Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ ИЛЬИЧА* _^30 августа 1988 г. * № 104 (6911) * 3 О Ш К О Л Е — З А Б О Т А О Б 1 Ц А Я I 20 августа в районном Доме культуры состоялось августовское — совещание учителей района. Вме­ сте с работниками школ и дошко­ льных учреждений в нем приня- . ли участие секретари партийных организаций, работники внешко­ льных учреждений и других служб, связанных с работой школ, партийно-хозяйственный актив рай­ она, руководители базовых пред- нрнятий. С докладом «О работе органов народного образования и недаго- тическич коллективон школ по выполнению установок февральс­ кого (1988 г.) Пленума ЦК КПСС ' по дальнейшему утлублспию и расширению реформы школы в свете решений X IX Всесоюзной нартконферсннин» выступила за­ ведующая отдело.м народного об­ разования райисполкома В. В. Х М Е Л С еС К А Я . В гтрениях выступили десять человек. В работе совещания приняли участие и выступили первый сек­ ретарь райкома КПСС Ф. И. Ж И ­ ЛЯ ЕВ, заеедующий отделом се­ льского хозяйства и пшцевой про­ мышленности обкома КПСС М. Ф. КОД ЕНСКИИ , доцент Л ГП И А. И. ПОПОВ. С а в г у с т о в с к о г о совещ ания у ч и т е л е й Августовскую учительскую конференцию по праву называ­ ют большим педагогическим со­ нетом, где принято подводить итоги, намечать новые перепет,- тины, особенно сейчас, когда гтк- тивнет ттдет перестройка обтцс- образователытой и профессиона­ льной тш.олы, высшего и сред­ него образования. Поэтому в до­ кладе П. 8. Хмеленскон много места было отведено ттметтно атталтшу тот'о, что же все-таки мешает наитим педколлективам быстрее и активнее перестраи­ ваться, в корне менять учебно- росптп'ательный процесс, отно- тиенпе к нему учпте.чя. Прежде всего, за.метпла док.чадчик, на­ до перестраивать отношения 'между учеником тт учтттелем. Детям должтто быть хорошо в ТТ 1 КОЛС — это т-лавный кртттернй тт оценке всех нововведений. 'Гак что же мешает нашим пе­ дагогам именно сотрудничать с учащимися? Почему недостаточ­ но интттцтативны комсомольская и иттоиерская организации? Эттт вопросы прозвучали в докладе В. В. .Хмелевскон. Однако сра­ зу надо .залтетттть; на них не по- ■ тучено должных ответов от пе­ дагогов, выступивших тта сове- 1 ТЩ 1 ТИИ, ттпкто тте поттытался на практических примерй^ показать, что же все-таки мешает пока ис­ тинному сотруднттчеству учите­ ля тт ученика, тточему после де­ сяти лет пребывания в школе ученик зачастую не бывает та- ки.хт тшкнм его хотело бы вттдеть общество. В докладе назывались неко­ торые ттрттчины, способствующие это.му. Например, нежелание учителей работать с ученттками во внеурочное время': совмест­ ные походы Т 1 Х сталтт крайне редкттми, так же, как и культпо­ ходы. обсуждение фильмов. Из другттх мест приезжают люди посмотреть открывшуюся в по­ селке картинную галерею, а вот классные руководители наших школ все никак не соберутся прттйтп туда вместе с учешткамтт. Дсттт хотят видеть в учителе^ не администратора, работающе-' го при 1Ю.М0ЩН ко.мандиьфх мето­ дов. а в первую очередь старше­ го друга, собеседника, умного, хорошо ориентирующегося в во­ просах современности. Однако не в каждой школе есть такие учителя. Если, на­ пример. в Иовоче.модановской. Ильинской школах связь учите­ лей и хчеников, их совместные занятия любн.мы.м дело.м нали­ цо, то в других школах этого нет. Советская школа, как отмеча­ лось на февральском Пленуме Ц К КП С С , призвана быть тру­ довой, то есть учить своих пи­ томцев с малых лет трудиться коллективно, на деле воспиты­ вать уважение к труду н людя.м труда. Однако с этим серьезным вопросо.м. как стало ясно из до­ клада и выступлений учителей, пока не асе обстоит .хорошо. Как сказала директор Лев-Толстов- ской средней школы В. В. Мн- ляева, .много сил н времени но свя т .та она тому, чтобы устано­ вить в двух свободных ко.мната.х швейные .машинки, чтобы умели девочки шить, трудиться. Убеж­ дала директор в пользе такого дела II 1’ П У бытового обс.т.\я.и- иания, II Лебед.чнский цех по по­ шиву одежды, однако все ока­ залось беечныезныы. Чиновничье непонп.манпе оказывается под­ час сильнее. Какому Х 1 )уду, каким навыкам .хотят обучить школьников в со­ вхозе <•И.за.мя ■ , если выделяк1Т шко.те в пользование трактор, а прицепного инвентаря не дают? Об этом говори.за на совещании \Ч 1 1 тель Топовской средней шко- . 1 Ы Н. М. Борисова. О безразли­ чии к этому вопросу со стороны .хозяйств, сельских Советов ста­ ло ясно из выступления предсе­ дателя Первомайского сельского Совета В. А. Селиванова. В я ­ ло, незаинтересованно говорил он об этой важной проблеме и ни слова о том, чем же по.мог исправить положение сельсовет, который обязан уделять школе большое внн.мание, что сделал для того, чтобы ребята получи­ ли участок земли для настоя­ щей работы. Как видим, организация тру­ дового воспитания нуждается в коренной перестройке. Даже строительство пришкольных теп­ лиц, как отме'Л.тось в выступ­ лениях учителей, и то превра­ тилось в проблему неразреши­ мую. Ребята не хотят занимать­ ся трудом пона]юшку. Они хо­ тят настоящего дела, которое приносило бы ощутимую пользу обществу. Нет сомнения, что школьникам старших классов можно было поручить' дейст­ вительно ответственную работу, но пока, к сожалению, они при­ учаются к труду примитивно; в лучшем случае сколачивают ящики. При такой постановке дела трудно говорить о каком-то воздействии творческого труда на подростков. В докладе был заострен та­ кой вопрос, как взаимодействие школы с 1 юдителямн. Еще вы­ дающийся советский педагог Су- хо.млннскпй говорил, что без помощи родителей, без их веры школе и учителям педколлектив ничего ' не мо­ жет сделать? На примере Лев Толстовской средней школы В. В. Хмелевская показала, как строится это сотрудничество учителей н родителей. На по­ мощь приходит пси.холого-педа- гогическая служба, педагогичес­ кий конейлиу.м. Первейшее ус­ ловие — знание учителем роди­ телей, наклонностей их детей, уровня культуры, интересов и пристрастий, характера семей­ ных отношений. Именно там, выявляя наклон­ ности детей, внося новаторство в учительское дело, работают ,\1. Е. Мухортых, прекрасный недагог-словеспик на Дамачев- ской средней школы, препода­ ватели Гагаринской, Головнн- щннской и Первомайской сред­ них школ .Л. .Л. Шутнлова, В. !•;. 1'рушин, В. В. Белевич. Много внимания уделено в док.'шде формированию творчес- К 0 1 1 активности, гражданской по­ зиции шко.тышюш. Сегодня на­ шему обществу нужны поступ­ ки, с.мелые 1 )ешения, которые должны формироваться п.менно в шшхче, где учитель тонко чув­ ствует душу ученика, находит к ней подход, вкладывая все свое воспитательское умение. К сожалению, в действительности мы нередко сталкиваемся с прп- мера.ми иного рода, когда в то!! или, иной школе процветает ав­ торитарный СТИЛЬ; не выучил урок — «два», высказал свое .мнение — «два». Получается, что не' видит педагог конкрет­ ных людей в своих учениках, судит о них только лишь по от- .меткам. Почему происходит такое? Серьезно задуматься заставило выступление учительницы Гага­ ринской средней школы А. А . Шутнловой. Наша школа зара­ жена угодничеством н подхали- .мством, сказала она. К со'жале- нню, таких ценит пока наше ру­ ководство. При тако.м внутрен­ нем .микроклн.мате, вернее ска­ зать, при полном его отсутствии убивается честность труда, учи­ телю некогда и не слишком .хочется думать о том, как лучше узнать ребенка, он старается получше узнать тон­ кие струны души д 1 фекторской, чтобы потом играть на них для своей пользы. Разве это не «ЧП - для сельско!'! школы? Ка ­ ких люден Получит общество нз такого коллектива педагогов? Вопросы, думается, ритори­ ческие. Здесь-то бы п встать во весь рост партийной организа­ ции школы, честным, прннци- пиальны.м иедагогим, а такие, ув( лена, в школе есть, чтобы не допустить разложения такими мора.тьны.ми установками юных, еще не окрепши,’: душ детей. Александра Алексеевна отме­ тила и хроническую нехватку вре.менн у учйтеле!!, н не столь­ ко от загруженности, сколько от неправи.шного планирования ра­ бочего дня. .Много недостатьо'в бывает в бездумно составлен­ ном расписании уроков, когда то у одного, то у другого препода­ вателя появляется так называе- .мое <ОКНО!' в занятиях. Хотя это вре.мя можно бы использо­ вать с огромной пользой и для учителя, и для учеников. Буква­ льно пожирают свободное вре.мя учителя, которое должно бы быть предназначено детям, бес­ конечные собрания и совещания. В выступлении Шутиловой, да II остальных учителей с тре-' вогой говорилось о то.м, что пе­ дагогу на селе все труднее и труднее повышать самообра­ зование, общий кругозор, сле­ дить за всеми сторонами совре­ менной жизни. Одним из источников этого были и остаются книги, 11ч купить их сейчас учителя прак­ тически Щ; могут. В село для продажи книги пе привозят, а в днуу мага.'шнах поселк'а они продаются в то время, когда да­ же местные учителя находятся па уроках, не говоря об учите- . 1 ЯХ сельских. Ио.тучается. тот, кому книги иногда нужны боль­ ше для украшения Ж1ыища, их может покупать ))егулярно. а учите.'ш, кому книга необходи- .ма, как воздух, воз.моиэинти такой не имеет. Поясалуй, в каждом выступ­ лении учителей, да и докладе, очень много внимания отводи­ лось состоянию материально-тех­ нической базы. Да это н понят­ но; чтобы школьная рефор.ма стала живым делом, надо посто­ янно работать над улучшением материальной базы. Конечно, сдвиги есть. 1 сентября в Митя- гинской средней школе сядут за парты в новом здании ше'стиле- тки, готовится такое здание в Домачевской средней школе, сделана п|Ьистройка к детскому саду в сов.хозе «П.тамя-, закан чнвается строительство овоще­ хранилищ в Иерво.майской и Лштягинскон школах. Но есть 1 1 1 шл 1 еры иного рода; не.мало школ, в которых необхо­ дим капитальный 1 )емонт. В пер­ вую очередь э т о относится к двум школа.ч поселка, особенно средней! ЛЬ 12 имени Л. И. Тол ­ стого. Много претен.чий выска­ зал в своем выступлении дирек­ тор школы М. С. Сеславинский в адрес шефов нз днс.анции пу­ ти, кото] 1 ые не наведыви.шсь в школу вот уже но-ттора' года. С тревогой говорила о плохом состоянии (оопнтелыюй слстолш в Лев-Тччетовской -..реднеи шко ле ее дпроктор В. В. .Мыляева. 1 \уд 4 только ни обращи чась она, у кою нн просила но.мощи, дело не сдвигаете,': с . .места. А .Н 1 МОЙ Дстт вынуят дены снд( гь на занятиях в пальто, заниматься после уро­ ков в интернате тоже в вер.х- ней одежде. Интересно, как можно в таких условиях гово­ рить об учебном процессе. На под.чоде очередная зи.ма. Оста­ вить снова детей в таких усло­ виях немыслимо. С тревогой говори.'нтсь на со­ вещании о том, что директор школы давно уже превратился в хозяйственника, - доставалу». Е.му некогда руководить учебно- воспитательны.м процессом, он вечно ходит по предприятиям и руководнтеля.м хозяйств с про­ тянутой рукой. Такое положение настало время исправлять пол­ ностью. Директор обязан заниматься непосредственно своими педаго­ гическими обя.занностями. А чтобы это тлк II бы.то, кэждому руководителю предприятий, те,м более базовых, пора проникпх- ться чувством ответстьениоети за помощь школе. Там обучают­ ся наши дети, там готовится зав­ трашние рабенше и сиецна.чнсты. Надо но ждать, когда \' дверей к'абииста, как скааа.ча В. В. Ми- ляева. будет в течение полуто­ ра часов стоять директор шко- ,' 1 ы п ожидании начальственного приема, а самим почаще справ­ ляться у школы о ее нуждах. 1С ироб.темнм школы давно пора подключить, как верно ааметила на совсчцашш учителыища с|Н'Д- ней школы 4 2 имени Л. Н. То.тстого Т. Д. Сысоева, каждо­ го руководителя иредприития. Не .иеиее бо.'1Ы1оГ| вопрос - аш.тье для учителе!!. Ведь каж­ дому ясно, что от; 1 ача тво|)чес- кого потенциала учителя во мно­ гом зависит от того, каковы сто бытовые условия и в первую очередь 'жилье. А сеГшас по.-ю- жение с жильем, конечно, нор- мальиы.м не назовешь. Семь преподавателей! .Пев 'Голстовской средней школы ютятся в тесных стареньких квартирках, .можно сказать, не обеспечены жильем •мо.тодые преподаватели Топовс­ кой средней школы. Им, правда, выделили квартиры, но все.тять- ся в них невозможно нсоб.хо- ди,м хороший ремонт. И таких при.ме 1 юв на совещании прнво- дн.-юсь не.мало. С Т 1 )с'Г!огом говорили учите.тя о состоянии дел в профорисч 1 та ционной !)аботе, сет(шали иа то что специалисты А Н О и хо зяйств ре.чкие гости н школах Однако лишь их единичными ви зитами и словесны.ми ириг.'шше ния.ми ребят идти ])аботать в сельское х-озяйство проблемы не решить. Как сп 1 )авед. 1 пво отме­ чалось иа совещании, профори­ ентация до.'икна веетш ь с 1 )ан- него детства, вначале в се.мье, затем в детсаду и школе. Группа учнтцчеп района паг- ] 1 аж;и:на меда.тями. зпачка.мп и Почетными гра'иотами. Избран районный совет по народному об| 1 а,зованию. На снимке; группа учителей — участников августовского со­ вещания (слева направо); В, В, Белевич, директор Первомайс­ кой средней школы, учителя Е. А . Савосина (с. Зна.менское), А . А . Пантюшнн (с, Митягин.о). А . К. Лазутина, зав^ч Лев-Тол- сховской средней школы, В. И. Клочков, завуч Топовской сред­ ней школы. На снимке справа— учитель­ ница Н. В. Аулова (с. Пярво.май- ское). Фото А. Гавриловой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz