Путь Ильича. 1985 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1985 г. (п. Лев-Толстой)

—Мама, а сирена — это от слова «сирень»? — Нет, дочка. — А она пахнет, сирена? — Да, дочка. — Чем пахнет? — Войной... (Из разговора). 1-1 Е ПОМНЮ уж е , где и когда * * услышал я этот разговор, но в памяти моей он всегда а с ­ социируется с эпизодом из дет ­ ства. Был пятый год Победы. Бабушка моя, пережившая л е ­ нинградскую блокаду, вела м е ­ ня по Невскому. И вдруг из-за угла с воем выскочила ' пожар­ ная машина. Я не успел ничего сообразить, как уж е лежал на тротуаре, прикрытый бабуш- кины.м телом. Мгновением поз­ же она поставила меня на ноги и, в смущении оглядывая собравшуюся толпу, тихо, одни­ ми губами, произнесла: — Слышу, сирена... Налет... думала... Сирены военных лет, страш­ ный, ввинчивающийся в уши звук беды, за которым сл еду ­ ют тонкий свист падающих сна­ рядов, гулкие разрывы, чей-то истошный крик. Разве что в ки­ но слышали этот звук наши д е ­ ти! Но тем. чье детство опалили война, он навечно железным о с ­ колком впился в сердце. ...Первые военные месяцы. Тянутся по дорогам на восток вереницы беженцев, мчат по рельсам теплушки с эвакуиро­ ванными. Старики, женщины, дети... Много детей, судьбы ко­ торых в своей слепой жестоко­ сти искалечила война. Страна все делала, чтобы хоть в какой- то мере уберечь детей от стра­ даний. увезти их подальше от фронта. Отправкой детей в тыл НАВЕЧНО В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ Возвращенное детство занимались созданный на тре­ тий день войны Совет по эваку­ ации, партийные, советские и об- гцественные организации, тыся­ чи добровольцев. Поздней осенью сорок перво­ го фашисты, прорвав фронт, ворвались в .Ростов-на-Дону, недалеко от которого находился не успевший эвакуироваться детский дом. Руководство дома было в городе и вернуться не смогло. Всю ответственность по спасению детей взяла на себя двадцатилетняя комсомолка Шура (фамилию, к сожалению, установить не удалось). Време­ ни было в обрез, каждую мину­ ту мог появиться враг. И тогда девушка, собрав необходимые вещи, пешком отправилась с ребятами в долгий путь. Около месяца она шла с ними от села к селу. Местные жители корми­ ли детей, давали им одежду, обувь, лечили ослабевших и больных. Триста с лишним ки­ лометров прошагали двести ма­ льчишек II девчонок вместе с Шурой, пока не дошли до Ста­ линграда, где их посадили на автомашины и отправили в глу­ бокий тыл. Детей отправляли в тыл под огнем врага, порой прорываясь из окружения, ценой жизни. Только из Москвы и Ленингра­ да в первые месяцы войны бы­ ли вывезены 80 0 тысяч ребят. Поезда с эвакуированными по указанию Государственного 1-{о- митета Обороны пропускались со скоростью воинских эшело­ нов. Выезжа.ти детские дома, пионерские лагеря, санатории. И все же на оккупированной и осажденной врагом терри 1 Ю- рин оставалось немало детей. Но и здесь советские люди как мог­ ли заботились о них. воспиты­ вали у ребят любовь к Родине и ненависть к захватчикам, стойкость духа. Настоящий под­ виг соверщили врачи и воспи­ татели санаториев в Те(5ерде, где лежали дети с костным ту ­ беркулезом. Обманув фашистов, что болезнь эта заразная, они не пустили их в палаты. Т ер ­ ритория санатория оставалась советской. Не хватало еды и ме­ дикаментов, но детей продолжа­ ли лечить, читали нм книги о родной стране, учили их. Хрони­ ка военных лет оставила нам свидетельства о работе школ в катакомбах Керчи и Одессы, партизанских отрядах. 103 шко­ лы приступили к занятиям в первую осень блокады Ленин­ града. Нельзя без боли п вос­ хищения перюд мужеством д е ­ тей и взрослых читать строки из дневника погибшего ленин­ градского школьника Миши Ти- .хомирова: «1 8 декабря 1941 го­ да. Мороз полегче, ветра нет. В бомбоубежищах такой же хо­ лод. Писали контрольную по хи­ мии, руки закоченели... 2-4 д е ­ кабря. Сегодня узнали в школе о смерти учителя черчения. Это вторая жертва голода... Многие учителя еле-еле хо­ дят...» Страна истекала кровью, на­ прягала все силы, но даже в са­ мые тян^елые дни войны стара­ лась все лучшее отдавать д е ­ тям. В тылу строились новые детские сады и дома для бес­ призорных ребят, открывались новые школы н ремесленные училища, были созданы суво­ ровские п нахимовские учили­ ща, где мальчиков готовили к военной службе. Всего к концу войны в стране действова.то око­ ло 6 тысяч детских домов, на 4 .3 4 0 больше, чем в начале 1940 года, детские сады приня­ ли 1 .471 тысячу детей — на 3 0 0 тысяч больше, чем в 1940 году. Не прекращали работу в тылу многие детские клубы, стадионы, спортивные площад­ ки, пионерские лагеря... Война — это не только не­ устроенные судьбы. потеряв­ шие друг друга близкие люди. Война — это голод. И надо бы­ ло не просто устроить выве­ зенных в тыл детей, заняться их воспитанием п образовани­ ем, но и прокормить. И совет­ ские люди, сами недоедая, спасали детей от голода и бо­ лезней. Малышам до года отпу­ скалось специальное питание из детских кухонь, до трех лет — нз детских пищевых станций. Всего такое питание в конце 1942 года получали 4 3 0 тысяч ребятишек. Школьники еж е ­ дневно получали дополнительно 50 граммов хлеба н 10 граммов сахара. В 1942 году 4 миллио­ на ребят ели в шкЬлах горячие завтраки. Значительно повыше­ ны были против взрослых нор­ мы продуктов в детдомах. Иемал'о можно еще привести фактов, которые бы говорили о том. с какой заботой, теплом п любовью относилась страна к своим маленьким гражданам. Но хочется остановиться на одном, пожалуй, самом красноречивом и трогательном. Каждый год. начиная с первой военной зимы, повсеместно в городах и селах устраивались новогодние елки. Как н в мирное время, детей ожидали веселые представления II подарки. Да. детям нх'жны хлеб II одежда. Но им необхо­ дима — и, может, не меньше — >лыбка. Н страна, скорбя над миллионами погибших, дарила ее детям. В детских домах п се­ мьях, которые взяли на воспи­ тание ребят, чьи родители по­ гибли или пропали без вести, на предприятиях п в воинских частях, которые коллективно усыновили тысячи детей. Мальчишки и девчонки росли, мужали. Согретые теплом н за ­ ботой страны, они как могли — иа фронте н в тылу — прибли- зкалп Победу. Около 36 тысяч юных пат]эиотов за годы войны б 1 , 1 ли награждены орденами н мелалями. Ст))ана вернула им детство, II они ответили иа это верной сыновней любовью. Ю. ШАБАНОВ. Выступают агитбригады Закончился районный смотр детской театральной самодеяте­ льности и агитационно-художест­ венных бригад «Пусть будет мир!», посвященный 40-летию Победы. В смотре приняли уча­ стие шесть нз десяти средних школ района — Головинщии- ская. Золотушинская. Лев-Тол- стовская. Первомайская, Топов- ская, Домачевская средние и Новочемодановская восьми лет­ няя школы. Просмотрев все представлен­ ные на смотр программы, орг­ комитет пришел к единому мне­ нию: присудить первое место агитбригаде «Веселое отделе­ ние» Лев-Толстовскон, второе — Золотушинской, третье — агит­ бригаде «Ритм» Первомайской средних школ. Лгитбрнгадовцев Лев-Толстов- ской средней школы выгодно отличала единая форма одежды. Появившись на сцене, они сна­ чала рассказали зрителям о сво­ ей агитбригаде н лишь после этого приступили к освещению темы выступления. Прозвучали стихотворения и песни о про­ шедшей войне, частушки, были инсценированные отрывки, рас­ сказ о работе, проводимой учащимися школы навстречу приближающемуся ‘40-летпю Победы. Работа эта выражает­ ся, например, в активном уча­ стии в поисковой операции, в хо­ д е которой записаны воспомина­ ния 131 ветерана войны, прове­ дено 25 экскурсий в школьном .музее боевой славы, около 30 встреч учащихся с ветеранами. Участники агитбригады Золо- тушннскон средней школы так­ же и.мелп свою форму. Наряду со стихотворными отрывками в их программу вошли песни, пляска, частушки, небольшой инсценированный отрывок из поэмы А . Твардовского «Васи­ лий Теркин». Выл использован интересный краеведческий ма­ териал о жителях Золотухи уча­ стниках Великой Отечественной войны И. В. Пономаренко, Н. А. Киселеве, р . Д. Попове, о жен ­ щинах села, работавших в тяже­ лые военные годы тракторист­ ками. Школьная комсомольско-пио­ нерская агитбригада «Ритм» Первомайской средней школы использовала в своей программе магнитофонные записи музыки, под которую учащиеся исполни­ ли несколько”танцевальных но­ меров, песни афганской девочки о потерянном детстве. {Отличи­ тельной чертой этого коллекти­ ва были также красочные пла­ каты о предстоящем XII фести­ вале матодежп и студентов в Москве, призывающие к миру. В подготовку своего выступле­ ния они вложили немало выдум­ ки и творчества. Коллективы агитбригад Лев- Толстовской, Золотушпнской и Первомайской средних школ награждены дипломами и Почет­ ными грамотами оргкомитета. Остальные школы, приняв­ шие участие в смотре, пошли по наиболее легкому пути — они подготовили тематические лите­ ратурно-музыкальные компози­ ции. То есть осталась невыпол­ ненной одна из главных задач смотра — привлечение детских Ответ получен, меры приняты в № 5 нашей газеты был опубликован рейдовый материал под заголовком «НОВОМУ — ДОРОГУ», в котором рассказывалось о ходе зимовки скота в колхозе «Красный путиловеи», о том, что здесь не полностью использовались имеющиеся резервы и возмож­ ности, слабо внедрялись новые формы организации труда. Как сообщил председатель колхоза Б. И. Кузовлев, в настоя­ щее время на ферме внедрен коллективный подряд. На новую фор­ му организации труда переведено молочное животноводство и бри­ гады, занимающиеся откормом молодняка КРС. Трудностей при этом возникло много, но руководители и снециалнсты хозяйства настойчиво занимаются совершенствованием взаимоотношений хоз­ расчетных звеньев и бригад, активизировалась воспитательная ра­ бота с людьми. Значительно полнее стали использоваться имеющиеся резервы н возможности но увеличению производства продукции ферм. Колхоз досрочно выполнил квартальный план но реализации молока, мяса. ---------------------БЛАГОУСТРОИМ ПОСЕЛОК---------------------— - Об еща н и й мн о г о , дел пок а нет театральных коллективов и агнт-1 бригад к активному участию в ; подготовке н проведении правд -; нования 40-летня Победы. | Создание агитбригад и их | развитие в школах требует по - 1 мощи квалифицированных р а - ; ботннков культуры. I С. МИХО. I На снимках: на сцене агитбри­ гада «Веселое отделение- Лев- Толстовской средней школы. Фото А. Гавриловой. Это случилось совсем недавно в один из солнечных апрель­ ских дней. В смотровой коло­ дец, что находится недалеко от дома № 19 по улице М. Горько­ го. попала одиннадцатилетняя девочка Люба Е. Только по счас­ тливой случайности (девочку за­ метили находившиеся неподале­ ку рабочие домоуправления Ло 25) не произошло трагиче­ ского исхода п1Х)11сшеств11Я. А. Т. Пинтелнн, П. П. Сары­ чев, Н. II. Дьяконов и другие, не медля ни секунды, броси­ лись на помощь девочке. Вы­ мокшую II продрогшую, ее поса­ дили в машину и отвезли до­ мой. Все закончилось более пли менее благополучно. Хотя та­ кое «купание» в грязной и хо­ лодной воде не всегда проходит бесследно. II благополучный ис- хоц ни в коем случае не дол­ жен дать повод для спокойствия. Случай этот произошел не по причине детской шалости, а из- за халатности, безответственно­ сти взрослых людей, грубо нару­ шивших правила техники без­ опасности. С.мотровой колодец, принад­ лежащий ДРСУ. был вровень с краями заполнен грязной талой водой, не только не закрыт, но II даже не огорожен предупре­ дительными флажками. По про­ езжей части, пролегающей мимо :ттого лома, идти невозможно: сплошное грязное месиво, взби­ тое колесами машин, доходит взрослому почти до колен, а р е ­ бенку там и новее не пройти. Пытаясь хоть немного свернуть в сторону с проезжей части, д е ­ вочка II угодила в колодец. Вновь попробовав пройти этим маршрутом — от дома Л'Ь 19 до дома № 30 но улице М. Горь­ кого — мы так II не смогли по­ нять. каким же образом живу­ щие в этих домах люди иро.хо- дят по утрам на работу, а дети в школы и детские сады (а д е ­ тей в этих домах много). Терри­ тории, п)жлегающие к домам ДРСУ , райпо, ремстройучастка II швейного цеха № 7 , захламле­ ны. Здесь и глина, и песок, и битый кирпич, н куски проволо­ ки, короче, все, что осталось после завершения строительст­ ва этих домов. Все .это десяток раз перемешано с грязью, зем ­ лей. водой. А сейчас здесь н:е ведется строительство еще двух домов для (юмстройучастка и МПМК. Подвозят строительный .матери­ ал, выгружают рядом с грязны.м месивом, а зачастую и в него. Видимо, такое состояние дорог вполне устраивает руководете- лей, в чьем ведении находятся построенные и строящиеся до ­ ма. Обещаний от них о благо­ устройстве прилегающих к этим домам территорий было предостаточно. И в письменной, и в устной форме. Только суше и чище от них не стало. А жи ­ льцы продолжают ежедневно с детьми на руках по нескольку р>аэ «измерять» глубину гряз­ ной жижи, ежеминутно рискуя поскользнуться. Случай, произошедший с Лю­ бой Ё.. должен заставить, нако­ нец, принять конкретные меры. Н. МИХАЙЛОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz