Путь Ильича. 1983 г. (п. Лев-Толстой)
22 августа состоялось традиционное совещание учителей района. С'докладами выступили секретарь райкома КПСС Л. М. КУЗНЕЦОВА и заведующий районным отделом на родного образования М. А. РЫНДИН. На этой странице публикуется отчет о работе совещания. 1 .1ЫНЕШНИЙ год в жизни “ школы — особенный. — подчеркнула в своем выступле нии секретарь райкома КПСС Д . М. Кузнецова, его атмосфе ра, его настрой определяются теми грандиозными задачами, которые стоят сегодня перед советским народом. Ведь шко ла всегда является чутким ба рометром общенародной жизни Главная тема авгуетовских совещаний, педсоветов, методи ческих объединений — обсуж дение материалов июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС , рассмотревшего актуальные вопросы идеологической, массо во-политической работы партии на современном этапе развития нашего общества. Постановле ние, принятое Плещ’мом ЦК КПСС , должно стать для педа гогов падежным фундаментом в разработке программы совер шенствования деятельности все.с звеньев народного образования. Огромное значение имеют и материалы восьмой сессии Вер ховного Совета С С С Р десятого созыва, на которой был- утверж ден Закон о трудовых коллекти вах, повышении их роли в уп равлении предприятиями, уч реждениями, организациями. Это -яркое подтверждение гене рального курюа партии и совет ского правительства на даль нейшее развитие демократии, повышение политической и гражданской активности трудя щихся. -«Усилия партии и наро да, — записано в Постановле- юш ЦК КПСС , концентриру ются на задачах планомерного и всестороннего совершенство вания развитого социализма, реализация которых прямо за висит от уровня сознательности и активности трудящихся. Иде ологическая работа все бо.льше выдвигается на первый план, возрастают ее роль и значение». Подрастает молодежь, на пле чи которой в ближайшие деся тилетия ляжет ответственность за судьбы общества. II это дол жны прежде всего учитывать педагоги в своей работе, они должны добиться того, чтобы ребенок получил не только оп ределенную сумму знаний, но прежде всего воспитывался как гражданин Страны Советов, ак тивный строитель коммунпз.ма, с присущими нашему строю идейными установками, мора лью и интересами, высокой культурой труда и поведения. Как известно, вскоре после июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС образована специаль ная комиссия, которая раэр^аба- тывает вопросы по дальнейше му совершенствованию системы народного образования в стране. Однако учителя района уже сей час, не дожидаясь результатов ее деятельности, до.лжны тща тельно и самокритично рассмот реть положение дел с обучение.м н воспитанием детей в своих школах, настойчиво работать по соверп)енствованпю всего учеб- новоспитате.льного процесса. Мы не можем мириться с тем, что в школах файона отсев уча- щихсп 9 — 10 классов составил 1,0 процента, ето выше прошло годнего на 0.4 процента. Но су- мелн полностью сохранить кон тингент старшеклассников До- мачевокая, Топовская, Головин- щинская средние школы. Успеваемость в истекшем учебном году по району соста- вн.ча Ш ,4 шрецента. Это на 0,3 процента ниже уровня прошлого года. Ле может не беспокоить тот факт, что в Митягинской школе хорошистов и отличников .лишь 31,-4 процента, в Гагарин ской — З Т . 7 , Головинщинской — 38.8. По району этот показа тель 42.3 процента. Снизилось качество знаний н Домачевской, Знаменской средних, Орлов- ской^ Сланской восьмилетннх, Троицкой, (Зктябр’ьской, Нико лаевской начальных школах. Все эти данные говорят о том, что в школах района име ется очень много серьезных не достатков в организации учебно- воспитательного процесса. Прак тика подтверждает, что наи большую эффективность в по вышении качества знаний дает кабинетная система обучения. Сегодня в районе лучши.ми-счи таются кабинеты; биологи'.: Лев-Толстовской (учитель М. М. Матюнина), военного дела Гага ринской (военрук В. М. Грачев), начальных классов Топовско.ч (учитель Н. М. Борисова) сред-^ них школ. Большую работу з создании кабинетов проводят учителя В. Д. Новикова из Го ловинщинской средней школы, М. К. Алтухова из И.чьинскои восьмилетней, Е. А . Бе.чонож- кпна из Знаменской средней школы. В числе важных средств Д 5 ’- ховного развития молодежи сле дует назвать воспитание на по ложительных примерах. Делать Благодаря их заботе в шко лах созданы" комплексные спор тивные площадки, обор'у^дованы кабинеты начальной военной подготовки. Однако в районе есть приме ры другого рода, В Головин щинской и Домачевской сред них школах спортивные площад ки заросли бурьяном^ Во мно гих школах плохо работают спортивные секции, редко про водятся соревнования юных спортсменов. Районный комитет по физкультуре и спорту (пред седатель тов. Копцев) работает пока слабо. Тоже самое можно сказать (| районном и сельских. Дом.чх культуры. Здесь кружки и сек ции зачастую числятся на бумаге. Работа с детьми и под ростками проводится слабо. На до признать, что и работники культпросветучреждений, и учи теля забыли о главном принципе работы с детьми — ребят надо не развлекать, а увлекать. И увлекая, прививать полезные навыки в труде. Тогда меньше будет недисциплинированных учащихся; меньше будет труд ных подростков, состоящих на, учете в детской комнате мили ции. В арсенале педагогики нема ло испытанных форм и средств контакта между колхозом «Красный путиловец» и Перво майской средней школой, между совхозом имени М. Горького и Золот\чпинской средней шко лой. Не дг-.мают руководители этих хозяйств о завтрашнем дне. Забывают они о том, что ра стить надо не только сельско.чо- зяйственные культуры, но и кадры. Руководители и специалисты колхозов и совхозов должны по мочь школе по-настоящему -ор ганизовать тр5'Довое обучение детей, чтобы члены школьных производственных бригад зани мались настоящей работой, ос ваивали технику. Забота о шко ле ок^'пится сторицей. В заключение Л. М. Кузне цова выразила уверенность в том, что учителя в новом учеб ном году внесут достонньп: вклад в улучшение учебно-вог- питательного процесса, что все недостатки будут решительпо искореняться. З а в е д у ю щ и й роно м . а . Рынднк посвятил свой док лад проблемам .дальнейшего со вершенствования главных элг- ментов учебио-воспитательного црфгесса — урока и внешколь ной работы —-Что отличает наших лучших учителей? — сказал он. —То, С АВГУСТОВСКОГО СОВЕЩАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ это надо педагогически точно, г проникновением в психологию’ юных, как -это делают директор ере:,ней школы № 4 2 имени .■^Г Н. Толстого В. В. Хмелеп- ская, хшителя Топовской средней школы Л. П. Керимова, Лев- Толстовской средней школы — ТГ А . Иванникова, Троицкой начальной — В. А . Самохина. Митягинской средней школы — Р. Н. Андрианова. В школах нужно ярче рас крывать подлинный гуманизм нашей коллективистской мора ли, вёстн бораюу с любыми по пытками протащить в юноше скую среду эгоизм, мёщанст- во, чуждые взгляды и нравы. Вся учебно-воспитательная, вне классная работа, каждый урок, каждое мероприятие с детьми должны быть направлены на воспитание высокого сознания ученика. Надо возродить традиции, когда пионеры дру’жины выска- оьгеалп коллёктивное мнение о пост>-пках друг дрхта, об отно шении к труду, к \-чению, предъ являли нравственное требова ние к себе и товарищам. Се годня оценки нравственным по ступкам учащихся чаще всего даст учитель 11.411 вожатый. Задача вожатых, педагогов, — так организовать работу с пионерами, чтобы каждое дело рождало в юном сердце искрек- пое желание стать лучше. Эту работу должен направ лять районный Дом пионеров, который является инструктивно- методическим н организационно- массовым центром по учебе во жатых, классных руководителей, учителей, занимающихся вне урочной воспитательной рабо той с учащимися, руководите лей кружков, по распростране нию опыта лучших пионерских дружин, разработке методиче ских рекомендаций. Пока район ный Дом пионеров слабо испол няет эти функции. За истекший учебный год в школах района проведена боль шая работа по созданию хшебно- материальной базы для прове- деипя" уроков" физкультуры, на чальной военной подготовки, оздоровительных мероприятий В этом большая заслуга учитс- .чвй А . Н. Больных (Лев-Тол- стовокая средняя школа ), А . Н. Трушина (шкехла 42 имени Л. И. Толстого), В. М. Гранева- (Гагаринская средняя школа), А . II. Шморгуна (Золотушин- сная средняя школа), П. П. Ложнова (Мнтягинская -средняя шкода), М. А . Мещерякова (Первомайская средняя школа). 'трудового врснйтания, К ’ сожа- ленкю, н -здесь .много не сдела- н6. В Домачевской и Первомай ской средних школах летом учащимся "отвели деЛянку и ЭТИХ! ограничились. Досуг ребят не был организован, соревнова ния не было: Мало что дает по- дРбноё тр 5 'довое воспитание. Иначе провели «пятую чет верть» ученики Гагаринской средней тйколй. Ребята обраба-' тьшали сахарную свеклу на 35 гектарах', ремонтировали, живог- новодчёские помещения, заго тавливали корма, ухаживали за кроликами, участвовали в убош ке урожая — одним словом, жили делами и помыслами взрослых и сами взрослели, занимаясь настоящим делом. С пользой провели лето ученики Топовской средней школы. В этой связи нельзя обойти вопрос о профессиона-чьной ори ентации учащихся. Нельзя рас сматривать обучение в ПТУ как средство избавиться от «труд ных» подростков. Надо повы шать престижность профтехоб разования, сельских профессий. Эта работа Слабо проводится в Головинщинской средней шко ле. Здесь из "22 восьмиклассни ков только один поступил учить ся Б Профессионально-техниче ское училище, 3 — в педучили ще и 9 продолжат обучение в 9 классе. Остальные ' выехали за пределы области. Ни одного ученика нё направила в ПТ.'Ь' Митяггинская средняя школа и ни ощш из них не остался в родном колхозе. .Аналогичная картина в Домачевской средней и КузовлевскоЙ восьмилетних школах. Кто же бу'дет работать в колхозах и совхозах? Этот же вопрос можно адре совать и некоторы.м руководи телям хозяйств. До сего дня не удосужились заглянуль в школу председатели колхозов имени Ленина тов. Белозеров и имени X X партсъезда тов. Мешков. А не мешало бы это сделать. В школах нет мастерских. Где же дети бу'дут овладевать элемен тарными трудовыми навыками, техникой? Не в первый раз подвергались критике руководители совхоза > пламя» тт. Николаев и Пантю- шин, председатель Топовскосо се.льского Совета тов. Кремнев за-■ 'О. "ЧТО здесь не построен ин тернат, в школе нет мастерских. Недавно в селе сдан новый по селок, совхоз ведет большое строительство, но о нуждах школы руководители так н не вспомнили. Нет настоящего делового что они не на словах, а на деле выполняют основные . требова ния к современному уроку, к повышению его эс^ективностк. Высокий идейный урювенъ изложения материала, последо вательная организация самосто ятельной учебной деятельности учащихся, преде.чьное внимание учителя к формированию куль туры чтения, устной и письмен ной речи, работа с учебником и другой литературой, созна тельная дисциплина, гибкая сп'^трма контроля навыков и знаний', разнообразие форм, ме тодических средств и приемов- вот далеко не полный перечень основных требований к совре менному уроку, который обеспе чивает единство обучения и вос питания, Этим требованиям отвечают уроки учителей Лев-Толстовской средней школы В, К. Обрывали- ной, В. П. Челюкановой, В. И. Потаповой, М. М. Матюниной, М. Ф. Шалимовой, В. И, Боль ных, Топовской — И. С . Жаво- ронковой^ Л. П. Керимовой. Аст-апоаской восьмилетней шко лы ■— В. П. Черняевой. Вместе с те.м проверки школ показывают, что некоторые эле менты знааий усваиваются уче никами механически, многие из них не умеют практически ис пользовать изученные правила, закономерности. Это происходит там, где учителя обращают ос новное внимание учащихся на запоминание отдельных фактов, не об 5 'чая их умению анализиро вать, сопоставлять и находить между явлениями взаимосвязи. Все это сказывается на качестве знаний. Во всех программах введен новый раздел «Межпредметные связи ■ , чему ранее не придава лось должного зкечекия. А ведь пмешю ЭТО’ ' р.юдет, если под ходить к нему творчески, спо собствует систематизации знаний учащи.хся, рырабелке в их соз нании цельной картины приро ды и, в конечном счете, форми рованию диалектико-материали стического мировоззрения. Контроль за учебно-воспита тельным процессом — основа прочных знашгй. К сожалению, в Лев-Толстовской, Первомай ской- средних школах, в Кузов левскоЙ воеьмилетнен имелись случаи, когда учителя не про веряли тетради. Святая святых педагогики бы ло и остается посещение уроков руководителями школ. Однако ни один дарекюр ц завуч сред них школ’ не выполнили мини мума' посещения уроков. Отсю да поверхностное знание обста- ношш в школе, проведение пед советов ради галочки. Юных учат и воспитывают не только уроки и внеклассные ме роприятия, но и личность учите ля. Хорошим примером для сво их воспитанников служит учи тельница географии Топовской средней школы И. С. Жаворон кова. Она возглавляет профсо юзный комитет, пропагандист сети политпросвещения. Ее сло во не расходится с делом. Она учит так, как живет, живет — так, как и учит; честно, добро совестно. Вот в такой полной отдаче учителя заключается суть коммунистической дисциплины, коммунистического отношения к труду. Для учителя эти понятия значимы не только сами по себе. Это очень важно, чтобы орга низованность, деловитость в лю бом деле стали внутренней пот ребностью каждого учителя. В связи с этим возрастает спрос с руководителей школ, партий ных и профсоюзных организа ций. Они должны способствовать четкой орга 1 шзацин труда пе дагогов, беречь их время, доби ваться, чтобы рабочее время служило делу, чтобы обществен ные мероприятия не отвлекали педагогов, а помогали им лучше учить и воспитывать. В каждой школе должна быть система внеклассной работы, на до добиться, чтобы кан 1 дый уче ник имел общественное поруче ние, занимался в кружках, спор тивных секциях. Но это условие не везде выполняется. Лев-Тол- стовская средняя школа, напри мер, располагает хорошей учеб но-материальной базой как для проведения урош)в, так и вне классной работы. Но ведь всеми формалш внешкольной работы здесь охвачено не более 40 про центов мшащихся. И в то же вре мя отдельные ученикш участву ют сразу в нескольких кружках, секциях, имеют по несколько об щественных нагрузок. На всех этапах коммунисти ческого строительства партия рассматривала военно-патриоти ческое воспитание подрастающе го поколения как одну из важ ных политических задач. Важ ную роль в ее решении призна на сыграть общеобразовательная школа. Большая поисковая ра бота проводится учениками Но- вочемодановской восьмилетней и средней школы № 42 имени Л, Н. Толстого. Большой опыт по военно-патриотическому вос питанию накоплен в Лев-Тол- стовской средней школе. Но нужно сказать, что от дельные школы ослабили эту работу. В заключение докладчик от метил, что в новом учебно.м году учителя района, воодушевлен ные заботой партии и народа о школе, внесут достойный вклад в дело коммунистического вос питания подрастающего поколе ния. В прениях по докладам высту пили организатор внеклассной и внешкольной! работы Лев-Тол- стовскон средней школы А . К. Лазутина, директор Новочемо- дановской восьмилетней школы Р. П. Юрова, председатель То- повского сельского Совета В. И. Кремнев, завуч Митягинской средней школы И. И. Погонин, учительница Золотушинской средней школы А . М. Расторгу ева, секретарь райкома ВЛКСМ Н. П. Симкина, директор сов хоза имени М. Горького В. Я. Махинов. На совещании выступил за- .меститель председателя облис полкома А . М. Орехов. В работе совещания приняли участие первый секретарь рай- колш КПСС Э. С . Чернышов, председатель райисполкома в . В. Александров. Совещание одобрило обраще ние учителен-номмунистов по дальнейшему улучшению обуче ния и воспитания учащихся. На совещании группе учите- .чей за успехи в обучении и вос питании подрастающего поколе ния вручены значки «Отличник народного образования». Почет ные грамоты. На второй день состоялись за нятия по секциям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz