Путь Ильича. 1984 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1984 г. (п. Лев-Толстой)

Обсужд аем проект школьной реформы Г г "■' Г'*-- ^ "к■5 й 5>|| !И г й й Ш 1 Ц На январском этого года сове­ щании учителей района шел раз­ говор об организации работы пе­ дагогических коллективов школ по укреплению здоровья школь­ ников, включению каждого уча­ щегося в систематические заня­ тия физической культурой и спор­ том. Одной из выступавших была Любовь Петровна Керимова — организатор внеклассной и вне­ школьной работы Топовской сред­ ней школы, награжденная значком «Отличник народного просвеще­ ния». В своем выступлении Л. П. Ке­ римова горячо поддержала 16 пункт проекта НК КПСС о ре­ форме школы, в котором говорит­ ся, что в каждой школе должны быть спортивные залы и площад­ ки, хорошо оснащенные оборудо­ ванием н инвентарем. Фото А. Гавриловой. р ЕФОРМА школы, намечае- *■ мая в соответствии с прог- рам.мными установками июнь­ ского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, имеет своей целью под­ нять ее работу на мовый качест ­ венный уровень, соответствую-' ший условиям и потребностям общества развитого социализ­ ма. <В совершенствовании дея- ческих фермах, выращивают овощи. В школе создана уче­ ническая производственная бри­ гада. С цетью обеспечения ее успешной работы заключается трудовой договор с хозяйством о выделении- земельной площа­ ди, обеспечении посадочиг.ш хга- териалом. оплате труда школь­ ников. Для обучеиш: членов чилина. зоотехник-селекционер Л. Д. Шморгуп, экономист В. С. Харченко, директор совхоза В. Я Махпнов. На состоявшемся недавно комсомольском собранин по об­ суждению материалов декабрь­ ского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС директор совхоза В. Я. Махпнов рассказал учащимся о 0С0БЕКН0С1Й Большинство работающих в коллективе швейного цеха Мо­ сковского производственного объединения «Сокол» — жен ­ щины и девушки. Они шьют верхнюю мужскую одежду, ко ­ торая пользуется большим спро­ сом у покупателей. В .ходе со­ циалистического соревнования зародилось и окрепло движение швей за овладение сыеншыми опо)1ациями. И, можно сказать, , что п цехе нет швеи, которая X не владела б ы двумя-тремя, а то ц всеми технологическими операциями. В условиях конвей­ ерного производства это очень важно. Пущ отсутствии работ­ ниц их заменяют подруги по труду. Однако желающих поступить к нам на работу вюлодых деву­ шек в последние годы стало меньше. Или, бывает, устроят ­ ся они па работу, месяц от ­ работают и увольняются. В чем дело? Чаще всего де ­ вушки увольняются потому, что, придя в цех и сто.лкнув- пшеь с конвейсрчым пухшзвод- ством, оказываются совершенно нс'ггодготорленными. теряются, ;.'а:ке бечтея ;>аботаюищх меха ­ низмов. П отсюда гывод: нам работницы, имеющие прелва р1 1ТС.Т ьную подготовку. Старшек.лассницы средней школы № Л2 имени Л. П. Тол ­ стого па уроках труда знако ­ мятся. с >стройстЕом швейной машины, отдельны.ми приемами работы на ней. то есть получа­ ют общие понятия о профессии швеи. Мы помогли школе оборудо­ вать учебный класс, выделили швейные машины. Однако ма ­ шины выходят из строя часто, поэтому занятия в классе про­ ходят нерегулярно. Девушки не получают тех необходимых на ­ выков, которые достаточны, что­ бы работать у нас. II вот, читая проект ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», хочу высказать свое мнение. Действительно, трудовое обуче­ ние учащихся старших классов должно сочетаться с овладени­ ем массовыми профессиями, нужными народному .хозяйст­ ву. Очень правильно, что всеоб­ щее среднее образование моло­ дежи будет дополнено всеоб­ щим профессиональным, благо­ даря чему молодые люди еще до начала трудовой деятельно ­ сти получат возможность овла ­ деть какой-либо профессией. 11 .мы согласны помогать школе практически по мере возмож­ ности. Кроме того, предлагаем с це ­ лью обеспечения своего цеха, а также ателье по пошиву и ре ­ монту одежды РПУ бытового обслуживания квалифициро­ ванными работницами открыть при филиале ОПТУ группу швей-мстсристок. Ведь в проек­ те ЦК КПСС о реформе шко­ лы говорится, что средние про­ фессионально-технические учи­ лища должны специалнзирт- ваться «на подготовке высоко­ квалифицированных рабочих для соответствующих отраслей на ­ родного хозяйства», с учетом I особенностей отдельных регно- ^ нов города н села. В. МАЛЫШЕВА. I начальник цеха. I Базовое п р е д п р и я т и е — с о в х о з тельностн школы партия осо­ бое значение придает коренно­ му улучшению подготовки .моло­ дого поколения к труду», — записано в проекте реформы. При этом отмечается, что шко­ ла должна, растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех об­ щественных условий, в которых они будут жить и работать. , Сельская школа в первую очередь ориентирует своих уча ­ щихся на работу в сеж —в жи ­ вотноводстве и полеводстве. Для того же. чтобы проводимая профориентационная работа бы­ ла более ' эффективной, самое непосредственное участие в ней должны принимать руководите­ ли и специалисты совхозов к колхозов. Поэтому учителя нашей шко­ лы поддерживают и считают своевременным выдвигаемое проектом ЦК КПСС о реформе школ положение о том, что каж ­ дая школа должна иметь свое базовое предприятие. Базовым предприятием Золо ­ тушинской средней школы явля ­ ется совхоз имени М. Горького. В летний период учащиеся при­ нимают активное участие в ра ­ боте на полях совхоза. Ребята работают помощниками комбай­ неров, на току, на жнвотновод- ученическои производственной (бригады совхозная администра­ ция, партком направляют специ­ алистов. которые в.месте с сове­ том бригады организуют рабо­ ту учащихся в летний период. , Однако самостоятельно вы­ полнять различные виды работ на полях учащиеся не могут — в школе нет техники. Правда, нам выделили гусеничный трак­ тор, но этого мало, и члены про­ изводственной ученической бри­ гады не получают достаточных навыков Е практической дея ­ тельности. Но II этого все же мало. Вы ­ деление техники школам, обес­ печение горюче-смазочными ма ­ териалами необходимо включать в планы хозяйств. Снабжать школу надо только новой тех­ никой. Совхоз , имени М. Горького оказывает школе помощь в при ­ обретении оборудования для школьной, мастерской, спортин­ вентаря. С целью улучшения профессиональной ориентации в школе проводятся встречи с передовиками производства, спе­ циалистами, администрацией совхоза, ветеранами труда. Ак ­ тивное участие в этих встречах принимают кавалер ордена .-Те­ нина бригадир СТФ 3. И. Крапи­ вина, бригадир СТФ М. П. Лег- перспективах развития хозяйст­ ва, пригласил учащихся после окончания школы идти работать в . совхозное производство. Среди выпускников школы, 'ставших хорошими специалиста­ ми сельскохозяйственного про­ изводства, можно назвать агро­ номов В. Сезенова и А. Какали- па. шоферов В. Кораблшш и И. Коростина, заведующую сто­ ловой Л. ДГатюнину, поваров ,'1. Белоусову и Г. Колосову. Предложенный для обсужде­ ния проект ЦК КПСС о р'ефор- .ме школ1)1 открывает еще боль­ шие возможности для совершен­ ствования трудового воспита­ ния школьников. Узаконенная обязательная шефская по-моиц! базовых предприятий школе бу­ дет способствовать тому, что нс по н:еланию, а по обязанности в учебно-воспитательной работе школы будут участвовать вме­ сте с педагогами и семьей тру ­ довые коллективы. П выиграют от этого все, а совхоз, в част ­ ности, получит больше квали­ фицированных кадров для сельскохозяйственного произ­ водства. Ю. ПОТАПОВ, учпте.'ш, секретарь 11арторгаш1зацни ЗолотупшискоП средней школы. В проекте ЦК КПСС о реформе шкалы говорится, что «соединение обучения с производительным тру- до.м предполагает включение уча­ щихся, начиная с младших клас­ сов, в систематический, органпзо> ванный посильный для их здо­ ровья п возраста общественно по­ лезный труд — настоящий, необ- .ходммый обществу». Именно таким трудом занима­ ются учащиеся, начиная с четвер­ того кл.-1С''а, средпей шкс'Т' Л« 12 имени Л. И. Тг..лстого ".од руко- волс'люм прещ'ллвателя В. И. Столбучковя. Мн1.''не раб..ты, ко­ торые выполняют ученики, свя.щ- ны с потребностями школы. Фото А. Гавриловой. и ПРОЕКТЕ ЦК КПСС о школьной реформе говорит­ ся о том. что все ценное, добы­ тое трудом нескольких поколе­ ний педагогов, советской школой и педагогической наукой, все выдержавшее проверку врюме- нем должно быть бережно сох­ ранено н активно использовано. В связи с .этим (большой инте­ рес представляют опытно-пока­ зательные школы Наркомпроса РСФСР, созданные в первые годы советской власти и дейст­ вовавшие до середины 30-х го­ лов. Нарком просвещения А. В. Луначарский рассматривал их. как «авангард школы, как ры ­ чаг. с помощью которого мы станем поднимать массовую школу, улучшать ее». Среди этих школ была и Тре ­ тья Гагпнекая опытная станция Наркомпроса РСФСР, созданная 6 июля 1921 года и проводив­ шая свою основную опытно-эк- спернментальную работу на (бо­ льшой части территории нынеш­ него Лев-Толстовского района. Основная же работа проходила на базе Загрядчинской, "Гопов- ской. Гапшекой, Булавскон. Дс- нисоЕской школ первой ступени (1 —4 классы, как правило воз ­ раст учащихся от 8 до 13 лет), Гагаринской школы-семилетки и Урусовекюй школы-девятилетки. ИЗ ИСТОРИИ РАБОТЫ ШКОЛ РАЙОНА Выдержало проверку временем в течение непродолжительного времени сюда входили Троеку- ровская и Зыковская школы, а также школа имени Короленко (г. Москва) и Михайловская школа (г. Михайлов Рязанской области). Во главе станции стояло уп­ равление, которое на.ходилось в Москве. Основателем п руко ­ водителем станции был видный советский педагог, уроженец села Новочемоданово Александр Семенович Толстов. В числе учителей были Михаил Дмитри­ евич Осинцев, Александр Спи­ ридонович Пчелко. ставшие впоследстг.не видными советски­ ми педагогами. Перед Гагинской станцией стояла задача создать школу такого типа, которая бы соот- ветствова.ла условиям сельской жизни й в то же время вопло­ щала лучшие черты школы со­ циалистического общества. На­ ряду с этим станция должна была решать вопрос о культур ­ но-просветительной работе, то есть активизировать все слон населения — от дошколь­ ного до взрослого возрастов. В состав станции были включены также детские сады, вечерние курсы д.тя взрослых, нзбы-чи- Т;:Л ,нп. Большое внимание деятель ­ ности Гагинской станции уделя ­ ла выдающийся советский педа­ гог II государственный деят1*ль Н. К. Крупская. Она поддержи­ вала связь с Гагаринскг'о н То- попской школами. По просьб-.- населения деревни Желябово н села Гагарина Гагаринешп; школе было присвоено им)' Н. К. Крупской. Это было 22 ноября 1922 года. Вскоре На­ дежда Константиновна прислала школе свой портрет с автогра ­ фом. Известны и письма Круп­ ской учащимся Топовской школы. Деятельность Гагинской опыт­ ной станции имела большое значение. Ее опыт программно­ методической и краеведческой работы был рекомендован госу­ дарственным учены.м совето?,! при составлении учебных прог­ рамм для начальной школы. На станцию приезжали за опытом педагоги из Сибири и Белорус ­ сии. Ярким примером . практиче­ ской помощи населению явля ­ ется работа, проделанная уча ­ щимися Булавской начальной школы в 1923—24 году по ис­ следованию состояния земле ­ пользования в своей деревне. Учителялш и учащимися был раз])аботан план зе.млеустройст- ва. а затем проведена агита­ ция за его введение. План был принят населением. Па пришкольном участке Бу ­ лавской школы было заложено показательное поле с многолет­ ним севооборотом, ставились опыты по возделыванию новых сортов полевых культур. Выра ­ щивались новые, более урожай­ ные культуры, семена которых ■получали из Ти.мирязевской се ­ лекционной станции. Учащиеся охотно делились своими дости­ жениями с населением. В 1924 году Гагинская стан­ ция получила в свое ведение Денисовский совхоз с двумя большими садами, а также Га- гинскнй и Волконский совхозы, имеющие но два сада и сто десятин земли. Работы было много, так как все было разру ­ шено, земля запущена. Но бла­ годаря помощи партийных и со­ ветских органов, учителя и уча­ щиеся су.мели добиться боль­ ших успехов. Много бы.:1о сде­ лано Денисовской школой. Приведенные примеры свиде­ тельствуют о том. что в школах Гагинской станции был достиг­ нут высокий у]Х)вень развития общественно-трудовой активно­ сти учащихся начальных клас ­ сов. Дети рано приобщались к общественно значимо.му труду. Для современной - начальной школы такой размах обществен­ но-трудовой активности во мно­ гом является поучительным. В этой связи очень часто можно слышать, что раньше сама жизнь воспитывала, в том числе и в трудовом отношении. По за ■ЭТИМ словом н скрывается по­ рой оправдание собственного неумения, а подчас и нежелание вдумчиво заниматься трудовым воспитанием. Подробнее об опыте трудово­ го воспитания в Гагинской ош>!т- ной станции мы расскажем в следующей статье. В. БАРАНОВ, аспирант МГПИ имени Ленина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz