Путь Ильича. 1981 г. (п. Лев-Толстой)
ПОВЫШАТЬ КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 25 августа состоялось районное совещание учителей. С докладом «О работе органов народного образования, педагогических коллек- гивов школ по повышению качества обучения и воспитания учащих ся в свете решений XXVI съезда КПСС» выступил заведующий рай онным отделом народного образования М. А. РЫНДИН. На этой странице публикуется отчет о работе совещания. 1_1 ЫНЕШНЕЕ августовское * * совещание учителей прохо дит в обстановке небывалого трудового подъема, вызванного грандиозными решениями исто рического XXVI съезда КПСС, сказал докладчик. Эти решения, проникнутые большой заботой о людях, с воодушевлением вос приняли в наших педагогических коллективах. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года» намечено последовательное осу ществление .экономической стра тегии, высшая цель которой — неуклонный подъем материаль ного и культурного уровня 'ЖИЗ НИ народа, создание лучших ус ловий для всесто 1 Юннего разви тия личности. В решении этих масштабных задач немалая роль отведена органам народного об разования. Проблемы, которые поставил XXVI съезд КПСС, побу-лщают работников народного образова ния критически проанализиро вать свою деятельность, более обстоятельно рассмотреть ряд вопросов, в том числе связан ных со средним обра.зованием. За прошедший учебный год средне^ образование в дневных школах района получили 279 человек. 9.3 заочно. Для по лучения ка-лсдым среднего обра зования у нас имеются все воз можиостн. В школах хорошая материальная база, недко.тлек- тивы располагают современны ми приемами н метода.ми обу чения. 80 процентов учителей I— 10 классов основных предме тов имеют высшее образование и большой педагогический опыт. Однако несмотря на это, в 1980 -1981 учебном году мы работали значительно хуже по многи.м показателям. Во-первых, возросла убыль учащихся из 9 - 10 классов. За год их выбыло 10 человек, а убыль по району со ставила 2 , 6 процента, тогда как в прощ.юм году ее вовсе ие бы ло. Отсев допустили Лев-Тол- стовская, Домачевская, Топов- ская, Первомайская, Знаменская средние школы. Причина в том, что из 8 классов ребята выхо дят со слабыми знаниями, поэто му программу старших классов они усвоить не в состоянии. Здесь сказывается слабый конт роль со стороны руководителей школ, роно за учебно-воспита тельной работой. П 1 )едотвраще- 1 ше отсева учащихся из стар ших классов должно стать пред метом особой заботы учителей. Но посадить всех выпускни ков восьмых классов за парты— еще не все. Школа является ос новным каналом для получения среднего образования, но не единственным. Продолжают раз виваться, завоевывая все боль шее признание, средние профес сионально-технические училища. В них должны направляться до 40 процентов выпускников-вось- миклассников. Но эту задачу не решить, если педколлективы, как .это еще случается, будут за ботиться только о наборе в 9 классы. Не справились в этом году с планом комплектования ПТУ Первомайская, Лд 42 име ни Л. Н. Толстого средние и Новочемодановская восьмилет няя школы. В Основных направлениях ска зано об обеспечении^болёе пол ного удовлетворения потреб ностей страны в специа листах и квалифицированных рабочих. Необходимо ие только научить и воспитать учащихся, но и сфор.мировать у них комму нистическое отношение к труду, готовность работать там. где осо бенно ощущается нужда в кад рах. В школах стало больше вни мания уделяться качеству обуче ния. Развиваются такие формы проведения уроков, как уроки- лекции, семинары, лабораторные работы, экскурсии. Повсемест ное распространение в школах получила кабинетная система занятий. Эта система способст вует совершенствованию педаго гического обеспечения учебно- воспитательного процесса. Боль- *шую работу по совершенство ванию кабинетной системы, соз данию учебио-.методических ком плексов проводят педколлекти вы Лев-Толстовской, Знамен ской. Топовско 11 средних школ. В этом учебно.м году взялись за оформление и создание учебных кабинетов в Митягинской и Зо лотушинской средних школах. Но есть и противоположные при меры. Пока ничего ие сделано в Домачевской и Первомайской школах. Работать здесь продол жают по-старинке, хотя точно доказано, что введение каби нетной системы обучения позво ляет давать учащимся более глубокие и прочные знания. В 1980—81 учебном году ус певаемость по району составила 99,3 процента, а в 1979—1980 — 99,6 процента. Только две средние школы — Знаменская и Первомайская и все восьмилет- иие закончили учебный год без второгодников. Заметно сдали позиции Золотушнпская, Топов- ская, Домачевская средние школы. Значительно ниже каче ство знаний в Гагаринской, Го- ловинщинской, Митягинской сред 1 * 1 х школах В районе не.мало школ, где дают учащимся глубокие проч ные знания и осуществляется в органическом единстве обучение и воспитание. Взять, к при.меру, Знаменскую среднюю школу. В педколлективе создана атмосфе ра творчества, уроки проводятся на высоком методическом, идей но-теоретическом уровне. Для этой школы характерны знание индивидуальных особенностей ка'ждого ребенка, связь обучения с ишзиью. Хороших результатов по повышению качества знаний добились Лев-Толстовская. Б,- Карповская, Ильинская. Ново чемодановская школы. Слабым звеном в работе средних и воеьмнлетннх школ являются начальные классы. Когда учащиеся приходят в чет вертые классы, то выясняется, что они не приучены к самосто ятельной работе с книгой, мно гие ие умеют бегло читать. В нашем районе немало высо коквалифицированных педаго гов, в полной мере использую щих большие возможности уро ка. По итогам десятой пятилетки группа работников народногс» образования была награждена высокими правительственными иаграда.ми. Высокое звание «За служенный учитель школы РСФСР» присвоено заведующей Троицкой начальной школой В, А. Самохиной. Орденом «Знак Почета» награждена учи тельница Лев-Толстовской сред ней школы В. П. Челюканова. .Заслуживают похвалы учителя ШКО .-1 М, М. Матюнина (Лев Толстовская средняя), В. А Бельмесова и И. С. Жаворонке ва (Топовская средняя), 3. В Потапова (Золотушинская сред няя), В. С. Тырнова (Знамен ская). К сожалению, ряд учителей пока еще отстает от, требований современной школы, слабо по- по. 1 няет свой теоретический ба гаж. По разным причинам в этом году 18 педагогов не про- ш.ти переподготовку при облает ном институте усовершенство вания учителей. Во многих школах принижена роль педагогических советов, на обсуждение выносятся вопросы второстепенные, по-настоящему они ие обсуждаются, не вскры ваются причины недостатков. Конечно, в этом повинен и рай онный отдел народного образо вания. который принизил требо вательность к руководителям школ. Одна из насущных задач — улучшение трудового воспита нии учащи-хся. Сельское .хозяйство не стоит на месте, ежегодно колхозы и совхозы получают много новой сложной техники, появились в жи'аотноводстве комплексы, а это значит, что требуются мо лодые люди для освоения совер шенно новых профессий. В свя зи с эти.м перюд школой ставят ся задачи по умелой, эффектив пой постановке трудового обуче ния. Передовые учителя хорошо понимают, что обучение стано вится воспитывающим лишь тог да, когда его содер'жание орга нически связано с жизнью. Каж дый учитель, какой бы пред.мет он ни преподавал, должен по стоянно обращаться к теме тру да, показывать его героику, со действовать профессионально!' ориентации. В решении этой задачи осо бое значение, конечно, имеют уроки труда. Из 9 учителей тру да средних школ шестеро име ют высшее образование, один среднее-спецнальное, двое среднее. Как видим, качествен ный уровень невысок, а прог раыма требует от учителя зна ний по электротехнике, физике, основам агротехники, машинове дения. Поэтому, говоря об уро ках труда, надо сначала позабо титься о материальной базе тру дового обучения. А она отвечает всем современным требованиям только в ,'1ев-Толстовской и Зна менской средних школах. Здесь имеются хорошо оснащенные учебные мастерские, кабинеты автодела и .машиповедепия, уро ки проводят учителя с высшим образованием. Нельзя этого сказать о Топов скрй, Митягинской, Перво.май- скон средних школах. Так, в Топовской школе уроки труда считаются второстепенными. к>. 1 М 11 ата для занятий в мастс])- ской не оборудована, техника Д.-1Я практического проведения заняти!! не выделена. Не .аучше 1 ю.чол-;енне н в Первомайской среднс 11 школе. Трактор, выде ленный ей в прошлом году, стоит 1 ;ак экспонат. Учителя-никак не могут договориться с правлени ем колхоза «Красный путило вец» о выделении мастера-на ставника, а типовая мастерская постепенно превращается в ск.тад поломанного школьного инвентаря и мебели. Ничего не делается по улуч шению оборудования мастер ских в Золотушинской. Гагарин ской средних школах, где стоят устаревшие столярные верста ки. а станки выведены из строя. Вот и получается, что иема.'Ю молодых людей .выходят из шко.-;ы без необходимых трудо вых навыков. Проверенной формой трудо вой зака.'Ж'и старшеклассников стали ученические производст венные бригады. Их в районе было создано девять. Но своей техники, площадей земли шко . 1 Ыпе имеют. Поэтому ни о ка кой агротехнике, севооборотах ие мо;кет бь!ть и речи. Получа ется, что учащиеся изучают в школе трактор и другие сель хозмашины. а землю им не дове ряют. В основном вся помощь ученических производственных бригад сводится к обработке кормовой н сахарной свеклы. Топовской, .Митягинской, Голо- винщннской средним школам до сего времени техника даже не выделена. Чтобы поднять трудовое обу чение и воспитание в школах на уровень требований сегодняш него дня, нужна конкретная и большая помощь хозяйств не па словах, а па деле. В средних п!КО.';а;ч были проведены совме стные совещания руководителей .хозяйств и педагогических кол лективов, на них разработаны и намечены конкретные планы. Но дальше этого дело не идет. Ру 1 ;оводители колхозов и совхо зов по-пре'жнему редкие гости в школах, А результаты дают о себе знать: почти не остается молодежи в колхозах имени Ле нина, «Красный путиловец», совхозах имени М. Горького, «До.мачевский». Много недостатков в профо риентации и в самих школах. До сего времени нет кабинетов по профориентации в Домачевской, Первомайской, Головинщинской средних школах. Профориента ция сегодня одна из главных проблем, стоящих пере,г\ нами. Далее докладчик остановился па вопросах идеологической и политико-воспитательной рабо ты. проводимой среди учащихся. В жизнь школьников вошли различные олимпиады, спарта киады, слеты, сборы и другие .массовые мероприятия. Главное вии.маине. конечно, следует уде лить не их числу, а качеству каждого мероприятия. Большая, продуманная воспитательная ра бота проводится в Лев-Толстов ской, Знаменской, Гагаринской, Новочемодановской школах. В названных школах пионеры и комсомольцы активно участвуют во всех проводимых мероприя тиях, 1 ;а-,кдый находит дело п(. душе. Но нельзя сказать этого о Домачевской школе: классные часы часто срывались, политин формации переносились, ие во шли в практику уроки этики. Почти пет творческого начала е воспитательной работе с учащи мися в Золотушниской, Перво майской. Головинщинской. Круг- .'ювекой и Сланской школах. Большая работа проведена по нравственному воспитанию учащихся. Но надо признать, что сделано еще не все. В рай оне имеется пока детская пре ступность. П в этом направлении педагогическим коллективам школ совместно с родителями и общественностью предстоит мио- 1 (! поработать. Всего несколько дней оста лось до начала учебного года, сказал в заключение докладчик. Необходимо еще раз проверить готовность школ к :!анятиям. укомплектованность специали стами. организацию групп прод- .теиного дня. подвоз учащихся в школы. Когда дело касается де тей — .ме.лочей не должно быть. Первой в прениях выступила директор Гагаринской средней школы Г. С. Грачева. Она рас- с 1 ;азала участникам совещания о совместной работе школы и совхоза но трудовому воспита нию учащихся и подготовке их к сознательному выбору про фессии. Завуч Знаменской средней школы В, С. Тырнова посвятила свое выступление работе педаго гического коллектива школы и общественных организаций по сплочению ученических коллек тивов. Учительница Лев-Толстовской средней школы Н. А. Иваннико ва, рассказала о том. что их пе дагогический коллектив стре мится добиваться единства обу чения и воспитания. Большое внимание уделяет трудовому и нравствешюму воспитанию уча !цихся. Конечно, здесь велика была бы роль шефов, но они, к сожалению, принимают' мало участия в воспнтате.тыюм про- 1 щссе. На совещании такн;е высту пили председатель колхоза «За веты Ильича» Н. И. Матюнин, учительница средней школы Л1>42 имени Л. Н. Толстого С. С. Никитина, секретарь райкома ВЛКСМ по работе с учащейся молодежью Н. П. Сн.мкина, сек ретарь парткома совхоза «Пла мя» В. Д. Пантюшин, инспектор по делам иесовершеш 10 летш 1 : 1 : РОВД Н. А. Левина, директо)) .Чипецкого института усове))шен- ствова! 1 ИЯ учителей Ю. И. Исаев. На ссвещанин учителей райо на выступила секретарь ра 1 )коыа КПСС Л. М. Кузнецова. На совещании присутствовали первый секретарь райкома КПСС Э. С. Чернышов и предсе датель исполкома райсовета народных депутатов В. В. Алек сандров. Группа учителей района была награждена значками «От.шч инк народного просвещения РСФСР» и Почетными грамота- .МП .Министерства просвещения РСФСР. На снн.мке: участники совещания (слева направо) .М. В. Кузов- лева нз Кузовлевской, О. И. Фролова из Золотушинскоп, .М. С, Сесл.-вимекпн нз Кругловской, Г. С. Грачева нз Гагаринской. .\. Л. Исаев нз Головинщинской, С С. Никитина нз средцей Лв 42 имени Л Н. Толстого школ. Фото А. Гавриловой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz