Путь Ильича. 1984 г. (п. Лев-Толстой)
ШК ОЛ ЬНАЯ Р Е Ф О Р М А -В Д ЕЙСТВИИ На ферме — каждую субботу в нашем районе, как и по всей стране, проводится активная ра бота по осуществлению реформы общеобразовательной и профес сиональной школы. За всеми средними школами и филиалом СПТУ № 9 закреплены базовые предприятия и хозяйства, создаются но вые ученические бригады и животноводческие звенья. На сегодняшний день в производственных бригадах района на считывается 405 учащихся, за ними закреплено 572 гектара земли. На предприятиях и в хозяйствах созданы рабочие места для произ водительного труда учащихся. На этой странице рассказывается о том, как в нашем районе претворяется в жизнь шко.пьная реформа. Са м о у п р а в л е н и е в ученическом коллективе Педагогическая печать пос леднего 20-летия, школьная ре форма большое место в комму нистическом воспитании учащих ся отводят ученическому само управлению школьников, разви тию их самодеятельности и са мостоятельности. И это естест венно. Только через самодея тельность можно воспитать на стоящего человека, гражданина, творца. Детскую самодеятельность ш - кто не придумал. Она сущ ест вует объективно и проявляется на каждом шагу. Она — яркая самобытная форма жизни детей. Внимательно наблюдая эту жизнь, нетрудно сделать вывод; Т развитие детей, их становление происходят в труде, учении, иг рах , проведении свободного вре- Мгсии с товарищами и взрослы ми. Стремление к удовлетворе нию потребностей и гатересов —' источник активности ребенка. При .этом рядом с ним посто янно находится его старший друт и наставник — учитель, который должен помочь ему' оп ределиться в столь важном на- правлеяии , как самоуправлевде. Одним нз основных условий успешного развития ученическо го самоуправления является пра- яшшное педагогическое руковод ство, осуществление единых т р е ^ в а н и й . Воспитательная си ла единых требовали!! заключа ется не столько в добросовестнос ти их выполнения, сколько в ак тивном участии самих школьни ков в предъявленш! требований друг к другу, в осущестатенни контроля за их выполнение.м. В ! 1 ашен школьной жизни мож но проследить определенную систему в проведении различных мероприятий — политинформа ций. рабочих линеек, заседаний комитета комсо.мола, совета дру жины . классных часов, самооб- слугкивания. Однако система это не то, что повторяется регу лярно и однообразно. Каждый классный руководитель исполь зует свой большой опыт воспи- тательной работы, в котором есть немало своих удач и нахо док. Класснън! час, как испытанная жизнью н давно установившая ся форма работъ!, заключает в себе элементы школьного само управления. Главное, что это— час класса, а не только руково дителя. Учащиеся принимают самое активное участие в его подготовке и проведении, стре мясь к тому, чтобы самим от на чала до конца задумать и про жить сорок пять минут жизни, считая классного руководителя своим приятным гостем. Вся воспитательная работа школы планируется. Планирова ние, например, тематических не дель проходит согласно ком плексному подходу к воспитанию учащюсся, при этом обобщаются -.^Все формы и методы рабсгёы по ^выбранной-проблеме . Планирова ние помогает в правильном пе- дагогаческом руководстве само- управление.м. Так, например, при проведенш! какой-либо недели заранее намечаются определен ные темы для классных часов, для обсуждения на заседаниях комитета комсомола и совета от ряда . Классному руководителю известно, что необходимо прове сти Б течение недели, на что особо обратить внимание. Под руководством классного руководителя в отряде «ли ком сомольской группе распределя ются ответственные за работу секторов. Каждый из пионеров или комсомольцев принимает непосредственное участие в про ведении намеченных мероприя тий. Есть в школе и свои тради ции недели. В понедельник в каждом классе проводятся по- -литинформации, рабочие линей ки, классные часы . Вторник — день пионерской I! комсомоль ской работы (заседания комите та комсомола, совета дружины, бюро групп, совета отряда). Среда — работа комсомольско го и пионерского актива, са.мо- обслуживание. Четверг — про ведение кружков, ф акультати вов. Пятница — вечера, работа клуба дискотеки. Суббота — ро дительский день. Такое планирование облегча ет работу школы пионерско- ко.мсомольского актива. Ответ ственные за работу секторов, члень! комитета кол'комола на правляют, консульт!!руют, дают комсомольским группам задания Заседания актива проходят по- делово.му, в обстановке полно!! демократии. Главными считают ся задачи: сплотить учащихся в единый дружный коллектив, сде лать его Ж1!знь более попно- кровно!!. содержательной, я р кой. З а годы существования шко лы сложилось немало хороших традици!!. В подготовке и про ведении традиционных меро приятий принимают участие большинство учащихся. В этом году «Б ал осени» готовили уча щиеся 9«А» класса, за вечер «Вы служите, мы вас подож дем» отвечал 10«А» , вечер юмо ра провел 9 «Б » . Сейчас гото вятся полюбившиеся школьни кам вечера «Поэты о любви», «Праздник труда», -;Мы ва.ч по свящаем». При подготовке вече ров Бнача,че проводятся заседа ния комитета комсомола и куль турно-массовых секторов, рас пределяются обязанности, обяза тельно подводятся итоги. В школе работает дискотека «Прикосновение к вечности», что является новой формой ра боты по эстетическому воспита нию учащи.хся. Через дискоте ку решаются многие вопросы пе дагогического воздействия на учащихся: приобщение учащих ся к пониманию классическсй музыки, умение слушать оперу, знакомш ъся с новыми произве дениями советских композито ров. И здесь осуществляется полное самоуправление: оформ ление, дежу{х;тво, подготовка ве черов и сценариев — все это дело рук самих ребят. Ш аг за шагом школьное са моуправление в нашей школе совершенствуется и отрабатыва ется, все более способствуя вос питанию общественной активно сти учащи.хся, успеишому реше- 'нию многих учебно-воспитатель ных задач. С. д ь я к о н о в , \ , организатор внеклассной и внешкольной работы средней школы № 42 име ни Л. Н. Толстого. В беседах с доярками мне не раз приходилось слышать жало бы на отсутствие выходных дней. Действительно, проблема вы.ходных дней в животноводст ве пока еще остается нерешен ной. Это связано с тем, что в данной отрасли народного хо зяйства все еще ощущается не достаток рабочих рук. Каждое хозяйство решает этот вопрос по- разному. 24 ноября пятеро доярок мо лочнотоварной фермы Централь ного отделения совхоза «Зн а менский» — М. С. Блуднищева, Л. II. Тарасова, Л. Н. Ч!!черо- ва, Н. П. Ниповинных и М. Ф. Зайцева — имели выходной день. В прошедшую субботу от дыхали другие пять женщин. На чиная с ноября, кто-либо из доя рок этой фермы канщую суббо ту имеет выходной день. Доят коров, поят и кормят, чистят животных, их стойла и кормушки, выполняют многие д р у г и е о б я з а н н о с т и д о я р о к у ч а щиеся животноводческих звень ев Знаменской средней школы. И вот мы на ферме. Интересу емся работой юных животново дов. Доярки и бригадир их от ношением к делу довольны. — Работают и парни, и де вушки хорошо, старательно. Мы нм доверяем. Почти их труд не I контролируем, так как увере ны, что не подведут, — ответи ла на наш вопрюс бригадир Ни на Петровна Ильченко. И сами ребята довольны, что выполняют нужное дело, помо гая своему совхозу и родителям. В красном уголке фермы оформлен стенд «Юных живот новодов». Он включает в себя социалистические обязательства, показатели работы каждого зве на, список звеньев и график ра боты. Тут же находится и папка с договором и приказом о соз дании животноводческ!!х звень ев. В приказе записано: «...в це лях претворения в жизнь рефор мы общеобразовательной школы и организации общественно по лезного труда учащихся па МТФ Центрачьного отделения совхоза «Знаменский» организовать пять звеньев животноводов из числа учащихся 9 — 10 классов Зна менской средней школы». В кан:дом звене по 2 —3 че ловека. В первом, например, Н. Т^'шева, А. Денисов, С. Ши- бин; во втором — С. Кабанова н Ю. Новичков. К звеньям при креплены опытные наставники, среди них бригадиры и передо вые доярк!!: Н. П. Ильченко, В. А. Нестерова, В. К. Макее ва, Н. В. Мерзликин. Р. А. Мер- зликина. В договоре, заключенном меж ду учащимися и представителя ми администрации совхоза, под тверждается, что учащимся вы деляется иа фер.ме пять рабо чих мест. Определены обязанно сти каждой из сторон. Админи страция совхоза, в частности, обязуется орган 1 !зовать учебу юношей и девушек по зоотехнии, по работе с механизмами, про водить инструктаж по технике безопасност!!, обеспечить юных животноводов необходимой спец одеждой. Трудности позади в столовой Гагаринской сред ней школы было организовано питание всех учащихся в период уборочных работ в сентябре— октябре, а с ноября обедали лишь ученики продленной груп пы н те. кто живет в интернате. Пол^’чалось, что оставались без обедов лишь старшеклассники. Как раз те, кто принимал самое активное участие в уборочных работах, благодаря кому школа была обеспечена дешевым саха ром и некоторыми другими иро ду кта.ми. — Надо кормить всех рюбят, — так решили родител!! стар шеклассников, согласившись оп лачивать стоимость обедов. Дети были очень довольны, что их вкусно и разнообразно кормят. Были довольны и их ро дители. что не раз подтвержда ли председатель школьного ро дительского комитета Л. Ф. Си- м аиш а , председатель сельского Совета М. Я. Просветова, член родительского комитета В. И. Мигачева, наблюдавшие органи зацию детского питания в шко ле. Приготовить вкусный обед в больших кастрюлях — это сов сем не то, что приготовить его дома в кастрюльке. Однако На дежда Андреевна Буды.чкина, проработав поваром в школе бо лее 20 лет, этим секретом вла деет. Это ей приходится кор- глить участников всех районных туристских слетов, которые ежегодно п]х>водятся в нашем селе. Когда у нас был организо ван первый в районе пионер ский лагерь , там тоже по варом была Надежда Андреевна. Готовит она умело, с любовью! Хорошо знает вкусы детей: ко му гречневую кашу с са.харом подаст, а ко.му с подливкой. На одного по-матерински прикрик нет. чтобы все съел, а тех, пос ле кого тарелки остаются пус ты.™, обяза’г'ельно похвалит. Все и всех видит из своего окошка Надежда Андреевна. «Наш доб рый повар», — говорят про нее мальташки 1 ! девчонки. Вначале были проблемы. Про кормив ребят неделю, я собрала за питание деньги (в среднем по 26 копеек за обед) и поехала с ни.ми в роно, чтобы окончатель но решить возникшие вопросы; кто будет обеспечивать школь ную СТОЛОВ 5 ТО продуктами, пе ред кем мь! будем отчитывать ся з а их использование? Занятия по зоотехнии каждую субботу проводит главный зоо техник совхоза А. Д. Переде- реп. — Сегодня мы изучали уст ройство доильного аппарата, — рассказывает Жанна Чистякова. — Теперь сами сможем, если надо будет, устранить отдель ные поломки !!ли неисправности. На каждом занятии мы узнаем что-то новое и полезное для се бя. Посещаем их с удовольст вием. Однако теория теорией, а главной все-таки остается прак тика. Есть у кого поучиться мо лодым доярам и дояркам. Из 24 доярок, работающих на мо лочнотоварной ферме Централь ного отделения совхоза «Зна менский», 19 ударников комму нистического отношения к тру ду. Есть среди них и орденонос цы: М. С. Тушена награждена орденом «Знак Почета», М. А. Полынкова — орденом Трудо вой славы, В. А. Полынкова — медалью «За трудовую доб лесть». Юных животноводов пригла шают на подведение итогов рабо ты за кая^дую десятидневку. Здесь они узнают о трудовых делах коллектива фермы. Соревнова!ше развернуто и между звеньями учащихся. На ноябрь нм было определено з а дание: надоить не менее 290 ки лограммов молока. До послед ней субботы месяца впереди шли два звена: первое в составе И. Тушевой, А. Де!!исова и С. Ши- бина и ! 1 ято€, в котором В. Ер милова, И. Гон'ин и А. Несте ров. 24 ноября больше других надоили молока от коров С. Ка банова и Ю. Новичков, а также звено в составе Ж. Чистяковой, Г. Гринь и С. Мерзликина. А победителями но количеству на- дое! 1 ного молока за ноябрь ста ли первое и т]эетье звенья. ...Каждую пятницу после за- 1 ГЯТИЙ в школе звеньевые уче нических животноводческих звеньев спешат на ферму. Они беседуют с доярками, чьи груп пы коров ИЛ! придется обслу живать в субботу, о животных, узнают, какие коровы доятся, к каким нужен особый подход... С. м и х о . На снимке (слева направо): юные животноводы Знаменской средней школы Виктор Шнрннн, Ир( 11 на Ту- шева и Сергей Шибин со своей наставницей бригадиром МТФ Ни ной Петров)юп Ильченко. Фото А. Гавриловой. Но ничего не получалось. В бухгалтерии роно наши деньги не приняли, посоветовав кормить лишь тех детей, которые посе щают продленные группы и жи вут в интернате. Заведующий роно предложил, чтобы я соби рала деньги вперед и закупала продукты за наличные. Была я и у председателя райпо. Выслу шав меня, он ответил: «Повару ваше.му мы доплачиваем, а в ос тальном как хотите». Вот такие были у нас труд ности... Но я рук не о п у с к а л а - ходила, убеждала, просила. Сейчас, наконец, все встало на свои места. Оказалось, проб лемы наши вполне разрешимы. Школа заключила договор с об- щепито.м. Теперь мы имеем до веренность на получа!ие про дуктов в сов.хозе и в своем сель ском магазине. Часть продуктов — творог, сметану, сухофрукты и некоторые другие — мы з а казываем в общепите. На это.м я заканчиваю рас сказ о тех проблемах, с кото рым!! мы столкнулись при орга низации горячего питания в сво ей школе. А написала о них так подробно потому, что любой дру гой школе наш опыт в этом де ле может пригодиться В. ГОРЕЛОВА, пенсионерка, член КПСС с 1941 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz