Путь Ильича. 1982 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1982 г. (п. Лев-Толстой)

и ш т м и и о л ь н ш в 5 января состоялось районное совещание учителей. С до­ кладом «О создании педагогических условий для повышения роли пионерских и комсомольских организаций, органов уче­ нического самоуправления в коммунистическом воспитании учащихся в свете решен> 1 Й XXVI съезда КПСС» выступил заведующий роно М. А. РЫНДИН. В прениях приняли участие 8 человек. На совещании выступили секретарь райкома КПСС Л. М. КУЗНЕЦОВА, секретарь обкома КПСС Н. Ф. БОГАТЫРЕВ. В работе совещания принял участие первый секретарь рай­ кома КПССЭ. С. ЧЕРНЫШОВ. Ниже публикуется отчет с совещания. В ОТЧЕТНОМ докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии, говорит М. А. Рындин, указы­ вались главные задачи для си­ стемы образования — это неук­ лонное повышение качества обу- че} 1 ия, трудового и нравствен­ ного воспитания в школе, отказ от формализма в оценке резуль ­ татов труда учителей и учащих­ ся, укрепление связи обучения с жизнью, улучшение подготов­ ки школьников к общественно- полезному труду. Задачи .эти слогкные и ответ­ ственные. И одна из них — добиться более высокого качест­ ва обучения. Решение ее зави­ сит в первую очередь от учите- .тей, но немало должны сделать старшие и отрядные вожатые, пионерские и комсомольские организации школ. Успеваемость за первое полу­ годие нынешнего учебного года составила 99,1 процента, что не­ сколько выше результатов пер­ вого полугодия прошлого года. Четыре средние школы — Зна ­ менская, Митягипская, Перво­ майская, Топовская — закон- чи.'ш первое полугодие, со сто­ процентной успеваемостью. Довольно неутешительные ре­ зультаты в Домачевскон сред­ ней школе. Здесь допущен и са- мый большой отсев учащихся. Главный пробел в работе с уча щимися заключается в том, что детям не прививается интерес к знаниям, слабо используется опыт лучших преподавателей, принижена требовательность по улучшению воспитания .мо.тоде- жи. Складывается это из форма- .тыюго отношения учителей к своим обязанностям. Допускают­ ся случаи, когда на урок учитель приходит без плана, по два ме­ сяца не заполняется классньй' журнал, не проверяются дневни­ ки и тетради учащихся. Нет я школе !1 плана воспитательной работы, пе проводятся классные часы н политннфор.мации. Конечно, в районе есть много других педагогических колле)-;- тивов. которые прониклись ду ­ хом глубокой ответственности и делают все для воплощения в жизнь решений ХХ\'1 съезда 1лПСС. Это в первую очередь педагогический коллектив Зна .мснской средней школы. Моллю с уверенностью сказать, что ос нова успеха--в опоре педагогов на шюперскнй, комсомольски!!, ученический кол.лективы. Прово­ димые в школе пионерские сбо­ ры и к.лассные часы нацелены па прав! 1 лыюе использование собственного времени, заставля­ ют заду!! 1 аться о том, как много часов и минут тратится впустую из-за .лени, ' неднсциплнннрован- иости. Ученик пришел в класс с. невыполненным домашним за даннем - - сколько драгоценного времени отнято у учителя и то варящей по классу! Вот о чем убедительно, умно и требова­ тельно говорят с пионерами. И. к-онечпо, педагоги хорошо пони мают, что прежде чем требовать от учащихся эту сознательную дисциплину, надо самим быть образцом для ребят во всех от­ ношениях. Далее докладчик остановился па еще одной серьезной пробле­ ме: нравственном микроклимате в ученическом коллективе. Из­ вестно, что помощь товарищам в учении, всегда была первей­ шим делом, законом для пионе­ ров. Увы, в последнее время пи­ онерская организация почти пол­ ностью отдала эту функцию пе- дагогадг. Уже не пионерский от­ ряд, а классный руководитель решает, кто бу'дет заниматься с отстающими При этом не всегда учитывается, насколько совместимы отстающий и его помощник. А ведь если ребята не расположены друг к другу, ес­ ли нет у них взаимного доверия, то занятия не принесут пользы. Снизилось качество знаний по сравнению с первым полуго­ дием прошлого года в Круглов- ской, Астаповскон, Загрядчнн- ской, Новочемодановскон вось­ милетних школах. Не эффектив­ но используются технические средства обучения в Первомай­ ской средней школе, плохо при­ меняется дидактический и разда­ точный материал в Гагаринской, Головинщинской школах. Н-! снижение качества знаний осо­ бый оттенок наносит слабый контроль руководителей школ за учебно-воспитательным про­ цессом. В этом повинен н рай­ школьных библиотек, а пот­ ребностью в жизни ребят. Довольно редки в школах книжные выставки, литератур­ ные бю.ллетени, праздники книг. И еще один факт: в прошедшем учебном году 30 процентов учи­ телей не прочитали из библио­ тек да;ке по две книги. О ка­ ком же привитии интереса к чтению у детей можно говорить. Пропагандировать книгу надо постоянно: и во время проведе­ ния пиогГерского Всесоюзного марша, и при проведении среди комсомольцев Ленинского заче­ та. Пионерская организация мо­ жет сделать для решения этой проблемы многое. Совет отряда и дручкина должны изучать ув­ лечение своих товарищей, орга­ низовывать с учетом этих дан­ ных кружки и секции. Важным условием, обеспечи­ вающим эффективную деятель­ ность пионерской организации, является педагогическое руко­ водство, руководство комитета комсомола школы. Взять хотя бы опыт классного руководите­ ля 6 класса Лев-Толстовскон средней школы Н. А. Иваннико- во 1 '[. Для ее работы характерно то, что она во всем опирается на самодеятельность и инициа­ тиву самих детей. Учит их ста­ вить перед собой цель и дости­ гать ее, самим искать и нахо- К сожалению, не проводится та ­ кая работа в Первомайской, Домачевской средних школах. Более настойчиво комитеты ко.люомола школ должны решать вопросы организации спортив­ ной работы. Далее докладчик остановился на вопросах трудового воспита­ ния школьников. Воспитание бе­ режливости, рачительности, .хо­ зяйственности — долгая н упор­ ная работа. Одними призывами, запретами н окриками тут ни­ чего не добьешься. Лучший вос­ питатель— это труд. Надо, что­ бы дети своими -рука.ми масте­ рили что-то для школьных ка ­ бинетов, сажали деревья, чини­ ли мебель, работали на при­ школьных участках. П здесь многое принадлежит деятельно­ сти пионерских отрядов и дру­ жин. Очень плохо, что ни одна школа в районе не имеет своего ■полевого стана, стационарного лагеря труда и отдыха. Много недостатков в профориентацион­ ной работе школ. В заключение докладчик ска­ зал, что педагогические коллек­ тивы школ .многое сделают для того, чтобы ознаменовать 1982 год новыми успехами в обуче­ нии и воспитании подрастающе­ го поколения. Учительница ,Пев-Толстов- ской средней школы Н. А. Иван­ С Р А Й О Н Н О Г О С О В Е Щ А Н И Я У Ч И Т Е Л Е Й онный отдел народного. образо­ вания, который принизил требо­ вательность. Эти примеры говорят о том. что без всесторонней заботы пионерского коллектива о каж­ дом пионере мы не только не решим проблемы предупрежде­ ния отставания в учебе, по и не добьемся того, чтобы этот кол- •тектив был для него достаточно престижным. Ученик будет при­ знавать требования пионерской организации лишь в то.м случае, если почувствует ее заботу, внимание, яселание помочь. Очень важным услов! 1 ем от­ ветственного отношения к учебе, отметил докладчик, является привитие ребятам умения рабо­ тать с книгой. Для шюнерсчнх отрядов и их вожатых должно быть не безразличным, какую литературу учащийся читает, часто ли обращается к справоч­ ным изданиям, журналам. Плохо шоставлена работа уча­ щихся с книгой в Домачевской, Л1итягинской, Первомайской средних школах. П в том, что у учеников н-з сформированы чи­ тательские навыки, нет любви т: к!шге. нет культуры вы))ази тельного чтения, повинны г.гав ным образо.м учителя, классные руководители, вожатые, библио­ текари, У чтел я зачастую не просматривают в библиотеках читательские фор.муляры своих учеников. А ведь все средние .се. 1 ьсы 1 е школы располагают достаточными фонда.ми художе­ ственной литературы. Необ.ходн- мо добиваться, чтобы знамени­ тые пушкинск!!е слова <•Чтение вот лучшее учение>' были и'- просто лозунга.мн ' на стена.х дить объекты для применения сил, учит действовать коллек­ тивно, решая насущные вопро­ сы жизни отряда, помогая своей школе, родной улице, селу. Нет такого дела в дружине, к кото­ рому не были бы причастны пионеры этого отряда. Каждый ученик обязательно имеет какое- то поручение. Большую роль в совершенст­ вовании воспитательной функ­ ции школы играют пионерские и комсо.мольские ученические оргализации; учкомы. Важней- ши.м условие.м повышения роли школьных органов са.моуправле- ния в решении задач коммуни­ стического воспитания является создание в школе атмосферы вы­ сокого доверия, уважения и тре­ бовательности к пионерскому, комсомольскому, ученическому активу,' предоставление реаль ­ ных возможностей для осущест­ вления в полной мере прав и обязанностей, предусмотренных Уставом ВЛКСМ. Закоиа.ми пио­ неров Советского Союза. Боль ­ шая целенаправленная работа в этом направлении ведется в средней школе № 42 имени .1. Н. Толстого, Здесь создана лекторюкая группа из старше­ классников. 1 >егулярно учащи­ мися прюводятся политинформа­ ции, Большая работа ведется также в Лев-Толстовской' сред­ ней школе, где важным полити­ ческим событиям в нашей стра­ не н за рубежом дается партий­ ная оценка, и дается она опера­ тивно. э.моцнонально, наступа­ тельно. Серьезное внимание в школе уделяется организации тематических конференций, об­ щественно-политических чтений. никова рассказала в своем вы­ ступлении о работе, которую прюводнт партийная организа ция школы по улучшению вос­ питания школьников. Н. А. Иванникова высказала несколь­ ко критических замечаний в ад­ рес партийных органов, редак­ ции газеты «Путь Ильича», ра|1- коыа ВЛКСМ. О том, какая работа ведется пионерской организацией, уче­ ническими комитетами средней школы № '42 имени Л. Н. Тол­ стого рассказала старшая шю иервожатая школы Т. Д. Сысо­ ева. Одним из своих главных воп­ росов. сказал секретарь парт­ бюро колхоза «Заветы Ильича» Н. С. Вдовин, наша партийная организация считает проблему закрепления молодежи иа селе. За каждым молодым тружени­ ком, оставшимся в колхозе, за­ крепляем наставника, выделяем новую технику. Молодоженам обязательно • вручаются к.иочи от новой квартиры, ценные по­ дарки. Школьников мы совместно (;: педагогическим колле1!Тиво.м школы привлекаем к сельскохо- зяйствеино.му труду. За учащи­ мися закреплено 35 гектаров земли, а во время обучения в школе они одновременно учатся водить трактор. Но партийная, организация, правление колхоза хорошо пони­ мают. что селу сейчас нужны не только .механизаторы и живот­ новоды, но и врачи, учителя, инженеры. Поэтому по направ ленню колхоза . молодеяж едет в техникумы и институты, В на­ стоящее время на учебе, нахо­ дятся двенадцать человек. Воспитательные возможности пионерской организации, сказа­ ла в своем выступлении дирек­ тор районного Дома пионеров Л. М. Суворова, поистине неис­ черпаемы. Но, конечно, ребята­ ми надо умело руководить. Для этого у нас в Доме тюнеров ежемесячно проводится учеба старших пионерских вожатых, регулярно работает школа пио­ нерского актива. Работники До­ ма пионеров стремятся своевре­ менно н правильно определить главные задачи шю! 1 ерин па каждый год. Сейчас районный пионерский штаб при Доме пионеров объ­ явил поиск «Твоя пионерская семья». В .ходе поиска школ 1 >- никн буд\'т знакомиться с пио­ нерским детство.м своих роди­ телей, односельчан, встретятся с первыми пионерами. Задача старших товарищей не только в том, чтдбы помочь успешно про­ вести поиск, но II в том, ЧТОбы дать понять ребятам, как много значат их дела. Директор Новочемодановской восьмилетие!'! школы Р. П, Юро- ва посвятила свое выступление роли педагога как старшего др>-- га и советчика пионерского от­ ряда. Учител!.. сказала Р. П. Юрова, обязан соблюдать прин­ ципы и законы пионерской ор ­ ганизации. Он непре.меино дол­ жен обучать ребят организатор­ ской деятельности, но ни в ко­ ем случае не выполнить все за ребят, нс гасить нх инициативу. Огромна роль личностн клас­ сного руководителя. Он должен быт 1 > в ку 1 )се всех пионерских дел, жить с ними одной жизнью. Председатель исполкома Га­ гаринского сельского Совета М. Я. Просветова рассказала о том. как заботится об учащих­ ся, о нуждах школы сельсовет. Такие вопросы он ) 1 еоднократпо рассматривает на своих сессиях. В школе у ребят бесплатное пи­ тание, оборудованы кабинеты машиноведения, профориента­ ции, масте 1 зская. Сельсовет сов.местно со шко­ лой многое делают для того, чтобы поняли уча!циеся: красо­ та человека — в труде. Нмеп- но поэтому каждое лето рабо­ тает лагерь труда и отдыха, ре­ гулярно организуются встречи с ветер4Шами труда. Если, за ­ кончив школу, юноши н девуш­ ки ' решают получить какую-то профессию, то совхоз дает им направления в вузы и тех 1 !ику- мы. Вот и сейчас по направле­ нию совхоза учатся 9 человек, вернутся в сов.хоз уже дипломи­ рованными специалистами. Бол 1 >шую заботу проявляют в селе о досуге .молодежи. В Га­ гаринском Доме культуры соз ­ дан вокально-инстру.меитаЛ 1 , 11 ый ансамбль, работают кружки ху ­ дожественной самодеятельности, часто проводятся тематические вечера. И все же нел 1 .зя сказать, что у нас все хорошо. Молодежь по- прежнему трудно оставить в 'се­ ле. В первую очередь влияет то, что многие производственные процессы па животноводческих фер.мах не механизированы. 11а совещании выступила так­ же секретарь райкома В.4КСМ по работа с учащейся .моло­ дежью Н, П. Симкипа, учитель Знаменской средней - школы А. Н. Смыков. • • [ Иа совещании прпйя'йа ■р(*о- ме 1 !дации, нагн:гавл| 1 тгд<г !на улучшение учсогг^йЛсМ^Тате^н.- ’ного процесса. ■' | Группа учителей была на ­ граждена Почетными' грамг1та- ми и ценны.мн подаркам!!, В заключение состоялись за ­ нятия но секциям. На снимке; участники совещания учнто.гя .\. И. Смыков (Знамен­ ская срс.дняя школа), Т. М. Реп­ нина (Первомайская средняя шко- , 1 а), Р. П. Башлыкова (школа .V» 42 имени Л. П. Толстого), И. И. Коняхина (Головннщинская сред­ няя школа), Т. Ф. Пшеничникова (Карповская восьмнлетияя шко. ла), В. В. Белевич (Первпманская средняя школа). Фото А. Гавриловой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz