Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧА* _^30 августа 1988 г. * № 104 (6911) * 3 О Ш К О Л Е — З А Б О Т А О Б 1 Ц А Я I 20 августа в районном Доме культуры состоялось августовское — совещание учителей района. Вме сте с работниками школ и дошко льных учреждений в нем приня- . ли участие секретари партийных организаций, работники внешко льных учреждений и других служб, связанных с работой школ, партийно-хозяйственный актив рай она, руководители базовых пред- нрнятий. С докладом «О работе органов народного образования и недаго- тическич коллективон школ по выполнению установок февральс кого (1988 г.) Пленума ЦК КПСС ' по дальнейшему утлублспию и расширению реформы школы в свете решений X IX Всесоюзной нартконферсннин» выступила за ведующая отдело.м народного об разования райисполкома В. В. Х М Е Л С еС К А Я . В гтрениях выступили десять человек. В работе совещания приняли участие и выступили первый сек ретарь райкома КПСС Ф. И. Ж И ЛЯ ЕВ, заеедующий отделом се льского хозяйства и пшцевой про мышленности обкома КПСС М. Ф. КОД ЕНСКИИ , доцент Л ГП И А. И. ПОПОВ. С а в г у с т о в с к о г о совещ ания у ч и т е л е й Августовскую учительскую конференцию по праву называ ют большим педагогическим со нетом, где принято подводить итоги, намечать новые перепет,- тины, особенно сейчас, когда гтк- тивнет ттдет перестройка обтцс- образователытой и профессиона льной тш.олы, высшего и сред него образования. Поэтому в до кладе П. 8. Хмеленскон много места было отведено ттметтно атталтшу тот'о, что же все-таки мешает наитим педколлективам быстрее и активнее перестраи ваться, в корне менять учебно- росптп'ательный процесс, отно- тиенпе к нему учпте.чя. Прежде всего, за.метпла док.чадчик, на до перестраивать отношения 'между учеником тт учтттелем. Детям должтто быть хорошо в ТТ 1 КОЛС — это т-лавный кртттернй тт оценке всех нововведений. 'Гак что же мешает нашим пе дагогам именно сотрудничать с учащимися? Почему недостаточ но интттцтативны комсомольская и иттоиерская организации? Эттт вопросы прозвучали в докладе В. В. .Хмелевскон. Однако сра зу надо .залтетттть; на них не по- ■ тучено должных ответов от пе дагогов, выступивших тта сове- 1 ТЩ 1 ТИИ, ттпкто тте поттытался на практических примерй^ показать, что же все-таки мешает пока ис тинному сотруднттчеству учите ля тт ученика, тточему после де сяти лет пребывания в школе ученик зачастую не бывает та- ки.хт тшкнм его хотело бы вттдеть общество. В докладе назывались неко торые ттрттчины, способствующие это.му. Например, нежелание учителей работать с ученттками во внеурочное время': совмест ные походы Т 1 Х сталтт крайне редкттми, так же, как и культпо ходы. обсуждение фильмов. Из другттх мест приезжают люди посмотреть открывшуюся в по селке картинную галерею, а вот классные руководители наших школ все никак не соберутся прттйтп туда вместе с учешткамтт. Дсттт хотят видеть в учителе^ не администратора, работающе-' го при 1Ю.М0ЩН ко.мандиьфх мето дов. а в первую очередь старше го друга, собеседника, умного, хорошо ориентирующегося в во просах современности. Однако не в каждой школе есть такие учителя. Если, на пример. в Иовоче.модановской. Ильинской школах связь учите лей и хчеников, их совместные занятия любн.мы.м дело.м нали цо, то в других школах этого нет. Советская школа, как отмеча лось на февральском Пленуме Ц К КП С С , призвана быть тру довой, то есть учить своих пи томцев с малых лет трудиться коллективно, на деле воспиты вать уважение к труду н людя.м труда. Однако с этим серьезным вопросо.м. как стало ясно из до клада и выступлений учителей, пока не асе обстоит .хорошо. Как сказала директор Лев-Толстов- ской средней школы В. В. Мн- ляева, .много сил н времени но свя т .та она тому, чтобы устано вить в двух свободных ко.мната.х швейные .машинки, чтобы умели девочки шить, трудиться. Убеж дала директор в пользе такого дела II 1’ П У бытового обс.т.\я.и- иания, II Лебед.чнский цех по по шиву одежды, однако все ока залось беечныезныы. Чиновничье непонп.манпе оказывается под час сильнее. Какому Х 1 )уду, каким навыкам .хотят обучить школьников в со вхозе <•И.за.мя ■ , если выделяк1Т шко.те в пользование трактор, а прицепного инвентаря не дают? Об этом говори.за на совещании \Ч 1 1 тель Топовской средней шко- . 1 Ы Н. М. Борисова. О безразли чии к этому вопросу со стороны .хозяйств, сельских Советов ста ло ясно из выступления предсе дателя Первомайского сельского Совета В. А. Селиванова. В я ло, незаинтересованно говорил он об этой важной проблеме и ни слова о том, чем же по.мог исправить положение сельсовет, который обязан уделять школе большое внн.мание, что сделал для того, чтобы ребята получи ли участок земли для настоя щей работы. Как видим, организация тру дового воспитания нуждается в коренной перестройке. Даже строительство пришкольных теп лиц, как отме'Л.тось в выступ лениях учителей, и то превра тилось в проблему неразреши мую. Ребята не хотят занимать ся трудом пона]юшку. Они хо тят настоящего дела, которое приносило бы ощутимую пользу обществу. Нет сомнения, что школьникам старших классов можно было поручить' дейст вительно ответственную работу, но пока, к сожалению, они при учаются к труду примитивно; в лучшем случае сколачивают ящики. При такой постановке дела трудно говорить о каком-то воздействии творческого труда на подростков. В докладе был заострен та кой вопрос, как взаимодействие школы с 1 юдителямн. Еще вы дающийся советский педагог Су- хо.млннскпй говорил, что без помощи родителей, без их веры школе и учителям педколлектив ничего ' не мо жет сделать? На примере Лев Толстовской средней школы В. В. Хмелевская показала, как строится это сотрудничество учителей н родителей. На по мощь приходит пси.холого-педа- гогическая служба, педагогичес кий конейлиу.м. Первейшее ус ловие — знание учителем роди телей, наклонностей их детей, уровня культуры, интересов и пристрастий, характера семей ных отношений. Именно там, выявляя наклон ности детей, внося новаторство в учительское дело, работают ,\1. Е. Мухортых, прекрасный недагог-словеспик на Дамачев- ской средней школы, препода ватели Гагаринской, Головнн- щннской и Первомайской сред них школ .Л. .Л. Шутнлова, В. !•;. 1'рушин, В. В. Белевич. Много внимания уделено в док.'шде формированию творчес- К 0 1 1 активности, гражданской по зиции шко.тышюш. Сегодня на шему обществу нужны поступ ки, с.мелые 1 )ешения, которые должны формироваться п.менно в шшхче, где учитель тонко чув ствует душу ученика, находит к ней подход, вкладывая все свое воспитательское умение. К сожалению, в действительности мы нередко сталкиваемся с прп- мера.ми иного рода, когда в то!! или, иной школе процветает ав торитарный СТИЛЬ; не выучил урок — «два», высказал свое .мнение — «два». Получается, что не' видит педагог конкрет ных людей в своих учениках, судит о них только лишь по от- .меткам. Почему происходит такое? Серьезно задуматься заставило выступление учительницы Гага ринской средней школы А. А . Шутнловой. Наша школа зара жена угодничеством н подхали- .мством, сказала она. К со'жале- нню, таких ценит пока наше ру ководство. При тако.м внутрен нем .микроклн.мате, вернее ска зать, при полном его отсутствии убивается честность труда, учи телю некогда и не слишком .хочется думать о том, как лучше узнать ребенка, он старается получше узнать тон кие струны души д 1 фекторской, чтобы потом играть на них для своей пользы. Разве это не «ЧП - для сельско!'! школы? Ка ких люден Получит общество нз такого коллектива педагогов? Вопросы, думается, ритори ческие. Здесь-то бы п встать во весь рост партийной организа ции школы, честным, прннци- пиальны.м иедагогим, а такие, ув( лена, в школе есть, чтобы не допустить разложения такими мора.тьны.ми установками юных, еще не окрепши,’: душ детей. Александра Алексеевна отме тила и хроническую нехватку вре.менн у учйтеле!!, н не столь ко от загруженности, сколько от неправи.шного планирования ра бочего дня. .Много недостатьо'в бывает в бездумно составлен ном расписании уроков, когда то у одного, то у другого препода вателя появляется так называе- .мое <ОКНО!' в занятиях. Хотя это вре.мя можно бы использо вать с огромной пользой и для учителя, и для учеников. Буква льно пожирают свободное вре.мя учителя, которое должно бы быть предназначено детям, бес конечные собрания и совещания. В выступлении Шутиловой, да II остальных учителей с тре-' вогой говорилось о то.м, что пе дагогу на селе все труднее и труднее повышать самообра зование, общий кругозор, сле дить за всеми сторонами совре менной жизни. Одним из источников этого были и остаются книги, 11ч купить их сейчас учителя прак тически Щ; могут. В село для продажи книги пе привозят, а в днуу мага.'шнах поселк'а они продаются в то время, когда да же местные учителя находятся па уроках, не говоря об учите- . 1 ЯХ сельских. Ио.тучается. тот, кому книги иногда нужны боль ше для украшения Ж1ыища, их может покупать ))егулярно. а учите.'ш, кому книга необходи- .ма, как воздух, воз.моиэинти такой не имеет. Поясалуй, в каждом выступ лении учителей, да и докладе, очень много внимания отводи лось состоянию материально-тех нической базы. Да это н понят но; чтобы школьная рефор.ма стала живым делом, надо посто янно работать над улучшением материальной базы. Конечно, сдвиги есть. 1 сентября в Митя- гинской средней школе сядут за парты в новом здании ше'стиле- тки, готовится такое здание в Домачевской средней школе, сделана п|Ьистройка к детскому саду в сов.хозе «П.тамя-, закан чнвается строительство овоще хранилищ в Иерво.майской и Лштягинскон школах. Но есть 1 1 1 шл 1 еры иного рода; не.мало школ, в которых необхо дим капитальный 1 )емонт. В пер вую очередь э т о относится к двум школа.ч поселка, особенно средней! ЛЬ 12 имени Л. И. Тол стого. Много претен.чий выска зал в своем выступлении дирек тор школы М. С. Сеславинский в адрес шефов нз днс.анции пу ти, кото] 1 ые не наведыви.шсь в школу вот уже но-ттора' года. С тревогой говорила о плохом состоянии (оопнтелыюй слстолш в Лев-Тччетовской -..реднеи шко ле ее дпроктор В. В. .Мыляева. 1 \уд 4 только ни обращи чась она, у кою нн просила но.мощи, дело не сдвигаете,': с . .места. А .Н 1 МОЙ Дстт вынуят дены снд( гь на занятиях в пальто, заниматься после уро ков в интернате тоже в вер.х- ней одежде. Интересно, как можно в таких условиях гово рить об учебном процессе. На под.чоде очередная зи.ма. Оста вить снова детей в таких усло виях немыслимо. С тревогой говори.'нтсь на со вещании о том, что директор школы давно уже превратился в хозяйственника, - доставалу». Е.му некогда руководить учебно- воспитательны.м процессом, он вечно ходит по предприятиям и руководнтеля.м хозяйств с про тянутой рукой. Такое положение настало время исправлять пол ностью. Директор обязан заниматься непосредственно своими педаго гическими обя.занностями. А чтобы это тлк II бы.то, кэждому руководителю предприятий, те,м более базовых, пора проникпх- ться чувством ответстьениоети за помощь школе. Там обучают ся наши дети, там готовится зав трашние рабенше и сиецна.чнсты. Надо но ждать, когда \' дверей к'абииста, как скааа.ча В. В. Ми- ляева. будет в течение полуто ра часов стоять директор шко- ,' 1 ы п ожидании начальственного приема, а самим почаще справ ляться у школы о ее нуждах. 1С ироб.темнм школы давно пора подключить, как верно ааметила на совсчцашш учителыища с|Н'Д- ней школы 4 2 имени Л. Н. То.тстого Т. Д. Сысоева, каждо го руководителя иредприития. Не .иеиее бо.'1Ы1оГ| вопрос - аш.тье для учителе!!. Ведь каж дому ясно, что от; 1 ача тво|)чес- кого потенциала учителя во мно гом зависит от того, каковы сто бытовые условия и в первую очередь 'жилье. А сеГшас по.-ю- жение с жильем, конечно, нор- мальиы.м не назовешь. Семь преподавателей! .Пев 'Голстовской средней школы ютятся в тесных стареньких квартирках, .можно сказать, не обеспечены жильем •мо.тодые преподаватели Топовс кой средней школы. Им, правда, выделили квартиры, но все.тять- ся в них невозможно нсоб.хо- ди,м хороший ремонт. И таких при.ме 1 юв на совещании прнво- дн.-юсь не.мало. С Т 1 )с'Г!огом говорили учите.тя о состоянии дел в профорисч 1 та ционной !)аботе, сет(шали иа то что специалисты А Н О и хо зяйств ре.чкие гости н школах Однако лишь их единичными ви зитами и словесны.ми ириг.'шше ния.ми ребят идти ])аботать в сельское х-озяйство проблемы не решить. Как сп 1 )авед. 1 пво отме чалось иа совещании, профори ентация до.'икна веетш ь с 1 )ан- него детства, вначале в се.мье, затем в детсаду и школе. Группа учнтцчеп района паг- ] 1 аж;и:на меда.тями. зпачка.мп и Почетными гра'иотами. Избран районный совет по народному об| 1 а,зованию. На снимке; группа учителей — участников августовского со вещания (слева направо); В, В, Белевич, директор Первомайс кой средней школы, учителя Е. А . Савосина (с. Зна.менское), А . А . Пантюшнн (с, Митягин.о). А . К. Лазутина, зав^ч Лев-Тол- сховской средней школы, В. И. Клочков, завуч Топовской сред ней школы. На снимке справа— учитель ница Н. В. Аулова (с. Пярво.май- ское). Фото А. Гавриловой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz