Путь Ильича. 1981 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1981 г. (п. Лев-Толстой)

Г" ОВОРЯТ, что жи вотноводы ^ Астаповского отделения сов­ хоза имени Л. Толстого ког­ да-то славились производством молока. По словам старожилов, в то время пудовые удои молока от коровы были обычным делом. А вот теперь уже более деся­ ти лет коллектив является от­ стающим не только в совхозе, но и в районе. В прошлом году, )шпример, в среднем от коровы здесь было получено по 1.661 килограмму молока. Такой удой лишь немногим лучше годового показателя Орловской фермы совхоза «Домачевский*, коллек­ тив которой вообще замыкает райюнную сводку. Отставанию астаповцев нт первый взгляд трудно поверить. Ведь именно в этом отделении трудятся большие мастера кор­ мопроизводства. Так, кукурузо­ вод отделения' И. И. Пахомов нередко добивается рекордного урожая кукурузы, накашивая до .‘350—400 центнеров зеленой массы с гектара. Даже в нынеш­ нем году, когда урожайность этой культуры в большинстве хозяйств не превышает 45 -70 центнеров с гектара, Иван Ива­ нович все же получил ее вдвое больше. А ведь кукуруза —это в зимнее время силос — прек­ расный молокогонный корм для скота. И, казалось, животново­ дам отделения должно быть стыдно за отставание даже пото- НА КОНТРОЛЕ — ЗИМОВКА СКОТА СТАДО НАДО ОБНОВЛЯТЬ 1 Му, что рядом с ни.ми трудится такой заботливый механизатор, не жалеющий сил для создания надежной кормовой базы для об­ щественного скота. А надои молока все же оста­ ются мизерными. Если многие передовики животноводства рай­ она получили за одиннадцать месяцев нынешнего года по две тысячи с лишним килограммов молока от коровы и выполнили уже личные годовые обязатель­ ства, то об астаповцах этого сказать нельзя. Самый лучший показатель здесь у доярки В. Н Сапосиной, получившей с нача­ ла года по* 1.847 килограммов молока в расчете на корову. По на доске показателей, вывешен- 11011 в красном уголке фермы, есть весьма незавидные цифры. Так, удой коров в группе дояр­ ки Т. С. Кондрашовой составля­ ет лишь 1.189 килограммов. Л вот ноябрьские показатели; днев- исй надой молока в .этом меся­ це едва превышает один килог­ рамм, а в группе коров доярки М. Д. Шестаковой — чуть бо­ лее 500 граммов. Одной какой-то причиной объ­ яснить отставание астаповцев, конечно, нельзя. Есть здесь и организационные неполадки, и кормовая проблема дает себя знать. Так, утренняя донка ко­ ров. на которой мы недавно по­ бывали, ознаменовалась мог 5 - чим ревом коров. Оказывается, из-за неисправностей кормоза­ парника животные не получили свою утреннюю порцию концент­ ратов, Солому в кор.моцехе нын­ че вообще не запаривают, хотя к тому есть все возможности. Не все гладко и с кадрами доя­ рок. Подчас бригадиру фермы В. П. Савосину приходится са­ мому брать в руки подойник, чтобы заменить не вышедшую на работу доярку. Или вот какую неприятную историю поведала недавно по­ ступившая на работу В. П. Зау- гарова; —Группа коров, которую ч приняла, была раньше закрепле­ на за М. Д. Шестаковой. Дояр ка эта уже на пенсии, поэтому в зимнее время от работы отказа­ лась, Животные остались бес­ призорными, некому дагже было позаботиться о том. чтобы раз­ дать коровам корм. А вот стои­ ло .мне проявить о них заботу. как продуктивность начала по­ вышаться. Но при всех этих погрешно­ стях есть здесь еще более суще­ ственный недостаток— запущен­ ность племенной работы. Все доярки, а также бригадир В. П. Савосин в один голос заявляют: половину коров, имеющихся на ферме, надо выбраковывать. По словам животноводов, есть здесь даже коровы, родословную ко­ торых сейчас уже никто не пом­ нит. Числятся они, как говорят, на балансе, а продукции не да­ ют — ни телят, ни молока. Вот справка, которую нам предста­ вил главный экономист совхоза Ф. К. Черкасов: в текущем году астаповцы умудрились получить всего лишь по 40 телят в расче­ те на 100 коров. Кстати, родиль­ ного отделения па ферме не име­ ется, в телятнике царит холод, из-за чего частым ста ,1 падеж молодняка. Более того, на фер­ ме до сих пор не внедрено ис­ кусственное осеменение живот­ ных, из и.меющнхся шести бжи-сов половину хоть сегодня М(>;кно списывать в расход. По словам ншвотноводов. от­ ветственным иа ферме из числа руководителей совхоза закреп­ лен главный зоотехник .'I. И. Ракитин. Каждые десять диен он приезжает на ферму, чтобы подвести итоги работы, погово­ рить о нуждах животноводов. II думается, вряд ли приятно Лео­ ниду Ивановичу подсчитывать те полкилограмма молока, кото­ рые получают здесь многие до­ ярки в расчете иа корову. По жалуй, пора ему от слов перей­ ти к делу, организовать работу по капитальному ремонту здеш­ него стада коров. Пример тому, — совхоз «Знаменский». Его' руководители, специалисты тоясе не раз подвергались критике за запущенность племенной рабо­ ты, консерватизм в вопросах обновления стада, И .эту крити­ ку они, наконец. восприняли правильно, резко ускорили по­ полнение маточного стада за счет забот.’шво выращенных пле­ менных телок. II вот результат, совхоз нынче занял по производ­ ству .молока лидирующее поло­ жение. Инициативу зиаменцоз с одобрением отмечают специа­ листы управления сельского хо- зяйстБЙ райисиолко.ма. Опыт знаменцев — рядс'М. ,'1. И. Ракитину, другим специс- листам и руководителям совхоза имени Л. Толстого далеко ез­ дить но надо. Пора, наверное, взяться за дело. Н. ГАГАРИН. В О С П И Т А Н И Е Н Р А В С Т В Е Н Н О С Т И НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В Гагаринской средней школе состоялся педагогический семи­ нар на тему «Нравственное вос­ питание учащихся — важней­ шая задача школы в свете ре­ шений XXVI сьезда КПСС». Опытом работы поделились учи­ теля А. П. Бугрова, Л. А. Ми­ хайлов, Л. А. Пашкова, А. С. Петухова, С. Е. Кунова. Мы предлагаем читателям выступление учительницы рус­ ского языка п литературы П. Я. Пестифоровой. Г ! РОВЛЕМЫ нравственного * воспитания лшнюсти очень актуальны. Общепризнанным ис­ точником нравственного воспи­ тания в школе является литера­ тура. Именно она фор.мнрует у учащихся представления о доб­ ре п зле, о месте и назначении человека в окружающем лшре, развивает высокие чувства. На­ ша задача состоит в том. чтобы как можно больше влиять на формирование хороших качеств характера учащихся. Начиная с начальных классов, в процессе изучения произведе­ ний обращаем внимание ребят иа богатый д\’шевньй 1 мир геро­ ев, учим понимать человеческие радости и горести, видеть и оце­ нивать доброе II злое в характе­ ре человека. В этом отношении велика роль учителя, который помогает ученикам погрузиться в .мир образов произведения. Чтобы понять душевные пере­ живания героев, необходимо на­ учить детей видеть границы тех ситуаций, в которых раскрыва­ ются характеры героев, их язык. Но это трудно для ребят младшего возраста. Оценить по­ ступки героев они могут по-свое­ му, наивно, слишком однозначно. Приведу такой пример. Мы прочитали в 4 классе рассказ о мальчике, выдавше.м товарищей, которые собирались порвать цве­ ты в сад\’ у одной женщины. Мальчик раскрыл намерения ре­ бят не открыто, а исподтишка. Предложено было учащимся от­ ветить письменно на вопрос; «Ка­ ким человеком кажется вам этот мальчик Толя?» Большинство ребят напнеало: «Толя — хороший мальчик». «Он тимуровец», «Он совершил хороший поступок» и т. д. Потом предложили ответить на вопрос: «Хотели бы вы дру­ жить с Толей?» Дети дали в основном отрица­ тельные ответы: «Нет, Толя — трус». «Ябеда», «Он сам не ос­ тановил мальчиков, а наблюдал, как их наказывают»,.. Почему это так? Очевидно, первый вопрос был для ребят нейтральным, они не вдумались в поступок героя, оценили лишь его внешнее поведение; мальчи­ ки хотели рвать цветы в чужо.м саду, Толя узнал об этом и пре­ дупредил хозяйку. Следователь­ но. он совершил .хороший посту­ пок, он хороший. Второй же во­ прос заставлял ребят сделать выбор — можно ли назвать То­ лю товарище.м. .можно ли с ни.м дружить. Это уже утверждение своего идеала человека. П чет­ вероклассники раскрывают свое представление о дружбе и това­ риществе. Они начинают понимать, что мотив, которым руководствовал­ ся Толя, хороший, но са.м посту­ пок вызывает осуждение. Очень полезны на уроках ли­ тературы упражнения на «рас­ шифровку» внешних проявлений героя. Когда мы спросили уча­ щихся, каким было отношение Герасима к городской жизни («Муму» И. С. Тургенева), как он чувствовал себя в городе, они ответили тексто.м рассказа; «Крепко не полюбилось ему сна­ чала его новое житье...» н т. д. По его душевное состояние, чув­ ство одиночества, тоска не вы­ зывают у ребят никаких чувств. Наша задача — по.чочь им «рас­ шифровать» действия героя, ко­ торые могут характеризовать его. Спрашиваем у учащихся, по каким признакам .можно судить о тоске, одиночестве Герасима? -А эти признаки — в са.мом тек­ сте, только их надо уметь ви­ деть; «швырял» метлу и лопату, а не «ставил»: «бросался» на землю, а не «ложился». Поче­ му так? Это помогает «видеть» душевное состояние героя, и слово «скучал» теперь приобре­ тает для ребят новое содержа­ ние. Программа по литературе поз­ воляет нам почти на каждом уроке разрешать нравственные проблемы, особенно в старших классах. О нравственно.м и патриоти­ ческом воспитании больше всего удаются уроки внеклассного чтения или беседы по советской литературе на тему об Отечест­ венной войне, о труде. В этом случае никак нельзя не остановиться на произведе­ ниях Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение» и Це­ лина». которые называют «кни­ гами жизни». Они дают воз-мож- ность полнее раскрыть перед молоды.м поколением величие и непреходящее значение ратного и трудового подвига нашего на­ рода' Для сегодняшних и будущих поколений при.мером, достойным подражания, есть и будет высо­ конравственное отношение стар­ ших к своему долгу перед Роди­ ной, к своим высоким обязанно- СТЯЛ 1 гражданина Советского Со­ юза. II вот это все самое лучшее, что накоплено нравственным опы- то.м прошлого, мы должны разъ ­ яснять молодежи, используя в своей работе книги Л. И. Бреж­ нева. Детей, читавших книги о вои­ не, в воспо,мннаниях о Малой зе.мле поражает и стремление бойцов после госпиталя вер­ нуться в свою часть, и то, как перед боем они дают клятву быть верными защитниками Ро ­ дины, и их любовь к то.му клоч­ ку зе.мли, что они защищают. Это заставляет ребят зад^•- маться над тем, каким мужест- венны.м, сильным оказалось по­ коление людей 40-х годов, го­ товых пожертвовать собой для любимой Отчизны. Обращается внимание на то, что у них была воспитанная в себе привычка к порядку, дисциплине, умение подчинить личное общественно­ му. Заокеанские политики счита­ ли, что 25 лет понадобится со­ ветскому народу, чтобы восста­ новить разрушенное войной хо­ зяйство. Но советские люди сде­ лали невозможное — всего за какой-то год восстановили слож­ нейшее производство, и уже вес­ ной 1947 года электростанция на Днепре дала энергию. Очень хорошо рассказал об это.м Л. И. Брежнев в книге «Возрожде­ ние», с которой учащиеся позна­ комились дома и в классе во время бесед по советской лите­ ратуре. Учитель обращает вни­ мание ребят на характеры совет­ ских людей, как -Анна Лошкаре- ва и другие, которые, забыв о себе, делали все для нашего луч­ шего будущего. Забота о советском человеке, руководящая роль партии, един­ ство партии и народа, "совет­ ский гуманизм — вот далеко не полный перечень тех проблем, которые разрешаются в трило­ гии Л. П. Брежнева. Возрождение!- — это раз­ думья о глубине и величии тру­ дового подвига народа в восста­ новительный период, о ленин­ ском стиле партийного руковод­ ства, об ответственности за по­ рученное дело, о смысле чело­ веческих отношений. И эти мысли получили свое продолжение в книге «Целина..-, из которой учащиеся могут уви­ деть, какие трудности пережили участники целинной эпопеи. С большим волнением и ин­ тересом слушали ребята письмо Василия Рагу зова своим детям, написанное замерзающими паль­ цами; • Я поехал на целину, что­ бы наш народ жил оогаче и кра­ ше. Я хотел, чтобы вы продол­ жили мое дело. Са.мое главное —нужно быт 1 . в жизни челове­ ком». Заострялось внн.мание ребят на трм, что это обращение Ра- гузова не только к Владимиру и -Александру Рагузовым. :это об­ ращение к молодежи. В книге «Целина» - .1. И. Брежнев затрагивает нроб.че.му героиз.ма; «'Героическое начало проявляется по-разному... Есть героиз.м момента. Есть героизм тяжелых периодов в жизни все­ го народа — примеро.м может служить война. И есть героизм будней, когда со:шательно и доб­ ровольно люди обрекают себя на тяготы, зная, что в другом месте их могло бы и не быть. Считаю, что люди целины пока­ зали себя героями». Мы убеждаем учащихся, что не только на войне люди совер­ шают подвиги, для этого везде можно найти место. Вспомните у М. Горького: «В жизни всегда есть место подвигам». Огромное эмоционально-вос­ питательное воздействие иа де­ тей оказывает знакомство с те­ ми местами из «Целины», где автор рассказывает о скромных, по духовно богатых людях. «За свою жизнь я не раз убеждал­ ся, что подлинные герои в обы­ чной обстановке бывают, как правило, скромными, не очень заметными. Они просто и без­ отказно делают свое дело». Таки.м был тракторист совхо­ за «Дальний» Целиноградской области Даниил Нестеренко, по­ гибший на целине. Только пос­ ле его смерти окружающие лю­ ди узнали, что ои Герой Совет­ ского Союза. Семнадцать лет -отдала Евдо­ кия Занчукова целинной земле, которую полюбила. II, умирая, просила друзей; <■Не ставьте ни­ какой ограды на моей могиле, не отделяйте меня от степи...» «Есть хлеб — будет и песня». — пишет Л. Н. Брежнев. .Это очень хорошие слова, которые должны быть поняты учащими­ ся. Тот. кто знает цену хлеба, никогда не бросит егб на землю. Воспитывать у ребят уважитель­ ное, бережное отношение к хле­ бу — значит воспитывать ува­ жение к людял!, к тем. кто его растит. Таким образом мы приходим к мысли о том, что эти книги — не только воспоминания, но и ру­ ководство к действию. В них ав­ тор раскрывает принципы и чер­ ты ленинского стиля в партий­ ной работе. На все эти вопросы .мы стараемся обратить внима­ ние учащихся, чтобы они хоть что-то взяли для себя. лЛя сво­ ей жизни, сммели бы понять, что из малых дел строится боль­ шое — наше настоящее и буду­ щее. Н. НЕСТИФОРОВА, преподаватель Гагаринском средней школы. Смоленская область. .Цорпг.г бужский завод ;:! 1 лны,\ удобренш! — один 113 крути ншн.ч носгапщн- кп". внтамнмоп нлюородня для сельского хозяйпна Исчерножч- НОЙ зоны. В этом |■(IЯу буц-'г п|) 1 . и.жеДсШ) ам.миачной 1 слмтры н ам­ миака Н( 1 чгн на 85 миллноно!' руб. 1 сн. О д н о в р сМ СШ 11' с ч м п у с к ( 1 М м р ,;- дхкцнн- нродо.тжа'-Т'.я 1-|ронк-.и, сгпо .5,130.01. в оди 1 ш.чдиа юн ня тнлетке будет введен в строй но­ вый комплекс по нронзво.-и ■;-,у 1 МП- рофоскн. Его М о щ н о е 1 Ь — 5 5 0 1 Ы- СЯЧ 1оНН продукции В ГОД Иа снимке; мрош-рка работ агр. ■ I .'.'ов установки ■\-пшак-2« Фот г. Калачьяна. (ф| ■о.хрошнса Т.ЧСС; М еры п рин я ты ПОЧТА ЗАПАЗДЫВАЕГо Под такн.м заголовком в .V» 1в.'! нашей газеты от 1,5 октября бы.т опубликовано пись.мо доярки сов­ хоза «Пламя» Т. Фн.тнной, в кото­ ром рассказывалось о перебоях е доставкой почты в с. Загрядчино. О несвоевременной доставке поч­ ты также сообщали в газету жнтс ли улицы :Молодежной с. Домачи. Исполняющая обязанности на чальннкл районного узла связи Р. Н. Егорова ответила газете, что перебои с доставкой почты проис­ ходили из-за нехватки маши 11 . Фактически все почтовые отделе­ ния в течение года обслужива.тл одна машина, вторая стояла из-за поломки. Сейчас РУС выделена новая машина, что позволит улуч­ шить доставку почты в населенные пункты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz