Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ ИЛЬИЧА» ____ __________ __ ___ Завтра — День танкистов 10 сентября 1988 г. * № 109(6916) * 3 Броневой щит Отчизны Начало советским танковым воиска.м поло/кили Оронесллы, нриннлшвшне 5'частие в Ьели- кон Октя&рьскон социсшнстиче- скои революции. 1розным ору- ншел! восставшего пролетариа­ та стали IV бро-невиков, кото­ рые раоочие Р1жорского завода ирис.тали к Смольному за нес- ■^колько днеГ| до штур.ма Зи.м- вего. Создавая 1'абоче-11рестьяи- С1.ую красную Лр.мню, партия оо.тьшевнков п лично Б. И. Ле­ нин пр;|давали огромное значе­ ние ее техническому оснаще­ нию. 11ссмотря на огромные эко- дщмическне тР1Д1Юсти, которые иереячивала (.^оветскан реснуо- лика в период гражданско)! вой­ ны и иностранной интервенции, наша страна изыскала возможно­ сти для строительства броневи­ ков, бронепоездов, а затем и та-нков. 31 августа 1920 года рабочие завода «Красное Сор­ мово» изготовили первый со­ ветский танк, дав ему название «Борец за свободу тов. Ленин». Затем было построено еще 14 машин — «Парижская ко.мму- на », «11ролетарская », «Побе­ да», «Илья Муромец» и дру­ гие. Так было положено нача­ ло отечественному танкострое­ нию. Первые броневые частя Ра- иоче-крестьянской Красной Ар- •мпн в.месте с пехотннца.мн п ка- валерпста.мн гролшли шюстран- пых ]1птервептов п белогварден- снпе полчища 1{олчака, Дени­ кина. Брангеля, Юденича. Пос.те грДжда-нской войны Бооружснные Силы республики росли н крепли. Совершенство­ вались и бронесилы. Перво)! боево)! .машино)), 1юшеД1ней в серийное производство, стал пя- титонны!) легки)! танк МС-1. Бо;)ьшое .развит!)е 1 !Олуч))ло со­ ветское танкостроеш1е в ЗО-е 1'ОДЫ. Па ряде заводов образовал))сь ко))Стр^ кторск!)е бюро. Б корот- ШН1 срок оыл!) разработаны п нос )ав;!е-иы на серн)Н)ое !!ро))з- водство новые т)Н!ы боевых .ма- Ш!!!). в то.\! числе средни)! тре.х- оан)снны!) танк Т-28 и тяжелый пят)1рашенный Т-35. В конце 1У39 года на вооружение в вой­ ска поступил средний танк Т-34, созданный конструктора- .ми во главе с М. И. Кошкнны.м, н тяжелый танк 1-1'В, главны.м кснструкгоро.м которого был Ж. Я. 1\от)ш. Б начале 30-х годов были созда)1ы -механ!!Зированные со- еД1!)!ен!!Я !! та!!Ковые части. В .пае 1930 года формируется пер­ вая советская л1еханиз))рованная бр!)гада, а в 1 9 3 2 - .М впервые в .■\!!)ровой практике был созда)! .механ!!3!)рованный корпус. Росло и непрерывно совер- !пе!)ствовалось л)астврство на- Н1ИХ та)ШИСтов. Оно ярко проя­ вилось в боевых условиях на КВЖД, у озера Хасан, на Хал- х!)н-Голе, Карельском перешей­ ке. Более сотни советских тан­ кистов отважно сражались в составе интернациональных бри­ гад в Испании. За проявленные мужество и героизм свыше 30 танюютов были удостоены зва- н!1я Героя Советского Союза, .многие награждены ордена.м!) н медалями. Невероятно трудными были условия начального периода Великой Отечественной войны. Танковые части )) соединения сь!грали важную роль в отра­ жении первых ударов немецко- фаш)!стски.х полчищ. Они нано­ сили сильные контрудары по врагу, це.^!ент!^ровали оборону ))аи!!!х войск, прикрывали вы- .ход !)з боя наших общевойско­ вых ар^!!^й. Ожесточенные встречные танковые сражения развер!)улись в районе Дубно, Ров!!0, Броды. В труднейших боях на московском направле- нш! родилась танковая гвардия. Первы.^! соединением, которое было преобразовано в гвардей­ ское, стала четвертая танковая бригада под командован!)ем полковника М. Е. Катукова. За неделю боев танкисты этого соед!1нен)1я уничтожили 133 боевые машины, более 50 ору- д)1й и .^!ннометов врага. Сложная обстановка на фрон­ те уже в первые недели войны поставила танковую промыш­ ленность страны перед необ.хо- димость!о значительного увели­ чения выпуска боевых машин. Так, если во втором полугодш) 1941 года было !)зготовлено 4.8 тысячи танков, то в '1942 году танкостроители передали в арл!Н!о около 24,4 тысячи бо­ евых .ма!П!:-н. Всего же за го­ ды войны было изготовлено бо­ лее 100 тысяч танков )) само- ходио-артпллерийсюгх устано­ вок. Расширение .масштабов производства бронетанковой техники и улучшение ее каче­ ства ПОЗВОЛИЛ!) увеличить мощь танковых ударов по врагу. Так, в контрнаступленин под Моск­ вой участвовало 774 наших тан­ ка, а в разгроме прот)1вника под Сталинградо.м в боевых по­ рядках советских войск было почти 1,5 ТЫСЯЧ!) та))ков. Образцом военного искусства был бросок наших танкистов от берегов Вислы к Одеру в ян­ варе 1945 года. За двадцать дней танковые армии продви!)у- лись на 600 километров и всту­ пили на территорию фашистской Германии, осуществили стреми­ тельный марш-.маневр на Пр»- гу и освобод!)лн столицу Чехо­ словакии, завершив тем самым военные действия в Еврюпе. Родина по достоинству оце­ нила боевые подвиги танкистов. 250 тысяч солдат, сержантов, офицеров и генералов танковых войск были наг1раждены орде­ нами !) л)едалями. Более 1.300 во!1иов-танкистов удостоены звания Героя Советского Сою­ за, а 16 из них это звание при­ своено дважды. В историю Воо­ руженных Сил навсегда вошли и.ме-на ко.мандующих танковыми ар.лрия.ми С. И. Богданова. -М. Е. 1хатукова, П. С. Рыбалко, Д. Д. Лелюшенко и многих дру­ гих. Нельзя перечислить все подвиги, совершенные танкис- та.ми в годы войны, не назо­ вешь всех имен герюев-танки- стов — живых и павших в бо­ ях за Родину. Более 400 трид­ цатьчетверок стоят на гранит­ ных поста.ментах в горюдах и на перекрастках дорог Совет­ ского Союза, Польши, Чехосло­ вакии, Венгрии, Волгар!ш, Юго- слав!)п, Францпи как вечные па.мятн!11Ш бессг1>а1!шого муже­ ства и отваги советских танкис­ тов. как символ признания той огромной роли, которую сыгра­ ли советские танковые войска в достнже-нии Великой Победы. Приближал!) долгожданный час Победы и наши земляки- танкисты. Мехашжами-водите- лямн танков были во время Ве- Л!)коп Отечественной войны Василин Сергеевич .Александров, награжденный орде-но.м Славы второй степени; Степан Петрю- в!)ч Буслов — кавалер меда­ лей «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина»; Андрей Сер­ геевич Полежаев, награжден­ ный орденом Красной Звезды, а также Василий Григорьевич Потапов. Все о-ни — жители поселка Лев Тадстой. В селах Сланском п Золо­ тухе )1роживают бывш))е танки­ сты Николай Васильевич Мач- нев и Федор Ильич Вл!!нков, награжденные медалями «За отвагу». Полнтработнико.м в танковых )юдразделениях войск был Яков Иванович Пирапов. Сегодня советские танковые войска оснащены самы.мн сов­ ременными боевы.М!) .машинами. Совершенные приборы наблю­ дения I) стрельбы позволяют водить танки по любой местно­ сти и под водой, с болыпой точ­ ностью поражать цели в усло­ виях огрмнпченной види.мостн и ночью. Качественные измене­ ния произшплп и в личном со­ ставе танковых войок. Сегод­ няшние танкисты — сыновья и внуки героев Великой Отече­ ственной война — свято хра­ нят боевые традиции своего ро­ да войск и практическими дела­ ми на полиго!)ах и танкодромах пр!)у.множают их. В танковых войсках служат офицер .\1нха- !)л Базарноп из Топок, Влади­ мир Савосин 1)3 Астапова, Ми­ хаил Вершпннн из )юселка Лев Толстой и другие .молодые лев- толстовцы. С честью выполня­ ет своп интернацинальный долг в Афганистане танкист Влади­ слав Пантюшин из Новочемо- данова. И сегодня, в вен ракет­ ной техники, танки остаются грозным оружнем. И оно, это оружие, в надежных руках. Г. НИКИТИН, райвоенком. Многие жители поселка знают Андрея Сергеевича Полежаева. По мало кто знает, что в годы войны этот человек, тогда еще совсем .молодой, был отважным танкистом. ...Этот случай до мельчайших подробностей помнит он до сих нор. Для взятия занятого немца­ ми илацдар.ма танкистам необхо­ димо было форсировать реку Свирь. Находившиеся на реке на­ дувные понтоны необходимо бы­ ло укрепить как следует. Эту ра­ боту быстро выполнили наши вои­ ны. Опробовать подготовленную переправу поручили А. С. Поле­ жаеву, как одному из самых опыт- Ш4Х водителей. Медленно начал передвигаться его танк. Вот уже и середина, но под тяжестью ста­ льной махины понтоны начали скрываться под водой. Как быть? Б любой мо.мент .можно ожидать самого худшего. Но и медлить, раздумывать нельзя; на том бе­ регу ждут танковой подмоги ар­ тиллеристы. Решимость, чувство датга пересилили страх — Поле­ жаев .мастерски сумел иеренра- В1ПТ.СЯ на танке, подав пример остальным танкистам. 1'акой эпизод не единичен. И всегда в труднейшие минуты вы­ ручала танкиста выдержка, сме­ лость, самообладание. Именно об этом говорят и его награды. Фото А. Гавриловой. ВСЕ ВЫРАЩЕННОЕ УБРАТЬ Н СОХРАНИТЬ Сезон заготовки картофеля Напряженная боевая учеба идет в частях Краснознаменного Си­ бирского военного округа. Хорошие воинские знания, отличную по­ левую выучку, уверенное владение техникой н оружнем показыва­ ют танкисты. На снимках; впереди сложный .марш-бросок. Один 113 лучших механиков-воднтелей танка комсомолец Марат Казыбеков (на снимке) приехал в Сибирь из Киргизии. (Фото.хроника ТАСС). С первых дней копки карто­ феля подтвердился безрадост­ ный прогноз; урожай нынче выдался неважный. В совхозе -Знаменский» — главно.м по­ ставщике этой продукции — с каждого гектара сейчас соби­ рают по 100 центнеров клуб­ ней, тегда как в прошлом году — на 60 центнеров больше. В совхозах «Гагаринский», <До- мачевскнн •. имени Л. Толсто­ го урожайность еще меньше— I от 60 до 68 центнеров с гек­ тара. Не больно радует урожай и владельцев личных огородов, картошка там тоже в основно.м мелкая. В этой обстановке приходится особенно бережно относиться ко «вторю.му хлебу , стараться, чтобы каждый килограмм клуб­ ней был сохранен и дошел до потребителя. Нелегкая задача I стоит перед работниками за- I готконторы райпо, которые за- г.асают продовольственный кар- ■ тофель. .Мы побывали на приемном пункте. Там непривычная для этой поры тишина. Не видно ; больших буртов картофеля, ка- I кие были в прежние годы. . —Картофель поступает, но не- I большими партиями, его успе- I ваем перерабатывать, - - гово- : р !т заведующий пункто.м В. Пе- ' репоиов. По 30—40 тонн в день Интересуемся, к-ак налажена доставка картофеля от населе­ ния. Оказывается с транспор- то.м сейчас туго. Заготконторе выделили большегрузные бор­ товые авто.машпны, которые подъемник не сможет разгру­ зить. От них отказались, зака­ зали другие. Пока же «частин- ка.м» приходится возить карто­ фель на свое.м транспорте. Его принимают без задержек. Однако иногда возникают спорные мо.менты. Сдатчики трюбуют, чтобы всю их продутк- цию пропуск.чли через сорти­ ровку. будь там три тонны или всего два центнера. Так и.ч вы­ годнее сбыть, цены-то на про­ довольственный н Технический картск1)ель разные. Но если .что делать, будут простаивать ав­ томашины, поставляю!цие груз из совхоза «Зна.менскнй». Ка­ кой же выход? Думается, правда па стороне заготовителей. И поче.му бы владельцам огородов не сорти- |ровать клубни са.мим, в про­ цессе уборки? Ведь это не со­ ставляет большого труда, нуж­ но только складывать разный по величине картофель в раз­ ные мешки. Тогда бы не было никаких затруднений при сдаче. Па картофельном пункте Чаплыгинского крахмального завода, располон;енно.м на ули­ це Левашовке, тоже клубней не.много. В зачете чуть больше тысячи тонн, основная масса их опять-таки со зна.менских плантаций. Для сравнения: в прон1лом году за сезон загото- мили 9.000 тонн. ~ Все делае.м, чтобы приемку вс:’ти без задержек, — говорит бухгалтер Л. Т. Омарова. - Прннимае.м как большн.ми пар- тия.ми, так и малыми. Не отка- зывае.м и те.м, кто привозит картопжу на тележках, .мото­ циклах, не сразу всю, а частя ми. В буртах большая част!, клубней — мелочь. По немало и таких, которые по величине сгодились бы и на продоволь­ ственные цели. Почему же их не отсортируют и не отправят по на.чначению? С .эти.м вопро- со.м мы обратились к директору заготконторы райпо Е. В. Ма заеву. Выл я та.м !! видел ка1> тошку, — ответил Евгечшй Ва сильевич. Сам себя было уп­ рекнул: что же это Л1Ы в та­ кой трудный год упускаем хо­ рошую продукцию? По когда внимательнее рассмотрел, по­ нял не только не годится на хранение, но и до покупателя .может не дойти. Кожура неок­ репшая, поэтому много .ме.хаии- чеекпх повреисдений. Правда, в последние дни клубни поступа­ ют в лучше.м состоянии. Дума- ел1 теперь весь технический кар­ тофель, который поступает из есшхоза «.Знаменский , пропус кать через сортировку, отби­ рать лучший. Па картофельных полях, лич­ ных спфодах работа в разга­ ре. Нужно создать такие усло­ вия. при которых были бы пол­ ностью иск-тючепы потери. Сдатчнтом картофеля админи­ страция хозяйств и сельские Советы долнепы оказывать вся­ ческую помощь. Лишь при та- ко.м Подходе воз.можпо снизить до макснму.ма дефицит, создан­ ный неурожаем. П. ЮРЬЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz