Путь Ильича. 1985 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1985 г. (п. Лев-Толстой)

т о БЫЛА ^ту 1 ная, образо- ванная русская женщина, с ийгссякаемой силой воли и твердым характером. Она беско­ нечно любила своих детей и стремилась воспитать их чест­ ными, справедливыми людьми, умеющими отстаивать свои убеждения. Вместе с детьми она превратила пустырь возле дома в цветущий сад, сама учила малышей грамоте, а зи.м- 1 ШМИ вечерами придумывала для них игры. Она была надежной подругой своему мужу Илье Николаеви­ чу и часто, собирая его в оче­ редной отъезд по делам народ пого просвещения. снаряжала вместе с ним детей; пусть они своими глазами увидят и люд­ скую нужду, и теплые огоньки народных школ, которые созда­ вал их отец. Это она, Мария Александров­ на, во вьюжный январский день 188в года не находи.ча себе по­ коя от щемящей тоски, постоян­ но заглядывая в кабинет .мужа. Илья Николаевич писал годо­ вой отчет, подводя итог своей тридцатилетней подвижиическоГ! работе на нпве просвещения н с горечью сознавая, что это его последний отчет. И Мария Алек­ сандровна, которая не мень­ ше мужа радовалась открытию каждой новой школы.' теперь го! 5 евала вместе с ним, пони­ мая, что отлучают Илью Пико- К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М. А. УЛЬЯНОВОЙ--------------------------------------------------- М А Т Ь Л Е Н И Н А ла 1 2 июля 1916 года, когда наливались соком яблоки в са­ ду. и колосилась пшеница. 3 апреля 1917 года Влади­ мир Ильич вернулся в Россию. В заряженном революционной энергией Петрограде, встре­ ченный многотысячными ыас- матро- лаевича от любимого дела, вы- А нуждают уйти в отставку... сын Умер Илья января 1886 Александровна осталась одна с ни, и без колебаний пошла вые шестерыми детьхги. Вернувшись сте с ип.ми. Их вера стала ее жет быть, при более частой пе- с балкона дворца Кшесинско 1 1 . с похорон домой, она прикрепи- верой, их цель стала ее целью, реписке ты будешь чувствовать Утром изложил питерским боль- ла к своему поясу часы мужа. Мария Александровна хранила себя все же несколько менее шевпка.м своп взгляды на со- Настал ее час вести детей даль- письма, нелегальную литерату- тоскливо...» (Поли. собр. соч ше... ру, часами просиживала в при- т. 5 5 , с. 327). через полгода и второй несколько слов, моя дорогая. Владимир, оказался в чтобы знать, здорова лн ты и салш рабочих, солдат, Нико.лаевич 12 тюрьме. Мать поняла, что дети как себя. чувствуешь, — есть сов, он в ту же ночь неодно года, пМария избрали свой, иной путь в жиз- ли какие новости; есть ли зна- кратно выступал перед делега комые у тебя в Саратове. Мо- циями на вокзале, с броневика А еще через год она сидела в емпых присутственных мест. II сумрачном зале Правительству- уже не молила, а требовала, бо- ющего сената, отделенная от ролась за право детей полу- старшего сына Александра чнть образование, добивалась барьером и стражей, потрясен- освобождения пх из тюрьмы, ная н понимающая, что проща- изменения места ссылки... Бо- ется с Сашей навсегда. лее двадцати арестов членов Пришла одна... Ушла одна... своей семьи пере'жила Марня Чем измерить путь, который протоптала мать к тюрьмам с узелком, а то п сразу с четырь­ мя в руках! За последние двад­ цать лет жизни в ее паспорте более сорока штампов о про­ писке. Она спешила к тому из бытия, программу соцпалнстнче- ской революции, известную те­ перь как Апрельские тезисы. Предстояло еще одно выступле- нпе. Есть час свободного вре­ мени. Владимир Ильич шел по ули­ цам Петрограда, еще и еще раз мысленно возвращался к II рядом никого. II не было в Александровна. И часто остава- Детей, кому была больше нуж- своим тезисам и... искал цве- па. П очень тосковала о Влади- ты. мире силы, которая могла бы лась совсем одна... Владимир Ильич понимал всю с которым эмиграция раз^ тяжесть ее одиночества. Вот лучила ее на долгие годы. В выдержка из одного его письма „ матери' поехала в Стокгольм на встречу *До]зогая лшмочка! На днях с ним и впервые слушала его ппсал тебе но повода арес'н» 1 ю собрании большевиков. Тог- Маняши и -Ушоты. Хочется по- да-то п поняла всем сердцем, говорить еще. Боюсь, что ты что ее сыну Владимиру сужде спасти ее сына и вызволить нз тюрьмы дочь. Сашу казнили. Айну приго­ ворили к пятилетней ссылке... Вернулась из Петербурга а Симбирск, когда в саду цвели вишни. А дети встретили седз'то мать. «Свет» отвернулся от мате­ ри «государственного престуте чувствуешь. Я спрашивал в пре иостн и одиночества, что его ника». Многие родственники дыдуще.м письме, есть ли сто мечта о новом великом содру- отказались знаться с крамоль- из знакомых, навещающих те- жестве людей близка к осуще- ной семьей. бя... Пожалуйста, черкни мне ствлению. I . На УГЛУ Литейного и Невско- п.ч о женигиие с бекртикя- 75 лет Мария Александровна ™ \видел женщин> с оукетака - ми фиалок. Купил все, осто­ рожно высвободил их от тугой суровой нитки. и вот он на Волновом кладби­ ще. Стоит в глубокой задумчи- его слетают на могилу матери легк( 1 е синие огоньки цветов, вестников вес­ ны... До начала Великой Октябрь­ ской социалистической револю­ ции оставалось чуть более двух­ сот дней. Зоя ВОСКРЕСЕНСКАЯ. слишком одиноко теперь себя но избавить людей от безысход- вости. и с рук Пе дожила Мария Александ­ ровна пятнадцать месяцев до г.оСсды ,".ела ее сына, в кото- р>'ю твердо верила. Она уме))- Уль'знспск. Ленинский мемориал. Со всех концов стрпны, из-за |лбсжа едут и едут сюда люди, чтобы лучше узнать о жизни заме- ч.стельиой СС.МЫ1 Ульяновых, д.звшей миру великого .Чеиииа. Посетители До'ма-музея В. II. Ленина в своих записях называ­ ют Марию Александровну .\\атсрыо с большой буквы. На огромной силы материнский подвиг оказалась способной 'эта скро.миая жен­ щина, восиитавшая детсй-рсволюциоиероп, ставшая до иоследиих своих дней их единомышленником. Мария Александровна знала и верила - их дело справедливое, оно обязате. 1 Ы 10 восторжествует. На снимках: скульптурная ко.миозиция «.Мария .Александровна Ульянова с сыном Володей. (Она создана группой скульпторов м главе с П. И. Бондаренко); в ко.мнате .Марии Александровны Ульяновой в Доме-музее В. И. .'!е 1 |нна. Фото Ю. Белозерова. (Фотохроника ТАСС). ЗАМЕТКИ С П1ИГНУМА РАЙКОМА ВЛКСМ «Священный долг Ленинско­ го комсомола — целеустремлен­ но вести военно-патриотическое .воспитание ы'.1Лоден;и, подготов­ ку к службе в Вооруженных Силах СССР». На XIX съезде ВЛКСМ с особой силой прозву­ чал этот партийный наказ. Сво­ ей первоочередной задачей счи­ тает его и школьная кохшо.мо- лия. Нынешний учебный год в шко­ лах необычен — это год прет­ ворения в жизнь рефор.мы об­ щеобразовательной н профессио­ нальной школы. В докл'ментах о реформе отмечалось, что цель военно-патриотического воспитания — формирование у учащихся чувства гордости за свою Родину, готовности к ее защите. В основе военно-патрио­ тического воспитания подраста­ ющего поколения лежит работа по воиштаншо учащихся на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, изучение его тру­ дов. доку.мептов партии. Волее глубокому усвоению учащимися ленинских идей и заветов спо­ собствует создание в школах ленинских залов и музеев. Сейчас в наших школах име­ ются три ленинские комнаты, два зала и 13 ленинских угол­ ков. Пх деятельность пред^'смат- ривает экскурсии по ленпнски.м места.м, встречи и переписку с ветеранами Эволюции, партии, комсомола, создание кружков по изу'ченпю биографии вождя, комсомольские собрания, вечера по ленинской тематике, чита­ тельские конференции. Большое воспитательное зна­ чение имеет н проведение Все­ союзной поисковой экспедиции «Летопись Великой Отечествен­ ной», в которой школьники уча­ ствуют с большим желанием. Регулярно встречаются они с участниками войны, записывают их воспоы 1 шания, по крупицам, бережно собирают бесценные ре- ЛЛКШ 1 И народного подвига, шеф­ ствуют над ветеранами войны, семьями погибших. Собранный Воспитывать патриотов, интернационалистов в ходе этой операции оогатын материал послужил основой для создания музеев боевой славы в Лев-Толстовскон средней и шко­ ле Л р 42 имени Л. П. Толстого. Созданные .музеи стали центра- ■ми вое^;]^о-патриотI 1 ческого вос­ питания. ■При музее в Лев-Толстпвекей средней школе созданы Г 17 уппы следопытов, экскурсоводов, оформителей. В .течение учеб­ ного года для шалгдого класса проводятся три те.матнческие экскурсии — «Герои Советско­ го Союза нашего района?-. «Наш район в годы Великой Отечест­ венной В 01 1 НЫ», «Участники Ве­ ликой Отечественной войны района, награжденные боевыми орденами и медалями». Учащие­ ся ведут большую работу' по розыску тех, кто пропал без ве­ сти в годы войны. При помощи школьного музея удалось уста­ новить места захоронения наших земляков, числившихся раньше без вести протавшнми. Несколько лет назад на сред­ ства, заработаш!ые учащимися, на территории школы установ­ лен памятник-обелиск погибшим вонна.м. Здесь в праздники не­ сут почетный караул комсомоль­ цы н пионеры, проводятся .ми­ тинги. торжественные линейки, здесь принимают в пионеры, вручают школьникам, комсомоль­ ские билеты. В остальных школах района созданы уголки боевой славы. Широко II полно представлен поисковый материал в Новоче- модановской восьмплетпей шко­ ле. Здесь много можно узнать о солдатских вдовах, о ветера­ нах Великой ОтечественноГ; вои­ ны, тружениках хозяйства. Сейчас, когда все ближе славная дата’ в 'жизнн нашего народа —40-летие Великой По­ беды, в школах идет деятельная подготовка к ее встрече. Состав­ ляются анкеты на ветеранов, записываются воспо.минания, вновь н вновь уточняются все запросы н нужды участников Великой Отечественной войны, проводятся спортивные соревно­ вания. встречи с ветеранами войны и труда, концу'рсы чте­ цов, рисунков, оформляются фо- тоаль''юл1;,1. Астивизировалась работа лек­ торских групп, которые читают сЕои.ч ин-,у,п 1 ик;'.м а м.тадшнд! шкотышнам лекции о внешне- нп .итич'П'кпм ку 1 )се Помм 1 уни- сти-г.'СКС 11 партии н Советского правительства, о боевых тради­ циях Советской Армии и Воен­ но-Морского Ф.’юта. Самыми лучшими стали лекторские группы Лев-Толстовской, Зна­ менской средних школ, средней школы Л» 42 имени Л. Н. Тол­ стого. Во всей этой целенаправ­ ленной работе большая заслуга принадлежит военрукам А. Н. Больных, В. М. Грачеву, А. И. Тругшшу нз Лев-Толстовской, Гагаринской и ерюднен школы Л 9’ 42 имени Л. Н. Толстого. Большинство их воспитанников успешно овладевают знаниями, необходимыми для про.хождения службы в рядах Советской Ар­ мии. Только за последние два года девять выпускников школ района были направлены по комсомольским путевкам для поступ.^екия в военные учили­ ща. ' Дальнейшему развитию воен- но-патриотнческ:'": раГюты в школах способствует ежегодное проведение вахты памяти, ме­ сячников оборонно-массовой ра­ боты, недель революционной славы н друтнх мероприятий. В школах ра 1 юна уже нес- кольк-" лет подряд проводится Всесоюзная экспедиция пионе­ ров п школьников М о я Роди­ на—СССР?. посвященная 40- лс-ию пашей Победы. Только за ПС'ледиее время учащиеся по­ сетили города-герюи Волгоград, Киев, а также Ульяновск. В районе работают семь клубов интерг.ациональной дружбы. Формы их деятельности самые разноооразные: здесь и устные жу 1 )налы, II открытые заседа- 1 П 1 Я, заочные путешествия, кон­ курсы, недели дружбы. Особой популярностью у кидовцев на­ шего района пользуется ярмар­ ка солидарности. Только за про­ шедший учебный год было пере­ числено в Фонд лшра более 500 рублен. Не.малованшую роль в воен­ но-патриотическом восппташш школьников играют любимые октябрята.чп II пионерами спор­ тивные игры «Зарннчка» и «Зарница». Они учат ребят сме­ лости. ловкости, требуют .хоро­ шей физической подготовки. Кстати, физической подготовке уделяется в школе неослабное внимание, ведь от нее зависит II успешное прохождение уча­ щимися впоследствии воинской службы, и физическое развитие школьников. Сейчас в школах ведется большая работа по подготовке к предстоящему XII Всемпрно- .му фестивалю молодежи и сту­ дентов, девиз которого «За ан- тиимлерпалпстическую солидар­ ность, мир и дружбу». Прово­ дятся беседы, раскрывающие цели и задачи фестивального движения, готовятся сувениры участникам фестиваля, оформ­ ляются соответствующие стенды. И все-таьч в военно-патрио- тическо.м воспитании школьни­ ков не все обстоит хорошо. К сожалению, еще не всем учащим­ ся привито добросовестное отно­ шение к их главной обязанно­ сти—учебе, значительная часть школьников занимается не в полну'ю силу, посредственно. Не во всех школьных комсомоль­ ских организациях проводится систематический и глубокий анализ результатов работы по патриотическому и интернацио­ нальному воспитанию. ,'^фгЬ " тивности существующих форм этой работы. Это относится к комитетам комсомола Гага- N . ринской, Домачевской и ряда других школ Еще нередко можно встрю- тить случаи, когда в школах об­ зорные политинформации стро­ ятся по типу краткого переска­ за событий, фактов, без долж­ ного анализа, и потому они не имеют достаточного образова­ тельного и воспитательного зна­ чения. Некоторые учащиеся плохо ориентируются в экономических показателях района, мало могут рассказать об истории своего села, района. Тревожит и такой факт, как состояние памятников погибшим воинам. В Гагарине, Кузовлеве, Домачах школьные ко.читеты ком:омола ни разу не органи­ зовали работу по очистке па­ мятников от снега. Забыли об этом в Первомайской, Знамен­ ской средних, Новочемоданов- ской восьмилетней школах. Это говорит о том, что комитеты комсомола мало проявляют лич- 1 ЮЙ инициативы, а лишь ждут указки со стороны учителей, во­ енруков. И уж совсем непростительно членам комитетов ко.мсомола Домачевской, Гагаринской и Знаменской средних школ- то, что онн до сих пор не знают, сколько участников Великой Отечественной войны ншвет в их селах. Нынешняя молодежь не виде­ ла войны, не испытала трудно­ стей военного времени. Но па­ мять о войне жива еще в каж­ дом доме, в каждой семье, мы много знаем о ней из книг, ки­ нофильмов, из рассказов ны­ нешних ветеранов войны. И за­ бывать о тех, кто подарил нам сегодняшнее .мирное небо, мы не имеем права. И многое для того, чтобы исправить имею­ щиеся недостатки, могут сде­ лать школьные комитеты ком­ сомола. Н. ЛЕМОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz