Путь Ильича. 1987 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1987 г. (п. Лев-Толстой)

« П У ТЬ И Л ЬИ Ч А » .13 октября 1987 г. * № 123 (6774) • 2 РАССКАЗЫ О КОММУНИСТАХ Ответственность —на себя Появление Дьякова в пункте подготовки вагонов инкого не удивило. Таких 16-летних пар ­ ней, как Василий, на железно ­ дорожном транспорте было мно­ го на всех участках. И что сейчас порая;ает, им доверяли чрезвычайно важные дела. А ку ­ да деваться — война! Василий же, по сравнению с другими, выигрышно смотрелся, (Высокий, правда, худой, но крепкий, он с первого дня пришелся ко дво- РУ- Возможно, даже потому, что старшему осмотрщику не при­ шлось приучаться к дисципли­ не, она жила в не1М будто бы с рождения. Потому и облегчи­ лась у Василия Ивановича Хар ­ ламова задача — сделать из «тезки» настоящего рабочего. К чести наставника, он сумел про­ будить в парне уважение к де ­ лу, которое поручено, и чувство большой личной ответственно­ сти за него. Эти качества Ва ­ силий Степанович Дьяков про­ нес через всю трудовую жизнь. Впрочем, почему пронес? Верно, за шестьдесят ему сей­ час, но ведь работает, да еще как! В КПТО затрудняются с кем-либо сравнивать коммунис­ та Дьякова: не найти такого по опыту и ответственности. Он неоднократно предотвращал возможные аварийные ситуации. Нот хотя бы последний случай. ...Луч фонаря выхватывал из состава те самые .места, где возможность повреждений наи­ более вероятна. Осмотрен один вагон, другой, третий. Ничто не настораншвало взгляда старше ­ го осмотрщика. Все так же спо­ койно «бегала» по составу све ­ товая дорожка, пока у одного крытого вагона не наткнулась на деформированную смотровую крышку. Этого оказалось дос­ таточно, чтобы Василий Степа­ нович, даже не закончив шага, остановился. Со.мнений не оставалось: перед ни.м редкий случай — разрушенная ролико­ вая букса, шейка ее держалась на честном слове. Привычным движением он открыл сумку, достал пачку бланков. Заполнил один из них; вагон не может дальше следо ­ вать. Зате.м передал уведомле ­ ние дежурному по станции. Ми­ нуты спустя .маневровый локо ­ мотив тащнл вагон подальше от состава. «Обнаружить дефект роликовой буксы—детали очень выносливой — довольно трудно, но можно, если быть внима- тельнььм», — так он комменти­ рует случаи. Быть внимательным — при ­ вычка, привитая наставниками, [закрепленная практикой. Днем и ночью, шагая по междупутью. Дьяков находил неисправности, едины.м взглядом прочитывал на кузовах вагонов .меловую раз- метку типа «СП» — сменить подшипник пли *ДЧ» — до­ бить че1су II тут же выполнял указания добросовестнейшим образом. .Л вот еще факт из его жиз ­ ни. Солнце выглянуло нз-за кромки горизонта, когда Дья ­ ков — тогда поездной вагонный мастер — почувствовал замед ­ ление бега состава. Бросил взгляд вперед, но понять ниче­ го не .мог, хотя интуиция под­ сказывала; случилось неладное. Сработали тор.моза, поезд оста­ новился. Подложив под колеса башмаки — бегом к паровозу. «Что?» —взволнованно спросил у него помощник .машиниста.— «Упряжной крюк оборвался». Запасного не оказалось. Чтобы не держать перегон закрыты.м, Василий Степанович находит выход. Кондуктор регулирует действия .машиниста: тише, чуть назад, вперед, а мастер просо­ вывает шпннтон в отверстие буферного вагона с обратной стороны, навертывает гайку, соединяет рукава. Машинист откачивает тор.моза — тридцать минут прошло, н.вот поезд по­ стукивает на стыках рельсов. Принять правильное решение — разве моншо отнять это у Дьякова? Годами проверено; у Василия Степановича безвыход­ ных ситуаций не бывает. О том же говорили и коммунисты, принимая его в партию. ...Поезд мчался по рельсам, лишь ветер свистел в ушах. И вдруг — скрип, скрежет, мас ­ тера бросает к вагонной стенке. >спевает подумать; «Заче.м рез ­ кое торможение?» В лесополосу от состава убегает человек, а следствие .экстренного торможе­ ния — оборванная автосцепка. Как быть? Да отсоединить от заднего вагона, поставить сюда — такое решение принимает поездной мастер. Втроем, обли­ ваясь потом, несут ее чуть ли не к середине длинного состава. Дьяков сказал: «Ребята, отдох­ нем Б движении, а сейчас да ­ вайте работать». Управились .минут за сорок. Мастер вагоноремонтной ма ­ шины «Донбасс» Владимир Ва­ сильевич Макеев говорит; — Я не очень-то много видел таких людей, кто в экстремаль­ ных ситуациях решится откло­ нить должностную инструкцию и всю ответственность за даль ­ нейшие действия взять на себя, а Василий Степанович может. П рассказал о довольно редком случае. Они — Дьяков н кондуктор — почти одновре.менно замети ­ ли ды.м и огонь, вырывающие­ ся из-под колес вагона. Так горит польстер. Инструкция обя ­ зывала Василия Степановича от­ цепить вагон, вызвать бригаду по рации. Он же. учитывая, что до узловой станции не более двух десятков километров, пе- резаправпл буксу антнаварнй- иой с.мазкой и дал добро — впе­ ред. Все хлопоты с вагоном в пути, его большие простои сня ­ ты. Но решиться на такой шаг мог человек, уверенный в сво­ ей правоте, в благополучном исходе дела. На пенсию его провожали все.м коллективо.м. Когда цере- ■мония подходила к концу, стар ­ ший мастер КПТО С. Ф. Тамо- нов сказал: «Будет скучно — приходи». Но сам пришел про­ сить Дьякова помочь -- - откры ­ вался пункт промывки вагонов, в перспективе круглосуточная работа машины «Донбасс», а ос.мотрщнков не хватает. Дья ­ ков, конечно, согласился. Для него жизнь в хлопотах — на­ стоящая жизнь. Иной не знает. Ш К О Л ЬН А Я РЕФО РМ А — В д е й с т в и и да н инею. вряд ли сердце прп.мет В. ПЯТАКОВ. ИНТЕРВЬЮ С КОМСОМОЛЬСКИМ ВОЖАКОМ РА З Г О В О Р Н А Ч И СТ О Т У Отлично трудится в эти дни водитель силикатного це.ха комсо­ молец Владимир Гостев, которого вы видите на снимке. Он в об­ разцовом состоянии содержит закрепленную автомашину, бе;^ пере­ боев доставляет песок из карьера в цех. Фото Б. Лыкова. Нельзя забывать никогда Станция «Мнтягино». Давно я не была здесь. Л приехала н снова, как и раньше, охватило меня чувство досады н горечи. Вызвал эти чувства обелиск по­ гибшим воинам, расположенный рядо.м со станцией. Сиротливо п убого выглядит он. Рядом му ­ сор. опавшая листва н нн одно­ го да;ке самого простенького, нолевого цветочка. Недалеко от станции нахо­ дятся две школы — Митягнн- ская средняя п Новочемоданов- ская восьмилетняя. Но, видно, не подошло еще время того «.ме­ роприятия», запланированного па новый учебный год, когда .появятся здесь пионеры п ком­ сомольцы, чтобы навести поря ­ док. Обелиск давно требует ре ­ монта, хотя бы косметического. Сегодня он представляет собой серую, потерявшую фор.му глы ­ бу. Такое его состояние - уТгор каждому пз нас и те?.., кто жи ­ вет рядо.м, и тем, кто случайнг проезжает мимо. Об охране памятников сегод­ ня говорится и пишется немало. Всем известно, что их следует поддерживать в тч:м виде, в ко- торо.м они соответствуют свое­ му назначению. .Л назначение и.х учить патриотизму, бла ­ годарной памяти о тех. кто от ­ дал своп жизни ради нашего счастья. Нельзя забывать об этом никогда. Р. КРЫЛОВА. XX съезд ВЛКСМ поставил перед молодежью немало ннте- гесных, актуальных вопросов, О многих из них и говорил в сво­ их ответах секретарь комсомо­ льской организации прои.эвод- ственного цеха Елецкого элект ­ ромеханического завода В. Ма­ тюнин. —Владислав, как Вы оцени­ ваете производственную н об­ щественную деятельность ком­ сомольцев? -В выполнении производст- ГСЯН011 программы члены ВЛКСМ принимают самое ак- тигное хчастие. Многие ребята трудятся, что называется, выше В СЯКИХ похвал. К таким я в первую очередь отношу Сергея Аношина. Молодежь работает хорошо. Но у нас пущено на самотек социалистическое соревнова­ ние. Я склонен считать, что обя­ зательства принимаются фор ­ мально. Многие кол1сомольцы не знают результатов своей ра ­ боты за день, неделю, месяц, не имеют воз.можностн сравнить их с показателями труда това­ рища. Чему тут удивляться, ес ­ ли цеховой экран соревнования 1аже трудно вспомнить когда ,1алолнялся. В такой серьезной недоработке есть, конечно, вина администрации п комитета ком­ сомола. В важнейшем деле Ленин­ ского комсомола — выполнении Продовольственной программы —нашп.м .молодым рабочи.м не откажешь. С ранней весны н до поздней осени оказываем по­ мощь колхозам и совхозам з обработке посевов сахарной свеклы, уборке картофеля. В текущем году сделано мно- го нужных и полезных дел. Прошло семь собраний, на кото­ рые выносились актуальные вопросы. Обсуждались проект Устава ВЛКСМ. материалы Х.Х съезда комсомола, вопросы культурной п спортивной жиз ­ ни. рассматривались персональ­ ные дела. Но тут же следует подчеркнуть, что ко.мнтет ко.м- сомола работал далеко не в полную силу. Штаб «Ко.мсомо- льского прожектора» действо­ вал боевито при определенно.м подталкивании. Для други.х секторов характерна вялость, безынициативность. Очень мало внимания уделя ­ лось таким ме1хшриятиям. как проведение молодежных кон­ курсов «лучший по професси­ ям», посвящение в молодые ра ­ бочие. Вот один такой характер ­ ный пример. Первого сентября пришла в цех работать штамповщицей Ирина Сальникова со школьно!! скамьи. Вероятно, в другом коллективе в торжественной об­ становке поздравили бы Ирину со вступлением в рабочую се ­ мью. Мы же не за.метнл!! появ­ ления новенькой. —У вас состоялось отчетно- выборное собрание. Какую по­ зицию заняли комсомольцы? —Скажу, что не от.малчи- вались. Говорили о трудностях, инициативе, а больше о безыни­ циативности, сравнивали, дела ­ ли выводы, призывали не заыы- 1аться в личной жизни. По-де- лово.му выступали слесарь по оборудованию Владимир Авде­ ев, резчик .металла Сергей Ев ­ сеев, а сварщик контактной сварки Валентин Шабанов не­ мало критических стрел выпу­ стил в адрес нашего досуга. —Раз уж В ы всиомннлн о досуге, скажите: как отдыхает молодежь? —Плохо. Комитет комсомола сделал из такого положения конкретные выводы, сделал не­ которые шаги, направленные на его улучшение. В цехе появилась комната отдыха, где в обеденный пере ­ рыв можно поиграть в билли­ ард, шахматы, домино. При­ обрели аппаратуру для вокаль­ но-инструментального ансамб­ ля. Договорплись: дважды в не делю будем ходить в спорт комплекс. Летом ездили в Яс ную Поляну. Весной начнем строить спортплощадку. —На что комитет комсомола обра щает первостепенное вни­ мание сейчас? —На повышение активности комсомольцев. Без этого мы не с.можем из.ченить отношение к учебе в систе.ме комсомольско­ го политического образования.- Крепить связь с шефами Вся профориентационная ра ­ бота в Лев-Толстовской средней школе строится на основе со- ставле!!ного плана организации производительного и обществен­ но полезного труда. В него включаются крупные мероприя ­ тия. Сегодняшняя профориента­ ция — это наглядное подтверж­ дение тех значительных и каче ­ ственных излюненнй, которые произошли после начала осуще ­ ствления реформы общеобразо­ вательной и профессиональной школы. С четырьмя базовыми пред­ приятиями - совхозом «Аста- повский», райпо, РТП и «.Агро- трансом» — мы заключили до ­ говоры. по которым шефы обя­ зуются вести обучение учащих ­ ся в соответствии с учебными програ.ммами, правилами и нор­ мами охраны труда, техники бе­ зопасности н производственной санитарии. Каждое предприятие выделяет в необходи.мом коли­ честве все то, что требуется рабочим соответствующей про- фессни. производит оплату в установленном порядке. И еще одно немаловажно; за кажды.м воспитаннико.ч закреплен на­ ставник. Учащиеся 9 - Ш классов про­ ходят производственную прак ­ тику в пятницу, восьмиклассни­ ки - в субботу. Девочки осва­ ивают профессии животновода II м.’1адшего продавца продоволь­ ственных товаров, мальчики — специальности, связанные с тех ­ никой. По окончании прошлого учебного года 13 выпускникам вручены удостоверения автосле ­ саря второго разряда, двоим — электросварщика, 13 води­ теля категории «С» и 16 — младшего продавца. Есть и недостатки в ре- моитно-техиическом предприятии и «.Лгротрансс» не всегда ре ­ бята обеспечиваются работой, подготовлены места, нередко их заставляют выполнять несвой­ ственные им операции. Напри­ мер, убирать территорию и т. д. Такое происходит прежде всего от того, что на предприя­ тиях не до конца поняли, как важно привить детям любовь ь труду. Будем вместе решать проблему. Не так давно представитель профсоюзного ко.митета совхоза имени Л. Толстого прибыл в школу и на общей линейке вру ­ чил ценные подарки Жанне Джанаевой, Владимиру Панину, Сергею Селезневу и Сергею Ерину за плодотворную по.мощь совхозу в летние каникулы. Многие учащиеся школы пятую «четверть» посвящают труду там, где ншвут их родители. В прошедше.м сезоне 10 уче ­ ников работали по.мощннкам_и ко.мбайнерон, 15 — скотника.ми, 63 трудились на подработке зерна. ^ чейическая производст венная бригада, составленная из учащихся -1—7 классов, в школьной теплице вырастила 100 тысяч растений овощной рассады, четыре пятых части которой приходится на капусту. Рассада была продана колхо­ зам и совхоза.м. Летом бригада заняла зелены.мп насаждениями 15 гектаров. Летом активно поработали ребята, находившиеся в лагере труда и отдыха, В совхозе «Ас- таповений» они обработали 15 гектаров сахарной свеклы, на -100 гектарах зерновых культур провели видовую прополку. Часть из заработанных средств — 110 рублей — они перечисли­ ли в Фонд .мира. Заботясь о претворении школьной реформы в жизнь, коллектив педагогов намерен и дальше расширять точки сопри­ косновения учащн.хся с произ­ водством. От их связи выигры­ вают все: школа, учащиеся и производство. Е. Ш У ВА ЕВА , организатор внешкольной и внеклассной работы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz