Путь Ильича. 1984 г. (п. Лев-Толстой)
ОБСУЖДАЕМ ПРОЕКТ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ На всенародное обсуждение вынесен проект ЦК КПСС «Основ ные направления реформы общеобразовательной и профессиональ ной школы». Серьезные задачи стоят перед нашей школой: необхо димо решить вопросы, поставленные жизнью, продиктованные на сущными потребностями общественного развития. Мы приглашаем вас, дорогие читатели, принять активное уча стие в обсуждении этого важного партийного документа. Воспитывая трудолюбие в проекте ЦК КПСС о рефор- .ме общеобразовательной и про фессиональной школы говорится о перспективах соединения обу чения с производственным тру дом, трудом настоящим, необхо димым обществу. Мы, учителя Гагарипско!! средней школы, убедились в необходимости это го на примере своего лагеря тру да и отдыха <<Вега-83». Девять лет функционирует наш лагерь. Основной его сос тав — учащиеся старших клас сов. объединенные в звенья. .Звеньев несколько,' в прошлом году, например, было пять: опе раторов машинного доения, ме ханизаторов, кормозаготовите- лей, кролиководов, ремонтников. Начальником лагеря был учи тель физики Н. Ф. Кондрашов, бригадиром избрана ученица 9 класса Галина Миронова. Все лето учащиеся были в ла гере полноправными хозяевами. •За звеном по кормопроизводству закреплена техника (тракторы Т-40. Т-70, прицепной инвен тарь). Весной звено .механизато ров самостоятельно подготовило почву под посевы. Членами бри гады были заложены опыты по заданию совхоза на площади в 22 гектара. Выяснялось влияние доз .минеральных удобрений на уронойность кормовой свеклы. И вот результат: с каждого гек тара получено по 480 центнеров этой культуфы. Ученическая производственная бригада шко лы стала победительницей об ластного социалистического со ревнования среди ученических производственных бригад по кормопроизводству, за что на граждена бесплатной туристиче ской путевкой. Полезна, интересна и разно образна жизнь ребят в лагере труда и отдыха, где они и рабо тают, и отдыхают. Диспуты, встречи с песней и поэзией, дис котеки. Играет свой вокально- инструменталы1ьп"| ансамбль. Для занятий спортом имеется комплексная спортивная пло щадка. Педагогический коллектив ус пешно решает важную государ ственную задачу трудового вос питания школьников, опираясь на полющь и поддержку базово го хозяйства. В лагере труда и отдыха на ряду с воспитательными зада чами успешно решаются задачи сельскохозяйственного опытни чества, профессиональной ори ентации, а также экономическо го воспитания. Ребята практи чески включаются в производ ственные отношения, которые дают им представление о тру довой и производственной дис циплине, учат ценить трудово1Ч рубль. Мы считаем, что лагерь тру да и отдыха — это одна из воз- .можностей решения вопроса со единения обучения с производи тельным трудом. И не случай но в проекте ЦК КПСС выдви гается положение о закреплении за каждой школой базового предприятия. Для нас им стал совхоз «Гагаринскн11», который выделяет технику, землю, то есть самым непосредственным образом принимает участие в трудовом воспитании. Считаем, что такая помощь каждой шко ле обязательна. Ведь там, где она есть, как у нас, например, есть и хорошие результаты. От сутствием тако1”| связи можно объяснить тот факт, что наш ла герь труда и отдыха единствен ный в районе. Поэтому мы полностью сог ласны с положение.м проекта ЦК КПСС, в которо.м говорится, что активное участие в органи зации трудовой подготовки и воспитании учащихся должно стать важнейшей обязанностью производственных коллективов. А. УСКОВ, завуч. За ш к о л ы продленного д н я Нам очень понравилось в проекте ЦК КПСС о реформе школы то положение, в которо.м говорится, что «перспективной и оправдавшей себя формой об щественного воспитания уча щихся являются школы и группы продленного дня». Ведь не новость, что, находясь на работе до 5—6 часов вечера, а то и дольше, родители факти чески не имеют возможности контролировать времяпровож дение своих детей. Ну и они естественно, предоставленные самим себе, занимаются чаще всего чем угодно, но не подго товкой уроков. Н вот вечером по возвращении с работы мате рям нужно заниматься и приго товлением ужина, и проверкой подготовки уроков. В результа те подготовки уроков по вече рам дети переутомляются, и у родителей не остается време ни, чтобы посмотреть телеви зор, почитать газету, книгу. Иное дело, если после основ ных школьных занятий наши дети получат нормальный горя- ЧИ11 обед, проведут некоторое время в играх на воздухе, за тем под присмотром педагогов выпатият домашние задания. Некоторые родители могут по мочь своему ребенку решить задание по математике, а многие и не в состоянии ока зать им посильной помощи. Когда же учитель рядом, этот вопрос отпадает, и не нужно сыну или дочери бежать к однокласснику, чтобы «спи сать» злополучную задачку. При таком положении дел вечерние часы, когда собира ются дома и дети, и родители, полнее можно будет использо вать для отдыха и столь не обходимого общения, на кото рое у нас сейчас и не остает ся времени. В нашем районе есть опыт работы в группах продленного дня. Но в свете новых требова-. ннй необходимо пересмотреть их работу. Думается, что в каждо1 школе эту задачу решат по-своему, с учетом местных ус ловий. Э. ПОНОМАРЕВА, А. ОРЛОВА. ПЕРЕКЛИЧКА СВЕКЛОВОДОВ СТРАТЕГИЯ ЗВЕНА До прошлого года наше звено выращивало самую дешев,ую сахарную свеклу в совхозе име ни Л. Толстого, В отдельные годы стоимость центнера обхо дилась на 40 копеек ниже пла новой. А почему? Да потому, что мы давно стали применять при выращивании сахарной свеклы индустриальную тех нологию. На нашем участке женщины с тяпками появлялись только один раз. Н то за тем, чтобы не полоть сорняки, а сру бить лишние ростки свеклы, то есть провести проверку посе вов. А в прошлом году такое по лучилось — даже вспоминать не охота. Но надо, чтобы не пов торять ошибок. Минувшим летом замучили нас сорняки. Мы сами несколько раз обрабатывали междурядья культиваторами, свекловичницы дважды пропа лывали, а толку чуть. План провалили. Промашка вышла не по на шей вине. Нам выделили поля с плохими предшественниками. На 81 гектаре свеклу посеяли после свеклы и еще на 59 гек тарах — по занятому пару. Оба участка с осени не были подготовлены как следует. В нынешнем года' ошибок не повторится, и мы снова поста раемся выращивать самую деше вую свеклу. Для этого многое сделано. Во-первых, поле у нас отличное. Предшественником была озимая пшеница, посеян ная по чистому пару. После уборки пшеницы мы сами про дисковали стерню, осенью после пахоты дважды прокуль- тивирова.пи поле в двух нап равлениях, выровняли поверх ность шлейф - боронами, внес ли по 10 центне]юв жидких комплексных удобрений на каж дый гектар. Так что под буду щий урожай заложили прочную основу. Но не только это радует. В нынешнем году в нашем звене произошли большие изменения. Теперь мы будем работать по коллективному подряду. А это уже немало. В звене подобра лись очень хорошие механизато ры. Раньше мы трудились вме сте с Сергеем Кузнецовым. Он человек добросовестный, трудо любивый. А теперь мы пригла сили в звено Андрея Ку]>енко- ва. Он недавно вернулся из ар- .Л1ИИ, но мы его отлично знаем, потому что до призыва он ра- Р Е П О Р Т А Ж Январский день не по-зимне му теплый. Хоть и пор.хают легкие снежинки, но с крыши свисают ледяные сосульки и звенит редкая капель. Весна да и только. А тут еще о весне напомнил голосистый звук дви гателя зернового комбайна. Характерный по-летнему рокот мотора этой .машины всегда можно отличить от голоса дви гателей прочей техники. Когда я подошел к комбайно вому цеху райсельхозтехннки. действительно увидел работа ющую «Ниву». — Что, уже отремонтирова ли? — спрашиваю у одного из слесарей, Павла Ивановича Се- зонова. — Нет, — сказал он и, по- своему поняв цель моего ви.зита, добавил, — сегодня мы комбай ны после ремонта не выпуска ем. Вы опоздали. Вот перед новым годом сразу выпустили целую партию. Машин пятнад цать отправили в колхозы и совхозы... — А эту «Ниву-> мы завели, чтобы своим ходом загнать в цех, — объясняет слесарь Иван Николаевич Гусев, — но не по лучилось. Дозатор рулевой от казал. Но это и к лучшему. Сейчас отремонтируем и одной поломкой меньше будет. Дальше меня знакомит с производством начальник цеха Валерий Михайлович Коротеев. Он рассказывает о том, что до нового года слесари уже восста новили 60 зерновых комбай- УМЕЛ ЬЦЫ ИЗ К ОМБАЙНОВОГО ЦЕХА нов, а всего до весны нм пред стоит отремонти}ювать еще 40 :машин. — Ну. а как с запасными ча стями'? - интересуюсь. — .А все так 'же, — отвечает Валерий .Михайлович, —не луч ше и не хуже, чем в прошлые годы. К тому же наши слесари теперь не заинтересованы, что бы побольше, ставить новых за пасных частей. Это дороговато обходится. А на каждый ком байн установлен лимит... — Н каков выход? Вместо объяснения Валерий Иванович ведет .меня снова по цеху и показывает на две рядо.м лежащие детали. Только одна из них, чем-то напохшнающая спортивного коня, .мятая, пере мятая, вся в заплатах из метал ла, наваренных вкривь и вкось, а другая точно такого же разме ра еще до конца не доде.лана, местами металлические листы прихвачены электросваркой. — Вот он выход, — говорит начальник цеха, — это кожух зернового шнека с «Колоса». Он устанавливается под самое днище комбайна. Н во время уборки этому кожуху достается больше всего. Комбайнер уви дит камень, жатку поднимает, а на кожухе вмятина, и от лю бых кочек на нем вмятины, ме талл тонкий. Вот мы и решили изготовить его из бо.лее прочно го материала. .А эти.х кожуховежедневно заваривают. К конда на складе не бывает уборки более половины этих ска- •Затем начальник цеха знако-тов^^а их МИТ меня с участко.м, где ре ставрируются вариаторы жаток. Тут дело у ремонтников постав лено. .можно сказать, на про мышленную основу. Этими уз лами слесари обеспечивают не только свои нужды, но и реали зуют их в другие районы. Этот узел часто выходит из строя, вернее на шестерне от- .ламываются зубья. В местных ус.ловиях деталь считалась не восстановимой, ее попросту выбрасывали в метал.лолом. А потом оказалось, что среди не ходовых товаров на складе есть шестерни с такими же зубьями. Только для чего они нужны эти шестерни и приваривают его Эти неликвиды и пу'стили в де- ,ло умельцы из комбайнового це ха. Они выпрессовывают венец шестерни и приваривают его вместо испорченного на вариа тор и еще запрессовывают но вую втулку. И узел слх'жнт. как новый. Освоили слесари ремонтного зываются полезными не только цеха массовый выпуск скатов на для того, чтобы обеспечить свои подборщик жатки. Комбайнеры нужды запасными частями. А знают, как часто выходит из сколько других находок, сколь- десятков) приходится выбрасы вать. И тут был найден выход. На шпиндель списанного токарного станка ремонтники укрепили вальцы определенно!) конфигу- рации. Н эти серповидные ска ты теперь изготавливаются в не- ограниченно.м ко.личестве. Се!)- час их даже перестали делать. В углу около станка этих дета лей навалена большая куча. — Валерий Михайлович, кто все это придумал? — спраши ваю. — .А все думают понемногу, —улыбнулся начальник цеха.— Работают люди на хозрасчете, они заинтересованы, чтобы ре: .монтировать комбайны с мень шими затрата.ми. Прекрасные плоды дает кол лективный подряд в бригаде комбайнового цеха. Рабочие по стоянно ищут и находят пути снижения затрат при ремонте комбайнов. И эти поиски ока- строя эта серповидная рифле ная полоска железа во время уборки хлебов. Стальной палец подборщика попадает под этот скат и сразу «проедает» в нем дыру, которую потом чуть ли не ко других перемен произош.чо у ремонтников с момента внед рения .хозрасчета. Их очень мно го. Но обо всем не все сразу и расскажешь. В. ПОЖИДАЕВ. ботал механизатором у пас в Астаповском отделении сов.хоза имени Л. Толстого. II неплохо работал. Ну, а армейская служ ба ему лишь на пользу пошла. В общем, надежный парень. Третьего мы пригласили то же не случайно, а с дальним прицелом. Когда мы работали вдвоем, то выращивали только сахарную свеклу. А это зача стую приводило к нежелатель ным последствиям. Как прави ло, сразу после сева кого-то обязательно отвлекали на дру гие работы, а на сенокос и уборку — обязательно. Вот и получалось, что с весны было звено, потом в нем оставался один человек. А один не все успевал сделать в срок. Втроем мы решили увели чить объем работ. Кро.ме свек лы, у нас будет поле озимой пшеницы и чистый пар. Такил! образом, с весны до конца убо рочной мы полностью будем загружены и отвлекаться на другие работы не будем. Пше ницу мы будем убирать сами, значит, нам не придется ждать пока кто-то сволокет солому, а потом продискует стерню, вспа шет участок. Всё эти работы в наших руках, а ун1 мы для се бя постараемся. Обратите внимание: мы сами будем готовить для себя поле под сахарную свеклу. Об этом раньше только разговоры ве лись. Сев сахарной свеклы и после дующие обработки посевов будем проводить на тракторах ДТ-75М. Эти .машины мощнее Т-70С. Для того, чтобы сполна использовать технику, мы уже изготовили ши{хжозахватную — 18-ряд1;овую сеялку. На широкий захват переоборудова ли все почвообрабатывающие орудия и весь прицепной ин вентарь. Не отказались мы и от Т-70С. Один «Кишиневец» у нас есть. На нем мы будем бороновать, прикатывать, вносить гербици ды. Вот такие дела и нашем зве не сегодня. Конечно, сев еще не скоро, и в наших планах мо жет что-то измениться, по это уже будут незначительные из- .меиення. В своем коллективе мы обсу дили множество других вопро сов и особых рас.хождении в .мнениях среди нас пет. Главное, что все мы намерены работать на совесть, выращивать свеклу по индустриальной технологии и получить ее не менее 200 цен тнеров с каждого гектара. И, ко нечно, .мы приложим все силы, чтобы наша свек.та опять была самой дешевой в совхозе. В. ШТЫРКОВ, звеньевой-свекловод. Азербайджанская ССР. Близит' ся к концу строительство цеха по выпуску гранулированных удоб рений па Сумгантско.м суперфос фатном заводе. Новый цех рассчи тан на выработку 700 тысяч тонн гранулированного суперфосфата в год. Полностью автоматизиро ванное производство значительно у.меньшит загрязнение окружаю щей среды. облегчит доставку удобрений по цепочке «завод — поле». На снимке: лаборант Надежда Рогачева с образцами повой про дукции — гранулированного су перфосфата. (Фотохроника ТАСС),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz