Путь Ильича. 1984 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1984 г. (п. Лев-Толстой)

ШК ОЛ ЬНАЯ Р Е Ф О Р М А -В Д ЕЙСТВИИ На ферме — каждую субботу в нашем районе, как и по всей стране, проводится активная ра ­ бота по осуществлению реформы общеобразовательной и профес­ сиональной школы. За всеми средними школами и филиалом СПТУ № 9 закреплены базовые предприятия и хозяйства, создаются но­ вые ученические бригады и животноводческие звенья. На сегодняшний день в производственных бригадах района на­ считывается 405 учащихся, за ними закреплено 572 гектара земли. На предприятиях и в хозяйствах созданы рабочие места для произ­ водительного труда учащихся. На этой странице рассказывается о том, как в нашем районе претворяется в жизнь шко.пьная реформа. Са м о у п р а в л е н и е в ученическом коллективе Педагогическая печать пос­ леднего 20-летия, школьная ре ­ форма большое место в комму ­ нистическом воспитании учащих ­ ся отводят ученическому само ­ управлению школьников, разви ­ тию их самодеятельности и са ­ мостоятельности. И это естест ­ венно. Только через самодея ­ тельность можно воспитать на ­ стоящего человека, гражданина, творца. Детскую самодеятельность ш - кто не придумал. Она сущ ест ­ вует объективно и проявляется на каждом шагу. Она — яркая самобытная форма жизни детей. Внимательно наблюдая эту жизнь, нетрудно сделать вывод; Т развитие детей, их становление происходят в труде, учении, иг­ рах , проведении свободного вре- Мгсии с товарищами и взрослы ­ ми. Стремление к удовлетворе ­ нию потребностей и гатересов —' источник активности ребенка. При .этом рядом с ним посто ­ янно находится его старший друт и наставник — учитель, который должен помочь ему' оп ­ ределиться в столь важном на- правлеяии , как самоуправлевде. Одним нз основных условий успешного развития ученическо ­ го самоуправления является пра- яшшное педагогическое руковод ­ ство, осуществление единых т р е ^ в а н и й . Воспитательная си ­ ла единых требовали!! заключа ­ ется не столько в добросовестнос ­ ти их выполнения, сколько в ак ­ тивном участии самих школьни ­ ков в предъявленш! требований друг к другу, в осущестатенни контроля за их выполнение.м. В ! 1 ашен школьной жизни мож ­ но проследить определенную систему в проведении различных мероприятий — политинформа ­ ций. рабочих линеек, заседаний комитета комсо.мола, совета дру ­ жины . классных часов, самооб- слугкивания. Однако система это не то, что повторяется регу ­ лярно и однообразно. Каждый классный руководитель исполь ­ зует свой большой опыт воспи- тательной работы, в котором есть немало своих удач и нахо ­ док. Класснън! час, как испытанная жизнью н давно установившая ­ ся форма работъ!, заключает в себе элементы школьного само ­ управления. Главное, что это— час класса, а не только руково ­ дителя. Учащиеся принимают самое активное участие в его подготовке и проведении, стре ­ мясь к тому, чтобы самим от на ­ чала до конца задумать и про ­ жить сорок пять минут жизни, считая классного руководителя своим приятным гостем. Вся воспитательная работа школы планируется. Планирова ­ ние, например, тематических не ­ дель проходит согласно ком ­ плексному подходу к воспитанию учащюсся, при этом обобщаются -.^Все формы и методы рабсгёы по ^выбранной-проблеме . Планирова ­ ние помогает в правильном пе- дагогаческом руководстве само- управление.м. Так, например, при проведенш! какой-либо недели заранее намечаются определен ­ ные темы для классных часов, для обсуждения на заседаниях комитета комсомола и совета от ­ ряда . Классному руководителю известно, что необходимо прове ­ сти Б течение недели, на что особо обратить внимание. Под руководством классного руководителя в отряде «ли ком ­ сомольской группе распределя ­ ются ответственные за работу секторов. Каждый из пионеров или комсомольцев принимает непосредственное участие в про ­ ведении намеченных мероприя ­ тий. Есть в школе и свои тради ­ ции недели. В понедельник в каждом классе проводятся по- -литинформации, рабочие линей ­ ки, классные часы . Вторник — день пионерской I! комсомоль ­ ской работы (заседания комите ­ та комсомола, совета дружины, бюро групп, совета отряда). Среда — работа комсомольско ­ го и пионерского актива, са.мо- обслуживание. Четверг — про ­ ведение кружков, ф акультати ­ вов. Пятница — вечера, работа клуба дискотеки. Суббота — ро ­ дительский день. Такое планирование облегча ­ ет работу школы пионерско- ко.мсомольского актива. Ответ ­ ственные за работу секторов, члень! комитета кол'комола на ­ правляют, консульт!!руют, дают комсомольским группам задания Заседания актива проходят по- делово.му, в обстановке полно!! демократии. Главными считают ­ ся задачи: сплотить учащихся в единый дружный коллектив, сде ­ лать его Ж1!знь более попно- кровно!!. содержательной, я р ­ кой. З а годы существования шко ­ лы сложилось немало хороших традици!!. В подготовке и про ­ ведении традиционных меро ­ приятий принимают участие большинство учащихся. В этом году «Б ал осени» готовили уча ­ щиеся 9«А» класса, за вечер «Вы служите, мы вас подож ­ дем» отвечал 10«А» , вечер юмо­ ра провел 9 «Б » . Сейчас гото ­ вятся полюбившиеся школьни ­ кам вечера «Поэты о любви», «Праздник труда», -;Мы ва.ч по­ свящаем». При подготовке вече ­ ров Бнача,че проводятся заседа ­ ния комитета комсомола и куль ­ турно-массовых секторов, рас ­ пределяются обязанности, обяза ­ тельно подводятся итоги. В школе работает дискотека «Прикосновение к вечности», что является новой формой ра ­ боты по эстетическому воспита ­ нию учащи.хся. Через дискоте ­ ку решаются многие вопросы пе ­ дагогического воздействия на учащихся: приобщение учащих ­ ся к пониманию классическсй музыки, умение слушать оперу, знакомш ъся с новыми произве ­ дениями советских композито ­ ров. И здесь осуществляется полное самоуправление: оформ ­ ление, дежу{х;тво, подготовка ве ­ черов и сценариев — все это дело рук самих ребят. Ш аг за шагом школьное са ­ моуправление в нашей школе совершенствуется и отрабатыва ­ ется, все более способствуя вос ­ питанию общественной активно ­ сти учащи.хся, успеишому реше- 'нию многих учебно-воспитатель ­ ных задач. С. д ь я к о н о в , \ , организатор внеклассной и внешкольной работы средней школы № 42 име­ ни Л. Н. Толстого. В беседах с доярками мне не раз приходилось слышать жало ­ бы на отсутствие выходных дней. Действительно, проблема вы.ходных дней в животноводст ­ ве пока еще остается нерешен ­ ной. Это связано с тем, что в данной отрасли народного хо ­ зяйства все еще ощущается не ­ достаток рабочих рук. Каждое хозяйство решает этот вопрос по- разному. 24 ноября пятеро доярок мо­ лочнотоварной фермы Централь ­ ного отделения совхоза «Зн а ­ менский» — М. С. Блуднищева, Л. II. Тарасова, Л. Н. Ч!!черо- ва, Н. П. Ниповинных и М. Ф. Зайцева — имели выходной день. В прошедшую субботу от ­ дыхали другие пять женщин. На ­ чиная с ноября, кто-либо из доя ­ рок этой фермы канщую суббо ­ ту имеет выходной день. Доят коров, поят и кормят, чистят животных, их стойла и кормушки, выполняют многие д р у г и е о б я з а н н о с т и д о я р о к у ч а ­ щиеся животноводческих звень ­ ев Знаменской средней школы. И вот мы на ферме. Интересу ­ емся работой юных животново ­ дов. Доярки и бригадир их от ­ ношением к делу довольны. — Работают и парни, и де ­ вушки хорошо, старательно. Мы нм доверяем. Почти их труд не I контролируем, так как увере ­ ны, что не подведут, — ответи ­ ла на наш вопрюс бригадир Ни ­ на Петровна Ильченко. И сами ребята довольны, что выполняют нужное дело, помо­ гая своему совхозу и родителям. В красном уголке фермы оформлен стенд «Юных живот ­ новодов». Он включает в себя социалистические обязательства, показатели работы каждого зве ­ на, список звеньев и график ра ­ боты. Тут же находится и папка с договором и приказом о соз ­ дании животноводческ!!х звень ­ ев. В приказе записано: «...в це ­ лях претворения в жизнь рефор ­ мы общеобразовательной школы и организации общественно по­ лезного труда учащихся па МТФ Центрачьного отделения совхоза «Знаменский» организовать пять звеньев животноводов из числа учащихся 9 — 10 классов Зна ­ менской средней школы». В кан:дом звене по 2 —3 че ­ ловека. В первом, например, Н. Т^'шева, А. Денисов, С. Ши- бин; во втором — С. Кабанова н Ю. Новичков. К звеньям при ­ креплены опытные наставники, среди них бригадиры и передо ­ вые доярк!!: Н. П. Ильченко, В. А. Нестерова, В. К. Макее ­ ва, Н. В. Мерзликин. Р. А. Мер- зликина. В договоре, заключенном меж ­ ду учащимися и представителя ­ ми администрации совхоза, под­ тверждается, что учащимся вы ­ деляется иа фер.ме пять рабо ­ чих мест. Определены обязанно ­ сти каждой из сторон. Админи ­ страция совхоза, в частности, обязуется орган 1 !зовать учебу юношей и девушек по зоотехнии, по работе с механизмами, про ­ водить инструктаж по технике безопасност!!, обеспечить юных животноводов необходимой спец ­ одеждой. Трудности позади в столовой Гагаринской сред ­ ней школы было организовано питание всех учащихся в период уборочных работ в сентябре— октябре, а с ноября обедали лишь ученики продленной груп ­ пы н те. кто живет в интернате. Пол^’чалось, что оставались без обедов лишь старшеклассники. Как раз те, кто принимал самое активное участие в уборочных работах, благодаря кому школа была обеспечена дешевым саха ­ ром и некоторыми другими иро ­ ду кта.ми. — Надо кормить всех рюбят, — так решили родител!! стар ­ шеклассников, согласившись оп­ лачивать стоимость обедов. Дети были очень довольны, что их вкусно и разнообразно кормят. Были довольны и их ро ­ дители. что не раз подтвержда ­ ли председатель школьного ро ­ дительского комитета Л. Ф. Си- м аиш а , председатель сельского Совета М. Я. Просветова, член родительского комитета В. И. Мигачева, наблюдавшие органи ­ зацию детского питания в шко ­ ле. Приготовить вкусный обед в больших кастрюлях — это сов ­ сем не то, что приготовить его дома в кастрюльке. Однако На ­ дежда Андреевна Буды.чкина, проработав поваром в школе бо­ лее 20 лет, этим секретом вла ­ деет. Это ей приходится кор- глить участников всех районных туристских слетов, которые ежегодно п]х>водятся в нашем селе. Когда у нас был организо ­ ван первый в районе пионер ­ ский лагерь , там тоже по ­ варом была Надежда Андреевна. Готовит она умело, с любовью! Хорошо знает вкусы детей: ко ­ му гречневую кашу с са.харом подаст, а ко.му с подливкой. На одного по-матерински прикрик ­ нет. чтобы все съел, а тех, пос­ ле кого тарелки остаются пус ­ ты.™, обяза’г'ельно похвалит. Все и всех видит из своего окошка Надежда Андреевна. «Наш доб­ рый повар», — говорят про нее мальташки 1 ! девчонки. Вначале были проблемы. Про ­ кормив ребят неделю, я собрала за питание деньги (в среднем по 26 копеек за обед) и поехала с ни.ми в роно, чтобы окончатель ­ но решить возникшие вопросы; кто будет обеспечивать школь ­ ную СТОЛОВ 5 ТО продуктами, пе­ ред кем мь! будем отчитывать ­ ся з а их использование? Занятия по зоотехнии каждую субботу проводит главный зоо­ техник совхоза А. Д. Переде- реп. — Сегодня мы изучали уст ­ ройство доильного аппарата, — рассказывает Жанна Чистякова. — Теперь сами сможем, если надо будет, устранить отдель ­ ные поломки !!ли неисправности. На каждом занятии мы узнаем что-то новое и полезное для се ­ бя. Посещаем их с удовольст ­ вием. Однако теория теорией, а главной все-таки остается прак ­ тика. Есть у кого поучиться мо­ лодым доярам и дояркам. Из 24 доярок, работающих на мо ­ лочнотоварной ферме Централь ­ ного отделения совхоза «Зна ­ менский», 19 ударников комму ­ нистического отношения к тру ­ ду. Есть среди них и орденонос ­ цы: М. С. Тушена награждена орденом «Знак Почета», М. А. Полынкова — орденом Трудо ­ вой славы, В. А. Полынкова — медалью «За трудовую доб ­ лесть». Юных животноводов пригла ­ шают на подведение итогов рабо ­ ты за кая^дую десятидневку. Здесь они узнают о трудовых делах коллектива фермы. Соревнова!ше развернуто и между звеньями учащихся. На ноябрь нм было определено з а ­ дание: надоить не менее 290 ки ­ лограммов молока. До послед ­ ней субботы месяца впереди шли два звена: первое в составе И. Тушевой, А. Де!!исова и С. Ши- бина и ! 1 ято€, в котором В. Ер ­ милова, И. Гон'ин и А. Несте ­ ров. 24 ноября больше других надоили молока от коров С. Ка ­ банова и Ю. Новичков, а также звено в составе Ж. Чистяковой, Г. Гринь и С. Мерзликина. А победителями но количеству на- дое! 1 ного молока за ноябрь ста ­ ли первое и т]эетье звенья. ...Каждую пятницу после за- 1 ГЯТИЙ в школе звеньевые уче ­ нических животноводческих звеньев спешат на ферму. Они беседуют с доярками, чьи груп ­ пы коров ИЛ! придется обслу ­ живать в субботу, о животных, узнают, какие коровы доятся, к каким нужен особый подход... С. м и х о . На снимке (слева направо): юные животноводы Знаменской средней школы Виктор Шнрннн, Ир( 11 на Ту- шева и Сергей Шибин со своей наставницей бригадиром МТФ Ни­ ной Петров)юп Ильченко. Фото А. Гавриловой. Но ничего не получалось. В бухгалтерии роно наши деньги не приняли, посоветовав кормить лишь тех детей, которые посе­ щают продленные группы и жи ­ вут в интернате. Заведующий роно предложил, чтобы я соби­ рала деньги вперед и закупала продукты за наличные. Была я и у председателя райпо. Выслу ­ шав меня, он ответил: «Повару ваше.му мы доплачиваем, а в ос­ тальном как хотите». Вот такие были у нас труд ­ ности... Но я рук не о п у с к а л а - ходила, убеждала, просила. Сейчас, наконец, все встало на свои места. Оказалось, проб­ лемы наши вполне разрешимы. Школа заключила договор с об- щепито.м. Теперь мы имеем до ­ веренность на получа!ие про ­ дуктов в сов.хозе и в своем сель ­ ском магазине. Часть продуктов — творог, сметану, сухофрукты и некоторые другие — мы з а ­ казываем в общепите. На это.м я заканчиваю рас ­ сказ о тех проблемах, с кото ­ рым!! мы столкнулись при орга ­ низации горячего питания в сво­ ей школе. А написала о них так подробно потому, что любой дру ­ гой школе наш опыт в этом де ­ ле может пригодиться В. ГОРЕЛОВА, пенсионерка, член КПСС с 1941 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz