Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)
«ПУТЬ ИЛЬИЧА. 14 апреля 1988 г. * № 45 (6852) * 2 К п лен ум у райкома К П С С _____________ Школа и производство Известно, как повысилось Внимание к школе в стране пос ле февральского (1988 г.) Пле нума ЦК КПСС. ГЗто и понят но. ведь перестройка в работе школы назрела давно, но на I [лену.ме определены политиче ские рекомендации партии учи тельству. Конкретные же пути, по которым пойдет советская школа, сейчас активно- разра- бс тываются. В апреле состоится пленум нашего райко.\1а партии, на которо.м будет обсужден во прос о задачах районной парт организации по развитию народ ного образования. Учительству, как и партийным органнзация.м. руководителям трудовых кол лективов, различным общест- венны.м органпзацня.м, есть что сказать, о чб1М поговорить, на метить конкретные пути. Много лет работаю директо- ро,м Зна.менской средней шко лы, и до этого учительствова ла. была инспектором роно. И всегда внимание к школе было большим. Но после апрельско го (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, .Х.ХУП съезда нашей партии, когда была провозглашена пе рестройка. были названы свои ми именами все недостатки, имеющиеся в работе школы, поставлены проблемы. Начали говорить смело, что рефор.ма школы «Оуксует>, необходимы радикальные меры для того, чтобы работа школы отвечала сопре.менны,\1 требованиям. Нас радует, что в настоящее время внимание к школе стало возрастать. Сколько лет ве лись разговоры о том, чтобы выделить ученической производ- ствек-чой бригаде земельный участок, технику. Вроде обеща ли. но участок был только при школе для опытнической рабо ты, а технику все никак не могли выделить, старую вроде неудобно, а новая п совхозу не обходима. .А. вот в это.м году получи.;:: •;10вын колесный трак тор, ко.мбайн, закрепили за шко- Л1и 18 гектаров зе.мли. Ставится задача ученической производственной бригаде пе рейти на хозрасчет. По а!ла.м ли, усомнились некоторые учи теля и руководители сов.хоза. Думаю, что по снла.м. 1-Сак и в любом селе, учащиеся у нас приучены к сельской работе. Вот прошлым лето.м четверо старшеклассников А. Чистокле- тов, С. Гудилин, В, Мачков, -А. Крахмалев обслуживали аг регат по приготовлению вита- .минной травяной .муки. Агроно.м Ф. Л. Осколков сказал, что ре бята работали лучше взрослых, и на будущий год он хотел бы п.меть таких помощников. До бавлю, что и заработали школь ники хорошо; по 250 рублей каждый. три старшеклассницы Га лина Мерзликина, Ольга Чнсто- клетова и Марина Тырнова ле том работали доярками, дали всз.можность побывать в отпус ках жнвотновода.м. Привычка к сельскохозяйст венному труду, овладение но вой современной техникой, ува жение к труженику совхоза или колхоза, создание необходимых УСЛОВИЙ для труда и быта лю дей — вот, пожалуй, главные факторы, решение которых спо собствует закреплению молоде жи на селе. Учителя призваны как раз выработать у школьни ков привычки, навыки к труду, всспитать уважение к сельскн.м жителям. Пробле.мы не из легких. В школе проводится много меро приятий; встречи с ветеранами труда, выступлкшя с концерта- .ми художественной са.модея- тельности. Это было под силу и раньше. Начали решение и такой проблемы, как выработ ка навыков. Теперь вот, к-ак уже г.люрила, есть земля, техника. Хун:е с созданием условий. Для парней, правда, есть тех ника. которая становится все удоГ-1ее. И не случайно в селе осгается все больше парней. Вот статистика. Из 25 выпуск- .чиков остались за три послед- ;шх года в селе 10 парней. Не остаются в селе девушки. Кроме фермы, работы почти нет. В животноводстве же пре обладает ручной труд, школь ницы это видят с детских лет, а псто.м и са.ми чувствуют его •прелесть». Никакие призывы, при.черы из местной жизни не спасают; уезжают одна за дру гой наши выпускницы. Так что Л1еры необходимы решительные. Селу нужны и кадры работ ников торговли, быта, культу ры. Школа здесь может также внести вклад в ориентацию на эти профессии. Но надо приз нать, что ориентация в основ ном была на .механизаторов, шсферов и животноводов. Тут надо, очевидно, вносить соот ветствующие коррективы, делать выводы. Организовали в школе люби тельские кружки киномехани ков и фотографов. Поначалу де ло пошло на лад. Но потом ру ководители кружков директор До.ма культуры Н. В. Пажет- пых и киномеханик А. И. Баш лыков охладели к полезному •ттачннанкю. Мы же. учителя, не проявили необходимой настой чивости. Хочется сказать, что совхоз оказывает большую помощь школе. Не забыты и учителя. Все они имеют квартиры. В бу фете школы учителя могут ку пить молоко, .мясо. Совхоз вы дает корма и зерно для скота, находящегося в лнчно.м подворье учителей. .А как са.м учитель? Хорошо ли он знает, что необ ходимо совхозу, а главное — каков его кг-чкретный вклад в развитие сельскохозяйственного прсшзводства? Оказалось — зна ет плохо. Вег почему было решено ор ганизовать экономическую уче бу для педагогов и старшеклас сников. Первое занятие прове ла главный экономист совхоза Ю. Д. Скнькова. Для многих было откровением не только то, что совхоз в большом долгу перед государство.м. но и то, что при определенных условиях хо зяйство может стать рентабель ным. Пеобходи.мо повысить уро жайность, продуктивность ско та, экономно расходовать сред ства. беречь технику. Необходим хозрасчет. Просто и доходчиво говорила об этом Юлия Д.мит- рневна. Учителя и старшеклас сники делали записи в тетрадях и блокнотах. А затем на уроках выступи ли главный агроном Ю. С . ' Ко пылов и главный энергетик П. А. Белобров по тематике, связанной с задачами их служб в сов.хозе. Таким образом, школьники усваивают материал в связи с задачами хозяйства, проникаются ответственностью за дела своих родителей и всех тружеников хозяйства. Часто посещает школу секретарь парт кома В. П. Шестаков, в част ности, он всегда приходит на комсомольские собрания. Радует, что в селе нашем че рез два года в группу шести леток придет не шесть, как в прошлом году, а 12 ребятишек. Начинает молодеть старое село. Но это только начало. Глав ная работа впереди, и учителя школы, понимая это, будут тру диться над решением главных проблем. Л. ОСЕТРОВА, директор школы. Раздумья после смотра в последнюю субботу марта участники худоя;ественной са- .модси-<‘льностн Топовской сре дней школы выступили с кон цертом. посвященным 70-летню Лснннскогц. комсомола, на сце не районного Дома культуры. К зто.м\ выст\ плению мы дол го и серьезно ютовились. Ре петиции занимали .много вре мени, сил н нервов, кто имел с эти.м дело, поймет .меня. После концерта члены жю ри сдела.ми на.м очень много серьезных замечаний. Пет, мы не обиделись на эти за.мечання. По хсгслось бы все-таки поде литься своей болью, свои.ми раз,.уд1ьями. которые родились на...:й)Г0 ранни: нашего высту пления в РДК. Кто научит детей петь? От- В: т па этот вопрос может быть таким; петь дете1 учат па уро ках пения, в музыкальных шко лах, в кручкках худож! ствен- нсп самодеятельности. Учат н несомненно научат. Но только не сельских дете||. В нашей школе в этом году работа: т очень добр-совестный че..овеь'. любящий и умеющий петь, —Падея:да Ивановна Не федова. Она учит детей в кру жке художеств: иной самодея- те.чьностн, са.мом многочислен- но.м нз всех, какие есть. С ее п.'.'.н.щью мы провели очень ин- тгщсныр вечера. Например, ве чер встречи с ветеранами вой ны и труда, с передовиками производства. Особенно удался Вс-,ср. организованный в канун 8 Марта для женщпн-н^нвотно- в. лов. Выступая, почти всегда поем б .; музыкального сопровожде- I ня Мы црнвыклн так. может поэт тму с нами трудно рабо тать Т. П. Мещеряковой, кото рая 40ще всего отказывается 1:о.мочь нам. Но нас никогда не бросает в беде В. А. Сысоев. Мы ч'чснь благодарны ему за бескорыстную пом: щь. за лю- оовь к музыке н человеческую С1 Ь С ть. Что такое .музыка, не надо объяснять. Мы видели лица ятенщин, отдавших 30—35 лет животноводству, которые на натпс.м «огоньке» расцвели, по- ■молодели. П 1 СНИ, которые пе ли на вечере ученики н учите ля, верну ли их к годам их мо лодости. И они пели н.месте с нами, причем выясни.юсь. что у мн- : 11\ чудесные' гол са. р;с- •1и бы слышали работники от дела культуры, как поет бри гадир молочнотоварной фермы В, Б. 7'арассва, обязательно прнгласм.'ш бы ее иа районную сцепу. Так' вот тот вечер нам особенно удался именно пото му. что пели мы под музыку. На.м аккомпанировал шофер В. Ь Нес] едов. Музыка как бы возвышала всех—и .молодых, н старых, волновала души, раз глаживала ;1орщпнкн на лицах наших славных тружениц. А ;! гн см: трели па своих .ма.м, :)а:лш. 1: и ие узнавали их. Ве- . и а е'ил:- .музыки пре‘обр:.я{ать .■'.юдей. делать их мягче, доб ре е, ' шце- и К1)аснв е. Как известно, уроки пения в сельск«1| школе проводят ге ографы или математики, люди, н и.мчющие специального об- ! азованпя. Хорошо еще. они хоть п: ют. Где нам искать по мешн? В районной .музыкальной ш;-;сле св .й учебный план, про- грам.ма. свои ученики. И.м не д И мы па них за это не в обиде. И в го Ж:' вре.мя надо спр: нть, каку ю роль играет районная .музыг-альная школа в музыкальном образовании не только поселковых, а сельских рчеят? Наверное, можно было бы нодулгать об открытии фи лиалов музыкальной школы при сельских Д мах культуры. В п рядке шефства музыкаль ная школа могла бь! оказывать професспональную, .методнчес- ь'ую Помощь II руководителям сельских кружков художест венной самодеятельности. Музы-альная школа сущест вует десятилетия, но мы ни ра зу не видели, как выступают :‘е уч(чшки, выпускники. Поче му бы ие пригласить сельских школьников на такие концер ты? Пусть наши ребята по- ,,чатся. как петь, как вести се бя па сцене, как выражать ха- раг тер исполняемого музыкаль ного прюнзведення. Л1сжет, у них пеявится интерес к музы ке н они пехтуннт в музьншль- ну'ю школу. А то что полу чается? В дет ском саду дети псют «под су- .\\ю>-. в школе—под тот же са мый аккоыпан: .мент, а на смот- рюх с них спрашивают, ш; с выпускников гнесннского учи лища. Ксть II еще один резерв, ко торый .можно было бы при объединенных усилиях напра вить в нуншое русло—сельс кие До.ма культуры. В^■ .многих И.1 них : сть сегодня музыкаль ная аппаратура, есть художес твенные рукОВ:.ДИТелИ, : -С’ Ь .многое, что МОГЛО бы служить повышению музыкальной куль туры насел: ння. Но если су дить по нашему СДК, он не моясет удовлетворить запросы людей. Чаще всего директ:>ра.\ш се льских Д0.М::В культуры И .художественными руководите- ля.мп являются случайные лю ди. паз. ачае..;ьк на эти ,ц лж- ности непонягно по каким дан ным. .А в результате эти рабо- тнигл! : лько и делают. что от крывают клуб н закрывают. Не понятно. кем они руководят, за что государство платит нм зар плату. Почему нет в клубах кружков художественной само- деятельн:1сти? Если не вникать в подроб ности, врюде выходит все хоро шо. В прюшло.м году состоялся смотр, посвященный 7(1-летию Октябрьской революции. Ведь только благодаря волевым д-ч"г ствпям секретаря РК КПСС Л. М. Кузнецовой, заместителя п р е д с е д а теля райисполкома М. А. Рындина была вовлечена в районный смотр такая масса участников художественной са- ■модеятельности. Срывались с уроков учителя, отвлекались другие специалисты. Иногда люди протестовали, воз .мущалнсь, но ехали в район на репетиции, потому что понимали — надо. И всем приятен был успех района в областном смот ре. Но какой ценой он был дос тигнут? Только в сумме этой це ны нет заслуги наших культра ботников. Ведь даже выступив в Липецке, наши артисты не удос тоили своим вниманием односе льчан. Надеюсь, что мое пнсь.мо вы зовет у кого-нибудь желание помочь школе, се.ту, развитию художественной самодеятельнос ти в районе. Л. КЕРИМОВА, органн.заюр внеклассной н внешкольной воспитательной рг.боти Поповской ■;к-дн.й ШК0.1Ы У кузнечного г о р н а Большим уважением в коллек тиве д:1С1анннн нутн пользуется Егор Кондратьеып Карт, кото рого вы видите па спнмке. Это очень трудолюбивый человек, 8 мастерские дис1апцнн пришел ом десять лет назад, то сеть после того, как офор.мнлся на пенс:1ю. Рз ор Кон.тра 1ьсвнч пе нскп.1 лсг1чОг:т заработка. Он нетал \ ку.тнсч!и)го 1:1р]:а. 11ол.о:'|и.тся е.\;\ «герячип цех», хотя спецналь- носп. кузнеца :1с назовешь про стой II легкой. Сейчас в .',жганцни п у т раз вертываются вес1чшс-летш1е ре- монтие раблы. ;\\пого дел н у кузнеца. К нему поступает мас са за1:аЗ:)в па Н310тивлст1с раз личных деталей и инструмсн гов. И путейцы \нере1Ы, что 1-. К. Карт сделает нее в срок и с от личным качеством. Весь рабочий лс-нь горит в горне огонь: на на ковальне— искрящиеся заготовки. Фото Л. Гавриловой. С е л ь с к а я у ч и т е л ь н и ц а Эстонская ССР. У каждого из нас есть 'к.товек', который так или иначе 0 С 1 а и и л в нашей Ж1и - ни г.чубокнй след, память о ко тором мы храним Д0.Т1 нс ГОДЫ, и 11ср: 'ДК1) 1 а к 11 М чс'.товеком был ШКО.ТЫ 1 ЫЙ \чн1сль. Особенно, ес ли это сельский учитель, да еще такой, как например, Эдда 1^аяс- те. Она ведет начальные классы в Вяэтсаской 8-.т:-1ней школ:. Когда пять .101 назад в поряд ке эксиеримсыа в Вяэюаской школе был создан нулевой класс, Э.. Раясгс взялась за это новое ,:сли. Пришлось ■, но. ое сде.та1ь :..мон, ч,:бы уроки сгали .шии- ■ма1с.1ы:ы,Я1 и Ц1ПсрсСными. При годилось II то, 410 когда-то была учитс.ты'.ичсй музыки. Теперь в ижоле есть свой му.1икалы1ый ансамбль. В пе.м играют ребята, которые впервые несколько лет иа.зад приш.'т к и:‘й в нулевой класс. Иа снимке; с игрой учеба не 3 тяпють. фото 1. Веэрмяэ (ф(о|-\ро|1нка Т.-\С(').
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz