Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧА» 18 августа 1988 г. * (6905) * 3 К 160 - л е тию со д н я р ож д е н и я Л . Я. Т о л с то го ' Г Е О Г Р А Ф И Я П А М Я Т И О Е М А Л О мест -на нашей * * зедмме, в том числе и в Липецкой области, связано с именем Льва Николаевича Т о л стого, 160-летне со дня рож дения которого отмечается в сентябре нынешнего года. Па мятником е.му стала известная всему миру музей-усадьба Я с ная Поляна на тульской зем ле, где родился писатель. Как писал известный английский литератор Чарльз Сноу, «из всех памятников великим писа телям, которые я когда-либо видел. Ясная Поляна — самый прекрасный памятник. В сво ем скромном величии он, без условно, соответствует челове ку, который здесь писал». Лев Толстой все.м близок, ибо книги его вхожи в каж дый дом. Валерин Брюсов ска зал; «Толстой был для всего мира», но ведь и сам Толстой — это весь мир. Давайте в эти предъюбилей ные дни отправимся в путеше ствие по памятны.м толстов ским места.м, расскажем о них слова.мн современников и спе циалистов, людей, увлеченных судьбой и творчеством писате ля. Хранит па.Мять о Льве Тол стом чеченское село Старый Юрт, куда он прибыл лето.м 1851 года .молоды.м офицеро.м. .'Здесь местные жители в знак уважения подарили е.му шаш ку. Лев П 1 гколаевнч полюбил Кавказ, его людей, их преда ния, поэзию, чтил кодекс че сти горцев, соблюдал их обы чаи. По просьбе .местных жите лей село это теперь именуется Толстой-Юрт. Его и.мя присвое но двум средним школа.м, ' в одной из которых создан пер вый горский .музей Толстого на Северном Кавказе. А на горе, где писатель отдыхал по сле охоты, высечены слова; «Здесь, у этой скалы, с 1851 по 1851 год со своим другом Садо Мисербиевы.м бывал Л. Н. Толстой». Это он и по дарил шашку писателю. Как рассказывает .местный учитель А. Юсупов, скала стала памят ником, она взята под охрану, здесь нередко проходят празд ники, связанные с именем пи сателя. Помнят Толстого в станице Старогладковской в Чечено- Ингушетии, где Лев Толстой начал работать над повестью «Казак;;-. В центре станицы благодарные горцы воздвигли па.мятник велнко.му художнику. Судьба забросила артилле рийского офицера Льва Толсто го в Молдавию, где он нахо дился в составе Дунайской ар мии. Был он в Кишиневе, та.м тогда располагалась штаб-квар тира ко.иандуюгцего. Молодой подпоручик и здесь пробует свое перо, пишет в Кишиневе рассказы «Как умирают рус ские солдаты», «Дядюшка Жданов и кавалер Чернов». Ныне в К'ншиневе есть сред няя школа и улица Льва Тол стого, где установлена доска с барельефом писателя. Из Кишинева Лев Толстой прибыл в Крым. Он был за числен в артиллерийскую бри гаду и отважно сражался в Се вастополе Десять .месяцев на ходился он в осажденном Се вастополе, ко.мандовал артил лерийскими орудиями под ог нем противника, был удостоен ордена С. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и серебряной медали «За защиту Севастополя». В па.мять о тех днях на месте четвертого ба стиона высится гранитная глы ба с барельефом писателя с надпнсБю; «Великому русско му писателю Л. Н . ' Толстому, участнику обороны Севастопо.тя на 4-.М бастионе. 1854 — 1855 гг.». В городе боевой славы в нише здания панорамы уста новлен бюст писателя. Как из вестно, славным защитникам города Лев Толстой посвятил свои знаменитые «Севастополь ские рассказы». Помнит Толстого историче ское Бородинское поле под Москвой, где он не раз бывал на местах сражений, собирая .материалы для романа-эпопеи «Война и мир». Бывал писатель и на калуж ской зе.мле, знако.мился с жизнью рабочих Люди-новского желе.зоделательного. ныне теп ловозостроительного завода. И з вестно, что писатель был от лучен от церкви. Рабочие ка лужских заводов в 1901 году направили Л. Н. Толстому по слание. в которо.м сказано; «...Пусть отлучают Вас как хо тят и от чего хотят фарисеи- первосвященники, русские люди всегда будут гордиться, считая Вас самы.м великим, дороги.м, .тюбимым». Памятен приезд писателя на воронежскую станцию Митро фановну (Ольгинскую), о чем свидетельствует .ме.мориальная доска на здании железнодорож ного вокзала, установленная недавно стараниями местных краеведов. Сюда писатель при езжал по пути на хутор Ржевск к своему другу В. 1'. Черткову, ставшему в годы Советской власти главным редакторюм Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого. Собиржя .материалы о Льве 'Голсто.м, мне довелось услы шать любопытную дорожную историю — быль, рассказан ную брестски.м журналистом Б. Малашевски.м, Баранович ские старожилы утверждают, что писатель, гордость зе.млн русской, Лев Николаевич Тол стой, проезжая в свое врюмя через станцию Барановичи, на писал жалобу на местных же- лезнодорожш 1 ков. Пото.м, ког да разобрались, выяснилось, что железнодорожники здесь ни при че.м. Курьезный случай произошел по вине станционно го жандар.ма. Подошедший поезд стоял на путях, и блюститель порядка все время с подозрением при глядывался к благообразному старику с окладистой бородой, в подпоясанной холщевой ру бахе, по внд>‘ крестьянину, не пони.мая, что ему нужно на перроне среди «чистой публи ки». Но старик вел себя смир но, ничего не позволял лишне го. и жандарм, скрюпя сердце, смирился. И вдруг заметил, что старик бодро -направился к поезду. Да не куда-нибудь, а к вагонам первого класса. «М у жик, а туда же. Так дело не пойдет!» — возмутился жан дарм и бросился следолг С та рика догнал, когда тот подни мался в вагон. — Куда прешь, борода? Осади назад! Мы не настаивае.м на то.м, что были произнесены именно такие слова. Возможно, дру гие, но смысл и тон оставались те же. Произошло бурное объ яснение. Старик (это был Лев Николаевич 'Толстой) был на столько воз.мущен, что -напра вился в здание вокзала, по требовал у дежурного книгу и И3.10ЖИЛ в -ней свою жалобу- протест... С.мерть настигла писателя в пути. Как сообщали тогда га зеты. «вследствие недомогания Л. Н. Толстой был вынужден сойти с поезда и остановиться в квартире начальника стан ции ». С тех пор железнодорожная станция Астапово стала изве стна всему миру. «В одиноче стве умер великий, умер смер тью могучего льва», — писал тогда по.эт-совре.менник о Льве Толсто.м. .Лстаново со вре.ме- нем стало значиться как стан ция Лев 'Голстой, именем гш- .сателя назвали поселок город ского типа и Лев-Толстовский район в Липецкой области. На станции .-Устапово изве стный скульптор С. Мерктров в 1 9 1 0 . году снимал посмертную .маску писателя, чтобы сделать памятник. Через два года он изготовил его нз гранита, но памятник долгое вре.мя оста вался в мастерской. Дело в том, что черносотенный «Союз рус ского народа» заявил, что па мятник отлученному от церкви безбожнику Толсто.му будет взорван, если его поставят вблизи строившегося .храма. Городская дума от установки па.мятника воздержалась и толь ко при Советской власти — в 1928 году — он был сооружен на Девичье.м поле, недалеко от м^’зея-усадьбы Л. Н. Толстого. Это был первый в Москве па мятник писателю, установлен ный 60 лет назад, к 1 0 0 -летию со дня его рождения. Зате!М о-н получил новую московскую прописку — «переехал» на Кропоткинскую улицу, где ра сположен Государственный .му зей Л. Н. Толстого. А на Девичьем поле возд вигнут па.мятник из огрю.мной глыбы темно-серого гранита. Писатель сидит в кресле, по груженный в глубокое раз думье. Глядя на этот мону.мент, вспоминаешь слова В. И. Ле- ни-на, сказанные им в беседе с А . М. Горьким; «Какая глыба, а? Какой .матерый человечище! Вот это, батенька, художник». Есть ен;е памятники Толсто му, установленные в столице — на улице Воровского — пода рок писателей Украины москов- ски.м собратья.м по перу, н на Зубовской площади. Образ пи сателя запечатлен в граните и яа станции Лев Толстой Липец кой области (он установлен в сквере, рядом с домом-музе ем писателя) и, конечно, в 'Гу ле, на родной его земле. При.ходилось .мне видеть и необычный портрет Льва Тол стого, который хранится в Слободском краеведческо.м .му зее Кировской области. Смот ришь издалека— портрет обыч ный, на самом же деле он состоит цз строк знаменитой - Крейцеровой сонаты» Л. Тол стого. Художник С. Хазин би- сорны.м каллиграфическим по черком нарисовал портрет пи сателя словами его прюизведе- ння. Прочесть нх можно толь ко через сильное увеличитель ное стекло — лупу. Как дорогую реликвию хра нит в научной библиотеке МГЬ ' редкостный портрет Льва Тол стого, подаренный писателем 80 лет назад студентам Москов ского университета с автогра фом; «Московско.му студенче ству с искренней благодарно стью за тронувший меня от не го адрес, Лев 'Голстой. 1908, 29 октября». Приветственный адрес вручили писателю в честь его 80-летнего юбилея. Тогда же писатель в.мосте с портрето.м подарил московским студентам то.ма Собрания свомх сочинений. Памятником писателю стал и тепло.ход с его именем на бор ту. На теплоходе хранятся ко ш т толстовских документов из .музеев, фотографии, а также библиотека, составленная из произведений писателя на ан глийском, французском, не- мецко.м языках. Даже названия салонов сугубо «толстовские» — «Бородино», «Ясная Поля на», салон «Наташа» украшает большое тканое панно «Пер вый бал». У Черного моря, в районе села Берегчшого, вскоре после с.мерти писателя из огромной глыбы песчаника был высечен поясной скульптурный портрет Толстого. Исполнителем и ав- торо.м проекта был житель Бе регового каменщик Давыдов. В 1910 году толстовский м у зей в Москве заказал ар.мян- скому скульптору Гюрджяну бюст русского гения. Модель была вылеплена из глины, поз же в Париже переделана в мра.мор. Бюст, как установил тульский краевед С. Рассаднев, — простоял в .мастерской скульптора сорок лет. Н лишь после смерти автора вдова пе редала бюст 'Толстого в дар срранции. Теперь Толстой из белого мрамора стоит в сквере его и.мени в Париже. Памятники Л. П. Толсто.му есть в Болгарин, Югославии... А теперь и в Канаде установ лен первый на а.мернканском континенте памятник Льву Толстому с надписью на рус ском и аиглинско.м языках — это дар советского народа и его правительства. Установлен он в канадской деревне Верн- гнно, которую основали почти 90 лет назад первые пересе ленцы из ца)эской России сре ди полей. Как уже сообщалось в печати, вместе с автором па .мятника народным художником Р С Ф С Р Ю. Черновым приез жал в Канаду правнук писа теля, профессор Илья Толстой. Живет в народе имя гения русской литературы, о которк»! Анатоль Фра_нс провидчески сказал; «Его будут изучать че рез тысячелетия... Толстой ^ пророк нового человечества». А . С АФ О Н О В , журналист. («Ленинское зна.мя» за 14 августа с. г.). Р О Т О В Я С Ь отметить сто летне со дня рождения великого писателя земли рус ской, ;курнал «Огонек» в кон це 1927 года обратился к вид ным политическим и общест венным деятелям, писателя.м и артиста.м с анкетой, в кото рой содержался ряд вопросов о литературном творчестве Лг.ва Ннко.таевнча Толстого. Те охотно откликнулись, и в 62-м но.мере журнал опублико вал нх ответы. Думается, они II сейчас представляют несом ненный интерес. Первый вопрос был такой; «Любите ли Вы художествен ные произведения Татстого?» Н. К. Крупская ответила; «Да. очень». -Л. С. Серафимович; «Необыкновенно!» В. В Вере саев; «О. да!». Зате.м последовал вопрос: « Какие художественные про изведения Толстого Вы счита ете лучшими?». Оказалось, что Серафн.мовичу нравятся все без исключения художествен ные произведения великого соотечественника. В. В. Вере саеву— «Хаджн-.Мурат», .Л. Н. Толстому — «Война п шф» . В. Э. Мейерхольду — «Воскре сение». А . В. Луначарский за „Нужен современному читателю...'* писал: «Среди наиболее близ ких мне произведений Толсто го многие стоят на одинаковом уровне, но, в общем, по своей грандиозности замысла прихо дится назвать любимым произ ведением «Войну и .мир». «Что Вы считаете главным в изобразительной технике 'Тол стого?» — спрашивал журнал. «У.мение отобразить пережива ния людей во всей нх сложности и глубине, умение давать эти пе реживания во всей их реальнос ти. .. .менне выбирать при отобра жении реальной жи; 5 нн -- самое важное, существенное, и давать правильную увязку .мелочам', отвечала Н. К. Крупская. Серафимович отметил, что «у Толстого нет слов, только обра зы — и от этого так -страшно убедительно». На Вересаева про извело впечатление «поразите льнее умение Толстого сделать так, что не верится, что описы ваемые лица и события -- вы- ду.манные». Три следующих вопроса были тесно связаны между собой. «Как Вы относились к художест венным произведениям Толстого в детстве?» Вересаев: «Нрави лись. ■* Крупская; « В детстве .мать .мне читала отрывки из • Войны и мира». Мне они нра вились, но средне». Серафимо вич; «Принимал всё, как живое, настоящее, всамделишное, а не в книге». «Как Вы относились к худо жественным произведениям 'Тол стого в юности?» Вересаев: «С восторго.м». Крупская; «В .моло дости без конца читала н пере читывала Л. Толстого». Луна чарский; Вся моя юность про- ш.ш под колоссальным обаянием толстовских образов». Серафи мович: Читал, не отрываясь, и опять-таки видел не книгу, а реально существующее». - Как Вы относитесь к худо жественным произведениям Толстого сейчас?» Серафи.мо- вич; «Считаю Л. Толстого един- ственны.м непревзойденным по гениальности писателем» . А . Н. Толстой; «Для .меня Лев Тол стой — одни нз четырех глав ных и любимых; Пушкин, Го голь, Достоевский, Л. Толстой». Любопытны.ответы на вопрос; • Есть ли у Вас люби.мый герой среди х.едожественпых произве дений Льва Николаевича?» «К соншлению, у .меня нет любимых героев среди лиц, соз данных гением Толстого, — на писал Луначарский, - так как вообще толстовские типы я не люблю. Как нечто бесконечно поэтичное п обаятельное,’ вспо минается мне Наташа Ростова до замчокестна. Мужские типы 'Толстого .меня интересуют, злят, мучают, но симпатии во мне не возб.уждают». «Героев у Толстого нет, есть люди», — так считала Крупс кая. Вересаев дал ответ: «Прав да — любимый герой и самого Толстого». На вопрос «Считаете ли Вы Толстого революционером в ис кусстве?» Серафи.мович дал бе запелляционное; «Да-. Вересаев столь -же бязапелляцнонное: «Пет». Крупская — уклончи вое: «Об это.м я не берусь су дить». Луначарский ответил; «Я считаю Толстого огро.мным революционеро.м в искусстве. Созданный им стиль могучей и свежей правдивости представля ет собой целый переворот в ху дожественной фор.ме». С ним со лидаризировался Мейерхольд; «Толстого я люблю не только как большого художника, но и как большого революционера в х.\'дожествс*нном творчестве». Это было время, когда в па мяти людей еще звучал клич «Сбросить классиков с корабля совре.менностн». Поэтому В 1 |'|Л- не естественно прозвучал во прос; «Нужен ли Л. Толстой со временному советскому читате лю?» Последовали такие ответы. Серафи.мович: «Как воздух». Вересаев: «Сама жизнь уже ответила на это. Среди рабочих и красноармейцев это — наибо лее читаемый писатель». А . Н. Толстой: «Необходим». Луначарский; «Толстой в вы сшей степени нужен современ ному читателю». Таковы высказанные вполне откровенно много лет назад мне ния видных деятелей советской культуры о велнчайше.м х.удож- пике слова. В. ш у м о в .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz