Путь Ильича. 1986 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1986 г. (п. Лев-Толстой)

к ш к о л ь н о й Р Е Ф О Р М Е— Т В О Р Ч ЕС К И Й П О Д Х О Д ально-техническую базу, недо­ статочную обеспеченность на ­ глядными пособиями. Методический кабинет, су- ществующи!! в чЗнаменскон средней школе на протяжении пяти лет, оказывает учителям этой школы большую помощь в работе с нормативными доку­ ментами и разработке на их основе рекомендаций по сове)э- шенствованию урока, отметила завуч школы В. В. Тушова. На повышение ответственно­ сти учителя за качество своего труда в условиях претворения в жизнь реформы школы нап­ равлена и практика открытых уроков. В ходе подготовки и проведения таких уроков кая;- дый х’читель убеждается в то.м, каких высоких результа ­ тов можно добиться, хорошо продумав организацию работы Как уже сообщалось, 8 января состоялось районное совещание учителей. С докладом «О состоянии методической работы и мерах по ее коренному улучшению в свете Основных направлений рефор­ мы общеобразовательной и профессиональной школы» выступил заведующий отделом народного образования райисполкома М. А. РЫ Н Д И Н. ■у^ СПЕХ в осуществлении Ос- ^ новных направлений рефор ­ мы общеобразовательной п про­ фессиональной школы во мно­ гом зависит от заинтересован ­ ной и повседневной работы каждого педагога. Такова была главная мысль, прозвучавшая в докладе заведующего отделом народного образования райис­ полкома М. А. Рындина, вы ­ ступлениях учителей. Эту же мысль раскрывали и плакат над сценой: «Реформе школы —самоотверженный труд, твор; чество и инициативу учителя», и выставка в фойе Дома куль ­ туры, рассказывающая о рабо­ те, мастерстве и творчестве .лучших учителей раГюна. Полтора года коллектив пе ­ дагогов ]эайона трудится над 1,-орс1шой перестройкой учебно- воспитательного процесса, его интенсификацией, устранением шаблона и формализма, обеспе­ чением непрерывности воспита­ ния школьников как- в учебной, так н во внеклассной работе. При этом основные резервы повышения профессионального мастерства учителей заключа ­ ет в себе методическая работа. Методическая работа в шко- .лах раГюпа определяется зада ­ чами, спя,заниы.ми с реализаци ­ ей реформы в нсизнь. Строится она на основе анализа препода- патшя и качества знаний уча- П1ИХСЯ, их воспитанности. При отделе народного образования действуют три вида методиче- С1.НХ объедпнений: ра1’юнные. шк-олы1ые н .ме;кшколы1ые на базе опорных средних школ. Их работу иа общественных нача- ,чах направляют бБ педагогов. Методичсск-ие конференции, се- лчтары-практикумы, посещешге и анализ открытых уроков, пагемотренис трудных тем. сообщения об опыте, обзор иаучио-мотодической литера ­ туры. групповое и индивидуа ­ льное Ш 1 Ст) 5 ук-тирог.аш 1 е, защи ­ та гсфе)затов. творческ'ие ог- четы учителей — такювы фор ­ мы лгетолическо11 учебы педа ­ гогов района. Опыт по!:а:!ывает. чго осноп- 11ЫМ звеном в снсте.ме методи­ ческой работы II повышения квалификации учителей должна быть школа. А центральное место в постановке методиче­ ской работы школы занимает выявление, изучение и внедре­ ние педагогического опыта. З а ­ вуч опорной Лев-Толстовской средней школы В. В. Мнляева назвала учите.пей. чей опыт был в последние годы обоб­ щен, рассказала, как проводит­ ся обобщение опыта, какая ме­ тодическая помощь оказывает ­ ся малокомплектны.ч сельским шнола.м, входящим в состав кустовых методических объеди- неши! учителеГк Среди нере ­ шенных проблем она назвала: отсутствие в школе методиче­ ского кабинета, слабую матерп- ресса, воспитатели с чёрствой душой, формалисты, которые не проявляют инициативы, ве ­ дут обучение и воспитание, не выходя за рамки инструкции н разработок. И поэтому достиг­ нутый уровень работы в отдель­ ных шко.лах района еще не в П0ЛН011 мере соответствует по­ ложениям реформы, требова-: ния.м постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе. Так, значительной части учителей начальных классов не удалось обеспечить подготовку младших школьников на уров­ не программных требований. И.меются серьезные недостат­ ки в постановке преподавания обществоведческих дисциплин. На уроках преобладает вопрос- ноответный метод, исключаю­ щий возмо-жность полного логи­ ческого ответа,, раскрывающего не только знания, но и убен:де- ния учащегося. Слабо исполь­ зуется проблемный метод, осла ­ блены межпредметные связи. Отдельные учителя не добива­ ются того, чтобы ученики само- в школах психолого-педагоги­ ческой службы. Раскрывая ее роль в улучшении учебно-вос­ питательного процесса, завуч Топовской средней школы И. С. Жаворонкова от.метила, что без изучения каждым учителем «соцна.тьной ситуации» разви ­ тия ребенка нельзя наметить правильную линию его воспита­ ния. Ведь изучение «социаль­ ной ситуации» предполагает не только анализ условий, в кото­ рых живет ребенок, анализ его отношения к этим условиям, но II выявление интересов уча ­ щихся и создание на их основе в первую очередь и.менно ин­ тереса к учению. В текущем году в четырех школах II детском саду «Тере ­ мок» нтестилеткн сели за пар­ ты. Создана неплохая матери­ альная база, учителя прошли курсовую переподготовку. Но и в этом вопросе есть спои труд­ ности: не всегда выдерживает ­ ся режим дня шестилеток в Га­ гаринской и Знаменской шко­ лах, .не везде оборудованы С я н в а р с к о г о с о в е щ а н и я у ч и т е л е й во время урока учителя н уча ­ щихся, выбрав оптимальные методы и приемы для решения. ставящихся задач. Бесспорно, открытый урок является важ ­ нейшим средством повышения эффективности и качества учеб­ но-воспитательного процесса, верх’ней ступенькой роста учи ­ тельского мастерства — сдела ­ ла вывод учительница началь ­ ных классов Новочемоданов- ской восьмнлетней школы А. Г. Мелехнна. Переход на усовершенство­ ванные программы способство­ вал то.му, что у учителей Лев- ТолстовскоГ!. ПервомаГшкой, ЗнамснскоГ!, 11опочет,1оданов- ской школ произошли качест­ венные изменения в отборе и использовании методических приемов обучения и воспитания учащихся, ' опп стали шире использовать методику словес ­ ного обучения, работу с книгой, наблюдения н экспёрнменталь- ные занятия, письменные и графические упражнения, сме ­ лее II .эффективнее вводить э.те- меиты проблемного обучения. По .многим продмогахм, в том числе по русскому языку п ли­ тературе, историй, географии, физике, повысилось качество знашн'| учащихся, упеличнлось число школьников, успешно справляющихся с контрольны­ ми работами, больше стало учащихся, показывающих проч­ ные, осознанные знания, изме­ нилась в сторону более подвиж­ ной и неформальной структура урока. Однако, отмечалось на сове­ щании, есть еще и такие учи ­ теля, педагогические коллекти­ вы. которые не прониклись иде­ ями реформы, а то н просто не пони.мают ее роли в ускоре­ нии научно-технического прог- стоятелыю пополняли свои зна ­ ния за счет дополнительной ли­ тературы. подготовки докладов, с6об1цеш1й. рефератов по изуча ­ емой теме. И это несмотря на то, что, как отметила учитель физики Золотушинской сред- не(1 школы Г. М. Сычева, в до ­ кументах о реформе школы важное место отводится разви ­ тию самостоятельности школь­ ников, форсированию у них на­ выков" работы с учебниками, до ­ полнительной литературой, со- премепными техническими сре ­ дствами обучения. Песколы'го актшшзировалгюь деятельность методических об'ь- едниеши"! словесников по улуч ­ шению качества преподавания литературы, повышению ее 1>о- ли в воспитании иравстпёииых идеалоп и .эстетических вкусов школьников. В большинстве школ усили­ лась практическая направлен ­ ность обучения математике, физике, ХИ.М1Ш и биологии. Зна ­ чительную часть \'рока учите­ ля отводят выполнению школь­ никами разнообразных \праж- неппй, решению задач, рацио­ нально используют эксперимент для более глубокого н осознан­ ного усвоения теоретических знаний.' Это интенсифицирует весь учебный процесс, повыша­ ет качество общеобразователь­ ной и трудовой подготовки шко­ льников. Вместе с тем, уровень подготовки школьников по пред­ метам' естественно-математиче­ ского цикла не всегда соответ­ ствует требовання.м сегодняш­ него дня. Не все учителя уде­ ляют должное внимание выра ­ ботке у учащихся ,\мен1П1 прп.менять полученные знания на практике. Потребностью сегодняшнего дня является также создание спортивные площадки, не соот­ ветствует санитарным нормам пребывание детей на воздухе, недостаточно используются пре ­ подавателями н воспитателями подвижные игры. Произошли определенные сдвиги в решении столь боль­ шой н сложной проблемы, как трудовое воспитание и обуче­ ние, профессиональная ориен­ тация школьников. Улучшена материальная база трудового обучения II производительного труда: построены мастерские в колхозе имени Ленина, заканчи ­ вается строительство гаражей иа три бокса в совхозе «Пла ­ мя», оборудовал стациоиариыГ! лаге1Ж труда н отдыха совхоз «Знаменский», произведена ре­ конструкция Николаевской на ­ чальной школы под лагерь тру ­ да II отдыха для учащихся Лов- Толстовской средней школы, оборудовано 95 рабочих мест для учащихся 9 —10 классов, которые получают трудовую подготовку по 17 специалыю- стям. Но при этом отдельные ру ­ ководители базовых предприя­ тий II хозяйств формально от ­ неслись к выделению рабо­ чих мост, не создали для про­ изводительного труда школь­ ников всех необходимых усло­ вий. Говоря о необходимости сов- .местнон продуманной и целе­ направленной работы школы и базового предприятия с целью успешного решения задачи подготовки школьников к тру ­ ду в народнол! хозяйстве, сек­ ретарь партбюро колхоза «Крас ­ ный путнловец» В. Д. Пантю- шин подчеркнул, что одно.му педколлективу сделать это не под силу. Колхо.э установил тесные связи с Первомайской средней школой, оказывает ей постоянную помощь в органи­ зации трудового воспитания, производственного обучения и профессионально!! орнентацнн школьников. в укреплешш учебно-матерпалыюй базы. На­ пример, в 19В5 году хозяйст- ВОЛ1 было приобретено и пере ­ дано школе оборудования па сумму около пяти тысяч руб­ лей. оборудован кабинет ма ­ шиноведения и сельскохозяй­ ственной техники, уголки про­ фориентации. Поэтому не слу ­ чайно. что за годы одиннадца­ той пятилетки из 92 вып.хскни- ков школы 34 остались рабо­ тать на селе, п том чис.' и1с- стеро по направлениям м ,.хоза учатся в пузах и технииумэ'". девять — в Лев-Толст( сс' ом ОПТУ, Н все-таки в вопросе с ч еп- ления молодежи па селе рще много нерешенных пробле.м. Главная среди них — школа еще не стала полноправны.м це ­ хом колхозного производства, ее заботы и нужды еще не ста ­ ли заботами кюлхоза. Производительный труд стар- 1НСКЛР.ССИ1Ж-ОВ оргашкзован в большпнстпе спое.м не по про- сЬнлю трудового обучения. Осо­ бенно это касается сс.льскнх юнонюй, которые получают в основном специальность дояра, а не тракториста или шофера, слесаря или токаря. Нерешен­ ной пока задачей остается орга- инзацня производительного труда в зависимости от потреб­ ности в кадрах. Ученические производственные бригады вы ­ ступают не как структурные подразделения колхозов I! сов­ хозов со своей техникой, зем ­ лей II севооборотом, а как се ­ зонные рабочие. Большую помощь педагогам ПО приобщению школьников к производительному труду ока ­ зывают мастера-нястатшки, такие, как доярки М. В. Ва-^ зарнова н Р, .А. Мерзлнкина. телятница Н. Е. Морозова, то­ кари К. С. Вшшшков II В. С. Орлов, зоотехник 3. Е. Шува ­ лова. Однако слабой стороной остается организация ознаком­ ления мастсров-наставников с основами педагогики н психоло­ гии, необходимыми им для то­ го, чтобы вырастить себе дей­ ствительно достойную смену'1 Об этом говорила бригадир ком­ плекса по откорму КРС совхо­ за «Лстаповс!снй» В. И. Пет­ рушина. Школьная реформа предус­ матривает I опешюе улучшение воспитательной работы с деть* ми во внеурочное время. В енп- зн с этим перед органами на­ родного обра.зоиаиня поставле­ на задача превращения каждой школы р пеетп мкттшоП воспи- тптел1иой наботы в микрора|'|- оие. Лейстпитрльио. располагая квалифицироваииы.ми педагоги- ческ-имм кадрами, соответству- Ю1ПСГ1 учебно-материальной ба ­ зой именно школа в первую очередь способна направить воспитательную работу семьи, обществеииости и предприятий по месту ;1:ительг'^ва учащихся в нужное русло. Об этом гово­ рилось в выступлении дирек­ тора средней школы .Уо Л2 име­ ни Л. И. Толстого В. В. Хме- левской. Она отметила также необхо­ димость осуществления посто­ янной связи мрйщу школой, внешкольными и культурно- просветительными учреждени­ ями, организациями и предпри­ ятиями. Педагоги школы ведут секции и кружки в спорткомп­ лексе, школе и Доме пионеров, направляют работу общешколь­ ного родительского комитета. Однако увлечь мальчишек н девчонок романтикой, найти им дело по душе, не оставлять без шикмания пие школы обяза ­ ны не только учителя, но п ра- ботши.и Дома пионеров, музы ­ кальной школы, отдела ьу-яьту- ры, райкома к'омсомола, .мили­ ции. Значение методической ра­ боты с педагогическими кад­ рами, отметила в своем выступ­ лении заведующая отделом науки и х-чрбиых ззведриий об­ кома КПСС В. И. Курлова. особенно возрастает в свете требований реформы. Сегодня пока имеется немало примеров, говорящих о том, что методи; ческая работа проводится фор ­ мально, в отрыве от конкрет­ ных .задач II потребностей учеб- ио-роспптателыюго процесса. Поэтому методистам отдела на ­ родного образования необхо­ димо направить ее на развитие итиш ативи п творческого по­ иска учит(‘лей, чтобы в работе/ педголлективов было единство слова и дела, инициатива н от­ ветственность. требователь­ ность к себе и товарищам. На снимке (слева направо): учителя В. В. Белевич мч Перво­ майском, Н. В. Жаворонкова нз Топовской, Г. В. Прпбылова из .\1нтягннской, В. Д. Новикова из Головинщинской и В. С. Архнпки- ка изМнтягинской средних школ. Фото А. Гавриловой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz