Путь Ильича. 1985 г. (п. Лев-Толстой)
А ТАНКИ ВСЕ ШЛИ ... На фронте, где исход боев решают не только люди, но и количество действующей, ис правной техники, без мастера- ремонтника просто не обойтись. Конечно, мастера бывают раз ные, но слова «мастер — золо те руки» — именно о нем, о Василии Григорьевиче Потапо ве, ...Каждый раз, как толъдо батальон, в которюм он нахо дился, получал новое пополне ние стальных боевых машин, у Василия Григорьевича появля лась ответственнейшая работа. В корюткий срок он должен был тщательно прюверить сна ряды, поступившие танки, соб ственноручно испрюбовать, на сколько метко они стреляют, исправны ли различные узлы пулеметов и т. д. Трудно сказать, сколько ста льных машин вернули в строй умелые руки мастера Василия Григорьевича Потапова. Види мо, очень много. Ведь за годы войны вместе с танковыми брн гадами он побывал в самых раз ных городах. До сих пор остался в памя ти ветерана такой эпизод. Не далеко от города Изюм, что в Донбассе, у небольшого ле сочка уж е несколько дней шли ожесточенные бои с прютивни- ком. С нашей сторюны вели бои две танковые бригады. Фаши стов было больше. Очень часто танки выходили из строя, да так. что не подлежали восста новлению. Но на этот раз сто яла задача во что бы то ни стало отбросить немцев, прор ваться вперед. Чтобы выпол нить эту задачу, выбывавшие из строя танки регулярно попол- ня.тись вновь поступавши.ми. У Василия Григорьевича и всего технического персонала не было ИИ одной свободной минуты. Необходимо было соб рать всю волю, снорювку, про явить мастерство.’ И им это уда.тось. Бон, носивший насту пательный характер, не оста навливался, в него вводились новые и новые танки. Фашисты не могли предположить, что бои ведут "^сего две танковые бригады, решили, что со сторо ны русских численность войск и техники значительно большая, чем у них. Н изнуренные дол гими боями, приняли решение отступить. С улыбкой вспоминает Васи лий Григорьевич и еще один случай. Хотя тогда было не до улыбок. В 1943 годулосвобожда- ли станцию Бело-Куракино, что неподалеку от Харькова. Так получилось, что почти по ловина станции была уже у на ших воинов, на другом же кон це ее еще находились фаши сты. А менсду ними — нейтра льная зона. Вот здесь-то, на этой нейтральной полосе, и остался после боя наш танк с подбитой! гусеницей. Чтобы фашисты не смогли использовать его пулемет про тив наших же солдат, поступил приказ с наступлением темно ты «обезоружить» танк. Сде лать это вызвался Василий Григорьевич. Риск в этом был немалый; совсем недалеко от танка прюхаживался немецкий часовой. Соблюдая все предо сторожности, В. Г. Потапов приблизился к танку, благопо лучно вытащил затвор. Но что бы освободить еще один узел, пришлось слегка по нему уда рить. На стук часовой сразу же оглянулся. И тогда находив шийся недалеко от Василия Григорьевича техник бригады негрюмко по-немецки обратился к часовому, предлон 5 ив ему пе реходить к нам. Иного выхода в этом положешш не было. Обычно фашисты очень зло реагирювалн на слова «Гитлер— капут» , но этот часовой, вы слушав нашего солдата, жеста ми показал, что у него дома двое малышей, и он хочет уехать к ним. Благополучно «обезору жив» танк, В. Г. Потапов вер нулся к своим, а неменкин ча совой, сделав вид, что ничего не прюизошло, продолжал не сти караул. За оперзацию по «разоружению» танка мастер старшин сержант В. Г. Потапов был награжден медалью «За боевые заслуги». После войны до 5 ’хода на пенсию ветеран работал ко.м- прессорщнком на молочном з а воде. Н. МИХАЙЛОВА. МЕХАНИК-ВОДИТЕЛЬ Свою боевую машину— тяже лый танк «КВ» А. С. Полежа ев получил в начале зимы 1941 года прямо с главного конвейе ра Челябинского тракторного завода. Тогда их только начали там выпускать. Учились водить тут ж е 1 !а заводском полигоне. II недолго — всего шесть дней. Задерживаться было нельзя, в это врземя вржг у)ре подбирался к Москве. Как механик-водитель, Анд рей Сергеевич сразу по-досто- инству оценил машину. В бою будет надежна, рзешнл он, лобо вая броня 9 8 миллиметров, та кую ни одним орудием не возь мешь издалека. Вот только ско рость была невелика, всего до 25 километров в час. Но это и немудрено, ведь в танке 40 тонн веса. Двигатель был мощ ным и надежным в работе. На этом танке вместе со сво им экипажем и пришлось вое вать все эти годы А. С. Полежа еву. После фскрмнрованпя тан кового полка, куда вошел и наш земляк, нх сразу же бросили 11 а оборону Москвы. Их часть стала для фашистов неожидан ной и грозной силой — совет ские машины оказались неуяз вимыми для вражеской ар тиллерии в открытом бою. В сражениях под Москво!! начался боевой путь ветерана. Вперюдн были бон на реках Старая Русса , Свирь, Волхов, на подступах к городу Тихвин и Новгород. Очень трудно про ходили тяжелые танки в этих болотистых местах. Сколько приходилось спиливать деревь ев для настила — не счесть. К тому времени фашисты уже приноровились бороться с на шими машинами. Чаще всего они пытались обойти танки с тыла, где броня была тоньше, и оттуда открывали огонь. Большой опасностью были для танкистов н солдаты, ата ковавшие бутылками с зажига тельной смесью. Не раз танки подрывались на специально устроенных М 1 гаах. Капсюль взрывателей не реагировал ни на пехоту, ни на автомашины, а действовал только при наезде на него танков «КВ» . Горько было расставаться со своими боевыми друзьями, с которыми пришлось вместе столько прой ти. Андрей Сергеевич По.тежаев — участник сражений за город Ленинград. Во время блокады танкисты помогали снабжать ле нинградцев продовольствием, ■узнав по сообщениям разведки, где нанболе» ' место у фа- туда ко лонну танков и прорывали коль цо. Через этот коридор несколь ко дней могли проходить наши машины с грузом для жителей героического города. Вместе с бойцами Северного фронта танкисты 20-го Гвардей ского танкового полка захва тили стратегически важную ж е лезнодорожную линию Ленин град— Москва. Механик-води тель Полежаев лично уча ствовал во взятии станций Чу- дово. Лесной Бор. форсировании реки Меты. Тяжелое сражение пришлось ему перенести в районе приго рода Ленинграда — Синявино. Там были особенно труднопро ходимые для танков «КВ» за болоченные места. Чтобы прой ти какой-нибудь кило.метр, при ходилось тратить по половине дня, под очень плотным огне.м противника. Вместе со своим экипажем А. С. Полежаев выполнял спе циальные ответственные зада ния. В одном из них нужно бы ло задержать до подхода наших войск немецкий бронепоезд, ко торый шел по железной дороге от города Новгорода на запад. Проходя, он ломал за собой весь путь спецпальны.мн крюками. Когда Андрей Сергеевич под вел свой «КВ» к бронепоезду, там сразу открыли сильный огонь. Танкисты поняли, что так они его не остановят, н решили действовать по-другому. Зайдя на три сотни метров вперед, во дитель поставил свой сорока тонный танк на рельсы и, вклю чив поворот, г^юеннцами разо гнул железнодорожную колею. Это и задержало фашистов. — В боевых действиях огром ное значение имеет личный при мер, — говорит ветеран, — до статочно одному проявить сме лость. совершить храбрый по ступок, как тут же его приме ру следуют остальные. ' Однажды экипажу предстоя ло первым опробовать только что наведенную переправу через рек\- Свнрь. Это потребовало большого мастерства и мужест ва от водителя. Но он сумел справиться с этой задачей. А. С. Полежаев прошел всю войну н демобилизовался в 1946 году. З а храбрость, проявлен ную в боях, награжден ордено.м Боевого Красного Знамени и медалью «За боевые заслуги». Механик-водитель тайка «’КВ», ветеран войны Андрей Сергее вич Полежаев был одним из миллионов защитников, не дав шим фашистам завоевать нашу Р одину . П. ЮРЬЕВ. Среди награжденных орденом Отечественной войны П степени н жи тель села Митягина Дмитрий Васильевич Пантюшин. Свой боевой путь ветеран начал ря довым пехотинцем. За храбрость, стой кость и .мужество награж ден орденами Красной Звезды, Славы III сте пени, медалями «За бое вые заслуги», «За взя тие Кенигсберга», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». «За победу над Япони ей», а также многими юбилейными. В послево енные годы до ухода на пенсию работал в живот новодстве колхоза име ни Ленина. Фото А. Гавриловой. В памяти — навсегда у памятника советскому вонпу- освободителю в Трептов-парке в Берлине. Фотохроника Т.АСС. ...Фронтовые годы. Никогда не изгладятся они из памяти ветеранов, всего нашего народа, заплатившего за Победу неимо верно дорогой ценой. Бережно хранят фронтовики документы военных лет — удостоверения к наградам — как свидетельства их мужества и отваги, как па мять о тех годах, когда защи щали они свою Отчизну. С гор достью храпит документы о награждении его боевыми меда лями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленин града» и участник Великой Отечественной войны, бывший рабочш"( КПТО Дмитрий Алек сеевич Голмаиов. Война застала его, когда проходил он действительную службу недалеко от Ленинграда. И потом, в пер’вые годы войны, он снова воевал в этом месте. Все пришлось познать молодо му арти.члеристу; п радость побед, II . горечь отступления. Пес.мотря на то, что солдаты храбро сражались, шли в бой, не щадя собственной жизни, от ступать все же приходилось. В самом начале войны враг имел немалые преи.мущества в тех нике и живой силе. Не обошли стороной и ране ния. Трижды за время войны был райей артиллерист, два раза — недалеко от Ленингра да. После непродолжительного лечения вновь вернулся сюда, был мино.метчиком. участвовал в обороне Ленинграда, северной его окраины. А потом вместе с частью был переброшен к Ла дожскому озеру. Было это в январе 1943 го да. когда готовилась операция по прорыву блокады, А через год Д. А. Голмаиов шел в ря дах наступающих наших войск, которые окончательно разгро- ^шли врага под Летшградом , очистили от гитлеровских зах ватчиков всю Ленинградскую область. На многих участках войны побывал впоследствии Дмитрий Алексеевич, но те страшные 90 0 дней блокады вспоминает он очень часто. Да разве мож но забыть такое! Долгие меся цы жизни в окопах, залитых водой, частые п жестокие бом бардировки. Когда шли в на ступление по прорыву блокады, приходилось по пояс, а иногда и выше, идти в болотной воде, да еще нести на себе оружие, вытаскивать пушки, минометы и снаряды. Просто нечеловече ские испытания выпали на д о лю наших воинов, но они, сол даты-победители, вынесли все. Пы помогли в этом сыновняя любовь к Родине, горячая вера в Победу. Именно там, в тяжелые дни блокады, стал Дмитрий Алексе евич Голмаиов коммуннсто.м, с честью пронеся это звание че рез всю войну и в послевоенное время. Вместе с боевыми товари щами он участвовал в разгроме врага под Нарвой, Таллином, освобождал земли Прибалтий ских республик. В феврале 1945 года Дмит рий Алексеевич был тяжело ра нен. Почти восемь месяцев на ходился он в госпитале и толь ко в октябрю сорок пятого вер нулся домой инвалидом второй группы. Но выдержал молодой организм, победил недуг. И Дмитрий Алексеевич смог вновь вернуться в рюдной коллектив, где трудился до ухода на пен сию. За это время к военным наградам прибавились награды трудовые. Вывший фронтовик и в работе продолжал оставать ся примером. Н. АЛЕКСЕЕВ. Незабываемая встреча 1 .' каждого, кому пришлось пережить войну, свои о ней вос поминания. Советские люди сра жались на фронтах, ковали по беду в тылу, почти целые сут ки проводя" у станков, в поле, на фермах. Но все они делали одно общее дело: приближали час освобождения нашей стра ны от ненавистного врага. Мне, машинисту бывшего па ровозного депо, как и .чноги.м др^ч^им товарищам по ра боте, пришлось водить поезда. Уже со второго дня войны по пал в колонну, которая предназ началась для' переброски к ли нии фронта техники, боеприпа сов. продовольствия, занима лась восстановлением железно- Iдорожного пути. : Много раз наши эшелоны попа- ; дали под обстрел фашистских Iсамолетов, своими глазами вн- I дел, как от ударов б о м б разру шались здания вокзалов, жилых домов. Никто не знал, вернешь ся ли из очередной поездки. Незабываем героизм и отвага наших солдат, самоотверженный труд во имя Победы граждан ского населения. В паровозных депо, где пришлось побывать, все железнодорожники одинако во относились к своему долгу: без каких-ллбо жалоб, в любое время бьии готовы вести оче редной эшелон. Часто между не дельными поездка.ми перерывы были всего по нескольку часов. За четыре года пришлось ра ботать с десятками людей. С особой теплотой вспоминаю свое го земляка и товарища по рат ному труду Михаила Алексее вича Чернавскова. С ни.м в.ме- сте мы уезжали из родного д е по, а затем после Победы вновь вернулись туда. Много осталось в памяти эпи зодов тех лет. Но один из них запомнился мне особенно. Было это спустя месяц после объяв ления капитуляции гитлеровской Германии. В паровозное депо небольшого польского города, где я в то время был на долж ности диспетчера, пришел ко мендант II потребовал в рейс два паровоза. Отдав соответствую щее распоряжение, я пошел на перрон.’ У вокзала стояло всего несколько класснььх вагонов, приче.м вокруг них было нео бычно много народ^^ Нз одного вагона вышел вы сокий, широкоплечий военный, со множеством боевых наград на груди, среди которых и две звезды Героя Советского Сою за. Это был маршал Константин Константинович Рокоссовский. На перрюне перед множеством советских бойцов он произнес речь. Он сказал, что советским правительством ему оказана большая честь — провести 24 ию.вд парад Победы на Красной площади в Москве, куда он и направляется в настоящее вре мя. Потом он горячо поблагода рил воинов за их героизм, ска зав, что людей, так преданно любящих свою Родину, невоз можно победить. ...На многие годы остались в памяти эти простые и понятные слова у каждого, кто в то вре мя там находился. После того, как отгремела война, и все верщ'лись к мирно му труду, я не переставал ин тересоваться ^ военной судьбой Рокоссовского, его дальнейшей жизнью. С болью в сердце у з нал в 1968 году о его с.мерти. Каждый раз, бывая в Москве, обязательно прихожу на Крас ную площадь, где похоронен маршал... Н. СОЛДАТЕНКОВ, ветеран труда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz