Путь Ильича. 1985 г. (п. Лев-Толстой)
й Ш У Р0 ВЕ1 шт ЗА1 М в прошедшую пятницу состоялось пленарное заседание пв 1 у;то»- ского совещания учителей района. В его работе приняли участие учителя, руководители школ, воспитатели групп продленного дня и интернатов, пионервожатые, заведующие детскими садами, руко водители колхозов и совхозов, секретари партийных и ко.мсомоль- ских организаций, председатели исполкомов сельских и поселкового Советов народных депутатов. Собравшиеся приветствовали молодых специалистов, которых прибыло в район более 35 человек. Их сердечно поздравили с началом трудовой деятельности секретарь райкома КПСС Л. ЛС КУЗНЕЦО ВА, ветеран педагогического труда, отличник народного просвеще ния СССР, старший учитель Лев-Толстовской средней школы В. И. БОЛЬНЫХ, группа пионеров, октябрят и дошкольников. Молодым учителям на память об этом знаменательном дне подарили яркие осенние цветы и книги. С докладом «Итоги 1984—85 учебного года и очередные задачи по улучшению деятельности школ, внешкольных и дошкольных уч реждений» выступил заведующий отделом народного образования райисполкома М. А. РЫНДИН. цикла с основа.ми современного в новом учебном году перед промыш.ленного и сельско.хозяй- органами народного образова- ственного производства. цня ставится задача превраще- Говоря о том, что одни.м из нпя каждой школы в центр ак- важнейших направлений новы- тпвнон воспитательной работы с чайио нз 14 учеников пятого класса, в кото^юм он работает. 13 успевают 11а «.хорошо» н «от лично». Наряду с обычными ме тодами II приемами обучения шешгя качества учебно-воспита- учащимися в микрорайоне, наи- моГюе внимание уделяет выра- Г е н е р а л ь н ы й секретарь КПСС М. с . Горбачев, сказал, докладчик, выступая на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, отметил: «Мы нача ли школьную реформу, значение бота.ми, показывающих прочные, осознанные знания. При выборе методов и прие мов обучения лучшие учителя в первую очередь обращают вни мание на го, в какой мере они которой для будущего страны способствуют развитию у уча- трудно переоценить. И сейчас щихся познавательной активно- требуется не формально, а со- сти, интереса к обучению, на- держательно подойти к постав- выков са.мообризования, о ^ с п е - ленным задачам п кардинально чивают единство обучения и улучшить качество обучения и воспитания. Так работают учн- воспитання подрастающих поко- теля М. К. Алтухова (Ильин- ленпй, их подготовку к общест- ская) , В. П. Челюканова. Н. С. венно полезному труду». По- Павлова, М. М. Матюнина, В, И. давляющее большинство педаго гических коллективов школ рай она, работников внешкольных и дошкольных учреждений счита ют сегодня претворение в жизнь Основных направлений рефор мы общеобразовательной и про фессиональной школы делом первостепенной важности. Глав ное внимание педагогов сосредо точено на повышении качества учебно-воспитательного процес са. З анятия в школах проводятся по учебны.м программам, усо вершенствованным в свете Ос новных направлений реформы . По ряду предметов введены но вые фор.мы оценки знаний, уме ний и навыков учащи.хся. что способствует повышению п р ак тической направленности обуче ния. преодолению формализма и процентомании в оценке т р у да учащихся. Многие учителя твсрчески пересрранвают свою работу, умело связывают пре подавание своего предмета с ак туальными задачами коммуни- сЬшеского строительства. Особенно это отличает пед коллективы Знаменской. Топов тельного процесса в школе яв ляется открытый урок, М. А. Рындин напомнил собравшимся, что перед учительством района ставится задача с нового учеб ного года расширить практику проведения открытых уроков, уроков-консультаций. Второй год будет препода ваться в школах новый курс «Этика н психология семейной жизни». Чтобы курс достиг сво ей цели II способствовал л^шше- му решению пробле.мы подготов ки школьников к будущей се мейной жизни, в новом учебном году намечается наращивать его базу, приглаш ать для проведе ния урюков врачей, юристов, ро дителей. оолее полного охвата учеников во второй половине дня разно образными формами внеуроч ной воспптате.чьной работы, ко ренного улучшения воспитания учащи.хся по месту жительства, организации систематических з а нятий детей техШ 1 ческим и худо жественным творчеством, сель- ско.хозяйственным опь'иниче- ством, спортом, туризмом н дру гими занятиями по интересам. Советское общество к(ювно заинтересовано в крепком здо ровье и хорошем физическом развитии подрастающего поко ления. Поэто,му с нового учеб ного года вводится новая прог рамма по физкультуре, кото рая предполагает организацию Реформа общеоОразователь- ежедневных занятий, более эф- ной школы предполагает корен- фективное проведение уроков и \ лучшение трудового воспп- так называемых физкультурных ется в том что именно ное тания, обучения и профессио нальной ориентации учащихся. Говоря 0 0 этом, М. А. Рынднн от.метил, что в прошедшем учеб ном году активизировалась д ея тельность ученических производ- иауз, развитие разнообразных форм занятн!! физической куль та рой II спортом во внеурочное время. Главные ло.зунги момента, сказал в заключение докладчик. оотке у своих воспитанников на выков самостоятельной работы с учебником и справочной лите ратурой учитель географии 3. В. Потапова. Больших успехов до бивается Б развитии самоуправ ления классный руководитель пятого класса Г. М. Сычева. Председатель исполкома Га гаринского сельского Совета М. Я. Просветова в свое.м вы ступлении говорила о том, что заботиться о школе — значит, заботиться о завтрашнем дне села . Администрация совхоза, сельский Совет определенным образом шефствуют над школой, но все-таки мало еще выпускни ков остаются в родном селе . Не хотят молодые работать ни до ярками, ни свинарками. Причи на в первую очередь заключа- на этих С августовско го совещ ани я учи тел ей Больных (Лев-Толстовская), Л. П. Керимова, И. С. Ж аворон кова (Топовская), В. П. Че(рняе- ва (Астаповская), В. В. Б ел е вич (Первомайская) и Р. И. Ан дрианова (М нтяпш ская школы). В то же время проверка школ района показывает, что некото рые элементы знашп! усваива ются учениками механически, отдельные учащиеся с трудом устанавливают связь межд>’ ф ак тами, ие умеют использовать изучаемые правила, закономер ности, ие видят их проявления в реальных условиях. Так, учи теля Кругловской , 1\1 и т я г и н с к о й , Лстаповской, Домачевской, Го- .товннщинской. Кузовлевской школ не перестроили свою ра боту в соответствии с требова ниями реформы ш колы . 'У чащ ие ся этих школ имеют слабые зн а ния по ряду преддщтов. Каче ство знаний в прошло.м учебном ской и Лев-Толстовской средних год.у по району несколько сни- школ. У учителей этих школ зилось. наблюдаются сущ ественные ка- честаенные изменения в отборе и использовании методических приемов обучения н воспитания учащихся , ими шире и лучше используются методики словес ного обучения, работа с книгой. наблюдеш 1 я и эксперименталь ные занятия , письменные п гра фические упражнения , смелее и эффективнее вводятся элем ен ты проблемного обучеш 1 я. По многим предметам , в том числе по русскому язы ку и ли тературе, истории, географии, физике повысилось качество зн а ний учащихся , увеличилось чи сло школышков," успешно справ- ляющи.хся с контратьнымн ра- На Примере Головннщинской средней школы, педколлектив которой работает ниже своих возможностей, докладчик пояс нит, что мешает отдельным пед коллективам идти в ногу со вре менем. Д алее он раскрыл при чины низкого уровня работы отдельных начальных школ, от метил, что в средних и старших классах пока медленно повыша ется качество преподавания ли тературы и истории, .мало про является при этом педагогиче ской инициативы и творчества в выборе актуальных методов обу чения и воспитания. Слаба связь преподавания предметов естественно - .математического ственных бригад, лучше была развернута работа по созданию лагерей труда и отдыха, кото рых в районе работало восемь. Их участники обработали более 130 гектаров кормовой и сахар ной свеклы , вырастили овощи на площади 10 гектаров, осуще ствляли видовую прополку зер- нов^ 1 х культур. Кроме того, уча щиеся девятых классов работа ли доярками, помощниками ком байнеров. трудились на заготов ке кор.мов. Однако ученические произ водственные бригады еще не стали структурными подразде лениями коя.хозов и совхозов со своей техникой, землей н се вооборотом, а как бы являются сезоины.ми рабочими. Поэтому- то у ребят и нет стремления работать на конечный резуль тат. Есть боткн II в создании рабочих мест для старшеклассников. От дельные руководители, особенно это касается транспортного предприятия «Транссельхозтех- ноторые учительству района не обходимо сделать лейтмотивом своей подготовки к .ХХЛ'П съ е з ду партии, — это •творческш! труд, единство слова и дела, инициатива и ответствоппостъ, требовате.льность к себе и това- го-педагогпческой службы поде лилась зав у ! Лев-Толстовской средней школы В . В. Мнляева. участках сельскохозяйственного производства самые тяж елые условия труда, мало механиза ции, наиболее продолжительный рабочий день. Не все благопо лучно в совхозе II с созданием условий быта и отдыха молоде жи. Поэтому многое еще пред стоит сделать в этом напрввле- шш и администрации хозяйства. 11 исполкому сельского Совета. Воспитанию у учащихся соз- нателыюп дисциплины иа уро ках и во внеурочное время по святила свое выступление учи тельница Домачевской средней школы Л. 3 . Соловьева. Опытом постановки псн.чоло- рнщам. Первой в прениях выступп.ча завуч Топовской средней шко лы И. С. Жаворонкова. Она рас сказала о том, как осуществля ется педколлективом школы од но из основных положений ре формы — связь трудового вос питания и обучения школыш ков. Все учащиеся, мачииая с первого класса, занимаются об щественно полезным трудом. Са мые младшие — на пришколь ном участке, продукция которо го идет в школьную столовую, четвертого — восьмого классов — входят в производственную бригаду, рдботдют на прпшко- /-«•зттач .. .40 .,..>..4- участке, помогают совхо зу в обработке свеклы , вовремя уборки урожая. С душой, ответственно рабо- Дело это новое, по нужное, ск а зала она. Так. в документах о реформе П 1 К 0 ЛЫ говорится: «Признано необходимым улуч шать психолого-педагогическое изучение школьников на протя жении всего периода обучения, выявление их интересов н склон ностей, а также нзучеиис при чины отставания в учебе н не,до статков п поведенпи отдельных учеников, выбор наиболее .эф фективных путей! устранения этих явлений». Учитель русского язы ка и ли тературы средней школы № 42 имени .'1. И. Толстого Т. Я. Р у дакова в своем выступлении ос тановилась на вопросе формиро вания у учащихся коммунисти ческой убен.денности и актив ной жизненной позиции. Напомнив собравшимся о том, что 10 августа с. г. было опуб- ннка», узла связи, райпо, фор- тают мальчики п девочки, рядом мально отнеслись к вопросу с ними н в работе и во время введения в школах района про- отдыха находятся их учителя, изводнтельного труда, а там . Но результатов своего труда где рабочие места и были соз- они порой не видят. Так, школь- лнковано постановление ЦК даны, школьники только работа- никам был выделен земельный КПСС «О партийном руководст- ли, никакой учебы по и з б ^ н н ы м участок одни нз самых худших ве работой по осуществлению специальностям с ними не про- в совхозе. Нет у школы ни трак- рефор.мы общеобразовательной водилось, не были выделены тора, ни другой сельскохозяйст- и профессиональной школы в специалисты , не составлялись венной техники. Специалистами Горьковской области», директор планы занятий. Поэтому в по- хозяйства не проводились заня- Новоче.модановской восьмилет- вом учебном году намечается тня со старшеклассницами , ра- ней школы Р . П. Юрова именно провести аттестацию рабочих ботавшимп на молочнотоварной с позиций этого постановления мест, расширить сеть профес- ферме. Отсюда и результаты — попыталась оценить работу сво- снй, по которым будет вестись далеко не первые места заняли его педколлектива, поделилась обучение. в районных конкурсах юных с собравшимися своими успеха- _______________________ пахарей и животноводов, кото- ми и проблемами. рые проходили в мае. На совещании учителей высту- «Народный учитель — вая- пил председатель райисполкома тель Д 5’ховного мира юной лично- Александров. сти. дове 1 >енное лицо общества, которому оно вверяет самое до рогое, самое ценное детей, свою надежду, свое будущее*, говорится в Основных направ лениях реформы школы, сказа ла директор Золотушинской средней школы А. М. Расторгуе ва. Ее выступление было о том. каковы успехи и трудности у пе дагогов школы, работающих, как и все учительство района, над повышением качественного уровня обучения и воспитания. Так. говоря об учителе мате матики О. Л1. Гончарове, кото рый строит свои уроки таким образом, что весь новый мате риал усваивается учащимися в школе", она отметила, что не слу- В работе совещания приняли участие секретари райкома КПСС А. А. Залыгаев н Л. М. Кузнецова, заместитель предсе дателя райисполкома Н. С. С у воров, инспектор облоно В. М. Хомутинникова. На августовском совещании были вручены значки «Отлич ник просвещения СССР» В. И. Еольиых — учительнице Лев- Толстовской средней и М. К. Алтуховой — учительнице Иль инской восьмилетней школ, гра мота облоно и обкома профсою за работников просвещения — Р. С. Никишиной — заведую щей районным детским садом, медали «Ветеран труда» — группе учителей района. На снимке: участники августовского совещания учителей М. Г. Патякова, В. В. Мнляев,!, Т. В. Дубнкова, С. К. Вишняков, Г. А. Тарлыко= ., Г. Г. Куркш-.а н С. В. Чернова. Фото А. Гавриловой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz