Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ ИЛЬИЧА» _ 28 мая 1988 г. * № 64 (6871) * 2 АРЕНДНОМУ ПОДРЯДУ ШИРОКУЮ ДОРОГУ ПЕРВЫЕ ШАГИ ВСЕГДА ТРУДНЫЕ —Рановато приехали,—сказа­ ли нам в конторе совхоза «Пла­ мя» .—Только месяц прошел, как действует арендный подряд, результатов пока не видно. Действительно, новое только- только начинает приживаться в полеводческой бригаде Заг- рядчинского отделения. Но пе­ ред этим была большая подго­ товительная работа, в процессе которой у механизаторов выра­ батывался свой подход к нов­ шеству, что в конце-концов при­ вело к тому, что они согласи­ лись первыми в районе испро­ бовать его. Отношение людей к аренде, их настрой на будущее интересовали нас больше всего, ведь, согласитесь, именно от этого зависит в конечном сче­ те успех дела. Пе так давно довелось озна­ комиться с работой семейного звена животноводов в совхозе «Астаповский». Так вот, срав­ нивая настроения людей двух подрядных коллективов, заме­ чаешь, что у загрядчинцев оп­ тимизма значительно меньше. Пожимают лишь механизаторы плечами: дескать, поживем, уви­ дим, как оно выйдет. Не ощутили, видно, еще пре­ имуществ аренды? Возможно, ведь времени прошло мало. Же­ лательно, чтобы каждый поле­ вод бригады почувствовал себя полноправны.м хозяином отве­ денных по договору земель, за­ крепленной техники, был бы не- завнси.м в решениях и твердо уверен в то.м, что чем больший трудовой вклад внесет, тем вы­ ше будет заработок. На. этих п1П1Нципах ведется арендньп'! подряд, и.мн определяется его эффективность. Надо сказать, что все, о чем говорилось выше, было преду­ смотрено в договоре между арендаторами и администра­ цией совхоза. Бригаде из 26 человек отведено 2. 697 гекта­ ров земли—весь севооборот от­ деления. Определены нормати­ вный валовый сбор продукции растениеводства по каждой ку­ льтуре, прямые затраты (семе­ на, удобрения, амортизация, ре­ монт, транспортные услуги и т. д.) Урожайность определя­ лась из расчета среднего пока­ зателя за последние три года, но оговорено, что она не долж­ на быть ниже плановой по сов­ хозу. В договоре чуть ли не две страницы занимают пере­ числение техники, которая пе­ редана в пользование бригаде. —Механизаторы в накладе не останутся, —говорит экономист Л. Н. Пчельникова,—даже ес­ ли в случае неурожая они по­ лучат за фактический объем ра­ бот. За выполнение нор,мо-сме- ны предусмотрена выплата че­ тырех рублей 30 копеек. Даль­ ше следуют надбавки за пере­ выполнение, классность и т. д. Соблюден принцип доброволь­ ности. Состоялось два собрания, на которых обсуждались все детали перехода на арендный подряд. Счетные работники про­ вели обстоятельное разъяснение по всем вопросам, отвечали на многочисленные вопросы. Сло­ вом, все сделано, чтобы органи­ зация подряда была как в пе­ редовом коллективе колхоза «Заветы Ленина» Стаповлянско- го района, куда представители совхоза ездили перенимать опыт. В одном только у топовцев отличие: больно .многочислен коллектив арендаторов. И по­ этому нечеткое представление, кто именно за что конкретно отвечает. Нелегко вести первич­ ный учет. Неожиданным пока­ зался такой факт: арендные бри­ гады и звенья, о которых так часто рассказывают централь­ ные газеты, обычно стремятся обойтись .минимальным количес­ твом техники за счет интенсив­ ного и гра.мотного ее использо­ вания. Это понятно, ведь за по­ льзование ею нужно платить из своего кармана. А вот в Загряд- чине не отказались ни от одной единицы. Есть ли в этом необ­ ходимость? Разговаривая с механизатора­ ми, убеждаешься, что многие из них не видят большой раз- нпцы между арендным и колле^ ктивны.м подря.дом, на который они переш..и раньше. -—За мной закреплены: трак­ тор Т-150, сеялка, тяжелый ку­ льтиватор, --- говорит молодой ме;санизатор Владимир .Дукь;;- нов,—Так было в прошло.м го­ ду, так остается и сейчас. У других такая же система. В чем тут различие? .Хорошее дело затеяли в Заг- рядчике. Но видно, как нелег­ ко пршкивается новшество. И г.'швиая трудность пе в эконо­ мических расчетах, с атп.м пол­ ный порядок, а в настрое лю­ ден. Опыт нуждается в помощи и поддержке со стороны руко­ водителей и специалистов сов­ хоза. С членами бригады нуж­ но чаще встречаться, проводить беседы, не затягивая, на месте решать все возникающие про­ блемы. Лишь при таких усло­ виях арендный подряд получит в отделении постоянную прописку. Все это показывает, что се­ мейный и арендный подряды — дело трудное. Поэтому к ни.м необходимо постоянное внима­ ние со стороны парторганизации, администрации. И не только вни­ мания, но и всемерной поддерж­ ки. Этого же пока, как видим, недостаточно. П. СЕРГЕЕР. Ульянсдаск. Более четырехсот рабочих бригад авиапромышлен­ ного комплекса имени Д. Усти­ нова включились в движение кол­ лективной ответственности за со­ стояние своего труда и быта. Проработав год без наруше­ ний, каждый член такой брига­ ды получает пятиадцатипроцент- ную надбавку к «тринадцатой зарплате». Если же случается ка­ кое-нибудь «ЧП», лишаются де­ нежного вознаграждения все. На снимке; приспособления для монтажа ремонтируют слесари А. Смирнов (слева) и В. Дегтя­ рев. (Фотохроника ТАСС). ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ Учим школьников любить труд в нашей школе обучается в настоящее время 57 детеС!.' И все они не только получают оп­ ределенный запас знаний, но и приобретают трудовые навыки. Младшие школьники —на уро­ ках труда, старшие- на уроках по изучению тракторов и сель­ хозмашин, а также занимаясь- производительным трудом. При- че,м выпускники школы вместе с аттестато.м зрелости получают удостоверения оператора машин­ ного доения третьего класса, водительские права и удостове­ рение тракториста-машиниста третьего класса пли механиза­ тора сельского хозяйства. 11еобходимая .материальная база для трудового обучения в школе имеется. Восемь рабо­ чих мест оборудованы в слесар- ноГ1 мастерско!!, восемь —в сто­ лярной. Кроме необходимых на­ боров слесарных н столярных инструментов, в мастерской имеются разнообразные станки: сверлильны!!, токарньп"! по .ме­ таллу. точильный, фуговальный и другие, пила-циркулярка. Этшм летом планируем приоб­ рести еще токарный станок. Нет особых проблем и с материа­ лом. Например, доски, тес, бе­ рем в колхозе, а также на ле­ соторговом складе. Есть, прав­ да, у нас претензии к специа- лизпрованно.му областному ма­ газину «Глобус»: когда бы нп приехал туда, там ничего нет. Бывает, что и бухгалтера По- воче.модановского сельского Со­ вета нас подводят, просрочивая с оплатой счетов. Учащиеся, урокн труда у ко­ торых проходят в мастерской, выполняют не только школь­ ные, но п колхозные заказы на изготовление болтов, гаек, ве­ шалок, корыт, скамеек, лопат для очистки снега и других изделий. Пять девушек —Светлана Да- иьшина, Ирина Чернова, Татья­ на Калуцких, Елена Ковалева п Валентина Тп.хонова, двое юношей—Владимир Коротеев и Алексей Бодрнков из девятого- десятого классов каждую пят­ ницу в течение учебного года ходили на .молочнотоварную ферму. Правда, девятиклассни­ ки, первое полугодие лишь те­ оретически готовились к пред­ стоящей работе на ферме. Главный зоотехник колхоза К. Л. Власова проводила с ни­ ми занятия, на которых расска­ зывала, как ухаживать за коро­ вами, как составить рацион кор­ мления, о технике безопасности и устройстве доильного аппара­ та. Для проведения занятий на МТФ оборудован учебный класс. Но заниматься в нем в прошедшую зиму было практи­ чески невозможно —плохо рабо­ тало отопление. Работали мо­ лодые дояры н доярки .хорошо: надон молока в обслуживаемых ими по пятницам группах коров не снижались, а повышались. Как и взрослые операторы .ма­ шинного доения, .ходили они на ферму в две смены, с труднос­ тями сталкивались с такими же, как н те. Но взрослые к неполадка.м и неустроенности на ферме уже привыкли, а вот школьники, не видя даже на­ мёка на улучшение условий труда, оставаться работать на ферме не хотят. Восьмиклассники Сергей Ка­ луцких, Ирина Прилепина, Оль­ га Овчухова и Александр Чер­ нов тоже каждый четверг после занят1п'1 в школе приходили на ферму, где ухаживали за .молод­ няком КРС. С увлечением отно­ сились учащиеся к своим обязан­ ностям. Сказывалось и то, что их родители работают на ферме, н ребята, помогая им, бывают тут не только по четвергам. Учащимся девятого-десятого классов .по четыре часа в неде­ лю отводится на изучение трак­ тора и сельхозмашин. Препо­ дает этот предмет в школе п теорию, и практику—Алексей Дмитриевич Пантюшнн. П юно­ шам, и девушкам предмет этот нравится, судя по итогам раз­ личных конкурсов, по тому, что большинство старшеклассников показывают основательные зна­ ния, а некоторые остаются ра­ ботать в колхозе механноатора- ■ми сразу по окончании школы. Так, на проходившем недавно ра1юнном конкурсе юных паха­ рей девятиклассницы нашей школы Ирина Чернова и Свет­ лана Даньшпна завоевали тре­ тье призовое .место (на сним­ ках). Есть в школе два трактора Т-10 и ДТ-75 (последний полу­ чен школой в начале текущего учебного года), набор сельхоз- инвентаря. А вот гаражами для стоянки тракторов служат поч­ ти пять лет приспособленные старые ио.мещения. Пе первый год руководство колхоза обе­ щает нам построить гаражи. Но и в текущем году мы не надеемся их получить, так как все колхозные строители заня­ ты на строительстве дома для шссти.четок. В этом учебном году колхоз выделил под учебно-хозяйствен­ ный участок для школы семь гектаров земли (до этого было три гектара). Старшеклассники его полностью сами обрабаты­ вают: пашут, культивируют, вы- по.тняют другие необходимые работы. Во время летних школьных канику.т не только старшеклас­ сники, но и почти все учащие­ ся занимаются выращиванием овощей: картофеля, моркови, капусты, лука, огурцов, по.мн- доров, петрушки, укропа. Часть урожая идет школе, часть —в колхозную столовую. По в это лето не будут школьники выра­ щивать ни огурцов, ни помидо­ ров. И вот поче.му. Пет не то­ лько при школе, но и водбще в колхо;ю хорошего овощехра­ нилища. То, что имеется при детском садике, не прнспо- соб.тено Д . 1 Я Д Л Н Т С . Т Ы 1 0 Г 0 хране­ ния большого ко.тичества ово­ щей. 11акой год так получается: вырастят дети капусту, по.ми- доры, огурцы, а они при хра­ нении или померзнут, или за- кшиут. Разве не обидно? И овогцехраиилпще школе обеща­ ли построить код шко.тьны.мн гаража.ми. То.тько когда это обеш.шше будет приведено в жизнь, неизвестно. Пен.тохие отношения склады­ ваются у школы с базовым предприятием - колхозо.м имени -Ленина. Но остаются н нераз- 1)ешенные проблемы. Некоторые из них я ун;е на:ша.’1 выше. Хо­ телось бы от.метить и еще од­ ну: не идут специалисты и ру- ководите.ти хозяйства но собст- венг.о.п желанию в шко.чу. Мы ориентируе.м своих учеников ос­ таваться в ко.1хозе, а они мол­ чат, Хотя очень важный этот вопрос .можно решить только совместными усилиями. П. П0Г01П1И, лчрек I I I ^ .Ммтяпшской ■-и е д и е й ш к о л ы . Фото .А. Гавриловой,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz