Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ ИЛЬИЧА» 26 апреля 1988 г. * № 50 (6857) * 2 За перестройку народного образования (Окончание. Начало на 1 стр.). ходится мастерская в Гагарин­ ской школе, в Золотушинской — в приспособленном помеще­ нии. В Астаповской, Загрядчин- ской, Ильинской школах .мас­ терских вовсе нет. Но ни отдел народного образования райис­ полкома, ни исполкомы сельсо­ ветов не пытаются что-то сде­ лать в данном вопросе. Труд школьников на произ­ водстве носит однообразный ха­ рактер. В РТП, автопрюдприя- тии «Агротранс» учащимся не дают заданий. На бу.маге за ре­ бятами закреплены наставники, но многие школьники даже не знают об этом. На ряде .молоч­ нотоварных ферм слаба меха­ низация, и старшеклассники выполняют работы вручную, к тому же там сыро, сквозняки, нет классных комнат. Это ха­ рактерно для совхозов «Гага­ ринский» и имени М, Горького. И не случайно в 1985 году в сельском хозяйстве осталось работать только 13 выпускни­ ков. в 1 9 8 6— 10, в прошло-М году — 11. Так кадровую проб­ лему на селе не решить. В рай­ оне не аттестовано ни одного рабочего места -на базовых пред­ приятиях. Это говорит об очень слабом вни.манин к данной про­ блеме секретарей первичных парторганизаций колхозов и совхозов, других базовых пред­ приятий, исполко.мов сельсове­ тов. Не предъявляют требова­ тельности к руководителям ба­ зовых предприятий секретарь райкома КПСС Л. М. Кузнецо­ ва и заместитель председателя райисполкома М. А. Рындин, ведающие вопросами народного образования. В районе не хватает 270 жи­ вотноводов, 80 механизаторов, 35 специалистов сельского хо­ зяйства. Поэто.му первейшая за­ дача — кардинальное улучше­ ние трудового воспитания, ра­ боты по профориентации. Уче­ нические бригады должны стать структурными подразделениями хозяйств. Договоры, заключае­ мые между РА ПО и отдело.м народного образования райис­ полкома. должны предусматри­ вать все стороны, четко распре­ делять обязанности .между спе­ циалистами сельского хозяйства по профессиональной подготов­ ке. школьников. Пока же многие специалисты в стороне. В РАНО функции инспектора трудового обучения школьников никто не исполняет. Если сегодня спро­ сить у работников РАНО Ю. В. Емельянова. В. А. Малашина, Д. Д. Башлыкова, Л. И. Малюги­ ной и других, сколько раз они были в школах, вопрос вызовет затруднения. Пассивную пози­ цию занимает в это.м председа­ тель РАНО В. Н. Искусных и секретарь парторганизации РАНО А. В. Лемов. Им от слов пора переходить к делу. Назрела необ.ходимость соз­ дания в каждой школе стацио­ нарного лагеря труда и отды- .ха. Настораживает то. что ру­ ководители некоторых школ не стремятся приобщать школу к жизни трудовых коллективов. Иначе чем объяснить тот факт, что учащиеся Золотушикской, Домачевской, Перво.майской школ не знают итогов работы своих хозяйств, не .могут наз­ вать, какова урожайность сель­ хозкультур. В школах плохо поставлено экономическое обра­ зование. Перестройку школы, конечно же, нельзя провести без учите­ ля. Он должен поддержать об­ новление школы не фор.мально, а убедительно, страстно. Сегод­ ня в школах района 282 учи­ теля. Большинство из них без­ заветно преданы делу. Большим авторитетом пользуются учите­ ля А. Д. Парамонова. И. Г. Ковешников, . В. В. Белевич, Г. И. Кузовлева. Т. К. Грачева и многие другие. В то же время значительная часть учителей продолжает да­ вать скупые, однообразные уро­ ки, не тяготеет к новаторству, отдавая предпочтение назида­ тельным формам воспитания. М'Ного недостатков пока в пре­ подавании уроков истории и об­ ществоведения. Не во всех шко­ лах есть ленинские ко.м-наты, залы боевой и трудовой славы, краеведческие уголки. Все эти недостатки во .много.м обусловлены низкой требова­ тельностью к работе учителей в коллективах школ. Проводи.мая аттестация учителей показыва­ ет, что большинство их соот­ ветствуют должности, а то и заслуживают поощрения. Но в то же время проверка уроков показала, что третья часть их не отвечает требованиям дня. Предъявляя высокие требо­ вания к учителю, необходи.мо освободить его от .множества поручений, отчетов, снять бре­ мя пустых забот, оставив глав­ ную — хорошо воспитывать, хо­ рошо обучать. Далее докладчик рассказала о работе СПТУ № 15. Она от­ метила, что % декабре прошло­ го года на заседашш бюро рай­ кома КПСС рассмотрен вопрос о подготовке .механизаторских кадров в училище. Было отме­ чено, что . кадры для села го­ товятся неудовлетворительно. Но положение поправляется слабо. Много недостатков в учебно-воспитательном процессе, организации практики. Глубокая перестройка требу­ ется в работе комсомольских организаций школ и СПТУ. Мно­ гие из первичных пока пассив­ ны. «е являются инициатора.ми полезных н интересных дел. Райком ВЛКСМ и его секрета­ ри. работники аппарата все еще редкие гости в школах, комсо­ мольских организациях. Революционная перестройка предъявляет все более высокие требования к идейно-нравствен­ ной закалке молодежи. И здесь ■необходимы усилия внешколь­ ных учреждений, работников домов культуры, библиотек. Но следует отметить, что работа домов пионеров, культуры, спортко.мплекса не отвечает требованиям вре.чени. Есть фак­ ты безразличного отношения к воспитанию со стороны профсо­ юзных и других обществс'нных организаций. В запущенном со,- стояннн некоторые детские пло­ щадки в поселке, особенно .мол- завода. РУСа, совхоза «Аста- повский». Но руководители этих предприятий, исполком поссове­ та с.чирилнсь с положением. Плохо с организацией работы по месту жительства в Домачев- ском, Топовском, Троицком, Знаменском сельсоветах. Все это приводит к тому, что среди молодежи допускаются правонарушения. В инспекции по делам несовершеннолетних на учете 38 учащихся и 19 не­ благополучных семей. Дают о себе знать случаи пьянства, есть проявления жестокости, бездуховности. Кардинальная воспитательная работа с детьми, ее совершенст­ вование должны находиться под постоянным контролем пар­ тийных. советских и комсо.мо- льских органов, а возглавить ее обязаны исполком райсовета и отдел пропаганды и агитации райкома партии. Докладчик остановилась за­ тем на вопросах, связанных с развитием физической культу­ ры среди школьников, состоя­ нием их здоровья, а также ор­ ганизацией горячего питания в школах. Реформа общеобразователь­ ной и профессиональной школы поставила ряд вопросов в орга­ низации обучения детей с шес­ тилетнего возраста. Хорошие условия созданы для этого в Первомайской. Головинщннской. Лев-Толстовской средних шко­ лах. Однако до сего времени почти ничего не делается по этому вопросу в совхозах «Пла­ мя- , *Домачевский», и.мени Л. Толстого, где ни в школах, ни в детсадах не могут обучать с шестилетнего возраста—нет условий. Далее докладчик коротко ос­ тановилась на вопросах, связан­ ных с идеологическим обеспе­ чением" перестройки в нашем обществе. Она от.метила. что организованный идеологический механизм работает далеко не в полную силу. Слабо реализует­ ся Закон о государственном предприятии. В пропагандистс­ кой работе не находят отраже­ ния вопросы, связанные с ре­ шением пробле.м: продовольст­ венной, жилищной, обеспечения населения товарами и услугами. Много недостатков в органи­ зации политической учебы в парторганизациях совхозов «Пламя», имени Л. Толстого, имени М. Горького, колхозов «Родина», имени Кирова. Не на высоте экономическая уче­ ба, в чем большая вина эконо- .мического совета РАПО и рай- ко.ма профсоюза АПК. Теряет завоеванные ранее позиции лек­ ционная пропаганда, медленно идет перестройка в устной по­ литической агитации. Ек;ть недостатки в работе ре­ дакции районной газеты «Путь Ильича», ее отдела радиоинфор- .мации. Н е ' всегда доходчиво вскрываются проблемы соци­ альной жизни, осуществления рефор.чы школы. Редко высту­ пают в газете и по радио пар­ тийно-хозяйственные активисты, слаба связь с активом. Перестройка в работе культ- просветучреждений идет по­ ка медленно. Одна из главных причин—недостаток кадров ра­ ботников культуры. Но первич­ ные парторганизации кол.хозов и совхозов, отдела культуры, исполкомы сельсоветов не ре­ шают эту проблему. Райкому КПСС, первичным парторганизациям, идеологичес- ки.м учреждениям нужно реши­ тельно повернуться лицом к политической работе с людьми, активнее развивать формы до­ суга. Идеологической работой должнь! зани.маться все. Она должна стать практическим дей­ ствием каждого коммуниста. В заключение Л. М. Кузнецо­ ва сказала, что первичные парт­ организации, весь актив долж­ ны сосредоточить внимание на практической работе по претво­ рению в жизнь решений фев­ ральского Пленума ЦК КПСС. Первой в прениях выступила учительница секретарь партбю­ ро Лев-Толстовской средней школы Л. Г. Гончарова. Она отметила, что учителя пока не все делают для улучшения обу­ чения учащихся. Ощущаются недостатки в материальной ба­ зе; не хватает таблиц, раздаточ­ ного материала, а ведь наша школа базовая. Ветхая в школе теплица. У школы два шефа—совхозы «Астаповскнй» и имени Л. Тол­ стого. Первый оказывает боль­ шую помощь школе, второй до недавнего времени был в сто­ роне. Но постарались вовлечь, и ад.миннстрация хозяйства сей­ час откликнулась. Необходи.мо постоянно зани­ .маться пропагандой опыта учи- телей-новаторов. В нашем рай­ оне есть учителя, опыт кото­ рых мог бы быть полезен. Но работники роно пока его не рас­ пространяют. Ряд проблем поднял в своем выступлении член райко.ма КПСС главный ветеринарный врач совхоза и.мени М. Горького А. А. Швидченко. Сов.хоз, ска­ зал он, базовое предприятие Зо- лотушннской средней школы. В этом году передали школе 16 гектаров зе.мли. Считаю, что этого .мало, надо, по при.меру Куй.чаньской школы, гектаров 200 и необ.ходимый набор тех­ ники. Силами совхоза построен тир, стадион, имеется все необ­ ходимое для занятий детей с шестнлетнего возраста. Есть лагерь труда и отдыха. Но производительный труд учащихся организован пока пло­ хо. Не все ладно с горячим пи- тание.м, так как нет холодиль­ ной ка.меры. Не хватает пока овощей зи.мой, так как их негде хранить. Но, думается, что проя­ ви учителя инициативу, можно построить возле школы овоще­ хранилище. и совхоз по.может в это.м. Есть в сов-хозе и сад, уход за которым могли бы осу­ ществлять са.ми школьники, В школе частая с.мена учи­ телей. За счет совхоза сейчас учится 25 человек: есть и в пе­ дагогических институтах и учи­ лищах. Ду.маю, что эту пробле- -му решим. Выступление глав-ного врача районной больницы И. С. Ко- выршина было посвящено воп­ росам, связанным с воспитани­ ем подрастающего поколения здоровым, физически крепкн.м, готовы.м к преодолению любых трудностей. В школах и детских садах-района еще далеко -не все делается для этого. Много недостатков в органи­ зации питания. Этот вопрос ча­ сто обсуждался на различных уровнях, но недостатки дают о себе знать. На диспансерно.м учете состо­ ят 864 учащихся и дошкольни­ ков. Имеется рост желудочно- кишечных заболеваний. Беспо­ коит то, что в ряде школ сла­ бая освещенность, что приводит к нарушению зрения. Есть на­ рушение осанки, так как в ка­ бинетах за одними и теми же стола.мн сидят учащиеся и чет­ вертых, и десятых классов. Во­ прос этот пока не решается. Член райкома КПСС доярка колхоза «Красный путнловец» В. А. Кузьмина сказала, что обсуждаемый на пленуме воп­ рос очень важен. Волнует, что будет с нашей МТФ через 5 или 10 лет. Средний возраст доярок колхоза 47 лет. Двое, уйдя на пенсию, пока работа­ ют, их некем заменить. Рабо­ тать становится легче, вот не­ давно кормоцех вступил в строй. Но молоден{ь на фер.му не идет. В возрасте до 30 лет все­ го трое доярок, среди них толь­ ко одна наша первомайская. Создано из старшеклассников звено доярок, они работают на ферме по субботам, -но за четы­ ре года никто не остался в жи­ вотноводстве, Парни остаются работать шос})ерами и трактори­ стами. Девчата идут в детсад, столовую, но только не на фер­ му. Велика доля ручного тру­ да. бытовые условия плохие. Надо внедрять .молокопровод, другие современные .ме.ханизмы, сделать быт на ферме не хуже, чем на передовом промышлен- но.м предприятии. Председатель колхоза «Роди­ на» А. Н. Самохин рассказал, как хозяйство оказывает по­ мощь Троицкой и Головинщин- ской школам. Многие из вы­ пускников учатся по направле­ нию колхоза в сельскохозяйст­ венных учебных заведениях. Но по.мощь пока недостаточна. Не­ давно разработали мероприятия в свете решений февральского Плену.ма ЦК КПСС. Теперь взаимосвязь колхоза и школы будет на совершенно новой ос­ нове. Партбюро, правление колхо­ за имени Ленина стремятся ра­ ботать в тесном контакте с пед- коллективо.м Митягинской сред­ ней школы. Об этом рассказа­ ла секретарь парторганизации колхоза Т. А. Трушечкина. Вы­ делена техника, земельный уча­ сток. Все учителя обеспечены квартнра.мн. В нынеш-нем году намечено начать строительство спортзала. Член райкома КПСС швея- .мотористка це.ха № 7 МПШО «Сокол» Г. М. Кузнецова ска­ зала, что родителей учащихся средней школы Л» 42 имени Л. Н. Толстого беспокоит каче­ ство знаний детей. Поэтому не­ обходимо и к учителям предъ­ являть больше требований. Хо­ телось, чтобы между педагоги­ ческим коллективом и родите­ лями была более тесная связь. Редко педагоги выступают с лекция.ми в трудовых коллекти­ вах. В школе очень слабая мате­ риальная база. Все базовые предприятия школы являются филиалами. Вот, например, наш цех. Мы не можем оказать по­ мощь ни стройматериалами, ни денежными средствами. Обору­ довали комнату для труда, вы- дел1ыш швейные машинки. А ведь школе требуется гораздо оольшая практическая помощь. Учптеля.м -необходи.мо улуч­ шить организацию трудового обучения. Разве это .правильно, когда девочки не учатся шить, а выжигают по дереву. Хочется сказать, что со сто­ роны районных организаций к школе очень мало Бнп.мания. Школа относится к управлению Юго-Восточной железной доро­ ги. Руководство далеко, но рай­ ком и райисполком близко. Пусть и директор школы на­ стойчивее обращается в район­ ные службы. Мы, родители, также всегда готовы помочь школе — и в ремонте, и трудо­ вом обучении, и в наведении по; рядка и чистоты. О ряде проблем в работе школ говорила в свое.м выступ- ле:ши член райкома КПСС за­ ведующая отделом народного образования райисполкома В. В. Хмелевская. Прежде всего о не­ достаточной инициативе педаго­ гических коллективов ряда школ. Инициатива, личный при­ мер играют мобилизующую роль. В Первомайской средней школе спорт не был развит. Но вот пришел физрук М. А. Ме­ щеряков, и все переменилось. Учащиеся школы стали посто- янны.ми участникалш районных соревнований и часто их побе­ дителями. Спорт полюбили в се­ ле, сейчас там построен большой спортзал. Но таких примеров, к сожа­ лению, .мало. Обидно, что сре­ ди учителей немало урокодате- лей, они не стремятся исполь­ зовать передовой опыт. Одна из пробле.м- - -нехватка кадров учителей. Приезжие дол­ го не задерживаются. Нынче положение поправляется; в пе­ дагогических учебных заведени­ ях учится сейчас молодежь из поселка и сел района. В районе очень мало ду-мают о судьбе ыалокомплектных школ. А ведь будет школа в се­ ле, останется и само село. Всем известна печальная судьба шко­ лы села Кариовки. Нет школы, почти не осталось и людей. На февральском Плену,ме ЦК КПСС говорилось о том, чтобы разгрузить учителей от несвой­ ственных им дел. Но исполко- .мы сельсоветов все хозяйские заботы о школе взвалили на их директоров. В. В. Хмелевская отметила, что забота о школе должна про­ являться каждым. И не надо ждать указаний, а самим идти в школу, совместно решать ее пробле.мы. Меня, как сельского труже­ ника, сказал член райкома КПСС .механизатор совхоза «Пламя» С. А. Пронин, волнуют вопросы, поднятые на февральс­ ком Пленуме ЦК КПСС. На территории нашего сельсовета две школы—Топовская средняя и Загрядчинская восьмнлетняя. В них опытные учителя, раду­ ет то, что там дружные коллек­ тивы. Но огорчает вот что: между совхозом и школами пет креп­ кой связи. Школы, как того тре­ бует вре.мя, не стали структур­ ными подразделения.ми совхо­ за, В .мастерских, на фермах хозяйства нет хороших рабочих мест для школьников. Главные специалисты хозяйства В. Н. Плахов, В. Л. Фролин, В. Д. Ершова очень мало работают с учащимися. Партком же и его секретарь М. П. Попов слабо спрашивают с них за это. Молодежь у нас остается. Но нет спортзала, помещения, где принять шестилеток, очень те­ сен детсад. Об это.м говорили на партсобраниях, сессиях сель­ совета. Есть средства, а дело никак не сдвинется с мертвой точки. На и.мя заместителя пред­ седателя райисполкома М. А. Рындина делали запрос об ока­ зании по.мощн в разработке про­ екта пристройки к школе, но пока не помог и он. На пленуме также выступил первый секретарь райкома ВЛКСМ А.41. Миляев. По обсужденному вопросу принято соответствующее пос­ тановление-.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz