Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧА» ^23 апреля 1988 г. * № 49 (6856 ) * 3 Экономический всеобуч ____________ Экономический всеобуч Оплата — по труду и з ДОКЛАДА НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ПЛАНИРОВАНИЯ , ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЗА РПЛАТЫ ОБЛАСТНОГО АПК К. А. ТОЛКАЧЕВОЙ Плакат художника В. Черемных. Издательство «Плакат». О Т В А Л О В О Г О Д О Х О Д А Иынешиий сезон характерен для полеводов колхоза имени Кирова тем, что они перешли на оплату от валового дохода. Сформировано два хозрасчет ных звена — по выращиванию зерновых культур и сахарной свеклы , кор-мовых корнеплодов. Расчет с коллективами будет производиться в конце года, после завершения всех сельхоз работ. Для этого определены расценки по культурам и видам продукции на 100 рублей вало вого дохода, который устанав ливается отношение.м фонда оп латы к валовому доходу. Валовая продукция растение водства рассчитывается исходя из нормативной (плановой) сто имости урожайности по ценам реализации. В фонд оплаты за продукцию включается тариф- ■ный фонд заработной платы, увеличенный для расчета за продукцию на 25 процентов. Тарифный фонд рассчитан по технологическим картам , состав ленным по каждой культуре на основе запланированного объема работ и установленных норм выработки. В фонд опла ты включена заработная плата бригадира тракторной бригады и учетчика. А вот от услуг бригадира полеводства подряд ные коллективы сами сознатель но отказались. Его заработок распределен пропорционально прямой оплате труда по все.м культурам , возделываемым бри гадой. Кро.ме того, в фонд оплаты труда включена доплата за про ведение работ с высоким каче ством, повышенная оплата на уборке урожая. До конца года .механизаторы будут получать ежемесячный аванс, раз.мер его установлен 80 процентов тарифного фонда на нор.мос.мену. Таковы общие принципы новой системы опла ты труда, которая сейчас про ходит проверку на практике. Е. ГОНТЮРЕВА, главный экономист. Произошли пз.менения в оп лате труда тружеников агропро- .мышленного ко.мплекса. Тариф ные ставки рабочих совхозов п колхозников возросли в сред- не.м на 2 0— 25, должностные оклады руководящих работни ков и служащих — на 3 0—35 процентов. Однако су.мма вып лат должна быть в пределах фонда заработной платы. По этому в каждом хозяйстве н е обходимо провести аттестацию людей, занятых в производстве, и рабочих мест с те.м, чтобы выяснить, сколько насчитывает ся лишних единиц техники и работников, без которых можно обойтись. Чтобы присвоить специалисту квалификацию первой катего- рнн,_ он должен н.меть высшее образование и стаж работы не .менее трех лет. Вторая катего ри я— высшее образование, стаж менее трех лет и третья— спе циалисты со средним образова нием. В соответствии с квали фикацией должна производить ся оплата труда. Откуда же взять дополни тельные деньги? Средства для повышения ставок и окладов формируются за счет экономии фонда заработной платы, у.мень- шения численности персонала, увеличения объе.ма производи мой продукции, сокращения по терь рабочего времени, сниже ния трудоемкости работ, внед рения широкозахватной техни ки, использования ее в две сме ны. И в каждом хозя11стве есть такие резервы для накопления средств. Взять грузовой транспорт. Его же по существу преврати ли в такси. Возят .хлеб, доярок, .молоко, запчасти, на грузови ках ездят специалисты. А пла тят шофера.м по часовой став ке. тогда как основной показа тель автомобиля — тонно-кило- .метры. Иногда неверно опреде ляются нормы выработки. Если .механизатор выполняет норму более чем на 130 процентов, значит, ста либо занижена, ли бо налицо п ри п и с ки . Р а з р е ш а ется не более дву.х-трех тысяч рублей взять из фонда матери ального поощрения, но при этом должно быть согласие трудово го коллектива. Рекомендуется пересмотреть всю систему оплаты, убрав не законные надбавки. Ведь -не се крет, что 1МНОГИМ секретарям- •машинистка.м доплачивают за должность инспектора отдела кадров. Распространенным на- рушение.м является оплата за так называемое «неурочное» вре.мя. Раньше должностные оклады устанавливали по «вилке» и брали обычно среднюю цифру. Теперь право определять окла ды предоставлено руководителю хозяйства. Например, ветврачу он может назначить .макси.маль- нын оклад, а зоотехнику — ми- ■ни.мальный, в зависимости от их вклада в производство. В ходе перестройки органи зации труда неизбежны сокра- • щения персонала. Об это.м лю ди должны быть предупреждены за три .месяца. В УСЛОВИЯХ хозрасчета и самофинансирования, расши ряющейся самостоятельности до сельско.хозяйственных предприя тий доводятся контрольные циф ры, которые подлежат неукос нительному исполнению. Во-пер вых, это государственный за каз на поставку продукции. Во- вторых, это долговременные экономические нор.мативы. о которых следует рассказать подробнее, Платенш в бюджет. Как они определялись и в каких разм е рах их буд.\’т выплачивать кол хозы и совхозы? Чтобы узнать сумму платежей, нужно плате жи за 1985 год разделить на производственный потенциал то го же года, который складыва ется из стоимости основных производственных фондов, обес печенности трудовыми р есурса ми в денежном выражении и экономической оценки земли. Это и будет норматив плате жей до конца пятилетки. Он един как для колхозов, так и для совхозов, не подлежит из менению и пересмотру. Районному агропромышлен ному объединению предоставле но право освобождать от пла тежей в бюджет экономически слабые хозяйства. Но общий лимит платежей не у.меньшает- ся от этого, а распределяется по другим хозяйствам. Промышленным и обслужи вающим предприятиям РАНО определено три вида платежей. П ервый—плата за производст венные фонды, второй—за тру довые ресурсы (из расчета 300 рублей за одного работающего) и третий—за расчетную при быль. Здесь также низкорента бельные предприятия, такие, как РТП, «.Агротранс», «.Агро- снаб», могут быть частично или полностью освобождены от пла тежей. Но такому предприятию, как молзавод, п{зидется выпла чивать по всем трем внда.м. Новый вид пл атеж а—за тру довые ресурсы . Он вынуждает коллективы взяться за пере смотр штатных расписаний. Всем ли обеспечена полная з а нятость, все ли до конца заг ружены работой? Н вполне воз можно, что часть работников, отдача от которых мала, будет ФИ Н АН СЫ И К Р Е Д И Т и з ДОКЛАДА НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛ.А ФИНАНСОВ И КРЕДИТОВ ОБЛАСТНОГО АПК -----------------------------------------------3 . Ф. Л У К И Н О И ----------------------------------------------------------- сокращена. Таки.м обра.чом уме ньшится и с> мма по этому ви ду платежей. Следующий нор.матив—от числения в централизованный резервный фонд вышестоящей организации. Его также утверж дает Р.АПО но согласованию с райкомом профсоюза работни- 1СОВ АПК. Этот фонд использу ется на оказание финансовой помощи хозяйствам, содержа ние аппарата АПК. .материаль ное поощрение передовиков се льскохозяйственного производ ства. Теперь отчисления в него будут производить и колхозы, чего раньше не было. Р--1.ПО имеет право устанав ливать норматив дифференци рованно, с учетом уровня р а з вития хозяйств. Тем из них. кто получает больше прибыли, которая к тому же не исполь зуется на плановые мероприя- тня. определяют большую сум му отчислений. Слабые хозяй ства могут брать дотацию из резервного фонда. Норматнво.м предус.мотрено образование фонда материаль ного поощрения. Сум.ма его не посредственно зависит от вели чины прибыли. Такого ограни чения, как раньше (фонд мате риального поощрения не дол жен был превышать 17 процен тов фонда заработной платы), теперь не будет. Однако исполь зовать его .можно лишь при ус ловии, что прирост заработной платы не буД1т превышать при роста производительности тру да. В ином случае средства из фонда материального поощре ния будут направляться в фонд производственного и социально го развития. Несколько слов об этом фон де. В него зачисляется вся ос тавш аяся прибыль после выплат за кредиты, в бюджет, центра лизованный фонд и образования фонда материального поощре ния, Сюда же направляется п амортизация на полное восста новление, из которой пять про центов отчисляется в вышестоя щую организацию. .Амортизация на капитальный ремонт с ново го года не начисляется. Теку щий и капитальный ремонт бу дет производиться за счет ремо нтного фонда. Его высчитывают сами хозяйства. В фонд производственного и социального развития поступа ет выручка от ликвидации ' ос новных средств. выбраковки скота и т. д. З а счет него хо зяйство будет вести капиталь ное строительство, гасить кре диты банка, содержать детские сады, покрывать убытки жилищ но-коммунального .хозяйства, осуществлять прирост нормати ва собственных средств, форми ровать стадо. Предус.матриваются бюджет ные ассигнования новых строи тельных объектов. Реконструк ция и расширение объектов с.мет- ной стои.мостью более четырех миллиЬнов рублей будет вес тись за счет бюджетных ассиг нований. Этот вид ассигнования распространяется и на строите льство внутрихозяйственных до рог и бюджетных учреждений. На Лев-Толстовский район в год таких средств выделено 830 тысяч рублен. На них будут строиться дороги, пруды, прово диться защита против эрозии зс.мель. Определяя объем капиталь ных вложений, в .хозяйствах должны опираться на собствен ные источники средств. В усло виях самофинансирования хо зяйства могут пользоваться дол- говременны.мн креднта.ми банка. Причем, как показывает прак тика, они должны быть в пре делах 3 0—35 процентов от пла новой прибыли. Тогда .хозяйст во сможет своевре.менно рас платиться с креднта.ми. Областью установлен лн.чнт дифференцированных надбавок к закупочным ценам на продук цию сельскохозяйственных пред приятий. Он определен на ос новании уровня . фактических су.м.м 1986 года. Например, в том году район пол \чил надба вок низкорентабельным хозяйст вам за реализацию тяжеловес ного скота, разницу в цепах на минеральные удобрения и тех нику в размере 7.200 тысяч рубле !). Сейчас лимит установ лен больший — 9 .027 тысяч рубле!!. Сделано это с тем рас четом. чтобы по,мочь хозяйст вам быстрее встать на ноги. Надбавок будет еще больше, если район перевыполнит госу дарственный заказ. Принципиальная разница су ществующего положения в том, что районному агропро.мышлен- ■ному объединению разрешено надбавки устанавливать в неог раниченном размере, в отличие от положения, утвержденного в 1983 году, где имелся «пото лок» в 75 процентов стон.мости продучщин. Сейчас на отдель ные его виды надбавю! могут достигать 100 процентов. Однако нужно помнить, что хозяйства, не веду!цне борьбу с бссхозяйстве!!НОСТью, систе.ма- тнчески не выполняющие планы по производству 'и реализации продукции, лишаются права пользоваться надбавка.мп. Раньше кол.:озы и совхозы приобретал!! технику и .минера льные удобрения по цена.м се льского хозяйства, а РТП и ' .\гропро.чхи.мия . пок \пали их у государства по ценам промы шленности. Разница в ценах возмещалась из госбюди;ета и составляла от 30 до 50 про центов стон.мости техники и удобрений. Неудивительно, что это породило нжд!!венческпе настроения. Завозилось тракто ров, комбайнов больше, че.м требовалось, хи.микаты подчас портились из-за плохого хране ния. Выделенные на технику фонды превышали источники ее оплаты в целом по области на 15— 18 миллионов рублей. Тсис))ь хозяйства будут пла тить полную стои.мость. Так, за комбай!! «Дон-1500» придется отдать не 1-1 тысяч рублей, кш; пре;кде, а 40. Потребуется лучше соиз.мерять возможност!! с пе1)с1!ективой ирнобрстеиия, чтобы не ходить в должннка.х. К слову сказать, Лев-Толстовс кий «А1'роснаб» не имеет прос рочек н!! по задолженности по ссудам, ни дебиторской за тех нику, что похвально. Предусмотрено еще одно у с ловие—отсрочка погашения за- долже!!ности по ссудам банка. Колхозы и совхозь! района дол жны вер!1уть государству до конца пятилетки ^ 8 0 0 тысяч рублей. Это трудно сделать при существующем удювне эконо- М!1ки. Вот почему дана воз.чож- ность отсрочить погашение ссуд. В оставшиеся три года хозяй ства выплатят только 700 ты сяч рублей, остальные деньги будут погашаться в течение пос ледующих 10 лет. Это послед няя отсрочка, и хозяйственни кам предстоит научиться рабо тать без займов. Изменился и порядок возме щения средств за недобор про дукции из-за неблагоприятных погодных условий. Если рань ше Госстрах выплачивал 50 про центов стоимости потерь, то теперь уровень страхового воз мещения возрос до 70 процентов. Все меры, о которых говор!!- лось выше, принимаются для того, чтобы стимулировэть труд работников сельского хозяйства, помочь им развить производст во. Необходимо в полной мере использовать эти возможности. К сожалению, необходи.мо от- .метить, что на предприятиях РАНО еще слабо внедряются новые фор.мы хозяйствования, такие как семейный и арендный подряд. А ведь и.менно эти фор .мы, как показывает передовая практика, способствуют значи тельному увеличению производ ства сельскохозяйственной про дукции, большо.му снижению з а трат на это. Следует всячески повышать роль экономической службы, добиться, чтобы она значитель но лучше вела работу по р а з витию новых с}юрм хозяйство вания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz