Путь Ильича. 1987 г. (п. Лев-Толстой)
« П У ТЬ И Л ЬИ Ч А » .13 октября 1987 г. * № 123 (6774) • 2 РАССКАЗЫ О КОММУНИСТАХ Ответственность —на себя Появление Дьякова в пункте подготовки вагонов инкого не удивило. Таких 16-летних пар ней, как Василий, на железно дорожном транспорте было мно го на всех участках. И что сейчас порая;ает, им доверяли чрезвычайно важные дела. А ку да деваться — война! Василий же, по сравнению с другими, выигрышно смотрелся, (Высокий, правда, худой, но крепкий, он с первого дня пришелся ко дво- РУ- Возможно, даже потому, что старшему осмотрщику не при шлось приучаться к дисципли не, она жила в не1М будто бы с рождения. Потому и облегчи лась у Василия Ивановича Хар ламова задача — сделать из «тезки» настоящего рабочего. К чести наставника, он сумел про будить в парне уважение к де лу, которое поручено, и чувство большой личной ответственно сти за него. Эти качества Ва силий Степанович Дьяков про нес через всю трудовую жизнь. Впрочем, почему пронес? Верно, за шестьдесят ему сей час, но ведь работает, да еще как! В КПТО затрудняются с кем-либо сравнивать коммунис та Дьякова: не найти такого по опыту и ответственности. Он неоднократно предотвращал возможные аварийные ситуации. Нот хотя бы последний случай. ...Луч фонаря выхватывал из состава те самые .места, где возможность повреждений наи более вероятна. Осмотрен один вагон, другой, третий. Ничто не настораншвало взгляда старше го осмотрщика. Все так же спо койно «бегала» по составу све товая дорожка, пока у одного крытого вагона не наткнулась на деформированную смотровую крышку. Этого оказалось дос таточно, чтобы Василий Степа нович, даже не закончив шага, остановился. Со.мнений не оставалось: перед ни.м редкий случай — разрушенная ролико вая букса, шейка ее держалась на честном слове. Привычным движением он открыл сумку, достал пачку бланков. Заполнил один из них; вагон не может дальше следо вать. Зате.м передал уведомле ние дежурному по станции. Ми нуты спустя .маневровый локо мотив тащнл вагон подальше от состава. «Обнаружить дефект роликовой буксы—детали очень выносливой — довольно трудно, но можно, если быть внима- тельнььм», — так он комменти рует случаи. Быть внимательным — при вычка, привитая наставниками, [закрепленная практикой. Днем и ночью, шагая по междупутью. Дьяков находил неисправности, едины.м взглядом прочитывал на кузовах вагонов .меловую раз- метку типа «СП» — сменить подшипник пли *ДЧ» — до бить че1су II тут же выполнял указания добросовестнейшим образом. .Л вот еще факт из его жиз ни. Солнце выглянуло нз-за кромки горизонта, когда Дья ков — тогда поездной вагонный мастер — почувствовал замед ление бега состава. Бросил взгляд вперед, но понять ниче го не .мог, хотя интуиция под сказывала; случилось неладное. Сработали тор.моза, поезд оста новился. Подложив под колеса башмаки — бегом к паровозу. «Что?» —взволнованно спросил у него помощник .машиниста.— «Упряжной крюк оборвался». Запасного не оказалось. Чтобы не держать перегон закрыты.м, Василий Степанович находит выход. Кондуктор регулирует действия .машиниста: тише, чуть назад, вперед, а мастер просо вывает шпннтон в отверстие буферного вагона с обратной стороны, навертывает гайку, соединяет рукава. Машинист откачивает тор.моза — тридцать минут прошло, н.вот поезд по стукивает на стыках рельсов. Принять правильное решение — разве моншо отнять это у Дьякова? Годами проверено; у Василия Степановича безвыход ных ситуаций не бывает. О том же говорили и коммунисты, принимая его в партию. ...Поезд мчался по рельсам, лишь ветер свистел в ушах. И вдруг — скрип, скрежет, мас тера бросает к вагонной стенке. >спевает подумать; «Заче.м рез кое торможение?» В лесополосу от состава убегает человек, а следствие .экстренного торможе ния — оборванная автосцепка. Как быть? Да отсоединить от заднего вагона, поставить сюда — такое решение принимает поездной мастер. Втроем, обли ваясь потом, несут ее чуть ли не к середине длинного состава. Дьяков сказал: «Ребята, отдох нем Б движении, а сейчас да вайте работать». Управились .минут за сорок. Мастер вагоноремонтной ма шины «Донбасс» Владимир Ва сильевич Макеев говорит; — Я не очень-то много видел таких людей, кто в экстремаль ных ситуациях решится откло нить должностную инструкцию и всю ответственность за даль нейшие действия взять на себя, а Василий Степанович может. П рассказал о довольно редком случае. Они — Дьяков н кондуктор — почти одновре.менно замети ли ды.м и огонь, вырывающие ся из-под колес вагона. Так горит польстер. Инструкция обя зывала Василия Степановича от цепить вагон, вызвать бригаду по рации. Он же. учитывая, что до узловой станции не более двух десятков километров, пе- резаправпл буксу антнаварнй- иой с.мазкой и дал добро — впе ред. Все хлопоты с вагоном в пути, его большие простои сня ты. Но решиться на такой шаг мог человек, уверенный в сво ей правоте, в благополучном исходе дела. На пенсию его провожали все.м коллективо.м. Когда цере- ■мония подходила к концу, стар ший мастер КПТО С. Ф. Тамо- нов сказал: «Будет скучно — приходи». Но сам пришел про сить Дьякова помочь -- - откры вался пункт промывки вагонов, в перспективе круглосуточная работа машины «Донбасс», а ос.мотрщнков не хватает. Дья ков, конечно, согласился. Для него жизнь в хлопотах — на стоящая жизнь. Иной не знает. Ш К О Л ЬН А Я РЕФО РМ А — В д е й с т в и и да н инею. вряд ли сердце прп.мет В. ПЯТАКОВ. ИНТЕРВЬЮ С КОМСОМОЛЬСКИМ ВОЖАКОМ РА З Г О В О Р Н А Ч И СТ О Т У Отлично трудится в эти дни водитель силикатного це.ха комсо молец Владимир Гостев, которого вы видите на снимке. Он в об разцовом состоянии содержит закрепленную автомашину, бе;^ пере боев доставляет песок из карьера в цех. Фото Б. Лыкова. Нельзя забывать никогда Станция «Мнтягино». Давно я не была здесь. Л приехала н снова, как и раньше, охватило меня чувство досады н горечи. Вызвал эти чувства обелиск по гибшим воинам, расположенный рядо.м со станцией. Сиротливо п убого выглядит он. Рядом му сор. опавшая листва н нн одно го да;ке самого простенького, нолевого цветочка. Недалеко от станции нахо дятся две школы — Митягнн- ская средняя п Новочемоданов- ская восьмилетняя. Но, видно, не подошло еще время того «.ме роприятия», запланированного па новый учебный год, когда .появятся здесь пионеры п ком сомольцы, чтобы навести поря док. Обелиск давно требует ре монта, хотя бы косметического. Сегодня он представляет собой серую, потерявшую фор.му глы бу. Такое его состояние - уТгор каждому пз нас и те?.., кто жи вет рядо.м, и тем, кто случайнг проезжает мимо. Об охране памятников сегод ня говорится и пишется немало. Всем известно, что их следует поддерживать в тч:м виде, в ко- торо.м они соответствуют свое му назначению. .Л назначение и.х учить патриотизму, бла годарной памяти о тех. кто от дал своп жизни ради нашего счастья. Нельзя забывать об этом никогда. Р. КРЫЛОВА. XX съезд ВЛКСМ поставил перед молодежью немало ннте- гесных, актуальных вопросов, О многих из них и говорил в сво их ответах секретарь комсомо льской организации прои.эвод- ственного цеха Елецкого элект ромеханического завода В. Ма тюнин. —Владислав, как Вы оцени ваете производственную н об щественную деятельность ком сомольцев? -В выполнении производст- ГСЯН011 программы члены ВЛКСМ принимают самое ак- тигное хчастие. Многие ребята трудятся, что называется, выше В СЯКИХ похвал. К таким я в первую очередь отношу Сергея Аношина. Молодежь работает хорошо. Но у нас пущено на самотек социалистическое соревнова ние. Я склонен считать, что обя зательства принимаются фор мально. Многие кол1сомольцы не знают результатов своей ра боты за день, неделю, месяц, не имеют воз.можностн сравнить их с показателями труда това рища. Чему тут удивляться, ес ли цеховой экран соревнования 1аже трудно вспомнить когда ,1алолнялся. В такой серьезной недоработке есть, конечно, вина администрации п комитета ком сомола. В важнейшем деле Ленин ского комсомола — выполнении Продовольственной программы —нашп.м .молодым рабочи.м не откажешь. С ранней весны н до поздней осени оказываем по мощь колхозам и совхозам з обработке посевов сахарной свеклы, уборке картофеля. В текущем году сделано мно- го нужных и полезных дел. Прошло семь собраний, на кото рые выносились актуальные вопросы. Обсуждались проект Устава ВЛКСМ. материалы Х.Х съезда комсомола, вопросы культурной п спортивной жиз ни. рассматривались персональ ные дела. Но тут же следует подчеркнуть, что ко.мнтет ко.м- сомола работал далеко не в полную силу. Штаб «Ко.мсомо- льского прожектора» действо вал боевито при определенно.м подталкивании. Для други.х секторов характерна вялость, безынициативность. Очень мало внимания уделя лось таким ме1хшриятиям. как проведение молодежных кон курсов «лучший по професси ям», посвящение в молодые ра бочие. Вот один такой характер ный пример. Первого сентября пришла в цех работать штамповщицей Ирина Сальникова со школьно!! скамьи. Вероятно, в другом коллективе в торжественной об становке поздравили бы Ирину со вступлением в рабочую се мью. Мы же не за.метнл!! появ ления новенькой. —У вас состоялось отчетно- выборное собрание. Какую по зицию заняли комсомольцы? —Скажу, что не от.малчи- вались. Говорили о трудностях, инициативе, а больше о безыни циативности, сравнивали, дела ли выводы, призывали не заыы- 1аться в личной жизни. По-де- лово.му выступали слесарь по оборудованию Владимир Авде ев, резчик .металла Сергей Ев сеев, а сварщик контактной сварки Валентин Шабанов не мало критических стрел выпу стил в адрес нашего досуга. —Раз уж В ы всиомннлн о досуге, скажите: как отдыхает молодежь? —Плохо. Комитет комсомола сделал из такого положения конкретные выводы, сделал не которые шаги, направленные на его улучшение. В цехе появилась комната отдыха, где в обеденный пере рыв можно поиграть в билли ард, шахматы, домино. При обрели аппаратуру для вокаль но-инструментального ансамб ля. Договорплись: дважды в не делю будем ходить в спорт комплекс. Летом ездили в Яс ную Поляну. Весной начнем строить спортплощадку. —На что комитет комсомола обра щает первостепенное вни мание сейчас? —На повышение активности комсомольцев. Без этого мы не с.можем из.ченить отношение к учебе в систе.ме комсомольско го политического образования.- Крепить связь с шефами Вся профориентационная ра бота в Лев-Толстовской средней школе строится на основе со- ставле!!ного плана организации производительного и обществен но полезного труда. В него включаются крупные мероприя тия. Сегодняшняя профориента ция — это наглядное подтверж дение тех значительных и каче ственных излюненнй, которые произошли после начала осуще ствления реформы общеобразо вательной и профессиональной школы. С четырьмя базовыми пред приятиями - совхозом «Аста- повский», райпо, РТП и «.Агро- трансом» — мы заключили до говоры. по которым шефы обя зуются вести обучение учащих ся в соответствии с учебными програ.ммами, правилами и нор мами охраны труда, техники бе зопасности н производственной санитарии. Каждое предприятие выделяет в необходи.мом коли честве все то, что требуется рабочим соответствующей про- фессни. производит оплату в установленном порядке. И еще одно немаловажно; за кажды.м воспитаннико.ч закреплен на ставник. Учащиеся 9 - Ш классов про ходят производственную прак тику в пятницу, восьмиклассни ки - в субботу. Девочки осва ивают профессии животновода II м.’1адшего продавца продоволь ственных товаров, мальчики — специальности, связанные с тех никой. По окончании прошлого учебного года 13 выпускникам вручены удостоверения автосле саря второго разряда, двоим — электросварщика, 13 води теля категории «С» и 16 — младшего продавца. Есть и недостатки в ре- моитно-техиическом предприятии и «.Лгротрансс» не всегда ре бята обеспечиваются работой, подготовлены места, нередко их заставляют выполнять несвой ственные им операции. Напри мер, убирать территорию и т. д. Такое происходит прежде всего от того, что на предприя тиях не до конца поняли, как важно привить детям любовь ь труду. Будем вместе решать проблему. Не так давно представитель профсоюзного ко.митета совхоза имени Л. Толстого прибыл в школу и на общей линейке вру чил ценные подарки Жанне Джанаевой, Владимиру Панину, Сергею Селезневу и Сергею Ерину за плодотворную по.мощь совхозу в летние каникулы. Многие учащиеся школы пятую «четверть» посвящают труду там, где ншвут их родители. В прошедше.м сезоне 10 уче ников работали по.мощннкам_и ко.мбайнерон, 15 — скотника.ми, 63 трудились на подработке зерна. ^ чейическая производст венная бригада, составленная из учащихся -1—7 классов, в школьной теплице вырастила 100 тысяч растений овощной рассады, четыре пятых части которой приходится на капусту. Рассада была продана колхо зам и совхоза.м. Летом бригада заняла зелены.мп насаждениями 15 гектаров. Летом активно поработали ребята, находившиеся в лагере труда и отдыха, В совхозе «Ас- таповений» они обработали 15 гектаров сахарной свеклы, на -100 гектарах зерновых культур провели видовую прополку. Часть из заработанных средств — 110 рублей — они перечисли ли в Фонд .мира. Заботясь о претворении школьной реформы в жизнь, коллектив педагогов намерен и дальше расширять точки сопри косновения учащн.хся с произ водством. От их связи выигры вают все: школа, учащиеся и производство. Е. Ш У ВА ЕВА , организатор внешкольной и внеклассной работы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz