан, расположенных на территории Троицкого сель ского Совета, поступило 225 тонн молока, что на 85 тонн больше намеченного. По 1.703 килограмма от коровы сдали колхозники государству. Мяса закуплено около 20 тонн, что тоже больше, чем планирова лось. Судя по цифрам, неплохо ра ботает «частный» сектор. Од нако резервы его далеко не ис черпаны. В сельсовете числит ся 386 дворов, а крупный ро гатый скот держат лишь 170. Каждая вторая семья не име ет животных. И прибавка за 1987 год ничтож.ная — на две- три головы. С нового года все личные .хо зяйства стали своего рода про изводственными цехами колхо зов «Заветы Ильича» и «Ро дина». Там ведут учет продук ции, рассчитываются с владель цами скота, обеспечивают их кормами, транспортом. Все сданное молоко и мясо засчи тывается в план реализации.., колхозам. Это, конечно, не освобожда ет исполком сельсовета от за бот по развитию приусадебных хозяйств. Его члены стремятся устранить причины, мешающие росту численности скота в по дворьях. С людьми неоднократ но проводились беседы на эту тему. Многие не прочь обза вестись скотиной, но сдержгаа- ет нехватка кормов. Для пасть бы личного скота выделена не большая балка, там травы мно го не возьмешь. С сельчанами в прошлом го ду заключались договора. Но ни тот, ни другой колхоз не выполнил своих обязательств по поставке кормов. Труднее было пенсионерам; работающий колхозник выпишет себе и зер нофуража. и соломы привезет, а и.м, как обычно, все в пос леднюю очередь. Но справедливости ради на до сказать, что колхозы са.ми бедствуют с кормами, достатка большого нет. Зато всегда по могают в приобретении живот ных. Так, в прошлом году кол хоз «Родина» на 30 процентов за.менил коров у жителей села Троицкого на более продуктив ных. Без волокиты выделяется транспорт для сдачи скота. Недостаточно активно дейст вуют работники заготконторы. А прошлой весной установили порядок — не принимать скот весом меньше четырех центне ров. В подворьях к тому вре мени запасы кор.мов кончились, вот и везли они бычков в Чап- лыгинскнй район. Правда, в этом году такого нет. К личным подворьям необ ходимо переменить отношение. Их надо ставить на полное кор- .мовое «довольствие», больше выделять пастбищ. На таких условиях никто не откажется завести скот, а хозяйства за счет этого поправят свое поло жение в животноводстве. Думается, стоит подумать о моральном и материальном воз награждении лучших сдатчиков продукции .личных подворий. Нужно вносить такой пункт в договора. Н. БЕСПАЛОВА, секретарь испо.лкома Троицкого сельсовета. ПО НАШЕЙ ОБЛАСТИ Лазерный вместо гранозаш Животноводческий комплекс колхоза «Родина» ие блещет про изводственными показателями. Большая нагрузка на операторов машинного доения, в то время как механизация не на высоком уровне. Однако если бы все животно воды при существующих услови ях трудились так. как доярка П. Н. Лобанова, производство молока в колхозе заметно бы возросло. Судите сами; в эти дни Пелагея Николаевна надаивает от каждой коровы по 5 килограм мов за сутки, тогда как в целом по хозяйству надой составляет 3,7 килограмма. «Секрет» П. Н. Лобановой — старательность, трудолюбие. За долголетний безупречный труд она награждена медалями «За трудовую доблесть» н «Ветеран труда». Ее портрет на районной Галерее трудовой славы. На снимке: П. Н. Лобанова. Фото А. Гавриловой. Хлевное. Полеводы совхоза Елец-Лозовский» влшсто тра диционного протравливания се- мя-.ч яровых зерновых культур гранозаном стали пршменять приобрете1шую недавно лазер ную установку «Львов-1». Обеззараилшание посевного .материала с по.мощыо лазерно го луча — .метод экологически чистый. Да и эффект значитель но выше прежней обработки. Например, споры плесневых и грибковых заболеваний уничто жаются пол-ностью. Но не только обеззараживает но. Он способствует повьш. всхожести семян. Лучева, работка посевного мате] позволяет ускорить созрев ячменя, овса, яровой пшег н других культур не мен чем на неделю, что очень но для ускорения жатвы. Освоил лазерную устан ч«.Львов-1» и работает «а С0ВХ031Ш1Й электрик И. Д. плюев. Цех шираотреба на заводе Грязи. Отлично потрудились в истекшем году рабочие и спе циалисты участка по выпуску товаров народного потребления кулыиваторного завода. Сверх доведенного годового плана и принятых социалистических обя зательств культиваторщнки вы пустили много съелшнков уни версальных д.тя автомобилей, граблей и мотыг бытовых, нож ниц хозяйственных и других товаров, пользующихся спрс у иаселения. Чтобы лучше удовлетво] заявки торговли, культиват щики на.метнли в нынеш году значительно расши! ассортимент и увеличить пуск ширпотреба. По пре, жению коллектива участок шеио преобразовать в цех выпуску товаров народного треОления. Б сельском кафе нСеляночка" Липецкий район. Любимым местом отдыха для жителей сел Крутогорье и Пады стало кафе «Селяночка». Недавно труженики колхоза имени Дзер жинского чествовали здесь пе редовиков своего коллектива. Вечер :)тот -назывался «Хвала рукам, что пахнут хлебом». На нем в непринужденной обста новке рассказывалось, о дости жениях лучших земледельцев хозяйства. Много теплых слов было сказано в адрес тракто ристов И. В. Есипова и И. С. I Торшнпа, комбайнеров В. Н. Лунева и А. В. Салова, шофе ров Н. Н. Загорского н С. Н. Овчинникова, многих дру1 Участники художествен самодеятельности В. А. Са нов, Вера Евсина, Людм; Мншакнна и супруги Смоль ковы исполнили песни в че передовиков. А ансамбль нар ных инструментов «Ложка! порадовал исполнением ме днй на темы русских народи песен «Барыня» и «На горе калина^. Всем было весело, хотя столах — ни грамма спирт; го, а только соки, безалкого. ные коктейли, душистый ча (ЛП) ТРИБУНА УЧИТЕЛЯ Я хочу рассказать на при мере своего класса, как соблю даются демократические прин ципы во взаимоотношениях ме жду учителями и учащимися Топовской средней школы. На протяжении шести лет являюсь я классным руководителем в этом классе, столько же лет работаю в школе. А пришла я в школу, когда мои мальчики н девочки учи лись в пятом классе. Дружба у нас завязалась сразу. Они часто при.ходили ко мне в го сти, на день рождения дочки. Мы пнлн чай, играли. Все вме сте ходили в лес, пекли там картошку, играли в бадминтон и в мяч. И многим мальчишкам и девчонкам хотелось тогда стать учителями. Когда ребята достигли ком сомольского возраста, работать с ними оказалось гораздо труд нее. В какой-то момент я вдруг почувствовала, что они теряют ко мне интерес, что не могу увлечь их по-прежнему. Надо было что-то делать, и я пред ложила ребятам пойти в поход с ночевкой в лес. Они сразу согласились, стали готовиться к этому: учились разбивать палатку, выбирали место, куда пойти. А когда закончились за- лятня в восьмом классе, мы отправились в путь. Не обош лось и без трудностей. Одну девочку не пустили родители, было очень жаль ее, но что поделаешь — на то их право. В нашем классе три мальчика, а в поход пошли только два. Не стану подробно расска зывать о том походе, но на эк заменах за восьмой класс из предложенных для сочинений тем мои восьмиклассники все. как один, выбрали одну — «За что я люблю свой родной край». Чувствовалось, что на содер жание их сочинений немалое влияние оказали впечатления от похода, запомнившегося, я думаю, на всю жизнь и им. и мне. В начале девятого класса де мократия в моих с классом от ношениях неожиданно сошла на нет. А причиной тому были ЗАСЛУЖИТЬ ДОЕВРИЕ УЧЕНИКОВ путевки в Анапу. Учащимся было предоставлено право са мим решать, кого брать в по ездку. Каждый класс делал это по-своему. В десятом, на пример, бросали жребий. Мои девятиклассники не захотели бросать жребий и спросили у меня, как нм поступить. На верное, это было моей ошиб кой, но я вмешалась в этот процесс. В наше.м классе было пять «.хорошисток» и одна от личница — наша гордость, ни одно школьное мероприятие без них не обходилось. И бы ло бы жаль, если бы по жре бию поехал, например, Юрий Терехов (лодырь и прогульщик, который стоит на учете в ми лиции), а кто-нибудь из этих девочек остался. Поэтому я предложила ребятам взять этих девочек, а остальные три пу тевки распределить по их ус- мЬтренню. Они согласились. В результате один мальчик не попал в разряд счастливчи ков. Н тут выяснилось, что ро дители не признают никакой, демократии в школе, что уче-' никам, по их м-ненню, нельзя доверять такое ответственное дело. Все это было высказано .мне в присутствии учащи.хся. Я заступалась за них и за учи телей. как могла. При этом поняла, как много значит для детей авторитет их родителей. Он превысил авторитет учите ля. С того дня отношения меж ду нами испортились. Ученики стали неузнаваемыми — они старались не смотреть в глаза мне, не хотели ничего делать для школы. Весь • прошлый учебный год я пыталась наладить наши от ношения. Беседовала с ними, собирала родительское собра ние. не ничего не помогало. И плакала, и злилась сама на себя... А сейчас я хожу счастливая. Оказалось, что мои старания не были напрасными. Оба но вогодних праздника (у нас в школе их бывает два — утром и вечером) провели мои уче ники, .МОП десятиклассники. Участвовали все без исключе ния. и что еще очень важно — почти все было по их инициа тиве. И так все здорово у них получилось, что этот Новый год "стал для .меня настоящим праздннколц На демократических принци пах у нас проводятся и выбо ры классного актива, и комсо мольские собрания. Я только присутствую на них. иногда вношу кое-какие предложения, подсказываю, в основном же все решают они сами. Само стоятельность учащихся—боль шое дело. Мы. учителя, еще не стали сегодня другими, но стремимся к это.му, пото.му что этого тре бует время. Как и рабочие, крестьяне, все трудящиеся стра ны, ;ны всем сердцем поддер- Ж1шаем призыв партии: больше социализма, больше де.мокра- тнн. В обществе и в школе. Потому, что школа — место, где демократические принципы взаимоотношений — между ад- .мнннстрацией школы и учите лями, .между учителями и уча щимися — необходимы. Это фундамент, на котором строит ся вся школьная жизнь. Сегодняшняя школа — трево га и забота общества. И не слу чайно поэтому перестройка ее работы станет предметом обсуж дения на очередном Плен\т«е ЦК КПСС. Читая в газетах о том, что ;щейчас мы яснее, чем раньше, видим суть ленинской концепции социализма; демокра тия, гу.манизм, человек», мы, учителя, понимаем, что касает ся это и педагогической науки, и педагогической практики. Демократизм между учите лями и учениками нашей шко лы родился не только в резуль тате перестройки. Педколлек тив никогда не возвышался над ученическим коллективом. Клас сные руководители всегда стре мились к равенству во зваимо- отношеннях с ребятами. Это сразу бросилось мне в глаза, когда я начала работать, в шко ле. Меня это удивило, но я бы ла рада, что почала в такой коллектив. О подобных взаимо отношениях учителей и учени ков .мечтала все студенческие годы. В школе, в которой учи лась, нас с учителями разде ляла пропасть. Ученики чувст вовали ее постоянно. На сов хозных полях учителя никогда не работали в,месте с на.ми, лишь следили за -нашей рабо- Т01Ц делали замечания, как сто ронние наблюдатели. В Топовской школе по-дру гому. Тут одинаково работают все: и учителя, и ученики. Именно во время сельхозработ появляется у учителей возмож ность для более близкого об щения с учащимися. Причем общения такого не получится, если один стоит, а другой ра ботает. Неработающий учитель будет лишь отвлекать ученика.® А во вре.мя коллективной ра боты, например, на обрезке свеклы, .можем обсудить с ре- бята.ми н кинофильм, н какую- то пробле.му. просто поговорить о том, что интересует. И своим личным отношение.м к выпол няемой работе учитель вполне может зажечь ученика: попро буй постой, когда учитель тру дится в поте лица. Дети все видят и прекрасно понимают, когда учитель им доверяет и, конечно же. сами будут доверять тако.му учите лю. Сила педагога — в дове рии детей к нему, без этого доверия он ничего не может. Сегодня проблема доверия учеников к школе, проблема завоевания такого доверия, быть .может, самая важная и для школы, и для общества. Шко ла. вызывающая доверие уче- •ников, укрепляет их веру во взрослых, а, следовательно, и в дорогие всем нам ценности. В одной из своих статей писа тель Соловейчик пишет: «Если звено «доверие детей» выпада ет, если школа тпебурт цд имея на то права, не васлуж доверия учеников, не получ; детского .мандата на требог тельность, то она подрыва веру детей в нашу жизнь, ст новнтся рассадником невери цинизма, преступности». Тан что получается: снача; завоюй доверие и лишь поте требуй. Если ребенок доверж учителю, он подчиняется е) указания.м легко. А дети, кс правило, доверяют только т кому учителю, который справе, ливее, порядочнее, который л у ше учит. Значит, доверие уч( ника по.может нам завоеват истинная де.мократня. Но и тут немало проблем вопросов. Истинная демократи — это что? Когда учащиеся гс ворят все в глаза учителю, ко1 да делают, что хотят, или гра ницы ее все же существуют Как не переступить предель допустимого? Да и существую ли вообще эти пределы? Ну жен ли классному руководите ЛЮ авторитет, чтобы руково дить детьми и воспитывать их', Как достичь этого авторитета'| Демократизм во взаимоотноше ниях между учителями и уче- иика.ми — это исходная пози ция или результат воспитатель ных воздействий со стороны классных руководителей и учи телей? И все-таки мне кажется, что педколлектив Топовской сред ней школы на верно.м пути. У нас на общешкольных собра ниях и линейках все могут вы сказать свои мысли, предложе- •ния и замечания — и учителя, и ученики. Правда, еще не всегда от ребят .можно услы шать претензии, просьбы к учи телям или администрации. А иногда наши ученики просто перекладывают на учительские плечи то. что могли бы еде- латц сами. Но не все получа ется сразу. Стараемся соблю дать во всем демократические принципы. Работаем, убежда- е.м, воспитываем в своих уче никах чувство свободы слова и действий, чувство взрослости, учи.м демократии. Е. РЕПНИКОВА, учительница Топовской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz