Путь Ильича. 1986 г. (п. Лев-Толстой)
к ш к о л ь н о й Р Е Ф О Р М Е— Т В О Р Ч ЕС К И Й П О Д Х О Д ально-техническую базу, недо статочную обеспеченность на глядными пособиями. Методический кабинет, су- ществующи!! в чЗнаменскон средней школе на протяжении пяти лет, оказывает учителям этой школы большую помощь в работе с нормативными доку ментами и разработке на их основе рекомендаций по сове)э- шенствованию урока, отметила завуч школы В. В. Тушова. На повышение ответственно сти учителя за качество своего труда в условиях претворения в жизнь реформы школы нап равлена и практика открытых уроков. В ходе подготовки и проведения таких уроков кая;- дый х’читель убеждается в то.м, каких высоких результа тов можно добиться, хорошо продумав организацию работы Как уже сообщалось, 8 января состоялось районное совещание учителей. С докладом «О состоянии методической работы и мерах по ее коренному улучшению в свете Основных направлений рефор мы общеобразовательной и профессиональной школы» выступил заведующий отделом народного образования райисполкома М. А. РЫ Н Д И Н. ■у^ СПЕХ в осуществлении Ос- ^ новных направлений рефор мы общеобразовательной п про фессиональной школы во мно гом зависит от заинтересован ной и повседневной работы каждого педагога. Такова была главная мысль, прозвучавшая в докладе заведующего отделом народного образования райис полкома М. А. Рындина, вы ступлениях учителей. Эту же мысль раскрывали и плакат над сценой: «Реформе школы —самоотверженный труд, твор; чество и инициативу учителя», и выставка в фойе Дома куль туры, рассказывающая о рабо те, мастерстве и творчестве .лучших учителей раГюна. Полтора года коллектив пе дагогов ]эайона трудится над 1,-орс1шой перестройкой учебно- воспитательного процесса, его интенсификацией, устранением шаблона и формализма, обеспе чением непрерывности воспита ния школьников как- в учебной, так н во внеклассной работе. При этом основные резервы повышения профессионального мастерства учителей заключа ет в себе методическая работа. Методическая работа в шко- .лах раГюпа определяется зада чами, спя,заниы.ми с реализаци ей реформы в нсизнь. Строится она на основе анализа препода- патшя и качества знаний уча- П1ИХСЯ, их воспитанности. При отделе народного образования действуют три вида методиче- С1.НХ объедпнений: ра1’юнные. шк-олы1ые н .ме;кшколы1ые на базе опорных средних школ. Их работу иа общественных нача- ,чах направляют бБ педагогов. Методичсск-ие конференции, се- лчтары-практикумы, посещешге и анализ открытых уроков, пагемотренис трудных тем. сообщения об опыте, обзор иаучио-мотодической литера туры. групповое и индивидуа льное Ш 1 Ст) 5 ук-тирог.аш 1 е, защи та гсфе)затов. творческ'ие ог- четы учителей — такювы фор мы лгетолическо11 учебы педа гогов района. Опыт по!:а:!ывает. чго осноп- 11ЫМ звеном в снсте.ме методи ческой работы II повышения квалификации учителей должна быть школа. А центральное место в постановке методиче ской работы школы занимает выявление, изучение и внедре ние педагогического опыта. З а вуч опорной Лев-Толстовской средней школы В. В. Мнляева назвала учите.пей. чей опыт был в последние годы обоб щен, рассказала, как проводит ся обобщение опыта, какая ме тодическая помощь оказывает ся малокомплектны.ч сельским шнола.м, входящим в состав кустовых методических объеди- неши! учителеГк Среди нере шенных проблем она назвала: отсутствие в школе методиче ского кабинета, слабую матерп- ресса, воспитатели с чёрствой душой, формалисты, которые не проявляют инициативы, ве дут обучение и воспитание, не выходя за рамки инструкции н разработок. И поэтому достиг нутый уровень работы в отдель ных шко.лах района еще не в П0ЛН011 мере соответствует по ложениям реформы, требова-: ния.м постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе. Так, значительной части учителей начальных классов не удалось обеспечить подготовку младших школьников на уров не программных требований. И.меются серьезные недостат ки в постановке преподавания обществоведческих дисциплин. На уроках преобладает вопрос- ноответный метод, исключаю щий возмо-жность полного логи ческого ответа,, раскрывающего не только знания, но и убен:де- ния учащегося. Слабо исполь зуется проблемный метод, осла блены межпредметные связи. Отдельные учителя не добива ются того, чтобы ученики само- в школах психолого-педагоги ческой службы. Раскрывая ее роль в улучшении учебно-вос питательного процесса, завуч Топовской средней школы И. С. Жаворонкова от.метила, что без изучения каждым учителем «соцна.тьной ситуации» разви тия ребенка нельзя наметить правильную линию его воспита ния. Ведь изучение «социаль ной ситуации» предполагает не только анализ условий, в кото рых живет ребенок, анализ его отношения к этим условиям, но II выявление интересов уча щихся и создание на их основе в первую очередь и.менно ин тереса к учению. В текущем году в четырех школах II детском саду «Тере мок» нтестилеткн сели за пар ты. Создана неплохая матери альная база, учителя прошли курсовую переподготовку. Но и в этом вопросе есть спои труд ности: не всегда выдерживает ся режим дня шестилеток в Га гаринской и Знаменской шко лах, .не везде оборудованы С я н в а р с к о г о с о в е щ а н и я у ч и т е л е й во время урока учителя н уча щихся, выбрав оптимальные методы и приемы для решения. ставящихся задач. Бесспорно, открытый урок является важ нейшим средством повышения эффективности и качества учеб но-воспитательного процесса, верх’ней ступенькой роста учи тельского мастерства — сдела ла вывод учительница началь ных классов Новочемоданов- ской восьмнлетней школы А. Г. Мелехнна. Переход на усовершенство ванные программы способство вал то.му, что у учителей Лев- ТолстовскоГ!. ПервомаГшкой, ЗнамснскоГ!, 11опочет,1оданов- ской школ произошли качест венные изменения в отборе и использовании методических приемов обучения и воспитания учащихся, ' опп стали шире использовать методику словес ного обучения, работу с книгой, наблюдения н экспёрнменталь- ные занятия, письменные и графические упражнения, сме лее II .эффективнее вводить э.те- меиты проблемного обучения. По .многим продмогахм, в том числе по русскому языку п ли тературе, историй, географии, физике, повысилось качество знашн'| учащихся, упеличнлось число школьников, успешно справляющихся с контрольны ми работами, больше стало учащихся, показывающих проч ные, осознанные знания, изме нилась в сторону более подвиж ной и неформальной структура урока. Однако, отмечалось на сове щании, есть еще и такие учи теля, педагогические коллекти вы. которые не прониклись иде ями реформы, а то н просто не пони.мают ее роли в ускоре нии научно-технического прог- стоятелыю пополняли свои зна ния за счет дополнительной ли тературы. подготовки докладов, с6об1цеш1й. рефератов по изуча емой теме. И это несмотря на то, что, как отметила учитель физики Золотушинской сред- не(1 школы Г. М. Сычева, в до кументах о реформе школы важное место отводится разви тию самостоятельности школь ников, форсированию у них на выков" работы с учебниками, до полнительной литературой, со- премепными техническими сре дствами обучения. Песколы'го актшшзировалгюь деятельность методических об'ь- едниеши"! словесников по улуч шению качества преподавания литературы, повышению ее 1>о- ли в воспитании иравстпёииых идеалоп и .эстетических вкусов школьников. В большинстве школ усили лась практическая направлен ность обучения математике, физике, ХИ.М1Ш и биологии. Зна чительную часть \'рока учите ля отводят выполнению школь никами разнообразных \праж- неппй, решению задач, рацио нально используют эксперимент для более глубокого н осознан ного усвоения теоретических знаний.' Это интенсифицирует весь учебный процесс, повыша ет качество общеобразователь ной и трудовой подготовки шко льников. Вместе с тем, уровень подготовки школьников по пред метам' естественно-математиче ского цикла не всегда соответ ствует требовання.м сегодняш него дня. Не все учителя уде ляют должное внимание выра ботке у учащихся ,\мен1П1 прп.менять полученные знания на практике. Потребностью сегодняшнего дня является также создание спортивные площадки, не соот ветствует санитарным нормам пребывание детей на воздухе, недостаточно используются пре подавателями н воспитателями подвижные игры. Произошли определенные сдвиги в решении столь боль шой н сложной проблемы, как трудовое воспитание и обуче ние, профессиональная ориен тация школьников. Улучшена материальная база трудового обучения II производительного труда: построены мастерские в колхозе имени Ленина, заканчи вается строительство гаражей иа три бокса в совхозе «Пла мя», оборудовал стациоиариыГ! лаге1Ж труда н отдыха совхоз «Знаменский», произведена ре конструкция Николаевской на чальной школы под лагерь тру да II отдыха для учащихся Лов- Толстовской средней школы, оборудовано 95 рабочих мест для учащихся 9 —10 классов, которые получают трудовую подготовку по 17 специалыю- стям. Но при этом отдельные ру ководители базовых предприя тий II хозяйств формально от неслись к выделению рабо чих мост, не создали для про изводительного труда школь ников всех необходимых усло вий. Говоря о необходимости сов- .местнон продуманной и целе направленной работы школы и базового предприятия с целью успешного решения задачи подготовки школьников к тру ду в народнол! хозяйстве, сек ретарь партбюро колхоза «Крас ный путнловец» В. Д. Пантю- шин подчеркнул, что одно.му педколлективу сделать это не под силу. Колхо.э установил тесные связи с Первомайской средней школой, оказывает ей постоянную помощь в органи зации трудового воспитания, производственного обучения и профессионально!! орнентацнн школьников. в укреплешш учебно-матерпалыюй базы. На пример, в 19В5 году хозяйст- ВОЛ1 было приобретено и пере дано школе оборудования па сумму около пяти тысяч руб лей. оборудован кабинет ма шиноведения и сельскохозяй ственной техники, уголки про фориентации. Поэтому не слу чайно. что за годы одиннадца той пятилетки из 92 вып.хскни- ков школы 34 остались рабо тать на селе, п том чис.' и1с- стеро по направлениям м ,.хоза учатся в пузах и технииумэ'". девять — в Лев-Толст( сс' ом ОПТУ, Н все-таки в вопросе с ч еп- ления молодежи па селе рще много нерешенных пробле.м. Главная среди них — школа еще не стала полноправны.м це хом колхозного производства, ее заботы и нужды еще не ста ли заботами кюлхоза. Производительный труд стар- 1НСКЛР.ССИ1Ж-ОВ оргашкзован в большпнстпе спое.м не по про- сЬнлю трудового обучения. Осо бенно это касается сс.льскнх юнонюй, которые получают в основном специальность дояра, а не тракториста или шофера, слесаря или токаря. Нерешен ной пока задачей остается орга- инзацня производительного труда в зависимости от потреб ности в кадрах. Ученические производственные бригады вы ступают не как структурные подразделения колхозов I! сов хозов со своей техникой, зем лей II севооборотом, а как се зонные рабочие. Большую помощь педагогам ПО приобщению школьников к производительному труду ока зывают мастера-нястатшки, такие, как доярки М. В. Ва-^ зарнова н Р, .А. Мерзлнкина. телятница Н. Е. Морозова, то кари К. С. Вшшшков II В. С. Орлов, зоотехник 3. Е. Шува лова. Однако слабой стороной остается организация ознаком ления мастсров-наставников с основами педагогики н психоло гии, необходимыми им для то го, чтобы вырастить себе дей ствительно достойную смену'1 Об этом говорила бригадир ком плекса по откорму КРС совхо за «Лстаповс!снй» В. И. Пет рушина. Школьная реформа предус матривает I опешюе улучшение воспитательной работы с деть* ми во внеурочное время. В енп- зн с этим перед органами на родного обра.зоиаиня поставле на задача превращения каждой школы р пеетп мкттшоП воспи- тптел1иой наботы в микрора|'|- оие. Лейстпитрльио. располагая квалифицироваииы.ми педагоги- ческ-имм кадрами, соответству- Ю1ПСГ1 учебно-материальной ба зой именно школа в первую очередь способна направить воспитательную работу семьи, обществеииости и предприятий по месту ;1:ительг'^ва учащихся в нужное русло. Об этом гово рилось в выступлении дирек тора средней школы .Уо Л2 име ни Л. И. Толстого В. В. Хме- левской. Она отметила также необхо димость осуществления посто янной связи мрйщу школой, внешкольными и культурно- просветительными учреждени ями, организациями и предпри ятиями. Педагоги школы ведут секции и кружки в спорткомп лексе, школе и Доме пионеров, направляют работу общешколь ного родительского комитета. Однако увлечь мальчишек н девчонок романтикой, найти им дело по душе, не оставлять без шикмания пие школы обяза ны не только учителя, но п ра- ботши.и Дома пионеров, музы кальной школы, отдела ьу-яьту- ры, райкома к'омсомола, .мили ции. Значение методической ра боты с педагогическими кад рами, отметила в своем выступ лении заведующая отделом науки и х-чрбиых ззведриий об кома КПСС В. И. Курлова. особенно возрастает в свете требований реформы. Сегодня пока имеется немало примеров, говорящих о том, что методи; ческая работа проводится фор мально, в отрыве от конкрет ных .задач II потребностей учеб- ио-роспптателыюго процесса. Поэтому методистам отдела на родного образования необхо димо направить ее на развитие итиш ативи п творческого по иска учит(‘лей, чтобы в работе/ педголлективов было единство слова и дела, инициатива н от ветственность. требователь ность к себе и товарищам. На снимке (слева направо): учителя В. В. Белевич мч Перво майском, Н. В. Жаворонкова нз Топовской, Г. В. Прпбылова из .\1нтягннской, В. Д. Новикова из Головинщинской и В. С. Архнпки- ка изМнтягинской средних школ. Фото А. Гавриловой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz