Путь Ильича. 1985 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1985 г. (п. Лев-Толстой)

ОБРАЗ ЖИЗНИ — СОВЕТСКИЙ Н е знаю , что больш е всего повли яло на вы бор моей п ро ­ ф ессии , но многое р еш ало то, что род и л ся и вы рос в семье учи тел я . Поэтому ещ е с детства ]утвердилась во мне мы сл ь о том , что у ч и т ел ь с к а я проф ессия — с ам а я в аж н а я н н уж н ая из всех других . П ов зро сл ев , конеч ­ но, п ер е с т а л т ак счи тать , но при ­ вя зан н о с т ь к педагогической р а ­ боте от этого не ум еньш ил ась . II вот уж е прош ло 5 лет , как я сам преподаю машиноведение в Зн ам ен ской ш коле , куд а полу ­ чил н ап р авл ени е после окон ча ­ ния и н ду стри ал ьн о -п ед аго ­ гического ф а к у л ь т е т а Липецкого пединститута . Т о л ько тут в ходе своей практи ческой д ея т е л ьн о ­ сти понял , к а к м ало ещ е знаю и какого постоянного сам о сов ер ­ ш ен ствования тр ебу е т эта п ро ­ ф е сси я от каж дого учи теля . К аж ды й год и зм ен ейш о подвер ­ гаю тся м етодик а обучения , ш ко ­ л ьны е п рограммы и многое д р у ­ гое, что з а с т а в л я е т учи телей бы ть эрудированным и , настой ­ чиво зан им ат ь ся с ам о обр а зо в а ­ нием . Т ут , к а к говорится , если не идти вп еред , зн ачи т отстать . С п ервы х л ет работы я в зя л себе з а п рави ло чи тать как м ож ­ но больш е л и т е р а ту ры , причем не только по педагогике , а на самы е р а зн о об р а зны е темы , в Когда ты нужен людям том числе га зе ты и ж урн алы . П о сто янн ая осведо .мленность о последних собы тиях в мире , н а ­ учны х о ткры ти ях и технических достиж ениях помогает д ел а т ь уроки более ин тересными и со ­ д ерж а тел ьным и . Особенно м еня ин тересует р а ­ бота зар у б еж ны х коллег . Х оч ет ­ ся к а к ^^IОЖно больш е у зн а т ь о специфике , м етодах обучени я в их ш колах , подробности из ж и з ­ ни учи телей . С таким ж е ин те ­ ресом читаю об устрой стве сис ­ темы обр азов ан ия в кап и т али ­ стических стран ах , после чего невольно сравниваю ее с нашей , советской . Н едавно поп ала в руки кн и ­ га А. В. К у к ари н а под н а з в а ­ нием «П о т у сторону р а сц в е т а» , ко тор ая п рои зв ела на м еня о г ­ ромное впечатлени е . В ией ср е ­ ди других помещ ены вьщ ерж ки и з работ известного ученого из Ф ед ер ативн ой Р есп убли ки Г ер ­ мании Л . М аттиаса и ам е р и к а н ­ ского пи сател я А. Б а р а ч а , кото ­ ры е посвящ ены ан а л и зу си сте ­ мы обр азов ания , сущ ествующ ей в Соединенных Ш та т ах А м ери ­ ки. 51вляясь отнюдь не сторон ­ никами м аркси зм а , они тем не м енее вы нуж дены кон стати ро ­ в а т ь о больш их н едостатках в а.мериканскои системе п ро св е ­ щ ения . Этим при зн ани ям нет смы сла не верить . <•Зд ани е ш колы или ко лл едж а в А м ери к е не трудн о отличить от других , — пишут з а р у б еж ­ ны е авторы , — к а к правило , у них самы й запущ енны й вид. Впрочем , есть и великол епны е ш колы , но они д л я и збранных . Детя.м рабочих там вход з а ­ кры т» . С удивлением у зн а л и о том , что в СШ А проф ессия учи тел я — одна и з самы х м а л о у в аж а е ­ мых. «Н ав ерн о е , др евн и е р и м л я ­ не лучш е относились к рабам , учившим их детей , чем ам ери ­ канцы о тносятся к своим у ч и т е ­ л ям » . На этот счет там д аж е сущ ествую т поговорки: «К то ум е е т — д ел а е т , кто не умеет — учит» и «Д еньги не д ел ает , а ден ег стоит» (об учи тел ях ) . Д а , не повезло моим коллегам , что родились они в стр ан е и вы ­ росли в общ естве , которое не зн а е т дру ги х ценностей , кроме м а тери альны х , н в котором м е ­ сто ч еловек а опр ед ел яе т ся т о л ь ­ ко лиш ь его им ущ ественным по ­ ложением . После всего прочитанного п очувствовал какую -то особую гордость з а свою соци али стиче ­ скую Родину , страну , где не деньги , а сам ч еловек п р ед с тав ­ л я е т самую большую ценность . З аб о ту пар тии и п р ави тел ьств а чувствует каж ды й советский гр аж данин . Д аж е мой недолгий трудовой путь может служ и ть этому хорошим примером . В то вр ем я , когда мои з а о к е ­ анские сверстники после окон- чанпя учебных заведений м ечу т ­ ся в поисках работы , я уж е з а ­ ран ее зн а л о том , что буду т р у ­ диться . По при езду в село сов ­ хоз вы д ели л мне просторную благоустроенную квартиру . А в Ам ерик е многие из тех. кому все ж е уд ало сь найти рабо ­ ту по специальности , вскоре въш уждены бросить ее и идти мы ть т ар елки . М и зерн ая з а р а ­ ботная пл ата учителей и вы со ­ к а я к в ар ти рн ая пл ата позволяю т им едва сводить концы с кон ­ цами , при знаю т бу рж у а зны е ис ­ следователи . Т еп ерь о престижности про ­ фессии. Н а себе неоднократно почувствовал , что учи тел ь — один и з с амы х у в аж а ем ы х лю ­ дей на селе . Это вы р аж а е т ся в особенно теплом отношении к п р еп одав ател ям как родителей учеников , т ак и о стальны х с е л ь ­ чан . Люди, дающие зн ания д р у ­ гим , — т аки е ж е полноправны е гр аж д ан е стр аны , как и п р ед ста ­ вители о с т ал ьны х профессий . К ак к во здуху , при вы кли со ­ ветские люди к бесплатному обучению в ш колах . А в едь на это государство тр а ти т о гром ­ ны е средства . В Зн ам ен ской средней ш коле есть все необхо ­ димое д л я успешного п ров ед е ­ ния занятий . З а к у п л ены учебны е пособия , соврем енн ая мебель , спортивный инвен тарь , м у зы к а ­ льны е инструм енты , учебники . Все это с каж ды м годом обнов ­ л яется . Все больш ая забо та о ш коле п р о я в л я е тс я со стороны совхо ­ за . В этом году , наприм ер , по ­ строили .тагерь труда и отды.ха. У нас в ш коле очень дружны й педагогический коллектив . Мо- ,лодым у чи тел ям зд е сь всемерно о к а зы в а е т ся помощь, п оддерж ­ ка , в чем мне пришлось убе ­ диться на себе. А вот какой мо ­ р ал ьны й клим ат царит в ам е р и ­ канской ш коле : « ...У чи тел я р а ­ зобщ ены , более того, д аж е в р аж ­ дебны по отношению друг к д р у ­ гу , ведь каж ды й из них заним а ­ ет чье-то м есто ...» К счастью , мне и другим у ч и ­ т ел ям никогда не придется п е ­ р еж и ть чувства «лишних лю ­ дей» . Мы тв ердо зн аем , что очень нужны советским людям . И, зн а я , гордим ся этим . О. ГОНЧАРОВ, учитель . РЕЙД ГАЗЕТЫ «ПУТЬ ИЛЬИЧА»: ----------------------------------------КОРМА ЗАБОТА ГЛАВНАЯ Последнее поле В о скр е с ен ье — третий день был без дож дей . И это п о зв о л и ­ ло ко рм о заго тови тел ям колхо за имени К ирова у ско ри ть скир- довку сена однолетних трав . Н а ­ кан ун е они работали дотемна : сложили один стог II почти з а ­ кончили второй , но зав ерш и ть не успели — после захода солн ­ ца тр ав а с т ал а влажной Утром , когда роса сп ала , без пром ед ­ лени я приступили к делуч М ех а ­ ни за то р А. А. П арамонов по ­ догн ал ко.песный т р а к т о р со сто ­ гом етател ем к копнам II начал под ав а ть их на стог. З д е с ь же на подборе потерь тр у д я т с я по ­ мощники из райц ен тр а , кол.хоз- пики . З а ними за к р еп л ен а а в т о ­ м аш ин а , в ку зов которой они со ­ бираю т остатки сена с поля . — З д е с ь закон ч а т скнрдовку . — р а с с к а зы в а е т п р ед седатель колхо за В. М. .Алтухов. — ср а зу ж е п ер ейду т на второе поле. Т ам сено уж е подсыхает ... Н а последнем поле готовят ф рон т работ для скирдоправов м ех ани заторы С. Н. М артьянов II В. А1. Фомин . На колесных т р а к т о р а х с граблям и -ворош ил ­ кам и они пер евор ачиваю т ско ­ ш енную тр а в у , чтобы ее бы стрее продуло ветерком . Н а этом же поле на другой половине ходят два т р а к т о р а с косилками , кото ­ ры е докаш иваю т т р ав о см е сь на сено . — Сегодня к вечеру долж ны все скоси ть , — говорит моло ­ дой м ех ани за тор А л ек с анд р Бир- чиков . который недавно уволен в зап а с из армии и т еп ер ь хоро ­ шо труди тся на сенозаготовках . Он еж едн евно на 2 0 0 и более проц ентов вы полняет зад ан и я . К концу дня оуководи тели и сп еци али сты х о зяй ств а подвели пп едв ари тел ьны е итоги по з а к ­ ладк е сена и сенаж а . Сена мно ­ голетних и однолетних тр ав з а ­ скирдовано 2 4 0 тонн , плюс к .отому. на последнем кормовом поле соберут около 2 0 0 тонн, н ге е это составит "ве трети п л а ­ на. М аловато . В торого ско с а много.летнпх т р а в не будет , не гчп тая 10 -гектарного уч астка лю ц еокы . О стал ьны е поля мно- го.пптцпх т р ав зап аханы . Н е будет выполнен и план по - 'пготовкам сен аж а н монокоома. С ейчас па сспадг косят пеленлчо м а ссу тож е с того ж е п о сл едн е ­ г о поля . II больш е косить негде. На монокорм вге . что можно , собрано: поля зерн овы х обкош е ­ ны . на них сд ел аны прокосы . Т’оропе говоря , ."енокоспая поо :1 "ЛЯ нор.очемопапорпсв в основ ­ ном закон чен а . Т.эк счнтаю г Псе. в том числе п руководители хо зяй с тв а . С этим трудно с о г л а ­ ситься : а как ж е с выполнением плана по заготовкам сена? Ведь II то . что заски рдовано , н евы со ­ кого к ач е с тв а — третьек .дассное в основном . Зн ачи т , снова зимой главным кормом будет к у к у р у з ­ ный силос. Д ум а ет ся , з а выполнение п л а ­ на по заготовкам сена следует побороться. Р ан о стави ть точку , закон чи в уборку т р ав па пос ­ ледн ем поле. Есть п други е во з ­ можности . В частности , на од ­ ном конце последнего поля есть отли чн ая л уж ай к а , которая сплош ь за р о с л а р а зн о тр авьем . Почему бы ее не обкосить — сено тут будет замечате.дьным . А р а зв е это единственная .лу­ ж ай ка ? После дождей естествен ­ ные тр а вы р а зр о сли сь и по л у ­ гам , I! вдоль посадок . Все это надо косить и готовить сено для общ ественного скота на зиму . В колхо зе вот уж е ряд лет не обеспечиваю т скот достаточ ­ ным количеством кормов . С ледо ­ вал о бы лучш е исп оль зовать орош аемы й уч асток для с о зд а ­ ния прочной кормовой базы . Но он пока не д ае т отдачи , хотя и сп оль зу ется второй год. На нем р а зм ещ ены о зим ая пш еница и к у к у р у за . Пш еницу скосили на подкорм ку скоту , но много ­ летни е тр а вы не посеяли — пе ­ р ен если эту р аботу на весну . А это зн ачи т , что в будущ ем году орош аемое по.де не даст отдачи . М еш ает исп оль зовать о рош е ­ ние с полной отдачей неоргани ­ зованность . По с.довам главного агроном а Т. -А. Минаевой , хо те ­ ли по сеять на нем одно.детнне тр авы , но не успели внести на половине у ч ас тк а органические удобрени я . Н аво з есть н для второй половины орош аемого поля , но его пока не з а б у р т о в а ­ ли . Все это можно было бы ус ­ п е т ь сд е л а т ь при умелой органи ­ зации работы м ехани заторов . Б о л е е м есяц а ш ла за го товк а се ­ на в хо зяй стве . ч асты е дожди мешали . .А почему бы в то в р е ­ м я . когда па кормором поле бы ­ ло СЫ РО , не н ал ади ть д ело с в ы ­ возкой н аво за на орош аемы й участок? Р ейд о в ая бригада П 1ж длагает м аксим ал ьн о исполызовать для заготовок сена естественные тр а вы , навести порядок с испо­ л ь зов ани ем орош аемого уч аст ­ ка. Рейдовая бригада: И. Родио ­ нов, главный :^езтехних управ ­ ления сельского хозяйства рай ­ исполкома; И. Бнрчиков, В. Сграбнлова, народные конт ­ ролеры; В. Пожидаев, сотру . - ник редакции. НА ВОЗРОЖДЕННОЙ ЗЕ/ АЛЕ Белорусская ССР. Гомельская область. «Прадед мой, — расска ­ зывает правнучке Дарья Алек ­ сандровна Рудницкая, — с двумя братьями, сбежав от панской не ­ воли, посели.зся здесь, среди не ­ пролазных болот на песчаном буг ­ ре-островке. Я родилась уже на хуторе, разросшемся потом в де ­ ревню дворов так тридцати. .Хат­ ки, как по.мню, все соломон кры ­ тые. полы земляные. Коров па ­ стись через болота по узким гатям проводили. .А нынче, как в сказке. Заширье наше преобразилось. И мечтать даж е не могла я в моло ­ дости о жизни такой». Дарья Александровна — одна из старожилов поселка Заширье — центральной усадьбы совхоза «Ко:мм\'нист» Ельского района. Всего десять лет это.му молодо.му хозяйству, построенному мелио ­ ративным трестом «Главполесье- водстрой» в самой глубине непро ­ ходимых когда-то полесских бо ­ лот. 3.766 гектаров нынешних сельхозугодий совхоза —это осу ­ шенные земли. 2.200 гектаров — пашни, а остальное культурные па ­ стбища н сенокос. Рачительным хозяевам передали .мелиораторы это богатство. На месте бывших трясин растут те ­ перь хлеб н картофель, тучнеют пастбища, густым ковром зеленеет трава. Сполна отвечает возрож ­ денная земля на заботу о ней. В прошлом году, например, здесь со ­ брали небывалый для Белоруссии урожай сахарной свеклы по 927 центнеров с гектара. Совхоз продал государству за год более 500 тонн мяса, 1.500 тонн молока, 950 — зерна, 1.100 тонн картофе ­ ля. На пятьсот с небольшим рабо ­ тающих в совхозе — 430 квартир со всемй коммунальными удобст ­ вами. На двадцать лет вперед р а зр а ­ ботан Белорусским НИИ «Гипро- сельстрой» генеральный план раз ­ вития поселка Заширье. На снимках: Д . А. Рудпицк*я, отметившая недавно начало своего второго столетня, и ее правнучка пятиклассница Маша; в совхозе «Коммунист» появи ­ лись уже свои трудовые династии. Одна из них — большая се.мья Ллисейко, все взрослые члены ко ­ торой трудятся в хозяйстве; центральная площадь поселка Заширье. Фото и. Юдаша. (Фотохроника ТАСС). I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz