Путь Ильича. 1985 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1985 г. (п. Лев-Толстой)

А ТАНКИ ВСЕ ШЛИ ... На фронте, где исход боев решают не только люди, но и количество действующей, ис­ правной техники, без мастера- ремонтника просто не обойтись. Конечно, мастера бывают раз­ ные, но слова «мастер — золо ­ те руки» — именно о нем, о Василии Григорьевиче Потапо­ ве, ...Каждый раз, как толъдо батальон, в которюм он нахо­ дился, получал новое пополне­ ние стальных боевых машин, у Василия Григорьевича появля­ лась ответственнейшая работа. В корюткий срок он должен был тщательно прюверить сна­ ряды, поступившие танки, соб­ ственноручно испрюбовать, на­ сколько метко они стреляют, исправны ли различные узлы пулеметов и т. д. Трудно сказать, сколько ста­ льных машин вернули в строй умелые руки мастера Василия Григорьевича Потапова. Види­ мо, очень много. Ведь за годы войны вместе с танковыми брн гадами он побывал в самых раз­ ных городах. До сих пор остался в памя­ ти ветерана такой эпизод. Не­ далеко от города Изюм, что в Донбассе, у небольшого ле­ сочка уж е несколько дней шли ожесточенные бои с прютивни- ком. С нашей сторюны вели бои две танковые бригады. Фаши­ стов было больше. Очень часто танки выходили из строя, да так. что не подлежали восста­ новлению. Но на этот раз сто­ яла задача во что бы то ни стало отбросить немцев, прор­ ваться вперед. Чтобы выпол­ нить эту задачу, выбывавшие из строя танки регулярно попол- ня.тись вновь поступавши.ми. У Василия Григорьевича и всего технического персонала не было ИИ одной свободной минуты. Необходимо было соб­ рать всю волю, снорювку, про­ явить мастерство.’ И им это уда.тось. Бон, носивший насту­ пательный характер, не оста­ навливался, в него вводились новые и новые танки. Фашисты не могли предположить, что бои ведут "^сего две танковые бригады, решили, что со сторо­ ны русских численность войск и техники значительно большая, чем у них. Н изнуренные дол­ гими боями, приняли решение отступить. С улыбкой вспоминает Васи­ лий Григорьевич и еще один случай. Хотя тогда было не до улыбок. В 1943 годулосвобожда- ли станцию Бело-Куракино, что неподалеку от Харькова. Так получилось, что почти по­ ловина станции была уже у на­ ших воинов, на другом же кон­ це ее еще находились фаши­ сты. А менсду ними — нейтра­ льная зона. Вот здесь-то, на этой нейтральной полосе, и остался после боя наш танк с подбитой! гусеницей. Чтобы фашисты не смогли использовать его пулемет про­ тив наших же солдат, поступил приказ с наступлением темно­ ты «обезоружить» танк. Сде­ лать это вызвался Василий Григорьевич. Риск в этом был немалый; совсем недалеко от танка прюхаживался немецкий часовой. Соблюдая все предо­ сторожности, В. Г. Потапов приблизился к танку, благопо­ лучно вытащил затвор. Но что­ бы освободить еще один узел, пришлось слегка по нему уда ­ рить. На стук часовой сразу же оглянулся. И тогда находив­ шийся недалеко от Василия Григорьевича техник бригады негрюмко по-немецки обратился к часовому, предлон 5 ив ему пе­ реходить к нам. Иного выхода в этом положешш не было. Обычно фашисты очень зло реагирювалн на слова «Гитлер— капут» , но этот часовой, вы­ слушав нашего солдата, жеста­ ми показал, что у него дома двое малышей, и он хочет уехать к ним. Благополучно «обезору ­ жив» танк, В. Г. Потапов вер­ нулся к своим, а неменкин ча­ совой, сделав вид, что ничего не прюизошло, продолжал не­ сти караул. За оперзацию по «разоружению» танка мастер старшин сержант В. Г. Потапов был награжден медалью «За боевые заслуги». После войны до 5 ’хода на пенсию ветеран работал ко.м- прессорщнком на молочном з а ­ воде. Н. МИХАЙЛОВА. МЕХАНИК-ВОДИТЕЛЬ Свою боевую машину— тяже­ лый танк «КВ» А. С. Полежа­ ев получил в начале зимы 1941 года прямо с главного конвейе­ ра Челябинского тракторного завода. Тогда их только начали там выпускать. Учились водить тут ж е 1 !а заводском полигоне. II недолго — всего шесть дней. Задерживаться было нельзя, в это врземя вржг у)ре подбирался к Москве. Как механик-водитель, Анд ­ рей Сергеевич сразу по-досто- инству оценил машину. В бою будет надежна, рзешнл он, лобо­ вая броня 9 8 миллиметров, та­ кую ни одним орудием не возь­ мешь издалека. Вот только ско­ рость была невелика, всего до 25 километров в час. Но это и немудрено, ведь в танке 40 тонн веса. Двигатель был мощ­ ным и надежным в работе. На этом танке вместе со сво­ им экипажем и пришлось вое­ вать все эти годы А. С. Полежа­ еву. После фскрмнрованпя тан­ кового полка, куда вошел и наш земляк, нх сразу же бросили 11 а оборону Москвы. Их часть стала для фашистов неожидан­ ной и грозной силой — совет­ ские машины оказались неуяз­ вимыми для вражеской ар­ тиллерии в открытом бою. В сражениях под Москво!! начался боевой путь ветерана. Вперюдн были бон на реках Старая Русса , Свирь, Волхов, на подступах к городу Тихвин и Новгород. Очень трудно про­ ходили тяжелые танки в этих болотистых местах. Сколько приходилось спиливать деревь­ ев для настила — не счесть. К тому времени фашисты уже приноровились бороться с на­ шими машинами. Чаще всего они пытались обойти танки с тыла, где броня была тоньше, и оттуда открывали огонь. Большой опасностью были для танкистов н солдаты, ата­ ковавшие бутылками с зажига­ тельной смесью. Не раз танки подрывались на специально устроенных М 1 гаах. Капсюль взрывателей не реагировал ни на пехоту, ни на автомашины, а действовал только при наезде на него танков «КВ» . Горько было расставаться со своими боевыми друзьями, с которыми пришлось вместе столько прой­ ти. Андрей Сергеевич По.тежаев — участник сражений за город Ленинград. Во время блокады танкисты помогали снабжать ле­ нинградцев продовольствием, ■узнав по сообщениям разведки, где нанболе» ' место у фа- туда ко­ лонну танков и прорывали коль­ цо. Через этот коридор несколь­ ко дней могли проходить наши машины с грузом для жителей героического города. Вместе с бойцами Северного фронта танкисты 20-го Гвардей­ ского танкового полка захва­ тили стратегически важную ж е ­ лезнодорожную линию Ленин­ град— Москва. Механик-води­ тель Полежаев лично уча­ ствовал во взятии станций Чу- дово. Лесной Бор. форсировании реки Меты. Тяжелое сражение пришлось ему перенести в районе приго­ рода Ленинграда — Синявино. Там были особенно труднопро­ ходимые для танков «КВ» за­ болоченные места. Чтобы прой­ ти какой-нибудь кило.метр, при­ ходилось тратить по половине дня, под очень плотным огне.м противника. Вместе со своим экипажем А. С. Полежаев выполнял спе­ циальные ответственные зада ­ ния. В одном из них нужно бы­ ло задержать до подхода наших войск немецкий бронепоезд, ко­ торый шел по железной дороге от города Новгорода на запад. Проходя, он ломал за собой весь путь спецпальны.мн крюками. Когда Андрей Сергеевич под­ вел свой «КВ» к бронепоезду, там сразу открыли сильный огонь. Танкисты поняли, что так они его не остановят, н решили действовать по-другому. Зайдя на три сотни метров вперед, во­ дитель поставил свой сорока­ тонный танк на рельсы и, вклю­ чив поворот, г^юеннцами разо ­ гнул железнодорожную колею. Это и задержало фашистов. — В боевых действиях огром­ ное значение имеет личный при­ мер, — говорит ветеран, — до ­ статочно одному проявить сме­ лость. совершить храбрый по­ ступок, как тут же его приме­ ру следуют остальные. ' Однажды экипажу предстоя­ ло первым опробовать только что наведенную переправу через рек\- Свнрь. Это потребовало большого мастерства и мужест­ ва от водителя. Но он сумел справиться с этой задачей. А. С. Полежаев прошел всю войну н демобилизовался в 1946 году. З а храбрость, проявлен­ ную в боях, награжден ордено.м Боевого Красного Знамени и медалью «За боевые заслуги». Механик-водитель тайка «’КВ», ветеран войны Андрей Сергее­ вич Полежаев был одним из миллионов защитников, не дав­ шим фашистам завоевать нашу Р одину . П. ЮРЬЕВ. Среди награжденных орденом Отечественной войны П степени н жи­ тель села Митягина Дмитрий Васильевич Пантюшин. Свой боевой путь ветеран начал ря­ довым пехотинцем. За храбрость, стой­ кость и .мужество награж­ ден орденами Красной Звезды, Славы III сте­ пени, медалями «За бое­ вые заслуги», «За взя­ тие Кенигсберга», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». «За победу над Япони­ ей», а также многими юбилейными. В послево­ енные годы до ухода на пенсию работал в живот­ новодстве колхоза име­ ни Ленина. Фото А. Гавриловой. В памяти — навсегда у памятника советскому вонпу- освободителю в Трептов-парке в Берлине. Фотохроника Т.АСС. ...Фронтовые годы. Никогда не изгладятся они из памяти ветеранов, всего нашего народа, заплатившего за Победу неимо­ верно дорогой ценой. Бережно хранят фронтовики документы военных лет — удостоверения к наградам — как свидетельства их мужества и отваги, как па­ мять о тех годах, когда защи­ щали они свою Отчизну. С гор­ достью храпит документы о награждении его боевыми меда­ лями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленин­ града» и участник Великой Отечественной войны, бывший рабочш"( КПТО Дмитрий Алек­ сеевич Голмаиов. Война застала его, когда проходил он действительную службу недалеко от Ленинграда. И потом, в пер’вые годы войны, он снова воевал в этом месте. Все пришлось познать молодо­ му арти.члеристу; п радость побед, II . горечь отступления. Пес.мотря на то, что солдаты храбро сражались, шли в бой, не щадя собственной жизни, от­ ступать все же приходилось. В самом начале войны враг имел немалые преи.мущества в тех­ нике и живой силе. Не обошли стороной и ране­ ния. Трижды за время войны был райей артиллерист, два раза — недалеко от Ленингра­ да. После непродолжительного лечения вновь вернулся сюда, был мино.метчиком. участвовал в обороне Ленинграда, северной его окраины. А потом вместе с частью был переброшен к Ла­ дожскому озеру. Было это в январе 1943 го­ да. когда готовилась операция по прорыву блокады, А через год Д. А. Голмаиов шел в ря­ дах наступающих наших войск, которые окончательно разгро- ^шли врага под Летшградом , очистили от гитлеровских зах ­ ватчиков всю Ленинградскую область. На многих участках войны побывал впоследствии Дмитрий Алексеевич, но те страшные 90 0 дней блокады вспоминает он очень часто. Да разве мож­ но забыть такое! Долгие меся­ цы жизни в окопах, залитых водой, частые п жестокие бом­ бардировки. Когда шли в на­ ступление по прорыву блокады, приходилось по пояс, а иногда и выше, идти в болотной воде, да еще нести на себе оружие, вытаскивать пушки, минометы и снаряды. Просто нечеловече­ ские испытания выпали на д о ­ лю наших воинов, но они, сол ­ даты-победители, вынесли все. Пы помогли в этом сыновняя любовь к Родине, горячая вера в Победу. Именно там, в тяжелые дни блокады, стал Дмитрий Алексе­ евич Голмаиов коммуннсто.м, с честью пронеся это звание че­ рез всю войну и в послевоенное время. Вместе с боевыми товари­ щами он участвовал в разгроме врага под Нарвой, Таллином, освобождал земли Прибалтий­ ских республик. В феврале 1945 года Дмит­ рий Алексеевич был тяжело ра­ нен. Почти восемь месяцев на­ ходился он в госпитале и толь­ ко в октябрю сорок пятого вер­ нулся домой инвалидом второй группы. Но выдержал молодой организм, победил недуг. И Дмитрий Алексеевич смог вновь вернуться в рюдной коллектив, где трудился до ухода на пен­ сию. За это время к военным наградам прибавились награды трудовые. Вывший фронтовик и в работе продолжал оставать­ ся примером. Н. АЛЕКСЕЕВ. Незабываемая встреча 1 .' каждого, кому пришлось пережить войну, свои о ней вос­ поминания. Советские люди сра­ жались на фронтах, ковали по­ беду в тылу, почти целые сут­ ки проводя" у станков, в поле, на фермах. Но все они делали одно общее дело: приближали час освобождения нашей стра­ ны от ненавистного врага. Мне, машинисту бывшего па­ ровозного депо, как и .чноги.м др^ч^им товарищам по ра­ боте, пришлось водить поезда. Уже со второго дня войны по­ пал в колонну, которая предназ­ началась для' переброски к ли­ нии фронта техники, боеприпа­ сов. продовольствия, занима­ лась восстановлением железно- Iдорожного пути. : Много раз наши эшелоны попа- ; дали под обстрел фашистских Iсамолетов, своими глазами вн- I дел, как от ударов б о м б разру ­ шались здания вокзалов, жилых домов. Никто не знал, вернешь­ ся ли из очередной поездки. Незабываем героизм и отвага наших солдат, самоотверженный труд во имя Победы граждан­ ского населения. В паровозных депо, где пришлось побывать, все железнодорожники одинако­ во относились к своему долгу: без каких-ллбо жалоб, в любое время бьии готовы вести оче­ редной эшелон. Часто между не­ дельными поездка.ми перерывы были всего по нескольку часов. За четыре года пришлось ра­ ботать с десятками людей. С особой теплотой вспоминаю свое­ го земляка и товарища по рат­ ному труду Михаила Алексее­ вича Чернавскова. С ни.м в.ме- сте мы уезжали из родного д е ­ по, а затем после Победы вновь вернулись туда. Много осталось в памяти эпи­ зодов тех лет. Но один из них запомнился мне особенно. Было это спустя месяц после объяв­ ления капитуляции гитлеровской Германии. В паровозное депо небольшого польского города, где я в то время был на долж ­ ности диспетчера, пришел ко­ мендант II потребовал в рейс два паровоза. Отдав соответствую­ щее распоряжение, я пошел на перрон.’ У вокзала стояло всего несколько класснььх вагонов, приче.м вокруг них было нео­ бычно много народ^^ Нз одного вагона вышел вы­ сокий, широкоплечий военный, со множеством боевых наград на груди, среди которых и две звезды Героя Советского Сою­ за. Это был маршал Константин Константинович Рокоссовский. На перрюне перед множеством советских бойцов он произнес речь. Он сказал, что советским правительством ему оказана большая честь — провести 24 ию.вд парад Победы на Красной площади в Москве, куда он и направляется в настоящее вре­ мя. Потом он горячо поблагода­ рил воинов за их героизм, ска­ зав, что людей, так преданно любящих свою Родину, невоз­ можно победить. ...На многие годы остались в памяти эти простые и понятные слова у каждого, кто в то вре­ мя там находился. После того, как отгремела война, и все верщ'лись к мирно­ му труду, я не переставал ин­ тересоваться ^ военной судьбой Рокоссовского, его дальнейшей жизнью. С болью в сердце у з ­ нал в 1968 году о его с.мерти. Каждый раз, бывая в Москве, обязательно прихожу на Крас­ ную площадь, где похоронен маршал... Н. СОЛДАТЕНКОВ, ветеран труда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz