Путь Ильича. 1984 г. (п. Лев-Толстой)
ОРМУ ж изнь Как уже сообщалось в нашей газете, 23 августа состоялось тра- циционное совещание учителей района. С докладом выступил заве дующий отделом народного образования райисполкома М А РЫНДИН. Ниже публикуется отчет о работе совещания. V Р У П Н Е И Ш И М И п оли ти ч е- сн и ми собы ти ями в ж и з н и н ашей стр ан ы и п ар ти и , ск аз ал до к ладч и к , я в и ли сь ап р ельск и й ( 1 9 8 4 г . ) П л е н у м Ц К К П С С и п ервая сесси я Вер х о в н о г о Со в е та С С С Р оди н н адц а то г о созыва, г де бы ли р а ссмо тр ен ы и одобре ны « Осн ов н ы е н ап р ав лен и я ре фор мы общ еобр аз овательн ой и п р офесси он альн ой ш к олы » . Ц К К П СС и Со в ет Ми н и с т ров С С С Р п р и н я ли р я д п оста н овлен и й , вы те к аю щ и х и з осн ов н ог о до к у мен та и оп р еделяю щ и х ор г ан и з ац и он н ы е и и н ы е меры п о и х вы п олн ен ию . Ре ч ь в н и х и дет о р е з к ом п овороте ш к о лы от у ч ебн о г о з аведен и я , г де у ч ат , сообщ аю т п олез н ы е сведен и я , к г о су дар ств ен н ому в о сп и та тель н ому у ч р еж ден ию , фо р ми р у ю щ ему молодое п ок оле ние в ду х е вы со к ой г р аж да н ствен н ости , вы со к ой о тв етств ен н ости за су дьбы Ро ди н ы , Осу щ ес тв лен и е р ефо р мы ш к о лы п о з в оли т к ор ен н ы м обр аз ом у л у ч ш и ть тр у дов ое восп и тан и е и ’ п р офесси он альн у ю ори ен та ц и ю ш к оль н и к о в на осн ове сое ди н ен и я обу ч ен и я с п р ои з води те л ь н ы м тр у дом, п одг о тов к у к в алифи ц и р о в ан н ы х рабоч и х к адр ов в п рофесси он альн о - тех н и ч еск и х у ч и лищ ах , доп олн и ть всеобщее средн ее образован и е мо ло деж и в сеобщ и м п рофесси о н альн ы м образован и ем. Пр е д с то ящ и й 1 9 8 4 — 8 5 у ч еб н ы й г од я в и тся п ер в ы м у ч еб н ы м г одом п р ак ти ч еск о г о осу щ еств лен и я р еформы общеобр а з овательн ой ш к олы . А п о тому сег одя н ам п редстои т р а ссмо т реть те к у щ и е и п ер сп ек ти вн ы е задач и , вы тек аю щ и е и з решен и й X X V I съезда К П СС , п оследу ю щ и х Плен у мо в Ц К п ар ти и , р еш е н и й о р еформе ш к олы , п роан а ли з и р ов ать и то г и п р ош ло г о у ч еб н ог о г ода и н аме ти ть к он к р ет ные ме р ы п о о су щ ес тв лен и ю ре фо р мы общ еобр аз овательн ой и п рофесси он альн ой ш к олы . В р а зъя сн и тельн ой , п роп а г ан ди стск ой работе н еобх одимо стр о г о у ч и ты в а ть воз р астн ы е • о з мож н о сти и у р о в ен ь п одг о тов к и у ч ащ и х ся , и сп ольз овать р а з н ообраз н ы е фор мы р або ты ( беседы , лек ци и , у ч ен и ч еск и е к онферен ци и , эк ск у р си и , в стр е ч и с п ар ти й н ы ми , советск ими , п р офсою з н ы ми и к омсомо ль ск и ми р аботн и к ами , с в етер ан ами п ар ти и , в ой н ы и тр у да , п ередо ви к ами п рои зводства) . Особен н о важ н о , ч тобы эта работа велась тв ор ч еск и , до сту п но. ж и в о и ин тересн о . Ч то ж е н овог о вн оси т рефор ма в н аш у ш к олу , к ак овы ее от ли ч и тельн ы е особен н ости ? П р еж де всег о реч ь и дет о к о р ен н ом у лу чш ен и и дела обу ч е ния. И змен ен а ш к оль н ая с т р у к ту р а . Ср едн я я общеобраз ова тельн ая ш к ола стан ов и тся оди н н адц ати летней . Введен и е та к о г о обу ч ен и я п одн и мет к ач ествен ны й у ровен ь общег о образов ан и я и к омму н и сти ч е ск о г о восп и тан и я п одр астаю щ е г о п ок олен и я , н ор мали з у ет у ч ебн у ю н аг р у з к у , даст в р емя для ра з в ер ты в ан и я более разн ообразн ой в н ек лас сн ой и фа к у ль та ти в н ой работы . Во т ун: е тр ети й г од п еда г о г и ч еск и е к оллек ти вы рабо таю т по у со в ерш ен ств о в ан н ы м п р о г р ам мам. Это дало в о з мож н о сть То- п овск ой , Г^ 1птяпшск он. Долтачев- ск ой . Га г ар и н ск ой , Пер в омай ск ой , Зн амен с к ой средн и х , всем в о сьми ле тн н м и н ач альн ы м ш к о лам з ак он ч и ть у ч ебн ы й г од с п олн ой у сп еваемостью . По р ай он у за п р ош лы й г од она состави ла 9 9 , 5 п роцен та . Это на.мног о лучш'е по ср ав н н ию с п р еды ду щ и м у ч ебн ы м г одом. Но п ок а еще мн о г о у р о к ов п рох оди т у н ас на ср едн ем у р о в не. в н и х мн о г о шаблсг на. безлп - к 'остп. мало и ли сов сем н ет де т ск ой у ч ебн ой самодея тельн ости . За п р и мер ом та к ой работы дале к о х оди ть ие надо. Областн ая п ровер к а о тме ти ла пло.хую рабо- 1 Я у ч и телей и др у г и х работ- де н ормальн о : вы п олн я ется п ро г р амма , соблю дается к оли ч ество п и сьмен н ы х , к он тр ольн ы х , ла бор а тор н ы х и др у г и х работ. Од нак о, ЕСЛИ п р и смо тр еть ся п обли ж е, мож н о у ви деть , ч то у ч ебн ы й п роц есс оч ен ь далек от то г о у р овн я , ч то н у ж ен н ам сег одн я . Не бесстр астн ое н ак оп лен и е зн ан и й , а р аз ви ти е п о з н аватель ной ак ти в н ости , само стоя тель н о сти мы ш лен и я , волн , к у л ь т у р ы ч у в ств , тр у да и п оведен и я , стр емлен и я к к олле к ти в н ому со тр у дн и ч е ств у в у ч ебе и во всех делах — эти задач и вы дви г ает время . Н у , а к ак ж е бы ть со слабо- у сп евающи . ми у ч ен и к ами ? Здесь без своевремен н ой п омощ и п еда г о г ов мож е т в о з н и к н у ть та си ту ац и я , к о тор ая н ередк о сл у ж и ла и сто ч н и к ом та к н азы в аемой « п р оцен томан и и » . Надо п ок он ч и ть с э ти м р еш и тельн о и бесп о воротн о . Уч и т е л ь долж ен ста ви ть у ч ен и к у оцен к у , к о тор у ю он мен дац и н по н ек о тор ому со к р а щ ен и ю у ч ебн ог о матери ала . Злей ш и й в р аг ш к ольн о г о де ла — формали зм. В п едаг ог и к е, ш к ольн ой п рак ти к е н адо особен но х орош о п омн и ть совет В. И. Л ен и н а о том, ч то соч и н и ть еди ны й рецеп т и ли одн о п равило , « к оторое г оди лось бы на все слу ч аи , есть н елеп ость» . В к он еч н ом сч ете у сп ех дела оп ределяет и дей н о- теорети ч еск ая п одг отовлен н ость , методи ч еск ое ма стер ств о у ч и теля и к у ль ту р а ег о тр у да . Во т п о ч ему у ч и телю н адо больше доверя ть , мен ьш е р е г ламен ти р о в а ть оби ли ем в ся к и х и н стр у к ц и й . К ап и таль н ы й воп рос реформы ш к о лы — реш и тельн ое у л у ч ш е ние тр у дов о г о восп и тан и я и обу ч ен и я , вовлеч ен и е всех ш к о льн и к ов , н ач и н ая с 1 к ласса, в п оси льн ы й обществен н о п олез н ы й тр у д. В старш и х к лассах он и до лж н ы п олу ч ать п рофесси и п о н аиболее ма ссо вы м сп еци аль н остям. В содр у ж еств е с П Т У р еш ается задач а п ри н ц и п и аль ной важ н ости : средн и й всеобу ч доп олн яется в сеобщ и м п рофесси он альн ы м обу ч ен и ем. Соеди н е п рои з водствен н ая бр и г ада— лу ч ш ая Б районе, х ор ош ая ма тер и альн о - тех н и ч еск ая база ш к олы , х орош о обор у дован ны е к аби н е ты , вы деляется ж и лье для у ч и телей . Отсю да и резу льтат: в ы п у ск н и к и ш к о лы остаю тся в х о зяй стве , рабоч у ю си лу х о з яй ст ва п остоян н о п оп олн яет шк ола. По - н астоящ ему ш ефств у ю т над ш к олой р у к оводи тели совх о за « Астап о в ск п й » . к олх оза « К р а сн ы й п у тн ловец» . Здесь то ж е мн ог ое делается п о з ак реп ле н ию молодеж и на селе. Ра бо та по у к р еп лен ию ма тер и альн о - тех н и ч еск ой базы тр у до вог о обу ч ен и я п роделан а боль шая . Пр едсто и т в бли ж айш и е г оды п остр ои ть у ч ебны е ма стер ск и е в Мй тя г и н ск ой , Топ овск ой . Голо в и н щ н н ск ой средн и х и в де в я ти в осьми летн и х шк олах , ос н асти ть и х стан к ами и обор у до ван ием, и н стр у мен тами , вы де ли ть сельск ох о з яй ствен н у ю тех н и к у , з ак р еп и ть землю . Е д и н с т в е н н о е х о з я й с т в о — к олх оз имен и Л ен и н а — п ри сту п и ло к стр ои тель ств у ш к о ль н ы х мастер ск и х . Ни ч ег о не сделан о п о отн оше- августовского совещ ания учи тел ей з аслу ж и в ает , но одн овр емен н о п р и н и ма ть н еобх одимы е меры , ч тобы п омо ч ь ему ли к в и ди р о вать п робелы в зн ан и ях . Вся к о е адми н и стр ати в н ое давлен и е на у ч и теля бу дет к атег ор и ч еск и п ресек аться . Это долж н ы з н ать и р у к ов оди тели ш к ол , и р оди те ли . II все у ч ен и к и . За ш к олой остается п раво остав ля ть н у ж даю щ и х ся в этом по р я ду п ри ч и н у ч ен и к ов на в тор ой г од. И, н ак он ец , п ри н али ч и и неудов- летворп те. льных о тмето к у ч ен и к мож е т п олу ч и ть вместо а т теста та сп р ав к у о том, ч то он п р о слу ш а л к у р с средн ей ш к олы . Уз к и м ме стом в работе ш к ол н аш ег о рай он а я в ля е тся о т с у т стви е долж н ой си стемы и з у ч е н и я ли ч н ости ш к ольн и к а . Пер вы е шаг п в этом н ап р авлен и и сделала Л ев - Толсто в ск ая ср ед н яя шк ола , г де п роведен педсе- мп н ар по этой п роблеме, р а з р а ботан а п амя тк а по и з у ч ен ию ли ч п остн ш к ольн и к а , к лассн ы е р у к ов оди тели стали вести дн ев н и к и н аблюден и й . Это дало поло- п ш тельи ы е р е з у ль та ты , лег ч е стало н ай ти и н ди в и ду альн ы й п одх од к ребятам. К а к раз это г о п не х ватает п едк олле к ти в ам Золо ту ш н н ск ой , Д омач ев ск ой , Голов и нщ н н ск ой ш к ол , к о торы е п одч ас не сп рав ляю тся с у ч ен и ч еск и м к оллек ти вом. Со стор он ы о тдель н ы х у ч и телей доп у ск аю тся ок ри к и , дело дох оди т до оск орблен и я у ч ен и к ов. Пр еду смо тр ен о вы деля ть сп е ц и альн ы е ч асы для фа к у ль та ти в н ы х з ан я ти й ш к ольн и к ов старш и х к лассов , ж елаю щ и х у г лу би ть свои з н ан и я п о о тдель н ы м п редметам. На 19 8 4 - - 85 у ч ебн ы й г од. к о торы й п ой дет в осн овн ом п о дей ств у ю щ ему у ч еб н ому п лан у , ра з р або тан ы рек о- ние обу ч ен и я с п р ои з води тель н ы м тр у дом — это важ н ейш и й п у т ь форми р ован и я всесторон н е разви той ли ч н ости . Тр у д в ш к о ле на у р о к ах п во вн еу роч н ое в р емя долж ен осн овы в аться на п ри н ци п е п оли тех н и зма . Ме ж д у тем в районе, не толь к о в сельск и х , даж е в п оселк о вы х ш к олах дети вроде бы вы п олн яю т обществен н о п олез н у ю работу , н о он а н оси т ремеслен н и ч еск и й х арак тер . Нап р и мер , на п р о тяж ен и и ряда лет у ч ен и к и к лея т к оробоч к и , ск олач и ваю т ящи к и , ск амееч к и , ш ью т фар ту к и и т. д. П у с ть та к ой тр у д и п рои з води тельн ы й , но мон отех - н н ч еск и й и не сп особств у ет фор ми р ов ан ию тв ор ч еск о г о работ- ^ чика. В этом г оду за к аж дой ш к олой н П Т У з ак р еп лен ы базовые п р ед п ри я ти я , х озяй ства , к оторы е вы деляю т обор у дован и е, рабоч ие места , к в алифи ц и рован н ы е к ад ры , о р г ан и з у ю т п р ои з води тель н ы й тр у д ш к ольн и к ов . На селе осн овн ой формой п рои з водствен н ог о обу ч ен и я стан ет тр у д па поле, на ферме. Сей ч ас н еобх одимо в сем х о рош о у я сн и ть , ч то без к олх оза НЛП совх оза, без ег о сп ец и али стов у сп ешн ое вы п олн ен и е ре фор мы н евозмож н о . Если п ред седатель к олх оза и ди р ек тор ш к олы не п о й му т др у г др у г а п ие стан у т со тр у дн и ч а ть в этом, н и к ак ой п ерестр ой к и не н асту пит. Рефор . ч а обр ащен а не то ль к о к ш к оле, он а п остави ла о т ветств ен н ы е з адач и п еред к аж ды м р у к ов оди телем х озяй ства. У н ас в рай он е есть х орош и е п р и меры н астояощ г о со тр у дн и ч ества ш к о лы п п рои зводства. Вз я ть , к п р и мер у , совх оз « Га г а ри н ск и й » и Га г ар и н ск у ю ср ед нюю ш к олу . Здесь у ч ен и ч еск ая н ию к ш к оле со сторон ы адми н и страци и совх оза «Доыачев- ск ий» . Еди н ствен н ое ч ем « п омо г ли» — это п олож и ли к ан али за ц и он н у ю тр у б у п в то ж е время разор вали о топ и тельн у ю си сте му II водоп ровод. Эта шк ола , к ак н и к ак ая др у г ая , н у ж дается в н а стоящ ей заботе II в н иман и и со сторон ы п ар тк ома совх оза н и с п олк ома сельсовета. Ни ч ег о не сделан о п о у л у ч ш е н ию ма тер и альн ой базы н аши х в осьми летн п х ш к ол. К а к ж е они бу ду т вы п олн я ть у ч ебн у ю п ро г р амму , если в ш к оле нет- у ч еб н ы х ма стер ск и х ? Эт о т воп рос х отелось бы адресовать п редсе дателю к олх оза имен и ХХ - п а р т - съезда тов. Ж н г у ль с к ому , ди р ек тор ам совх озов имен и Л . Н. Толсто г о . « Пламя » , « Астап ов - ск и й » , « Д омач ев ск и й » , па те р р и тор и и к о торы х н ах одя тся Аста - п овск ая , За г р ядч н н ск ая , Ил ь и н ск ая , Ор лов ск ая шк олы . Сер ьез н о г о в н иман и я з аслу ж и вает п роблема свободног о вр е мен и у ч ан 1 ,ихся. Н у ж н о ду .мать о том, к ак з ан я ть всех ребят де лом по ду ш е — бу дь то спорт- ту р и зм п ли тех н и ч еск ое творч е ство. Д алее до к ладч и к остан ови лся на воп росах воен н о- п атри оти ч е ск ог о восп и тан и я шк ольн и к ов . Он п одч ер к н у л , ч то ведущая роль в решен и и этой задачи п р и н адлеж и т общеобраз ователь н ой шк оле. М. А . Ры н ди н о тме ти л , ч то н аи больши й оп ы т рабо ты п о воен н о - п атри оти ч еск ому в осп и тан ию н ак оп лен в Лев - Тол- стовск ой средн ей ш к оле ( воен р у к А . Н. Больн ы х ) . Оп ы т воен р у к а ш к о лы обобщен н бу дет расп ростран ен . Рефо р ма ш к о лы — дело, к о нечно, не толь к о работн и к ов н ародн ог о образован и я . Это [ .■ ровное дело всей п ар ти и п на рода, п ервостеп ен н ая г о су дар ст венн ая задача. Пар ти й н ы м ор г а н и зац и ям, х о з яй ств ен н ы м р у к о води телям, ор г ан ам н ародн ог о образован и я . Со в етам н ародн ы х деп у татов н еобх одимо в з я ть под н еослабны й к он тр оль всю работу по о су щ еств лен ию ш к ольн ой р е формы . Пер вы м в п рен и ях по док ладу вы с ту п и л ди р ек тор Пер в омай ск ой средн ей ш к о лы В. В. Беле вич . Он расск азал о том. ч то в п оследн ее вр емя ш к ола п остоян но ощ у щ ае т з аботу р у к оводи те лей к ол.хоза « К р асн ы й п у тп ло- вец» . В селе мн ог ое делается для тог о , ч тобы молодеж ь не у езж ала и з родн ог о х озяй ства. Сей ч ас, н ап ример , большая ра бота ведется по бла г оу стр ой ств у села. Ак ти в н о е у ч асти е п ри н и маю т в ней ш к ольн и к и . Вместе со в з р о слы ми он и меч таю т ви деть свое село сов р емен н ым п к раси вым. В п оследн и е два- три г ода все больше вы п у ск н и к ов остаю тся ж и ть в своем к олхозе. Д ля ни х и меется довольн о ш и рок и й выбор: мож н о п ой ти рабо тать , п осту п и ть в вы сш и е у ч еб ные заведен и я или совмещ ать работу с у ч ебой на з аоч н ом о т делении . В н ы н еш н ем г оду ш к ола у с п ешн о сп рави лась с п лан ом набо ра вы п у ск н и к ов 1 0 к лассов в П ТУ , Зн ач и тельн ое место в вы с ту п лен и ях было отведен о работе ла г ерей тр у да II отдых а , п ри обще н ию ш к ольн и к ов к обществен но п олез н ому тр у ду . Воен н о - п атри оти ч еск ая рабо та, ск азал в своем высту п ле- ш ш воен р у к Л ев - Толстов ск ой средн ей ш к олы А . Н. Больн ы х , я вляется составн ой ч астью все г о к омму н и сти ч еск о г о восп и та ния. В н ашей ш к оле слож и лась оп ределен н ая си стема военно- п атр и оти ч еск ой работы с у ч а щи ми ся . Это беседы п док лады о боевом п у ти Сов етск и х Воору - яю н н ы х Си л, о му ж еств е и до л г е советск и х воинов , встреч и с у ч астн и к ами войны , разли ч ны е ви к тори ны . Бо г а ты й матер и ал об у ч а ст н и к ах вой ны н ашег о рай он а соб ран к р асн ы ми следоп ы тами шк олы . Цен тр ом всей военн о- п атрио ти ч еск ой работы стало создан ие му з ея боевой славы , г де п и ш ет ся летоп и сь Вели к ой Отеч ест венной . За тем в п рен и ях вы сту п и л п редседатель к олх оза имен и Л е п ина В. И. Белозеров . Он рас ск аз ал о связи ш к о лы с к олх о зом, о п омощи , к о тор у ю о к азы вает к олх оз в п ри общен и и у ч а щ и х ся к обществен н о п олез н о му тр у ду . О том, к ак г о тов я т детей в детск и х садах к з ан я ти ям в шк оле, расск азала в своем в ы сту п лен и и з аведу ю щ ая детсадом « К олосо к » рай сельх озтех н и к п . Л . И . Сыса. В п рен и ях вы сту п и ли та к ж е п ервы й сек р етар ь рай к ома В Л К С М В. Н . К ари х , сек ретарь п ар тк ома совх оза имен и М. Го рьк ог о В. В. Полу эк тов а , у ч и те льн ица средн ей ш к олы № 4 2 имен и Л . Н. То л сто г о В . П. Баш лы к о в а , п редседатель совета РА Н О Л . Д . Ролду г и н . В работе совещан и я п ри н яли у ч асти е п ер вы й сек р етар ь р ай к ома К П СС Э. С. Чер ныш ов , сек р етар ь рай к ома К П СС Л . М . К у зн ец ова , п редседатель рай и с п олк ома В. В, Алек сан др ов . На совещан и и г ру п п а у ч и те лей за у сп ех и в обу ч ен и и и вос п и тан и и п одр астающег о п ок оле ния н аг р аж ден а з н ач к ами « От ли ч н и к н ародн ог о образования» . Поч етн ыми г рамотами . На снимке: участники совещания (слева направо) учительница Аста- повскон восьмплетнен школы Е. А. Ряховская, преподаватель физики ТоповскоГ! средней школы В. И. Клочков, заведующая Срезнев ской начальной школой Д. Парамонова, учительница Знамен ской средней школы Т. .Л. Лазаре ва, учительница Кузовлевской восьмплетней школы Л. А. Карих. Фото А. Гавриловой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz