Путь Ильича. 1982 г. (п. Лев-Толстой)
и ш т м и и о л ь н ш в 5 января состоялось районное совещание учителей. С до кладом «О создании педагогических условий для повышения роли пионерских и комсомольских организаций, органов уче нического самоуправления в коммунистическом воспитании учащихся в свете решен> 1 Й XXVI съезда КПСС» выступил заведующий роно М. А. РЫНДИН. В прениях приняли участие 8 человек. На совещании выступили секретарь райкома КПСС Л. М. КУЗНЕЦОВА, секретарь обкома КПСС Н. Ф. БОГАТЫРЕВ. В работе совещания принял участие первый секретарь рай кома КПССЭ. С. ЧЕРНЫШОВ. Ниже публикуется отчет с совещания. В ОТЧЕТНОМ докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии, говорит М. А. Рындин, указы вались главные задачи для си стемы образования — это неук лонное повышение качества обу- че} 1 ия, трудового и нравствен ного воспитания в школе, отказ от формализма в оценке резуль татов труда учителей и учащих ся, укрепление связи обучения с жизнью, улучшение подготов ки школьников к общественно- полезному труду. Задачи .эти слогкные и ответ ственные. И одна из них — добиться более высокого качест ва обучения. Решение ее зави сит в первую очередь от учите- .тей, но немало должны сделать старшие и отрядные вожатые, пионерские и комсомольские организации школ. Успеваемость за первое полу годие нынешнего учебного года составила 99,1 процента, что не сколько выше результатов пер вого полугодия прошлого года. Четыре средние школы — Зна менская, Митягипская, Перво майская, Топовская — закон- чи.'ш первое полугодие, со сто процентной успеваемостью. Довольно неутешительные ре зультаты в Домачевскон сред ней школе. Здесь допущен и са- мый большой отсев учащихся. Главный пробел в работе с уча щимися заключается в том, что детям не прививается интерес к знаниям, слабо используется опыт лучших преподавателей, принижена требовательность по улучшению воспитания .мо.тоде- жи. Складывается это из форма- .тыюго отношения учителей к своим обязанностям. Допускают ся случаи, когда на урок учитель приходит без плана, по два ме сяца не заполняется классньй' журнал, не проверяются дневни ки и тетради учащихся. Нет я школе !1 плана воспитательной работы, пе проводятся классные часы н политннфор.мации. Конечно, в районе есть много других педагогических колле)-;- тивов. которые прониклись ду хом глубокой ответственности и делают все для воплощения в жизнь решений ХХ\'1 съезда 1лПСС. Это в первую очередь педагогический коллектив Зна .мснской средней школы. Моллю с уверенностью сказать, что ос нова успеха--в опоре педагогов на шюперскнй, комсомольски!!, ученический кол.лективы. Прово димые в школе пионерские сбо ры и к.лассные часы нацелены па прав! 1 лыюе использование собственного времени, заставля ют заду!! 1 аться о том, как много часов и минут тратится впустую из-за .лени, ' неднсциплнннрован- иости. Ученик пришел в класс с. невыполненным домашним за даннем - - сколько драгоценного времени отнято у учителя и то варящей по классу! Вот о чем убедительно, умно и требова тельно говорят с пионерами. И. к-онечпо, педагоги хорошо пони мают, что прежде чем требовать от учащихся эту сознательную дисциплину, надо самим быть образцом для ребят во всех от ношениях. Далее докладчик остановился па еще одной серьезной пробле ме: нравственном микроклимате в ученическом коллективе. Из вестно, что помощь товарищам в учении, всегда была первей шим делом, законом для пионе ров. Увы, в последнее время пи онерская организация почти пол ностью отдала эту функцию пе- дагогадг. Уже не пионерский от ряд, а классный руководитель решает, кто бу'дет заниматься с отстающими При этом не всегда учитывается, насколько совместимы отстающий и его помощник. А ведь если ребята не расположены друг к другу, ес ли нет у них взаимного доверия, то занятия не принесут пользы. Снизилось качество знаний по сравнению с первым полуго дием прошлого года в Круглов- ской, Астаповскон, Загрядчнн- ской, Новочемодановскон вось милетних школах. Не эффектив но используются технические средства обучения в Первомай ской средней школе, плохо при меняется дидактический и разда точный материал в Гагаринской, Головинщинской школах. Н-! снижение качества знаний осо бый оттенок наносит слабый контроль руководителей школ за учебно-воспитательным про цессом. В этом повинен н рай школьных библиотек, а пот ребностью в жизни ребят. Довольно редки в школах книжные выставки, литератур ные бю.ллетени, праздники книг. И еще один факт: в прошедшем учебном году 30 процентов учи телей не прочитали из библио тек да;ке по две книги. О ка ком же привитии интереса к чтению у детей можно говорить. Пропагандировать книгу надо постоянно: и во время проведе ния пиогГерского Всесоюзного марша, и при проведении среди комсомольцев Ленинского заче та. Пионерская организация мо жет сделать для решения этой проблемы многое. Совет отряда и дручкина должны изучать ув лечение своих товарищей, орга низовывать с учетом этих дан ных кружки и секции. Важным условием, обеспечи вающим эффективную деятель ность пионерской организации, является педагогическое руко водство, руководство комитета комсомола школы. Взять хотя бы опыт классного руководите ля 6 класса Лев-Толстовскон средней школы Н. А. Иваннико- во 1 '[. Для ее работы характерно то, что она во всем опирается на самодеятельность и инициа тиву самих детей. Учит их ста вить перед собой цель и дости гать ее, самим искать и нахо- К сожалению, не проводится та кая работа в Первомайской, Домачевской средних школах. Более настойчиво комитеты ко.люомола школ должны решать вопросы организации спортив ной работы. Далее докладчик остановился на вопросах трудового воспита ния школьников. Воспитание бе режливости, рачительности, .хо зяйственности — долгая н упор ная работа. Одними призывами, запретами н окриками тут ни чего не добьешься. Лучший вос питатель— это труд. Надо, что бы дети своими -рука.ми масте рили что-то для школьных ка бинетов, сажали деревья, чини ли мебель, работали на при школьных участках. П здесь многое принадлежит деятельно сти пионерских отрядов и дру жин. Очень плохо, что ни одна школа в районе не имеет своего ■полевого стана, стационарного лагеря труда и отдыха. Много недостатков в профориентацион ной работе школ. В заключение докладчик ска зал, что педагогические коллек тивы школ .многое сделают для того, чтобы ознаменовать 1982 год новыми успехами в обуче нии и воспитании подрастающе го поколения. Учительница ,Пев-Толстов- ской средней школы Н. А. Иван С Р А Й О Н Н О Г О С О В Е Щ А Н И Я У Ч И Т Е Л Е Й онный отдел народного. образо вания, который принизил требо вательность. Эти примеры говорят о том. что без всесторонней заботы пионерского коллектива о каж дом пионере мы не только не решим проблемы предупрежде ния отставания в учебе, по и не добьемся того, чтобы этот кол- •тектив был для него достаточно престижным. Ученик будет при знавать требования пионерской организации лишь в то.м случае, если почувствует ее заботу, внимание, яселание помочь. Очень важным услов! 1 ем от ветственного отношения к учебе, отметил докладчик, является привитие ребятам умения рабо тать с книгой. Для шюнерсчнх отрядов и их вожатых должно быть не безразличным, какую литературу учащийся читает, часто ли обращается к справоч ным изданиям, журналам. Плохо шоставлена работа уча щихся с книгой в Домачевской, Л1итягинской, Первомайской средних школах. П в том, что у учеников н-з сформированы чи тательские навыки, нет любви т: к!шге. нет культуры вы))ази тельного чтения, повинны г.гав ным образо.м учителя, классные руководители, вожатые, библио текари, У чтел я зачастую не просматривают в библиотеках читательские фор.муляры своих учеников. А ведь все средние .се. 1 ьсы 1 е школы располагают достаточными фонда.ми художе ственной литературы. Необ.ходн- мо добиваться, чтобы знамени тые пушкинск!!е слова <•Чтение вот лучшее учение>' были и'- просто лозунга.мн ' на стена.х дить объекты для применения сил, учит действовать коллек тивно, решая насущные вопро сы жизни отряда, помогая своей школе, родной улице, селу. Нет такого дела в дружине, к кото рому не были бы причастны пионеры этого отряда. Каждый ученик обязательно имеет какое- то поручение. Большую роль в совершенст вовании воспитательной функ ции школы играют пионерские и комсо.мольские ученические оргализации; учкомы. Важней- ши.м условие.м повышения роли школьных органов са.моуправле- ния в решении задач коммуни стического воспитания является создание в школе атмосферы вы сокого доверия, уважения и тре бовательности к пионерскому, комсомольскому, ученическому активу,' предоставление реаль ных возможностей для осущест вления в полной мере прав и обязанностей, предусмотренных Уставом ВЛКСМ. Закоиа.ми пио неров Советского Союза. Боль шая целенаправленная работа в этом направлении ведется в средней школе № 42 имени .1. Н. Толстого, Здесь создана лекторюкая группа из старше классников. 1 >егулярно учащи мися прюводятся политинформа ции, Большая работа ведется также в Лев-Толстовской' сред ней школе, где важным полити ческим событиям в нашей стра не н за рубежом дается партий ная оценка, и дается она опера тивно. э.моцнонально, наступа тельно. Серьезное внимание в школе уделяется организации тематических конференций, об щественно-политических чтений. никова рассказала в своем вы ступлении о работе, которую прюводнт партийная организа ция школы по улучшению вос питания школьников. Н. А. Иванникова высказала несколь ко критических замечаний в ад рес партийных органов, редак ции газеты «Путь Ильича», ра|1- коыа ВЛКСМ. О том, какая работа ведется пионерской организацией, уче ническими комитетами средней школы № '42 имени Л. Н. Тол стого рассказала старшая шю иервожатая школы Т. Д. Сысо ева. Одним из своих главных воп росов. сказал секретарь парт бюро колхоза «Заветы Ильича» Н. С. Вдовин, наша партийная организация считает проблему закрепления молодежи иа селе. За каждым молодым тружени ком, оставшимся в колхозе, за крепляем наставника, выделяем новую технику. Молодоженам обязательно • вручаются к.иочи от новой квартиры, ценные по дарки. Школьников мы совместно (;: педагогическим колле1!Тиво.м школы привлекаем к сельскохо- зяйствеино.му труду. За учащи мися закреплено 35 гектаров земли, а во время обучения в школе они одновременно учатся водить трактор. Но партийная, организация, правление колхоза хорошо пони мают. что селу сейчас нужны не только .механизаторы и живот новоды, но и врачи, учителя, инженеры. Поэтому по направ ленню колхоза . молодеяж едет в техникумы и институты, В на стоящее время на учебе, нахо дятся двенадцать человек. Воспитательные возможности пионерской организации, сказа ла в своем выступлении дирек тор районного Дома пионеров Л. М. Суворова, поистине неис черпаемы. Но, конечно, ребята ми надо умело руководить. Для этого у нас в Доме тюнеров ежемесячно проводится учеба старших пионерских вожатых, регулярно работает школа пио нерского актива. Работники До ма пионеров стремятся своевре менно н правильно определить главные задачи шю! 1 ерин па каждый год. Сейчас районный пионерский штаб при Доме пионеров объ явил поиск «Твоя пионерская семья». В .ходе поиска школ 1 >- никн буд\'т знакомиться с пио нерским детство.м своих роди телей, односельчан, встретятся с первыми пионерами. Задача старших товарищей не только в том, чтдбы помочь успешно про вести поиск, но II в том, ЧТОбы дать понять ребятам, как много значат их дела. Директор Новочемодановской восьмилетие!'! школы Р. П, Юро- ва посвятила свое выступление роли педагога как старшего др>-- га и советчика пионерского от ряда. Учител!.. сказала Р. П. Юрова, обязан соблюдать прин ципы и законы пионерской ор ганизации. Он непре.меино дол жен обучать ребят организатор ской деятельности, но ни в ко ем случае не выполнить все за ребят, нс гасить нх инициативу. Огромна роль личностн клас сного руководителя. Он должен быт 1 > в ку 1 )се всех пионерских дел, жить с ними одной жизнью. Председатель исполкома Га гаринского сельского Совета М. Я. Просветова рассказала о том. как заботится об учащих ся, о нуждах школы сельсовет. Такие вопросы он ) 1 еоднократпо рассматривает на своих сессиях. В школе у ребят бесплатное пи тание, оборудованы кабинеты машиноведения, профориента ции, масте 1 зская. Сельсовет сов.местно со шко лой многое делают для того, чтобы поняли уча!циеся: красо та человека — в труде. Нмеп- но поэтому каждое лето рабо тает лагерь труда и отдыха, ре гулярно организуются встречи с ветер4Шами труда. Если, за кончив школу, юноши н девуш ки ' решают получить какую-то профессию, то совхоз дает им направления в вузы и тех 1 !ику- мы. Вот и сейчас по направле нию совхоза учатся 9 человек, вернутся в сов.хоз уже дипломи рованными специалистами. Бол 1 >шую заботу проявляют в селе о досуге .молодежи. В Га гаринском Доме культуры соз дан вокально-инстру.меитаЛ 1 , 11 ый ансамбль, работают кружки ху дожественной самодеятельности, часто проводятся тематические вечера. И все же нел 1 .зя сказать, что у нас все хорошо. Молодежь по- прежнему трудно оставить в 'се ле. В первую очередь влияет то, что многие производственные процессы па животноводческих фер.мах не механизированы. 11а совещании выступила так же секретарь райкома В.4КСМ по работа с учащейся .моло дежью Н, П. Симкипа, учитель Знаменской средней - школы А. Н. Смыков. • • [ Иа совещании прпйя'йа ■р(*о- ме 1 !дации, нагн:гавл| 1 тгд<г !на улучшение учсогг^йЛсМ^Тате^н.- ’ного процесса. ■' | Группа учителей была на граждена Почетными' грамг1та- ми и ценны.мн подаркам!!, В заключение состоялись за нятия но секциям. На снимке; участники совещания учнто.гя .\. И. Смыков (Знамен ская срс.дняя школа), Т. М. Реп нина (Первомайская средняя шко- , 1 а), Р. П. Башлыкова (школа .V» 42 имени Л. П. Толстого), И. И. Коняхина (Головннщинская сред няя школа), Т. Ф. Пшеничникова (Карповская восьмнлетияя шко. ла), В. В. Белевич (Первпманская средняя школа). Фото А. Гавриловой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz