Путь Ильича. 1987 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1987 г. (п. Лев-Толстой)

«ПУТБ ИЛЬИЧА> 26 марта 1987 г. * М 37 (6688) * 2 РАССКАЗЫ О КОММУНИСТАХ Старший мастер Не думала мать, что сын определил для себя жизненную дорогу. Устроился после окон­ чания десятого класса к сили­ катный це.х водителем, благо права получил еще в школе. Отсюда с.ходнл в армию, сюда ьернулся в январе после демо­ билизации. Теперь по утрам в с?чьикатный цех нз дома у.ходяг трое; глава семейства Гостевых —наладчик оборудования Ни­ колай Иванович, жена Инна Сергеевна — старший мастер, и их сын — водитель Валерий. Л вместе возвращаются, как правило, отец и сын. Мать з а ­ держивают на работе партий­ ные или .хозяГютвенные дела. Это по штатному расписанию должность называется - - стар­ ший мастер, а приходится Ин­ не Сергоевне совмещать обязан­ ности технолога, инженера, ме­ ханика. Хотя и не сильна она, как утверждают рабочие, «а железках», ио организовать лю­ дей на нужное дело у.мее'1. Да иначе II нельзя; 1''остева — сек­ ретарь партийной организации, насчитывающей двадцать три ком;иуш1ста, нз которых две трети — рабочие н пенсионеры. —Активные? — нереспринщ- пает. — Л как ахе, есть. Очень даже активными членами пар­ тии зарекомендовали себя смен­ ный .мастер Надежда Ивановна С.мольянинова, газоэлоктро- сварщнк Владимир Александро­ вич Ряховский, электрик !0 ;.1Н1 .Члексеепнч Матвеев. Но и с))е- ди беспартиГтых много таких, на кого моге с.люло поло,кить- Летом ушел н отп\ск начала. 1 ШК цеха. За него осталась Гос­ тева. Л тут гюстх’пнл кровель­ ный материал, в которо.м очень нуждался цех. 1{рыша провисла того и гляди .завалится. Стар­ ший мастс)! не стала отнлады. нать дело в долгий! шцнк. Ну­ жен был во всех отношения с мастер перво|'1 1)уки. Где ис­ кать? Д;1 нот же он мелышк по по.молу извести Ряховский. Чем не специалист? Каменщик, кровелыцнк. ПЛОТНИ!, 1!1тукатур- мяляр — все умеет делать .-Чна. толн!1 Михайлович. Не вы.звала, сама прн!нла на мельницу, посмотрела, как ра­ ботает м е л ь н и к , II говорит: —Ми.хллыч. п1шдется тебе на время оставить .яте 1К .'1/гу, Нст1. важное II срочное дело — стро. пила .заменить, кровлю пере- к1;ыгь. Бригаду подберу. Ребя­ та ие мяс-!!-ра, но под таки.м 1'>ководством спршвьтся. сю- д;1 замеш.' найдс, Иа следующее утр,о застуча­ ли топоры, закипела работа. С.'гаршнй мастер нс .'!абывала строительную бригаду. Не раз появлялась на объекте. ^Как дела, что нужно?» - - первые вопросы, что задавала Ряхов- скому. <Дела идут, кон тра пи­ шет*.—в шутку отвечал .-Чнато- лнй Михайлович, а однажды серьезно попросил; —Нужны лю­ ди, чтобы поднять бревна на­ верх». «Будут»,—пообещала. Че­ рез час па помощь строительной брш’аде пришли те. 1.ОГ0 можно было освободить от ос;:овн(1Й работы. .-\ 40)3 :т месяц. I.- выхо- ,'|у иач;|лып1ка из отпуска, ш». пая кровля обращала иа се.'я виимапис. --Орл'пшкзатор'ских задат|.т.г; V нее не отнять. — делии я мыслями сменный мастер Ми хайл Иванович и’узш-.кип. Она вникает во все дела, вплоть до .мело'!е!к По.мшо, во-зиикт ! нео.буодимость переделать .тем. точный транспортер. Нина Се)> геевна облатнл;1С1. ко мне .за советом. 1'.месте и припя.ти ре- шепис. которое как нельзя тушие ус.дк'шяло многие труд- пости иа иугп подачи песка... М.!Г<’ 1:\.г,!0 \твер;клать, что тс. перь хорошо знает технологию п1'оизпод1'Тг.а силикатного кир­ пича. Гостева пр..' .т.ютала в цехе 37 лет. Здесь вступила в пар- тню. Боты' Чем треть из них - старшим бухгя.зтсро.м. И !:с б1>!- ло намерения менять профес­ сию. Ио возникла одна;кды не­ обходимость возло;г;нть на свои плечи новые обязанности. Вре­ менно с-огласнлась. не думала задерживаться на такой хлопот­ ной должности. С первых дней с головой, что на.зывается, ушла в дела. Н чем больше вникала, тем острее чувствовала жела­ ние вывести производство из тупика, и.з пгор'ыва. Пожалуй, самы.м т)1улным де. л о м Гы.чо доказать, что при су- щеетпующем оборуловашш цех не .мг.жст выпускать кирпич чкегки ^125». Бздила в област­ ной центр, выступала на собра­ ниях. Выступала аргумептпро- вшпю, дока.зательно. ' Убедила. Т| пг'| ь коллектив успешно сп 1''‘.;: ля 1-щя с лрограм.м.чй, вы- п'.-с! пет продукции больше пла. Н.1. Нс при этом нс обходится бе,; состаплеипя слч'жебны.х за­ писок на директора завода, в 1;оторых админисчзацпя цеха просит разрешение на очс))ед- ной месяц уве.'шчить план. Л за те.уннческнм обоснованием сверхплановой лполукцнн про- гилшгаот вечера Инна Сергеев. пл. -М !10 очень нравятся чело- |з‘ческие I ачества нашего стар­ шего мастера. — не прекращая ;!!К'лть янпли.з, рассказывает лаборант хн.мг.г.доочисткп И. А, 1'Рмелья11011.3. - На работе вся- !ое бывает. Однажды Инна Сергеевна отчитала меня за не- спосвргмгшюс определение мар- |.'н кирпича. Заслуженно отчита. ла. повторяю. Не думала, что через полчаса она скан:ет мне; • Прина .\.!Сксапдровна. нзвинч М1ШЯ. я. ка;!.ется. на тебя И.Л- кричалак Скрывать нс приходится; т1)удпос .дело выпускать кир­ пич. 'о т я технология стара, как мир. Оборудование в цехе изно шсио, ПОЛОМ!,!! следуют цепью !Уиого сил и старания отпима- 1оч иШ! у старшего мастера. Вы- васт, I! ночью приходится 61! подпи.маться. идти в цех, чтобы проследить за ремонтом, помочь, е-..-ч! во.зншшет в том Нужда. .-\ ут1'ом. в четве)1ть вось.мого, бы. ши т на работе. Нелегко ей при­ ходится, Ведь I! о сс.мье надо счце заботиться. В, АРКАДЬЕВ. К 70 ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ В далеком 1941- 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. Навечно вошли эти даты в нашу историю, в серд­ ца каждого участника войны, каждого, кто видел ту войну. Потому что между ннмп — го­ ды. наполненные горем н на­ деждами, страданиями и борь­ бой, годы, в которые с исклю­ чительной яркостью проявилась .могучая сила духа советского народа. Известие о нападении фашист­ ской Германии па нашу страну застало левтолстовцев на тру­ довом посту — работали все службы железнодорожного тран­ спорта, готовились к уборке урожая крестьяне. Вечером 22 июня 1941 года в РК ВКП(б) состоялось заседание бюро, на котором были обсуждены воп­ росы о призыве в армию, о за­ дачах районной партийной ор- ганнзацни в сложившейся об­ становке. А на второй день вой­ ны во все села района разъеха­ лись представителн райко.ма партии II провели там митинги и собрания по разъяснению за­ дач, стоящих перед трудящи­ мися района в связи с нападе­ нием иа СССР фашистской Гер­ мании. Большой митинг состо­ ялся в районном центре. Бюро райкома партии и ис­ полком райсовета обязали всех руководителей предприятий же­ лезнодорожного узла, учрежде­ ний, колхозов п совхозов в ко­ роткий срок рассчитать всех лиц. призывавшихся в армию, организовать их торжественные проводы. Руководителям необ­ ходимо было также заменить' мужчин, ушедших на фронт, женщинами и подростками. В первый же день войны сов- .местно с военкоматом военный отдел райкома партии создал призывной пункт. День и ночь призывная ко.чиссия оформляла документы. передавались в сельские Советы телегра.мм!.! и направлялись посыльные. В те­ чение десяти дней нз района было признано около 700 че- К П р и о б щ е н и е п р о ф е с с и и Школьники в рабочей спецовке в токарном цехе почти всег­ да работают несколько станков. За ними — кадровые рабочие К. С. Вишняков, В. Е. Медве­ дев. Е. В. Абросимов. От них .многое зависит, чтобы коллек­ тив ремонтников успешно справ­ лялся со своими заданиями. Но у этих люден есть и дру­ гие ■обязанности. По пятницам они выполняют роль рабочих педагогов, передают свой бога­ тый опыт ученикам — девятн- классннка.м из Лев-Толстовской средней школы. К наставникам прикреплено девять человек — оильшему числу РТП не может обеспечить занятость. Но этн.м ребята.м дел хватает. Правда, задания н.м дают несложные. Ученикам токарен — нарезать болты, ганки, а те.м. кто овла­ девает профессией газоэлектро- сварщнка, — проварить шов на катке или ведхщеп звездочке трактора. Для школьников дос­ тавляет истинное удовольствие выполнять эту «взрослую» ра­ боту. Л их наставники в это вре.мя внимательно следят за тем. чтобы выполнялись все т1>ебования техники безопасно­ сти; ребята ведь .молодые, не­ опытные. Школьники А. Минаев, А. Вульф. А. Шульгин, В. Брян- кнн уже хорошо освоились в цехе, ведут себя, как заправ­ ские рабочие. И даже видо.м по­ хожи н- своих старших товари­ щей. Н;: всех настоящая спец- )дсжда, а у учеников сварщи­ ков — на голове защитные щит­ ки. Всем интересуются ребята, во зее вникают. И незаметно для себя постепенно постигают ■'! ; 7ы рабочих щюфессий. — Со школой у нас заклю­ чен договор по профориентации, — ;.;=;1ет секретарь парт­ кома В. Н. Миляев. — Он пол­ ностью выполняется. В цех ча­ стенько заглядывают классные рукоподтелн ребят В. Г. Се­ ливанов. учитель по труду В. Т. Тарасов. Справляются о том, как ид\т дела у наших подо­ печных. Мы со своей стороны сделали для учеников разде­ валку в красном уголке, обору­ довали помещение учебными плакатами. Теоретические заня­ тия с ними проводит начальник цеха реставрации А. В. Абро­ симов, он же ведет журнал по- сещае.мости. Много полезного передает школьникам газо- электросварщик Н. И. Свирин. РТП более 10 лет поддержи­ вает тесные шефские связи со школой. Многие члены учени­ ческих производственных бри­ гад уже окончили десятилетку' н работают на различных пред­ приятиях. Но, к сожалению, до сих пор не отработаны в этом очень нужном деле некоторые- немаловажные вопросы. Например, долгое время га­ дали; как оплатить труд школь­ ников, ведь они производят ка­ кое-то количество продукции, подчас выполняют задания на уровне взрослых. Материально­ го вознаграждения требуют так­ же старания наставников. В Положении об оплате удалось найти пункт, разрешающий вы­ плачивать практикантам неко­ торую сумму. Ее теперь плани­ руют выплачивать раз в пол­ года. А вот о наставниках в Положении не сказано ровно ничего. И другое. Ребята серьезно учатся профессиям н чер1ез не­ сколько лет приобретают боль­ шой багаж знании и практиче­ ских навыков. Однако их ква­ лификация доку.менталыю не подтверждается. Совету РАПО следовало бы разобраться о ловек II мобилизовано б<.').г.ге 500 лошадей. В первые же дни войны че­ рез станцию Лев Толстой с за­ пада иа восток пошли поезда с оборудованлел!. рабочими заво­ дов. эвакуированиы.ми из горо дов Украины II Белору'ссни, а затем из Брянской. Орловской !! других областей. Направля­ лись на фронт воинские зше лоны. Летом 1941 года в направ­ лении Смоленска н Тулы вые­ хал из района первый рабочий батальон для сооружения обо ронительных рубежей. Он со­ стоял в основном нз молодежи, учащихся старших классов средних школ райцентра, а так­ же женщин из сел. Более ты­ сячи левтолстовцев под бом­ бежками II пулеметным обстре­ лом трудились па сооружении блиндажей, окопов, траншей и огневых точек. Ко.манднром первого рабочего батальона был заведующий ра11фо Лежеинн, комиссаро.м — секретарь РК ВКП(б) Г. Г. Кузовлев, полит­ руками Колосов, Сурков, Ша рапов. 17 сентября 1941 года было принято постановление Госуда])- ствешюго комитета обороны «О всеобще.м обязательном обуче­ нии военно!иу дблу граждан СССР». Учебные пункты дей­ ствовали и в райцентре, и в селах. За годы войны в ни.’ подготовлено немало стрелко!^ пулеметчиков п автоматчикоЛ Большую роль в .этом сыграЩ )1айпое1шомат, во главе которо­ го во время войны стояли воен­ комы Миляев, Пац, Голубев. Осенью 1941 года, когда фронт почти вплотную прибли­ зился к границам района, создан истребигельный отряд. Он п]юд- назначался для борьбы с нра- жески.ми диверсантами и пара шютнетами. Отряд участвовал в прочесывании лесов п овра­ гов, охранял населенные пунк­ ты и животноводческие фермы, (Окончание на 4 стр.). •этим вопросом, возможно, есть смысл создать квалификацион­ ную ко.миссню, которая бы имела право присваивать разряд. Так делается, когда ребята обуча­ ются другим профессиям. Да в той же школе к концу 10 клас­ са юношн получают права шо­ фера третьего класса, а д е в уш е к ни — удостоверение продавц :^^ продовольственных товаров. В связи с реорганизацией ^ бывшей «Сельхозтехники» учеб­ ный класс заняли под другие надобности. Появились трудно­ сти с организацисн быта. Одна­ ко руководство РТП делает псе, чтобы улучшить условия, в ко­ торых работают учащиеся. Не­ давно специально для них з а ­ казали дополнительные шкафы. Слово.м, предпринимаются кон­ кретные шаги, способствующие .хспешной реализации школьной реформы, П. ЮРЬЕВ. Вот так. на практике осуще­ ствляется передача профессно палыюго мастерства от. поколе­ ния к поколению. Кажется, не так давно са.м В. Е. Медведев осваивал в РТП азы токарного дела с по.мощью опытного мас­ тера К. С. Вишнякова, а теперь сам является наставником девя­ тиклассников Александра Мина­ ева и .-\ндрся Вульф (на верх­ нем снимке). Много.чу .могут научиться ученики Лев-Толстовской сред­ ней школы Виктор Брянкнн и Андрей Шульгин у электро­ сварщика Д.митрня Степановича Гаврикова. Нет сомнения, что уроки труда, полученные в РТП, пригодятся ребятам. Интересы практикантов не ограничиваются нзученнсм то­ карного и сварочного дела. Улу­ чив минуту, они отправляются на участок разборки, наблюда­ ют за работой электро.монтера. Фото А. Гавриловой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz