Путь Ильича. 1981 г. (п. Лев-Толстой)
Г" ОВОРЯТ, что жи вотноводы ^ Астаповского отделения сов хоза имени Л. Толстого ког да-то славились производством молока. По словам старожилов, в то время пудовые удои молока от коровы были обычным делом. А вот теперь уже более деся ти лет коллектив является от стающим не только в совхозе, но и в районе. В прошлом году, )шпример, в среднем от коровы здесь было получено по 1.661 килограмму молока. Такой удой лишь немногим лучше годового показателя Орловской фермы совхоза «Домачевский*, коллек тив которой вообще замыкает райюнную сводку. Отставанию астаповцев нт первый взгляд трудно поверить. Ведь именно в этом отделении трудятся большие мастера кор мопроизводства. Так, кукурузо вод отделения' И. И. Пахомов нередко добивается рекордного урожая кукурузы, накашивая до .‘350—400 центнеров зеленой массы с гектара. Даже в нынеш нем году, когда урожайность этой культуры в большинстве хозяйств не превышает 45 -70 центнеров с гектара, Иван Ива нович все же получил ее вдвое больше. А ведь кукуруза —это в зимнее время силос — прек расный молокогонный корм для скота. И, казалось, животново дам отделения должно быть стыдно за отставание даже пото- НА КОНТРОЛЕ — ЗИМОВКА СКОТА СТАДО НАДО ОБНОВЛЯТЬ 1 Му, что рядом с ни.ми трудится такой заботливый механизатор, не жалеющий сил для создания надежной кормовой базы для об щественного скота. А надои молока все же оста ются мизерными. Если многие передовики животноводства рай она получили за одиннадцать месяцев нынешнего года по две тысячи с лишним килограммов молока от коровы и выполнили уже личные годовые обязатель ства, то об астаповцах этого сказать нельзя. Самый лучший показатель здесь у доярки В. Н Сапосиной, получившей с нача ла года по* 1.847 килограммов молока в расчете на корову. По на доске показателей, вывешен- 11011 в красном уголке фермы, есть весьма незавидные цифры. Так, удой коров в группе дояр ки Т. С. Кондрашовой составля ет лишь 1.189 килограммов. Л вот ноябрьские показатели; днев- исй надой молока в .этом меся це едва превышает один килог рамм, а в группе коров доярки М. Д. Шестаковой — чуть бо лее 500 граммов. Одной какой-то причиной объ яснить отставание астаповцев, конечно, нельзя. Есть здесь и организационные неполадки, и кормовая проблема дает себя знать. Так, утренняя донка ко ров. на которой мы недавно по бывали, ознаменовалась мог 5 - чим ревом коров. Оказывается, из-за неисправностей кормоза парника животные не получили свою утреннюю порцию концент ратов, Солому в кор.моцехе нын че вообще не запаривают, хотя к тому есть все возможности. Не все гладко и с кадрами доя рок. Подчас бригадиру фермы В. П. Савосину приходится са мому брать в руки подойник, чтобы заменить не вышедшую на работу доярку. Или вот какую неприятную историю поведала недавно по ступившая на работу В. П. Зау- гарова; —Группа коров, которую ч приняла, была раньше закрепле на за М. Д. Шестаковой. Дояр ка эта уже на пенсии, поэтому в зимнее время от работы отказа лась, Животные остались бес призорными, некому дагже было позаботиться о том. чтобы раз дать коровам корм. А вот стои ло .мне проявить о них заботу. как продуктивность начала по вышаться. Но при всех этих погрешно стях есть здесь еще более суще ственный недостаток— запущен ность племенной работы. Все доярки, а также бригадир В. П. Савосин в один голос заявляют: половину коров, имеющихся на ферме, надо выбраковывать. По словам животноводов, есть здесь даже коровы, родословную ко торых сейчас уже никто не пом нит. Числятся они, как говорят, на балансе, а продукции не да ют — ни телят, ни молока. Вот справка, которую нам предста вил главный экономист совхоза Ф. К. Черкасов: в текущем году астаповцы умудрились получить всего лишь по 40 телят в расче те на 100 коров. Кстати, родиль ного отделения па ферме не име ется, в телятнике царит холод, из-за чего частым ста ,1 падеж молодняка. Более того, на фер ме до сих пор не внедрено ис кусственное осеменение живот ных, из и.меющнхся шести бжи-сов половину хоть сегодня М(>;кно списывать в расход. По словам ншвотноводов. от ветственным иа ферме из числа руководителей совхоза закреп лен главный зоотехник .'I. И. Ракитин. Каждые десять диен он приезжает на ферму, чтобы подвести итоги работы, погово рить о нуждах животноводов. II думается, вряд ли приятно Лео ниду Ивановичу подсчитывать те полкилограмма молока, кото рые получают здесь многие до ярки в расчете иа корову. По жалуй, пора ему от слов перей ти к делу, организовать работу по капитальному ремонту здеш него стада коров. Пример тому, — совхоз «Знаменский». Его' руководители, специалисты тоясе не раз подвергались критике за запущенность племенной рабо ты, консерватизм в вопросах обновления стада, И .эту крити ку они, наконец. восприняли правильно, резко ускорили по полнение маточного стада за счет забот.’шво выращенных пле менных телок. II вот результат, совхоз нынче занял по производ ству .молока лидирующее поло жение. Инициативу зиаменцоз с одобрением отмечают специа листы управления сельского хо- зяйстБЙ райисиолко.ма. Опыт знаменцев — рядс'М. ,'1. И. Ракитину, другим специс- листам и руководителям совхоза имени Л. Толстого далеко ез дить но надо. Пора, наверное, взяться за дело. Н. ГАГАРИН. В О С П И Т А Н И Е Н Р А В С Т В Е Н Н О С Т И НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В Гагаринской средней школе состоялся педагогический семи нар на тему «Нравственное вос питание учащихся — важней шая задача школы в свете ре шений XXVI сьезда КПСС». Опытом работы поделились учи теля А. П. Бугрова, Л. А. Ми хайлов, Л. А. Пашкова, А. С. Петухова, С. Е. Кунова. Мы предлагаем читателям выступление учительницы рус ского языка п литературы П. Я. Пестифоровой. Г ! РОВЛЕМЫ нравственного * воспитания лшнюсти очень актуальны. Общепризнанным ис точником нравственного воспи тания в школе является литера тура. Именно она фор.мнрует у учащихся представления о доб ре п зле, о месте и назначении человека в окружающем лшре, развивает высокие чувства. На ша задача состоит в том. чтобы как можно больше влиять на формирование хороших качеств характера учащихся. Начиная с начальных классов, в процессе изучения произведе ний обращаем внимание ребят иа богатый д\’шевньй 1 мир геро ев, учим понимать человеческие радости и горести, видеть и оце нивать доброе II злое в характе ре человека. В этом отношении велика роль учителя, который помогает ученикам погрузиться в .мир образов произведения. Чтобы понять душевные пере живания героев, необходимо на учить детей видеть границы тех ситуаций, в которых раскрыва ются характеры героев, их язык. Но это трудно для ребят младшего возраста. Оценить по ступки героев они могут по-свое му, наивно, слишком однозначно. Приведу такой пример. Мы прочитали в 4 классе рассказ о мальчике, выдавше.м товарищей, которые собирались порвать цве ты в сад\’ у одной женщины. Мальчик раскрыл намерения ре бят не открыто, а исподтишка. Предложено было учащимся от ветить письменно на вопрос; «Ка ким человеком кажется вам этот мальчик Толя?» Большинство ребят напнеало: «Толя — хороший мальчик». «Он тимуровец», «Он совершил хороший поступок» и т. д. Потом предложили ответить на вопрос: «Хотели бы вы дру жить с Толей?» Дети дали в основном отрица тельные ответы: «Нет, Толя — трус». «Ябеда», «Он сам не ос тановил мальчиков, а наблюдал, как их наказывают»,.. Почему это так? Очевидно, первый вопрос был для ребят нейтральным, они не вдумались в поступок героя, оценили лишь его внешнее поведение; мальчи ки хотели рвать цветы в чужо.м саду, Толя узнал об этом и пре дупредил хозяйку. Следователь но. он совершил .хороший посту пок, он хороший. Второй же во прос заставлял ребят сделать выбор — можно ли назвать То лю товарище.м. .можно ли с ни.м дружить. Это уже утверждение своего идеала человека. П чет вероклассники раскрывают свое представление о дружбе и това риществе. Они начинают понимать, что мотив, которым руководствовал ся Толя, хороший, но са.м посту пок вызывает осуждение. Очень полезны на уроках ли тературы упражнения на «рас шифровку» внешних проявлений героя. Когда мы спросили уча щихся, каким было отношение Герасима к городской жизни («Муму» И. С. Тургенева), как он чувствовал себя в городе, они ответили тексто.м рассказа; «Крепко не полюбилось ему сна чала его новое житье...» н т. д. По его душевное состояние, чув ство одиночества, тоска не вы зывают у ребят никаких чувств. Наша задача — по.чочь им «рас шифровать» действия героя, ко торые могут характеризовать его. Спрашиваем у учащихся, по каким признакам .можно судить о тоске, одиночестве Герасима? -А эти признаки — в са.мом тек сте, только их надо уметь ви деть; «швырял» метлу и лопату, а не «ставил»: «бросался» на землю, а не «ложился». Поче му так? Это помогает «видеть» душевное состояние героя, и слово «скучал» теперь приобре тает для ребят новое содержа ние. Программа по литературе поз воляет нам почти на каждом уроке разрешать нравственные проблемы, особенно в старших классах. О нравственно.м и патриоти ческом воспитании больше всего удаются уроки внеклассного чтения или беседы по советской литературе на тему об Отечест венной войне, о труде. В этом случае никак нельзя не остановиться на произведе ниях Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение» и Це лина». которые называют «кни гами жизни». Они дают воз-мож- ность полнее раскрыть перед молоды.м поколением величие и непреходящее значение ратного и трудового подвига нашего на рода' Для сегодняшних и будущих поколений при.мером, достойным подражания, есть и будет высо конравственное отношение стар ших к своему долгу перед Роди ной, к своим высоким обязанно- СТЯЛ 1 гражданина Советского Со юза. II вот это все самое лучшее, что накоплено нравственным опы- то.м прошлого, мы должны разъ яснять молодежи, используя в своей работе книги Л. И. Бреж нева. Детей, читавших книги о вои не, в воспо,мннаниях о Малой зе.мле поражает и стремление бойцов после госпиталя вер нуться в свою часть, и то, как перед боем они дают клятву быть верными защитниками Ро дины, и их любовь к то.му клоч ку зе.мли, что они защищают. Это заставляет ребят зад^•- маться над тем, каким мужест- венны.м, сильным оказалось по коление людей 40-х годов, го товых пожертвовать собой для любимой Отчизны. Обращается внимание на то, что у них была воспитанная в себе привычка к порядку, дисциплине, умение подчинить личное общественно му. Заокеанские политики счита ли, что 25 лет понадобится со ветскому народу, чтобы восста новить разрушенное войной хо зяйство. Но советские люди сде лали невозможное — всего за какой-то год восстановили слож нейшее производство, и уже вес ной 1947 года электростанция на Днепре дала энергию. Очень хорошо рассказал об это.м Л. И. Брежнев в книге «Возрожде ние», с которой учащиеся позна комились дома и в классе во время бесед по советской лите ратуре. Учитель обращает вни мание ребят на характеры совет ских людей, как -Анна Лошкаре- ва и другие, которые, забыв о себе, делали все для нашего луч шего будущего. Забота о советском человеке, руководящая роль партии, един ство партии и народа, "совет ский гуманизм — вот далеко не полный перечень тех проблем, которые разрешаются в трило гии Л. П. Брежнева. Возрождение!- — это раз думья о глубине и величии тру дового подвига народа в восста новительный период, о ленин ском стиле партийного руковод ства, об ответственности за по рученное дело, о смысле чело веческих отношений. И эти мысли получили свое продолжение в книге «Целина..-, из которой учащиеся могут уви деть, какие трудности пережили участники целинной эпопеи. С большим волнением и ин тересом слушали ребята письмо Василия Рагу зова своим детям, написанное замерзающими паль цами; • Я поехал на целину, что бы наш народ жил оогаче и кра ше. Я хотел, чтобы вы продол жили мое дело. Са.мое главное —нужно быт 1 . в жизни челове ком». Заострялось внн.мание ребят на трм, что это обращение Ра- гузова не только к Владимиру и -Александру Рагузовым. :это об ращение к молодежи. В книге «Целина» - .1. И. Брежнев затрагивает нроб.че.му героиз.ма; «'Героическое начало проявляется по-разному... Есть героиз.м момента. Есть героизм тяжелых периодов в жизни все го народа — примеро.м может служить война. И есть героизм будней, когда со:шательно и доб ровольно люди обрекают себя на тяготы, зная, что в другом месте их могло бы и не быть. Считаю, что люди целины пока зали себя героями». Мы убеждаем учащихся, что не только на войне люди совер шают подвиги, для этого везде можно найти место. Вспомните у М. Горького: «В жизни всегда есть место подвигам». Огромное эмоционально-вос питательное воздействие иа де тей оказывает знакомство с те ми местами из «Целины», где автор рассказывает о скромных, по духовно богатых людях. «За свою жизнь я не раз убеждал ся, что подлинные герои в обы чной обстановке бывают, как правило, скромными, не очень заметными. Они просто и без отказно делают свое дело». Таки.м был тракторист совхо за «Дальний» Целиноградской области Даниил Нестеренко, по гибший на целине. Только пос ле его смерти окружающие лю ди узнали, что ои Герой Совет ского Союза. Семнадцать лет -отдала Евдо кия Занчукова целинной земле, которую полюбила. II, умирая, просила друзей; <■Не ставьте ни какой ограды на моей могиле, не отделяйте меня от степи...» «Есть хлеб — будет и песня». — пишет Л. Н. Брежнев. .Это очень хорошие слова, которые должны быть поняты учащими ся. Тот. кто знает цену хлеба, никогда не бросит егб на землю. Воспитывать у ребят уважитель ное, бережное отношение к хле бу — значит воспитывать ува жение к людял!, к тем. кто его растит. Таким образом мы приходим к мысли о том, что эти книги — не только воспоминания, но и ру ководство к действию. В них ав тор раскрывает принципы и чер ты ленинского стиля в партий ной работе. На все эти вопросы .мы стараемся обратить внима ние учащихся, чтобы они хоть что-то взяли для себя. лЛя сво ей жизни, сммели бы понять, что из малых дел строится боль шое — наше настоящее и буду щее. Н. НЕСТИФОРОВА, преподаватель Гагаринском средней школы. Смоленская область. .Цорпг.г бужский завод ;:! 1 лны,\ удобренш! — один 113 крути ншн.ч носгапщн- кп". внтамнмоп нлюородня для сельского хозяйпна Исчерножч- НОЙ зоны. В этом |■(IЯу буц-'г п|) 1 . и.жеДсШ) ам.миачной 1 слмтры н ам миака Н( 1 чгн на 85 миллноно!' руб. 1 сн. О д н о в р сМ СШ 11' с ч м п у с к ( 1 М м р ,;- дхкцнн- нродо.тжа'-Т'.я 1-|ронк-.и, сгпо .5,130.01. в оди 1 ш.чдиа юн ня тнлетке будет введен в строй но вый комплекс по нронзво.-и ■;-,у 1 МП- рофоскн. Его М о щ н о е 1 Ь — 5 5 0 1 Ы- СЯЧ 1оНН продукции В ГОД Иа снимке; мрош-рка работ агр. ■ I .'.'ов установки ■\-пшак-2« Фот г. Калачьяна. (ф| ■о.хрошнса Т.ЧСС; М еры п рин я ты ПОЧТА ЗАПАЗДЫВАЕГо Под такн.м заголовком в .V» 1в.'! нашей газеты от 1,5 октября бы.т опубликовано пись.мо доярки сов хоза «Пламя» Т. Фн.тнной, в кото ром рассказывалось о перебоях е доставкой почты в с. Загрядчино. О несвоевременной доставке поч ты также сообщали в газету жнтс ли улицы :Молодежной с. Домачи. Исполняющая обязанности на чальннкл районного узла связи Р. Н. Егорова ответила газете, что перебои с доставкой почты проис ходили из-за нехватки маши 11 . Фактически все почтовые отделе ния в течение года обслужива.тл одна машина, вторая стояла из-за поломки. Сейчас РУС выделена новая машина, что позволит улуч шить доставку почты в населенные пункты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz