Путь Ильича. 1985 г. (п. Лев-Толстой)
З А В Т Р А — Д Е Н Ь У ЧИ Т ЕЛ Я СЕЯТЬ РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ О п о р а п а р т и и в воспитании молодеж и В 'п р е д д в е р и и каж дого п р а зд ника принято подводить итоги сделанного . Не я в л я е т с я исклю чением и в сен ародны й п р а здни к Д ен ь учи теля . Вот н есколько цифр . 2 4 ш ко лы ф ункциони рую т в наш ем районе: д е с я т ь средних , семь восьмиле-тних и сем ь начальны х . 2 4 6 педагогов заним аю тся обу чением I! воспитанием п о д р а с т а ющего поколения . И з них два у чи тел я имеют звани е « З а с л у женный у чи т ел ь С С С Р » , два — «С тарший учи т ел ь» . 21 — я в л я ются отличниками просвещ ения Р С Ф С Р и ССС Р . Эти сухие , на первый в згл яд , циф ры вы зы в аю т в каж дом из нас воспо.минания о и е забы ваа - мых и самых св е тлы х годах ж и з ни. об учи тел ях , научивш их лю бить Родину , о тли чать доброе от злого , зарони вш и х в души каяадого своего ученика т я г у к знаниям . Н ем ало добрых слов б ла год ар ности адр есов ан о сегодня ве т е р ан ам педагогического труд а В. А. Самохиной , Г. В. У л ано вой, А. Н. Томиной , К. В. Б ел о вой, Г. А. Ерш овой , Н. С. Пав ловой , II. С. Виш няковой , В. К. Обры валиной . А, А . А ртемовой , А. Н. Щ еголевой , Н. В. Ауло- вой. И. И. К у зовлевой . А. Я. Б ар ан овой . Н. И. Коротких , Е. Ф. Х ау стову , А. И. О сколко вой и многим другим . Приходит вр ем я , и уходят '•чителя на за сл уж енны й отдых . ?1о не поры ваю т п в атом слу чае со ш колой , остаю тся до конца учи тел ям и , людьми у в а ж аемы м и II в своем п ед ко л л ек тиве , и среди бывших учеников . Яти слова о А. В. Р яхов ской , Я. И. Ш ар ап о в е . А. И. К у зов левой. К аж дый год приходят в ш ко лу молоды е учи тел я . Б ол ьш ин ство среди них — люди доброго сердц а и щ едрой души , о ткры той детям,- Н абираю тся с помо щ ью н аставников опы та , уч атся пр еод ол ев ат ь трудности . К аж ды й новый учебный год о тли чается от п р еды дущ его но- вы.ми зад ач ам и , которы е стави т , перед педагогами жи знь . Сегод ня учи тельство района п р е тв о р я е т в ж и зн ь идеи | 1 еф ормы об щ еобр а зов а тельн ой II проф есси ональной ш колы , реш ения а п р ел ьско го (1 9 8 5 г . ) П ленум а ЦК КПСС . Р аб о та по коренной п ерестройке педагогического проц есса , борьба за повыш ение кач е с тв а зн аний проходит под деви зом ; «К аж д ом у педагогиче скому II трудовом у колл ективу — вы сокий уровень совместной работы по подготовке молодежи к жи зни и труду» . Идет второй год претворения в ж и зн ь ш кольной реф ормы . Многие педагогические ко л л ек тивы вступили в него, добив шись определенны х успехов. У лучш и л ась уч ебно -м атериаль ная б а за Топовской . Гагаринской и Золотуш инской срюдннх школ . Кром е того, в Г агаринской и Зо- лотушннской со здан а хорош ая б а з а по н ачальной военной под готовке и ф и зической к у л ь ту ре. О р гани зован а и успешно д ей ству ет психолого-педагогическая служ ба в Л ев -Толстовской ср ед ней ш коле . А М нтягинская от личается хорошей постановкой трудового обучения. Идет пер естройка и в органи зации работы с детьми и подро сткам и в свободное от зан ятий вр ем я . С этой целью & новом учебном году во всех ш колах р а зр або т аны единые р аспи са ния , где у к а зы в а е т с я вр ем я уч е бы . работы круж ков и секций , прои зводи тельного и общ еств ен но полезного т р уд а , общ еш коль ных и классных воспи тательных мероприятий . У чительство района в стречает свой проф ессиональны й п р а зд ник. н ам еч ая новые рубеж и сво ей д еятельности . Успехов вам в ваш ем благородном деле по вос питанию подрастающ его поколе ния! Одиннадцатый год работает воспитателем группы продленного дня Зинаида Тимофеевна Савосина. .Л ее общий педагогический стаж - 34 года. После окончания Чаплыгинского учительского института молодая учительница математики работала в одной нз сельских школ Рязанской области. Приехав в наш район, она учительствова ла в .Тстаповской восьмилетнен школе, а с 1967 года п по сегодняш ний день Зинаида Тимофеевна трудится в Лев-Толстовской средней школе. Была учителем математики, а сейчас она воспитатель группы II классный руководитель 6 класса. О себе Зинаида Тимофеевна рассказывает мало, все время пыта ясь уверить, что и рассказывать-то , в общем, нечего: «Работаю , как II все, люблю детей, люблю свое дело». Вот поэтому-то II уважаю т ее. скромную и исполнительную, умею щую найти подход к каждому своему воспитаннику, всегда готовую прийти па помощь к каждому, кому она в данный момент необ- .ходима. И школьный учитель, н воспитатель группы занимаются одним делом ---обучением и воспитанием учеников. Но есть в работе вос питателя своя специфика. Правильная организация самоподготовки, спортивного нлн клубного часа, необходимость создания в группе атмосферы взаимопонимания требуют от воспитателя в большей .ме ре. чем от учителя, знания индивидуальных склонностей н способно стей, характеров своих воспитанников. Лишь в этом случае удается сделать пребывание мальчиков и девочек в группе продленного дня насыщенным и интересным, развить у них интерес к учебе, научить их усидчивости, трудолюбию н работоспособности. Именно эти каче ства .характеризуют ветерана педагогического труда 3. Т. Савосину. Фото А. Гавриловой. На снимке: Юлия Федоровна Ананьина — учите ль русского языка и литературы средней школы Л" 42 имени Л. Толстого н классным руководитель седьмого «В» класса среди своих воспитанников. Фото А. Гавриловой. НА ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ У ш кольной р еф ормы д олго вр ем енн ая п рограмм а , в то ж е вр ем я в ее осущ ествлении в а ж ен каж ды й - день целенаправ,- ленной и активн ой работы к аж дого член а педагогического к о л л екти в а , направленной на ф ор мирование у уч ащ и х ся сам о с то я т ельн ого творческого мыш ления , трудолю бия II вы сокой г р аж данственности . П ервый ш аг на пути в оп лощ е ния в пр акти ку идей ш кольной р еф ормы длиной в учебный год сделан . К аким он бы л в нашей ш коле? В н ач але прюшедшего уч еб ного года каж ды й учи т ел ь про- ду 'мал стоящ и е пер ед тш з а д а чи, н ам етил пути и .методы сво его личного .участия в р е а л и з а ции ш кольной р>еформы. Осо бый упор был сдел ан на у си л е ние пр акти ческой нап р авл енн о сти пр еп одавани я учебны х п р ед м етов , обучение ш кольников са- мос.тоятельной работе с книгой , справочны .м м атери алом , с о с тав ление таблиц , схем , планов . Особое внимание педагоги стали уд ел я т ь подготовке у ч а щ их ся к трудовой д еятельности , с т р ем я с ь прювести своих воспи танников по ш кольной жи зни т ак , чтобы они были способны вы р або тать в себе о р гани за то р ские способности н стр ем л ени е труди ться на благо общ ества т ам , где это необ.ходнмо. Р еш ат ь э ту нелегкую за д ач у помогает п едагогам ш кольное 'с ам о у п р а в ление. Н адо с к а за т ь , что в ш коле есть н екоторы й опыт в органи зации жи зш ! и д ея тел ьн о сти у ч е нического ко л л ек ти в а на основе с ам о тар ав л еш гя в свете т р е ^ в а - ннй О сновных направленшй р е ф ормы . С ам оупр авл ени е прони к а е т во все сф еры ж и зни ш ко лы . Внося свой в к л ад в общие д ел а колл екти в а , наши уч ащ и е ся чувствую т с ебя хо зяевами ш колы . О ргани зация д еж у р с тв а , уб о р ки помещ ений , с ам ообслуж и в а ние , контрюль з а состоянием учебников , внешним видом и по ведением уч ащ ихся — полно стью л еж а т на комитете ком со мола и учком е ш колы . С воеобразно вто р га е т ся сам о уп р авл ени е и в учебный про цесс . Н а уро ках уч еш 1 кн а к т и в но по.могают учителю ; дем он ст рирую т дна- н киноф ильмы , го товят к ар ты н други е н а гл я д ности. досш,-. Ч лены учебного с ектор а по.могают в проведении олим пи ад по предм етам , кон тро лирую т у ч асти е ш кольников в рабо те прс 'дметных критиков. В н екл ас сн ая работа — п ров ед е ние вечеров , т ем атич еских ди с котек — полностью лежит на органах сам оуправления . Ведя поиск наиболее эф ф е к тивных путей р е али зац и и рефор- ,мы по вопросу трудового обуче ния н воспитания , педколлектив ш колы исходит из р еальны х , кон кретны х условий . Наши у ч а щ и е ся непосредственно т р у д я т ся на предприятиях и в о р гани зац и ях поселка : на почте, в цехе М осковского прюизводствекного объедин ения «С окол» , в боль нице , ап теке , детском саду . Про изводственное обучение с тарш е классни ков о сущ ествл яется по трем прюфилям : р ади о эл ек тр о ника, ш вейное дело , теп л о во з ное .хозяйство. С ер ье зно е отношение к о р г а ни зации прюизводствепного обу чения д ает свои р е зу л ь т аты . Еж егодно наши выпускники по ступаю т в Р я зан ский р ади о тех нический инст 1 гтут и радиотсх- Н 1 гческий техникум . Многие вос питанники ш колы свя зы в аю т свою ж и зн ь со ш вейным цехом М осковского прои зводственного объ един ения «С окол» , с цехом локомотивного депо. Вообще работу по прхх|)ориси- тации педагогический колл ек тив счи тает одной из главных . Важно , чтобы ученики получили крюпкио зн ания , но не менее в аж н о и д ругое — д ат ь им на- превлени е в жи знь , помочь в выборю прюфессии. З а сл у гой пед ко л л ек ти в а я в л я е т с я ориен тация па педагогические (в этом году восемь вы пускников поступили в педагогические ву зы , два — в педагогические училищ а ) и сель- ско .хозяйственные прюфессии (20 вьш ускников пода.ли зая в л ен и я в СПТУ ). Лю бовь к прюфессии и т р у д у . . . . Э тому способствует и ор гани зац и я л етних трудовы х от рядов старш екл ассни ков . Второй год на б а зе совхо за « Зн ам ен ский» дей ству ет ш кол ьны й л а герь тр у д а и отды ха «Ю ность» . Мииувши.м летом и бы вш ая Пле- м янни ко в ск ая ш кола , и п ри л е гающ ая к ней т ерри тория з ам е т но прюобразнлись; были пострхи ены с толовая , баня , беседка для отды ха , р а зби ты спортивн ая и т ан ц ев ал ьн ая площ адки , за а с ф а л ь ти р о в аны дорожки . Хорюшо труди ли сь с т арш екл ассни ки , об р аб а ты в а я кормовую свеклу , ос^тцествляя видовую прюполку зерн о вы х , выршщнвая капусту , о гурцы , помидоры . Все, кто по бы в ал в лагерю, считаю т , что дни , прюведенные зд есь , непос- рюдственное участие в труде . нужно.м и полезном лю дям , бы ли д.пя них хорошей п р о ^ й с в о их си л на взрослую жи знь . Военно-патриотическое воспи тание всегда я в л я е т с я одним из ван\нейших направлений пе дагогической работы . Центром ее в ш коле можно н а зв а т ь ком нату боевой и трудовой славы . В год 4 0 -л е ти я Победы она з н а чительно пополнилась , так как в ходе экспедиции «Л етопись Великой О течественной» было собрано много новых м а т е р и а лов , о ткры та новая экспозиция «Выпускникн военных л е т» , со сто ял а сь в стреча с вы п у скни к а ми военных лет. П атриотическому воспитанию у ч ащ их ся сл уж а т и р а зн о об р а з ные экскурюни, поездки , прово димы е на деньги , зар або танны е самими уч ащ им и ся . М альчики и девочки , отличивши еся не т о л ь ко хорош ей учебой , но н добро- совестны.м, с ер ье зны м отнош е ни ем к труду , в прошедшем учебном года- побывали в Воро неж е . Ясной Поляне , Москве, Л енинграде . П ож алуй , ни одна прюблема ш кольной рюформы не вы зы в а ет сто лько споров , как «ш ести л етки з а партой» . Но ж и зн ь идет вперюд, что недавно еще было экспериментом , сегодня становится трюбованнем дня . Ч етверты й год сущ еству ет у нас «нулевой» класс . О пираясь на некоторый опыт , можно ска зать , что р а зум н о е сочетание труда и отды ха , продум анность игровых мерюприятий позволили не « у к р а с ть детство» , как заяв л яю т некоторы е скептики , а р>азвить р ебят , у.меньшить н а гр у зк у при о в л а д е н ш м атери алом п ервого— тр етьего классов . Наши ш ес ти л етки чувствую т себя в ш коле , к а к дома: просторны е , светлы е , уютны е и кр)асочно оф о рм л ен ны е учебная , спортивн ая и и гр о в а я комн аты , сп ал ьня . К аж дый ден ь ш естилетки заним аю тся по сильным трудом . М альчики и девочки са.ми зап р а в л яю т свои кроватки , поливаю т цветы , вы- р ащ и в аю т л у к , убираю т в игрю- вои комн ате , у ч атся шить, вы ш ивать , вя зать . Н ем ал о сдел ан о з а год п ед а гогическим коллективом на пути ^ а л и з а ц и и ш кольной реф ормы . Не.мало ещ е сд ел ать предстоит. Но гл авно е — у чи т ел я ш колы хорошо понимают необходимость коренной перестройки о б р а зо в а ния и воспитания п одр астающ е го поколения , Л. ТРУНОВА, завуч средней школы № 42 имени Л. И. Тадстого.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz