Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧА» _ 28 мая 1988 г. * № 64 (6871) * 2 АРЕНДНОМУ ПОДРЯДУ ШИРОКУЮ ДОРОГУ ПЕРВЫЕ ШАГИ ВСЕГДА ТРУДНЫЕ —Рановато приехали,—сказа ли нам в конторе совхоза «Пла мя» .—Только месяц прошел, как действует арендный подряд, результатов пока не видно. Действительно, новое только- только начинает приживаться в полеводческой бригаде Заг- рядчинского отделения. Но пе ред этим была большая подго товительная работа, в процессе которой у механизаторов выра батывался свой подход к нов шеству, что в конце-концов при вело к тому, что они согласи лись первыми в районе испро бовать его. Отношение людей к аренде, их настрой на будущее интересовали нас больше всего, ведь, согласитесь, именно от этого зависит в конечном сче те успех дела. Пе так давно довелось озна комиться с работой семейного звена животноводов в совхозе «Астаповский». Так вот, срав нивая настроения людей двух подрядных коллективов, заме чаешь, что у загрядчинцев оп тимизма значительно меньше. Пожимают лишь механизаторы плечами: дескать, поживем, уви дим, как оно выйдет. Не ощутили, видно, еще пре имуществ аренды? Возможно, ведь времени прошло мало. Же лательно, чтобы каждый поле вод бригады почувствовал себя полноправны.м хозяином отве денных по договору земель, за крепленной техники, был бы не- завнси.м в решениях и твердо уверен в то.м, что чем больший трудовой вклад внесет, тем вы ше будет заработок. На. этих п1П1Нципах ведется арендньп'! подряд, и.мн определяется его эффективность. Надо сказать, что все, о чем говорилось выше, было преду смотрено в договоре между арендаторами и администра цией совхоза. Бригаде из 26 человек отведено 2. 697 гекта ров земли—весь севооборот от деления. Определены нормати вный валовый сбор продукции растениеводства по каждой ку льтуре, прямые затраты (семе на, удобрения, амортизация, ре монт, транспортные услуги и т. д.) Урожайность определя лась из расчета среднего пока зателя за последние три года, но оговорено, что она не долж на быть ниже плановой по сов хозу. В договоре чуть ли не две страницы занимают пере числение техники, которая пе редана в пользование бригаде. —Механизаторы в накладе не останутся, —говорит экономист Л. Н. Пчельникова,—даже ес ли в случае неурожая они по лучат за фактический объем ра бот. За выполнение нор,мо-сме- ны предусмотрена выплата че тырех рублей 30 копеек. Даль ше следуют надбавки за пере выполнение, классность и т. д. Соблюден принцип доброволь ности. Состоялось два собрания, на которых обсуждались все детали перехода на арендный подряд. Счетные работники про вели обстоятельное разъяснение по всем вопросам, отвечали на многочисленные вопросы. Сло вом, все сделано, чтобы органи зация подряда была как в пе редовом коллективе колхоза «Заветы Ленина» Стаповлянско- го района, куда представители совхоза ездили перенимать опыт. В одном только у топовцев отличие: больно .многочислен коллектив арендаторов. И по этому нечеткое представление, кто именно за что конкретно отвечает. Нелегко вести первич ный учет. Неожиданным пока зался такой факт: арендные бри гады и звенья, о которых так часто рассказывают централь ные газеты, обычно стремятся обойтись .минимальным количес твом техники за счет интенсив ного и гра.мотного ее использо вания. Это понятно, ведь за по льзование ею нужно платить из своего кармана. А вот в Загряд- чине не отказались ни от одной единицы. Есть ли в этом необ ходимость? Разговаривая с механизатора ми, убеждаешься, что многие из них не видят большой раз- нпцы между арендным и колле^ ктивны.м подря.дом, на который они переш..и раньше. -—За мной закреплены: трак тор Т-150, сеялка, тяжелый ку льтиватор, --- говорит молодой ме;санизатор Владимир .Дукь;;- нов,—Так было в прошло.м го ду, так остается и сейчас. У других такая же система. В чем тут различие? .Хорошее дело затеяли в Заг- рядчике. Но видно, как нелег ко пршкивается новшество. И г.'швиая трудность пе в эконо мических расчетах, с атп.м пол ный порядок, а в настрое лю ден. Опыт нуждается в помощи и поддержке со стороны руко водителей и специалистов сов хоза. С членами бригады нуж но чаще встречаться, проводить беседы, не затягивая, на месте решать все возникающие про блемы. Лишь при таких усло виях арендный подряд получит в отделении постоянную прописку. Все это показывает, что се мейный и арендный подряды — дело трудное. Поэтому к ни.м необходимо постоянное внима ние со стороны парторганизации, администрации. И не только вни мания, но и всемерной поддерж ки. Этого же пока, как видим, недостаточно. П. СЕРГЕЕР. Ульянсдаск. Более четырехсот рабочих бригад авиапромышлен ного комплекса имени Д. Усти нова включились в движение кол лективной ответственности за со стояние своего труда и быта. Проработав год без наруше ний, каждый член такой брига ды получает пятиадцатипроцент- ную надбавку к «тринадцатой зарплате». Если же случается ка кое-нибудь «ЧП», лишаются де нежного вознаграждения все. На снимке; приспособления для монтажа ремонтируют слесари А. Смирнов (слева) и В. Дегтя рев. (Фотохроника ТАСС). ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ Учим школьников любить труд в нашей школе обучается в настоящее время 57 детеС!.' И все они не только получают оп ределенный запас знаний, но и приобретают трудовые навыки. Младшие школьники —на уро ках труда, старшие- на уроках по изучению тракторов и сель хозмашин, а также занимаясь- производительным трудом. При- че,м выпускники школы вместе с аттестато.м зрелости получают удостоверения оператора машин ного доения третьего класса, водительские права и удостове рение тракториста-машиниста третьего класса пли механиза тора сельского хозяйства. 11еобходимая .материальная база для трудового обучения в школе имеется. Восемь рабо чих мест оборудованы в слесар- ноГ1 мастерско!!, восемь —в сто лярной. Кроме необходимых на боров слесарных н столярных инструментов, в мастерской имеются разнообразные станки: сверлильны!!, токарньп"! по .ме таллу. точильный, фуговальный и другие, пила-циркулярка. Этшм летом планируем приоб рести еще токарный станок. Нет особых проблем и с материа лом. Например, доски, тес, бе рем в колхозе, а также на ле соторговом складе. Есть, прав да, у нас претензии к специа- лизпрованно.му областному ма газину «Глобус»: когда бы нп приехал туда, там ничего нет. Бывает, что и бухгалтера По- воче.модановского сельского Со вета нас подводят, просрочивая с оплатой счетов. Учащиеся, урокн труда у ко торых проходят в мастерской, выполняют не только школь ные, но п колхозные заказы на изготовление болтов, гаек, ве шалок, корыт, скамеек, лопат для очистки снега и других изделий. Пять девушек —Светлана Да- иьшина, Ирина Чернова, Татья на Калуцких, Елена Ковалева п Валентина Тп.хонова, двое юношей—Владимир Коротеев и Алексей Бодрнков из девятого- десятого классов каждую пят ницу в течение учебного года ходили на .молочнотоварную ферму. Правда, девятиклассни ки, первое полугодие лишь те оретически готовились к пред стоящей работе на ферме. Главный зоотехник колхоза К. Л. Власова проводила с ни ми занятия, на которых расска зывала, как ухаживать за коро вами, как составить рацион кор мления, о технике безопасности и устройстве доильного аппара та. Для проведения занятий на МТФ оборудован учебный класс. Но заниматься в нем в прошедшую зиму было практи чески невозможно —плохо рабо тало отопление. Работали мо лодые дояры н доярки .хорошо: надон молока в обслуживаемых ими по пятницам группах коров не снижались, а повышались. Как и взрослые операторы .ма шинного доения, .ходили они на ферму в две смены, с труднос тями сталкивались с такими же, как н те. Но взрослые к неполадка.м и неустроенности на ферме уже привыкли, а вот школьники, не видя даже на мёка на улучшение условий труда, оставаться работать на ферме не хотят. Восьмиклассники Сергей Ка луцких, Ирина Прилепина, Оль га Овчухова и Александр Чер нов тоже каждый четверг после занят1п'1 в школе приходили на ферму, где ухаживали за .молод няком КРС. С увлечением отно сились учащиеся к своим обязан ностям. Сказывалось и то, что их родители работают на ферме, н ребята, помогая им, бывают тут не только по четвергам. Учащимся девятого-десятого классов .по четыре часа в неде лю отводится на изучение трак тора и сельхозмашин. Препо дает этот предмет в школе п теорию, и практику—Алексей Дмитриевич Пантюшнн. П юно шам, и девушкам предмет этот нравится, судя по итогам раз личных конкурсов, по тому, что большинство старшеклассников показывают основательные зна ния, а некоторые остаются ра ботать в колхозе механноатора- ■ми сразу по окончании школы. Так, на проходившем недавно ра1юнном конкурсе юных паха рей девятиклассницы нашей школы Ирина Чернова и Свет лана Даньшпна завоевали тре тье призовое .место (на сним ках). Есть в школе два трактора Т-10 и ДТ-75 (последний полу чен школой в начале текущего учебного года), набор сельхоз- инвентаря. А вот гаражами для стоянки тракторов служат поч ти пять лет приспособленные старые ио.мещения. Пе первый год руководство колхоза обе щает нам построить гаражи. Но и в текущем году мы не надеемся их получить, так как все колхозные строители заня ты на строительстве дома для шссти.четок. В этом учебном году колхоз выделил под учебно-хозяйствен ный участок для школы семь гектаров земли (до этого было три гектара). Старшеклассники его полностью сами обрабаты вают: пашут, культивируют, вы- по.тняют другие необходимые работы. Во время летних школьных канику.т не только старшеклас сники, но и почти все учащие ся занимаются выращиванием овощей: картофеля, моркови, капусты, лука, огурцов, по.мн- доров, петрушки, укропа. Часть урожая идет школе, часть —в колхозную столовую. По в это лето не будут школьники выра щивать ни огурцов, ни помидо ров. И вот поче.му. Пет не то лько при школе, но и водбще в колхо;ю хорошего овощехра нилища. То, что имеется при детском садике, не прнспо- соб.тено Д . 1 Я Д Л Н Т С . Т Ы 1 0 Г 0 хране ния большого ко.тичества ово щей. 11акой год так получается: вырастят дети капусту, по.ми- доры, огурцы, а они при хра нении или померзнут, или за- кшиут. Разве не обидно? И овогцехраиилпще школе обеща ли построить код шко.тьны.мн гаража.ми. То.тько когда это обеш.шше будет приведено в жизнь, неизвестно. Пен.тохие отношения склады ваются у школы с базовым предприятием - колхозо.м имени -Ленина. Но остаются н нераз- 1)ешенные проблемы. Некоторые из них я ун;е на:ша.’1 выше. Хо телось бы от.метить и еще од ну: не идут специалисты и ру- ководите.ти хозяйства но собст- венг.о.п желанию в шко.чу. Мы ориентируе.м своих учеников ос таваться в ко.1хозе, а они мол чат, Хотя очень важный этот вопрос .можно решить только совместными усилиями. П. П0Г01П1И, лчрек I I I ^ .Ммтяпшской ■-и е д и е й ш к о л ы . Фото .А. Гавриловой,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz