Путь Ильича. 1985 г. (п. Лев-Толстой)
т о БЫЛА ^ту 1 ная, образо- ванная русская женщина, с ийгссякаемой силой воли и твердым характером. Она беско нечно любила своих детей и стремилась воспитать их чест ными, справедливыми людьми, умеющими отстаивать свои убеждения. Вместе с детьми она превратила пустырь возле дома в цветущий сад, сама учила малышей грамоте, а зи.м- 1 ШМИ вечерами придумывала для них игры. Она была надежной подругой своему мужу Илье Николаеви чу и часто, собирая его в оче редной отъезд по делам народ пого просвещения. снаряжала вместе с ним детей; пусть они своими глазами увидят и люд скую нужду, и теплые огоньки народных школ, которые созда вал их отец. Это она, Мария Александров на, во вьюжный январский день 188в года не находи.ча себе по коя от щемящей тоски, постоян но заглядывая в кабинет .мужа. Илья Николаевич писал годо вой отчет, подводя итог своей тридцатилетней подвижиическоГ! работе на нпве просвещения н с горечью сознавая, что это его последний отчет. И Мария Алек сандровна, которая не мень ше мужа радовалась открытию каждой новой школы.' теперь го! 5 евала вместе с ним, пони мая, что отлучают Илью Пико- К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М. А. УЛЬЯНОВОЙ--------------------------------------------------- М А Т Ь Л Е Н И Н А ла 1 2 июля 1916 года, когда наливались соком яблоки в са ду. и колосилась пшеница. 3 апреля 1917 года Влади мир Ильич вернулся в Россию. В заряженном революционной энергией Петрограде, встре ченный многотысячными ыас- матро- лаевича от любимого дела, вы- А нуждают уйти в отставку... сын Умер Илья января 1886 Александровна осталась одна с ни, и без колебаний пошла вые шестерыми детьхги. Вернувшись сте с ип.ми. Их вера стала ее жет быть, при более частой пе- с балкона дворца Кшесинско 1 1 . с похорон домой, она прикрепи- верой, их цель стала ее целью, реписке ты будешь чувствовать Утром изложил питерским боль- ла к своему поясу часы мужа. Мария Александровна хранила себя все же несколько менее шевпка.м своп взгляды на со- Настал ее час вести детей даль- письма, нелегальную литерату- тоскливо...» (Поли. собр. соч ше... ру, часами просиживала в при- т. 5 5 , с. 327). через полгода и второй несколько слов, моя дорогая. Владимир, оказался в чтобы знать, здорова лн ты и салш рабочих, солдат, Нико.лаевич 12 тюрьме. Мать поняла, что дети как себя. чувствуешь, — есть сов, он в ту же ночь неодно года, пМария избрали свой, иной путь в жиз- ли какие новости; есть ли зна- кратно выступал перед делега комые у тебя в Саратове. Мо- циями на вокзале, с броневика А еще через год она сидела в емпых присутственных мест. II сумрачном зале Правительству- уже не молила, а требовала, бо- ющего сената, отделенная от ролась за право детей полу- старшего сына Александра чнть образование, добивалась барьером и стражей, потрясен- освобождения пх из тюрьмы, ная н понимающая, что проща- изменения места ссылки... Бо- ется с Сашей навсегда. лее двадцати арестов членов Пришла одна... Ушла одна... своей семьи пере'жила Марня Чем измерить путь, который протоптала мать к тюрьмам с узелком, а то п сразу с четырь мя в руках! За последние двад цать лет жизни в ее паспорте более сорока штампов о про писке. Она спешила к тому из бытия, программу соцпалнстнче- ской революции, известную те перь как Апрельские тезисы. Предстояло еще одно выступле- нпе. Есть час свободного вре мени. Владимир Ильич шел по ули цам Петрограда, еще и еще раз мысленно возвращался к II рядом никого. II не было в Александровна. И часто остава- Детей, кому была больше нуж- своим тезисам и... искал цве- па. П очень тосковала о Влади- ты. мире силы, которая могла бы лась совсем одна... Владимир Ильич понимал всю с которым эмиграция раз^ тяжесть ее одиночества. Вот лучила ее на долгие годы. В выдержка из одного его письма „ матери' поехала в Стокгольм на встречу *До]зогая лшмочка! На днях с ним и впервые слушала его ппсал тебе но повода арес'н» 1 ю собрании большевиков. Тог- Маняши и -Ушоты. Хочется по- да-то п поняла всем сердцем, говорить еще. Боюсь, что ты что ее сыну Владимиру сужде спасти ее сына и вызволить нз тюрьмы дочь. Сашу казнили. Айну приго ворили к пятилетней ссылке... Вернулась из Петербурга а Симбирск, когда в саду цвели вишни. А дети встретили седз'то мать. «Свет» отвернулся от мате ри «государственного престуте чувствуешь. Я спрашивал в пре иостн и одиночества, что его ника». Многие родственники дыдуще.м письме, есть ли сто мечта о новом великом содру- отказались знаться с крамоль- из знакомых, навещающих те- жестве людей близка к осуще- ной семьей. бя... Пожалуйста, черкни мне ствлению. I . На УГЛУ Литейного и Невско- п.ч о женигиие с бекртикя- 75 лет Мария Александровна ™ \видел женщин> с оукетака - ми фиалок. Купил все, осто рожно высвободил их от тугой суровой нитки. и вот он на Волновом кладби ще. Стоит в глубокой задумчи- его слетают на могилу матери легк( 1 е синие огоньки цветов, вестников вес ны... До начала Великой Октябрь ской социалистической револю ции оставалось чуть более двух сот дней. Зоя ВОСКРЕСЕНСКАЯ. слишком одиноко теперь себя но избавить людей от безысход- вости. и с рук Пе дожила Мария Александ ровна пятнадцать месяцев до г.оСсды ,".ела ее сына, в кото- р>'ю твердо верила. Она уме))- Уль'знспск. Ленинский мемориал. Со всех концов стрпны, из-за |лбсжа едут и едут сюда люди, чтобы лучше узнать о жизни заме- ч.стельиой СС.МЫ1 Ульяновых, д.звшей миру великого .Чеиииа. Посетители До'ма-музея В. II. Ленина в своих записях называ ют Марию Александровну .\\атсрыо с большой буквы. На огромной силы материнский подвиг оказалась способной 'эта скро.миая жен щина, восиитавшая детсй-рсволюциоиероп, ставшая до иоследиих своих дней их единомышленником. Мария Александровна знала и верила - их дело справедливое, оно обязате. 1 Ы 10 восторжествует. На снимках: скульптурная ко.миозиция «.Мария .Александровна Ульянова с сыном Володей. (Она создана группой скульпторов м главе с П. И. Бондаренко); в ко.мнате .Марии Александровны Ульяновой в Доме-музее В. И. .'!е 1 |нна. Фото Ю. Белозерова. (Фотохроника ТАСС). ЗАМЕТКИ С П1ИГНУМА РАЙКОМА ВЛКСМ «Священный долг Ленинско го комсомола — целеустремлен но вести военно-патриотическое .воспитание ы'.1Лоден;и, подготов ку к службе в Вооруженных Силах СССР». На XIX съезде ВЛКСМ с особой силой прозву чал этот партийный наказ. Сво ей первоочередной задачей счи тает его и школьная кохшо.мо- лия. Нынешний учебный год в шко лах необычен — это год прет ворения в жизнь рефор.мы об щеобразовательной н профессио нальной школы. В докл'ментах о реформе отмечалось, что цель военно-патриотического воспитания — формирование у учащихся чувства гордости за свою Родину, готовности к ее защите. В основе военно-патрио тического воспитания подраста ющего поколения лежит работа по воиштаншо учащихся на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, изучение его тру дов. доку.мептов партии. Волее глубокому усвоению учащимися ленинских идей и заветов спо собствует создание в школах ленинских залов и музеев. Сейчас в наших школах име ются три ленинские комнаты, два зала и 13 ленинских угол ков. Пх деятельность пред^'смат- ривает экскурсии по ленпнски.м места.м, встречи и переписку с ветеранами Эволюции, партии, комсомола, создание кружков по изу'ченпю биографии вождя, комсомольские собрания, вечера по ленинской тематике, чита тельские конференции. Большое воспитательное зна чение имеет н проведение Все союзной поисковой экспедиции «Летопись Великой Отечествен ной», в которой школьники уча ствуют с большим желанием. Регулярно встречаются они с участниками войны, записывают их воспоы 1 шания, по крупицам, бережно собирают бесценные ре- ЛЛКШ 1 И народного подвига, шеф ствуют над ветеранами войны, семьями погибших. Собранный Воспитывать патриотов, интернационалистов в ходе этой операции оогатын материал послужил основой для создания музеев боевой славы в Лев-Толстовскон средней и шко ле Л р 42 имени Л. П. Толстого. Созданные .музеи стали центра- ■ми вое^;]^о-патриотI 1 ческого вос питания. ■При музее в Лев-Толстпвекей средней школе созданы Г 17 уппы следопытов, экскурсоводов, оформителей. В .течение учеб ного года для шалгдого класса проводятся три те.матнческие экскурсии — «Герои Советско го Союза нашего района?-. «Наш район в годы Великой Отечест венной В 01 1 НЫ», «Участники Ве ликой Отечественной войны района, награжденные боевыми орденами и медалями». Учащие ся ведут большую работу' по розыску тех, кто пропал без ве сти в годы войны. При помощи школьного музея удалось уста новить места захоронения наших земляков, числившихся раньше без вести протавшнми. Несколько лет назад на сред ства, заработаш!ые учащимися, на территории школы установ лен памятник-обелиск погибшим вонна.м. Здесь в праздники не сут почетный караул комсомоль цы н пионеры, проводятся .ми тинги. торжественные линейки, здесь принимают в пионеры, вручают школьникам, комсомоль ские билеты. В остальных школах района созданы уголки боевой славы. Широко II полно представлен поисковый материал в Новоче- модановской восьмплетпей шко ле. Здесь много можно узнать о солдатских вдовах, о ветера нах Великой ОтечественноГ; вои ны, тружениках хозяйства. Сейчас, когда все ближе славная дата’ в 'жизнн нашего народа —40-летие Великой По беды, в школах идет деятельная подготовка к ее встрече. Состав ляются анкеты на ветеранов, записываются воспо.минания, вновь н вновь уточняются все запросы н нужды участников Великой Отечественной войны, проводятся спортивные соревно вания. встречи с ветеранами войны и труда, концу'рсы чте цов, рисунков, оформляются фо- тоаль''юл1;,1. Астивизировалась работа лек торских групп, которые читают сЕои.ч ин-,у,п 1 ик;'.м а м.тадшнд! шкотышнам лекции о внешне- нп .итич'П'кпм ку 1 )се Помм 1 уни- сти-г.'СКС 11 партии н Советского правительства, о боевых тради циях Советской Армии и Воен но-Морского Ф.’юта. Самыми лучшими стали лекторские группы Лев-Толстовской, Зна менской средних школ, средней школы Л» 42 имени Л. Н. Тол стого. Во всей этой целенаправ ленной работе большая заслуга принадлежит военрукам А. Н. Больных, В. М. Грачеву, А. И. Тругшшу нз Лев-Толстовской, Гагаринской и ерюднен школы Л 9’ 42 имени Л. Н. Толстого. Большинство их воспитанников успешно овладевают знаниями, необходимыми для про.хождения службы в рядах Советской Ар мии. Только за последние два года девять выпускников школ района были направлены по комсомольским путевкам для поступ.^екия в военные учили ща. ' Дальнейшему развитию воен- но-патриотнческ:'": раГюты в школах способствует ежегодное проведение вахты памяти, ме сячников оборонно-массовой ра боты, недель революционной славы н друтнх мероприятий. В школах ра 1 юна уже нес- кольк-" лет подряд проводится Всесоюзная экспедиция пионе ров п школьников М о я Роди на—СССР?. посвященная 40- лс-ию пашей Победы. Только за ПС'ледиее время учащиеся по сетили города-герюи Волгоград, Киев, а также Ульяновск. В районе работают семь клубов интерг.ациональной дружбы. Формы их деятельности самые разноооразные: здесь и устные жу 1 )налы, II открытые заседа- 1 П 1 Я, заочные путешествия, кон курсы, недели дружбы. Особой популярностью у кидовцев на шего района пользуется ярмар ка солидарности. Только за про шедший учебный год было пере числено в Фонд лшра более 500 рублен. Не.малованшую роль в воен но-патриотическом восппташш школьников играют любимые октябрята.чп II пионерами спор тивные игры «Зарннчка» и «Зарница». Они учат ребят сме лости. ловкости, требуют .хоро шей физической подготовки. Кстати, физической подготовке уделяется в школе неослабное внимание, ведь от нее зависит II успешное прохождение уча щимися впоследствии воинской службы, и физическое развитие школьников. Сейчас в школах ведется большая работа по подготовке к предстоящему XII Всемпрно- .му фестивалю молодежи и сту дентов, девиз которого «За ан- тиимлерпалпстическую солидар ность, мир и дружбу». Прово дятся беседы, раскрывающие цели и задачи фестивального движения, готовятся сувениры участникам фестиваля, оформ ляются соответствующие стенды. И все-таьч в военно-патрио- тическо.м воспитании школьни ков не все обстоит хорошо. К сожалению, еще не всем учащим ся привито добросовестное отно шение к их главной обязанно сти—учебе, значительная часть школьников занимается не в полну'ю силу, посредственно. Не во всех школьных комсомоль ских организациях проводится систематический и глубокий анализ результатов работы по патриотическому и интернацио нальному воспитанию. ,'^фгЬ " тивности существующих форм этой работы. Это относится к комитетам комсомола Гага- N . ринской, Домачевской и ряда других школ Еще нередко можно встрю- тить случаи, когда в школах об зорные политинформации стро ятся по типу краткого переска за событий, фактов, без долж ного анализа, и потому они не имеют достаточного образова тельного и воспитательного зна чения. Некоторые учащиеся плохо ориентируются в экономических показателях района, мало могут рассказать об истории своего села, района. Тревожит и такой факт, как состояние памятников погибшим воинам. В Гагарине, Кузовлеве, Домачах школьные ко.читеты ком:омола ни разу не органи зовали работу по очистке па мятников от снега. Забыли об этом в Первомайской, Знамен ской средних, Новочемоданов- ской восьмилетней школах. Это говорит о том, что комитеты комсомола мало проявляют лич- 1 ЮЙ инициативы, а лишь ждут указки со стороны учителей, во енруков. И уж совсем непростительно членам комитетов ко.мсомола Домачевской, Гагаринской и Знаменской средних школ- то, что онн до сих пор не знают, сколько участников Великой Отечественной войны ншвет в их селах. Нынешняя молодежь не виде ла войны, не испытала трудно стей военного времени. Но па мять о войне жива еще в каж дом доме, в каждой семье, мы много знаем о ней из книг, ки нофильмов, из рассказов ны нешних ветеранов войны. И за бывать о тех, кто подарил нам сегодняшнее .мирное небо, мы не имеем права. И многое для того, чтобы исправить имею щиеся недостатки, могут сде лать школьные комитеты ком сомола. Н. ЛЕМОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz