Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧА» 5 ноября 1988 г. * № 133 (6940) * 2 Р АСТЕТ ИНТЕРЕС К ЗНАНИЯМ 1 н оября в системе политическ ой учебы и эк ономическ ог о обра зования начался новый учебный год. Всеми формами учебы ох ва чено 2.458 человек , из них 936 к омму нистов и 788 к омсомольцев. Во всех формах учебы первое занятие было по теме: «Истори ческ ое значение X I X Всесоюзной к онференции К ПСС. Через рево люционную перестройк у — к новому облик у социализма» . Сег одня публи к уются сообщения с мест о первом занятии. Со в х о з « Астап о в ск и й » . То ч но в н аз н ач ен н ое в р емя собра ли сь сл у ш а тели п оли тш к олы , в составе к о тор ой к омму н и сты . Пр о п а г ан ди ст Н. Н. К ор о в и н и меет больш ой оп ы т работы , стр еми тся , ч тобы к аж дое з ан я ти е о ста в ля ло след, обо г ащ ало п ар ти й ц ев з н ан и ем н овог о, по мо г а ло в п р ои з в одствен н ой и об ществ ен н ой работе. А для .этого п р оп аг ан ди ст тщ а те ль н о г о тов и тся , отби р ает и н тер есн ы е фак ты , п ри води т у беди тельн ы е п р и меры . На п ер в ом з ан я ти и он п о стар ался п ок аз ать , ч то р еш ен и я п ар тк он ферен ци и — мощ н ы й и мп у ль с п ерестр ой к и , вы з в ал сл у ш а т е лей н а о тк р ов ен н ы й раз г ов ор о п роблемах , н едостатк ах . Н. Н. К ор о в и н и сп ольз овал в беседе р а з ли ч н ы е табли цы и ди а г р аммы , п о к а зы в аю щ и е ра бо ту сов х о з а за два г ода п я ти лет к и и деся ть месяц ев н ы н еш нег о. Пох вальн о , ч то слу ш атели , оп и р ая сь на з н ан и я , п олу ч ен н ы е в п р ош лом г оду , вместе с п р оп а г ан ди стом п ок аз али , п оч е му и мен н о сей ч ас в стал воп рос о к орен н ой р еор г ан и з ац и и п о ли ти ч еск ой си с т емы советск ог о общества . А з а тем р аз г овор п остеп ен н о п ереш ел на дела п р ои з в од ствен ны е. Сл у ш а тели н аз вали р я д п роблем, решен и е к о торы х не тер п и т о тла г атель ств а , а та к ж е о тмети ли , ч то п реодоле н и е и н ерц и и , работа п о- н овому з а в и ся т от к аж до г о ч лен а об ществ а и в п ер в у ю оч ередь от к омму н и сто в . Бр и г ади р ж и вот- цоБодч оск ог о к омп лек са В. И. Пе тр у ш и н а от.метила, ч то в ы п олн и ть н амеч ен н ое н е в о з мож н о без к реп к ой ди сц и п ли н ы . В к оллек ти в е ж е сов. хоза н емало слу ч аев ее н ар уш ен и я . К аж ды й п ар ти ец обязан вести р або ту по восп и тан ию людей , у к р еп лен и ю ди сц и п ли ны . За в еду ю щ и й .мастерск ой А . В. К у з о в лев ск азал, ч то п ер ест рой к а в совх озе и дет медлен н о , п о этому сл у ш а тели долж н ы на нее ак ти в н о воздей ствовать . Зоо тех н и к Н. И. Ж е мч у ж н и к о ' ва о тмети ла , ч то ж и в о тн ов оды сделали ш аг вперед. Но оч ен ь меш ает и х работе то, ч то п о мещ ен и я оч ен ь сы ры е . По э тому там п лох и е у слов и я тр у да , не п олу ч иш ь вы со к и х п ривесов . На з ы в али сь и др у г и е п роб лемы , н едостатк и . Пр и меч а тель н о то, ч то сл у ш а тели сами п од ск азы в али п у ти р еш ен и я п роб лем, вн оси ли к он к р етн ы е пред лож ен и я . За н я т и я здесь п рох оди ли в к аби н ете п оли ти ч еск о г о п росве щен и я , г де со здан ы все у сло ви я для п р оп а г ан ди ста и сл у ш а телей . Д П М К . Пер вое з ан я ти е здесь п ровела сек р етар ь п ерви ч н ой п ар тор г ан и з ац и и В. М. К у л е шова. Он а п олн о р аск ры ла те му зан я ти я , р асск аз ав о з н ач е нии X I X Всесою з н ой п ар ти й н ой ко} 1 ферен ци н . Пр оп а г ан ди ст з а о стр и ла в н иман и е слу ш ателей . на том, ч то н еобх оди мо сделать для у тверн : ден и я н овог о обли к а соц и али зма . Ум е л о В. М. К улс- шора у в я зы в ала теор ети ч еск и е воп р осы с фак тами , взя- ты.лш и з ж и з н и к оллек ти в а до р ож н и к ов . Все это сп особствовало ож и - вленно.му собеседован ию . Сл у ш атели мех ан и з атор Н. М. Пе- стрецов , мастер а В. В. Ни к и ти н , В. П. Стемасо в , води тель С. К о лмы к о в г овори ли о том. ч то сдерж и в ает в мех к олон и е р о ст п р ои з в оди тельн ости тр у да, сн и ж ен и е себестоимости работ. Он и , а та к ж е др у г и е слу ш а тели мн о г о вни .мания у дели ли воп р о сам, св я з ан н ы м с к ооп ераци ей тр у да , вн едрен и ем н овы х форм ег о ор г ан и заци и . Зан я ти е п ок азало , ч то и н те рес к п оли ти ч еск и м и эк он оми ч еск и м знання.м у слу ш а телей зн ач и тельн о возрос. Стан ц и я Л ев Толстой . В п о ли ти ч еск ой ш к оле здесь не то ль к о к олк му ни сты п ерви ч н ой п ар ти й н ой ор г ан и заци и , но и к омсомольц ы . То ч н о в н аз н а ч ен н ое в р емя п риш ли сл у ш а те ли в к р асн ы й у г олок . Се к р е та р ь п ар тбю р о В. А . Глу ' х ова п оздрави ла и х с н ач алом у ч еб н ог о г ода, п ож елала у сп ех ов в овладен и и зн ан и ями . Пр оп а г ан ди ст Н. В. К у ли к о в п оз н ак оми л слу ш а телей с п ро г р аммо й п ер вы х зан яти й , к ото рые бу ду т п освящены и з у ч ен ию ма тер и алов X I X Всесою з н ой п ар ти й н ой к онферен ци и . За тем он и з лож и л осн овны е п олож е н и я и з у ч аемой на п ервом за н я ти и темы . Н. В. К у ли к о в п редлож и л сл у ш а телям р яд воп росов по теме. В цен тре в н и ман и я бы л воп рос о том, к ак к аж ды й дол ж ен дей ств овать в .ходе п ере стр ой к и и к ак дей ств у ет. И н тер есн ы ми бы ли вы сту п лен и я з амести теля н ач альн и к а с та н ции Э. В. Ш ало в а , си г н али ста В. Е. Поляк овой , п роводн ицы В. П. К атасон овой . Бы ло н аз ва но мн о г о п роблем, к оторы е сдер ж и в аю т у си ли я движ ен цев . На зан я ти и ш ел р аз г овор о х оде вы п олн ен и я п лан ов п со ц и али сти ч еск и х обязательств . Ш в ей н ы й цех № 7 М П Ш О «Сок ол» . Поли ти ч еск ая ш к ола для к омму н и стов , создан н ая при п ерви чн ой п ар тор г ан и заци и цеха, довольн о мн ог оч и слен н а . В ее составе 3 4 слу ш ателя . П о ч ти все они п р иш ли на п ервое зан яти е. Неск оль к о лет п роп аг ан ди с том здесь В. А . Малы ш ев а — п редседатель и сп олк ома п осел к овог о Совета н ар одн ы х деп у татов . Ран ее она работала н а ч альн и к ом цеха, о тли ч н о зн ает к оллек ти в , ег о п робл 1 . мы . Это г о мнсг о.м п редоп ределяет дей ств ен н ость у ч ебы . Во т и на п ер вом зан я ти и п р оп аг ан ди ст мн о г ие воп росы те.мы у мело у в я з ы вала с ж и з н ью к оллек ти ва , ег о задача.ми. Цех о тн о си тся к и з в естн ому п редп ри ятию , п р оду к ц и я к о то ро г о п ольз у ется больш и м сп р о сом у п ок у п ателей . Ш в ей н и к и мн о г о делаю т для тог о, ч тобы вы со к о н ести мар к у столи ч н о г о п редп ри яти я , у до в летв ор я ть з а п росы людей . Со в тор о г о п олу г оди я цех п ерешел на работу по н овы м н орма ти в ам. Пр и х о ди тся н елег к о, воз н и к ает н ема ло п роблем, есть н едостатк и . И слу ш а тели во в р емя собе седован и я к ак раз вели р аз г о вор о том, к ак реш и ть эти п ро блемы . Ш в ея - мо тор и стк а Г. М. К у зн ецова , мастер Н. Б. П о л я к ова, н ач альн и к цех а Н. М. Тр у би ц ы н а и др у г и е г овори ли о п овышен и и к ач ества п р оду к ции , у лу чш ен и и у слов и й тр у да и быта. В. Ф ЕД ОРОВ . На снимк е: пропаг андист В. А. Малышева проводит первое заня тие. Фото А. Гавриловой. I П Р О Б Л Е М Ы о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й ш к о л ы На семейном п о л е К у рск ая область. Стаж рабо ты у Светланы Мельниченк овой ( на снимк е) из к олхоза «Бать - шевнк » Солнцевск ог о района пок а небольшой. Пя ть лет на зад вместе с аттестатом об ок ончании шумановск ой сред ней шк олы получила Света, к ак н мног ие дру г ие выпуск ник и, удостоверение механизатора. Поэтому вопрос, к уда идти ра ботать, для нее у ж е был ре шен. Постепенно пришли к Све- те профессиональное мастерст во и опыт, И лучшее док аза тельство тому — победа в об ластном, а затем н во Всерос сийск ом к онк урсе мастерства механизаторов. Сейчас вместе с отцо.м .Ана толием Васильевичем н брать ями Серг еем и Анатолием Све та работает на взятом в арен ду п ате в 140 гек таров. С к аж дог о из них семья Мельничен- ковы.х получила в среднем по 500 центнеров зелеяой массы к у к урузы. Фото А. Сизова. ( Фотохроник а Т.АСС) . К Д ЕЛ У - ТВОРЧЕСКИ На п едсоветах ш к ол и сове щ ан и я х обсу ж ден ы п р оек ты п о лож ен и й об общ еобр аз ов атель ной ш к оле , о п рофессн он альн о- тех н н ч еск ом у ч и лище , о район - н о ! \ 1 совете по народно.му обра- 3 0 ВПН 1 ПО, две к он цеп ци и общег о средн ег о образован и я . Пр и н я ты е в ш к олах р ез олю ц и и — это обоб щен н ое вы р аж ен и е .мысли к аж до г о п едаг ог и ч еск ог о к оллек ти ва. Он и - то и лег ли в осн ов у ре золю ци и , п р и н я той у ч и тельск ой к онференцией . Заи н тер есов ан н ы й раз г овор со сто я лся на к онферен ци и . К а ж ды й вы сту п и вш и й делег ат г ов о ри л о насущно.м, н аболевшем. Д а н к ак не г овори ть , к юг да р я дом с п о з и ти в н ы ми момен тами образ ован и я у ж и в аю тся явлен и я н ег ати вны е , то р мо з ящ и е п ро цесс восп и тан и я . Во т п римеры . Неп лох и е р е з у ль та ты в вос п и тательн ой р аботе дает п си х о лог о - п едаг ог и ч еск ая слу ж ба , к о тор ая дей ств у ет в Л ев - Тол- стов ск ой средн ей ш к оле . На ее базе еж ег одн о п р ов одя тся п р а к ти ч еск и е семи н ары . Н о далек о не все р у к оводи тели ш к ол оп ы т , з а слу ж и в аю щ и й вн и ман и я , в з я ли на воору ж ен и е . Уч и ты в а т ь и н ди в и ду альн ы е н воз растн ы е особен н ости , особен н ости п си х о ло г и ч еск о г о р аз в и ти я — это об р емен и тельн о . К у да п роще; п ро вел у р о к и — домой . Ч т о п олу ч ается? И з ч еты р ех п роверен н ы х ш к ол в те к у щ ем г оду ли ш ь в одной велась к р у ж к о в ая р а бота, з ан и мали сь с детьми п ос ле у рок ов . Се г одн я оч ен ь в аж н ы .мо ральн о - п си х оло г и ч еск и й к ли ма т в ш к оле н степ ен ь отдач и у си ли й п едаг ог ов , степ ен ь у в аж е н и я и довери я ребят. Л ю б я т ли дети ш к олу , с к ак и м н астр ое н и ем и д у т на у р о к и ? — в аж ные п ок аз атели в оцен к е рабо ты п едаг о г и ч еск о г о к оллек ти ва . В п оследн ее в р емя з аметн ее п р оя в ляю тся демо к р ати ч еск и е н ач ала в работе с к адрами . П р и мер п одали у ч и теля Астап ов - ск ой ш к олы . И х к оллек ти в воз- г лавп . ча В. П. Чер н яев а — пе даг о г н еравн оду ш н ы й , бесп о к ой ный , о тв етствен н ы й , и мею щи й ч ет к у ю прог ра.мыу , п ози ц и ю , тр ебовательн ы й , ч то во мног о.м оп ределяет к ач ество у ч ебн о - восп и тательн о г о п роцес са. С демо к р ати ч еск и х п озици й к вы бор у ди рек тора , з амести те ля и ор г ан и з а тор а вн ек лассн ой и вн еш к ольн ой р аботы п одошел к оллек ти в Зн амен ск ой средн ей ш к олы . Пр и ч ем общее собран и е п рох оди ло с у ч асти ем общ е ст вен н ости . Педаг о г ов бесп ок ои т мн ог ое. В ч астн о сти то. ч то и в п ериод г ласн ости , де.мок рати зацн н к р и ти к а в ш к олах робк о п роби ва ет себе дорог у . Само к р и ти к а н вовсе о тсу тств у ет . Вла с тв у е т у сп ок оен н ость , затиш ье . К р и т и к а н у ж н а , но не ради ее самой . Необх оди ма она и для дела — и сп равлен и я н едостатк ов , п ер сп ек ти вы со верш ен ствов ан и я у ч ебн о - восп и тательн о г о п роц ес са. Ч т о п ри н ц и п и альн о н овог о п ояви лось в ш к олах за п ослед ни е г оды ? К о лле к ти вы на\ щи- лн сь и з в лек а ть у р о к и и з у сп е х ов и н еу дач . Во з р о с п отен ци ал у рок а . Более 3 0 п роцен тов у ч и телей тр у дя т ся по си стеме о т к р ы ты х у рок ов . Обр аз ован н ость , у мен и е н ай ти р ац и он аль ные и " досту п ны е фо р мы в п о дач е новог о' .материала х ар а к те р и з у ю т у ч и телей Голови нщи н - ск ой . Пер в омай ск ой средн и х и Тр о и ц к о й н ач альн ой ш к о л В. Е. Гр у ш и н а . В. В. Белеви ч а , В. А. Самох и н у . К сож ален ию , не р едк ость в ш к олах и серен ьк и е у рок и . Н и к ак ие у стар евш и е у ч ебн и к и , бестолк ов о состав лен н ы е п р о г р аммы не мо г у т с л у ж и ть оп рав дан и ем без ли к ости п реп ода ван ия . фо р мали зма в у ч и тель ск ой работе. Пров еден ны е п ро верк и вы яв и ли в ряде ш к ол н есоответстви е меж ду вы став лен н ой оцен к ой н зн ан и ями . В рабо тах по р у сс к ому я з ы к у мн о г и е ребя та п ок аз али элемен тар н у ю без г р амо тн ость . Пр и мер н о так ое ж е п олож ен и е с ма тема ти к ой , фи зи к ой . Все это не п ро х оди т бесследн о. 5 2 у ч ен и к а не вы держ али весен н и х эк з амен ов , 18 остав лен о н а в торой г од. Эти сер ьезны е п росч еты на со вести у ч и телей . Ни з к ая н ач и тан н о сть у ч ащ и х ся , н еу мен и е в н я тн о и з лож и ть мы сли , вы с к а з а ть свое мн ен и е — разве не п овинен в том п едаг ог ? Неоспори .мо; п роцесс демо к р ати з ац и и бу к су е т в ш к оле. И дальш е бу дет то ж е самое, ес ли к о ллек ти вы ш и р о к о не бу ду т п ри влек ать роди телей , общ ест вен н ость к делам. И не то ль к о в воп росе осн ащен и я к аби нетов . На су щ н а я н еобх оди мость — п ри влеч ь и х к решен ию всех те к у щ и х п роблем. Само стоя тель н о сть — п он я ти е емк ое, н о п р и мен и тельн о к к аж дому слу ч аю — к он к р е т ное. Бо льш е ее п редоставлен о ди р ек тор ам ш к ол. И м дано п р а во п одби рать к ан ди дату ры за мести телей , ор г ан и з аторов вн е к лассн ой и вн еш к ольн ой р або ты . с тарш и х п и он ер вож аты х . Уж е в это. ч г оду ди р ек тор а Ми - тя г и н ск ой . Гаг ар и н ск ой . Голо- в и нщи н ск ой ш к ол п одобрали без вмеш а тель ств а н аш ег о о т дела свои х замести телей . Ес т ь и др у г и е при .меры са мостоя тельн ости . Посовётовав - ш и сь с р оди телями , п едаг ог и ч е ск и й к оллек ти в Л ев - Толстов ск ой средн ей ш к олы п ереводи т у ч а щ и х ся 1— 3 к лассов на п я ти дн евн у ю неделю . Пр едо став ле но п раво ди р ек тор у ш к олы и з мен я ть ч и слен н ость обслу ж и в а ющ ег о п ерсон ала в п ределах фонда з аработн ой п латы , ч ем и в осп ольз ов али сь адми н и стр а ции Топ ов ск ой . Га г ар и н ск ой и Ми тя г н н ск о й шк ол. К онфер ен ц и я п рох оди ла рас к ованно. К ан г дый г овори л о п роблемах остро . Д ело вы е п редлож ен и я п роз в у ч али в вы сту п лен и я х ди рек торов Лев - Толсто в ск ой , Ми тя г и н ск ой , И л ь и н ск ой ш к ол В. В. Ми ляевой , И. И. Пог он н н а , В. П. Як о в ле вой , з амести телей ди рек торов по у ч ебн о - восп и тательн ой рабо те Д омач ев ск ой и Пер вомай ск ой ш к ол Н, Г. Поп ова, С. В. Гр и г орьевой . у ч и телей Зо л о т у ш и н ск ой ш к олы В. Р. Мор к ови н ой , Га г ар и н ск ой — Г. С. Грач евой , ор г ан и з а тор а вн ек лассн ой и в н еш к ольн ой р аботы Пер в омай ск ой ш к олы Н. Д . Ар тю х , п ред седателя р ай к ома п рофсою з а работн и к ов п росвещен и я С. Д. Хак ин ой . Вр емя обя зы вает р або тать твор ч еск и , по- новому . Ме н я ю т ся фу н йци н н работн и к ов ап п а р а та , отдела н ар одн о г о образ о ван ия, мен ьш е стало заседан и й , бу .маг отворч ества. Семи н ары н ося т п р а к ти ч еск и й х арак тер . И в этом г оду п лан и р у ется у ч е ба на базе шк ол. По - н овому п рох одя т сек ци он ны е з ан я ти я у ч и телей . Он и стали своеобр аз н ы м смо тр ом у ч ебны х к аби н е тов по п редметам. Нов ая к он цеп ци я средн ег о образ ован и я мож е т р еали з о ваться ли ш ь там, г де ее идеи п р и му т осознан но, творч еск и . В п ерву ю очередь, к он еч н о, пед к оллек ти вы . А в т о р и т е т ш к олы в к он еч н ом сч ете оп ределяется ли ч н остью у ч и теля . Ведь су дь бы детей з а в и ся т от тог о, н а ск оль к о у мн ы и талан тли вы их педаг ог и . Уч и т е л ь — г лавн ая к лю ч евая фи г у р а п ерестрой к и . Наш ему общ еств у н у ж н а н о вая ш к ола, н у ж н а и детям, н роди телям, и у ч и т е л я м . . И она без у слов н о бу дет. В. Х М ЕЛ ЕВ СК А Я , заведующая отделом народ ног о образования райиспол- ко.ма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz