Путь Ильича. 1984 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1984 г. (п. Лев-Толстой)

9 мая — День Победы над германским фашизмом — на ­ веки останется в памяти с о ­ ветских людей и всего чело ­ вечества. Время, минувшее с майских салютов сорок пято ­ го, ещ е ярче раскрывает зн а ­ чение Победы советского на ­ рода в Великой Отечествен ­ ной во 1 ше. Это была см ер ­ тельная схватка Советского государства с ударными си ­ лами империализма, в ней решалась судьба нашей Води- ны, социализма , будущ ее в се ­ го человечества. Под руководством К омму ­ нистической Партин советский народ преодолел все невзгоды и -тишення войны, проявил н е ­ виданное мужество и геро ­ изм, совершил великий под ­ виг. В ожесточенных ср аж е ­ ниях Советские В оор уж ен ­ ные Силы разгромили основ ­ ную массу войск -и военной техники фашистской Герма ­ нии и ее союзников. Наша страна вынесла на своих плечах главную тя ­ жесть второй мировой войны и преградила дорогу фашист ­ ским агрессорам к мировому господству. Но советские лю ­ ди никогда не забудут , что в борьбе с фашизмом они были нс одиноки, вместе с ними сралеались другие народы, в том числе и американский. Антигитлеровская коали ­ ция государств с различным общественным строе.м объеди ­ нила их усилия перед лицом грозной опасности, которую нес миру фашизм . Советский парод, его Вооруж енны е Си ­ лы, беззаветно защищая свое социалистическое Отечество, с честью выполнили интерна ­ циональную миссию, помогли народам государств Европы н А зин избавиться от герман ­ ской и японской оккупации. В бескомпромиссной борь ­ бе с фашизмом советский об ­ щественный н государствен ­ ный стро 1 1 убедительно под ­ твердил свою жизненность и непреодолимую мощь, огром ­ ные возможности социализ ­ ма. Победа над фашизмом оказала глубокое воздействие на весь ход мирового разви ­ тия н явилась тем рубежом , от которого начался отсчет нового этапа современной эпохи. И в том факте, что стра ­ ны Европы уж е почти сорок лет живут в условиях мира, велико значение нашей По ­ беды. Ннкому не следует за ­ бывать. что самим своим с у ­ ществованием, своей свободой люди нашего времени в ог ­ ромной мере обязаны Совет ­ скому государству , социали ­ стическому строю. Память об этом побуждает как зеницу ока беречь плоды нашей По ­ беды . О ЕРПЕЕ тучи вошел в избу ^ -Лдександр Д.митриевнч н с грохотом пододвинул к столу тяж елую самодельную табурет ­ ку, молча сел . Никогда не ви ­ дела его таким Елена Устинов- на. Ее охватила тревога. Неу:к- то беда какая? Ч |к> это муж при ­ шел раньше с работы? Д о обеда- то еще далеко ... Л может быть, с Колей что случилось? Ее первенец уехал работать на шахту , по специаль ­ ному набору ... Там что-то про ­ изошло с сыном? Перестала хлопотать около печи мать, уронила недочпщен- пую картофелину и нож в ве,дро. Опустив руки, поу.ошла к .мужу, а слезы уж е стояли в ее глазах. Тревожные слезы жены и мате ­ ри уж е застилали ее глаза. По- л.ошла к нему и ш ч е го не спро ­ сила. Ждала. Только тут .Л.лександр Дмит ­ риевич поднял голов'у и, не гля­ дя на нее , произнес страшное: — Война, мать... По радио передали; немец напал... Л за раскрытым окнол! по- прежнем,\' светило солнышко, ласковр>й'| летний ветерок трепал зеленые .листья на деревьях. Но не видела н не слышала она ни красок, ни шума воскресного л.ня. По.мерк в ее глазах свет и чуткий слух уловил совсем другие звуки; далеким стоном по селу Зенкпко неслись причи- та 1 ’ия женщин. Горе принкто. Огромная беда ,пядвикулась на семью Смыко- иых, иа каждую семью , на стра ­ ну. Потом были сборы мужа на фронт. Укладывала Елена Усти- новна нехитрые пожитки в д о ­ рожный! мешок, а у самой с ер д ­ це разрывалось от тревоги за .мужа и сына, от ю лорого ие бы ­ ло весте!!. Николаю было н е до писем ДОМОЙ!. Фронт приблюкался к Донбассу . Стране был нужен угол!>, как можно больше угля, поэтому их. учеников шахтер- С!;о|| _1!!Колы трудовых резервов , всех до единого привлекли к ра ­ боте на шахте. Он стал навало- отбойициком. После смены, до конца не от.мыв угольную пыль, ребята устало шли в столовую, затем в общежитие и тут ж е 'за - сып;!лп, едва добравшись до кро ­ ватей. .Чншь к'огда немец подошел вп.тотную к Донбассу , учеников шахтерско!! школы отправили в тыл. Вернулся Смыков в село, когда в разгаре была уборочная. Мать ушла на работу . Он не стал ее ждать , а тоже отправил ­ ся в поле. Там они и вст 1 эети- лис 1 >. Заплакала от радости Еле ­ на Уст! 1 новна. усталая и счаст ­ ливая, обняла сына. Но некогда ей любоват!,ся было каким он стал. Надо было хлеб убирать. , 1 и ц ! ь сказала , что отец воюет, Пис 1 ,.мо получила. Вместе со все.мн стал рабо ­ тать и Николай. Все делал . II снопы возил, н хлеб отправлял в поставки. Зимой на подводах боеприпасы выгружа,-' из эш ел о ­ нов на станции .Л1итягино и от ­ возил их по .месту назначения. Весной! сорок второго комсо ­ мольца отправили на трудовой фронт, на сТ1)онте.т!А'тпо оборо ­ нительных сооружений под Т у ­ лу. Та.м тож е в основном рабо ­ тали одни девчата и женщины. Они рь!ли противотанковые тран ­ ше!!, котлованы под дзоты и др- ты. Но и тут ему , вместе с ла- 1 >ими ж е ^физически крепкш-.ш парнями, досталась мужская ра ­ бота. Они иа себ е таска.лн брс*в- д а для нак'атов из леса за д.е- сять-двепадцать 1 ;пло.метроп. Ог- ие.м горели плечи у иа 1 )ией. В августе сорок !!торого ш;- Д 0 1 ПЛ 0 вре.мя и Иш;олаю пд.ти на фронт. Его зачислили в мод- флот и отправили и . 1 ени 1 1 град, где к тому времени 1 !.'л 1 цы у>!;е замкнули блокадное кольцо. Переправляли новобранцев через .Чадожское о зеро под не- П 1 терывным обстрело.м и бом- бещка.ми... Попали к са.мое, м ож ­ но сказать, пекло обороны Л е ­ нинграда — в Кронштадт, где его зачис.лили в школу связи- стов-злектрпков. З д есь он полу ­ чил военную специальность, про- Ц!ел курс молодого бойца. Ни бес! 1 рерь!ВныГ! обстрел, ни бомбежки, а (фашисты букваль ­ но засыпали снарядами и бом ­ бами Кроишт; 1 ДТ — (форпост обороны города-цитадели рево ­ люции, не вл!!ялп на распорядок дня, заведенный в Краснозна ­ менном Балтийско.м (флоте. Л е ­ нинград не только стойко обо ­ ронялся. но и готовил пополне ­ ние для рядов защитников. Лишь во время наиболее яростных артобстрелов курсантам дава- лас!. команда «рассредоточить ­ ся» . В остальном занятия шли своим ч е 1 эедом. Были потери и среди курсан ­ тов. Во время одного из огнен ­ ных налетов был контуже)! мо ­ лодой краснофлотец Ст!ыков: недалеко от него взорвался сна- ■ряд. Потом были военные блокад ­ ные будни. Краснофлотец С.мы- ков ходил в Ледовое охранение вместе с другими бойцами. Н е ­ легкое это дело ледовое ох ­ ранение. Эту служ бу доверяли са.мым надежным и проверен- ны.м. Они по Ночам в маскхала ­ тах выползали на лед Финского залива, чтобы не допуСтить (фа- шистскн.х лазутчиков и ра звед ­ чиков, и лежали там часами, не шелохнувшись. Всю тяжесть блокадной .эпо­ пеи вместе с леиинградца.ми вы­ нес простой сельский парень, наш зем.ляк. Ему повезло. Он всего лишь один раз был конту. жен и больше его ни одна пуля, ни один осколок не задели . -Зато голодовку пришлось ИСПЫТДТ!, наравне со всеми, триж.ты крас ­ ноармеец побывал в госпиталях из-за истощения. В начале 1 9 4 3 года голода уж е не было. Настало время подготовки к окончательной лик ­ видации блокады. Об : 1 Том по ­ ка никто не говорил, но бойцы знали, что подготовка ведется ускоренны.ми те.мпами, .Знал 0 1 .- этом и краснофлотец С.мыков. Его направили учит 1 >ся иа к.'.рсы минеров. Потом, когда начался разгро;и немецкой обороны наука приго ­ дилась. Виднеется на дороге вроде бы обычны!! камень, так, слегка снего ; ( 1 ! 1 рнсыпан; прове- р 1 Ш!ь — мина. В булыжнике — взрывчатая начинка. Найдеш!, простую мину — обязательно жди какого-то подвоха. Вглеернешь один взрыватель, ищи другой где-нибудь сбоку, а то и внизу — так называем!.!!! дсщн 1 > 1 й взры ­ ватель. Наступали зимой, все заледенело . Мерзлую землю ио крупицам приходи.тос!. отколу- пыват!), пока смертоносный «гос ­ тинец» разгадаешь, А ведь эта адова работа под обстре.том д е ­ лалась. Нелегко было ^юйца.м взламывать <'! 1 еприступную и непреодолимую . Ни разу ие ошибся ыипер. ПригодилаЬ. краснофлотцу са ­ перная наука. .Лтакующие о б ер е ­ гал!! саперов -первопртходцев. Пока они проделывали проход!.! в МИНШ. 1 Х полях, не жалела огня артиллерия, йюйшы под обстре-том держали фашистов. День Победы для него насту ­ пил ие 9 .лая, а позже. Ему приш.юсь псх'ле капитуляции фашистов ;г,об! 1 вать вместе с во ­ инами советской армш! немец ­ кую группировку в Латвии. Тог ­ да он 0 1 ,1Л унсе ко.чсоргом 1Х)ТЫ. Неисчислимый урон принесла война. Когда См 1 . 1 К 0 1 ! демоби.чи- зовался и приехал домой, то ув!!- дел повсюду ее следы. Обветша ­ ли изб!.! в 1 ЮДИ 0 .М селе , почти ш' осталось возле них заборок и деревьев, все пошло иа топ.тиис!. Отец вернулся до.мой еще рань ­ ше в сорок третьем, инвалидом войны. Его дважд!.! тяжело ра ­ нило. И началас!, для См1.1Кова тру довая жизнь. Сперва он 1 >абота.т кочегаром на паровозе в локомо ­ тивном депо, йотом помощником м;ишшиста углепогрхыочного крана. Позже его избрали осво- божденпы.м сек|>етарем партий ­ ной организации депо, председа ­ телем профсоюз!юго комитета. С 1 9 7 4 года по 1981 Николая Александровича Смыкова изби рают председателем исполкома поселкового Совета. После вы­ хода на пенсию ветеран Вели ­ кой Отечественной войны и тру ­ да продолжает работать зам е с ­ тителем председателя исполко ­ ма поссовета. На этом посту он и поныне. В. ПОЖИДАЕВ Иа снимке: И. А. Смыков. Фото А. Гавриловой. а х т а п а м я т и Во ;щ!.)гих школах района про- ■ I по л лпя предпразд- качная - Вахта памяти Уча­ щие! >. выпус!.али ГассТ!.', посвя- ш.снные Дню По!'е,3!.1. .щинима- ..и а1.сИ1.с;ос учю'ткс в операции • На,;с; :ть ‘'каиываи но- :..|яи,1> с('-1ь,;.. фрок ' с'-ик.'В и пеисиг.нера;',! в огогю- ..зв, сбзркс терр1Г!1ч'Н1: ттще . с о - .ы в . К п а я п I . л ю г н х классах проходили уро1:и под наяз:.нц:. пи.“ ;.ац||я •'До.1г.-, '.часТБуя в ко- Т(!рых пионеры и КО.МСС.ЙА.ЛЬЦЫ по:щр..из.1;1.х.1 с..т. район гте .икон Отечественной ЕОН!-;'.. с нразд- 1!!П,оХ,, ПО! ! яро! их ча дому. 9 мая повсе.ме.'тно 1!;;.!ле пь лятч;! ков павш!,'.; и бр-.тски;- :.Ю1'и.т состоятся 1Шого.1ш:1Мые Т ИШ и. П о д и н !.3- Прс.;:.;.,1:1Д1М 1ЧНЫХ дней ;.’чсннки П11ТОГ0 клн.са «Л?- средней шко,-|ы ,-Л 42 ни -Д. Н. То.тсто!ю иобыадли у ветерана Велнкон Отгчес1;..;ииоГ! войны Александр;! Васильевича Полежаеяа. Девочки и ма.н.чики про'шта.ти стихи, псюдрави.лн его !• пржндником, затем, прослушав кратк;:!; расск.з.з о военной юно­ сти, задали ему интсресуюшш- их вппросы- Вопросов было много: ннтсрс- ссва.си I : ОЯТ боевой путь вете ­ рана и его награды, са.мый за- помт-'.нвшийся во Бремя войны случай и что представляла ео- б!.й легендарная - Катюша», есть •ЛИ у Александра Василы-вича друзья фронтовых лет и трудит ­ ся ли фронтовик се!!час. Узнав, что связь с фронтовым другом Нвано.'.. Ф>!!л,ипповичеы Масло ­ вым из Оренбургской области пр:-р:>алась, ребята [гешнли про ­ нести поисковую операцию, что ­ бы возобновить дружбу фронто- В1:|,0П. Так чтит погибших и славит Ш,!Ш- живущих участни!сов вой ­ ны мо.’ЮдЬе поколение страны, выражая им глубокую б.чагодА]В^ ность 1 ! сыновнюю признате.чь- нюст!. за ;.;;!рное небо над голо ­ вой. за вож'.'ожлость учиться и расти в чвободной стране. На учащиеся у .А. В. Фото Л. ^■ив1)1!Ловой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz