Путь Ильича. 1984 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1984 г. (п. Лев-Толстой)

ОРМУ ж изнь Как уже сообщалось в нашей газете, 23 августа состоялось тра- циционное совещание учителей района. С докладом выступил заве ­ дующий отделом народного образования райисполкома М А РЫНДИН. Ниже публикуется отчет о работе совещания. V Р У П Н Е И Ш И М И п оли ти ч е- сн и ми собы ти ями в ж и з н и н ашей стр ан ы и п ар ти и , ск аз ал до к ладч и к , я в и ли сь ап р ельск и й ( 1 9 8 4 г . ) П л е н у м Ц К К П С С и п ервая сесси я Вер х о в н о г о Со в е ­ та С С С Р оди н н адц а то г о созыва, г де бы ли р а ссмо тр ен ы и одобре ­ ны « Осн ов н ы е н ап р ав лен и я ре ­ фор мы общ еобр аз овательн ой и п р офесси он альн ой ш к олы » . Ц К К П СС и Со в ет Ми н и с т ­ ров С С С Р п р и н я ли р я д п оста ­ н овлен и й , вы те к аю щ и х и з осн ов ­ н ог о до к у мен та и оп р еделяю ­ щ и х ор г ан и з ац и он н ы е и и н ы е меры п о и х вы п олн ен ию . Ре ч ь в н и х и дет о р е з к ом п овороте ш к о лы от у ч ебн о г о з аведен и я , г де у ч ат , сообщ аю т п олез н ы е сведен и я , к г о су дар ств ен н ому в о сп и та тель н ому у ч р еж ден ию , фо р ми р у ю щ ему молодое п ок оле ­ ние в ду х е вы со к ой г р аж да н ­ ствен н ости , вы со к ой о тв етств ен ­ н ости за су дьбы Ро ди н ы , Осу щ ес тв лен и е р ефо р мы ш к о ­ лы п о з в оли т к ор ен н ы м обр аз ом у л у ч ш и ть тр у дов ое восп и тан и е и ’ п р офесси он альн у ю ори ен та ­ ц и ю ш к оль н и к о в на осн ове сое ­ ди н ен и я обу ч ен и я с п р ои з води ­ те л ь н ы м тр у дом, п одг о тов к у к в алифи ц и р о в ан н ы х рабоч и х к адр ов в п рофесси он альн о - тех ­ н и ч еск и х у ч и лищ ах , доп олн и ть всеобщее средн ее образован и е мо ло деж и в сеобщ и м п рофесси о ­ н альн ы м образован и ем. Пр е д с то ящ и й 1 9 8 4 — 8 5 у ч еб ­ н ы й г од я в и тся п ер в ы м у ч еб ­ н ы м г одом п р ак ти ч еск о г о осу ­ щ еств лен и я р еформы общеобр а ­ з овательн ой ш к олы . А п о тому сег одя н ам п редстои т р а ссмо т ­ реть те к у щ и е и п ер сп ек ти вн ы е задач и , вы тек аю щ и е и з решен и й X X V I съезда К П СС , п оследу ю ­ щ и х Плен у мо в Ц К п ар ти и , р еш е ­ н и й о р еформе ш к олы , п роан а ­ ли з и р ов ать и то г и п р ош ло г о у ч еб ­ н ог о г ода и н аме ти ть к он к р ет ­ ные ме р ы п о о су щ ес тв лен и ю ре ­ фо р мы общ еобр аз овательн ой и п рофесси он альн ой ш к олы . В р а зъя сн и тельн ой , п роп а ­ г ан ди стск ой работе н еобх одимо стр о г о у ч и ты в а ть воз р астн ы е • о з мож н о сти и у р о в ен ь п одг о ­ тов к и у ч ащ и х ся , и сп ольз овать р а з н ообраз н ы е фор мы р або ты ( беседы , лек ци и , у ч ен и ч еск и е к онферен ци и , эк ск у р си и , в стр е ­ ч и с п ар ти й н ы ми , советск ими , п р офсою з н ы ми и к омсомо ль ск и ­ ми р аботн и к ами , с в етер ан ами п ар ти и , в ой н ы и тр у да , п ередо ­ ви к ами п рои зводства) . Особен н о важ н о , ч тобы эта работа велась тв ор ч еск и , до сту п ­ но. ж и в о и ин тересн о . Ч то ж е н овог о вн оси т рефор ­ ма в н аш у ш к олу , к ак овы ее от ­ ли ч и тельн ы е особен н ости ? П р еж де всег о реч ь и дет о к о ­ р ен н ом у лу чш ен и и дела обу ч е ­ ния. И змен ен а ш к оль н ая с т р у к ­ ту р а . Ср едн я я общеобраз ова ­ тельн ая ш к ола стан ов и тся оди н ­ н адц ати летней . Введен и е та к о г о обу ч ен и я п одн и мет к ач ествен ны й у ровен ь общег о образов ан и я и к омму н и сти ч е ск о г о восп и тан и я п одр астаю щ е г о п ок олен и я , н ор ­ мали з у ет у ч ебн у ю н аг р у з к у , даст в р емя для ра з в ер ты в ан и я более разн ообразн ой в н ек лас ­ сн ой и фа к у ль та ти в н ой работы . Во т ун: е тр ети й г од п еда г о г и ­ ч еск и е к оллек ти вы рабо таю т по у со в ерш ен ств о в ан н ы м п р о г р ам ­ мам. Это дало в о з мож н о сть То- п овск ой , Г^ 1птяпшск он. Долтачев- ск ой . Га г ар и н ск ой , Пер в омай ­ ск ой , Зн амен с к ой средн и х , всем в о сьми ле тн н м и н ач альн ы м ш к о ­ лам з ак он ч и ть у ч ебн ы й г од с п олн ой у сп еваемостью . По р ай ­ он у за п р ош лы й г од она состави ­ ла 9 9 , 5 п роцен та . Это на.мног о лучш'е по ср ав н н ию с п р еды ду ­ щ и м у ч ебн ы м г одом. Но п ок а еще мн о г о у р о к ов п рох оди т у н ас на ср едн ем у р о в ­ не. в н и х мн о г о шаблсг на. безлп - к 'остп. мало и ли сов сем н ет де т ­ ск ой у ч ебн ой самодея тельн ости . За п р и мер ом та к ой работы дале ­ к о х оди ть ие надо. Областн ая п ровер к а о тме ти ла пло.хую рабо- 1 Я у ч и телей и др у г и х работ- де н ормальн о : вы п олн я ется п ро г ­ р амма , соблю дается к оли ч ество п и сьмен н ы х , к он тр ольн ы х , ла ­ бор а тор н ы х и др у г и х работ. Од ­ нак о, ЕСЛИ п р и смо тр еть ся п обли ­ ж е, мож н о у ви деть , ч то у ч ебн ы й п роц есс оч ен ь далек от то г о у р овн я , ч то н у ж ен н ам сег одн я . Не бесстр астн ое н ак оп лен и е зн ан и й , а р аз ви ти е п о з н аватель ­ ной ак ти в н ости , само стоя тель н о ­ сти мы ш лен и я , волн , к у л ь т у р ы ч у в ств , тр у да и п оведен и я , стр емлен и я к к олле к ти в н ому со ­ тр у дн и ч е ств у в у ч ебе и во всех делах — эти задач и вы дви г ает время . Н у , а к ак ж е бы ть со слабо- у сп евающи . ми у ч ен и к ами ? Здесь без своевремен н ой п омощ и п еда ­ г о г ов мож е т в о з н и к н у ть та си ­ ту ац и я , к о тор ая н ередк о сл у ж и ­ ла и сто ч н и к ом та к н азы в аемой « п р оцен томан и и » . Надо п ок он ­ ч и ть с э ти м р еш и тельн о и бесп о ­ воротн о . Уч и т е л ь долж ен ста ­ ви ть у ч ен и к у оцен к у , к о тор у ю он мен дац и н по н ек о тор ому со к р а ­ щ ен и ю у ч ебн ог о матери ала . Злей ш и й в р аг ш к ольн о г о де ­ ла — формали зм. В п едаг ог и к е, ш к ольн ой п рак ти к е н адо особен ­ но х орош о п омн и ть совет В. И. Л ен и н а о том, ч то соч и н и ть еди ­ ны й рецеп т и ли одн о п равило , « к оторое г оди лось бы на все слу ч аи , есть н елеп ость» . В к он еч н ом сч ете у сп ех дела оп ределяет и дей н о- теорети ч еск ая п одг отовлен н ость , методи ч еск ое ма стер ств о у ч и теля и к у ль ту р а ег о тр у да . Во т п о ч ему у ч и телю н адо больше доверя ть , мен ьш е р е г ламен ти р о в а ть оби ли ем в ся ­ к и х и н стр у к ц и й . К ап и таль н ы й воп рос реформы ш к о лы — реш и тельн ое у л у ч ш е ­ ние тр у дов о г о восп и тан и я и обу ч ен и я , вовлеч ен и е всех ш к о ­ льн и к ов , н ач и н ая с 1 к ласса, в п оси льн ы й обществен н о п олез ­ н ы й тр у д. В старш и х к лассах он и до лж н ы п олу ч ать п рофесси и п о н аиболее ма ссо вы м сп еци аль ­ н остям. В содр у ж еств е с П Т У р еш ается задач а п ри н ц и п и аль ­ ной важ н ости : средн и й всеобу ч доп олн яется в сеобщ и м п рофесси ­ он альн ы м обу ч ен и ем. Соеди н е ­ п рои з водствен н ая бр и г ада— лу ч ­ ш ая Б районе, х ор ош ая ма тер и ­ альн о - тех н и ч еск ая база ш к олы , х орош о обор у дован ны е к аби н е ­ ты , вы деляется ж и лье для у ч и ­ телей . Отсю да и резу льтат: в ы ­ п у ск н и к и ш к о лы остаю тся в х о ­ зяй стве , рабоч у ю си лу х о з яй ст ­ ва п остоян н о п оп олн яет шк ола. По - н астоящ ему ш ефств у ю т над ш к олой р у к оводи тели совх о ­ за « Астап о в ск п й » . к олх оза « К р а сн ы й п у тн ловец» . Здесь то ­ ж е мн ог ое делается п о з ак реп ле ­ н ию молодеж и на селе. Ра бо та по у к р еп лен ию ма тер и ­ альн о - тех н и ч еск ой базы тр у до ­ вог о обу ч ен и я п роделан а боль ­ шая . Пр едсто и т в бли ж айш и е г оды п остр ои ть у ч ебны е ма стер ­ ск и е в Мй тя г и н ск ой , Топ овск ой . Голо в и н щ н н ск ой средн и х и в де ­ в я ти в осьми летн и х шк олах , ос ­ н асти ть и х стан к ами и обор у до ­ ван ием, и н стр у мен тами , вы де ­ ли ть сельск ох о з яй ствен н у ю тех ­ н и к у , з ак р еп и ть землю . Е д и н с т в е н н о е х о з я й с т в о — к олх оз имен и Л ен и н а — п ри ­ сту п и ло к стр ои тель ств у ш к о ль ­ н ы х мастер ск и х . Ни ч ег о не сделан о п о отн оше- августовского совещ ания учи тел ей з аслу ж и в ает , но одн овр емен н о п р и н и ма ть н еобх одимы е меры , ч тобы п омо ч ь ему ли к в и ди р о ­ вать п робелы в зн ан и ях . Вся к о е адми н и стр ати в н ое давлен и е на у ч и теля бу дет к атег ор и ч еск и п ресек аться . Это долж н ы з н ать и р у к ов оди тели ш к ол , и р оди те ­ ли . II все у ч ен и к и . За ш к олой остается п раво остав ля ть н у ж ­ даю щ и х ся в этом по р я ду п ри ­ ч и н у ч ен и к ов на в тор ой г од. И, н ак он ец , п ри н али ч и и неудов- летворп те. льных о тмето к у ч ен и к мож е т п олу ч и ть вместо а т теста ­ та сп р ав к у о том, ч то он п р о слу ­ ш а л к у р с средн ей ш к олы . Уз к и м ме стом в работе ш к ол н аш ег о рай он а я в ля е тся о т с у т ­ стви е долж н ой си стемы и з у ч е ­ н и я ли ч н ости ш к ольн и к а . Пер ­ вы е шаг п в этом н ап р авлен и и сделала Л ев - Толсто в ск ая ср ед ­ н яя шк ола , г де п роведен педсе- мп н ар по этой п роблеме, р а з р а ­ ботан а п амя тк а по и з у ч ен ию ли ч п остн ш к ольн и к а , к лассн ы е р у к ов оди тели стали вести дн ев ­ н и к и н аблюден и й . Это дало поло- п ш тельи ы е р е з у ль та ты , лег ч е стало н ай ти и н ди в и ду альн ы й п одх од к ребятам. К а к раз это г о п не х ватает п едк олле к ти в ам Золо ту ш н н ск ой , Д омач ев ск ой , Голов и нщ н н ск ой ш к ол , к о торы е п одч ас не сп рав ­ ляю тся с у ч ен и ч еск и м к оллек ти ­ вом. Со стор он ы о тдель н ы х у ч и ­ телей доп у ск аю тся ок ри к и , дело дох оди т до оск орблен и я у ч ен и ­ к ов. Пр еду смо тр ен о вы деля ть сп е ­ ц и альн ы е ч асы для фа к у ль та ­ ти в н ы х з ан я ти й ш к ольн и к ов старш и х к лассов , ж елаю щ и х у г ­ лу би ть свои з н ан и я п о о тдель ­ н ы м п редметам. На 19 8 4 - - 85 у ч ебн ы й г од. к о торы й п ой дет в осн овн ом п о дей ств у ю щ ему у ч еб ­ н ому п лан у , ра з р або тан ы рек о- ние обу ч ен и я с п р ои з води тель ­ н ы м тр у дом — это важ н ейш и й п у т ь форми р ован и я всесторон н е разви той ли ч н ости . Тр у д в ш к о ­ ле на у р о к ах п во вн еу роч н ое в р емя долж ен осн овы в аться на п ри н ци п е п оли тех н и зма . Ме ж д у тем в районе, не толь ­ к о в сельск и х , даж е в п оселк о ­ вы х ш к олах дети вроде бы вы ­ п олн яю т обществен н о п олез н у ю работу , н о он а н оси т ремеслен ­ н и ч еск и й х арак тер . Нап р и мер , на п р о тяж ен и и ряда лет у ч ен и к и к лея т к оробоч к и , ск олач и ваю т ящи к и , ск амееч к и , ш ью т фар ту ­ к и и т. д. П у с ть та к ой тр у д и п рои з води тельн ы й , но мон отех - н н ч еск и й и не сп особств у ет фор ­ ми р ов ан ию тв ор ч еск о г о работ- ^ чика. В этом г оду за к аж дой ш к олой н П Т У з ак р еп лен ы базовые п р ед ­ п ри я ти я , х озяй ства , к оторы е вы ­ деляю т обор у дован и е, рабоч ие места , к в алифи ц и рован н ы е к ад ­ ры , о р г ан и з у ю т п р ои з води тель ­ н ы й тр у д ш к ольн и к ов . На селе осн овн ой формой п рои з водствен ­ н ог о обу ч ен и я стан ет тр у д па поле, на ферме. Сей ч ас н еобх одимо в сем х о ­ рош о у я сн и ть , ч то без к олх оза НЛП совх оза, без ег о сп ец и али ­ стов у сп ешн ое вы п олн ен и е ре ­ фор мы н евозмож н о . Если п ред ­ седатель к олх оза и ди р ек тор ш к олы не п о й му т др у г др у г а п ие стан у т со тр у дн и ч а ть в этом, н и к ак ой п ерестр ой к и не н асту ­ пит. Рефор . ч а обр ащен а не то ль ­ к о к ш к оле, он а п остави ла о т ­ ветств ен н ы е з адач и п еред к аж ­ ды м р у к ов оди телем х озяй ства. У н ас в рай он е есть х орош и е п р и меры н астояощ г о со тр у дн и ­ ч ества ш к о лы п п рои зводства. Вз я ть , к п р и мер у , совх оз « Га г а ­ ри н ск и й » и Га г ар и н ск у ю ср ед ­ нюю ш к олу . Здесь у ч ен и ч еск ая н ию к ш к оле со сторон ы адми ­ н и страци и совх оза «Доыачев- ск ий» . Еди н ствен н ое ч ем « п омо г ­ ли» — это п олож и ли к ан али за ­ ц и он н у ю тр у б у п в то ж е время разор вали о топ и тельн у ю си сте ­ му II водоп ровод. Эта шк ола , к ак н и к ак ая др у г ая , н у ж дается в н а ­ стоящ ей заботе II в н иман и и со сторон ы п ар тк ома совх оза н и с ­ п олк ома сельсовета. Ни ч ег о не сделан о п о у л у ч ш е ­ н ию ма тер и альн ой базы н аши х в осьми летн п х ш к ол. К а к ж е они бу ду т вы п олн я ть у ч ебн у ю п ро г ­ р амму , если в ш к оле нет- у ч еб ­ н ы х ма стер ск и х ? Эт о т воп рос х отелось бы адресовать п редсе ­ дателю к олх оза имен и ХХ - п а р т - съезда тов. Ж н г у ль с к ому , ди р ек ­ тор ам совх озов имен и Л . Н. Толсто г о . « Пламя » , « Астап ов - ск и й » , « Д омач ев ск и й » , па те р р и ­ тор и и к о торы х н ах одя тся Аста - п овск ая , За г р ядч н н ск ая , Ил ь и н ­ ск ая , Ор лов ск ая шк олы . Сер ьез н о г о в н иман и я з аслу ­ ж и вает п роблема свободног о вр е ­ мен и у ч ан 1 ,ихся. Н у ж н о ду .мать о том, к ак з ан я ть всех ребят де ­ лом по ду ш е — бу дь то спорт- ту р и зм п ли тех н и ч еск ое творч е ­ ство. Д алее до к ладч и к остан ови лся на воп росах воен н о- п атри оти ч е ­ ск ог о восп и тан и я шк ольн и к ов . Он п одч ер к н у л , ч то ведущая роль в решен и и этой задачи п р и н адлеж и т общеобраз ователь ­ н ой шк оле. М. А . Ры н ди н о тме ­ ти л , ч то н аи больши й оп ы т рабо ­ ты п о воен н о - п атри оти ч еск ому в осп и тан ию н ак оп лен в Лев - Тол- стовск ой средн ей ш к оле ( воен ­ р у к А . Н. Больн ы х ) . Оп ы т воен ­ р у к а ш к о лы обобщен н бу дет расп ростран ен . Рефо р ма ш к о лы — дело, к о ­ нечно, не толь к о работн и к ов н ародн ог о образован и я . Это [ .■ ровное дело всей п ар ти и п на ­ рода, п ервостеп ен н ая г о су дар ст ­ венн ая задача. Пар ти й н ы м ор г а ­ н и зац и ям, х о з яй ств ен н ы м р у к о ­ води телям, ор г ан ам н ародн ог о образован и я . Со в етам н ародн ы х деп у татов н еобх одимо в з я ть под н еослабны й к он тр оль всю работу по о су щ еств лен ию ш к ольн ой р е ­ формы . Пер вы м в п рен и ях по док ладу вы с ту п и л ди р ек тор Пер в омай ­ ск ой средн ей ш к о лы В. В. Беле ­ вич . Он расск азал о том. ч то в п оследн ее вр емя ш к ола п остоян ­ но ощ у щ ае т з аботу р у к оводи те ­ лей к ол.хоза « К р асн ы й п у тп ло- вец» . В селе мн ог ое делается для тог о , ч тобы молодеж ь не у езж ала и з родн ог о х озяй ства. Сей ч ас, н ап ример , большая ра ­ бота ведется по бла г оу стр ой ств у села. Ак ти в н о е у ч асти е п ри н и ­ маю т в ней ш к ольн и к и . Вместе со в з р о слы ми он и меч таю т ви ­ деть свое село сов р емен н ым п к раси вым. В п оследн и е два- три г ода все больше вы п у ск н и к ов остаю тся ж и ть в своем к олхозе. Д ля ни х и меется довольн о ш и ­ рок и й выбор: мож н о п ой ти рабо ­ тать , п осту п и ть в вы сш и е у ч еб ­ ные заведен и я или совмещ ать работу с у ч ебой на з аоч н ом о т ­ делении . В н ы н еш н ем г оду ш к ола у с ­ п ешн о сп рави лась с п лан ом набо ­ ра вы п у ск н и к ов 1 0 к лассов в П ТУ , Зн ач и тельн ое место в вы с ту п ­ лен и ях было отведен о работе ла ­ г ерей тр у да II отдых а , п ри обще ­ н ию ш к ольн и к ов к обществен ­ но п олез н ому тр у ду . Воен н о - п атри оти ч еск ая рабо ­ та, ск азал в своем высту п ле- ш ш воен р у к Л ев - Толстов ск ой средн ей ш к олы А . Н. Больн ы х , я вляется составн ой ч астью все ­ г о к омму н и сти ч еск о г о восп и та ­ ния. В н ашей ш к оле слож и лась оп ределен н ая си стема военно- п атр и оти ч еск ой работы с у ч а ­ щи ми ся . Это беседы п док лады о боевом п у ти Сов етск и х Воору - яю н н ы х Си л, о му ж еств е и до л ­ г е советск и х воинов , встреч и с у ч астн и к ами войны , разли ч ны е ви к тори ны . Бо г а ты й матер и ал об у ч а ст ­ н и к ах вой ны н ашег о рай он а соб ­ ран к р асн ы ми следоп ы тами шк олы . Цен тр ом всей военн о- п атрио ­ ти ч еск ой работы стало создан ие му з ея боевой славы , г де п и ш ет ­ ся летоп и сь Вели к ой Отеч ест ­ венной . За тем в п рен и ях вы сту п и л п редседатель к олх оза имен и Л е ­ п ина В. И. Белозеров . Он рас ­ ск аз ал о связи ш к о лы с к олх о ­ зом, о п омощи , к о тор у ю о к азы ­ вает к олх оз в п ри общен и и у ч а ­ щ и х ся к обществен н о п олез н о ­ му тр у ду . О том, к ак г о тов я т детей в детск и х садах к з ан я ти ям в шк оле, расск азала в своем в ы ­ сту п лен и и з аведу ю щ ая детсадом « К олосо к » рай сельх озтех н и к п . Л . И . Сыса. В п рен и ях вы сту п и ли та к ж е п ервы й сек р етар ь рай к ома В Л К С М В. Н . К ари х , сек ретарь п ар тк ома совх оза имен и М. Го ­ рьк ог о В. В. Полу эк тов а , у ч и те ­ льн ица средн ей ш к олы № 4 2 имен и Л . Н. То л сто г о В . П. Баш лы к о в а , п редседатель совета РА Н О Л . Д . Ролду г и н . В работе совещан и я п ри н яли у ч асти е п ер вы й сек р етар ь р ай ­ к ома К П СС Э. С. Чер ныш ов , сек р етар ь рай к ома К П СС Л . М . К у зн ец ова , п редседатель рай и с ­ п олк ома В. В, Алек сан др ов . На совещан и и г ру п п а у ч и те ­ лей за у сп ех и в обу ч ен и и и вос ­ п и тан и и п одр астающег о п ок оле ­ ния н аг р аж ден а з н ач к ами « От ­ ли ч н и к н ародн ог о образования» . Поч етн ыми г рамотами . На снимке: участники совещания (слева направо) учительница Аста- повскон восьмплетнен школы Е. А. Ряховская, преподаватель физики ТоповскоГ! средней школы В. И. Клочков, заведующая Срезнев­ ской начальной школой Д. Парамонова, учительница Знамен­ ской средней школы Т. .Л. Лазаре ­ ва, учительница Кузовлевской восьмплетней школы Л. А. Карих. Фото А. Гавриловой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz