Путь Ильича. 1983 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1983 г. (п. Лев-Толстой)

22 августа состоялось традиционное совещание учителей района. С'докладами выступили секретарь райкома КПСС Л. М. КУЗНЕЦОВА и заведующий районным отделом на­ родного образования М. А. РЫНДИН. На этой странице публикуется отчет о работе совещания. 1 .1ЫНЕШНИЙ год в жизни “ школы — особенный. — подчеркнула в своем выступле­ нии секретарь райкома КПСС Д . М. Кузнецова, его атмосфе­ ра, его настрой определяются теми грандиозными задачами, которые стоят сегодня перед советским народом. Ведь шко­ ла всегда является чутким ба­ рометром общенародной жизни Главная тема авгуетовских совещаний, педсоветов, методи­ ческих объединений — обсуж­ дение материалов июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС , рассмотревшего актуальные вопросы идеологической, массо­ во-политической работы партии на современном этапе развития нашего общества. Постановле­ ние, принятое Плещ’мом ЦК КПСС , должно стать для педа­ гогов падежным фундаментом в разработке программы совер­ шенствования деятельности все.с звеньев народного образования. Огромное значение имеют и материалы восьмой сессии Вер­ ховного Совета С С С Р десятого созыва, на которой был- утверж­ ден Закон о трудовых коллекти­ вах, повышении их роли в уп равлении предприятиями, уч­ реждениями, организациями. Это -яркое подтверждение гене­ рального курюа партии и совет­ ского правительства на даль­ нейшее развитие демократии, повышение политической и гражданской активности трудя­ щихся. -«Усилия партии и наро­ да, — записано в Постановле- юш ЦК КПСС , концентриру­ ются на задачах планомерного и всестороннего совершенство­ вания развитого социализма, реализация которых прямо за­ висит от уровня сознательности и активности трудящихся. Иде­ ологическая работа все бо.льше выдвигается на первый план, возрастают ее роль и значение». Подрастает молодежь, на пле­ чи которой в ближайшие деся­ тилетия ляжет ответственность за судьбы общества. II это дол­ жны прежде всего учитывать педагоги в своей работе, они должны добиться того, чтобы ребенок получил не только оп­ ределенную сумму знаний, но прежде всего воспитывался как гражданин Страны Советов, ак­ тивный строитель коммунпз.ма, с присущими нашему строю идейными установками, мора­ лью и интересами, высокой культурой труда и поведения. Как известно, вскоре после июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС образована специаль­ ная комиссия, которая раэр^аба- тывает вопросы по дальнейше­ му совершенствованию системы народного образования в стране. Однако учителя района уже сей­ час, не дожидаясь результатов ее деятельности, до.лжны тща­ тельно и самокритично рассмот­ реть положение дел с обучение.м н воспитанием детей в своих школах, настойчиво работать по соверп)енствованпю всего учеб- новоспитате.льного процесса. Мы не можем мириться с тем, что в школах файона отсев уча- щихсп 9 — 10 классов составил 1,0 процента, ето выше прошло­ годнего на 0.4 процента. Но су- мелн полностью сохранить кон­ тингент старшеклассников До- мачевокая, Топовская, Головин- щинская средние школы. Успеваемость в истекшем учебном году по району соста- вн.ча Ш ,4 шрецента. Это на 0,3 процента ниже уровня прошлого года. Ле может не беспокоить тот факт, что в Митягинской школе хорошистов и отличников .лишь 31,-4 процента, в Гагарин­ ской — З Т . 7 , Головинщинской — 38.8. По району этот показа­ тель 42.3 процента. Снизилось качество знаний н Домачевской, Знаменской средних, Орлов- ской^ Сланской восьмилетннх, Троицкой, (Зктябр’ьской, Нико­ лаевской начальных школах. Все эти данные говорят о том, что в школах района име­ ется очень много серьезных не­ достатков в организации учебно- воспитательного процесса. Прак­ тика подтверждает, что наи­ большую эффективность в по­ вышении качества знаний дает кабинетная система обучения. Сегодня в районе лучши.ми-счи­ таются кабинеты; биологи'.: Лев-Толстовской (учитель М. М. Матюнина), военного дела Гага­ ринской (военрук В. М. Грачев), начальных классов Топовско.ч (учитель Н. М. Борисова) сред-^ них школ. Большую работу з создании кабинетов проводят учителя В. Д. Новикова из Го­ ловинщинской средней школы, М. К. Алтухова из И.чьинскои восьмилетней, Е. А . Бе.чонож- кпна из Знаменской средней школы. В числе важных средств Д 5 ’- ховного развития молодежи сле­ дует назвать воспитание на по­ ложительных примерах. Делать Благодаря их заботе в шко­ лах созданы" комплексные спор­ тивные площадки, обор'у^дованы кабинеты начальной военной подготовки. Однако в районе есть приме­ ры другого рода, В Головин­ щинской и Домачевской сред­ них школах спортивные площад­ ки заросли бурьяном^ Во мно­ гих школах плохо работают спортивные секции, редко про­ водятся соревнования юных спортсменов. Районный комитет по физкультуре и спорту (пред­ седатель тов. Копцев) работает пока слабо. Тоже самое можно сказать (| районном и сельских. Дом.чх культуры. Здесь кружки и сек­ ции зачастую числятся на бумаге. Работа с детьми и под­ ростками проводится слабо. На­ до признать, что и работники культпросветучреждений, и учи­ теля забыли о главном принципе работы с детьми — ребят надо не развлекать, а увлекать. И увлекая, прививать полезные навыки в труде. Тогда меньше будет недисциплинированных учащихся; меньше будет труд­ ных подростков, состоящих на, учете в детской комнате мили­ ции. В арсенале педагогики нема­ ло испытанных форм и средств контакта между колхозом «Красный путиловец» и Перво­ майской средней школой, между совхозом имени М. Горького и Золот\чпинской средней шко­ лой. Не дг-.мают руководители этих хозяйств о завтрашнем дне. Забывают они о том, что ра­ стить надо не только сельско.чо- зяйственные культуры, но и кадры. Руководители и специалисты колхозов и совхозов должны по­ мочь школе по-настоящему -ор­ ганизовать тр5'Довое обучение детей, чтобы члены школьных производственных бригад зани­ мались настоящей работой, ос­ ваивали технику. Забота о шко­ ле ок^'пится сторицей. В заключение Л. М. Кузне­ цова выразила уверенность в том, что учителя в новом учеб­ ном году внесут достонньп: вклад в улучшение учебно-вог- питательного процесса, что все недостатки будут решительпо искореняться. З а в е д у ю щ и й роно м . а . Рынднк посвятил свой док­ лад проблемам .дальнейшего со­ вершенствования главных элг- ментов учебио-воспитательного црфгесса — урока и внешколь­ ной работы —-Что отличает наших лучших учителей? — сказал он. —То, С АВГУСТОВСКОГО СОВЕЩАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ это надо педагогически точно, г проникновением в психологию’ юных, как -это делают директор ере:,ней школы № 4 2 имени .■^Г Н. Толстого В. В. Хмелеп- ская, хшителя Топовской средней школы Л. П. Керимова, Лев- Толстовской средней школы — ТГ А . Иванникова, Троицкой начальной — В. А . Самохина. Митягинской средней школы — Р. Н. Андрианова. В школах нужно ярче рас­ крывать подлинный гуманизм нашей коллективистской мора­ ли, вёстн бораюу с любыми по­ пытками протащить в юноше­ скую среду эгоизм, мёщанст- во, чуждые взгляды и нравы. Вся учебно-воспитательная, вне­ классная работа, каждый урок, каждое мероприятие с детьми должны быть направлены на воспитание высокого сознания ученика. Надо возродить традиции, когда пионеры дру’жины выска- оьгеалп коллёктивное мнение о пост>-пках друг дрхта, об отно­ шении к труду, к \-чению, предъ­ являли нравственное требова­ ние к себе и товарищам. Се­ годня оценки нравственным по­ ступкам учащихся чаще всего даст учитель 11.411 вожатый. Задача вожатых, педагогов, — так организовать работу с пионерами, чтобы каждое дело рождало в юном сердце искрек- пое желание стать лучше. Эту работу должен направ­ лять районный Дом пионеров, который является инструктивно- методическим н организационно- массовым центром по учебе во­ жатых, классных руководителей, учителей, занимающихся вне­ урочной воспитательной рабо­ той с учащимися, руководите­ лей кружков, по распростране­ нию опыта лучших пионерских дружин, разработке методиче­ ских рекомендаций. Пока район­ ный Дом пионеров слабо испол­ няет эти функции. За истекший учебный год в школах района проведена боль­ шая работа по созданию хшебно- материальной базы для прове- деипя" уроков" физкультуры, на­ чальной военной подготовки, оздоровительных мероприятий В этом большая заслуга учитс- .чвй А . Н. Больных (Лев-Тол- стовокая средняя школа ), А . Н. Трушина (шкехла 42 имени Л. И. Толстого), В. М. Гранева- (Гагаринская средняя школа), А . II. Шморгуна (Золотушин- сная средняя школа), П. П. Ложнова (Мнтягинская -средняя шкода), М. А . Мещерякова (Первомайская средняя школа). 'трудового врснйтания, К ’ сожа- ленкю, н -здесь .много не сдела- н6. В Домачевской и Первомай­ ской средних школах летом учащимся "отвели деЛянку и ЭТИХ! ограничились. Досуг ребят не был организован, соревнова­ ния не было: Мало что дает по- дРбноё тр 5 'довое воспитание. Иначе провели «пятую чет­ верть» ученики Гагаринской средней тйколй. Ребята обраба-' тьшали сахарную свеклу на 35 гектарах', ремонтировали, живог- новодчёские помещения, заго­ тавливали корма, ухаживали за кроликами, участвовали в убош ке урожая — одним словом, жили делами и помыслами взрослых и сами взрослели, занимаясь настоящим делом. С пользой провели лето ученики Топовской средней школы. В этой связи нельзя обойти вопрос о профессиона-чьной ори­ ентации учащихся. Нельзя рас­ сматривать обучение в ПТУ как средство избавиться от «труд­ ных» подростков. Надо повы­ шать престижность профтехоб­ разования, сельских профессий. Эта работа Слабо проводится в Головинщинской средней шко­ ле. Здесь из "22 восьмиклассни­ ков только один поступил учить­ ся Б Профессионально-техниче­ ское училище, 3 — в педучили­ ще и 9 продолжат обучение в 9 классе. Остальные ' выехали за пределы области. Ни одного ученика нё направила в ПТ.'Ь' Митяггинская средняя школа и ни ощш из них не остался в родном колхозе. .Аналогичная картина в Домачевской средней и КузовлевскоЙ восьмилетних школах. Кто же бу'дет работать в колхозах и совхозах? Этот же вопрос можно адре­ совать и некоторы.м руководи­ телям хозяйств. До сего дня не удосужились заглянуль в школу председатели колхозов имени Ленина тов. Белозеров и имени X X партсъезда тов. Мешков. А не мешало бы это сделать. В школах нет мастерских. Где же дети бу'дут овладевать элемен­ тарными трудовыми навыками, техникой? Не в первый раз подвергались критике руководители совхоза > пламя» тт. Николаев и Пантю- шин, председатель Топовскосо се.льского Совета тов. Кремнев за-■ 'О. "ЧТО здесь не построен ин­ тернат, в школе нет мастерских. Недавно в селе сдан новый по­ селок, совхоз ведет большое строительство, но о нуждах школы руководители так н не вспомнили. Нет настоящего делового что они не на словах, а на деле выполняют основные . требова­ ния к современному уроку, к повышению его эс^ективностк. Высокий идейный урювенъ изложения материала, последо­ вательная организация самосто­ ятельной учебной деятельности учащихся, преде.чьное внимание учителя к формированию куль туры чтения, устной и письмен­ ной речи, работа с учебником и другой литературой, созна­ тельная дисциплина, гибкая сп'^трма контроля навыков и знаний', разнообразие форм, ме­ тодических средств и приемов- вот далеко не полный перечень основных требований к совре­ менному уроку, который обеспе­ чивает единство обучения и вос­ питания, Этим требованиям отвечают уроки учителей Лев-Толстовской средней школы В, К. Обрывали- ной, В. П. Челюкановой, В. И. Потаповой, М. М. Матюниной, М. Ф. Шалимовой, В. И, Боль­ ных, Топовской — И. С . Жаво- ронковой^ Л. П. Керимовой. Аст-апоаской восьмилетней шко­ лы ■— В. П. Черняевой. Вместе с те.м проверки школ показывают, что некоторые эле­ менты знааий усваиваются уче­ никами механически, многие из них не умеют практически ис­ пользовать изученные правила, закономерности. Это происходит там, где учителя обращают ос­ новное внимание учащихся на запоминание отдельных фактов, не об 5 'чая их умению анализиро­ вать, сопоставлять и находить между явлениями взаимосвязи. Все это сказывается на качестве знаний. Во всех программах введен новый раздел «Межпредметные связи ■ , чему ранее не придава­ лось должного зкечекия. А ведь пмешю ЭТО’ ' р.юдет, если под­ ходить к нему творчески, спо­ собствует систематизации знаний учащи.хся, рырабелке в их соз­ нании цельной картины приро­ ды и, в конечном счете, форми­ рованию диалектико-материали­ стического мировоззрения. Контроль за учебно-воспита­ тельным процессом — основа прочных знашгй. К сожалению, в Лев-Толстовской, Первомай­ ской- средних школах, в Кузов­ левскоЙ воеьмилетнен имелись случаи, когда учителя не про­ веряли тетради. Святая святых педагогики бы­ ло и остается посещение уроков руководителями школ. Однако ни один дарекюр ц завуч сред­ них школ’ не выполнили мини­ мума' посещения уроков. Отсю­ да поверхностное знание обста- ношш в школе, проведение пед­ советов ради галочки. Юных учат и воспитывают не только уроки и внеклассные ме­ роприятия, но и личность учите­ ля. Хорошим примером для сво­ их воспитанников служит учи­ тельница географии Топовской средней школы И. С. Жаворон­ кова. Она возглавляет профсо­ юзный комитет, пропагандист сети политпросвещения. Ее сло­ во не расходится с делом. Она учит так, как живет, живет — так, как и учит; честно, добро­ совестно. Вот в такой полной отдаче учителя заключается суть коммунистической дисциплины, коммунистического отношения к труду. Для учителя эти понятия значимы не только сами по себе. Это очень важно, чтобы орга­ низованность, деловитость в лю­ бом деле стали внутренней пот­ ребностью каждого учителя. В связи с этим возрастает спрос с руководителей школ, партий­ ных и профсоюзных организа­ ций. Они должны способствовать четкой орга 1 шзацин труда пе­ дагогов, беречь их время, доби­ ваться, чтобы рабочее время служило делу, чтобы обществен­ ные мероприятия не отвлекали педагогов, а помогали им лучше учить и воспитывать. В каждой школе должна быть система внеклассной работы, на­ до добиться, чтобы кан 1 дый уче­ ник имел общественное поруче­ ние, занимался в кружках, спор­ тивных секциях. Но это условие не везде выполняется. Лев-Тол- стовская средняя школа, напри­ мер, располагает хорошей учеб­ но-материальной базой как для проведения урош)в, так и вне­ классной работы. Но ведь всеми формалш внешкольной работы здесь охвачено не более 40 про­ центов мшащихся. И в то же вре­ мя отдельные ученикш участву­ ют сразу в нескольких кружках, секциях, имеют по несколько об­ щественных нагрузок. На всех этапах коммунисти­ ческого строительства партия рассматривала военно-патриоти­ ческое воспитание подрастающе­ го поколения как одну из важ­ ных политических задач. Важ­ ную роль в ее решении призна­ на сыграть общеобразовательная школа. Большая поисковая ра­ бота проводится учениками Но- вочемодановской восьмилетней и средней школы № 42 имени Л, Н. Толстого. Большой опыт по военно-патриотическому вос­ питанию накоплен в Лев-Тол- стовской средней школе. Но нужно сказать, что от­ дельные школы ослабили эту работу. В заключение докладчик от­ метил, что в новом учебно.м году учителя района, воодушевлен­ ные заботой партии и народа о школе, внесут достойный вклад в дело коммунистического вос­ питания подрастающего поколе­ ния. В прениях по докладам высту­ пили организатор внеклассной и внешкольной! работы Лев-Тол- стовскон средней школы А . К. Лазутина, директор Новочемо- дановской восьмилетней школы Р. П. Юрова, председатель То- повского сельского Совета В. И. Кремнев, завуч Митягинской средней школы И. И. Погонин, учительница Золотушинской средней школы А . М. Расторгу­ ева, секретарь райкома ВЛКСМ Н. П. Симкина, директор сов­ хоза имени М. Горького В. Я. Махинов. На совещании выступил за- .меститель председателя облис­ полкома А . М. Орехов. В работе совещания приняли участие первый секретарь рай- колш КПСС Э. С . Чернышов, председатель райисполкома в . В. Александров. Совещание одобрило обраще­ ние учителен-номмунистов по дальнейшему улучшению обуче­ ния и воспитания учащихся. На совещании группе учите- .чей за успехи в обучении и вос­ питании подрастающего поколе­ ния вручены значки «Отличник народного образования». Почет­ ные грамоты. На второй день состоялись за­ нятия по секциям.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz