Путь Ильича. 1987 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1987 г. (п. Лев-Толстой)

«П У ТЬ И Л ЬИ Ч А » , 22 декабря 1987 г. * № 153 (6804) * 2 На просьбу показать, где расположены рабочие места учеников местной школы, за ­ ведующий мастерской колхоза «Красный путиловец» Г. В. Средник подвел нас к каким- то верстакам, заваленным раз ­ ными деталями. Видя наше не ­ доумение, специалист спросил: — А что еще надо-то? В дальнейшем разговоре вы ­ яснилось, что ребята работают кто в токарном отделении, кто в кузнице, кто помогает .меха­ низаторам ре.монтировать трак ­ торы. Словом, трудовое обуче­ ние сводится к примитивному; поддержи, поднеси, вот тут подкрути... Не очень-то жалуют школь­ ников и на ферме. Впроче.м, это не совсем точно сказано, животноводы вовсе не против того, чтобы они тут работали. Как-никак, они каждую суббо­ ту под.меняют трех доярок, в.место них доят и кормят три группы коров. Но чтобы какое- то трудовое обучение? Чему учить-то? Велика ли хитрость доить коров, показали разок- другой, чего включать и куда чего подсоединять, и—трудись. Ни в .мастерской, ни на фер ­ ме у школьников нет даже уголка, где они могли бы соб­ раться, нет постоянных рабо­ чих мест, спецодежды. Чему могут научиться школь ­ ники, какие трудовые навыки ПИИ переймут от своих на­ ставников? - - !голя, подай мне ключ! Организовать бы труд лю­ дей в межсезонье как-то ина ­ че. Колхозники перешли на хозрасчет, после нового года станут работать в условиях самофинансирования. Теперь придется думать, как деньги зарабатывать. Идут разговоры 0- том, чтобы открыть какие- то местные промыслы, но ког­ да это будет? Пока правленцы, 1- :ак принято говорить, решают :эту задачу. Только не скоро они найдут ответ, на пустом месте сразу ничего не создать. У животноводов межсезонья не бывает. У них круглый год «ответственные этапы работы». Нот и сейчас один нз са.мых ответственных—зимовка скота г. разгаре, начались массовые отелы коров. И школьникам дело всегда найдется (тради- цнонное разделение труда, коль девчонка—трудовые на ­ выки должна получать на фер ­ ме). Одна не сможет подоить группу коров, можно вдвоем. Ну и к ним еще парнишку прикрепить, чтобы корма та ­ скал и другую непосильную для них работу делал. Таким образом, тут на фер ­ ме ученики проходят полный курс трудового обучения на салюм ' «нансовременнеСшюм» уровне. Девчонки видят, как женщины, которые и на вид хрупкие, п ростом ниже неко­ торых из них. споро управля ­ ются с делами. Они же вдвоем доят группу коров. да еще с.оклассник п.м помогает, а к кюнцу дойки упарятся будь здоров. Л так работа простая, чему тут учиться. И заработки приличные. Вон они, считай, гтроем управляются, а каждо- .му за день начисляют больше трех ■рублей!. Основные доярки получают за месяц под три ­ ста. — Сколько у вас в бригаде молодых доярок? — спрашива- е.м у бригадира Н. А. Чемисо- ва. Он стал считать по пальцам и насчитал четверых. Как вы ­ яснилось, ко-мсомольского воз ­ раста из них одна — Лена Дардур. — Скажите, Николай Андри­ анович, а вот среди тех школь­ ниц, которые сейчас проходят трудовую практику, есть такие, которые остались бы работать на ферме? — Чего-о?! — опешил бри­ гадир. И без обиняков ответил. ческому К п л е н ум у р а й к о м а КПСС сами на весь пол (жаль толь ­ ко, что стоят здесь всего шесть кроваток), н уютный спортзал, в котором есть разные лестни­ цы, кольца,’ канаты и другие спортивные приспособления. А какая столовая сделана рядом со школой! В ней все детишки питаются и учителя. К слову сказать, общепит обе­ спечивает. педагогов молочными и -МЯСНЫМИ продуктами — ре ­ шена важная проблема. И этот объект был пущен благодаря шефской по.мощн. Мало в чем уступает сель ­ ская десятилетка городским в смысле оборудования. Хнмп- кабинету, который. му руководству даже срочно пришлось решать пробле.мы невест. Для закрепления дев­ чат открыт небольшой швей­ ный цех — филиал швейной фабрики «Сокол». И все это сказывается увеличение.м числа детей в колхозном садике,- а через год—другой возрастет число учеников в школе. .хода, а этого не .могут обеспе­ чить те. кто останется не по желанию, а по обстоятельст­ вам. До спх пор мы велп разго ­ вор о хозяйстве, в котором руководители стремятся помо-*" гать школе, педагогическому коллективу. Но эта помощь носит характер откупа, мол. В ответ на заботу правления вам нужно что-то — получай- учнтеля не остаются в стороне от колхозных дел. Многие нз нпх по.могают обрабатывать посевы II убирать урожай. К примеру, на период жатвы хле­ бов садится за штурвал ком­ байна учитель труда В. И. Ар­ тюх. И еще как работает—не- КОЛЯ, ПОДАЙ МНЕ КЛЮЧ! — Пока таких нет. Над вопросом че.’иу учиться, следовало бы подумать не только школьникам, но и мно­ гим взрослым. В текущем го­ ду первомайские животноводы получат от каждой коровы примерно по 2800 килограм­ мов .молока. В районе это луч ­ ший показатель. Но разве та ­ кими должны быть надои при существующей кормовой базе? Ведь в "кор.мушках полно сена, силоса... Да что там перечис­ лять—на текущую зимовку на корову запасено более 30 центнеров кормовых единиц. Как использовать .это добро с толком — разве этому не на­ до учиться? Как-то на ферме ,)того хозяйства ведущие специ­ алисты животноводческого от­ дела РАНО проверили, как доярки соблюдают технологию машинного доения коров. И что же? Выяснилось, что большинст­ во нз них допускают ошибки. А у специалистов подсчитано, что каждая ошибка снижает продуктивность скота на какие- то проценты. А в совокупности недополучают около 30 про­ центов .молока. Меньше всех допускают отклонений от тех ­ нологии доярки М. Ф, Малы­ шева п В, В. Карпухина. Так они и получают от каждой ко­ ровы за год более 3000 кило­ граммов молока. Не так уж просто научиться, как подгото­ вить коров к доению, как про­ вести эту операцию, как закон ­ чить. А чтобы добиться более полного использования имею- 1 ЦН.ХСЯ ресурсов, требуется на ­ стоящая наука. Вот она навер­ няка бы заинтересовала стар ­ шеклассниц, не всех, допустим, а некоторых, но всерьез. Руководители н специалисты кол.хоза «Красный путиловец» .хорошо относятся к школе. Хотя после всего сказанного эта фраза звучит несколько неубедительно. Но по нынеш­ ним меркам это действительно так. Без шефов школа не мо- обратная связь как говорят, сделал своими рука.ми учитель В. В. Белевич, -может любой педагог позави­ довать. Для детишек тут на каждом столе оборудована своя X1^■VIлаборатория. Не случайно на кружок хи.мин, который ве ­ дет Валерий Владимирович, ходят даже шестилетки. Но не это главное в работе сельского учителя. Он привива­ ет детям не просто интерес к науке, как таковой, а в ее приложении к нуждам сельско­ го хозяйства. Й его ученики отлично разбираются в удобре­ ниях и других химикатах, ис- пользуе.мых на полях колхоза. А Валерию Владимировичу и .этого мало. Он давно лелеет .мечту о то.м, чтобы открыть в школе агрохильтабораторпю. И т а к о й уж он человек, рано плп поздно своего добьется, станут ребята брать пробы почвы на полях и делать анализы на со ­ держание калия, фосфора и то.му подобное. Но мечта его давно бы осу­ ществилась. если бы главный агроно.м А. В. Барков знал об зтодМ. Он тоже уже года три подряд ломает голову над те.м, как создать агрохн.млаборато- рию и где подобрать нужного человека. Причем, сейчас эта пробле.ма стоит даже очень остро. При переходе на новые условия хозяйствования, рабо­ тать без точного анализа почв себе же в убыток. А бывал бы почаще специалист в шко­ ле (не раз—два в год), гля ­ дишь и узнал бы 6 заду.мке педагога. И сложилось бы у них дело к обоюдной пользе. Благодаря помощи колхоза педагогический коллектив дав ­ но решил кадровую проблему. И это неудивительно. Учнтеля.м наравне с сельскими специали­ стами в первую очередь предо­ ставляются квартиры в новых до.мах, они на общих основа­ ниях пользуются бытовыми услугами. Действует и менее за.метная Успехи школы гла бы подготовить чудесный корпус для занятий шестиле­ ток. Чего в нем только нет для малышей; п игровая ком ­ ната, II огро.мная спальня с коврами во всю стену и пала- неразделимы с закреплением кадров на селе. В Перво.май- ском молодежи год от года становится больше. Особенно много .молодежи среди механи­ заторов I I шоферов. Колхозно- нзменио в числе передовиков. Н-о и у учителя труда есть свои проблемы. Он не прочь бы обучить конкретно.му делу старшеклассников. Но по ннст- рукции подросткам не разре ­ шено работать на уборочной технике. Нелепо? Когда, в какие годы произо­ шло разделение колхоза и ............. школы? Нет смысла, наверное, больше вдаваться в исторический экс ­ курс. А вот ответить на воп­ рос, когда школа станет одни.м из подразделений нлн цехов колхоза, было бы не лишним. После известного постановле­ ния о рефорлш общеобразова­ тельной школы колхоз стал оказывать существующую фи­ нансовую и .материальную по­ мощь педколлективу.'И'те.м не .менее разделение осталось. Л ведь школе не дорогие подар­ ки нужны, а серьезное внима­ ние к будущему детей. Почему бы сельскп.м специалистам не заняться подборо.м кадров з а ­ долго до того, как выпускники окончат школу. Почему сель­ ские .мальчишки II девчонки .мечтают стать акаделшками, космонавтами, а кто же хлеб будет растить, коров доить? — 1что-иибудь останется на селе, говорят сельские спе­ циалисты. В перестройке главный фак ­ тор -человеческий. Ради лю­ дей начались революционные иере.мены в нашем обществе, своими руками они создают иовьп! хозяйственный механнз.м, строят новые отношения в кол­ лективах. Как же в этом важ- но.м деле .можно сбрасывать со счетов работ\' с подрастающн.м поколение.м? У руководителей колхоза .'Эта работа должна быть одной из самых главных, самых неотложных. Не будет большого греха, если сельские специалисты лично займутся профориентацией в классах, как говорится, приземлят ре ­ бячьи мечты. Перестройка уже в недалеком будущем потребу­ ет совсе.м иных качеств, чем обычное трудолюбие, от доя ­ рок, .эюханнзаторов и других сельских специалистов. Интен­ сификация н индустриализа­ ция потребуют от них глубо­ чайших знаний, научного под- те, а воспитанием детей, в то.м числе и профессиональной ори­ ентацией, зани.майтесь сами. И этот барьер пора ломать .энергичней. К' великому сты ­ ду, есть при.меры иного рода. В совхозах «Гагаринский» и «До- .мачевскнн» ,\чителя и этой поддержки не имеют. Руков^^- днтелп школ немало походят вокруг начальства, добиваясь решения любого вопроса. В Домачах в школе нет горячего питания для детей. Повсемест­ но не решается самая злобо­ дневная проблема ~ трудовое обучение школьников. Перво- .майские школьники не един­ ственные из тех, кому не по­ везло с практикой. Полноцен­ ной работой своих подшефных не обеспечило пока ни одно базовое предприятие. Что ка ­ сается сельских .мастерских и фер.м, та]\1 надо сначала серь ­ езно заняться организацией труда взрослых, чтобы у .мо­ лодежи перед глазами было полонштельного, че.м отрицательного. Много разговоров о произво­ дительном труде было в сред ­ них школа.х нашего поселка. Созданы базовые предприятия, такие как РТП, швейньи'1 цех «Сокол», районный узел связи II ряд других. Но если спро- си'шь у многих руководителей предприятий, что они сделали Д.1Я школы, они ответят: а учи­ теля не просили. Роль просителя вовсе не подходит к директорам школ. Давно пора понять и первич­ ным парторганн.зациям, и ру ­ ководителям трудовых коллек- тнвон, что забота о школе, по­ вседневная по.мощь ей. сов.ме- стпое трудовое воспитание уча- щи.хся не их .милость, а требование партии, государст­ ва. В решении пробле.мы орга ­ низации рабочих мест видится такой выход. Для . изучения технических дисциплин в рай ­ центре надо создавать учебный комбинат. Там ребята .могут получать основы профессии. 111,о11:1воднть полезную продук цию (вплоть до товаров повсе­ дневного спроса). Для изуче ­ ния зоотехнии тоя.е .можно со здать базовую фер.му. скаэке.м. иа основе комплекса колхоза <'1Фдина’>. И пусть учащиеся по очереди работают, для них можно отвести определенные дни недели. Короче говоря, дело надо сдвигать с .мертвой точки, иначе школьная рефор- .ма будет буксовать еще долго. В. Хмелевская, заведую­ щая отдело.м народного образования ра11НС1ЮЛК0- .ма; Е. Жуков, главный врач СЭС: В. Князева, по.мощник санитарного врача по гигиене детей и подростков: В. Пожидаев, сотрудник редакции. Коллектив прон.зводственного ооъе синения .\гропро.мхнми;г успешно выполнил годовой план. Немаловажн\ю роль в этом сы- гра.ы техника, которая работает ячНО. На предприятии создана служ­ ба те-.пичсского обслуживания. Р1-МОПТНИКН стремятся готовить тракторы, автомашины качествен­ но Пример в эТ1м полают комму- чпсты перви'ШО|': парторгашыаиин. На снимке слева вы нидию члена КПСС мастера-наладчика Ивана Корниловича -Леконцева, на пра­ вом — члена КПСС электрика Владимира .Михайловича ФетнО'- ва. Для каждого и.: ни.х стало пра- вн.юм перевыполнение норм. Сейчас к.м.кктнв объедиисння выполняет большой объе.; работ на вывТ'Же органики. И т<.'шнка не подводит. Водители, тракто­ ристы добрым словом отзывают­ ся . рем< лтннках. Фото .\. Гавриловой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz