Путь Ильича. 1984 г. (п. Лев-Толстой)
Обсужд аем проект школьной реформы Г г "■' Г'*-- ^ "к■5 й 5>|| !И г й й Ш 1 Ц На январском этого года сове щании учителей района шел раз говор об организации работы пе дагогических коллективов школ по укреплению здоровья школь ников, включению каждого уча щегося в систематические заня тия физической культурой и спор том. Одной из выступавших была Любовь Петровна Керимова — организатор внеклассной и вне школьной работы Топовской сред ней школы, награжденная значком «Отличник народного просвеще ния». В своем выступлении Л. П. Ке римова горячо поддержала 16 пункт проекта НК КПСС о ре форме школы, в котором говорит ся, что в каждой школе должны быть спортивные залы и площад ки, хорошо оснащенные оборудо ванием н инвентарем. Фото А. Гавриловой. р ЕФОРМА школы, намечае- *■ мая в соответствии с прог- рам.мными установками июнь ского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, имеет своей целью под нять ее работу на мовый качест венный уровень, соответствую-' ший условиям и потребностям общества развитого социализ ма. <В совершенствовании дея- ческих фермах, выращивают овощи. В школе создана уче ническая производственная бри гада. С цетью обеспечения ее успешной работы заключается трудовой договор с хозяйством о выделении- земельной площа ди, обеспечении посадочиг.ш хга- териалом. оплате труда школь ников. Для обучеиш: членов чилина. зоотехник-селекционер Л. Д. Шморгуп, экономист В. С. Харченко, директор совхоза В. Я Махпнов. На состоявшемся недавно комсомольском собранин по об суждению материалов декабрь ского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС директор совхоза В. Я. Махпнов рассказал учащимся о 0С0БЕКН0С1Й Большинство работающих в коллективе швейного цеха Мо сковского производственного объединения «Сокол» — жен щины и девушки. Они шьют верхнюю мужскую одежду, ко торая пользуется большим спро сом у покупателей. В .ходе со циалистического соревнования зародилось и окрепло движение швей за овладение сыеншыми опо)1ациями. И, можно сказать, , что п цехе нет швеи, которая X не владела б ы двумя-тремя, а то ц всеми технологическими операциями. В условиях конвей ерного производства это очень важно. Пущ отсутствии работ ниц их заменяют подруги по труду. Однако желающих поступить к нам на работу вюлодых деву шек в последние годы стало меньше. Или, бывает, устроят ся они па работу, месяц от работают и увольняются. В чем дело? Чаще всего де вушки увольняются потому, что, придя в цех и сто.лкнув- пшеь с конвейсрчым пухшзвод- ством, оказываются совершенно нс'ггодготорленными. теряются, ;.'а:ке бечтея ;>аботаюищх меха низмов. П отсюда гывод: нам работницы, имеющие прелва р1 1ТС.Т ьную подготовку. Старшек.лассницы средней школы № Л2 имени Л. П. Тол стого па уроках труда знако мятся. с >стройстЕом швейной машины, отдельны.ми приемами работы на ней. то есть получа ют общие понятия о профессии швеи. Мы помогли школе оборудо вать учебный класс, выделили швейные машины. Однако ма шины выходят из строя часто, поэтому занятия в классе про ходят нерегулярно. Девушки не получают тех необходимых на выков, которые достаточны, что бы работать у нас. II вот, читая проект ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», хочу высказать свое мнение. Действительно, трудовое обуче ние учащихся старших классов должно сочетаться с овладени ем массовыми профессиями, нужными народному .хозяйст ву. Очень правильно, что всеоб щее среднее образование моло дежи будет дополнено всеоб щим профессиональным, благо даря чему молодые люди еще до начала трудовой деятельно сти получат возможность овла деть какой-либо профессией. 11 .мы согласны помогать школе практически по мере возмож ности. Кроме того, предлагаем с це лью обеспечения своего цеха, а также ателье по пошиву и ре монту одежды РПУ бытового обслуживания квалифициро ванными работницами открыть при филиале ОПТУ группу швей-мстсристок. Ведь в проек те ЦК КПСС о реформе шко лы говорится, что средние про фессионально-технические учи лища должны специалнзирт- ваться «на подготовке высоко квалифицированных рабочих для соответствующих отраслей на родного хозяйства», с учетом I особенностей отдельных регно- ^ нов города н села. В. МАЛЫШЕВА. I начальник цеха. I Базовое п р е д п р и я т и е — с о в х о з тельностн школы партия осо бое значение придает коренно му улучшению подготовки .моло дого поколения к труду», — записано в проекте реформы. При этом отмечается, что шко ла должна, растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех об щественных условий, в которых они будут жить и работать. , Сельская школа в первую очередь ориентирует своих уча щихся на работу в сеж —в жи вотноводстве и полеводстве. Для того же. чтобы проводимая профориентационная работа бы ла более ' эффективной, самое непосредственное участие в ней должны принимать руководите ли и специалисты совхозов к колхозов. Поэтому учителя нашей шко лы поддерживают и считают своевременным выдвигаемое проектом ЦК КПСС о реформе школ положение о том, что каж дая школа должна иметь свое базовое предприятие. Базовым предприятием Золо тушинской средней школы явля ется совхоз имени М. Горького. В летний период учащиеся при нимают активное участие в ра боте на полях совхоза. Ребята работают помощниками комбай неров, на току, на жнвотновод- ученическои производственной (бригады совхозная администра ция, партком направляют специ алистов. которые в.месте с сове том бригады организуют рабо ту учащихся в летний период. , Однако самостоятельно вы полнять различные виды работ на полях учащиеся не могут — в школе нет техники. Правда, нам выделили гусеничный трак тор, но этого мало, и члены про изводственной ученической бри гады не получают достаточных навыков Е практической дея тельности. Но II этого все же мало. Вы деление техники школам, обес печение горюче-смазочными ма териалами необходимо включать в планы хозяйств. Снабжать школу надо только новой тех никой. Совхоз , имени М. Горького оказывает школе помощь в при обретении оборудования для школьной, мастерской, спортин вентаря. С целью улучшения профессиональной ориентации в школе проводятся встречи с передовиками производства, спе циалистами, администрацией совхоза, ветеранами труда. Ак тивное участие в этих встречах принимают кавалер ордена .-Те нина бригадир СТФ 3. И. Крапи вина, бригадир СТФ М. П. Лег- перспективах развития хозяйст ва, пригласил учащихся после окончания школы идти работать в . совхозное производство. Среди выпускников школы, 'ставших хорошими специалиста ми сельскохозяйственного про изводства, можно назвать агро номов В. Сезенова и А. Какали- па. шоферов В. Кораблшш и И. Коростина, заведующую сто ловой Л. ДГатюнину, поваров ,'1. Белоусову и Г. Колосову. Предложенный для обсужде ния проект ЦК КПСС о р'ефор- .ме школ1)1 открывает еще боль шие возможности для совершен ствования трудового воспита ния школьников. Узаконенная обязательная шефская по-моиц! базовых предприятий школе бу дет способствовать тому, что нс по н:еланию, а по обязанности в учебно-воспитательной работе школы будут участвовать вме сте с педагогами и семьей тру довые коллективы. П выиграют от этого все, а совхоз, в част ности, получит больше квали фицированных кадров для сельскохозяйственного произ водства. Ю. ПОТАПОВ, учпте.'ш, секретарь 11арторгаш1зацни ЗолотупшискоП средней школы. В проекте ЦК КПСС о реформе шкалы говорится, что «соединение обучения с производительным тру- до.м предполагает включение уча щихся, начиная с младших клас сов, в систематический, органпзо> ванный посильный для их здо ровья п возраста общественно по лезный труд — настоящий, необ- .ходммый обществу». Именно таким трудом занима ются учащиеся, начиная с четвер того кл.-1С''а, средпей шкс'Т' Л« 12 имени Л. И. Тг..лстого ".од руко- волс'люм прещ'ллвателя В. И. Столбучковя. Мн1.''не раб..ты, ко торые выполняют ученики, свя.щ- ны с потребностями школы. Фото А. Гавриловой. и ПРОЕКТЕ ЦК КПСС о школьной реформе говорит ся о том. что все ценное, добы тое трудом нескольких поколе ний педагогов, советской школой и педагогической наукой, все выдержавшее проверку врюме- нем должно быть бережно сох ранено н активно использовано. В связи с .этим (большой инте рес представляют опытно-пока зательные школы Наркомпроса РСФСР, созданные в первые годы советской власти и дейст вовавшие до середины 30-х го лов. Нарком просвещения А. В. Луначарский рассматривал их. как «авангард школы, как ры чаг. с помощью которого мы станем поднимать массовую школу, улучшать ее». Среди этих школ была и Тре тья Гагпнекая опытная станция Наркомпроса РСФСР, созданная 6 июля 1921 года и проводив шая свою основную опытно-эк- спернментальную работу на (бо льшой части территории нынеш него Лев-Толстовского района. Основная же работа проходила на базе Загрядчинской, "Гопов- ской. Гапшекой, Булавскон. Дс- нисоЕской школ первой ступени (1 —4 классы, как правило воз раст учащихся от 8 до 13 лет), Гагаринской школы-семилетки и Урусовекюй школы-девятилетки. ИЗ ИСТОРИИ РАБОТЫ ШКОЛ РАЙОНА Выдержало проверку временем в течение непродолжительного времени сюда входили Троеку- ровская и Зыковская школы, а также школа имени Короленко (г. Москва) и Михайловская школа (г. Михайлов Рязанской области). Во главе станции стояло уп равление, которое на.ходилось в Москве. Основателем п руко водителем станции был видный советский педагог, уроженец села Новочемоданово Александр Семенович Толстов. В числе учителей были Михаил Дмитри евич Осинцев, Александр Спи ридонович Пчелко. ставшие впоследстг.не видными советски ми педагогами. Перед Гагинской станцией стояла задача создать школу такого типа, которая бы соот- ветствова.ла условиям сельской жизни й в то же время вопло щала лучшие черты школы со циалистического общества. На ряду с этим станция должна была решать вопрос о культур но-просветительной работе, то есть активизировать все слон населения — от дошколь ного до взрослого возрастов. В состав станции были включены также детские сады, вечерние курсы д.тя взрослых, нзбы-чи- Т;:Л ,нп. Большое внимание деятель ности Гагинской станции уделя ла выдающийся советский педа гог II государственный деят1*ль Н. К. Крупская. Она поддержи вала связь с Гагаринскг'о н То- попской школами. По просьб-.- населения деревни Желябово н села Гагарина Гагаринешп; школе было присвоено им)' Н. К. Крупской. Это было 22 ноября 1922 года. Вскоре На дежда Константиновна прислала школе свой портрет с автогра фом. Известны и письма Круп ской учащимся Топовской школы. Деятельность Гагинской опыт ной станции имела большое значение. Ее опыт программно методической и краеведческой работы был рекомендован госу дарственным учены.м совето?,! при составлении учебных прог рамм для начальной школы. На станцию приезжали за опытом педагоги из Сибири и Белорус сии. Ярким примером . практиче ской помощи населению явля ется работа, проделанная уча щимися Булавской начальной школы в 1923—24 году по ис следованию состояния земле пользования в своей деревне. Учителялш и учащимися был раз])аботан план зе.млеустройст- ва. а затем проведена агита ция за его введение. План был принят населением. Па пришкольном участке Бу лавской школы было заложено показательное поле с многолет ним севооборотом, ставились опыты по возделыванию новых сортов полевых культур. Выра щивались новые, более урожай ные культуры, семена которых ■получали из Ти.мирязевской се лекционной станции. Учащиеся охотно делились своими дости жениями с населением. В 1924 году Гагинская стан ция получила в свое ведение Денисовский совхоз с двумя большими садами, а также Га- гинскнй и Волконский совхозы, имеющие но два сада и сто десятин земли. Работы было много, так как все было разру шено, земля запущена. Но бла годаря помощи партийных и со ветских органов, учителя и уча щиеся су.мели добиться боль ших успехов. Много бы.:1о сде лано Денисовской школой. Приведенные примеры свиде тельствуют о том. что в школах Гагинской станции был достиг нут высокий у]Х)вень развития общественно-трудовой активно сти учащихся начальных клас сов. Дети рано приобщались к общественно значимо.му труду. Для современной - начальной школы такой размах обществен но-трудовой активности во мно гом является поучительным. В этой связи очень часто можно слышать, что раньше сама жизнь воспитывала, в том числе и в трудовом отношении. По за ■ЭТИМ словом н скрывается по рой оправдание собственного неумения, а подчас и нежелание вдумчиво заниматься трудовым воспитанием. Подробнее об опыте трудово го воспитания в Гагинской ош>!т- ной станции мы расскажем в следующей статье. В. БАРАНОВ, аспирант МГПИ имени Ленина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz