Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ ИЛЬИЧА» 18 августа 1988 г. * (6905) * 3 К 160 - л е тию со д н я р ож д е н и я Л . Я. Т о л с то го ' Г Е О Г Р А Ф И Я П А М Я Т И О Е М А Л О мест -на нашей * * зедмме, в том числе и в Липецкой области, связано с именем Льва Николаевича Т о л ­ стого, 160-летне со дня рож ­ дения которого отмечается в сентябре нынешнего года. Па­ мятником е.му стала известная всему миру музей-усадьба Я с ­ ная Поляна на тульской зем­ ле, где родился писатель. Как писал известный английский литератор Чарльз Сноу, «из всех памятников великим писа­ телям, которые я когда-либо видел. Ясная Поляна — самый прекрасный памятник. В сво­ ем скромном величии он, без­ условно, соответствует челове­ ку, который здесь писал». Лев Толстой все.м близок, ибо книги его вхожи в каж­ дый дом. Валерин Брюсов ска­ зал; «Толстой был для всего мира», но ведь и сам Толстой — это весь мир. Давайте в эти предъюбилей­ ные дни отправимся в путеше­ ствие по памятны.м толстов­ ским места.м, расскажем о них слова.мн современников и спе­ циалистов, людей, увлеченных судьбой и творчеством писате­ ля. Хранит па.Мять о Льве Тол ­ стом чеченское село Старый Юрт, куда он прибыл лето.м 1851 года .молоды.м офицеро.м. .'Здесь местные жители в знак уважения подарили е.му шаш ­ ку. Лев П 1 гколаевнч полюбил Кавказ, его людей, их преда­ ния, поэзию, чтил кодекс че­ сти горцев, соблюдал их обы­ чаи. По просьбе .местных жите­ лей село это теперь именуется Толстой-Юрт. Его и.мя присвое­ но двум средним школа.м, ' в одной из которых создан пер­ вый горский .музей Толстого на Северном Кавказе. А на горе, где писатель отдыхал по­ сле охоты, высечены слова; «Здесь, у этой скалы, с 1851 по 1851 год со своим другом Садо Мисербиевы.м бывал Л. Н. Толстой». Это он и по­ дарил шашку писателю. Как рассказывает .местный учитель А. Юсупов, скала стала памят­ ником, она взята под охрану, здесь нередко проходят празд­ ники, связанные с именем пи­ сателя. Помнят Толстого в станице Старогладковской в Чечено- Ингушетии, где Лев Толстой начал работать над повестью «Казак;;-. В центре станицы благодарные горцы воздвигли па.мятник велнко.му художнику. Судьба забросила артилле­ рийского офицера Льва Толсто­ го в Молдавию, где он нахо­ дился в составе Дунайской ар­ мии. Был он в Кишиневе, та.м тогда располагалась штаб-квар­ тира ко.иандуюгцего. Молодой подпоручик и здесь пробует свое перо, пишет в Кишиневе рассказы «Как умирают рус­ ские солдаты», «Дядюшка Жданов и кавалер Чернов». Ныне в К'ншиневе есть сред­ няя школа и улица Льва Тол ­ стого, где установлена доска с барельефом писателя. Из Кишинева Лев Толстой прибыл в Крым. Он был за­ числен в артиллерийскую бри­ гаду и отважно сражался в Се­ вастополе Десять .месяцев на­ ходился он в осажденном Се­ вастополе, ко.мандовал артил­ лерийскими орудиями под ог­ нем противника, был удостоен ордена С. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и серебряной медали «За защиту Севастополя». В па.мять о тех днях на месте четвертого ба­ стиона высится гранитная глы­ ба с барельефом писателя с надпнсБю; «Великому русско­ му писателю Л. Н . ' Толстому, участнику обороны Севастопо.тя на 4-.М бастионе. 1854 — 1855 гг.». В городе боевой славы в нише здания панорамы уста­ новлен бюст писателя. Как из­ вестно, славным защитникам города Лев Толстой посвятил свои знаменитые «Севастополь­ ские рассказы». Помнит Толстого историче­ ское Бородинское поле под Москвой, где он не раз бывал на местах сражений, собирая .материалы для романа-эпопеи «Война и мир». Бывал писатель и на калуж­ ской зе.мле, знако.мился с жизнью рабочих Люди-новского желе.зоделательного. ныне теп­ ловозостроительного завода. И з ­ вестно, что писатель был от­ лучен от церкви. Рабочие ка­ лужских заводов в 1901 году направили Л. Н. Толстому по­ слание. в которо.м сказано; «...Пусть отлучают Вас как хо­ тят и от чего хотят фарисеи- первосвященники, русские люди всегда будут гордиться, считая Вас самы.м великим, дороги.м, .тюбимым». Памятен приезд писателя на воронежскую станцию Митро­ фановну (Ольгинскую), о чем свидетельствует .ме.мориальная доска на здании железнодорож­ ного вокзала, установленная недавно стараниями местных краеведов. Сюда писатель при­ езжал по пути на хутор Ржевск к своему другу В. 1'. Черткову, ставшему в годы Советской власти главным редакторюм Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого. Собиржя .материалы о Льве 'Голсто.м, мне довелось услы ­ шать любопытную дорожную историю — быль, рассказан­ ную брестски.м журналистом Б. Малашевски.м, Баранович­ ские старожилы утверждают, что писатель, гордость зе.млн русской, Лев Николаевич Тол­ стой, проезжая в свое врюмя через станцию Барановичи, на­ писал жалобу на местных же- лезнодорожш 1 ков. Пото.м, ког­ да разобрались, выяснилось, что железнодорожники здесь ни при че.м. Курьезный случай произошел по вине станционно­ го жандар.ма. Подошедший поезд стоял на путях, и блюститель порядка все время с подозрением при­ глядывался к благообразному старику с окладистой бородой, в подпоясанной холщевой ру ­ бахе, по внд>‘ крестьянину, не пони.мая, что ему нужно на перроне среди «чистой публи­ ки». Но старик вел себя смир­ но, ничего не позволял лишне­ го. и жандарм, скрюпя сердце, смирился. И вдруг заметил, что старик бодро -направился к поезду. Да не куда-нибудь, а к вагонам первого класса. «М у ­ жик, а туда же. Так дело не пойдет!» — возмутился жан­ дарм и бросился следолг С та ­ рика догнал, когда тот подни­ мался в вагон. — Куда прешь, борода? Осади назад! Мы не настаивае.м на то.м, что были произнесены именно такие слова. Возможно, дру­ гие, но смысл и тон оставались те же. Произошло бурное объ­ яснение. Старик (это был Лев Николаевич 'Толстой) был на­ столько воз.мущен, что -напра­ вился в здание вокзала, по­ требовал у дежурного книгу и И3.10ЖИЛ в -ней свою жалобу- протест... С.мерть настигла писателя в пути. Как сообщали тогда га­ зеты. «вследствие недомогания Л. Н. Толстой был вынужден сойти с поезда и остановиться в квартире начальника стан­ ции ». С тех пор железнодорожная станция Астапово стала изве­ стна всему миру. «В одиноче­ стве умер великий, умер смер­ тью могучего льва», — писал тогда по.эт-совре.менник о Льве Толсто.м. .Лстаново со вре.ме- нем стало значиться как стан­ ция Лев 'Голстой, именем гш- .сателя назвали поселок город­ ского типа и Лев-Толстовский район в Липецкой области. На станции .-Устапово изве­ стный скульптор С. Мерктров в 1 9 1 0 . году снимал посмертную .маску писателя, чтобы сделать памятник. Через два года он изготовил его нз гранита, но памятник долгое вре.мя оста­ вался в мастерской. Дело в том, что черносотенный «Союз рус­ ского народа» заявил, что па­ мятник отлученному от церкви безбожнику Толсто.му будет взорван, если его поставят вблизи строившегося .храма. Городская дума от установки па.мятника воздержалась и толь­ ко при Советской власти — в 1928 году — он был сооружен на Девичье.м поле, недалеко от м^’зея-усадьбы Л. Н. Толстого. Это был первый в Москве па­ мятник писателю, установлен­ ный 60 лет назад, к 1 0 0 -летию со дня его рождения. Зате!М о-н получил новую московскую прописку — «переехал» на Кропоткинскую улицу, где ра­ сположен Государственный .му­ зей Л. Н. Толстого. А на Девичьем поле возд­ вигнут па.мятник из огрю.мной глыбы темно-серого гранита. Писатель сидит в кресле, по­ груженный в глубокое раз­ думье. Глядя на этот мону.мент, вспоминаешь слова В. И. Ле- ни-на, сказанные им в беседе с А . М. Горьким; «Какая глыба, а? Какой .матерый человечище! Вот это, батенька, художник». Есть ен;е памятники Толсто­ му, установленные в столице — на улице Воровского — пода­ рок писателей Украины москов- ски.м собратья.м по перу, н на Зубовской площади. Образ пи­ сателя запечатлен в граните и яа станции Лев Толстой Липец­ кой области (он установлен в сквере, рядом с домом-музе­ ем писателя) и, конечно, в 'Гу­ ле, на родной его земле. При.ходилось .мне видеть и необычный портрет Льва Тол ­ стого, который хранится в Слободском краеведческо.м .му­ зее Кировской области. Смот­ ришь издалека— портрет обыч­ ный, на самом же деле он состоит цз строк знаменитой - Крейцеровой сонаты» Л. Тол ­ стого. Художник С. Хазин би- сорны.м каллиграфическим по­ черком нарисовал портрет пи­ сателя словами его прюизведе- ння. Прочесть нх можно толь­ ко через сильное увеличитель­ ное стекло — лупу. Как дорогую реликвию хра­ нит в научной библиотеке МГЬ ' редкостный портрет Льва Тол ­ стого, подаренный писателем 80 лет назад студентам Москов­ ского университета с автогра­ фом; «Московско.му студенче­ ству с искренней благодарно­ стью за тронувший меня от не­ го адрес, Лев 'Голстой. 1908, 29 октября». Приветственный адрес вручили писателю в честь его 80-летнего юбилея. Тогда же писатель в.мосте с портрето.м подарил московским студентам то.ма Собрания свомх сочинений. Памятником писателю стал и тепло.ход с его именем на бор­ ту. На теплоходе хранятся ко­ ш т толстовских документов из .музеев, фотографии, а также библиотека, составленная из произведений писателя на ан­ глийском, французском, не- мецко.м языках. Даже названия салонов сугубо «толстовские» — «Бородино», «Ясная Поля­ на», салон «Наташа» украшает большое тканое панно «Пер­ вый бал». У Черного моря, в районе села Берегчшого, вскоре после с.мерти писателя из огромной глыбы песчаника был высечен поясной скульптурный портрет Толстого. Исполнителем и ав- торо.м проекта был житель Бе­ регового каменщик Давыдов. В 1910 году толстовский м у ­ зей в Москве заказал ар.мян- скому скульптору Гюрджяну бюст русского гения. Модель была вылеплена из глины, поз­ же в Париже переделана в мра.мор. Бюст, как установил тульский краевед С. Рассаднев, — простоял в .мастерской скульптора сорок лет. Н лишь после смерти автора вдова пе­ редала бюст 'Толстого в дар срранции. Теперь Толстой из белого мрамора стоит в сквере его и.мени в Париже. Памятники Л. П. Толсто.му есть в Болгарин, Югославии... А теперь и в Канаде установ­ лен первый на а.мернканском континенте памятник Льву Толстому с надписью на рус­ ском и аиглинско.м языках — это дар советского народа и его правительства. Установлен он в канадской деревне Верн- гнно, которую основали почти 90 лет назад первые пересе­ ленцы из ца)эской России сре­ ди полей. Как уже сообщалось в печати, вместе с автором па­ .мятника народным художником Р С Ф С Р Ю. Черновым приез­ жал в Канаду правнук писа­ теля, профессор Илья Толстой. Живет в народе имя гения русской литературы, о которк»! Анатоль Фра_нс провидчески сказал; «Его будут изучать че­ рез тысячелетия... Толстой ^ пророк нового человечества». А . С АФ О Н О В , журналист. («Ленинское зна.мя» за 14 августа с. г.). Р О Т О В Я С Ь отметить сто­ летне со дня рождения великого писателя земли рус­ ской, ;курнал «Огонек» в кон­ це 1927 года обратился к вид­ ным политическим и общест­ венным деятелям, писателя.м и артиста.м с анкетой, в кото­ рой содержался ряд вопросов о литературном творчестве Лг.ва Ннко.таевнча Толстого. Те охотно откликнулись, и в 62-м но.мере журнал опублико­ вал нх ответы. Думается, они II сейчас представляют несом­ ненный интерес. Первый вопрос был такой; «Любите ли Вы художествен­ ные произведения Татстого?» Н. К. Крупская ответила; «Да. очень». -Л. С. Серафимович; «Необыкновенно!» В. В Вере­ саев; «О. да!». Зате.м последовал вопрос: « Какие художественные про­ изведения Толстого Вы счита­ ете лучшими?». Оказалось, что Серафн.мовичу нравятся все без исключения художествен­ ные произведения великого соотечественника. В. В. Вере­ саеву— «Хаджн-.Мурат», .Л. Н. Толстому — «Война п шф» . В. Э. Мейерхольду — «Воскре­ сение». А . В. Луначарский за­ „Нужен современному читателю...'* писал: «Среди наиболее близ­ ких мне произведений Толсто­ го многие стоят на одинаковом уровне, но, в общем, по своей грандиозности замысла прихо­ дится назвать любимым произ­ ведением «Войну и .мир». «Что Вы считаете главным в изобразительной технике 'Тол­ стого?» — спрашивал журнал. «У.мение отобразить пережива­ ния людей во всей нх сложности и глубине, умение давать эти пе­ реживания во всей их реальнос­ ти. .. .менне выбирать при отобра­ жении реальной жи; 5 нн -- самое важное, существенное, и давать правильную увязку .мелочам', отвечала Н. К. Крупская. Серафимович отметил, что «у Толстого нет слов, только обра­ зы — и от этого так -страшно убедительно». На Вересаева про­ извело впечатление «поразите­ льнее умение Толстого сделать так, что не верится, что описы­ ваемые лица и события -- вы- ду.манные». Три следующих вопроса были тесно связаны между собой. «Как Вы относились к художест­ венным произведениям Толстого в детстве?» Вересаев: «Нрави­ лись. ■* Крупская; « В детстве .мать .мне читала отрывки из • Войны и мира». Мне они нра­ вились, но средне». Серафимо­ вич; «Принимал всё, как живое, настоящее, всамделишное, а не в книге». «Как Вы относились к худо­ жественным произведениям 'Тол­ стого в юности?» Вересаев: «С восторго.м». Крупская; «В .моло­ дости без конца читала н пере­ читывала Л. Толстого». Луна­ чарский; Вся моя юность про- ш.ш под колоссальным обаянием толстовских образов». Серафи­ мович: Читал, не отрываясь, и опять-таки видел не книгу, а реально существующее». - Как Вы относитесь к худо­ жественным произведениям Толстого сейчас?» Серафи.мо- вич; «Считаю Л. Толстого един- ственны.м непревзойденным по гениальности писателем» . А . Н. Толстой; «Для .меня Лев Тол­ стой — одни нз четырех глав­ ных и любимых; Пушкин, Го­ голь, Достоевский, Л. Толстой». Любопытны.ответы на вопрос; • Есть ли у Вас люби.мый герой среди х.едожественпых произве­ дений Льва Николаевича?» «К соншлению, у .меня нет любимых героев среди лиц, соз­ данных гением Толстого, — на­ писал Луначарский, - так как вообще толстовские типы я не люблю. Как нечто бесконечно поэтичное п обаятельное,’ вспо­ минается мне Наташа Ростова до замчокестна. Мужские типы 'Толстого .меня интересуют, злят, мучают, но симпатии во мне не возб.уждают». «Героев у Толстого нет, есть люди», — так считала Крупс­ кая. Вересаев дал ответ: «Прав­ да — любимый герой и самого Толстого». На вопрос «Считаете ли Вы Толстого революционером в ис­ кусстве?» Серафи.мович дал бе­ запелляционное; «Да-. Вересаев столь -же бязапелляцнонное: «Пет». Крупская — уклончи­ вое: «Об это.м я не берусь су­ дить». Луначарский ответил; «Я считаю Толстого огро.мным революционеро.м в искусстве. Созданный им стиль могучей и свежей правдивости представля­ ет собой целый переворот в ху­ дожественной фор.ме». С ним со­ лидаризировался Мейерхольд; «Толстого я люблю не только как большого художника, но и как большого революционера в х.\'дожествс*нном творчестве». Это было время, когда в па­ мяти людей еще звучал клич «Сбросить классиков с корабля совре.менностн». Поэтому В 1 |'|Л- не естественно прозвучал во­ прос; «Нужен ли Л. Толстой со­ временному советскому читате­ лю?» Последовали такие ответы. Серафи.мович: «Как воздух». Вересаев: «Сама жизнь уже ответила на это. Среди рабочих и красноармейцев это — наибо­ лее читаемый писатель». А . Н. Толстой: «Необходим». Луначарский; «Толстой в вы­ сшей степени нужен современ­ ному читателю». Таковы высказанные вполне откровенно много лет назад мне­ ния видных деятелей советской культуры о велнчайше.м х.удож- пике слова. В. ш у м о в .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz