Путь Ильича. 1985 г. (п. Лев-Толстой)
К р у г л ы й с г п о л ‘‘ г а з е т ы „ П у т ь И л ь и ч а “ ^ ______________________ ‘ Коллективный подряд: проблемы и суж дения Коллективный подряд, как наиболее совершенная форма органи зации труда, находит все большее распространение, постоянную про писку в хозяйствах нашего района. И теперь уже не звенья, а бри гады, отделения и в целом хозяйства переходят на новую форму ор ганизации труда, добиваясь заметных успехов в развитии сельско хозяйственного производства. Года три тому назад перешли на бригадный подряд и механиза торы Астаповского отделения совхоза имени Л. Толстого. Однако подряд в отделении не прижился, но нашел последователей в отдель ных звеньях. В чем причина? Чтобы ответить на этот вопрос, редакция газеты «Путь Ильича» решила провести с механизаторами и руководителями отделения встречу за «круглым столом», которая состоялась в Астаповском от делении совхоза. Ниже публикуются высказывания механизаторов и руководителей отделения по поводу бригадного подряда и редакционный коммен тарий. И. С. БУРКОВ, агроном от- И. н . ПАХОМОВ, звеньевой деления: кукурузоводов: — Опыт зьсна В. Ы. Штыр- копа убеждает, что переходить па подряд надо всему отделению. Я не стану называть какие-то показатели, которых добились .механизаторы этого звена, ска жу лишь о то.м, что считаю глав ным. А главное — у люде 11 за метно изменилось отношение к зе.мле, к использованию техники, удобрений. Они стремятся выра щивать высокие урожаи сахар ной свеклы с минимальными за тратами ручного труда. И в этом уже многого добились. В прош лом году на одном из участков свекловичницы лишь один раз прореживали посевы сахарной свеклы тяпками, а в нынешнем на 70 гектарах вообще обойтись без тяпок. У пас давно своих свеклович ниц нет, па пгрополку приезжают люди с предприятий райцентра. А тут появилась хорошая воз можность внедрить индустриаль ные методы возделывания сахар- 11011 свеклы, ЧТО само по себе да вно стало насущной необходи мостью. Кроме этого, члены звена по чти освоили четырехпольный се вооборот, то есть теперь сами выращивают предшествеппшш под сахарную свеклу, а зате.м после уборки готовят пашню. В предстоящем году опп впервые будут возделывать са.харпую свеклу па поле, где все делали сами; шюсплп удобрения, обра батывали гербицидами, пахали и культивировали. Раньше об :это.м свекловоды могли только мечтать. -А 1 сак работают люди в зве не? Если надо, то будут тру диться и ночью, не делят рабо ту на выгодную и невыгодную. Вот недавний пример. До выпа дения снега требовалось внести на поле удобрения. Днем этого нельзя было сделать — сыро. Так они выехали ночью и внес ли удобрения, потому что в это время был заморозок. Если бы они трудились не па подряде, то вряд ли стали бы это делать. Я за то. чтобы при пере.чодс на коллективный подряд сох'ра- ппть звеньевую структуру, что бы каждое звено отвечало за вы ращивание закрепленных куль тур, II чтобы можно было ОПРО СИТЬ за конечные результаты с конкретных лиц. — Я за то, чтобы при пере- .ходе на подряд' все работы де лались сообща, чтобы не было никакого деления на звенья: послали человека на какую-то работу, он должен выполнить ее добросовестно. Только так мы с.можем добиться того, чтобы за равный Труд люди получали рав ную оплату. А если оставить звенья, то надо добиться, чтобы каждое имело одинаковые условия. Я согласен отдать половину свое!! кукурузы звену Штыркова, а на шему звену пусть выделят по ловину сахарной свеклы. И так поделить все участки поровну, без обиды. Тогда можно посо ревноваться за ВЫС 0 К 1 Н 1 урожай. Сейчас равенства нет, Штыр- кову выделили лучшие зе.мли. Его звено выращивает сахар ную свеклу — самую ценную культуру. Члены звена са.мн го товят для себя поля, а нас не допускают, чтобы мы Помогали в че.м-то. Вот, напрп.мер, во вре- .мя уборки отказались, чтобы .мы вместе с ними косилн н об.мола- чивалн пшеницу. Все сами дела ли, а наши комбайны простаи- налп. Разве это правильно? Между прочим, кроме своих дел, они не отказываются от другой работы и получают за это зар плату. Из нашего фонда полу чают. Им. значит, можно полу чать двойную зарплату, а нам — нет. Еще раз повторяю, я за то, чтобы все было поровну. А са харную свеклу наше звено тоже может выращивать. В. Н. ШТЫРКОВ, звеньевой свекловодов: — Я не согласен с Пахомовым. Без специализации механизато ры не могут получить высокого урожая той нлн иной культуры. Да он и са.м давно выращивает кукурузу и только благодаря бо- лыпо.му опыту получает самые высокие в совхозе' у}мжак. С этим не поспоришь. При каждом деле должен быть мастер. Что касается работы в нашем звене, пря.мо скажу, она нелег кая. Во-первых, потому, что са харная свекла — культура, если хотите, деликатная. Она требует к себе постоянного внимания и не прощает небрежного отноше ния. Для нее II поле надо гото вить задолго до посева. А после сева надо суметь уберечь от вре дителей н сорняков. Приходится .много работать с ядохимикатами. Во-вторых, чтобы получить уро:жай, .мы взяли четыре.хполь- пын севооборот; 110 гектаров сахарной свеклы, по стольку же озимой пшеницы, чистого па ра и яровой пшеницы. Но в звене нас трое, нагрузка очень большая на каждого. Работать приходится от темна до темна, без вы.ходных. Все знают; если лото.м случается непогода, меха низаторы отдыхают, на поле ра ботать нельзя. А у нас есть рабо та в любой день. Нельзя в поле выезжать, занимаемся ремонтом техники. Не каждый такую наг рузку выдержит. Не зря пз зве на’ ушлн молодые трактористы Куренков н Кузнецов. Даром деньги в звене ннкто не получает. Дисциплина строгая, ■у пас не допустят, чтобы кто-то опоздал, прогулял или допустил брак. И пото.м .мы стараемся рас пределять нагрузку по справед ливости. Например, все знают, что при уборке свеклы самая трудная работа на ботвоубороч ной машине. Поэтому перед уборкой мы стараемся найти ему дело полегче, чтобы он мог по том трудиться производительно. Кроме этого, практикуем взаи мозаменяемость. Вот, например, одни культивирует пашню, вто рой подвозит удобрения. Ясное дело, у второго работа полегче. Ему мы предлагаем под.меипть на время первого, чтобы тот отдохнул. В общем, подряд — большое дело. Но я против обелличмг в работе. Каждый долясен отвечать за порученное дело. Н. Е. рист; КУЗНЕЦОВ, тракто- —Получается что-то непонят ное. Один будет отвечать за са харную свеклу, другой — за ку курузу. третий — еще за что- то. А кто будет заботиться о выращивании многолетних и од нолетних трав? Кто будет уби рать нх на сено? Между прочим, летом я работал на сенокосе и получил меньше других, У них :;аработок раза в три больше, чем у меня, потому что работа выгодная. А кто будет делать невыгодную? С весны до осени надо косить для скота «зеленку». Круглый год надо возить корма, да мало ли других забот на селе. Кто все это должен делать? Мое мнение: при работе на единый наряд не должно быть никаких звеньев, все должны трудиться сообща, никто не име ет права отказываться от вы полнения заданий. Зарплата че ловека должна зависеть от его труда, а не от того, что он де лал выгодную нлн невыгодную работу. В. Ф. БЕЛОВ, тракторист: —Работать надо как след.ует. п заработок будет. А то Ведь у нас есть такие люди, которые норовят сделать поменьше, а по- .Ц’чпть побольше. Бывает и того хук;с. Уедет человек на край поля и отдыхает там в свое удо вольствие, пока 1 никто не внднт. И такой работничек тоже рас считывает получить приличную зарплату. Нет, я с такими людьми не согласен быть в одной упряжке. Я за то. чтобы работать, так работать, а не искать выгоды. Лично у меня нет ни малейшего желания делиться своим зара ботком с тем. кто привык тру диться вполсилы. У нас в звене люди работают по-настоящему, никого не надо проверять, подгонять, никто не ог.лядывается на других. Три года назад всех перевели на подряд. Па собрании сказа ли: теперь будете работать по- новому. А по-новому не полу чилось. Кто раньше трудился до пота, тот так п работал, а кто не старался, тот п потом увили вал. Что же из этого получи лось? А то, что бригада распа лась. II если вновь бригаду соз давать, то надо учесть ошибки прошлого, улучшить организа цию п дисциплину труда, нала дить строгий учет, строго при менять КТУ... Н. Е. БИЗЯЕВ, бригадир; —Интересы подрядного звена не совпадают с интересами бри гады. На сенокосе они участву ют не все, потому что у них есть своп дела. На уборке хлеба убирали свою пшеницу сами и сами отвозили на Т-1,б0 зерно на ток. Л этот трактор нужен был для пахоты, зато грузовые автомобили стояли. II это не единичные примеры. Уж если переходить на подряд в'сем отде лением, то II работать сообща, иа единый наряд. А. Г. МАКАРОВ, управляю щий отделением: —У меня .пичио пет пи одного замечания к людям звена Штыркова. Работают они отлич но. Если бы все так работали, в отделении не было бы никаких проблем. Поэтому прп переводе всех полеводов на подряд не следует отказываться от опыта каждого звена. П очень хорошо, что об .этом мы начали разговор зимой. Впе реди у нас будет время, чтобы продумать, утрясти все спорные вопросы, которых оказалось не мало. Нечего скрывать, ь' отделении разные есть работники. Один не отказывается нн от какой рабо ты; получил задание и трудит ся, пока не выполнит его. А за другим глаз да глаз нужен. Та кой может отдохнуть в самую горячую пору и не выполнить .задание. Могут сказать: таких НУЖНО воспитывать? Правильно. Но лучший воспитатель — кол лектив. Вот и надо переходить на коллективный подряд, чтобы все работали одинаково добро совестно. Тогда н результаты будут, п ускорение будет. В двенадцатой пятилетке всем нам придется поработать упорно, чтобы добиться высоких показа телей. А пока у нас могут свои ми результатами похвалиться лишь кормозаготовители, кото рые запасли сена н силоса вдвое больше, чем по плану. Теперь надо бороться за высокий уро жай зерновых, картофеля, сахар ной свеклы. Будут высокие уро жаи, и это сразу же отразится на зарплате каждого. В общем' подряд нужно внедрять. В эти дни у Николая Федорови ча Ершова (на снимке) редко вы падают свободные минуты. Он по стоянно занят делом. То, надвинув на лицо щиток, сваривает какую- то деталь электросваркой, то в темных очках с газовой горелкой в руках примеряется, как эапла- вить трещину на трубке или дета ли из тонкого железа, И все полу чается у мастера. Если уж он за варит шов электродом, то будьте уверены: в этом месте деталь сно па не порвется нлн не переломит ся. .Может и тонкую работу де лать — варить трубы под давле нием, листовое железо. Но больше всего уважают Ни колая Федоровича в совхозе «Пла мя» за то, чго он безотказно де лает любую работу. Не случайно на ремонте сельскохозяйственной техники его считают незаменимым человеком. И это действительно так. На любой машине можно увидеть швы, сделанные электро дом или газовой горелкой. Это Ершов оставил свой автограф. Фото А. Гавриловой. СЛУЖАТ ЗЕМЛЯКИ Наш комментарий. Нельзя не заметить, что разговор .за «круглым столом* состоялся трудный н острый, что отношения между механизаторами, руководителями н специалистами слож ные. Есть II обиды, и зависть... Вряд ли это способствовало улучшению дел на производстве. А ведь этого не было бы, если бы три года назад при внедрении коллективного подряда в отде- .ченин не допустили формализма. Тогда перед посевной приехали сюда руководители совхоза и сказали, что теперь все полеводы будут трудиться иа единый! наряд. Мнения особо нн у кого не сирашнвали, нн с кем не по советовались. С тем п уехали. К слову сказать, люди согласились работать на подряде. 1 ю потом бригада распалась. Остались несколько звеньев. И еще остались с тех пор трения н разногласия, которые повторились за «круглым столом», потому что после того, как подрядная бригада распалась, да и позже никто пз руководителей и специа листов не удосужился поговорить с людьми, не помог нм разоб раться в том, почему не прижилась прогрессивная форма орга низации труда. Отличный звеньевой II, II. Пахомов. Он один нз опытных кукурузоводов в районе. Считается, что его звено работает на подряде. А кто работает вместе с ним? Он в звене один — сам над собой звеньевой. Естественно, многие работы делают за не го другие ме.ханнзаторы, не члены звена. Какой же это подряд: И представьте себе, за все эти годы никто из главных специали стов не подошел к Ивану Ивановичу н не помог ему создать настоящее звено. ' Др\тие беды в звене В. Н. Штыркова. Он сам подобрал людей. Но уж слишком велнка нагрузка на каждого члена звена. Даже самому Василию Николаевичу, человеку беспримерного трудолюбия.'физически сильному, подчас приходится нелегко. А взять такой вопрос, как вьтолнение работ по договору и без него. Тут полнейшая неразбери.ха. И тем не менее бухгалте ры н экономисты совхоза до снх пор не подумали о внедрении чековой формы оперативного контроля за деятельностью звень ев п бригад. Тогда бы люди счнташи затраты и совсем иначе строили свои экономические взаимоотношения. II миогне другие выводы можно сделать из беседы за ■круглым столом». Хотя бы то, что экономическая работа в совхозе слаба, что первичный учет запущен, что специалисты мало работают с людьлш. Думается, вопросы, поднятые в выст 5 'плениях механизаторов II специалистов отделения, найдут, наконец, ответ в конкретных делах руководства совхоза, направленных на внедрение прогрес- глшных <^рм организации труда, дальнейшее совершенствование хозяйственного мехашюма. На дальнем пограничье в адрес Лев-Толстовской средней школы с Дальнего Вос тока пришло письмо от команди ра пограничного подразделения, в котором проходит военную службу выпускник нашей школы Сергей Филатов. В мае нынешнего года он был призван в ряды Советской Ар мни. За это время Сергей закон чил школу сержантского состава сейчас песет службу на границе За этот небольшой срок зареко мендовал себя исключительно положительной стороны. Про грам.му пограничной службы ус вонл на «хорошо» и «отлично» проявил большое старание в ов ладенни военной специальное тью, прочно усвоил требования воинских уставов и служебных инструкций по выполнению обя занностей команднра-погранич- инка. Активно участвует в работе комсомольской организации под разделения, выступает на ком сомольских собраниях, вносит предложения по улучшению ра боты комсомольской организа ции, по улучшению несения службы, участвует в подготовке и проведении тематических вече ров, диспутов, выступает с док ладами на политические темы перед личным составом подраз деления. Командир подразделения сооб щает, что Сергей лично дисцип линирован, подтянут, выдержан. Среди старших командиров и подчиненных пользуется автори тетом. Таким мы представляли уви деть его, когда он учился в шко ле. Филатов всегда отличался серьезностью, старательностью, любил уроки истории и общест воведения, всегда с охотой вы полнял поручения ко.мсомольс- кой организации и учителей. Преподавательский состав шко лы гордится своим бывшим уче- ннко.м и желает Сергею Филато ву отличного здоровья и успехов в слч'жбе. А. БОЛЬНЫХ, учитель.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz