Путь Ильича. 1985 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1985 г. (п. Лев-Толстой)

к 4 0 - л е т и ю В е л и к о й П о б е д ы РАДИ СЧАСТЬЯ и АШ РА ЗГОВО Р уж е подхо- ^ * дил к концу, когда я попро ­ сила Сергея Васильевича р а с ­ сказать о своих детях и внуках. И тут одна деталь приятно уди ­ вила меня. Оказывается , Вялки- ны вырастили двух дочерей и двух сыновей: Галину, Светлану, Бориса и Сергея . Сейчас каж ­ дый из детей имеет свою семью и своих детей, причем из шести внуков С. В. Вялкнна четверых тоже зовут Сережами. Конечно, при желании в бо­ гатом русском язы ке можно бы ­ ло бы отыскать и другие краси ­ вые имена. II все-таки имя отца становится именем сына, а поз ­ же и внуков. Объяснение тому — желание детей выразить та ­ ким способом свою большую лю ­ бовь, преданность и 5 шажение дорогому человеку , во всех отно­ шениях достойному подражания. 5 м ая исполняется 50 лет с тех пор, как Сергей Васильевич сел на локомотив. Полвека из своих 68 прожитых лет отдал этот человек, ныне ветеран тру ­ да, отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта, работе на железной дороге. Сначала после окончания Ф ЗУ работал помощником машп- ниста паровоза и тепловоза , з а ­ тем, накопив необходимый опыт, стал самостоятельно водить со ­ ставы. П в грозные годы Вели ­ кой Отечественной остался он верен своему делу, являясь воином железнодорожных войск. Четвертый отдельный ж ел е з ­ нодорожный батальон , в которо.м начиная с 1938 года про.ходил действительную военную служ ­ бу Сергей Вялкнн, находился в Белоруссии, возле самой грани цы с Польшей. Солдатам-же- лезнодорожшшам случалось во­ дить грузовые и пассажирские составы и по своей территории, и по территории соседней стра ­ ны. .Сергей Васильевич чаще всего обслуживал .линию Брест — Барановичи . 22 июня 1941 года машинист вел свой состав по этому же маршруту. Но не успел он про ­ ехать и 50 километров, как в не ­ бе появились немецкие самоле ­ ты. Их было тридцать, н шли они ровным строем в направле ­ нии станции, которую совсем не ­ давно покинул состав. Обрушив на станцию запас своего см ер ­ тоносного груза , они принялись преследовать поезд , расстрели ­ вая его. Сергею Васильевичу и его помощнику приходилось манев ­ рировать , то ускоряя , то замед ­ л я я ход, а то и останавливаясь вовсе. Не успела улететь первая группа самолетов, как налетела вторая, затем третья ... и все пов ­ торилось сначала. К счастью, среди пассажиров жертв не бы ­ ло. Не посчастливилось лишь самому машинисту — две в р а ­ жеских пули застряли у него в области левого бедра. В госпиталь на станции Оси­ повичи, куда он был направлен , попали три бомбы. По счастли ­ вой случайности Сергей Василье ­ вич покинул его чуть раньше налета и благодаря этому остал ­ ся жив, хотя родителя.м его была направлена «похоронка»... Вместе с другими бойцами-же- лезнодорожниками раненый Сер ­ гей Васильевич выехал к месту формирования своей части. Единственное, что помогло ему в дороге, была шапка, наполнен ­ ная сахаром и кружка с водой, в которую он периодически ма ­ кал этот сахар , а затем клал его в рот, поддерживая таким обра ­ зом оставляющие его силы... Восемь лет н три месяца ока ­ залась по продолжительности служба военного машиниста С. В. Вялкина. А по длине она протянулась от Бреста до й1оск- вы и от Москвы до Кенигсбер ­ га. В составе шестой отдельной железнодорожной бригады под командованием генерал-.майора Д. А. Терехова сержант Вялкин не ра з получал благодарности за образцовое выполнение бое­ вых заданий командования на Западном , Калининском, Первом Прибалтпйско.м и других фрон ­ тах. Снабжение фронта боеприпа ­ сами и продовольствием , мини ­ рование и подрыв железнодо ­ рожных мостов, а прежде эва ­ куация своих грузовых и пасса ­ жирских составов, создание все ­ возможных препятствий продви ­ жению транспорта врага путем разруш ения железнодорожных линий, (и все это нередко под самым носом гитлеровцев) — вот те главные задачи, которые стояли перед воинамн-железно- дорожннками, выполнением ко­ торых занимался и Вялкин. Однажды он получил приказ; вывести с занятой, как предпо ­ лагалось, немцами территории оставленный поезд с эвакуиро ­ ванным грузом и доставить его на передний край нашей оборо­ ны. По предварительным дан ­ ным состав должен был нахо*' диться в 1 0— 15 километрах от станции Западная Двина. Д ерев ­ ня Западная Двина находилась в руках противника. Выслушав командира, Сергей Васильевич и его помощник по­ вели паровоз быстро в указан ­ ное место. Состава там не ока ­ залось. Пришлось углубиться в тыл противника. Состав был найден лишь в сорока километ ­ рах от Рж ев а на разъ езд е Еси- новское. «Продвижению парово ­ за немцы почти не препятствова ­ ли. А вот вывести целый состав вряд ли удастся незаметно», — думал Сергей Васильевич. К то­ му же стало известно, что на станции Западн ая Двина нахо ­ дятся переодетые в советскую военную форму немецкие солда ­ ты. Н вот состав приближается к станции. Подают знак об оста ­ новке. Но Сергей Васильевич не зам едляет хода. Тогда со сторо ­ ны деревни состав начинают об­ стреливать из минометов. К сча ­ стью, паровозу уже удалось набрать предельную скорость... И вот впереди станция Высо ­ кая , куда приказано привести состав. От того ли, что так р я ­ дом была смерть, или от силь ­ ного перенапряжения Сергей Васильевич- совсем забыл , что он должен сообщить о своем приближении зеленой ракетой. Спохватился , схватил ракету. Она оказалась красной, другую... и, наконец, выстрелил... Спустя некоторое время ко ­ мандир орудий, расположенных на подъездах к станции, сказал ему: «А ведь жизнь твоя, па ­ рень, висела на волоске, не вспомни ты о ракете ...» Военным машинистам часто приходилось ремонтировать па ­ ровозы , выведенные фашистами из строя, при отсутствии каких бы то ни было условий, под грохотом падающих бомб насту ­ павшего противника, под ра зры ­ вы снарядов, под свист осколков и пуль ... Депо Ховрино. С. В. Вялкин отремонтировал паровоз ЭГА- 5330 . З а своевременное выпол ­ нение задания он представлен командованием к ордену Крас ­ ной Звезды . Хорошо помнит ветеран тот день. Сам Михаил Иванович К а ­ линин вручал ему высокую пра- витеЛьс’Свейнуй награду. В от­ вет на теплые слова приветствия вместе с другими солдатами по­ клялся он тогда, что не сделает ни шагу назад. В- военном билете ветерана записан номер этого ордена -— 79 .960 . Ниже другой номер вто ­ рого ордена Красной Звезды , по ­ лученного им через год — 2 .248 .112 . Какое большое рас ­ стояние между двумя этими циф ­ рами за столь короткий проме ­ жуток времени , сколько стоит за ними мужественных героических поступков, смелых и отважных советских солдат и офицеров! Свято хранит Сергей Василье ­ вич и другие боевые медали «За оборону Москвы», « З а взятие Кенигсберга» , « З а победу над Германией», нагрудный значок «Отличный паровозник», кото ­ рый был вручен ему за своевре ­ менное выполнение заданий по перевозкам грузов в 1944 году. Многие эпизоды далеких во ­ енных лет надолго остались в па ­ мяти участника Великой О тече ­ ственной. Отступление немцев под Боб ­ руйском, когда вода в реке^ через которую пытались пере ' правиться фашисты, стала крас ­ ной от их крови... Стремительное наступление наших войск при взятии города Тильзита в Восточной Пруссии, когда, войдя в один из покину ­ тых жителями домов, солдаты увидели накрытый для обеда стол с шестью еще не остывши ­ ми тарелками супа... , Лагерь для военнопленных Майданек, его измученных, крайне истощенных узников, при взгляде на которых еще раз убедился в зверствах, творимых фашистами ... Фронтовых друзей; Ивана Ти ­ хоновича Тарасова, что живет сейчас в Мичуринске, земляка Сергея Васильевича Ведешина и многих других, с которыми приходилось делить пополам не ­ взгоды походной военной жизни. II еще очень многое помнит ветеран н никогда не сможет забыть . Этого забывать нельзя. Н ельзя ради счастья своих де ­ тей и внуков, ради счастья всех людей нашей планеты. ...Внучата часто приезжают к дедушке в гости. Кто-нибудь да обязательно попросит: — Деда, надень ордена. II Сергей Васильевич не мо ­ жет отказать ему в просьбе. II мне хочется, чтобы чаще надевали фронтовики свои орде ­ на, чтобы, глядя на них, к аж ­ дый из нас, не видевший войны, проникся огромным чувством благодарности, уважения и люб­ ви к ним за тот великий подвиг, который они совершили и ради каждого из нас. С. Л1ИХО. На снимке: С. В. Вялкин. Фото А. Гавриловой. ЧЕМУ УЧАТ ИТОГИ ГОДА Удачно сложился прошлый год для свекловодов. Все хозяйства перевыполнили план по прода ­ ж е государству сахарной свек ­ лы . Такой результат достигнут впервые. На редкость организо ­ ванно прошла уборка корней. Тоже впервые за многие годы продукция отправлялась на пе ­ рерабатывающие предприятия строго по графику^ В этом большая заслуга ме ­ ханизаторов колхозов, совхозов и авто.мобилистов транспортного предприятия «Транссельхозтех ­ ника». Здесь не последнюю роль сы грали дву.хсторонние договоры о соревновании, которые были заключены между уборочными отрядами и бригадами транс ­ портников. Обоюдная заинтере ­ сованность сторюн в четкой ор ­ ганизации уборки н вывозкп уро ­ ж а я д ал а замечательные р езуль ­ таты . С первых дней уборки свеклы водители большегрузных машин помогали механизаторам устранять поломки ботвоубороч ­ ных машин, погрузчиков и ком ­ байнов, а те в свою очередь стремились своевременно заго ­ товить достаточное количество прюдукции для отправки. Для этой цели практически в каж ­ дом хозяйстве свекловоды впер ­ вые внедрили полную механиза ­ цию уборжи корней. Особенно успешно организовали это дело П рибыльная культура звеньевые Н. Н. Петрушин, М. Н. Кузнецов нз совхоза «Ас- таповский», В. Н. Штырков нз совхоза имени Л. Толстого. В этих коллективах почти вся про ­ дукция отправлялась на свекло- пункт без доочистки. Внедрение этого метода да ­ ло отличные экономические ре ­ зультаты . Удалось до хшниму- ма сократить потери продукции. В целом по району некондици ­ онной сахарной свеклы было сдано всего 2 .616 тонн, в пять раз меньше, чем в 1983 году. Соответственно во столько же раз сократились недоплаты за реализацию неконщщнониой про- да'КЩ 1 и, которая оплачивается на 20 процентов ниже стандарт ­ ной. В прошлом году недоплаты по всем колхозам и совхозам со­ ставили всего 28 .673 рубля — это намного меньше, чем в 1983 году. Больш е всех понесли убыт ­ ки те хозяйства , где слабо внед­ ряли полную механизацию убор ­ ки, где свеклу доочищали свек ­ ловичницы, либо она долго ле ­ ж ала в поле. К таким относятся совхоз имени М. Горького (не­ доплаты составили 4 .299 руб ­ лей), сов.хоз «Пламя» (4 .549 рублей). Зато четкое соблюдение гра ­ фика сдачи большинством хо ­ зяйств принесло прибыль. З а выполнение плана реализации прод^тщин в период до 15 сен ­ тября хозяйствам начислено 32 .725 рублей. Эту доплату не полу 'шл лишь совхоз «Знамен ­ ский», где позже всех приступи ­ ли к ^'борке корней. Свекловоды всех хозяйств превысили уровень продажи са ­ харной свеклы по сравнению со срюднегодовы.м, достигнутым в десятой пятилетке . З а это, со ­ гласно известному постановле ­ нию, каждо.му хозяйству была начислена 50-процентная над ­ бавка з а прюдукцию, сданную выше уровня . "Особенно значи ­ тельные суммы поступили на счета колхозов «Родина» , « З а ­ веты Ильича», имени Ленина , совхозов «Асталовский» , «Пла ­ мя» . В целом по району з а счет 50-процентной надбавки начис ­ лено 996 .871 рубль. До этого мы вели речь в ос ­ новном о недоплатах и надбав ­ ках, которые стимулируют зем ­ ледельцев на достижение более высоких показателей н улучш е ­ ние качества реализуемой про ­ дукции II которые являются со­ ставной частью аграрной поли ­ тики нашей партии и государют- ва, направленной на коренное улучшение дел в сельском хо ­ зяйстве. В целом ж е за рюали- зацню сахарной свеклы на счета колхозов и совхозов поступили значительные суммы. Более 419 тысяч рублей получено колхо ­ зом «Родина», свыше 4 1 6 ты ­ сяч рублен начислено кол.хозу имени Ленина, почти 617 ты ­ сяч рублей поступило на счет совхоза «Астаповскин». Сахар ­ н ая свекла дала прибыль всем хозяйствам . По району з а про ­ даж у ее государству начислено 4 .9 7 6 ,7 7 3 рубля. Это самое убе ­ дительное свидетельство того, что в текущем году возделыва ­ нию этой культуры надо уделить еще больше вни.мания. И преж ­ де всего следуют обобщить и ши ­ ре распространить положи ­ тельный опыт в организации уборки урюжая и заготовок про ­ дукции. Этот рюзультат призы ­ вает по-настоящему борються за вырищивание высокого урожая. 3. ЖЕРНОВЕНКОВА, инспектор по заготовкам и качеству сельхозпродук­ ция. ВНИМАНИЕ: I П о И С К ! Совет ветеранов бывшей 350-й стрелковой дивизии ведет поиск своих воинов. В резуль ­ тате поиска стало известно, что среди пополнений личного соста ­ ва в разные годы Великой Оте ­ чественной войны были и жите ­ ли Липецкой области. Совет ветеранов подготовил и провел первую встречу бывшн.ч воинов дивизии в 1983 году в городе Житомире в честь сорока ­ летия освобождения горюда от врага и готовит вторую встречу, которая состоится в 1985 году в городе Аткарске Саратовской об­ ласти. Встреча будет посвящена 40-летню Победы. В связи с этим совет ветера ­ нов 350-й стрелковой Житомир ­ ской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого дивизии просит бывших фрюнтовнков, кто еще не имеет связи с сове ­ том, сообщить о себе по адресу; 4 4 2945 , Пензенская область, Бековский район, с. Пиша, Кози ­ ну Ивану Никифоровичу. Брянская область. За выдающи­ еся достижения в труде, обеспече­ ние устойчивого роста производст­ ва картофеля, овощных и техниче­ ских культур на основе внедрения прогрессивных технологий и повы­ шения производительности труда Государственной премии СССР 1984 года удостоен Г. А. Гуртовой (на снимке). В колхозе «Заветы Ильича» Климовского района он руководит полеводческой брига­ дой. Григорий Антонович хорошо знает каждое свое поле, где выра ­ щивают механизаторы зерно и кар ­ тофель, корнеплоды и овощи, фрукты п хмель и из года в год получают высокие урожаи. Пять медалей ВДНХ СССР за рекордные урожаи получили члены бригады. Труд ее руководителя отмечен ор ­ денами Ленина, Октябрьской Р е ­ волюции и «Знак Почета». Г. Л. Гуртовой изучает передо­ вой опыт, смело внедряет новую технологию н добивается высоких конечных результатов. Широкое применение нашел предложенный нм метод хранения картофеля в буртах, значительно снижающий потери. Кодхоз выполнил в 1984 году пятилетний план продажи карто ­ феля государству, н в этом нема­ лая заслуга Г. А. Гуртового н его бригады. Фото в. Углика. (Фотохроника ТАСС). Ответ получен в редакцию газеты поступило письмо жителей поселка, которые спрашивали; будет ли продолжен районный смотр художественной самодеятельности, посвященный 40-летию со дня Победы, какие коллективы и когда будут высту­ пать? На вопрос жителей ответил за ­ ведующий отделом культуры рай­ исполкома В. И. Бражников, ко­ торый сообщил, что смотр будет продолжаться с 27 января 1985 го­ да. На районной сцене выступят коллективы Новочемодановского, Ильинского, Домачевского сельсо­ ветов, райбольницы, ДРСУ, цеха локомотивного депо, дистанции пу­ ти. Заключительный концерт со­ стоится в мае, в День Победы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz