Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧА» 26 апреля 1988 г. * № 50 (6857) * 2 За перестройку народного образования (Окончание. Начало на 1 стр.). ходится мастерская в Гагарин ской школе, в Золотушинской — в приспособленном помеще нии. В Астаповской, Загрядчин- ской, Ильинской школах .мас терских вовсе нет. Но ни отдел народного образования райис полкома, ни исполкомы сельсо ветов не пытаются что-то сде лать в данном вопросе. Труд школьников на произ водстве носит однообразный ха рактер. В РТП, автопрюдприя- тии «Агротранс» учащимся не дают заданий. На бу.маге за ре бятами закреплены наставники, но многие школьники даже не знают об этом. На ряде .молоч нотоварных ферм слаба меха низация, и старшеклассники выполняют работы вручную, к тому же там сыро, сквозняки, нет классных комнат. Это ха рактерно для совхозов «Гага ринский» и имени М, Горького. И не случайно в 1985 году в сельском хозяйстве осталось работать только 13 выпускни ков. в 1 9 8 6— 10, в прошло-М году — 11. Так кадровую проб лему на селе не решить. В рай оне не аттестовано ни одного рабочего места -на базовых пред приятиях. Это говорит об очень слабом вни.манин к данной про блеме секретарей первичных парторганизаций колхозов и совхозов, других базовых пред приятий, исполко.мов сельсове тов. Не предъявляют требова тельности к руководителям ба зовых предприятий секретарь райкома КПСС Л. М. Кузнецо ва и заместитель председателя райисполкома М. А. Рындин, ведающие вопросами народного образования. В районе не хватает 270 жи вотноводов, 80 механизаторов, 35 специалистов сельского хо зяйства. Поэто.му первейшая за дача — кардинальное улучше ние трудового воспитания, ра боты по профориентации. Уче нические бригады должны стать структурными подразделениями хозяйств. Договоры, заключае мые между РА ПО и отдело.м народного образования райис полкома. должны предусматри вать все стороны, четко распре делять обязанности .между спе циалистами сельского хозяйства по профессиональной подготов ке. школьников. Пока же многие специалисты в стороне. В РАНО функции инспектора трудового обучения школьников никто не исполняет. Если сегодня спро сить у работников РАНО Ю. В. Емельянова. В. А. Малашина, Д. Д. Башлыкова, Л. И. Малюги ной и других, сколько раз они были в школах, вопрос вызовет затруднения. Пассивную пози цию занимает в это.м председа тель РАНО В. Н. Искусных и секретарь парторганизации РАНО А. В. Лемов. Им от слов пора переходить к делу. Назрела необ.ходимость соз дания в каждой школе стацио нарного лагеря труда и отды- .ха. Настораживает то. что ру ководители некоторых школ не стремятся приобщать школу к жизни трудовых коллективов. Иначе чем объяснить тот факт, что учащиеся Золотушикской, Домачевской, Перво.майской школ не знают итогов работы своих хозяйств, не .могут наз вать, какова урожайность сель хозкультур. В школах плохо поставлено экономическое обра зование. Перестройку школы, конечно же, нельзя провести без учите ля. Он должен поддержать об новление школы не фор.мально, а убедительно, страстно. Сегод ня в школах района 282 учи теля. Большинство из них без заветно преданы делу. Большим авторитетом пользуются учите ля А. Д. Парамонова. И. Г. Ковешников, . В. В. Белевич, Г. И. Кузовлева. Т. К. Грачева и многие другие. В то же время значительная часть учителей продолжает да вать скупые, однообразные уро ки, не тяготеет к новаторству, отдавая предпочтение назида тельным формам воспитания. М'Ного недостатков пока в пре подавании уроков истории и об ществоведения. Не во всех шко лах есть ленинские ко.м-наты, залы боевой и трудовой славы, краеведческие уголки. Все эти недостатки во .много.м обусловлены низкой требова тельностью к работе учителей в коллективах школ. Проводи.мая аттестация учителей показыва ет, что большинство их соот ветствуют должности, а то и заслуживают поощрения. Но в то же время проверка уроков показала, что третья часть их не отвечает требованиям дня. Предъявляя высокие требо вания к учителю, необходи.мо освободить его от .множества поручений, отчетов, снять бре мя пустых забот, оставив глав ную — хорошо воспитывать, хо рошо обучать. Далее докладчик рассказала о работе СПТУ № 15. Она от метила, что % декабре прошло го года на заседашш бюро рай кома КПСС рассмотрен вопрос о подготовке .механизаторских кадров в училище. Было отме чено, что . кадры для села го товятся неудовлетворительно. Но положение поправляется слабо. Много недостатков в учебно-воспитательном процессе, организации практики. Глубокая перестройка требу ется в работе комсомольских организаций школ и СПТУ. Мно гие из первичных пока пассив ны. «е являются инициатора.ми полезных н интересных дел. Райком ВЛКСМ и его секрета ри. работники аппарата все еще редкие гости в школах, комсо мольских организациях. Революционная перестройка предъявляет все более высокие требования к идейно-нравствен ной закалке молодежи. И здесь ■необходимы усилия внешколь ных учреждений, работников домов культуры, библиотек. Но следует отметить, что работа домов пионеров, культуры, спортко.мплекса не отвечает требованиям вре.чени. Есть фак ты безразличного отношения к воспитанию со стороны профсо юзных и других обществс'нных организаций. В запущенном со,- стояннн некоторые детские пло щадки в поселке, особенно .мол- завода. РУСа, совхоза «Аста- повский». Но руководители этих предприятий, исполком поссове та с.чирилнсь с положением. Плохо с организацией работы по месту жительства в Домачев- ском, Топовском, Троицком, Знаменском сельсоветах. Все это приводит к тому, что среди молодежи допускаются правонарушения. В инспекции по делам несовершеннолетних на учете 38 учащихся и 19 не благополучных семей. Дают о себе знать случаи пьянства, есть проявления жестокости, бездуховности. Кардинальная воспитательная работа с детьми, ее совершенст вование должны находиться под постоянным контролем пар тийных. советских и комсо.мо- льских органов, а возглавить ее обязаны исполком райсовета и отдел пропаганды и агитации райкома партии. Докладчик остановилась за тем на вопросах, связанных с развитием физической культу ры среди школьников, состоя нием их здоровья, а также ор ганизацией горячего питания в школах. Реформа общеобразователь ной и профессиональной школы поставила ряд вопросов в орга низации обучения детей с шес тилетнего возраста. Хорошие условия созданы для этого в Первомайской. Головинщннской. Лев-Толстовской средних шко лах. Однако до сего времени почти ничего не делается по этому вопросу в совхозах «Пла мя- , *Домачевский», и.мени Л. Толстого, где ни в школах, ни в детсадах не могут обучать с шестилетнего возраста—нет условий. Далее докладчик коротко ос тановилась на вопросах, связан ных с идеологическим обеспе чением" перестройки в нашем обществе. Она от.метила. что организованный идеологический механизм работает далеко не в полную силу. Слабо реализует ся Закон о государственном предприятии. В пропагандистс кой работе не находят отраже ния вопросы, связанные с ре шением пробле.м: продовольст венной, жилищной, обеспечения населения товарами и услугами. Много недостатков в органи зации политической учебы в парторганизациях совхозов «Пламя», имени Л. Толстого, имени М. Горького, колхозов «Родина», имени Кирова. Не на высоте экономическая уче ба, в чем большая вина эконо- .мического совета РАПО и рай- ко.ма профсоюза АПК. Теряет завоеванные ранее позиции лек ционная пропаганда, медленно идет перестройка в устной по литической агитации. Ек;ть недостатки в работе ре дакции районной газеты «Путь Ильича», ее отдела радиоинфор- .мации. Н е ' всегда доходчиво вскрываются проблемы соци альной жизни, осуществления рефор.чы школы. Редко высту пают в газете и по радио пар тийно-хозяйственные активисты, слаба связь с активом. Перестройка в работе культ- просветучреждений идет по ка медленно. Одна из главных причин—недостаток кадров ра ботников культуры. Но первич ные парторганизации кол.хозов и совхозов, отдела культуры, исполкомы сельсоветов не ре шают эту проблему. Райкому КПСС, первичным парторганизациям, идеологичес- ки.м учреждениям нужно реши тельно повернуться лицом к политической работе с людьми, активнее развивать формы до суга. Идеологической работой должнь! зани.маться все. Она должна стать практическим дей ствием каждого коммуниста. В заключение Л. М. Кузнецо ва сказала, что первичные парт организации, весь актив долж ны сосредоточить внимание на практической работе по претво рению в жизнь решений фев ральского Пленума ЦК КПСС. Первой в прениях выступила учительница секретарь партбю ро Лев-Толстовской средней школы Л. Г. Гончарова. Она отметила, что учителя пока не все делают для улучшения обу чения учащихся. Ощущаются недостатки в материальной ба зе; не хватает таблиц, раздаточ ного материала, а ведь наша школа базовая. Ветхая в школе теплица. У школы два шефа—совхозы «Астаповскнй» и имени Л. Тол стого. Первый оказывает боль шую помощь школе, второй до недавнего времени был в сто роне. Но постарались вовлечь, и ад.миннстрация хозяйства сей час откликнулась. Необходи.мо постоянно зани .маться пропагандой опыта учи- телей-новаторов. В нашем рай оне есть учителя, опыт кото рых мог бы быть полезен. Но работники роно пока его не рас пространяют. Ряд проблем поднял в своем выступлении член райко.ма КПСС главный ветеринарный врач совхоза и.мени М. Горького А. А. Швидченко. Сов.хоз, ска зал он, базовое предприятие Зо- лотушннской средней школы. В этом году передали школе 16 гектаров зе.мли. Считаю, что этого .мало, надо, по при.меру Куй.чаньской школы, гектаров 200 и необ.ходимый набор тех ники. Силами совхоза построен тир, стадион, имеется все необ ходимое для занятий детей с шестнлетнего возраста. Есть лагерь труда и отдыха. Но производительный труд учащихся организован пока пло хо. Не все ладно с горячим пи- тание.м, так как нет холодиль ной ка.меры. Не хватает пока овощей зи.мой, так как их негде хранить. Но, думается, что проя ви учителя инициативу, можно построить возле школы овоще хранилище. и совхоз по.может в это.м. Есть в сов-хозе и сад, уход за которым могли бы осу ществлять са.ми школьники, В школе частая с.мена учи телей. За счет совхоза сейчас учится 25 человек: есть и в пе дагогических институтах и учи лищах. Ду.маю, что эту пробле- -му решим. Выступление глав-ного врача районной больницы И. С. Ко- выршина было посвящено воп росам, связанным с воспитани ем подрастающего поколения здоровым, физически крепкн.м, готовы.м к преодолению любых трудностей. В школах и детских садах-района еще далеко -не все делается для этого. Много недостатков в органи зации питания. Этот вопрос ча сто обсуждался на различных уровнях, но недостатки дают о себе знать. На диспансерно.м учете состо ят 864 учащихся и дошкольни ков. Имеется рост желудочно- кишечных заболеваний. Беспо коит то, что в ряде школ сла бая освещенность, что приводит к нарушению зрения. Есть на рушение осанки, так как в ка бинетах за одними и теми же стола.мн сидят учащиеся и чет вертых, и десятых классов. Во прос этот пока не решается. Член райкома КПСС доярка колхоза «Красный путнловец» В. А. Кузьмина сказала, что обсуждаемый на пленуме воп рос очень важен. Волнует, что будет с нашей МТФ через 5 или 10 лет. Средний возраст доярок колхоза 47 лет. Двое, уйдя на пенсию, пока работа ют, их некем заменить. Рабо тать становится легче, вот не давно кормоцех вступил в строй. Но молоден{ь на фер.му не идет. В возрасте до 30 лет все го трое доярок, среди них толь ко одна наша первомайская. Создано из старшеклассников звено доярок, они работают на ферме по субботам, -но за четы ре года никто не остался в жи вотноводстве, Парни остаются работать шос})ерами и трактори стами. Девчата идут в детсад, столовую, но только не на фер му. Велика доля ручного тру да. бытовые условия плохие. Надо внедрять .молокопровод, другие современные .ме.ханизмы, сделать быт на ферме не хуже, чем на передовом промышлен- но.м предприятии. Председатель колхоза «Роди на» А. Н. Самохин рассказал, как хозяйство оказывает по мощь Троицкой и Головинщин- ской школам. Многие из вы пускников учатся по направле нию колхоза в сельскохозяйст венных учебных заведениях. Но по.мощь пока недостаточна. Не давно разработали мероприятия в свете решений февральского Плену.ма ЦК КПСС. Теперь взаимосвязь колхоза и школы будет на совершенно новой ос нове. Партбюро, правление колхо за имени Ленина стремятся ра ботать в тесном контакте с пед- коллективо.м Митягинской сред ней школы. Об этом рассказа ла секретарь парторганизации колхоза Т. А. Трушечкина. Вы делена техника, земельный уча сток. Все учителя обеспечены квартнра.мн. В нынеш-нем году намечено начать строительство спортзала. Член райкома КПСС швея- .мотористка це.ха № 7 МПШО «Сокол» Г. М. Кузнецова ска зала, что родителей учащихся средней школы Л» 42 имени Л. Н. Толстого беспокоит каче ство знаний детей. Поэтому не обходимо и к учителям предъ являть больше требований. Хо телось, чтобы между педагоги ческим коллективом и родите лями была более тесная связь. Редко педагоги выступают с лекция.ми в трудовых коллекти вах. В школе очень слабая мате риальная база. Все базовые предприятия школы являются филиалами. Вот, например, наш цех. Мы не можем оказать по мощь ни стройматериалами, ни денежными средствами. Обору довали комнату для труда, вы- дел1ыш швейные машинки. А ведь школе требуется гораздо оольшая практическая помощь. Учптеля.м -необходи.мо улуч шить организацию трудового обучения. Разве это .правильно, когда девочки не учатся шить, а выжигают по дереву. Хочется сказать, что со сто роны районных организаций к школе очень мало Бнп.мания. Школа относится к управлению Юго-Восточной железной доро ги. Руководство далеко, но рай ком и райисполком близко. Пусть и директор школы на стойчивее обращается в район ные службы. Мы, родители, также всегда готовы помочь школе — и в ремонте, и трудо вом обучении, и в наведении по; рядка и чистоты. О ряде проблем в работе школ говорила в свое.м выступ- ле:ши член райкома КПСС за ведующая отделом народного образования райисполкома В. В. Хмелевская. Прежде всего о не достаточной инициативе педаго гических коллективов ряда школ. Инициатива, личный при мер играют мобилизующую роль. В Первомайской средней школе спорт не был развит. Но вот пришел физрук М. А. Ме щеряков, и все переменилось. Учащиеся школы стали посто- янны.ми участникалш районных соревнований и часто их побе дителями. Спорт полюбили в се ле, сейчас там построен большой спортзал. Но таких примеров, к сожа лению, .мало. Обидно, что сре ди учителей немало урокодате- лей, они не стремятся исполь зовать передовой опыт. Одна из пробле.м- - -нехватка кадров учителей. Приезжие дол го не задерживаются. Нынче положение поправляется; в пе дагогических учебных заведени ях учится сейчас молодежь из поселка и сел района. В районе очень мало ду-мают о судьбе ыалокомплектных школ. А ведь будет школа в се ле, останется и само село. Всем известна печальная судьба шко лы села Кариовки. Нет школы, почти не осталось и людей. На февральском Плену,ме ЦК КПСС говорилось о том, чтобы разгрузить учителей от несвой ственных им дел. Но исполко- .мы сельсоветов все хозяйские заботы о школе взвалили на их директоров. В. В. Хмелевская отметила, что забота о школе должна про являться каждым. И не надо ждать указаний, а самим идти в школу, совместно решать ее пробле.мы. Меня, как сельского труже ника, сказал член райкома КПСС .механизатор совхоза «Пламя» С. А. Пронин, волнуют вопросы, поднятые на февральс ком Пленуме ЦК КПСС. На территории нашего сельсовета две школы—Топовская средняя и Загрядчинская восьмнлетняя. В них опытные учителя, раду ет то, что там дружные коллек тивы. Но огорчает вот что: между совхозом и школами пет креп кой связи. Школы, как того тре бует вре.мя, не стали структур ными подразделения.ми совхо за, В .мастерских, на фермах хозяйства нет хороших рабочих мест для школьников. Главные специалисты хозяйства В. Н. Плахов, В. Л. Фролин, В. Д. Ершова очень мало работают с учащимися. Партком же и его секретарь М. П. Попов слабо спрашивают с них за это. Молодежь у нас остается. Но нет спортзала, помещения, где принять шестилеток, очень те сен детсад. Об это.м говорили на партсобраниях, сессиях сель совета. Есть средства, а дело никак не сдвинется с мертвой точки. На и.мя заместителя пред седателя райисполкома М. А. Рындина делали запрос об ока зании по.мощн в разработке про екта пристройки к школе, но пока не помог и он. На пленуме также выступил первый секретарь райкома ВЛКСМ А.41. Миляев. По обсужденному вопросу принято соответствующее пос тановление-.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz