Путь Ильича. 1984 г. (п. Лев-Толстой)
-'ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА К олле к ти вный подряд в ж ивотноводстве традиционно сложилось так , что и большинстве отраслей ж и вотноводства повсеместно утверди лось индивидуальное обслужива ние определенных групп скота. Считалось, что при таком методе исключается возможность всякого рода просчетов, нарушений техно- гии, которые сразу же отрицатель но сказываются на продуктивности животных и оборачиваются боль шими потерями. Но в последние годы на фер мах колхозов и совхозов, как и в земледелии, подрядная форма ор ганизации и оплаты труда получа ет все большее распространение. • СОЗДАЮТСЯ УКРУПНЕННЫЕ БРИГАДЫ Наиболее широкое распрост ранение новая форма организа ции и оплаты труда получила в овцеводстве. Это и понятно, поскольку здесь до получения продукции применяется аванси рование на уровне тарифных ставок , а распределение доплат и премий между членами брига ды производится в соответствии с вложенным трудом. В колхозах и совхозах Кирги зии. например, где овцеводство занимает ведущее место, 45 процентов поголовья обслужива ется чабанскими бригадами, ра ботающими на подряде. Этому Предшествовала большая подго товительная работа, которая включала не только разработку и доведение производственных заданий до коллективов, оформ ление договоров, но и усиление хозрасчетных принципов, повы шение ответственности исполни телей за качество продукции. Т ак , в совхозе имени 50-летия комсомола Тонского района ор ганизовали укрупненную чабан скую бригаду. Бригадиром вы брали старшего чабана Ш. Сул танова. З а бригадой из восьми человек закрепили 1 .600 овце маток. Между дирекцией совхо з а и бригадой был заключен до говор. Одновременно подразде лению довели хозрасчетное з а дание и условия оплаты труда. До получения продукции членам бригады установили аванс в пре делах тарифа (по 112 рублей в месяц). Слаженная работа и мастерст во чабанов бригады позволили значительно перевыполнить про изводственное задание, хотя оно было достаточно напряженное. Предусматривалось получить по 107 ягнят от каждых ста маток, фактически получено по 141. Настриг шерсти составил по 4 ,2 килограмма с каждой овцы, а з а данием предусматривалось полу чить по 3 ,6 килограмма. Коллек тив чабанов произвел сверхпла новой продукции на 22 ,6 тысячи рублей, двадцать процентов этой суммы пошло на премиро вание работников бригады. Кро ме того, в порядке натуральной оплаты чабанам выдано 9 8 яг нят. Доплата за продукцию со ставила 88 копеек на рубль аванса. Столь высокое вознаг раждение вполне оправданно, поскольку бригада обеспечила солидный доход хозяйству. Се бестоимость центнера шерсти оказалась на 27 ,5 , а привеса животных на 12 ,8 рубля ниже, чем в целом по совхозу. НА ОТКОРМЕ СКОТА Большой эффект дает примене ние подряда и на откорме круп ного рогатого скота. Опыт его использования накоплен в хозяй ствах Гродненской. Брестской областей Белорусской ССР , Пен зенской, Саратовской, Оренбург ской и других областей Россий ской Федерации. С 1982 года на принципах подряда работает откормочная ферма «Шиловичп» в совхозе «Молодая гвардия» Слонимско го района Гродненской области. Здесь содержится 1.600 голов крупного рогатого скота. На от корм ставятся животные весом 220 — 230 килограммов. Реали зуются они через десять меся цев весом 420 —450 килограм мов. На ферме работают 19 че ловек. Ежемесячный аванс чле нам звена выдается за факти чески отработанное время в пределах ста процентов тариф ных ставок. После получения продукции за квартал (взвеши вание скота производится по квартально) определяется окон чательная оплата. Коэффициент трудового уча стия работников ферм устанав ливается советом бригады. Здесь разработаны , на наш взгляд , до вольно удачные условия преми рования, стимулирующие повы шение среднесуточных привесов. Вот как выглядит ш кала средне суточных привесов и премий в этом хозяйстве: (цифры показы вают: первые — среднесуточный привес (г), вторые — размер премий в процентах к основному заработку). до 5 4 0 — 5 4 1— 560 4.5 5 6 1—580 9 ,0 581 — 600 13,5 601 — 620 18.0 6 2 1— 640 22 ,5 641 — 660 27 ,0 6 6 1— 680 31 ,5 681 и более 35 ,0 З а время работы на подряде значительно улучшились эконо мические показатели фермы. Суточный привес каждого жи вотного составляет уже 627 граммов (против 480 за 1977 — 1981 годы), а затраты труда и себестоимость продукции были почти в два раза ниже, чем на других фермах. Эффективность работы на под ряде можно показать и на при мере Кировградской птицефаб рики, что в Свердловской обла сти. Это предприятие производит 4 .600 тонн мяса бройлеров в год. Подряд здесь внедрен практиче ски во всех подразделениях. Производством мяса бройлеров занято две бригады — 66 чело век. З а каждой из них закрепле но по десять механизированных птичников вместимостью 3 6—43 тысячи голов каждый. В брига дах внедрен внутрнхозяйствен- ньп1 расчет с чековой формой взаиморасчетов. По всем видам затрат , зависимых от деятельно сти коллектива, определены ли миты на год с разбивкой по кварталам . Оплата труда коллектива бри гады производится по единой расценке за центнер привеса птицы, которая рассчитывается исходя из планового объема про изводства продукции и 125 про центов тарифного фонда коллек- ' тива бригады. З а сверхплановую продукцию выплачивается пре мия в размере 20 процентов ее стоимости. Доплата бригаде за продукцию распределяется внут ри коллектива с учетом тариф ной ставки каждого работника. Однако совет бригады может корректировать базовый КТУ, смотря по отношению к труду конкретного рабочего. При этом базовый КТУ после корректиро вки советом бригады не должен быть ниже 0 .6 II выше 1,2. Внедрение коллективного под ряда позволило за три года ра боты в новых условиях сэконо мить труд 57 человек в основ ном и вспомогательном произ водствах. Раньше фабрика не имела возможности полностью забивать птицу на месте. Теперь с реконструкцией убойного цеха это стало возможно. Высвободив шиеся рабочие были направлены в убойный цех. что позволило отказаться от услуг мясокомби ната. НА МОЛОЧНЫХ ФЕРМАХ Определенный интерес пред ставляет практика работы под рядного коллектива в колхозе «Курземе» Талсинского района Латвийской ССР. Молочный комплекс хозяйства представля ет собой два сблокированных ко ровника на 210 ското-мест каж дый. Всего здесь работают шест надцать человек. Нагрузка на доярку— 60 коров, в расчете на одного работника — 25. На ком плексе применяется двухцпклпч- ный режим труда п отдыха. Оплата коллективу бригады начисляется только за произве денную продукцию. В целях уси ления заинтересованности работ ников в производстве молока в колхозе решили на зимний и летний периоды определить три расценки. Первая рассчитана ис ходя из 125 процентов тариф ного фонда. Она применяется, когда валовой надой молока по сравнению со средним валовым надоем за мннувШйе два го; увеличился и производственш дисциплина соответствует зо техническим требованиям. Вторая рассчитана на 110 про центов тарифного фонда и ис пользуется, если валовой надой молока по сравнению с преды дущими годами увеличился, но были допущены нарушения тех нологической и производствен ной дисциплины. Третья расцен ка (исходя из ста процентов тарифного фонда) применяется, когда валовой надой молока по сравнению со средним надоем в предыдущие два года умень шился. Таким образом, в зимний период (с ноября по май) дей ствуют расценки: 3 ,14 рубля. 2 ,74 и 2 ,48 руб.ля, а в летнем периоде (с июня по октябрь) — 2,50 рубля, 2 ,19 н 1,98 рубля за центнер молока. Оплата, начисленная по одной пз этих расценок, распределяет ся между членами бригады про порционально отработанному времени, с учетом коэффициен та тарификации каждого члена бригады. Передовые хозяйства придают первостепенное значение соблю дению определенных условий при переходе на коллективный подряд. Прежде всего имеется в виду создание оптимальных по численному составу подрядных коллективов; соблюдение прин ципа добровольности при их ор ганизации; применение коллек тивной формы оплаты труда по конечным результатам с распре делением заработка между ра ботниками с учетом личного вклада в общий результат; уси ление хозрасчетных отношений между коллективами бригад (зве ньев) и руководством предприя тия на основе договоров и хоз расчетных заданий, в которых определяются взаимные обяза тельства, экономические санкции .за их невыполнение; предостав ление самостоятельности подряд ным коллективам в решении про изводственных вопросов. Коллективный подряд не толь ко создает условия, при кото рых быстрее II лучше решаются производственные и социальные проблемы, но II воспитывает чувство хозяина. Р. БОГД АН-БЛАКИТНЫИ . заместитель начальника главка Минсельхоза СССР. («Экономическая газета» № 48 за 1984 г.). Т руженица«мать Белгородская область. Зинаида Федоровна Резникова четверть века трудится мастером машинно го доения в колхозе «Россия» Ше- бекинского района — обслуживает 50 буренок. Ее подопечные всегда ухожены, каждая дает по 12—15 килограммов молока. В социали стическом соревновании Резников,а идет впереди подруг. Семья Зинаиды Федоровны — Самая большая в селе: десять де тей. Мать-героиня воспитывает достойных ребят. Двое ее сыно вей, отслужив в армии, вернулись в родное село, работают шофера ми, младшие же учатся в технику ые I! школе. На снимке; Зинаида Федоровна с детьми. Фото о. Сизова. (Фотохроника ТАСС). ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ Водитель вел машину, не на руш ая правил. Но вот он решил притормозить перед поворотом, да сделал это несколько резко вато. И грузовик враз стал не управляемым . Шофер не учел того, что сейчас на дороги лег снег п это может привести к аварийной ситуации. К счастью, все обошлось благополучно, по тому что в данный момент на перекрестке не было другого транспорта н пешеходов. А если бы были? Первый снег на дорогах яв ляется серьезным предупрежде нием для водителей об особой осторожности вождения тран спортных средств. Именно в это время случается большое коли чество происшествий на дорогах, которые совершают неопытные и опытные шоферы. Поэтому механики, заведующие гараж а ми предприятий поселка, колхо зов и .сов.хозов должны ежеднев но вести разъяснительную рабо ту с водительским составом. Многое в предупреждении ава рийных ситуаций будет зависеть от того, как будут очшцать до роги от снега труженики ДСУ, ДРСУ , производственного уп равления жилищно-коммуналь ного хозяйства, а также посы пать проезжую часть песком. К сожалению, к этому оказа лись не готовы ни одна из ор ганизаций. Сейчас, например, нигде не посыпаны песком доро ги: ни в поселке, ни до сел раГь она. В настоящее время предельно осторожным надо быть мото циклистам. Они должны енк- I жать скорость в два, а то и в три ПОРА НАВЕСТИ ПОРЯДОК раза. Потому что, если под сне гом окажется небольшой участок льда, то мотоцикл тут становит ся неуправляемым. А на мото циклах без колясок лучше во обще прекратить всякие поезд ки. Для этой техники гололед— опасность чрезвычайная. По-прежнему серьезную опас ность для дорожного движения представляет недисциплиниро ванность водительского состава предприятий райцентра и хо зяйств. К сожалению, воспита тельная работа не везде на дол жном уровне. Так, например, когда в совхозы имени Льва Толстого плн «Гагаринский» нап равляется представление из ГАН на нарушителя, там этот документ, попросту говоря, кла дут под сукно или отпишут ко му-то для принятия мер. Прохо дит полгода и более, пока с про винившимся на худой конец проведет беседу кто-то из руко водителей. Нередки случаи, когда руко водители этих хозяйств сами же становятся защитниками на- р^тинтелей, обивают пороги ми- Л1ЩНИ, всячески стараясь их выгородить. И такую при этом дают характеристику водителю, что диву даешься. И человек-то он замечательный , и трудяга до мозга костей, и незаменимый. А этот незаменимый в пьяном ви де управлял транспортом. Подобные примеры нередко бывают и в друпъх хозяйствах. Кстати, за 10 месяцев уже задержано 227 водителей в нет резвом состоянии, которые уп равляли транспортом, в том чис ле в октябре — 31. Серьезную травму получил тракторист из совхоза «Гагаринский» II. А. Фролов, который в пьяном виде опрокинул трактор. В октябре смертельную травму получил мотоциклист пз села Знаменки Н. Д. Марухнн, который не справился с управлением мото цикла. В этом месяце увеличи лось число нарушений среди во дителей совхозов «Зна.менскнй». имени М. Горького, предприя тия «Транссельхозтехника». Так, в октябре было задержа но рекордное количество водите лей в нетрезвом состоянии — 31 человек. И среди этого количе ства пьяных ш екеров —восемь было из совхоза «Знаменский», четверо из совхоза имени М. Горького и трое из предприяти / 1 «Транссельхозтехннка». Все это свидетельствует о низком уров не воспитательной работы среди водительского состава в данных хозяйствах. Пьянство на тран спорте создает серьезную опас ность на дорогах, приводит к аварийным ситуациям со смер тельным исходом. Из 20 автопроисшествий в 13 случаях причиной была езда пьяных водителей. В результате этих случаев погибли 6 человек и 17 покалечились. II в ноябре количество нару шений не сократилось. Так, 8 ноября за день было задержано 8 водителей, управлявших техни кой в нетрезвом состоянии. Сре ди них вновь оказался шофер из совхоза имени Л. Толстого В. А. Лопухов, который менее года назад получил удостовере ние после первого его лишения. Из этого же хозяйства шофер О. В. Ивлев, тоже будучи не трезвым, р азъезж ал па машине. Много еще ущерба хозяйст вам II горя семьям приносят пьяницы за рулем. Необходимо руководителям хозяйств повести настоящую борьбу за укрепле ние дисциплины в своих кол лективах. Недисциплинирован ным не место за рулем. Примером дисциплинирован ности для всех должны стать руководители и специалисты каждого хозяйства. К сожале нию. и среди них встречаются нарушители. Так, еще во время уборки свеклы, управлял авто мобилем в стадии сильного опь янения главный агроном колхоза «Красный путиловец» Н. Я, Гуд ков, за что н лишен был прав управления машиной. Но до сего дня он продолжает разъезж ать на машине и не сдал удостове рения. Почти год начальник ДСУ Н. Ф. Карих не оформит документы на переоборудован ные автомашины. Председатель райпО А. Д. Демидов никак не найдет свободной минуты, чтобы зарегистрировать в ГАИ приоб ретенный автомобиль. В первых числах декабр.ч госавтониспекция, возможно, за претит эксплуатацию авто транспортных средств. Но хо чется отметить и то. как могут руководители спросить с нару шителей, когда сами же являют ся нарушителя.ми? И. ВОРОБЬЕВ, старший инспектор ГАИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz