Путь Ильича. 1981 г. (п. Лев-Толстой)

Путь Ильича. 1981 г. (п. Лев-Толстой)

ПОВЫШАТЬ КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 25 августа состоялось районное совещание учителей. С докладом «О работе органов народного образования, педагогических коллек- гивов школ по повышению качества обучения и воспитания учащих­ ся в свете решений XXVI съезда КПСС» выступил заведующий рай­ онным отделом народного образования М. А. РЫНДИН. На этой странице публикуется отчет о работе совещания. 1_1 ЫНЕШНЕЕ августовское * * совещание учителей прохо­ дит в обстановке небывалого трудового подъема, вызванного грандиозными решениями исто­ рического XXVI съезда КПСС, сказал докладчик. Эти решения, проникнутые большой заботой о людях, с воодушевлением вос­ приняли в наших педагогических коллективах. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года» намечено последовательное осу­ ществление .экономической стра­ тегии, высшая цель которой — неуклонный подъем материаль­ ного и культурного уровня 'ЖИЗ­ НИ народа, создание лучших ус­ ловий для всесто 1 Юннего разви­ тия личности. В решении этих масштабных задач немалая роль отведена органам народного об­ разования. Проблемы, которые поставил XXVI съезд КПСС, побу-лщают работников народного образова­ ния критически проанализиро­ вать свою деятельность, более обстоятельно рассмотреть ряд вопросов, в том числе связан­ ных со средним обра.зованием. За прошедший учебный год средне^ образование в дневных школах района получили 279 человек. 9.3 заочно. Для по­ лучения ка-лсдым среднего обра зования у нас имеются все воз можиостн. В школах хорошая материальная база, недко.тлек- тивы располагают современны­ ми приемами н метода.ми обу­ чения. 80 процентов учителей I— 10 классов основных предме­ тов имеют высшее образование и большой педагогический опыт. Однако несмотря на это, в 1980 -1981 учебном году мы работали значительно хуже по многи.м показателям. Во-первых, возросла убыль учащихся из 9 - 10 классов. За год их выбыло 10 человек, а убыль по району со­ ставила 2 , 6 процента, тогда как в прощ.юм году ее вовсе ие бы­ ло. Отсев допустили Лев-Тол- стовская, Домачевская, Топов- ская, Первомайская, Знаменская средние школы. Причина в том, что из 8 классов ребята выхо­ дят со слабыми знаниями, поэто­ му программу старших классов они усвоить не в состоянии. Здесь сказывается слабый конт­ роль со стороны руководителей школ, роно за учебно-воспита­ тельной работой. П 1 )едотвраще- 1 ше отсева учащихся из стар­ ших классов должно стать пред­ метом особой заботы учителей. Но посадить всех выпускни­ ков восьмых классов за парты— еще не все. Школа является ос­ новным каналом для получения среднего образования, но не единственным. Продолжают раз­ виваться, завоевывая все боль­ шее признание, средние профес­ сионально-технические училища. В них должны направляться до 40 процентов выпускников-вось- миклассников. Но эту задачу не решить, если педколлективы, как .это еще случается, будут за­ ботиться только о наборе в 9 классы. Не справились в этом году с планом комплектования ПТУ Первомайская, Лд 42 име­ ни Л. Н. Толстого средние и Новочемодановская восьмилет­ няя школы. В Основных направлениях ска­ зано об обеспечении^болёе пол­ ного удовлетворения потреб­ ностей страны в специа­ листах и квалифицированных рабочих. Необходимо ие только научить и воспитать учащихся, но и сфор.мировать у них комму­ нистическое отношение к труду, готовность работать там. где осо­ бенно ощущается нужда в кад­ рах. В школах стало больше вни­ мания уделяться качеству обуче­ ния. Развиваются такие формы проведения уроков, как уроки- лекции, семинары, лабораторные работы, экскурсии. Повсемест­ ное распространение в школах получила кабинетная система занятий. Эта система способст­ вует совершенствованию педаго­ гического обеспечения учебно- воспитательного процесса. Боль- *шую работу по совершенство­ ванию кабинетной системы, соз­ данию учебио-.методических ком­ плексов проводят педколлекти­ вы Лев-Толстовской, Знамен­ ской. Топовско 11 средних школ. В этом учебно.м году взялись за оформление и создание учебных кабинетов в Митягинской и Зо­ лотушинской средних школах. Но есть и противоположные при­ меры. Пока ничего ие сделано в Домачевской и Первомайской школах. Работать здесь продол­ жают по-старинке, хотя точно доказано, что введение каби­ нетной системы обучения позво­ ляет давать учащимся более глубокие и прочные знания. В 1980—81 учебном году ус­ певаемость по району составила 99,3 процента, а в 1979—1980 — 99,6 процента. Только две средние школы — Знаменская и Первомайская и все восьмилет- иие закончили учебный год без второгодников. Заметно сдали позиции Золотушнпская, Топов- ская, Домачевская средние школы. Значительно ниже каче­ ство знаний в Гагаринской, Го- ловинщинской, Митягинской сред 1 * 1 х школах В районе не.мало школ, где дают учащимся глубокие проч­ ные знания и осуществляется в органическом единстве обучение и воспитание. Взять, к при.меру, Знаменскую среднюю школу. В педколлективе создана атмосфе­ ра творчества, уроки проводятся на высоком методическом, идей­ но-теоретическом уровне. Для этой школы характерны знание индивидуальных особенностей ка'ждого ребенка, связь обучения с ишзиью. Хороших результатов по повышению качества знаний добились Лев-Толстовская. Б,- Карповская, Ильинская. Ново­ чемодановская школы. Слабым звеном в работе средних и воеьмнлетннх школ являются начальные классы. Когда учащиеся приходят в чет­ вертые классы, то выясняется, что они не приучены к самосто­ ятельной работе с книгой, мно­ гие ие умеют бегло читать. В нашем районе немало высо­ коквалифицированных педаго­ гов, в полной мере использую­ щих большие возможности уро­ ка. По итогам десятой пятилетки группа работников народногс» образования была награждена высокими правительственными иаграда.ми. Высокое звание «За­ служенный учитель школы РСФСР» присвоено заведующей Троицкой начальной школой В, А. Самохиной. Орденом «Знак Почета» награждена учи­ тельница Лев-Толстовской сред­ ней школы В. П. Челюканова. .Заслуживают похвалы учителя ШКО .-1 М, М. Матюнина (Лев Толстовская средняя), В. А Бельмесова и И. С. Жаворонке ва (Топовская средняя), 3. В Потапова (Золотушинская сред няя), В. С. Тырнова (Знамен ская). К сожалению, ряд учителей пока еще отстает от, требований современной школы, слабо по- по. 1 няет свой теоретический ба­ гаж. По разным причинам в этом году 18 педагогов не про- ш.ти переподготовку при облает ном институте усовершенство­ вания учителей. Во многих школах принижена роль педагогических советов, на обсуждение выносятся вопросы второстепенные, по-настоящему они ие обсуждаются, не вскры­ ваются причины недостатков. Конечно, в этом повинен и рай онный отдел народного образо­ вания. который принизил требо­ вательность к руководителям школ. Одна из насущных задач — улучшение трудового воспита­ нии учащи-хся. Сельское .хозяйство не стоит на месте, ежегодно колхозы и совхозы получают много новой сложной техники, появились в жи'аотноводстве комплексы, а это значит, что требуются мо­ лодые люди для освоения совер­ шенно новых профессий. В свя­ зи с эти.м перюд школой ставят ся задачи по умелой, эффектив пой постановке трудового обуче ния. Передовые учителя хорошо понимают, что обучение стано­ вится воспитывающим лишь тог­ да, когда его содер'жание орга­ нически связано с жизнью. Каж­ дый учитель, какой бы пред.мет он ни преподавал, должен по­ стоянно обращаться к теме тру­ да, показывать его героику, со­ действовать профессионально!' ориентации. В решении этой задачи осо­ бое значение, конечно, имеют уроки труда. Из 9 учителей тру­ да средних школ шестеро име­ ют высшее образование, один среднее-спецнальное, двое среднее. Как видим, качествен­ ный уровень невысок, а прог раыма требует от учителя зна­ ний по электротехнике, физике, основам агротехники, машинове­ дения. Поэтому, говоря об уро­ ках труда, надо сначала позабо­ титься о материальной базе тру­ дового обучения. А она отвечает всем современным требованиям только в ,'1ев-Толстовской и Зна­ менской средних школах. Здесь имеются хорошо оснащенные учебные мастерские, кабинеты автодела и .машиповедепия, уро­ ки проводят учителя с высшим образованием. Нельзя этого сказать о Топов скрй, Митягинской, Перво.май- скон средних школах. Так, в Топовской школе уроки труда считаются второстепенными. к>. 1 М 11 ата для занятий в мастс])- ской не оборудована, техника Д.-1Я практического проведения заняти!! не выделена. Не .аучше 1 ю.чол-;енне н в Первомайской среднс 11 школе. Трактор, выде ленный ей в прошлом году, стоит 1 ;ак экспонат. Учителя-никак не могут договориться с правлени­ ем колхоза «Красный путило вец» о выделении мастера-на ставника, а типовая мастерская постепенно превращается в ск.тад поломанного школьного инвентаря и мебели. Ничего не делается по улуч­ шению оборудования мастер­ ских в Золотушинской. Гагарин­ ской средних школах, где стоят устаревшие столярные верста­ ки. а станки выведены из строя. Вот и получается, что иема.'Ю молодых людей .выходят из шко.-;ы без необходимых трудо вых навыков. Проверенной формой трудо­ вой зака.'Ж'и старшеклассников стали ученические производст венные бригады. Их в районе было создано девять. Но своей техники, площадей земли шко . 1 Ыпе имеют. Поэтому ни о ка­ кой агротехнике, севооборотах ие мо;кет бь!ть и речи. Получа­ ется, что учащиеся изучают в школе трактор и другие сель хозмашины. а землю им не дове ряют. В основном вся помощь ученических производственных бригад сводится к обработке кормовой н сахарной свеклы. Топовской, .Митягинской, Голо- винщннской средним школам до сего времени техника даже не выделена. Чтобы поднять трудовое обу­ чение и воспитание в школах на уровень требований сегодняш него дня, нужна конкретная и большая помощь хозяйств не па словах, а па деле. В средних п!КО.';а;ч были проведены совме­ стные совещания руководителей .хозяйств и педагогических кол­ лективов, на них разработаны и намечены конкретные планы. Но дальше этого дело не идет. Ру 1 ;оводители колхозов и совхо­ зов по-пре'жнему редкие гости в школах, А результаты дают о себе знать: почти не остается молодежи в колхозах имени Ле­ нина, «Красный путиловец», совхозах имени М. Горького, «До.мачевский». Много недостатков в профо­ риентации и в самих школах. До сего времени нет кабинетов по профориентации в Домачевской, Первомайской, Головинщинской средних школах. Профориента­ ция сегодня одна из главных проблем, стоящих пере,г\ нами. Далее докладчик остановился па вопросах идеологической и политико-воспитательной рабо­ ты. проводимой среди учащихся. В жизнь школьников вошли различные олимпиады, спарта киады, слеты, сборы и другие .массовые мероприятия. Главное вии.маине. конечно, следует уде­ лить не их числу, а качеству каждого мероприятия. Большая, продуманная воспитательная ра­ бота проводится в Лев-Толстов­ ской, Знаменской, Гагаринской, Новочемодановской школах. В названных школах пионеры и комсомольцы активно участвуют во всех проводимых мероприя­ тиях, 1 ;а-,кдый находит дело п(. душе. Но нельзя сказать этого о Домачевской школе: классные часы часто срывались, политин­ формации переносились, ие во­ шли в практику уроки этики. Почти пет творческого начала е воспитательной работе с учащи­ мися в Золотушниской, Перво­ майской. Головинщинской. Круг- .'ювекой и Сланской школах. Большая работа проведена по нравственному воспитанию учащихся. Но надо признать, что сделано еще не все. В рай­ оне имеется пока детская пре­ ступность. П в этом направлении педагогическим коллективам школ совместно с родителями и общественностью предстоит мио- 1 (! поработать. Всего несколько дней оста­ лось до начала учебного года, сказал в заключение докладчик. Необходимо еще раз проверить готовность школ к :!анятиям. укомплектованность специали­ стами. организацию групп прод- .теиного дня. подвоз учащихся в школы. Когда дело касается де тей — .ме.лочей не должно быть. Первой в прениях выступила директор Гагаринской средней школы Г. С. Грачева. Она рас- с 1 ;азала участникам совещания о совместной работе школы и совхоза но трудовому воспита­ нию учащихся и подготовке их к сознательному выбору про­ фессии. Завуч Знаменской средней школы В, С. Тырнова посвятила свое выступление работе педаго­ гического коллектива школы и общественных организаций по сплочению ученических коллек­ тивов. Учительница Лев-Толстовской средней школы Н. А. Иваннико­ ва, рассказала о том. что их пе­ дагогический коллектив стре­ мится добиваться единства обу­ чения и воспитания. Большое внимание уделяет трудовому и нравствешюму воспитанию уча !цихся. Конечно, здесь велика была бы роль шефов, но они, к сожалению, принимают' мало участия в воспнтате.тыюм про- 1 щссе. На совещании такн;е высту­ пили председатель колхоза «За веты Ильича» Н. И. Матюнин, учительница средней школы Л1>42 имени Л. Н. Толстого С. С. Никитина, секретарь райкома ВЛКСМ по работе с учащейся молодежью Н. П. Сн.мкина, сек­ ретарь парткома совхоза «Пла­ мя» В. Д. Пантюшин, инспектор по делам иесовершеш 10 летш 1 : 1 : РОВД Н. А. Левина, директо)) .Чипецкого института усове))шен- ствова! 1 ИЯ учителей Ю. И. Исаев. На ссвещанин учителей райо­ на выступила секретарь ра 1 )коыа КПСС Л. М. Кузнецова. На совещании присутствовали первый секретарь райкома КПСС Э. С. Чернышов и предсе­ датель исполкома райсовета народных депутатов В. В. Алек­ сандров. Группа учителей района была награждена значками «От.шч инк народного просвещения РСФСР» и Почетными грамота- .МП .Министерства просвещения РСФСР. На снн.мке: участники совещания (слева направо) .М. В. Кузов- лева нз Кузовлевской, О. И. Фролова из Золотушинскоп, .М. С, Сесл.-вимекпн нз Кругловской, Г. С. Грачева нз Гагаринской. .\. Л. Исаев нз Головинщинской, С С. Никитина нз средцей Лв 42 имени Л Н. Толстого школ. Фото А. Гавриловой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz