Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)
.ПУТЬ ИЛЬИЧА. 12 января 1988 г. № 5 (6812) * 3 РАЗВИВАТЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА Как уже сообщалось, 7 января состоялась январская конферен ция учителей района. С докладом на ней выступила заведующая отделом народного образования райисполкома В В Х\\ЕЛЕВ- СКАЯ. Свое выступление В. Хме- присутствуют левская начала со слов В. А учатся управлять, заоотиться о со.чранности школьного имущест ва, эконолтить. Не привлекается школьный актив и к работе с воспитанника.мн интернатов, вляет в непосредственном кож на и.\ заседания.ч групп продленного дня, к контро- такте с партийными и совет- Сухомлинского; «Быть хорошим в и принимают активное участие ЛЮ за организацией горячего скими органа.ми х-иит-етто,, °тсюда пассивность питания. Недостаточна актив- перестраивает он свою работу: учителем .можно только оудучи ко.мсо.мольцев. пионеров кото- хорошим воспитателем. Без уча стия в воспитательной работе ность школьников, низка их ини- упраздняется заседательская су II 7''11тт~|Г||Т т т ' ‘"ГГ1шГГ'1'Т11Г|НШ'т1 Не.малая роль в демократиза- те.м .методам, которые раньше при.менял, повысить уровень по лучаемых учищимися вяании. Среди причин снижения уровня знаний учащп.хся по математике он назвал: сокращение учебной Медленно, но программы из-за отвлечения учащи.хся на сель.хозработы вес ной и осенью, на текущие, но ции народного ооразования отведена управленческо.му аппарату, которую он осущест рых отстраняют от серьезных циатива и в организации обхце- ета, на нет сводится бу.маготвор- и.мешщие к учебе отношения де- вникнуть в дела педколлектива, школы. вся педагогическая культура, все знания педагога являются зшртвы.м багажо.м». При это.м она подчеркнула, что это выска зывание великого педагога вы ражает смысл и сущность педа гогического труда, приобретает комсомола особое .значение в период де.мо . . . . дел, от жизненно важных про- ственно полезного труда. А все чество, больше проводится се.ми- ла, отсутствие возможностей для бле.м, которы.м не позволяют пото.му. что учащиеся не участ- паров, действеннее практическая проведения занятии .математиче- вуют в определении ооъема тру да для ученической производст Хочется отметить положнтель- венной бригады, не имеют связи ную работу в это.м направлении Лев-Толстовской средней школы. акти вен и в организации учебных, и же и в организации трудовых дел. эле.менты Он помощник педколлектива, расчета, участвует в обсунщении .многих вопросов школьной жизни, рас пределении заработанных уча- славы. Неплохо обстоит с этим дело кратизации оощества. Формула «Учиться жить в ус ловиях де.мократии^> имеет се годня для школы особое значе ние. где. как не в школе, должна начинаться эта учеба? Делюкратия — это са.мостоятель- носгь, самоуправление, которые предполагают свободу выбора. П такая свобода школе предостав ляется. У.ходит то время, когда учителя чересчур регламентиро вали. сковывали различны.ми инструкциями Сегодняшние ин струкции говорят: «Решительно избавить учителей от мелкой регла.меитации их труда, от со ставления ненужных справок, гнфор.маций, обеспечить на деле возможность са.хшм определять количество часов на темы про верки знани1'| учащи.хся. Поуроч ный план — но ус.мотрению. главное, чтобы он был удобен по форме и можно было пользовать ся и.м ряд лет, внося необ.ходи- .мые коррективы. Недопусти.мы любые необоснованные ог()аничс- пия учителя в выборе им фор.м. методов, приемов работы, пери одичности и интенсивности ис пользования технических средств обучения». Школа должна быть для де тей. А это .'щачит, что в ней должны цар)гть порядок и дис циплина, чтобы каждый ребенок мог спокойно работать на уроке, чувствовать себя в безопасности на перемене, чтобы каждый был огражден от несправедливости сверстников и педагогов. Дети должны быть .хозяева.мп в своих са.модеятельных и са.моуправля емых организациях, и всякий порыв, будь он в 5'чебе или в труде, должен поддерживаться. ЙФ-тько научив молодых людей самостоятельности в работе, в серьезных делах вместе со взрослыми, .можно побелить все еи;е имеющие место распущен^ нлс11>щен численная комсомольская орга помощь учителя.м. Однако в работе методкабине- та еще хватает и формализма: нет системы в обобщении и рас пространении передового педа гогического опыта, медленно внедряется в практику работы опыт новаторов, также мастеров педагогического труда, слабо Демократизация управления, привлекаются к работе по ока занию практической но.мощи с комсомольски.мн организация ми базовых хозяйств. Из девяти ученических бригад ни одна да не попыталась внедрить внутрихозяйственного щимися на сельхозработах денег, к работе на таки.х начала.х. Так, организует шефство над шюнер- де.мократизация школьной жиз ни. Школа только на подступах учнтеля-.методисты, старшие учи теля. В условиях делюкратн.эа- цин все должны работать на .мето- в выборах директора Золотушин ской организацией, отвечает за ской средней школы принимала учителя: и инспектора, и работу школьного .музея боевой участие и общественность совхо- диеты, и директора школ. за — руководители, партийная Демократизация школы... Это, и профсоюзная организации, конечно, и выборность директора и в Головинщинск01й средней председатели Остро-Ка.менского или завуча, н перестройка рабо- школе. Комитет ко.мсо.мола здесь сельского Совета и школьного ты педсоветов, и активизация январской конференции учителей са.мостоятелен. сов.иестно с сове- то.м дружины, члена.мн учко.ма обсуждает вопросы школьной принципиальный, беспокойный жизни, намечает планы работы, человек, да и взаи.моотношения родительского ко.митета. В резу льтате возглавил педколлектив распределяет ответственность за проведение гех или иных меро- в школе, печально известнон конфликтами, понемногу нала- коллектива в целом, и в то.м числе детского и ученического са.моуправлеиия. И все же в первую очередь это демократи зация личности учите.чя и учени ка, при которой без гласности и приятии. Большая работа была живаюгея. Коллектив выб1)ал правды не обойтись. Учиться проведена учащи.мися в .ходе себе завуча, а с выоора.ми орга подготовки и празднования 70- летня Великого Октября: каж дый класс оформил альбо.м. вы пустил стенгазету, принял уча стие в конкурсе рисунков, чте- ннзатора не торопится, решили вре.менно поработать без него, сократили свои штаты. Большие функциональные обязанности возложены на ди- цов, общешкольно.м вечере, кото- ректоров школ. Директора .м и рый готовили са.мн учащиеся. А вот педколлектив отстает от школьников в активности, так как' со своей стороны не считает пока возможным, а. может, й по- лезны.м, чтобы старшекласеннкн присутствовали на педсоветах щвучам передаются все права контроля за обучением и воспи танием. Особенно трудна работа гласности, осваивать азы демо кратического обсуждения необ- .ходимо всем педколлективам школ района. Завуч Лев-Толстовско1 сред- не)1 школы А. К, Лазутина гово рила в свое.м выстуилении о перестройке в управлении учеб но-воспитательны.м нроцессо.м в свое1 школе. Она от.метнла. школ нет у них ни .заместите лей, ни зав.хосов. )1е хватает учи телей. Но добросовестности, ра или сов.местны.х совещаниях, то ботоспособности, творческому настрою работы директоров Иль инской н Орловской восьмнлет- них школ — в. П Яковлевой есть не ищет новых демократи ческих форм общения с уча- щи.мнся. Это же .можно сказать и о других школах. Например, очень слаба роль в школьной жизни ко.мнтета комсомола средне!! школы ^2 имени .1 Н. Тол- ность, расхлябанность, граждан ский инфантилизм. Детям долж но быть .хорошо в школе — об этом мечтают и учителя, и роди тели, и вся наша страна, для этого и проводится школьная ((Вфор.ма. Сегодняшний ученик вырос из тесных одежек устаревшей методики, прежних отношеии!! Сотрудничество едино.мышленнн- ков — вот что лежит в основе взаи.моотношений учителя и ученика сегодня. Ек’ли создать в школе единый тив взрослых и детей, умеющих ставить задачи и решать их — •ЭТО н есть са.моуправление. Од нако встречи н беседы с шюнс- рами, комсо.мольцами н лсдап!- га,ми говорят о том. что в шк(' лах еще недостаточно серье:шое шт.манис уделяется обеспечение педагогического руководства деятельностью комсо.мольской и пионерской организаций, органи зации школьного ученического самоуправления. Не используются современные методы изучения интересов уча щихся, выявления их увлечении, запросов, а отсюда неу.мелое н неэффективное планирование .воспитате.тьноГ! работы с ними. Для этого не ирнвлеп‘:цб1с:1 секретари комсомольских орга низаций. члены ко.митета комсо мола школ, председатели п.юнер- бких дружин. Иногда учителя. 1{лассные руь-оводителн навязы вают им свой план работ1>1. пред лагают тематику комсомо.^ ьскпх собраний. Очень редко и не со всех школах района секретари ко.мнтетов комсомола являются членами педагогически-х советов. директоров .малокомплектных .п-о педколлектив осооое вни.ма- ние в своей работе уделяет интенсификации учебного про цесса, поиска.м наиболее эффек тпвных путей его решения. Все чаще и все больше учите.чей. отказавшись от привычной фор мы урока, прибегают к лекциям, могли бы семинарским занятиям .общест- венны.м сдютрам знани11. учат детей мыслить. В то же время формализм до конца не изжит из жизни школы. Все еще много на уроках теории и недостаточно практики, нз-за и Т. К. Грачевой поучиться и директора некото рых средних школ. Умело опираясь на уче ническое са.моуправление, ру ководит Гагаринской средней школой В. С. Демидов, В основе ннзация: плохо организовано стиля и методов руководства постоянной опеки далеко не на шефство над пионерскими отря- директора Зна.менскон средней демократических началах скла- школы Л. Н. Осетровой—са.мо- крнтнчность, умение реально оценить обстановку, видеть не достатки и стре.миться .мобилизо вать коллектив на устранение. Думается, первы.м, кто переве дет школу на хозрасчет, будет дами, слаоо координируется ра бота с классными комсомольски ми организациями, особенно в работе по предупреждению пра вонарушений, мало планируется и проводится интересных .меро приятий. Поэтому перед педкол- дываются взаи.моотношения учи тель — ученик. Часто меняются учебные програ.м.мы. Слаба .ме тодическая ио.мощь со стороны работников отдела народного об разования. Учитель мате,матики Головин- лект1гвом школы стоит задача директор Топовской средней щинской средней школы В. Е. — перестроиться в своем отно шении к детям, стать к ним ближе и больше доверять, по- кплзрь” умело руководить коллек- детским коллективом. До сих пор еще ко.мсо.мольцы и пионеры не чувствуют себя хозяевами в школах. СПТУ. не школы С. Ф. Керимов, которому Грушин поделился с собравши- присущн качества неплохого .хозяина. Хозрасчет в школе— это значит, что самы.м необходи- мы.м, начиная с питания в сто ловой, организации празднич ных вечеров и экскурсий, школа будет сама себя обеспечивать. .мися тем, как он использует опыт учнтелей-новаторов и ма стеров' педагогического труда в своей работе. Он привел несколь ко примеров организации уроков математики, в ходе которых ему удалось придать новый стиму.ч ских кружков и факультативов. О внедрении нетрадицион ных методов обучения и воспи тания в учебный процесс гово рил в свое.м выступлении учи тель хн.мии Первомайской сред ней школы В. В. Белевич. Сре ди них он назвал: семинарские и лекционные занятия, прове дение зачетов в пись.менно.м НЛП устном виде (ио желанию старшеклассников), предметны х конференций, :)аключнтельных практикумов в конце учебного года. Что касается воспитания интереса у учащихся к предме ту, от,метил он, его необходимо воспитывать у них .заранее, привлекая к участию в пред метных кружках. О повышенна роли органов ученического са.моуправления, развития демократических на чал в деятельности пионерской н ко,мсо.мольской организаций рассказал в свое.м выступлении директор Гагаринской средне)! школы В. С. Демидов. Директор детской !! юноше ской спортивной школы Ю. П. Пустынин, говоря о перестрой ке в деятельности Д10С1П. пре дложил всем школам райо!1а принять участ!!е в смотре-кон курсе по ко.мплексу ГТО !! спортивных площадок. Среди причин низкого уровня прово димых спортивных мероприятий он назвал отсутствие конкрет ных деловых скоординирован ных планов работы КСК в рай оне. Голи уч[)енщений культуры в реализации школьной рефор мы посвятила свое выступление директор централизонанной библиотечно!! системы ра11она Н. И. Леденева. О работе педагогического коллектива средней школы ЛЬ 42 имен!! Л. Н. Толстого по привлечению общественности, внешкольных, кул1>турно-нро- светительных, спортивных уч реждений к работе с воспитан никами во внеучебное вре,мя рассказала органи;!атор вне классной и в)1ешколы!ой рабо ты Л. В. Мартынова. Хорошая связь у шко.1ы, ска зала она, с комсомольской ор ганизацией депо, которая ока зывает помощь в проведени!! занятий в кружке <-10иый же- лезнодорожни!;», с Домом пио неров и ШКОЛЬ!!ИКОВ, со СПОрт- комплексом «Локомотив*. ,-\ вот с райо1!!Юй к!Ш0Д1!ре1;цней связи не получается ни в орга низации школь!10го кинотеатра, ни в проведении кинолекто рий для учащихся. Л. В. Мар тынова внесла предложение: создать в районе единый центр для координации внешкольной работы с учащимися. Директор Знаменской сред ней пшолы Л.-Н. Осетрова ос ветила вогцюс о перестройке в управленш! учебно-воспита- тель!1Ы.ч процессом в условиях малоком!глектпой школы В работе конференции ))абот- ннков народного образования ррйо!1а принял)! участие и вы- ступ!!ли также заведующий ка- федроГ) педагогики и психоло гии Елецкого государственного 1юдагогического института А. В. •Музальков. секретарь обкома ВЛКСМ И. Л. Горчакова и сек- петарь ранко,ма Ь'ПСС Л. М. Кузнецова. На снимке: участники январ ской конференцин работников на родного образования района (слева направо): В. В. Захарова из ГоловннШинской, И. Г. Поле жаева И! Лев- Толстовской сред них, Г. В. Тихонова I: ; Оо.’юв- ской зосьмнлетнгй, А. Д. Пара монова И! Знаменской II И. П. Карасева и; Лев-Толеюйеком средних школ. фото А. Гавриловой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz