Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1988 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТЬ ИЛЬИЧА. 14 апреля 1988 г. * № 45 (6852) * 2 К п лен ум у райкома К П С С _____________ Школа и производство Известно, как повысилось Внимание к школе в стране пос­ ле февральского (1988 г.) Пле­ нума ЦК КПСС. ГЗто и понят­ но. ведь перестройка в работе школы назрела давно, но на I [лену.ме определены политиче­ ские рекомендации партии учи­ тельству. Конкретные же пути, по которым пойдет советская школа, сейчас активно- разра- бс тываются. В апреле состоится пленум нашего райко.\1а партии, на которо.м будет обсужден во­ прос о задачах районной парт­ организации по развитию народ­ ного образования. Учительству, как и партийным органнзация.м. руководителям трудовых кол­ лективов, различным общест- венны.м органпзацня.м, есть что сказать, о чб1М поговорить, на­ метить конкретные пути. Много лет работаю директо- ро,м Зна.менской средней шко­ лы, и до этого учительствова­ ла. была инспектором роно. И всегда внимание к школе было большим. Но после апрельско­ го (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, .Х.ХУП съезда нашей партии, когда была провозглашена пе­ рестройка. были названы свои­ ми именами все недостатки, имеющиеся в работе школы, поставлены проблемы. Начали говорить смело, что рефор.ма школы «Оуксует>, необходимы радикальные меры для того, чтобы работа школы отвечала сопре.менны,\1 требованиям. Нас радует, что в настоящее время внимание к школе стало возрастать. Сколько лет ве­ лись разговоры о том, чтобы выделить ученической производ- ствек-чой бригаде земельный участок, технику. Вроде обеща­ ли. но участок был только при школе для опытнической рабо­ ты, а технику все никак не могли выделить, старую вроде неудобно, а новая п совхозу не­ обходима. .А. вот в это.м году получи.;:: •;10вын колесный трак­ тор, ко.мбайн, закрепили за шко- Л1и 18 гектаров зе.мли. Ставится задача ученической производственной бригаде пе­ рейти на хозрасчет. По а!ла.м ли, усомнились некоторые учи­ теля и руководители сов.хоза. Думаю, что по снла.м. 1-Сак и в любом селе, учащиеся у нас приучены к сельской работе. Вот прошлым лето.м четверо старшеклассников А. Чистокле- тов, С. Гудилин, В, Мачков, -А. Крахмалев обслуживали аг­ регат по приготовлению вита- .минной травяной .муки. Агроно.м Ф. Л. Осколков сказал, что ре­ бята работали лучше взрослых, и на будущий год он хотел бы п.меть таких помощников. До­ бавлю, что и заработали школь­ ники хорошо; по 250 рублей каждый. три старшеклассницы Га­ лина Мерзликина, Ольга Чнсто- клетова и Марина Тырнова ле­ том работали доярками, дали всз.можность побывать в отпус­ ках жнвотновода.м. Привычка к сельскохозяйст­ венному труду, овладение но­ вой современной техникой, ува­ жение к труженику совхоза или колхоза, создание необходимых УСЛОВИЙ для труда и быта лю­ дей — вот, пожалуй, главные факторы, решение которых спо­ собствует закреплению молоде­ жи на селе. Учителя призваны как раз выработать у школьни­ ков привычки, навыки к труду, всспитать уважение к сельскн.м жителям. Пробле.мы не из легких. В школе проводится много меро­ приятий; встречи с ветеранами труда, выступлкшя с концерта- .ми художественной са.модея- тельности. Это было под силу и раньше. Начали решение и такой проблемы, как выработ­ ка навыков. Теперь вот, к-ак уже г.люрила, есть земля, техника. Хун:е с созданием условий. Для парней, правда, есть тех­ ника. которая становится все удоГ-1ее. И не случайно в селе осгается все больше парней. Вот статистика. Из 25 выпуск- .чиков остались за три послед- ;шх года в селе 10 парней. Не остаются в селе девушки. Кроме фермы, работы почти нет. В животноводстве же пре­ обладает ручной труд, школь­ ницы это видят с детских лет, а псто.м и са.ми чувствуют его •прелесть». Никакие призывы, при.черы из местной жизни не спасают; уезжают одна за дру­ гой наши выпускницы. Так что Л1еры необходимы решительные. Селу нужны и кадры работ­ ников торговли, быта, культу­ ры. Школа здесь может также внести вклад в ориентацию на эти профессии. Но надо приз­ нать, что ориентация в основ­ ном была на .механизаторов, шсферов и животноводов. Тут надо, очевидно, вносить соот­ ветствующие коррективы, делать выводы. Организовали в школе люби­ тельские кружки киномехани­ ков и фотографов. Поначалу де­ ло пошло на лад. Но потом ру­ ководители кружков директор До.ма культуры Н. В. Пажет- пых и киномеханик А. И. Баш­ лыков охладели к полезному •ттачннанкю. Мы же. учителя, не проявили необходимой настой­ чивости. Хочется сказать, что совхоз оказывает большую помощь школе. Не забыты и учителя. Все они имеют квартиры. В бу­ фете школы учителя могут ку­ пить молоко, .мясо. Совхоз вы­ дает корма и зерно для скота, находящегося в лнчно.м подворье учителей. .А как са.м учитель? Хорошо ли он знает, что необ­ ходимо совхозу, а главное — каков его кг-чкретный вклад в развитие сельскохозяйственного прсшзводства? Оказалось — зна­ ет плохо. Вег почему было решено ор­ ганизовать экономическую уче­ бу для педагогов и старшеклас­ сников. Первое занятие прове­ ла главный экономист совхоза Ю. Д. Скнькова. Для многих было откровением не только то, что совхоз в большом долгу перед государство.м. но и то, что при определенных условиях хо­ зяйство может стать рентабель­ ным. Пеобходи.мо повысить уро­ жайность, продуктивность ско­ та, экономно расходовать сред­ ства. беречь технику. Необходим хозрасчет. Просто и доходчиво говорила об этом Юлия Д.мит- рневна. Учителя и старшеклас­ сники делали записи в тетрадях и блокнотах. А затем на уроках выступи­ ли главный агроном Ю. С . ' Ко­ пылов и главный энергетик П. А. Белобров по тематике, связанной с задачами их служб в сов.хозе. Таким образом, школьники усваивают материал в связи с задачами хозяйства, проникаются ответственностью за дела своих родителей и всех тружеников хозяйства. Часто посещает школу секретарь парт­ кома В. П. Шестаков, в част­ ности, он всегда приходит на комсомольские собрания. Радует, что в селе нашем че­ рез два года в группу шести­ леток придет не шесть, как в прошлом году, а 12 ребятишек. Начинает молодеть старое село. Но это только начало. Глав­ ная работа впереди, и учителя школы, понимая это, будут тру­ диться над решением главных проблем. Л. ОСЕТРОВА, директор школы. Раздумья после смотра в последнюю субботу марта участники худоя;ественной са- .модси-<‘льностн Топовской сре­ дней школы выступили с кон­ цертом. посвященным 70-летню Лснннскогц. комсомола, на сце­ не районного Дома культуры. К зто.м\ выст\ плению мы дол­ го и серьезно ютовились. Ре­ петиции занимали .много вре­ мени, сил н нервов, кто имел с эти.м дело, поймет .меня. После концерта члены жю­ ри сдела.ми на.м очень много серьезных замечаний. Пет, мы не обиделись на эти за.мечання. По хсгслось бы все-таки поде­ литься своей болью, свои.ми раз,.уд1ьями. которые родились на...:й)Г0 ранни: нашего высту­ пления в РДК. Кто научит детей петь? От- В: т па этот вопрос может быть таким; петь дете1 учат па уро­ ках пения, в музыкальных шко­ лах, в кручкках худож! ствен- нсп самодеятельности. Учат н несомненно научат. Но только не сельских дете||. В нашей школе в этом году работа: т очень добр-совестный че..овеь'. любящий и умеющий петь, —Падея:да Ивановна Не­ федова. Она учит детей в кру­ жке художеств: иной самодея- те.чьностн, са.мом многочислен- но.м нз всех, какие есть. С ее п.'.'.н.щью мы провели очень ин- тгщсныр вечера. Например, ве­ чер встречи с ветеранами вой­ ны и труда, с передовиками производства. Особенно удался Вс-,ср. организованный в канун 8 Марта для женщпн-н^нвотно- в. лов. Выступая, почти всегда поем б .; музыкального сопровожде- I ня Мы црнвыклн так. может поэт тму с нами трудно рабо­ тать Т. П. Мещеряковой, кото­ рая 40ще всего отказывается 1:о.мочь нам. Но нас никогда не бросает в беде В. А. Сысоев. Мы ч'чснь благодарны ему за бескорыстную пом: щь. за лю- оовь к музыке н человеческую С1 Ь С ть. Что такое .музыка, не надо объяснять. Мы видели лица ятенщин, отдавших 30—35 лет животноводству, которые на натпс.м «огоньке» расцвели, по- ■молодели. П 1 СНИ, которые пе­ ли на вечере ученики н учите­ ля, верну ли их к годам их мо­ лодости. И они пели н.месте с нами, причем выясни.юсь. что у мн- : 11\ чудесные' гол са. р;с- •1и бы слышали работники от­ дела культуры, как поет бри­ гадир молочнотоварной фермы В, Б. 7'арассва, обязательно прнгласм.'ш бы ее иа районную сцепу. Так' вот тот вечер нам особенно удался именно пото­ му. что пели мы под музыку. На.м аккомпанировал шофер В. Ь Нес] едов. Музыка как бы возвышала всех—и .молодых, н старых, волновала души, раз­ глаживала ;1орщпнкн на лицах наших славных тружениц. А ;! гн см: трели па своих .ма.м, :)а:лш. 1: и ие узнавали их. Ве- . и а е'ил:- .музыки пре‘обр:.я{ать .■'.юдей. делать их мягче, доб­ ре е, ' шце- и К1)аснв е. Как известно, уроки пения в сельск«1| школе проводят ге­ ографы или математики, люди, н и.мчющие специального об- ! азованпя. Хорошо еще. они хоть п: ют. Где нам искать по­ мешн? В районной .музыкальной ш;-;сле св .й учебный план, про- грам.ма. свои ученики. И.м не д И мы па них за это не в обиде. И в го Ж:' вре.мя надо спр: нть, каку ю роль играет районная .музыг-альная школа в музыкальном образовании не только поселковых, а сельских рчеят? Наверное, можно было бы нодулгать об открытии фи­ лиалов музыкальной школы при сельских Д мах культуры. В п рядке шефства музыкаль­ ная школа могла бь! оказывать професспональную, .методнчес- ь'ую Помощь II руководителям сельских кружков художест­ венной самодеятельности. Музы-альная школа сущест­ вует десятилетия, но мы ни ра­ зу не видели, как выступают :‘е уч(чшки, выпускники. Поче­ му бы ие пригласить сельских школьников на такие концер­ ты? Пусть наши ребята по- ,,чатся. как петь, как вести се­ бя па сцене, как выражать ха- раг тер исполняемого музыкаль­ ного прюнзведення. Л1сжет, у них пеявится интерес к музы­ ке н они пехтуннт в музьншль- ну'ю школу. А то что полу чается? В дет­ ском саду дети псют «под су- .\\ю>-. в школе—под тот же са­ мый аккоыпан: .мент, а на смот- рюх с них спрашивают, ш; с выпускников гнесннского учи­ лища. Ксть II еще один резерв, ко­ торый .можно было бы при объединенных усилиях напра­ вить в нуншое русло—сельс­ кие До.ма культуры. В^■ .многих И.1 них : сть сегодня музыкаль­ ная аппаратура, есть художес­ твенные рукОВ:.ДИТелИ, : -С’ Ь .многое, что МОГЛО бы служить повышению музыкальной куль­ туры насел: ння. Но если су­ дить по нашему СДК, он не моясет удовлетворить запросы людей. Чаще всего директ:>ра.\ш се­ льских Д0.М::В культуры И .художественными руководите- ля.мп являются случайные лю­ ди. паз. ачае..;ьк на эти ,ц лж- ности непонягно по каким дан­ ным. .А в результате эти рабо- тнигл! : лько и делают. что от­ крывают клуб н закрывают. Не­ понятно. кем они руководят, за что государство платит нм зар­ плату. Почему нет в клубах кружков художественной само- деятельн:1сти? Если не вникать в подроб­ ности, врюде выходит все хоро­ шо. В прюшло.м году состоялся смотр, посвященный 7(1-летию Октябрьской революции. Ведь только благодаря волевым д-ч"г ствпям секретаря РК КПСС Л. М. Кузнецовой, заместителя п р е д с е д а теля райисполкома М. А. Рындина была вовлечена в районный смотр такая масса участников художественной са- ■модеятельности. Срывались с уроков учителя, отвлекались другие специалисты. Иногда люди протестовали, воз .мущалнсь, но ехали в район на репетиции, потому что понимали — надо. И всем приятен был успех района в областном смот­ ре. Но какой ценой он был дос­ тигнут? Только в сумме этой це­ ны нет заслуги наших культра­ ботников. Ведь даже выступив в Липецке, наши артисты не удос­ тоили своим вниманием односе­ льчан. Надеюсь, что мое пнсь.мо вы­ зовет у кого-нибудь желание помочь школе, се.ту, развитию художественной самодеятельнос­ ти в районе. Л. КЕРИМОВА, органн.заюр внеклассной н внешкольной воспитательной рг.боти Поповской ■;к-дн.й ШК0.1Ы У кузнечного г о р н а Большим уважением в коллек­ тиве д:1С1анннн нутн пользуется Егор Кондратьеып Карт, кото­ рого вы видите па спнмке. Это очень трудолюбивый человек, 8 мастерские дис1апцнн пришел ом десять лет назад, то сеть после того, как офор.мнлся на пенс:1ю. Рз ор Кон.тра 1ьсвнч пе нскп.1 лсг1чОг:т заработка. Он нетал \ ку.тнсч!и)го 1:1р]:а. 11ол.о:'|и.тся е.\;\ «герячип цех», хотя спецналь- носп. кузнеца :1с назовешь про­ стой II легкой. Сейчас в .',жганцни п у т раз­ вертываются вес1чшс-летш1е ре- монтие раблы. ;\\пого дел н у кузнеца. К нему поступает мас­ са за1:аЗ:)в па Н310тивлст1с раз­ личных деталей и инструмсн гов. И путейцы \нере1Ы, что 1-. К. Карт сделает нее в срок и с от­ личным качеством. Весь рабочий лс-нь горит в горне огонь: на на­ ковальне— искрящиеся заготовки. Фото Л. Гавриловой. С е л ь с к а я у ч и т е л ь н и ц а Эстонская ССР. У каждого из нас есть 'к.товек', который так или иначе 0 С 1 а и и л в нашей Ж1и - ни г.чубокнй след, память о ко­ тором мы храним Д0.Т1 нс ГОДЫ, и 11ср: 'ДК1) 1 а к 11 М чс'.товеком был ШКО.ТЫ 1 ЫЙ \чн1сль. Особенно, ес­ ли это сельский учитель, да еще такой, как например, Эдда 1^аяс- те. Она ведет начальные классы в Вяэтсаской 8-.т:-1ней школ:. Когда пять .101 назад в поряд­ ке эксиеримсыа в Вяэюаской школе был создан нулевой класс, Э.. Раясгс взялась за это новое ,:сли. Пришлось ■, но. ое сде.та1ь :..мон, ч,:бы уроки сгали .шии- ■ма1с.1ы:ы,Я1 и Ц1ПсрсСными. При годилось II то, 410 когда-то была учитс.ты'.ичсй музыки. Теперь в ижоле есть свой му.1икалы1ый ансамбль. В пе.м играют ребята, которые впервые несколько лет иа.зад приш.'т к и:‘й в нулевой класс. Иа снимке; с игрой учеба не 3 тяпють. фото 1. Веэрмяэ (ф(о|-\ро|1нка Т.-\С(').

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz